Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Имитационное моделирование профессиональных задач и компьютерная технология их решения в процессе подготовки учащихся профессиональных
9:49 PM
Имитационное моделирование профессиональных задач и компьютерная технология их решения в процессе подготовки учащихся профессиональных
Имитационное моделирование профессиональных задач и компьютерная технология их решения в процессе подготовки учащихся профессиональных лицеев к экономической деятельности

Диссертация

Автор: Майорова, Наталья Васильевна

Название: Имитационное моделирование профессиональных задач и компьютерная технология их решения в процессе подготовки учащихся профессиональных лицеев к экономической деятельности

Справка: Майорова, Наталья Васильевна. Имитационное моделирование профессиональных задач и компьютерная технология их решения в процессе подготовки учащихся профессиональных лицеев к экономической деятельности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 1999 177 c. : 61 00-13/1011-4

Объем: 177 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 1999


Содержание:

Ф Введение
1 Информатизация и компьютеризация в процессе подготовки специалистов экономических профессий на современном этапе развития общества
11 Состояние и основные направления развития компьютерной подготовки специалистов экономических профессий в современных условиях
12 Системный и функционально - деятельностный подход к компьютерной подготовке специалистов экономических профессий и принципы ее осуществления,
13 Роль и место имитационного моделирования в процессе компьютерного обучения учащихся экономических профессий 48 Выводы
2 Имитационное моделирование профессиональных задач и технология их решения в процессе компьютерного обучения учащихся профессиональных лицеев (на примере подготовки специалистов по щ автоматизированной обработке экономической информации)
21 Теоретико - методологические основы имитационного моделирования объектов хозяйственной деятельности
22 Профессионально - экономические задачи как средство активизации обучения, компьютерная технология их решения
23 Имитационное моделирование как средство решения задач профессиональной деятельности и условия его применения
24 Дидактическая система обучения будущих специалистов по автоматизированной обработке экономической информации имитационному моделированию
Выводы
3 Экспериментальные исследования результативности дидактической системы компьютерного имитационного моделирования
31 Организация и методы экспериментального исследования
32 Эффективность подготовки специалистов экономических профессий с использованием имитационного моделирования профессиональных задач
33 Влияние экспериментального обучения на становление профессионализма и профессиональных качеств личности обучаемых
Выводы

Введение:

Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими процессами и тенденциями развития общества, науки, производства, актуализировавшими реформирование системы профессионального образования, углубляющейся информатизацией общества и всеобщей компьютеризацией системы образования.
Между современными требованиями общества к профессиональному образованию и существующим подходом к организации процесса теоретической и практической подготовки специалистов экономических профессий, недостаточно компьютеризированного и ориентированного на творческое применение электронно-вычислительной техники в обучающей и профессионально-трудовой деятельности, возникло существенное противоречие.
Актуальность темы также обусловлена ориентацией профессионального образования на решение социально значимой проблемы - повышения качества профессиональной подготовки специалистов экономических профессий за счет усиления её интегративности и углубления компьютеризации этого процесса, с целью сознательного овладения будущими специалистами информационной технологией как необходимым компонентом профессиональной деятельности экономиста-бухгалтера.
Учитывая, что в условиях существенного усложнения технической и социальной инфраструктуры экономической деятельности специалистов среднего звена во всех сферах производства актуальной становится профессиональная подготовка их к прикладному применению информационных технологий, а в их рамках - к творческому использованию имитационных методов проектирования и решения различных экономических проблем.
Опыт практической работы и изучение состояния профессиональной подготовки и функциональной деятельности специалистов экономического профиля по автоматизированной обработке информации, а также анализ тенденций их дальнейшего развития указывают на объективную потребность переосмысления и реформирования системы профессионального образования в рамках ее содержания и методов компьютерной подготовки. В современных условиях становится более целесообразной подготовка специалистов интегрированного характера в профессиональных заведениях нового типа (в профессиональном лицее). Центральное место должны занять специальные дисциплины, новые технологии автоматизированной обработки профессиональной информации, а также повышение уровня развития личности обучаемых. Всё это обусловливает выбор данной темы исследования и подчеркивает ее современность и перспективность применения. Выполнение данного исследования ориентировано на ин-тегративный и личностно-деятельностный подходы к профессиональному образованию, на новые информационные технологии обучения будущих специалистов по автоматизированной обработке экономической информации, на их активную учебно-профессиональную деятельность.
Цель исследования - повышение эффективности подготовки специалистов по автоматизированной обработке экономической информации в профессионально-технических учебных заведениях (лицеях, колледжах и др.).
Объект исследования - процесс обучения специалистов экономического профиля компьютерной обработке профессиональной информации.
Предмет исследования - система подготовки специалистов по автоматизированной обработке экономической информации на основе компьютерных технологий с применением имитационного моделирования и условия ее реализации.
Особенность объекта и предмета исследования обусловлена социально-экономическим развитием общества и его системы образования, спецификой реформирования в современных условиях профессионально-технических заведений, обеспечивающих интегративную, многопрофильную и многоуровневую подготовку специалистов среднего звена, таковыми являются технические лицеи.
Гипотеза исследования: повышение эффективности профессиональной подготовки и повышение компьютерной культуры специалистов по интегрированной группе экономических профессий может быть достигнуто, если:
• компьютеризация специальной подготовки экономистов широкого профиля в профессиональном лицее будет осуществляться с учетом тенденций информатизации общества, его современных требований к формированию профессионализма и к развитию личности будущего специалиста;
• подготовка специалистов по интегрированной группе профессий экономического профиля будет строиться с включением в неё интегративных курсов, помогающих овладеть автоматизированной обработкой экономической информации и осуществить их изучение на основе новых информационных технологий обучения, включающих в себя метод имитационного моделирования;
• проектирование новой дидактической системы компьютеризации специальной подготовки будущих экономистов будет осуществлено на основе системного, интегративного, функционально-деятельностного и информационно-технологического подходов с учетом современных достижений педагогической науки и практики;
• будут созданы условия для целесообразной, сознательной разнохарактерной и разноуровневой деятельности обучаемых по продуктивному решению учебных и производственных задач.
Задачи исследования:
1. На основе анализа философской, психологической, педагогической и специальной литературы изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике в современных условиях.
2. Проанализировать содержание функциональной деятельности и характер труда квалифицированных специалистов экономического профиля в новых социально-экономических условиях, выявить основные идеи и направления реформирования их профессиональной подготовки.
3. Спроектировать теоретическую модель и дидактическую систему изучения специальных предметов на основе использования имитационного моделирования и определить условия их реализации.
4. Экспериментально проверить эффективность дидактической системы подготовки специалистов экономических профессий по современной обработке экономической информации, обеспечивающей в компьютерном обучении реализацию имитационного моделирования, и ее влияние на развитие личности обучаемых.
Методолого - теоретической основой исследования явились: системный, интегративный, информационно-технологический, личностно-деятельностный и проблемный подходы (А.П.Беляева, М.Н.Берулава, В.П.Беспалько Н.Е.Кузнецова, В.Н.Максимова, И.И.Мархель, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, Ю.А.Шрейдер Э.Г.Юдин и др.); концепция формирования и развития личности на основе идей гуманизации и демократизации образования (А.П.Беляева, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.И.Думченко, И.М.Титова и др.); теории оптимизации и активитизации обучения, опирающиеся на комплексное представление учебно-воспитательного процесса и профессионального образования (Т.А.Арташкина, Ю.К.Бабанский, А.П.Беляева, Т.Н.Симакова, А.М.Столяров, Н.Ф.Талызина, Г.И.Щукина и д.р.); идеи междисциплинарной интеграции, позволяющие установить существенные закономерные связи в системе профессионального образования (А.П.Беляева, М.Н.Берулава, В.И.Гриценко, Н.Е.Кузнецова, и др.); концепции компьютеризации содержания профессионального образования (А.П.Беляева, Н.Е.Кузнецова, И.А.Липанова, Е.И.Машбиц, Ракитов, В.М.Тютюнник А.И. и др.).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Метод теоретического исследования: анализ стандартов профессионального образования, учебных программ и учебной документации; анализ и изучение педагогической, дидактической, научно-технической, психологической, экономической, социологической и другой научной литературы по исследуемой проблеме; моделирование и проектирование при построении системы профессионального обучения; обобщение и др.
2. Методы эмпирического исследования: прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом, педагогический эксперимент, методы оценивания результатов педагогического эксперимента (анкетирование, собеседование, тестирование, компонентный анализ, кластерный анализ и др.).
Этапы исследования. В исследовании, осуществленном в 1993 - 1997 гг., условно можно выделить четыре этапа.
На первом этапе исследования (1993 - 1994 гг.) анализировалось состояние обучения и пере подготовки специалистов, выявлялись противоречия в системах обучения и решались следующие задачи:
•проводился информационный поиск методологических и теоретических основ обучения специалистов экономических профессий;
•определялись особенности профессионального обучения по экономическим профессиям (логики, структуры, динамики, внешних и внутренних связей) на основе анализа содержания и функций профессиональной деятельности специалистов, профессионально-квалификационных характеристик, системы профессиональных задач;
•анализировалось состояние обучения и переподготовки специалистов экономических профессий в профессиональных лицеях в условиях многоуровневого образования и соответствие профессиональной подготовки современным требованиям экономики;
•выявлялись противоречия в процессе профессионального обучения учащихся экономическим профессиям и осуществлялся поиск путей их решения;
•выявлялись исходные методолого-теоретические основы исследования и направления совершенствования компьютерной подготовки учащихся;
•разрабатывалась система учебных профессиональных задач для группы экономических профессий с учетом многоуровневости образования.
На этом же этапе проводился констатирующий и поисковый эксперимент, использовались тестирование учащихся, карты самооценки профессиональных знаний, срезы, отражающие состояние изучаемого вопроса, дающие определенное представление о состоянии исследуемого объекта, опробовались отдельные дидактические материалы по имитационному моделированию.
На втором этапе (1994 - 1995 гг.) проводилась экспериментальная проверка гипотезы теоретической модели дидактической системы обучения (проверочный, уточняющий эксперимент) и решались задачи:
•создавалась теоретическая модель обучения автоматизированной обработке экономической информации на основе имитационного моделирования;
•проектировалась новая система обучения специальным предметам по интегрированной группе профессий экономического профиля и условия ее реализации;
•определялись особенности (характерные черты) организации процесса обучения учащихся экономическим профессиям с использованием компьютерных технологий, с включением в процесс профессионального обучения готовых и разрабатываемых моделей профессиональных задач;
•создавалась система профессиональных учебных задач; -выявлялись основные закономерности в организации и структурировании текстовой и графической информации в отдельных блоках моделей и модели в целом;
•уточнялись этапы компьютерной технологии решения профессиональных задач с применением имитационного моделирования в процессе профессионального обучения по экономическим профессиям;
•экспериментально опробовались группы критериев, позволяющих оценить эффективность использования в процессе профессионального обучения имитационного моделирования профессиональных задач.
На третьем этапе (1995 - 1996 гг.) в процессе теоретического исследования и формирующего эксперимента решались более конкретные задачи:
•осуществлялась проверка результатов технологии самостоятельного решения учащимися профессиональных задач с помощью имитационного моделирования на базе специально разработанных статических и динамических моделей в процессе профессионального обучения учащихся по группе экономических профессий (экономистов, бухгалтеров и др.);
•конкретизировалась дидактическая системы экспериментального обучения и подготовка различного дидактического материала определялась в зависимости от целей и методики проведения учебных занятий;
•выявлялась эффективность процесса профессионального обучения с использованием имитационного моделирования профессиональных задач на основе определения показателей, критериев, уровней.
В ходе экспериментального исследования ведущими явились: формирующий этап педагогического эксперимента, наблюдение, хронометрирование, анкетирование, беседы, экспертная оценка, анализ документов, анализ контрольных и проверочных работ, статистическая и дидактическая обработка результатов педагогического эксперимента.
На четвертом этапе (1997 г.), заключительном, проводилось обобщение результатов экспериментального исследования, обработка полученных данных математическими методами: методами математической статистики, теории распознавания образов и кластерного анализа. Делались выводы о качестве знаний и влиянии обучения на развитие личности учащегося, а также предложенной дидактической системы обучения.
Педагогический эксперимент проводился в 1993 - 1997 гг. на базе Александровского профессионального лицея Санкт-Петербурга в процессе подготовки специалистов по автоматизированной обработке экономической информации.
Научная новизна исследования заключается в следующем: -определены новые технологии решения исследуемой проблемы компьютеризации профессионального образования;
•разработаны и научно обоснованы профессионально-квалификационные требования к специалистам экономического профиля со знанием компьютерной технологии и имитационного моделирования в решении профессиональных задач согласно системе многоуровневой подготовки;
•создана и научно обоснована новая компьютерная технология имитационного моделирования и внедрена в процесс обучения для подготовки специалистов по автоматизированной обработке экономической информации;
•предложена система профессиональных задач по автоматизированной обработке экономической информации как средство повышения профессионализма и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;
•созданы теоретическая модель и дидактическая система компьютерного обучения проектированию и решению профессиональных задач разного уровня обобщенности и сложности на основе имитационного моделирования и условия их реализации;
•установлены уровни сформированности знаний и умений квалифицированного работника среднего звена по автоматизированной обработке экономической информации;
•доказана эффективность внедрения имитационного моделирования в процесс подготовки специалистов по интегрированной группе профессий экономического профиля;
•впервые в системе профессиональной подготовки для доказательства эффективности экспериментального обучения использовался кластерный анализ.
Теоретическая значимость: Выявлены и обоснованы закономерности, принципы и функции информационной деятельности учащихся профессионального лицея. Определены основные идеи, закономерности и принципы современного обучения спецтехнологиям, а также расширен аппарат средств обучения. Разработаны программы и отобрано содержание новых курсов по специальным предметам, как важнейшее условие реализации теоретической модели и дидактической системы обучения. Осуществлены системный, интегративный, междисциплинарный, функционально-деятельностный и информационно-технологический подходы к разработке дидактической системы компьютеризации учебной и познавательной деятельности учащихся. Определены условия успешной реализации данной системы в учебно-познавательном процессе; выявлена метапредметность и системаобразующая роль общекомпьютерных умений в автоматизированной обработке экономической информации и в создании их целостных автоматизированных систем. Определены специфические особенности новой информационной технологии обучения и ее влияние на развитие личности.
Практическая значимость состоит в разработке новых программ и структурировании содержания новых курсов по спецпредметам. Расширен аппарат средств обучения по спецтехнологиям за счет пакетов прикладных программ и реализации новых информационных технологий разных вариантов и конкретных методов имитационного моделирования. Разработаны и реализованы разные типы задач, включающие учащихся в разноуровневую деятельность по обработке экономической информации. Созданы методические рекомендации по организации и управлению познавательной деятельностью учащихся при изучении курсов по автоматизированной обработке экономической информации, позволяющие повысить качество профессиональной подготовки экономистов широкого профиля.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Компьютерная технология решения профессиональных задач на основе имитационного моделирования в процессе подготовки специалистов экономического профиля.
2. Теоретическая модель и дидактическая система подготовки специалистов по интегрированной группе профессий по автоматизированной обработке экономической информации.
3. Результаты экспериментального исследования, отражающие эффективность обучения и повышение компьютерной культуры.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются определением перспективных направлений решения поставленной проблемы на основе анализа состояния проблемы в профессиональной подготовке специалистов среднего звена; реализацией комплексного, личностно-деятельно-стного, интегративного и системного подходов, адекватных целям и задачам исследования; корректным сочетанием теоретических и экспериментальных методов исследования; многосторонней оценкой эффективности обучения; внедрением результатов настоящего исследования в практику педагогического коллектива профессионального лицея.
База исследования: Александровский профессиональный лицей, курсы повышения квалификации бухгалтеров.
Апробация работы. Результаты выполненного исследования были представлены на заседаниях лаборатории педагогических технологий и ученых советах Института профессионально-технического образования Российской академии наук (1994 - 1997 гг.); на международном семинаре по проблемам дидактики и химии и НИТ (Ополе, Польша, 1999 г.); на методических комиссиях Александровского профессионального лицея; в учебно-методическом центре Комитета по образованию Санкт-Петербурга (1995 г.); в материалах межвузовской научно-практической конференции, «Интегративные основы педагогического мастерства» (1995 г.); подтверждены внедрением рационализаторских предложений: «Изменение технологии сортировки файлов по заданному ключу для PC/AT»; «Изменение технологии формирования текстовых файлов для печати на IBM PC/AT»; «Технология для проигрывания музыкальных файлов в формате STM для IBM PC/AT» (1994 г.); изложены в статье «Роль и значение информационных технологий в развитии творчества профессионального мастерства» сборника научных трудов «Активные методы обучения в системе многоуровневого образования» (Санкт-Петербург, 1995 г.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 162 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz