Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Методика развивающего обучения биологии в условиях научного общества учащихся. Степанова, Наталья Петровна
9:47 PM
Методика развивающего обучения биологии в условиях научного общества учащихся. Степанова, Наталья Петровна
Методика развивающего обучения биологии в условиях научного общества учащихся

Диссертация

Автор: Степанова, Наталья Петровна

Название: Методика развивающего обучения биологии в условиях научного общества учащихся

Справка: Степанова, Наталья Петровна. Методика развивающего обучения биологии в условиях научного общества учащихся Дис. канд. пед. наук : 13.00.02 Астрахань, 2006 c. :

Объем: стр.

Информация: Астрахань, 2006


Содержание:

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСПОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГООБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ НАУЧНОГООБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ
11 Возможности научного общества учащихся для развивающегообучения биологии
12 Психолого-педагогические основы развивающего обучениябиологии в условиях научного обществаучащихся
13 Методические основы развивающего обучения биологии в научномобществе учащихся 61Выводы по главе
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ВБИОЛОГИЧЕСКОМ НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ ВУСЛОВИЯХ НЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСНЕРИМЕНТА
21, Модель методики развивающего обучения в биологическомнаучном обществе учащихся
22, Методика развивающего обучения биологии в научномобществе учащихся
23, Результаты педагогического эксперимента 140Выводы по главе ,, ;

Введение:

Актуальность исследования. Динамизм современиого развития страны,возрастание социальной роли личности, развертывание нроцессовдемократизации, гуманизации общества, интеллектуализация и экологизациячеловеческой деятельности требуют постоянного совершенствованияобразовательной системы, осуществления нерехода к качественно новомууровню образования в соответствии с новыми социально-экономическимиусловиями.В соответствии с "Национальной доктриной образования в РоссийскойФедерации", обновление школы должно происходить в направлениисоздания оптимальных условий для всестороннего развития личности сновым сознанием, с уровнем образования, отвечающим, с одной стороны,интересам, склонностям и запросам учащегося, а с другой — общекультурнымнормам, общечеловеческим идеалам [124].Формирование личности, способной к реализации своих возможностей,здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной,адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственнуюстратегию в меняющихся обстоятельствах жизни - такова подлинная цель .современного образования, отвечающая современным социальнымориентирам.Гуманистическая парадигма современного образования вызываетнеобходимость развивающего обучения, направленного на стимулирование иразвитие творческих и познавательных интересов, потребностей,наклонностей учеников.Особые возможности для развивающего обучения, обеспечивающегоразвитие познавательных потребностей, интеллектуальных и творческихспособностей учащихся, социальных и коммуникативных качеств личностисоздаются в научных обществах учащихся. Научное общество учащихся достаточно новая форма образовательного процесса, слабо разработанная вобщепедагогической и методической литературе.4Ученик в научном обществе является не объектом, воспринимающимготовые знания, а исследователем в постижении основ научных знаний.Участвуя в работе общества, ученик занимает активную поисковую позицию,* пытаясь найти ответы на интересующие его вопросы. Работа учащихся внаучном обществе создает оптимальные условия для формирования иразвития интереса школьников к биологической науке, к опытнической иисследовательской деятельности, формирует экологически грамотноеотношение к природе, вовлекает в природоохранную деятельность.Проблема развивающего обучения и проблема развитияпознавательной самостоятельной исследовательской деятельности учащихсяосвещены в работах многих педагогов и психологов (В.И. Андреев, Т.К. Ахаян, Ю.К. Бабанский, И.С. Батракова, А.П. Беляева, Т.В. Габай, В.В. Давыдов, А.В. Даринский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.). Проблема приобщения учеников кФисследовательской деятельности в области биологии, а также проблемаорганизации деятельности школьников во внеклассной работерассматриваются в работах П.В. Добрецовой, А.П. Захлебного, П.Т. Суравегиной, И.П Пономаревой, Р.К. Репиной, Д.И. Трайтака и др. Висследованиях по теории и методике обучения биологии рассматриваютсяотдельные вопросы использования учебно-исследовательской работыучащихся с целью формирования и развития системы биологических знаний,общеучебных и исследовательских умений и навыков учащихся, повышенияинтереса к биологии (Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, П.Д. Зверев, Б.Д. Комиссаров, В.М. Корсунская, A.M. Мягкова, В.В. Пасечник, П.П. Пономарева, Д.И. Трайтак и др.).Вместе с тем проблема методики развивающего обучения биологии внаучном обществе учащихся до настоящего времени остается нерешенной.ф До сих пор не определена категория научного общества учащихся, неконкретизированы его цели и задачи, структура и этапы исследовательскойдеятельности учащихся, не выделены методические условия.5обеспечивающие эффективность развивающего обучения в условияхнаучного общества учащихся.В настоящее время в теории и практике обучения биологии в средней школе сложились противоречия между социальной необходимостьюобеспечения современного качества образования на основе развитиятворческого потенциала школьника, его познавательных способностей иограниченными возможностями традиционной классно-урочной системы длярешения этой задачи; между широкими возможностями для организацииисследовательской работы школьников в области биологии и слабойразработанностью методики развивающего обучения в биологическомнаучном обществе учащихся; между становлением в практике щколынаучного общества учащихся как формы образовательного процесса побиологии и отсутствием научных основ методики развивающего обучениябиологии в условиях научного общества учащихся. Названные противоречияопределили проблему исследования, которая состоит в объективнойнеобходимости создания научно обоснованной методики развивающегообучения биологии в условиях научного общества з^ащихся.Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке;методики развивающего обучения биологии в условиях научного обществаучащихся.Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по биологиив условиях научного общества учащихся.Предмет исследования - методика развивающего обучения биологиив научном обществе 5^ащихся (цели, задачи, содержание, условия, методы иметодические приемы, диагностика).Гипотеза исследования: развивающее обучение биологии в научномобществе учащихся будет проходить более эффективно, если:- четко определены задачи биологического научного общества, направленныена формирование исследовательских умений, на развитие интеллектуальныхи творческих способностей школьников;6- определена структура биологического научного общества учащихся сучетом этапов организации исследовательской деятельности школьников;- выделены критерии выбора содержания биологических исследованийучеников;- в образовательном процессе соблюдаются определенные методическиеусловия, используются способы организации деятельности учащихся,обеспечивающие эффективность развивающего обучения;- проводится мониторинг результатов развивающего обучения биологии внаучном обществе учащихся.В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачиисследования.1. Изучить состояние проблемы исследования в общепедагогической,психологической, методической литературе и в практике школы. Уточнитьпонятие "научное общество учащихся" и сформулировать его дефиницию,определить цели, задачи, функции научного общества учащихся.2. Уточнить понятие "развивающее обучение", выделить и обосноватьпсихолого-педагогические основы методики развивающего обучениябиологии в условиях научного общества учащихся (подходы, принципы,условия) и с их учетом определить наиболее эффективную структурунаучного общества учащихся.3. Определить критерии выбора биологических тем дляисследовательской работы школьников в научном обществе учащихся,выделить эффективные способы организации исследовательскойдеятельности учащихся в биологическом научном обществе учащихся,которые необходимо включать в образовательный процесс научногообщества для реализации развивающего обучения биологии.4. Сконструировать модель методики развивающего обучения биологии внаучном обществе учащихся, реализующей системный подход к организацииисследовательской деятельности школьников.75. Разработать методику развивающего обучения биологии вобществе учащихся и проверить ее эффективность в условияхнедагогического эксперимента.Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезыисследования использовались следующие методы:теоретические: анализ и синтез методологической, общепедагогической,психологической, методической литературы, учебно-программных,методических документов, сравнение и обобщение достиженийотечественной и зарубежной педагогики, прогнозирование, моделирование,эмпирические: систематические прямые и косвенные наблюдения в школе,интервьюирование, собеседование, анкетирование, опрос, педагогическийэксперимент, обобщение педагогического опыта.статистические: математическая и статистическая обработка данныхэксперимента, графическое представление результатов эксперимента.Методологической основой исследования явились следующие положения.На общефилософском уровне: теория человеческой деятельности, теорияформирования и развития личности; методологические подходы - системный(С.Я. Баев, А.П. Беляева, Н.В. Бордовская, Н.В. Кузьмина, В.Я. Сквирский,Г.И. Щукина и др.) и интегративный (А.И. Беляева, B.C. Безрукова, Н.К. Чапаева, Ю.А. Кустова, Ю.С. Тюнникова и др.); концепция экологизацииобщества и образования (И.Ю. Алексащина, С В . Алексеев, Н.Д. Андреева,И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин и др.).На психолого-педагогическом уровне: теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, М.И. Махмутов и др.); личностно-ориентированныйподход ( Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, Е.И. Казакова, Т.В. Машарова, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.Э. Унт, И.С. Якиманская идр.), деятельностный подход (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,А.И. Зимняя, Г.И. Щукина и др.).На научно-методическом уровне: концепция экологизация биологическогообразования (И.Н. Нономарева, И.Т. Суравегина, Н.М. Чернова и др.);8конценция экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, И.Н. Пономарева и др.); дидактические и методические основысодержания и нроцесса обучения биологии (Н.Д. Андреева, Н.М. Верзилин,Б.Д. Комиссаров, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, В.В. Пасечник,Б.Е.Райков, П.В, Станкевич, Д.И. Трайтак и др.)Исследование нроводилось в 2000-2005 гг. и включало три этапа.На первом этапе (2000-2001 г.г.) были разработаны методика исследования,уточнена гипотеза, проведен констатирующий эксперимент. Проведеноанкетирование, диагностические проверочные работы и наблюдения насекционных занятиях научных обществ учащихся, были собраны ианалитически обработаны результаты исследований на данном этапе.Одновременно был проведен обзор общепедагогической, психологической иметодической литературы, проанализирован педагогический опыт по даннойнроблеме.На втором этапе (2002-2003 гг.) были проведены сбор научных фактов врезультате анализа литературы по философии, психологии, педагогике,теории и методике обучения биологии, разработаны подходы и принципы,определены задачи и процедуры экспериментальной работы. Быласконструирована модель и на ее основе разработана методика развивающегообучения биологии в научном обществе учащихся.На третьем этапе (2003-2005 г.г.) проведена апробация и проверкаэффективности разработанной методики развивающего об5^ения биологии внаучном обществе учащихся, систематизированы результаты исследования,сформулированы выводы, написан текст диссертации.Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в теории иметодике обучения биологии проведено исследование методикиразвивающего обучения в условиях научного общества учащихся. Уточненоопределение понятия "научное общество учащихся", определены цели изадачи биологического научного общества учащихся, выявлены его функции(развивающая, организационная, культурологическая, профориентационная.9коммуникативная, творческо-конструктивная, рефлексивная, социальная,мотивационная, обучающая, воснитывающая). Определена структуранаучного общества учащихся, этаны исследовательской деятельностиучащихся в биологическом научном обществе, установлены критерии выбораисследовательских тем но биологии, выявлены эффективные способыорганизации исследовательской деятельности школьников, которыенеобходимо включать в методику развивающего обучения биологии внаучном обществе учащихся.Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основесистемного, интегративного, личностно-ориентированного, деятельностногоподходов разработана модель методики развивающего обучения вбиологическом научном обществе )^ащихся, включающая целевой,содержательный, организационный, процессуальный, результативнодиагностический компоненты, определены взаимосвязи между ними,выявлены онтимальные условия функционирования модели.Практическая значимость исследования заключается в разработке иреализации эффективной методики развивающего обучения биологии внаучном обществе учащихся, создающей условия для формированияисследовательских умений школьников, для развития их интеллектуальных итворческих способностей, для формирования адекватной самооценкиличности и уровня ее притязаний, для развития коммуникативных умений инавыков. Полученные позитивные результаты исследования позволяютпредложить конкретные методические рекомендации по организациибиологического научного общества учащихся и методике развивающегообучения биологии на его занятиях в общеобразовательной школе. Создано иапробировано методическое оснащение (план работы биологическогонаучного общества, тематика научно-исследовательских работ школьников,планы занятий, алгоритмы выполнения исследовательской работышкольников различных возрастных групп, программа и план полевойпрактики, программа биоэкологического слета «Экоша»).10Результаты проведенного исследования (эффективные способыорганизации исследовательской деятельности учащихся средства обучения)внедрены в практику з^ебно-воспитательного процесса по биологииобщеобразовательных школ, а также в содержание профессиональнойподготовки будущих 5Д1ителей биологии - студентов биологическогофакультета Астраханского государственного университета.Рекомендации по использованию научных результатов.Разработанная методика развивающего обучения биологии в условияхнаучного общества учащихся может быть использована в практикешкольного биологического образования, системе повышения квалификацииучителей биологии, при обучении студентов педагогических вузов, приорганизации исследовательской работы школьников в учрежденияхдополнительного образования.Достоверность и объективность результатов исследования 'обусловлена использованием системного, интегративного, личностноориентированного и деятельностного подходов; сочетанием методов •теоретического и экспериментального исследования; использованиемобъективных качественных и количественных показателей результативности ^образовательного процесса; достаточной выборкой; непосредственныммноголетним личным участием автора в организации биологическогонаучного общества учащихся. Эффективность методики развивающегообучения биологии в научном обществе учащихся подтвержденастатистической обработкой полученных результатов.На защиту выносятся следующие основные положенияисследования:1. Результаты анализа состояния проблемы развивающего обучения биологиив условиях научного общества учащихся в теории и практике школьногобиологического образования.2. Модель методики развивающего обучения в биологическом научномобществе учащихся, состоящая из целевого, содержательного.11организационного, процессуального и результативно-диагностическогокомпонентов.3. Методика развивающего об5Д1ения биологии в научном обществеучащихся, включающая в себя цели и задачи биологического научногообщества учащихся, биологические темы исследовательских работшкольников, способы организации исследовательской деятельностиучащихся в биологическом научном обществе учащихся, методы иметодические приемы, которые необходимо включать в образовательныйпроцесс по биологии в условиях научного общества учащихся.4. Позитивные результаты, полученные в ходе внедрения и апробацииразработанной методики развивающего обучения биологии в научномобществе учащихся, заключающиеся в повышении уровнясформированности исследовательских умений школьников, уровня ихинтеллектуальных и творческих способностей, в формировании адекватнойсамооценки личности и уровня ее притязаний, в повышении уровнякоммуникативных умений и навыков.Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двухглав и заключения. Объем диссертации 158 страниц, в том числе 1 схема, 16таблиц, 13 рисунков и 4 приложения; список литературы включает 194источника.Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась вработе биологических научных обществ учащихся в школах г. Астрахани иАстраханской области. Основные положения и результаты исследованияобсуждались на конференциях: на межрегиональной конференции«Экологическое образование в XXI веке» (Астрахань, 2000), на итоговойнаучно-практической конференции Астраханского государственногопедагогического университета (Астрахань, 2001), на научно-практическойконференции РГПУ им. А.И.Герцена «Эколого-педагогическое образование:проблемы и перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2001), наГерценовских педагогических чтениях, посвященных наследию А.Я. Герда12(Санкт-Петербург, 2001), на III Всероссийской конференции «Проблемыбиологической науки и образования в педагогических вузах» (Повосибирск,2003), на научно-ирактической конференции РГПУ им, А.П. Герцена«Проблемы методики обучения биологии и экологии в условияхмодернизации образования» (Санкт-Петербург, 2003), на научнопрактической конференции РГПУ им, Герцена «Методология и методиканаучных исследований в области биологического и экологическогообразования» (Санкт-Петербург, 2003), на научно-нрактическойконференции МГУ им, М,В, Ломоносова, посвященной 200-летию кафедрывысших растений (Москва, 2004), на II научно-практической конференцииРГПУ им, А,И, Герцена «Проблемы методики обучения биологии и экологиив условиях модернизации образования» (Санкт-Петербург, 2004), на научнопрактической конференции РГПУ им, А,И, Герцена «Естественнонаучноеобразование в контексте модернизации» (Санкт-Петербург, 2004), на П ''Международной научно-практической конференции «Человек и животные»(Астрахань, 2004), на III Международной научно-практической конференции''«Человек и животные» (Астрахань, 2005), в выступлениях перед учителямина областных методических объединениях, на курсах повышениямиквалификации учителей в областном ПУУ, на педсоветах и методическихобъединениях школ, на областных практических семинарах АОИУУ дляучителей.По результатам исследования опубликованы ряд статей: вколлективной монографии «Воспитательные технологии современнойсельской школы» (Москва, 2004), в журнале «Успехи современногоестествознания» Ш1, 2005,13

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 134 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz