Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать А.М. Добролюбов в 1890-е годы. Жизнь и творчество в контексте раннего русского символизма. Гунин, Илья Александрович бесплатно
9:40 PM
Скачать А.М. Добролюбов в 1890-е годы. Жизнь и творчество в контексте раннего русского символизма. Гунин, Илья Александрович бесплатно

А.М. Добролюбов в 1890-е годы. Жизнь и творчество в контексте раннего русского символизма

Диссертация

Автор: Гунин, Илья Александрович

Название: А.М. Добролюбов в 1890-е годы. Жизнь и творчество в контексте раннего русского символизма

Справка: Гунин, Илья Александрович. А.М. Добролюбов в 1890-е годы. Жизнь и творчество в контексте раннего русского символизма : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01 / Гунин Илья Александрович; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского] - Нижний Новгород, 2009 - Количество страниц: 289 с. ил. Нижний Новгород, 2009 289 c. :

Объем: 289 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2009


Содержание:

Введение
Глава I Александр Добролюбов до сборника «Natura naturans Natura naturata»
11 Ранние годы Добролюбова Раннее творчество
12 Увлечение декадентством Влияние французского символизма
13 Встреча с Брюсовым и несостоявшееся сотрудничество в сборнике «Русские символисты»
14 Эстетика Добролюбова
Глава II «Natura naturans Natura naturata» - литературный памятник раннего символизма
21 История издания
22 Композиция книги Семантика оформления
23 Вопросы текстологии
24 Темы, мотивы, особенности поэтики
25 Синтез искусств
26 Особенности поэтического языка
27 Особенности стихосложения
Глава III Александр Добролюбов в 1895 - 1897 гг Неосуществленные издательские начинания Декадентское жизнетворчество
Глава IV Малая проза Добролюбова 1890-х гг
41 Вопросы текстологии
42 Художественно-философская проблематика и поэтика
Глава V Стихи Добролюбова второй половины 1890-х гг
51 Вопросы текстологии
52 Общая характеристика
53 Основные мотивы, особенности поэтики
54 Некоторые особенности поэтического языка
55 Особенности стихосложения
Глава VI Александр Добролюбов в 1898 г «Уход» и переосмысление собственного прошлого

Введение:

Степень изученности темы. Отзывы современников о творчестве Добролюбова приведены во втором томе настоящей работы. Процесс перехода оценок из критической в историко-литературную плоскость отчетливо обозначился в обширной работе С. Н. Дурылина «Александр Добролюбов», написанной в 1925 - 1926 гг.1 Она охватывает весь известный к тому времени творческий путь поэта и содержит ряд тонких и верных наблюдений, не утративших своей актуальности по настоящее время. Общая оценка Дурылиным творчества Добролюбова весьма высока: он отмечает, что сборник «Natura naturans. Natura naturata» - «не случайная книжка со стороны забредшего в русскую поэзию "декадента", а начальная книга целого периода русской поэзии, во многом предуказавшая его течение и его основные направления».2 Положительно оцениваются и сборники «Собрание стихов» и «Из книги невидимой», с той существенной оговоркой, что первый скорее «примечательнейшая книга поэта, чем книга поэзии, когда второй - книга поэзии, но уже не принадлежащая перу поэта». Для биографической стороны работы Дурылиным были привлечены воспоминания современников о Добролюбове, а также неизданные материалы, прежде всего, из архива В. Я. Брюсова. Исследование было прочитано в виде тезисов на одном из заседаний Государственной академии художественных наук, однако, осталось неопубликованным.
На материалах брюсовского архива была основана и содержательная статья Н. К. Гудзия «Из истории раннего русского символизма. Московские сборники "Русские символисты"».3 В ней Гудзий привел, в частности, материалы, относящиеся к несостоявшемуся сотрудничеству В. В. Гиппиуса и Добролюбова во втором выпуске «Русских символистов».
1 РГАЛИ. Ф. 2980. On. 1. Ед. хр. 26 (машинописная копия 1960-х гг.).
2 Там же. Л. 24.
3 Искусство. 1927. т. 3. № 4. С. 180 - 218.
Сложившаяся позднее историческая ситуация не благоприятствовала объективному изучению символизма и, тем более, творчества Добролюбова. Упоминания о нем в научной литературе редки и носят ситуативно-справочный характер. Основным научным текстом, специально посвященным Добролюбову, свыше тридцати лет оставалась статья о нем в «Литературной энциклопедии». Она, помимо биографической информации, сообщала следующее: ДОБРОЛЮБОВ
Александр [1876-] - поэт-мистик и сектант, один из наиболее ранних представителей русского декадентства. Д. - типичный представитель мелкобуржуазной интеллигенции 90-х гг., очутившейся между наковальней нисходящего народничества и молотом восходящего марксизма. В 1895 вышла его книжка «Natura naturans - Natura naturata», обратившая на себя внимание литературных кругов своими странностями и причудами: в книжке - обилие музыкальных обозначений, «белые страницы», пространные посвящения «великим людям» и робкие неряшливо оформленные «заумности». Это была первая «желтая кофта» русского декадентства. Д. выступил глашатаем воинствующего индивидуализма и эстетизма Проделанный им путь от крайнего декадентства к религиозному анархизму и народничеству Д. запечатлел в своих двух книгах - «Собрание стихов» [1900], под редакцией Валерия Брюсова и Коневского, и «Из книги невидимой» [1905]. Эти книги - первое проявление тенденций русского декадентства и символизма, с их противоречивыми стремлениями к формальному словотворчеству, к культу слова, с одной стороны, и к полному преодолению словесной формы - к «растворению» слова в мистическом переживании - с другой. У Д. эти тенденции декадентства и символизма доведены до своего крайнего предела. Естественным следствием этого и явился отход Д. от искусства и литературы.4
Сведения биографического характера о Добролюбове сообщал также I обстоятельный комментарий Н. О. Лернера (дополненный после смерти последнего в 1934 году Н. Н. Гусевым и В. Д. Бонч-Бруевичем) к одному из писем Л. Н. Толстого. Этот комментарий вобрал в себя, в частности, нелицеприятные оценки, данные Лернером «Собранию стихов» и «Из книги невидимой».5 Единичные упоминания Добролюбова и примеры из его стихов содержало учебное издание: Михайловский Б. В. Русская литература XX века. С 90-х годов
4 Литературная энциклопедия, т. 3. М.,1930 (подпись - Ш. Гордон). Ранее краткая биографическая заметка о Добролюбове была помещена в издании: Никитина Е. Ф. Русская литература от символизма до наших дней. Литературно - социологический семинарий. М.,1926. Дореволюционные энциклопедические справки о поэте принадлежали С. А. Венгерову (см. библиографию в приложении к настоящей работе).
5 См.: Л. Н. Толстой. К 120-летию со дня рождения (1828—1948). М.,1948. т. II. С. 88 - 91 (Летописи Государственного литературного музея. Кн. 12).
XIX века до 1917 г. (М.Д939). Наконец, в 1920 - 1950 гг. в СССР и за рубежом вышло немало литературы мемуарного и эссеистического характера, так или иначе связанной с Добролюбовым. Она зарегистрирована в прилагаемой к настоящей работе библиографии и здесь мы ее не упоминаем.
В целом же, специальных научных исследований, посвященных персонально Добролюбову, не появлялось в печати до 1960-х гг., когда фигура поэта привлекла внимание зарубежных славистов. Так в 1964 г. была опубликована небольшая статья американского исследователя Ф. Рива: «Dobroljubov and Brjusov: Symbolist Exstremists»6 - одно из первых обращений к фигуре малоизвестного поэта на английском языке.7 Работа основана исключительно на печатных материалах и сегодня, с появлением множества новых исследований, сохраняет лишь библиографический интерес. Более 1 g значительна статья канадского исследователя С. Сиорана, впервые опубликовавшего (в переводе на английский язык) некоторые материалы из архива В. В. Гиппиуса в ИР ЛИ.
Крупнейшими иностранными работами о Добролюбове остаются вступительные статьи американской славистки Ж. Гроссман к репринтному воспроизведению его книг, осуществленному в Беркли в 1981 и 1983 гг.9 Они достаточно полно знакомят с основными фактами жизненного и творческого пути поэта, служа хорошим введением к его стихам. Тем не менее, эти работы основаны только на печатных источниках и с сегодняшней точки зрения не
6 Reeve F. D. Dobroljubov and Bijusov: Symbolist Exstremists // The Slavic and East European Journal. 1964. Vol. 8. №3. P. 292-301.
7 Ранее несколько строк, посвященных Добролюбову, появилось в известной книге Д. П. Святополка-Мирского: Mirsky D. S. Contemporary Russian Literature. 1881-1925. London - New York, 1926. Упоминался Добролюбов и в годовых обзорах русской литературы, выполненных в начале XX века Бальмонтом и Брюсовым для английского журнала «The Athenaeum».
8 Sioran S. D. Aleksandr Dobroliubov: A Prophet of Silence // Canadian Slavic Studies. 1971. Vol. 5
9 Grossman J. D. Aleksandr Dobroljubov: the Macing of a Decadent II Добролюбов A. M. Сочинения: Natura naturans. Natura naturata. Собрание стихов. Из альманахов «Северные цветы» на 1901, 1902, 1903 гг. Berkeley, 1981. (Modern Russian Literature and Culture. Studies and Texts. Vol. 10); Grossman J. D. Aleksandr Dobroljubov and the Invisible Book // Добролюбов A. M. Из книги Невидимой. Berkeley, 1983 (Modern Russian Literature and Culture. Studies and Texts. Vol. 11). содержат каких-то неизвестных материалов для отечественного читателя. Добролюбов упоминается также в ценной монографии Гроссман, посвященной В. Я. Брюсову.10 В числе зарубежных работ о поэте 1960-х - 1980-х гг. назовем также заметку в американской энциклопедии.11
Наконец, имеется информация12 о диссертации француженки Анны Кишиловой «Путь и творчество Александра Добролюбова», защищенной в 1979 г. в Париже под руководством Е. Г. Эткинда, по-видимому, на русском языке. К сожалению, местонахождение этой работы нам неизвестно, более чем сомнительна и реальная принадлежность ее к научному обиходу: ни в одном из посвященных Добролюбову трудов она не упоминается. Существует также позднейшая франкоязычная статья исследовательницы, посвященная связям
Добролюбова и А. А. Блока.
В России творчество Добролюбова начинает систематически изучаться с 1970-х гг.14 Первым серьезным обращением к фигуре полузабытого поэта стала статья Н. ,Т. Ашимбаевой «Александр Добролюбов: от декадентства к народничеству», подготовленная на основе курсовой студенческой работы под руководством Д. Е. Максимова в Ленинградском государственном университете. Она вошла в подготовленный, но так и не вышедший в свет сборник в честь 70-летия Д. Е. Максимова.15
Первой крупной работой о Добролюбове, увидевшей свет, стала большая
10 Grossman J. D. Valery Bijusov and the Riddle of Russian Decadence. Berkeley - Los Angeles -London, 1985. n The Modem Encyclopedia of Russian and Soviet Literatures. Florida, 1981. Vol. 5 (Hellie J. L.).
12 Источник - статья о Добролюбове Г. Е. Святловского и А. П. Терентьева-Катанского в издании: Русские писатели. XX в. Биобиблиографический словарь / Под ред. Н. Скатова. М.,1998. Ч. 1.
13 Kichilov A. Alexandre Dobroliubov et Blok 11 Revue des Etudes Slaves (Paris). 1982. Vol. 54. № 4. ы В 1960-е гг. появилась лишь заметка о Добролюбове О. Вороновой: Краткая литературная энциклопедия, т. 2. М.,1964. Кроме того, следует отметить работу исследователя сектантства И. П. Яркова, собравшего множество сведений о религиозной деятельности Добролюбова и его последователях. Этот труд был передан автором в ГБЛ, где и храниться по настоящее время.
15 Работа Н. Т. Ашимбаевой была упомянута К. М. Азадовским в статье «Путь Александра Добролюбова». Там же указано местонахождение сборника в рукописном отделе музея Достоевского в Санкт-Петербурге. Наше обращение в музей, директором которого Н. Т. Ашимбаева является в настоящее время, не принесло результата: сборник обнаружить не удалось. статья К. М. Азадовского «Путь Александра Добролюбова».16 В ней широко использованы архивные материалы, прослежены основные этапы биографии поэта, дана общая характеристика его творчества и духовных исканий. Отмеченная высокой научной культурой эта работа во многом сохраняет актуальность и сегодня. В центре внимания исследователя - биография поэта, его творчество, оцениваемое невысоко, подробно не рассматривается. Ранее Азадовским была опубликована также тезисная заметка «Блок и А. М. Добролюбов».17
В начале 1980-х гг. фигура Добролюбова привлекает внимание сотрудницы Института мировой литературы Е. В. Ивановой, посвятившей ему несколько специальных статей.18 Основанные на обширном документальном материале, они способствовали полноценному введению поэта в культурный контекст рубежа веков. Итоговая на сегодняшний день публикация Е. В. Ивановой о Добролюбове появилась в 1997 г.19 Хронологические рамки этой обширной статьи совпадают с принятыми в настоящей работе - путь Добролюбова прослежен до 1898 г. Работа во многом предопределила сегодняшний уровень знаний о поэте: исследовательницей воссоздан целостный облик Добролюбова, освещены 1 особенности его эстетики, проведен ряд специальных изысканий относительно частных подробностей его биографии, опубликованы неизвестные дотоле материалы. К сожалению, исследование не во всем достоверно с фактической
16 Творчество А. Блока и русская культура XX в. Блоковский сборник III (Ученые записки Тар-тусского гос. университета. Вып. 459). Тарту, 1979.
17 Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество А. Блока и русская культура XX века». Тарту, 1975.
18 См.: Иванова Е. Один из «темных» визитеров // Прометей. 1980. т. 12; Иванова Е. В. В. Брюсов и А. Добролюбов // Известия АН СССР. Отд. литературы и языка. 1981. т. 40. № 3; Иванова Е. В. Неизвестный отзыв о стихах Александра Добролюбова //Пастернаковские чтения. Вып. 1. «Быть знаменитым некрасиво». М.,1992; Иванова Е. В. Слово и музыка в эстетике Александра Добролюбова // Слово и музыка. Материалы научных конференций памяти А. В. Михайлова. Вып. 2. М.,2008. Е. В. Ивановой принадлежат также словарные статьи о Добролюбове в изданиях: Русские писатели. Биобиблиографичс-ский словарь. XIX - XX вв. М.,1990. Ч. 1; Русские писатели, 1800-1917. Биографический словарь. М.,1992. т. 2; Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М.,2000. Сокращенная версия: Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч. 2. XX век. М.,2004.
19 Иванова Е. В. Александр Добролюбов - загадка своего времени. Статья первая. Приложения: 1. Ранние редакции стихотворений А. Добролюбова; 2. Брюсов В. Я. А. Добролюбов. Natura naturans. Natura naturata. СПб., 1895 // Новое литературное обозрение. 1997. № 27. стороны, а детальное изучение использованных в нем материалов, выявило при сверке достаточно многочисленные неточности текстологического характера. Как и в работе К. М. Азадовского, рассмотрение особенностей поэтики добролюбовских текстов не входило в число основных задач исследования.
С конца 1970-х гг. по настоящее время в печати появилось немало работ, затрагивающих те или иные частные аспекты творчества Добролюбова: его «музыкальную» составляющую, особенности стихосложения, мотивную структуру и т.д.20 Включение примеров из произведений поэта в те или иные труды проблемного характера наглядно демонстрирует его неотъемлемую принадлежность к художественной парадигме русского символизма и, шире, -всей поэзии' Серебряного века. Следует отметить также работы, упоминающие
91 сектантский» аспект биографии Добролюбова.
В последние годы судьба и творчество Добролюбова являются предметом изысканий А. А. Кобринского, ныне профессора РГПУ им. А. И. Герцена. Ему принадлежит статья «Разговор через мертвое пространство (Александр
Добролюбов в конце 1930-х - начале 1940-х годов)» - важнейший источник
20Перечислим важнейшие (в хронологическом порядке): Смирнов И. П. Трансформации символизма // Он же. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.,1977; Овчаренко О. А. Становление свободного стиха в русской поэзии // Она же. Русский свободный стих. М.,1984; Минералова И. Г. Русская литература серебряного века (поэтика символизма). М.,1999 (3-е изд. М.,2006); Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.,1999 (немецкоязычный оригинал - Wien, 1989); Гервер Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М.,2002; Ортщкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. М.,2002 (а также: Ортщкий Ю.Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности. М.,2008); Wanner А. Russian Minimalism: From the Prose Poem to the Antistory. Evanston (111), 2003 (Studies in Russian Literature and Theory).
21 Хаизе?1-Леее А. Л. Русское сектантство и его отражение в литературе русского модернизма // Русская литература и религия. Новосибирск, 1997; Любимова О. Е. Блок и сектантство: «Песня судьбы», «Роза и крест» // А. Блок. Исследования и материалы. СП6.Д998; Эткинд А. Поэты. Добролюбов // Он же. Хлыст (Секты, литература и революция). М.,1998.
22 Вопросы литературы. 2004. № 4. Там же ценная заметка племянника и биографа Добролюбова: Святловский Г. Е. «.И путь держу на твой магнит» (Последний поиск по следам Александра Добролюбова) // Вопросы литературы. 2004. № 4. В качестве приложения к статьям помещены письмо о Добролюбове Б. Л. Пастернака к В. В. Вересаеву, а также письма и произведения Д. 1930-х - 1940-х гг., подготовленные и прокомментированные А. А. Кобринским. Некоторые материалы, связанные с последним периодом биографии Добролюбова, содержит также статья: Прокопов Т. Святой русского символизма. А. М. Добролюбов: загадки странной судьбы // Книжное обозрение. 1998. № 35, 1сент. Отметим также деятельность племянника Добролюбова - Г. Е. Святловского (1922 - 2004), благодаря разысканиям которого были восстановлены обстоятельства двух последних лет жизни поэта (1943 - 1945). Им же был сведений о последних годах поэта. Издание стихов Добролюбова, сопровожденное вступительной статьей «Жил на свете рыцарь бедный.» (Александр Добролюбов: слово и молчание)», было подготовлено А. А. Кобринским для серии «Новая библиотека поэта».23 Вступительная статья принадлежит к числу крупнейших работ о поэте общего характера, текстологическая же сторона издания, вобравшего в себя все стихотворное наследие Добролюбова, не выдерживает критики. Вопросы научной эдиции произведений Добролюбова - задачи очень сложной — обсуждаются в тексте настоящей работы, и здесь мы их касаться не будем. Отметим лишь, что сверка книги 2005 года с его прижизненными книгами показала, что они перепечатаны с неточностями. Нельзя признать благополучным и раздел, включающий стихи публикуемые впервые. Труднообъяснимая пунктуация, неверно разобранные и даже пропущенные слова - все это обесценивает публикацию. Как наиболее I показательный пример, назовем стихотворение «Сентенция»: сличение его четырехстрочного автографа с печатным текстом указывает на наличие в последнем двух орфографических ошибок.24
Наконец, под руководством А. А. Кобринского в 2008 г. была защищена кандидатская диссертация С. А. Петровой «Поэзия Александра Добролюбова (к проблеме творческой индивидуальности)», вобравшая в себя около десяти, подготовленных и опубликованных автором статей. Работа состоит из трех глав: «Авторская идентичность А. М. Добролюбова в ракурсе идеи эстетизации жизни»; сохранен семейный архив Добролюбовых, ныне перешедший к его сыну (сообщено А. А. Кобринским). Некоторые сведения, восходящие к этому архиву, содержит подготовленная Святловским книга: «.Сестра Петербурга» (крупицы жизни Марии Добролюбовой)» (СПб.,2002. 2-ое расширенное изд.), впрочем, не имеющая научного характера (ср. рецензию Н. А. Богомолова на первое ее издание: Новое литературное обозрение, 2001. № 48). Скорее любительской, чем собственно научной, следует признать и словарную статью о Добролюбове, написанную совместно с А. П. Тереньтьевым-Катанским (Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь / Под ред. Н. Скатова. М.,1998. Ч. 1). Эта статья, несмотря на все ее неточности, без изменений повторена в издании, вышедшем уже под грифом ИР ЛИ РАН: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографичеекий словарь: в 3-х т. / Под ред. Н. Скатова. М.,2005. т. 1.
23 Ранние символисты: Н. Минский, А. Добролюбов. Стихотворения и поэмы. СПб.,2005.
24 Фотокопия автографа воспроизведена в иллюстративной части настоящей работы. Отметим также, что стихотворение, опубликованное под заглавием «Смерть смерти», принадлежит не Добролюбову, а К. К. Случевскому.
Поэзия А. М. Добролюбова и синтез искусств»; «Метасинтез - результат эволюции творческой индивидуальности А. М. Добролюбова».
Актуальность темы исследования. Благодаря работам последних десятилетий имя А. М. Добролюбова уже не принадлежит к числу «белых пятен» истории литературы: библиографическая статистика убедительно показывает, что оно прочно вошло в научный и, шире, культурный обиход. Собственно эстетические f оценки творчества Добролюбова по-прежнему остаются достаточно противоречивыми, однако его историко-литературная значимость сегодня бесспорна. Последнее обуславливает актуальность дальнейшего изучения биографии и творчества поэта, хорошо известных в общих чертах, но не освещенных с возможной полнотой как единое целое. Монографический подход позволяет комплексно осмыслить литературное наследие Добролюбова 1890-х гг. и место, занимаемое им в литературном процессе конца XIX - начала XX века. Он же позволяет сосредоточиться на собственно художественной специфике произведений поэта, до сих пор малоизученной.
Цель диссертации - системное аналитическое описание жизни и творчества Добролюбова в 1890-е гг. Достижение названной цели предполагало разрешение ряда частных задач:
1. Определить на основании известных сегодня биобиблиографических материалов и творческой практики поэта эстетические взгляды Добролюбова в 1890-е гг.
2. Проанализировать поэтику и важнейшие формальные особенности произведений Добролюбова 1890-х гг.
3. Систематизировать известные и ввести в научный оборот новые факты о жизненном и творческом пути поэта, а также его связях с современниками.
4. Частично ввести в научный оборот неизданное наследие Добролюбова и другие, относящиеся к нему архивные материалы.
5. Определить роль Добролюбова в становлении и развитии русского символизма.
6. Собрать материалы к научной библиографии Добролюбова, а также осветить проблемы текстологического характера, связанные с изданием его произведений.
7. Наметить перспективные пути дальнейшего изучения творчества поэта.
Научная новизна диссертации заключается в разностороннем документированном освещении деятельности поэта в 1890-е гг., многие аспекты которой анализируются впервые. Монографический характер работы предопределил необходимость широкого привлечения печатных и архивных источников, для чего была составлена и использована обширная библиография Добролюбова, задействованы рукописные фонды ГАРФ, ИМЛИ, ИР ЛИ, РГАЛИ, РГБ, книжные фонды РГБ, РНБ. Ряд материалов в настоящей работе публикуется впервые, некоторые наиболее полно и/или достоверно. В частности, нами рассматривается неопубликованная малая проза Добролюбова 1890-х гг., ранее известная лишь в кратких и не всегда точных выдержках.
Предметом исследования являются жизнь и творчество Добролюбова до 1898 г. включительно. Это хронологическое ограничение предопределено следующими соображениями:
1. Именно в 1890-ее гг. были созданы наиболее значительные произведения Добролюбова, позволяющие говорить о нем как о видном представителе раннего символизма.
2. Особенности биографии поэта таковы, что различные периоды его жизни сравнительно четко отделимы друг от друга и весьма несходны по своему внутреннему наполнению.
3. Анализ всего жизненного и творческого пути Добролюбова потребовало бы принципиально иного объема работы.
Объектом исследования явились, прежде всего, тексты Добролюбова, созданные им в 1890-е гг. Это:
1. Единичные произведения, написанные до выхода в свет сборника «Natura naturans. Natura naturata» и в него не вошедшие.
2. Авторский сборник «Natura naturans. Natura naturata» (1895).
3. Стихи и проза 1895 - 1898 гг., опубликованные и неопубликованные.
4. Теоретическая статья Добролюбова «К "Науке о прекрасном"» и частично реконструируемая благодаря свидетельствам современников его «теория литературных школ».
5. Письма поэта В. Я. Брюсову, В. В. Гиппиусу и другим лицам.
Кроме того, в работе рассматриваются сочинения русских и французских символистов, различные эпистолярные и мемуарные материалы, критические отзывы современников и т. д.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Раннее творчество Добролюбова явило художественный синтез новейших европейских художественных поисков и национального фольклорно-архаического, глубоко традиционного начала.
2. Раннее творчество Добролюбова, принадлежа к парадигме раннего русского символизма, реализовало типологически своеобразную художественную модель внутри нее. Эта модель характеризуется последовательным претворением поэтического субъективизма и явственно обнаруживает принадлежность к декадентскому типу художественного сознания.
3. Раннее творчество Добролюбова, предвосхитило ряд значимых и продуктивных художественных тенденций позднейшего литературного процесса, вплоть до русского авангарда.
Методологической основой диссертации стали историко-литературный, системный, сравнительно-типологический и биографический методы (последний - с поправкой на современные знания о соотношении понятий автор/человек). В отдельных параграфах методология работы определялась объективными особенностями рассматриваемого материала, потребовавшими привлечения исследовательских методов из различных областей филологической науки. Так, при анализе поэтики мы опирались на достижения формальной школы и структурализма, кроме того, по мере необходимости использовались методы компаративистики (осмысление связей Добролюбова с европейской литературой), текстологии (воспроизведение неизданных рукописей поэта, проблемы научного издания его произведений), стиховедения (характеристика формальной стороны произведений Добролюбова, статистические подсчеты), библиографии (стремящаяся к относительной полноте регистрация литературы о поэте).
Теоретическую базу настоящей работы составили, главным образом, труды последних десятилетий, посвященные символизму и Добролюбову, в частности. Это работы К. М. Азадовского, В. Е. Багно, Н. А. Богомолова, С. Н. Бройт-мана, М. Л. Гаспарова, С. И. Гиндина, С. С. Гречишкина, Н. Ю. Грякаловой, Е. В. Ивановой, А. А. Кобринского, И. В. Корецкой, Н. В. Котрелева, К. А. Кум-пан, П. В. Куприяновского, А. В. Лаврова, Д. М. Магомедовой, Д. Е. Максимова, 3. Г. Минц, М. М. Павловой, С. В. Сапожкова, А. Л. Соболева, С. Н. Тяпкова, А. Ханзена-Леве и многих других исследователей. В области текстологии мы руководствовались принципами, изложенными в трудах А. Л. Гришунина, Д. С. Лихачева, С. А. Рейсера; стиховедческие параграфы диссертации опираются на исследования М. Л. Гаспарова, Ю. Б. Орлицкого, В. Е. Холшевникова.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что она может быть полезна при подготовке научных изданий Добролюбова, а также при составлении его фундаментальной библиографии, летописи жизни и творчества. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в различных образовательных целях.
Апробация диссертации осуществлялась в форме научных докладов, прочитанных на заседаниях кафедры русской литературы Нижегородского государственного педагогического университета, а также научных конференциях в гг. Москве и Нижнем Новгороде. По теме работы опубликовано 9 статей, в том числе одна статья в издании, рекомендованном для публикации ВАК. I
Структура и объем работы. В основу структурирования диссертации были положены хронологический и тематический принципы. Текст разбит на 6 различных по объему глав, состоящих в общей сложности из 19 параграфов. Кроме того, диссертация включает в себя введение, заключение, а также 5 приложений (1 - 2. Отзывы современников на книги Добролюбова «Natura naturans. Natura naturata» и «Собрание стихов»; 3. Стихотворение «Отодвигание смерти». История текста и отзывы современников; 4. Библиография; 5. Иконография).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 173 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz