Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Антимонопольная политика государства бесплатно
5:29 AM
Скачать Антимонопольная политика государства бесплатно

Тема: Антимонопольная политика государства

Тип:  Курсовая

Предмет: Макроэкономика

Объем: 30 стр.

Год:  2012


  • Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
    1. Теоретический аспект понятия антимонопольной политики государства………..5
    1.1 Монополия: понятие, сущность и виды…5
    1.2 Теоретический аспект понятия антимонопольной политики государства…8
    2. Этапизация антимонопольного регулирования в России…………………………13
    2.1 Становление антимонопольного законодательства………………………...13
    2.2 Антимонопольное законодательство РФ и его состав……………………...17
    2.3 Методы антимонопольной политики в России……………………………..19
    3. Основные направления антимонопольной политики в современных услови-ях…………………………………………………………………………………………22
    3.1 Система государственного регулирования естественных монополий…….22
    3.2 Уголовные санкции за нарушение антимонопольного законодательст-ва…………………………………………………………………………………...24
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………26
    ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………….29
  • Введение

  • В настоящее время нам привелось жить в эпоху рыночной экономики, а значит и в период свободной конкуренции.
    Потребители находятся в состоянии конкуренции друг с другом за необхо-димые продукты. Предприятия стараются эффективно осуществлять свою деятель-ность и привлекать внимание к себе и своей продукции потенциальных потребите-лей именно своим товаром. Любое предприятие стремится увеличивать объемы производства своего товара посредством снижения затрат.
    Наличие широкого ассортимента различных товаров и услуг нередко стано-вится причиной проблемы выбора перед покупателями. В этой связи уместным бу-дет сказать, что по этой причине в современной экономике с целью осуществления успешного конкурентного противоборства какой-либо компании первой необходи-мо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повы-шать её технический уровень. Использование новой, модернизированной техники т.ж выступает в качестве одного из наиболее значимых факторов в конкурентной борьбе.
    Однако на пути рыночной экономике находится такое препятствие как мо-нополизм, выступающий в качестве экономических отношений, при которых от-дельные предприниматели наделены правом и возможностью навязывать собст-венные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.
    Проблемы монополизации хозяйственной жизни остро стоят перед многими государствами, в том числе и перед Россией.
    Цель исследования: рассмотрение основных положений антимонопольной политики в России и перспектив ее усовершенствования.
    Задачи исследования:
    - Рассмотрение теоретических основ понятия монополии и основных их ви-дов,
    - Определение особенностей российского монополизма.
    - Раскрытие сути антимонопольной политики государства,
    - Изучение функций, задач и принципов антимонопольной политики.
    - Рассмотрение возможности улучшения государственного регулирования в области антимонопольной политики.
    Объект исследования: монополии,
    Предмет исследования: антимонопольная политика государства.
    В качестве базы для написания работы выступили труды исследователей и ученых, работающих над исследованием данной проблемы, таких, как: И.В. Князе-вой, А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова.
    Актуальность данного исследования заключается в том, что проблемы моно-полизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают в настоящее время пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма не представляется возможным надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени находится в непосредственной зависимости от наличия взвешенной, выверенной системы регу-лирования со стороны государства монопольных процессов и конкурентных отно-шений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особую важность приобретает проблема демонополизации эконо-мики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
    В России процесс создания государственного контроля по недопущению не-добросовестной конкуренции фактически был начат с нуля, так как присутствую-щей в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключался факт наличия свободной конкуренции в хозяй-ственной деятельности.
    В этой связи можно с уверенностью утверждать, что на данном этапе огром-ное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по по-воду регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание на-селением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
  • Фрагмент работы

  • Термин "антимонопольное законодательство" был использован в Законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с марта 1991 г. Однако его легальное определение появилось лишь в мае 1995 г. (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 мая 1995 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). Тогда в его состав включалась Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации). Тем самым в ст. 1.1 указанного Закона термин "законодательство" понимался в широком смысле. В него включались как законы, так и другие нормативные правовые акты. В принципе это не противоречило Конституции РФ, которая в ст. 71 - 72 и ст. 105 различает термины "закон" и "законодательство". Однако такая трактовка отличалась от усилившейся к тому времени тенденции узкого понимания законодательства (например, п. 2 ст. 3 ГК РФ или ч. 1 ст. 1 УК РФ).
    Именно по этой причине октябре 2002 г. законодателем было решено распространить данную тенденцию на антимонопольное законодательство и, как следствие, были включены в его состав лишь федеральные законы. Кроме того, из состава антимонопольного законодательства была исключена Конституция РФ. Это было вызвано тем, что антимонопольный орган имел право давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства. Если бы Конституцию РФ оставили в его составе, то это означало бы, что антимонопольный орган имеет право в противоречии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ толковать Основной Закон страны.
    В результате реформы 2006 г. антимонопольное законодательство Российской Федерации, исходя из точки зрения нормативной иерархии, находится в подчинении непосредственно двух актов (Конституции РФ и ГК РФ), но по-прежнему в его состав входят только ряд федеральных законов (ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции)
  • Заключение

  • Монополия представляет собой ситуацию, когда в отрасли господствующие позиции занимает только одна фирма и где имеет место полное совпадение границ фирмы и отрасли.
    Давая же определение монополии исходя из точки зрения рыночного пове-дения, теорией монополии изучается использование субъектом основных инстру-ментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими ин-струментами, не принимая во внимание конкуренцию, а значит, и интересы конку-рентов.
    Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теорией монополии отмечается тот факт, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
    • монопольно высокими ценами
    • ограниченной готовностью монополии к инновациям.
    К признакам монополии можно отнести следующие:
    Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством по-купателей.
    Производимую продукцию можно считать уникальной (другими словами - отсутствуют товары-заменители).
    Вход новых фирм на рынок фактически не представляется возможным пот причине наличия ряда барьеров. Могут иметь место различные причины существо-вания таких барьеров, к примеру:
    • Наличие крупных размеров предприятий и экономии от масштабов про-изводств.
    • Наличие системы лицензий на выполнение отдельных типов работ, кото-рые избранно выдаются государством.
    • Наличие монопольного права собственности на использование опреде-лённых ресурсов, которое связано с производством редкого блага (к при-меру, бриллиантов).
    • В случае естественной монополии значение имеют сами условия произ-водства и характер благ.
    • Наличие нечестной конкуренции, то есть воздействия на покупателей не-честными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюд-жета и масштабов предприятия в целом.
    Наличие сложности в получении полной информации обо всём рынке.
    Учёными, посредством проведенных исследований, был выделен ряд по-следствий монополизации:
    • факт недопроизводства товаров,
    • факт завышения цен
    • ситуация, когда предприятиями-монополистами не получена высокая моно-польная прибыль.
    • факт неэффективности, то есть факт бесхозяйственного ведения дела, кото-рое приводит к факту увеличения издержек выше объективно обусловленно-го уровня.
    Антимонопольная политика является системой мер, целью которых является усиление и защита конкуренции посредством ограничения монопольной власти фирм.
    Среди основных направлений антимонопольной политики государства при-нято выделять:
    • прямое регулирование цен;
    • налогообложение;
    • регулирование естественных монополий.
    • Прямое регулирование цен
    Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста становится причиной модификации рыночной кривой спроса.
    • Налогообложение
    В качестве другой формы государственного антимонопольного регулирова-ния выступает налогообложение. Рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов, особо не углубляясь в подробносьти:
    • потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продук-ции, а общая сумма определяется объемом выпуска,
    • поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.
    Представляется возможным утверждать, что антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:
    • Стимулирование предпринимательства
    • Развитие конкурентных начал
    • Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
    Принято выделять два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямым методом регулирования включаются меры, посредством кото-рых устраняется или предупреждается монопольное положение отдельных субъек-тов на рынке. А числу мер косвенного регулирования принято относить преимуще-ственно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополи-стических явлений в экономике.
    Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики заклю-чается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.
    Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законода-тельного регулирования их деятельности.
    Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для Рос-сии оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкурен-ции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, ко-торые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополи-стическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конку-ренции.
    Запреты на монополистическую деятельность принято подразделять на за-преты, которые направлены против соглашений, которыми ограничивается конку-ренция, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим по-ложением.
    В результате проделанной работы было рассмотрено современное состояние антимонопольной политики государства и предложен ряд мер, направленных на улучшение действительного положения.
  • Список литературы

  • 1. Голомолзин А. Антимонопольная политика государства. // Экономика России 21-й век. 2011. №22
    2. Насонов К. Новая антимонопольная политика государства. // Ведомости торгово-промышленной палаты. 2012. №1
    3. Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы. /Под редакцией О.В. Коломийченко и В.Н. Ворожейкина - Спб, 2011
    4. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник - Москва: КноРус, 2011
    5. Микроэкономика: Учебник для вузов. /Под редакцией Е.Б. Яковлевой - 5-е издание - Москва - Санкт-Петербург: Поиск, 2012
    6. Чеканский А.Н., Фролова Н.А. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник - Экономический факультет МГУ имени Ломоносова, 2009
    7. Авдашева С., Шаститко А. Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики - 2010. - №1. - С.129-134
    8. Оводов А.А. Теория и практика публично-правового регулирования антимонопольной деятельности в России // Актуальные проблемы Российского права. - 2010. - №4. - С.95-101
    9. Паращук С.А. Запрещение монополистической деятельности как способ защиты конкуренции по законодательству России // Актуальные вопросы предпринимательского права - 2009. - №4-С.2-4
    10. http://www.prompolit.ru/antitrust/ - Проблемы теории, практики и этики антимонопольного регулирования
    11. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 2009 , №7, с.32
    12. http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_31761.html
    13. Мартыненко Г.И. Российское конкурентное законодательство: новый Закон "О защите конкуренции" // Право и экономика. 2007. N 1
    14. Мартыненко Г.И. Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности. "Право и экономика", 2009, N 11
    15. Федеральный Закон №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции»
    16. Комментарий к Федеральному Закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" 2-е издание, дополненное и переработанное/Кайль А.Н. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012.
    17. Макро- и микроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова., М.: ИНФРА-М, 2010
    18. Официальный сайт МАП Российской федерации.
    19. О состоянии конкуренции в РФ / Федеральная антимонопольная служба. Москва, 2009. fas.gov.ru/competition/goods/20916. sthml

    Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
    E-Mail: 4142
    Пароль: 4142
    Скачать файл.
    Просмотров: 243 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
    Форма входа
    Поиск
    Календарь
    «  Июль 2014  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Архив записей
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz