Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Аттестация учительских кадров как фактор развития образовательного учреждения. Селищева, Любовь Александровна бесплатно
2:08 AM
Скачать Аттестация учительских кадров как фактор развития образовательного учреждения. Селищева, Любовь Александровна бесплатно
Аттестация учительских кадров как фактор развития образовательного учреждения

Диссертация

Автор: Селищева, Любовь Александровна

Название: Аттестация учительских кадров как фактор развития образовательного учреждения

Справка: Селищева, Любовь Александровна. Аттестация учительских кадров как фактор развития образовательного учреждения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Елец, 2002 171 c. : 61 03-13/1172-0

Объем: 171 стр.

Информация: Елец, 2002


Содержание:

Глава 1 АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
11 Становление аттестационной педагогической практики за рубежом и в современном российском образовании
12 Аттестация процесс управления и педагогическая система
13 Совершенствование профессионально-педагогической культуры учителя в процессе аттестации
Глава 2 ОПЫТ АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГИМНАЗИИ ГЛИВНЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
21 Содержание аттестации учительских кадров
22 Инновационный характер развития образовательного учреждения как результат аттестации учительских кадров,

Введение:

О Социально-экономическая ситуация в стране с 90-х годов XX века на первый план выдвинула вопросы реформирования российского образования, радикального обновления его структуры и содержания, что повлекло за собой необходимость изменений в управлении системой образования, в частности, общеобразовательными учреждениями.Проблема современного, соответствующего новой реальности подхода к управлению образовательными учреждениями (ОУ) - одна из центральных в образовательной политике сегодняшнего дня, поскольку она связана с решением комплекса задач, направленных на становление и развитие конкуренто-способной личности с высокими нравственными убеждениями и мотивами к профессиональному труду.Образовательные учреждения приобрели статус юридического лица, обновляется содержание образования в условиях их децентрализации, развития вариативности образования и дифференциации обучения, повышения интереса педагогов-практиков к исследовательской и экспериментальной дея^ тельности, расширения спектра образовательных услуг с учетом социального заказа. Механизмы развития и саморазвития образовательного учреждения получили мощный импульс, источниками которых стали творчество руководителей, учителей, их инновационная деятельность; особое место среди них (механизмов) занимает сложившаяся система работы с кадрами, направленная на их профессиональное совершенствование.При существующих незначительных инвестициях в образование первостепенное значение приобретает поиск такой модели управления, которая ^ обеспечивала бы развитие образовательного учреждения. Бесспорно, необходима такая образовательная политика внутри него, которая не разъединяет, а объединяет участников образовательного процесса, повышает управляемость всей системы ОУ и обеспечивает её целостность.Исследователи отмечают, что кризис отечественной системы образования есть отражение глобального кризиса цивилизации и системы образования как общественного института. К общемировым проблемам в сфере обра^ зования в нашей стране добавляются также известные особенности историкокультурного и социально-экономического развития. Кризис выражается в разрыве между образованием и культурой, образованием и наукой, образованием и обществом.В связи со сменой типа культурно-исторического наследования меняется и парадигма педагогического мышления. От веками складывавшегося типа социокультурного наследования, основанного на передаче свода прошлых образцов в виде логически завершенной системы знаний, школа совершает поворот к совершенно новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным становится формирование проектно-ориентированного сознания, способного к активному выстраиванию будущего и к свободной ориентации в незнакомых условиях, нестандартных ситуациях. Поскольку темпы социальных изменений начинают опережать темпы смены поколений, общество всё больше нуждается в людях, обладающих потребностью в саморазвитии. Всё это требует непрерывного образования учителей, под которым понимается такой способ жизнедеятельности, который характеризуется гибкостью мышления, способностью к быстрой переориентации, к отказу от привычных представлений, к восприятию нового, нетрадиционного.В самом феномене "учитель" произошло много изменений, обусловленных переменами в социальной реальности, личностно значимыми стали проблемы: идентичности (в прошлом "советский" учитель, а сейчас какой?); согласование личных целей с ценностями рынка (сколько я "стою" как учи^ тель высшей категории?); но самая важная проблема - проблема самоопределения во времени (индивидуальная и профессиональная судьба: какую роль в этой судьбе будет играть аттестация?). Наблюдалась значительная изоляция педагогов от лучших образцов мирового педагогического опыта.Учителя России, как правило, были знакомы с мировым педагогическим опытом на уровне теоретических представлений, что не позволяло говорить О J об интеграции на уровне практики, о возможности реально использовать достижения мирового педагогического сообщества.Очевидно, стремление российского педагогического сообщества преодолеть сложившийся кризис привело к определению стратегических ориентиров в работе с учительскими кадрами посредством аттестации.Следовательно, становятся актуальными субъективные аспекты деятельности учителя, которые исследуются, оцениваются в аттестации (от латинского attestatio - свидетельство). Аттестация работников характеризуется как "оценка результатов деятельности работников за определённый период времени". (В.В. Поздняков) В науке и раньше рассматривались субъективные аспекты труда, но преимущественно с точки зрения повышения его эффективности для решения производственных задач.Г.Ю. Любимова, Л.Б. Паутов, К. Проскурин экспериментально определили, что сегодня особую актуальность приобретают такие проблемы, как отношение к труду, место профессиональной деятельности в структуре жизненных ценностей личности, стратегии поведения человека [71].Как видим, к числу объективных факторов педагогической деятельности следует отнести общую социально-экономическую ситуацию в стране, социально-образовательную ситуацию в регионе. К числу субъективных мотивацию деятельности, степень осознанности личностных, профессиональных интересов, динамику ценностных представлений, самооценку.Современный учитель имеет социально ориентированную систему ценностей, в которой значительное место занимают профессиональные ориентации - интересное дело, реализация своих способностей. При существующей неудовлетворённости оплатой труда материальный фактор тем не менее не определяет самочувствие учителей: данный параметр по результатам опроса, проведенного нами среди 270 учителей, находится лишь на 5, 6 местах в шкале жизненных ценностей. Очевидно, альтруизм остаётся родовым понятием педагогической социально-профессиональной группы.Учительство, будучи относительно самостоятельной социально1Р профессиональной группой, внутренне дифференцировано. Специфика учительского труда не даёт возможность широко делать карьеру, только тарифная сетка и аттестация могут поставить заработную плату в зависимость не только от количества часов, но и от уровня развития профессиональнопедагогической культуры. Такую связь (прямую и частичную.) отмечают 60% опрошенных учителей. Профессионализм в большей степени влияет на авторитет среди коллег, на статус в ОУ, то есть на социальные факторы.Аттестация учительских кадров является одним из наиболее важных факторов профессионального роста учителей, позитивно влияющих на совершенствование не только конкретного педагогического коллектива, но и системы образования в целом.Работа с кадрами, в том числе с педагогическими, определяется государственной кадровой политикой. Суть современной государственной кадровой политики России состоит в изменении взаимодействия государства с личностью. Государство и человек призваны быть социальными партнерами в профессионально-трудовой и интеллектуальной самореализации личности, которая своим профессионализмом станет обуславливать развитие социальных институтов.Исходя из сути новых подходов к организации работы с учительскими кадрами, главные цели современной аттестационной политики состоят в обеспечении высокого профессионализма и культуры управленческого труда в сфере образования; осуществлении максимально эффективного использования интеллектуального потенциала педагогических кадров, ориентация его на развитие системы образования; создании благоприятных условий для проявления каждым работником образовательного учреждения имеющихся способностей, реализации интересов в целях стимулирования их профессионального роста и развития образовательного учреждения.Для системы образования России сейчас в равной мере характерны две тенденции: во-первых, показать учителям серьёзность намерений государстI ва в обновлении образования, вернуть им во многом утраченное чувство своей социальной востребованности, поднять престиж педагогического труда, во-вторых, общество "перенастраивает" свою образовательную систему. Оно делает эту систему способной ответить на вызовы времени и с этой целью переводит её в режим опережающего переустройства и опережающего развития.Как и в периоды предшествующих реформ в России (конец 50-х начало 60-х годов, а также совершенствование системы образования 70-х годов), нынешнее преобразование тоже началось с реформирования кадровой политики.Статья 14 закона РФ "Об образовании» определяет общие требования к содержанию образования выпускников ОУ, которое рассматривается как один из факторов экономического и социального прогресса общества и "должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; развитие общества" [1, с. 11], ставится задача обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала общества. Мы полагаем, что указанные требования как бы практически формируют тот социальный заказ, который общество и образовательная практика предъявляют учительским кадрам. Все, что происходило в образовании: обновление и качественное совершенствование процессов воспитания, обучения и развития на содержательном, структурном и технологическом уровнях, выделение инвариантных и вариативных компонентов учебно-воспитательного процесса; внедрение режима поиска в педагогической деятельности в качестве объективного условия существования разных типов образовательных учреждений - и что происходит, привело и приводит к необходимости улучшения работы с кадрами.Имеющийся практический как положительный, так и отрицательный опыт в самой процедуре аттестации предполагает большую организационную и методическую работу с педагогическим коллективом, совершенствование системы управления коллективами образовательных учреждений, создание ситуации и духа развития, динамики.Экономика, политическая власть, другие структуры должны быть ориентированы на ценности постиндустриального информационно-интеллектуального общества. Решение этой задачи ведет к усилению внимания ученых и практиков к развитию общеобразовательных учреждений, как первичному источнику развития образования, где ключевой фигурой является школьный учитель, его уровень квалификации, профессионализма, индивидуального творчества, мастерства и профессионально-педагогической культуры. В этой связи очевидна необходимость поиска принципиально нового подхода к основаниям развития общеобразовательного учреждения.Наиболее известные практикам научные подходы к управлению развитием ОУ: развитие на основе создания условий для решения поставленных задач (М.М. Поташник и B.C. Лазарев); методика формирования концепции развития школы (П.И. Третьяков); комплексно-целевой подход к организационно-педагогической деятельности (В.И. Зверева); исследовательский подход в управлении школой (Т.И. Шамова); управление на основе педагогического анализа (Ю.А.Конаржевский), а также разработки В.Ю. Кричевского, А.А. Орлова, В.П. Симонова, В.А. Сластенина и др. далеко не исчерпывают теоретико-методологические основания развития ОУ. Определяюищм направлением на этом пути может быть учет фактора аттестации, который включает как социально-педагогическую, так и психологическую сущность учительской деятельности и является системообразующим в развивающейся школе. «Учитель и преподаватель колледжа оказались заложниками неопределенности воспитательной практики и нравственно-идейных установок, и это вызывает трудности формирования опорной системы ценностей при организации аксиологически-смыслового компонента педагогической среды образовательного учреждения» [14, с. 198].В качестве основного методологического принципа, заложенного в комплексной программе развития ОУ, должна быть, с нашей точки зрения. принята идея интеграции, которая означает процесс создания качественно нового состояния объекта путем соединения в органическое целое различных структурных элементов и функций, в результате чего вновь возникшая система существенно превышает эффективность всех составляющих ее частей.Современные теории образования и педагогической деятельности сходятся в одном: без высокого профессионализма учителя, его культуры и нравственности, субъективной, авторской позиции образовательные запросы современного российского общества реализованы быть не могут. Учитель — это субъект образовательной системы, и поэтому поиск нового содержания аттестации, как средства повышения его профессионального мастерства профессионально-педагогической культуры, совершенствования её (аттестации) содержания, технологий и приоритетов не случаен для автора данной работы.В этой связи закономерны поиски разрешения накопившихся противоречий в проблеме аттестации учительских кадров, представленные по крайней мере на трех уровнях: • На уровне государственной системы образования: между всё повышающимися требованиями к учителю и отсутствием социальноэкономических условий, отвечающих этим требованиям, • На уровне образовательного учреждения: между возрастанием значимости образования в связи со сменой культурно-исторического наследования и фактически мало изменяющимся статусом ОУ в реальных условиях. • На уровне процедуры аттестации учительских кадров: между декларацией субъект - субъектных отношений в образовательных учреждениях и тем, что в процедуре аттестации учитель по-прежнему фактически не является субъектом.Существует несколько путей для преодоления обозначенных противоречий: экономические, социальные, психологические и др. Мы же ведем речь об использовании организационно-педагогических возможностей образовательного учреждения в преодолении этих противоречий. с учетом обозначенных противоречий была определена проблема исследования, которая сформулирована следующим образом: "Каковы содержание и организационно-педагогические условия аттестации учительских кадров, стимулирующие дальнейшее развитие образовательного учреждения?" Решение указанной проблемы составляет цель исследования, достижение которой предлагает творческое обобщение научно-исследовательского и практического опыта региональных и муниципальных систем образования, конкретного образовательного учреждения. Это позволило нам сформулировать тему диссертационного исследования: "Аттестация учительских кадров как фактор развития образовательного учреждения".Объектом исследования выступает общеобразовательное учреждение в режиме развития.Предметом исследования - организация аттестации учительских кадров.Гипотеза исследования: Аттестация учительских кадров будет позитивно влиять на развитие общеобразовательного учреждения, если: - целью аттестации учительских кадров в общеобразовательном учреждении является развитие каждого учителя, повыщение уровня его профессионально-педагогической культуры; - аттестация воспринимается учителем как управляемый процесс и педагогическая система; - учитель оказывается в системе разнообразной ответственной зависимости, в центре которой находятся субъект-субъектные отношения; - процедура аттестации рассматривается как один из способов повышения качества образовательного процесса; - аттестация обеспечивает перенос выявленного позитивного педагогического опыта в повседневную образовательную практику; - в процессе аттестации формируется установка на самообразование учителя. в соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования, выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Уточнить сущность аттестации учительских кадров в контексте управления развитием образовательного учреждения.2. Раскрыть содержание аттестации учительских кадров в конкретном образовательном учреждении.3. Выявить организационно-педагогические условия аттестации учительских кадров, стимулирующие развитие образовательного учреждения.Методологическую основу исследования составляют теоретические положения о сущности профессиональной деятельности (Е.П. Белозерцев, М.С. Каган, А.К. Маркова, Л.М, Митина, В.В. Полукарпов, В.А. Сластёнин и др.); психолого-педагогические основы управления (С.Л. Выготский, Н.В. Кузьмина, Л. Рубиншейн и др.); исследования теории и практики управления развитием образовательного учреждения (B.C. Лазарев, М.М.Поташник, В.П. Симонов, В.А. Сластёнин, Т.Н. Шамова, П.И.Третьяков и др.); идея развития профессионального мастерства учителя, его профессиональнопедагогической культуры (Е.А. Бондаревская, И.Ф. Исаев, М.И. Лукьянова, ЯЛ. Пономарев и др.); различные варианты технологии проведения аттестации учительских кадров в общеобразовательных учреждениях (Т.П. Афанасьева, Ю.В. Агапов, Г.В. Васильченков, Т.Г. Браже, А.А. Журавлева и др.).Методологическая основа определяет методы исследования: -анализ нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней образования, а также образовательных учреждений; -сравнительный анализ теоретических моделей процесса аттестации; -метод включенного наблюдения за развитием образовательного учреждения; -метод ретроспективного анализа собственного педагогического опыта; -опросы, анкетирование, собеседование, диагностические методики; -опытная работа по организации аттестации учительских кадров.Опытно-экспериментальная база и источники исследования: Проведение опытно-экспериментальной работы осуществлялось на базе школ № 1,4, 5, г. Ливны Орловской области. Формирующий этап эксперимента проводился на базе муниципальной гимназии этого города, директором которой является диссертант с 1989 года по настоящее время.Источниками исследования являются: - научно-педагогические публикации по управлению развитием образовательного учреждения (М.М.Поташник, В.С.Лазарева, П.Р. Щедровицкий, В.И. Зверева, Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, A.M. Саранов, В.П. Симонов и др.; -научные и публицистические работы авторов, занимающихся изучением процесса аттестации в образовании (Ю.С.Алферов, Т.Г. Браже, И.А. Елисеева, В.И. Зверева, Ю.А. Самсонов, В.П. Симонов и др.); -работы в области педагогического менеджмента и теории организации (М.С. Каган, Н.В. Мысин, В.П. Симонов, Т.И. Шамова и др.); -результаты опытно- экспериментальной работы.Исследование проводилось в три этапа: Первый этап (1994-1996) — изучение литературы по теме исследования; анализ и обобщение массового и передового опыта по организации аттестации; определение цели, предмета, задач исследования; формулирование рабочей гипотезы и разработка методики исследования.Второй этап (1996-1999) - обоснование сущности и содержания понятийного аппарата, организация опытно-экспериментальной работы, уточнение гипотезы исследования.Третий этап (1999-2002) - анализ и обобщение полученных результатов, корректировка условий развития образовательного процесса в ходе аттестации, литературное оформление диссертации.Основные положения, выносимые на защиту: • Аттестация, направленная на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов педагогической деятельности и стимулирующая не только совершенствование профессионально-педагогической культуры учителя, но и дальнейшее развитие самого образовательного учреждения, есть функция управления образовательным учреждением. • Авторская концепция аттестации учительских кадров базирующаяся на нашем понимании её (аттестации) как элемента управления развитием образовательного учреждения, как управляемого процесса и педагогической системы. • Аттестация учительских кадров в образовательном учреждении ведет к качественным изменениям: - на уровне личности учителя — к развитию профессиональнопедагогической культуры и индивидуально-педагогического опыта; - на уровне личности ученика - к повышению уровня образованности и воспитанности; - на уровне управления образовательным учреждением - к совершенствованию системы работы администрации с учительскими кадрами. • Организационно-педагогические условия, стимулирующие развитие образовательного учреждения, включают: понимание цели аттестации учительских кадров в развивающемся образовательном учреждении; её (аттестации) восприятие учителем; рождаемые субъект-субъектные отношения; направленность процедуры аттестации; перенос положительного педагогического опыта в повседневную образовательную практику; формирование установки на самообразование педагога.Научная новизна и теоретическая значимость работы: - уточнена сущность аттестации учительских кадров в управлении развитием образовательного учреждения; -охарактеризованы особенности аттестации учительских кадров в развивающемся образовательном учреждении; -выявлены условия, стимулирующие развитие образовательного учреждения в процессе аттестации.Практическая значимость исследования определяется тем, что в раY боте предложена и апробирована технология аттестации учительских кадров в развивающемся образовательном учреждении, использование которой в практической деятельности организаторов аттестационных процессов обеспечит совершенствование системы образования на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. ^

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 153 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz