Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Ценностное самоопределение студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа. Юсова, Валентина бесплатно
9:50 PM
Скачать Ценностное самоопределение студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа. Юсова, Валентина бесплатно

Ценностное самоопределение студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа

Диссертация

Автор: Юсова, Валентина Ивановна

Название: Ценностное самоопределение студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа

Справка: Юсова, Валентина Ивановна. Ценностное самоопределение студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Юсова Валентина Ивановна; [Место защиты: Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского] - Чита, 2010 - Количество страниц: 215 с. Чита, 2010 215 c. :

Объем: 215 стр.

Информация: Чита, 2010


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
11 Философские и психолого-педагогические аспекты ценностного самоопределения студента колледжа
12 Сущность и особенности культуросообразного образовательного процесса в педагогическом колледже
13 Модель ценностного самоопределения студента в культуросообраз-ном образовательном процессе педагогического колледжа
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА В КУЛЬТУРОСООБРАЗНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
21 Обогащение ценностными доминантами содержания образования и научно-исследовательской работы студентов
22 Культурные практики в образовательном процессе педагогического колледжа
23 Педагогическая поддержка ценностного самоопределения студента педагогического колледжа
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Введение:

Актуальность исследования обусловлена современными социально-экономическими условиями становления рыночной экономики, требующей социально-мобильных, способных к реализации своих возможностей специалистов, что определяет необходимость модернизации процесса образования. На фоне кризиса общественных ценностей, политической нестабильности и противоречивости приоритетов экономических преобразований развёртывается хаотическая картина состояния общественного сознания, множественности тенденций и неопределённости перспектив его развития. В современном обществе человек постоянно встаёт перед необходимостью выбора, ориентации в пространстве экономической, общественной и собственной жизни. В этом процессе важное место занимает ценностное самоопределение личности. В таких государственных документах как: Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации образования Российской Федерации до 2010 года, Современная модель образования до 2020 года, национальная инициатива «Наша новая школа» акцентируется проблема личностного развития человека, а ориентиром современного образования становится воспитание человека культуры. Все это вызвало необходимость усиления культурологических аспектов в подготовке педагога как носителя, транслятора и преобразователя культуры не только в сфере высшего, но и среднего профессионального образования. Актуализировалась потребность в готовности студентов к самоопределению в системе ценностей в культуросообразном образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования.
Вышеизложенное обусловило поиск теоретико-методологических основ исследования, которую составили философские, психологические, социальные и педагогические закономерности, теории, идеи, касающиеся ценностного самоопределения. Анализируя предмет исследования в контексте различных философских школ: в «философии жизни» Ф. Ницше, Л. Клагеса, В. Дильтея, в психоаналитической психологии 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, в экзистенциализме М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.П.
Сартра, Г. Марселя, А. Камю, в философской антропологии М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, мы пришли к выводу, что философская антропология наиболее полно описывает целостность, тотальность и самоценность человека.
В этом направлении знания о человеке приобретают аксиологический статус (К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин, М. Бубер, М.С. Каган, И.С. Кон, С. Франк, В.А. Ядов), что позволило определить сущностные характеристики рода homo sapiens - рефлексивное сознание, волю, свободу выбора и, главное, самосозидательность, трансцендентность незавершённость и открытость человека. Это философское учение дало начало педагогической антропологии, развитой в работах Б.Г. Ананьева, Б.М. Бим-Бада, Л.И. Божо-вич, П.П. Блонского, В.В. Зеньковского, В.П. Зинченко, Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова, К.Д. Ушинского. Главным субъектом педагогической антропологии выступает человек, способный к саморазвитию, саморегуляции, самореализации во взаимодействии с другими людьми.
Разрабатывая проблему ценностного самоопределения студентов педагогического колледжа, мы опирались на работы И.В. Дубровиной, И.С. Кона, Е.А. Личко, Г. Мизюлиной, A.M. Моисеева, A.B. Петровского, Н.Е. Щурко-вой, Д.И. Фельдштейна, Л.М. Фридмана, в которых исследованы особенности возраста, дан сравнительный анализ, позволивший построить модель ценностного самоопределения студента педагогического колледжа. Сущность аксиологического подхода к изучению роли знаний в ценностном самоопределении, формировании ценностных ориентаций в профессиональном и личностном самоопределении молодых людей представлены в исследованиях Т.К. Ахаян, Л.В. Андрияновой, Н.Ф. Гейжан, A.B. Козлова, В.Д. По-взун, С.Ф. Эхова.
Взаимосвязь самоопределения личности и ценностей рассмотрена в исследованиях A.B. Кирьяковой, где обозначены фазы процесса развития ценностных ориентаций, найдены ценностные механизмы (поиск - оценка - выбор - проекция). Наиболее изученным аспектом в сферах самоопределения человека является профессиональное самоопределение, что нашло отражение в работах A.B. Афанасьевой, А.Я. Журкиной, C.B. Сальцевой, С.Н. Чистяковой, В.А. Ядова. Вопросы социального самоопределения рассмотрены в работах С.Г. Вершловского, М.Е. Дуранова, В.И. Жернова, С.Е. Матушкина. Самоопределению в сфере коммуникативного общения отведено место в работах М.И. Бобневой, A.A. Бодалева, C.B. Кривцовой, Е.А. Мухаматулиной, В.Н. Мясищева, Э.А. Орловой, Г.Е. Соловьёва. Необходимыми для исследования ценностного самоопределения оказались работы зарубежных учёных А. Маслоу, Х.А. Мюррея, И.Р. Нюттена, JI. Пулкеннена, К. Роджерса, X. Ремшмидта, Н. Смелзера, X. Хекхаузена, Р. Штайнера, в которых уделено внимание проблемам самоопределения, выбора, мотивации, жизненных перспектив человека.
Однако при всей несомненной теоретической и практической значимости этих исследований, их важности в решении задачи самоопределения молодого человека следует отметить, что разработка научных основ моделирования ценностного самоопределения студентов в культуросообразном образовательном процессе, является недостаточно разработанной применительно к условиям среднего профессионального образования.
Указанные обстоятельства выявили объективно сложившиеся в новых социально-экономических условиях противоречия между:
•потребностью общества в личности, способной к жизнедеятельности в условиях изменяющегося мира и недостаточной разработанностью теоретико-методологических, методических и организационных основ ценностного самоопределения молодых людей в системе среднего профессионального образования;
•объективно существующей необходимостью ценностного самоопределения студентов педагогического колледжа и отсутствием научно обоснованной и практически апробированной модели ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе.
Обозначенные противоречия педагогической теории и практики позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости поиска нового научного знания о ценностном самоопределении студента в условиях культуросообразного образовательного процесса педагогического колледжа. Существующая проблема на современном этапе развития системы среднего профессионального образования и практическая необходимость ее решения определили выбор темы исследования: «Ценностное самоопределение студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа».
Объектом исследования является культуросообразный образовательный процесс в педагогическом колледже.
Предмет исследования: ценностное самоопределение студента педагогического колледжа в культуросообразном образовательном процессе.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа.
На основании поставленной цели нами определены задачи исследования:
1. Проанализировать философские и психолого-педагогические аспекты ценностного самоопределения студента колледжа.
2. Выявить сущность и особенности организации культуросообразного образовательного процесса в педагогическом колледже.
3. Разработать модель ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа.
4. Охарактеризовать педагогические условия ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа.
5. Определить совокупность критериев ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа.
6. Экспериментально проверить эффективность реализации педагогических условий ценностного самоопределения студента в культуросообраз-ном образовательном процессе колледжа.
Теоретическое осмысление проблемы позволило выдвинуть гипотезу исследования:
Ценностное самоопределение — это процесс и результат активного определения личностной позиции в культуросообразном образовательном процессе через рефлексию, выбор, последующую интериоризацию в системе ценностей и выстраивание на этой основе смысла своего существования, жизненных и профессиональных стратегий. Ценностное самоопределение студентов в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа будет более эффективным, если:
• обогащается ценностными доминантами содержание педагогического образования;
• реализуются культурные практики в образовательном процессе педагогического колледжа;
• организуется педагогическая поддержка ценностного самоопределения студента педагогического колледжа.
Методологической основой исследования является: аксиологический подход в образовании, раскрывающий природу ценностного самоопределения профессиональной подготовки (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова, E.H. Шиянов); основные идеи культурологии образования, раскрывающие культурологический подход как мировоззренческую, гносеологическую, теоретическую и практическую ориентацию образовательной деятельности на воспитание человека культуры (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, A.C. Кармин, А.Ф. Лосев, М.К. Мамар-дашвили, A.B. Рогова).
Теоретическая основа исследования базируется на совокупности философских, психологических и педагогических идей, раскрывающих общенаучные категории: «личность», «самоопределение», «ценность», «ценностное самоопределение», «ценностные ориентации» (К.А. Абульханова-Славская, A.JL Журавлев, А.Г. Здравомыслов, Э.В. Ильенков, Н.С. Кон, A.B. Кирьяко-ва, А.Б. Купрейченко, В.А. Лекторский, В.Д. Повзун, Н.С. Розов, C.JI. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий); на теории профессиональной педагогики и психологии, разрабатывающей проблему становления личности в культурном пространстве (A.C. Александров, С .Я. Батышев, A.A. Деркач, В.П. Зин-ченко, Т.К. Клименко, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.А. Сластёнин, А.И. Щербакова); на идеях в области изучения смысло-ценностного самоопределения личности (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, A.B. Кирьякова, Д.А. Леонтьев); на идеях гуманистической психологии, рассматривающей человека как высшую ценность (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Эриксон); на концепции гуманистического образования (О.С. Газман, Б.С. Гершунский, И.И. Давыдов, С.Л. Соловейчик и др.).
Для достижения цели, решения поставленных задач, проверки гипотезы в процессе выполнения диссертационной работы был использован комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психолого-педагогической, социологической, справочно-энциклопедической литературы по проблеме, связанной с темой исследования; изучение и анализ нормативных документов по проблеме исследования; моделирование, синтез полученных знаний. эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование; экспертная оценка; педагогический эксперимент; анализ и содержательная интерпретация результатов исследования; методы статистической обработки экспериментальных данных. Этапы исследования: первый этап (2004-2005 гг.) — организационно-теоретический: теоретический анализ проблемы исследования, определение методологии, цели, гипотезы и задач исследования, разработка ключевых идей опытно-экспериментальной работы; подборка эмпирической информации об особенностях построения модели ценностного самоопределения студента в культу-росообразном образовательном процессе педагогического колледжа; второй этап (2005-2007 гг.) — опытно-экспериментальный: разработка и реализация педагогических условий ценностного самоопределения студентов в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа и опытно-экспериментальная проверка их эффективности; третий этап (2007-2009 гг.) - обобщающий: обобщение результатов опытно - экспериментальной работы, систематизация полученной информации, формулирование выводов, оформление текста диссертации и автореферата.
Организация и база научного исследования: ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Балея» Забайкальского края. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 125 студентов, обучающихся по специальностям: «физическая культура», «иностранный язык», «русский язык и литература», «преподавание в начальных классах», «коррекционная педагогика в начальном образовании».
Научная новизна исследования:
1. Конкретизировано понятие «ценностное самоопределение», понимаемое как процесс и результат активного определения личностной позиции в культуросообразном образовательном процессе через рефлексию, выбор, последующую интериоризацию в системе ценностей и выстраивание на этой основе смысла своего существования, жизненных и профессиональных стратегий.
2. Выявлена сущность культуросообразного образовательного процесса в педагогическом колледже, под которым понимается процесс, включающий содержательно насыщенное, организационно оформленное, последовательное и непрерывное изменение его компонентов: гуманистически-ориентированного содержания образования, культуросообразного наполнения контекста пространственной среды колледжа, культурных образцов профессионально-педагогической деятельности и межличностного взаимодействия основных его субъектов.
3. Определены и обоснованы педагогические условия ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе: обогащение ценностными доминантами содержания образования и научно-исследовательской работы, реализация культурных практик, педагогическая поддержка ценностного самоопределения студента, что может быть положено в основу разработки программ развития учреждений среднего профессионального педагогического образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты научного исследования обогащают содержание теории педагогики. Результаты исследования:
•теоретически обоснован культуросообразный образовательный процесс в педагогическом колледже;
•разработана модель ценностного самоопределения студентов в культуросообразном образовательном процессе;
•определены критерии ценностного самоопределения студента: когнитивный, деятельностный, эмотивный;
•актуализированы ценностные доминанты психолого-педагогических дисциплин и дисциплин предметного блока;
•выявлены возможности педагогического колледжа в реализации культурных практик в образовательном процессе;
•теоретически обоснована педагогическая поддержка ценностного самоопределения студента педагогического колледжа. Практическая значимость исследования:
•разработано и реализовано содержательное, организационное и методическое обеспечение ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа;
•разработаны учебные программы спецкурсов «Культура профессионального самообразования учителя в системе ценностных ориентаций», «Практикум по самопознанию, саморазвитию и ценностному самоопределению»; подготовлены «Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов педагогического колледжа», «Методические рекомендации к организации аудиторной и внеаудиторной работы по педагогике и психологии», которые активно используются преподавателями и студентами колледжа, учителями города и района.
Результаты диссертационного исследования могут быть положены в основу методических рекомендаций, пособий, положений, определяющих аксиологический и культурологический аспекты образовательного процесса педагогического колледжа.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими положениями, их соответствием современным тенденциям развития педагогического образования; использованием комплекса методов адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования; длительным характером эксперимента по созданию культуро-сообразного образовательного процесса, результаты которого подтверждают эффективность теоретических выводов и проделанной практической работы; позитивными изменениями ценностного самоопределения студентов педагогического колледжа.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ценностное самоопределение студентов понимается как процесс и результат активного определения личностной позиции в культуросообразном образовательном процессе через рефлексию, выбор, последующую интерио-ризацию в системе ценностей и выстраивание на этой основе смысла своего существования, жизненных и профессиональных стратегий.
2. Культуросообразный образовательный процесс - это процесс, который включает содержательно насыщенное, организационно оформленное, последовательное и непрерывное изменение его компонентов: гуманистически-ориентированного содержания образования, культуросообразного наполнения контекста пространственной среды колледжа, культурных образцов профессионально-педагогической деятельности и межличностного взаимодействия основных его субъектов.
3. Модель ценностного самоопределения студента в культуросообраз-ном образовательном процессе педагогического колледжа позволяет представить процесс ценностного самоопределения как непрерывный и последовательный, который включает 4 блока, уровни, этапы и критерии реализации, а также ожидаемый результат:
• структурно-целевой блок, в котором определена цель как содействие ценностному самоопределению студента и представлена структура ценностного самоопределения в виде совокупности компонентов: информационно-содержательного, организационно-деятельностного, личностно-мотивационного; обозначены критерии: когнитивный, деятельностный, эмо-тивный;
• уровневый блок, в котором представлены уровни ценностного самоопределения студента:
1 уровень - формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах её жизнедеятельности;
2 уровень - уровень оптимального соответствия, на котором происходит переоценка ценностей, их дифференциация и стабилизация, выстраивание иерархии собственной шкалы ценностей;
3 уровень - прогнозно-ориентировочный, на котором наблюдается самоопределение личности в системе ценностных ориентаций, интериоризация усвоенных ценностей, самореализация, принятие себя как самоценности;
• деятельностный блок, который включает механизмы ценностного самоопределения: рефлексию, выбор, интериоризацию, поиск смысла, выстраивание жизненных и профессиональных стратегий;
• результативный блок, в котором представлены характеристики личностных качеств участников опытно-экспериментальной работы, их отношение к жизни, к будущей профессиональной деятельности.
4. Условиями формирования ценностного самоопределения студентов педагогического колледжа выступают следующие: обогащение ценностными доминантами содержания образования и научно-исследовательской работы студентов; реализация культурных практик в образовательном процессе педагогического колледжа; педагогическая поддержка ценностного самоопределения студента педагогического колледжа. К направлениям обогащения ценностными доминантами содержания образования и научно-исследовательской работы студентов относится внесение аксиологически ориентированного содержания учебного материала в дисциплины как психолого-педагогического, так и предметного блоков; разработка аксиологически насыщенных специальных курсов; научно-исследовательская работа студентов. Реализация культурных практик представлена внеучебной деятельностью, просветительско-информационной работой, досуговой деятельностью. Педагогическая поддержка рассматривается как взаимодействие педагога и студента на отношениях доверия, взаимоуважения, поддержка процессов социализации и индивидуализации, личностного и ценностного самоопределения.
Личный вклад соискателя выражен в определении и обосновании педагогических условий ценностного самоопределения студента в культуросо-образном образовательном процессе педагогического колледжа. Организована и проведена экспериментальная работа по проверке результативности педагогических условий ценностного самоопределения студента в культуросо-образном образовательном процессе педагогического колледжа. Разработана модель ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные направления, результаты исследования докладывались, обсуждались и публиковались на научно-практических конференциях разных уровней: Всероссийская научно-практическая конференция «Современное педагогическое образование: личностно-ориентированный подход» (Красноярск, 2000 г.); областная научно-практическая конференция «Человек в мире образования и современное образование человека» (Чита, 2000 г.); Международная научно-практическая конференция «Профессиональное становление личности будущего специалиста в контексте модернизации образования» (Улан-Удэ, 2003 г.); областная научно-практическая конференция «Качество образования: современное состояние, тенденции, перспективы» (Чита, 2005 г.); Международная научно-практическая конференция «Трансграничье в изменяющемся мире: образование и международное сотрудничество» (Чита, 2007 г.); Всероссийская научная конференция «Личность в современном обществе: социализация, поведение, общение» (Чита, 2007 г.); областная научно-практическая конференция «Культуросообразный педагогический процесс как фактор духовно-нравственного становления будущего специалиста» (Ба-лей, 2007 г.); IX Всероссийская научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (Новосибирск, 2009 г.); I Всероссийская распределённая научно-практическая конференция с международным участием «Современное образование - новому обществу XXI века» (Красноярск, 2009 г.); региональная научная конференция «Философия человека в культурно-историческом контексте» (Владимир, 2009 г.); научная конференция с международным участием «Актуальные вопросы дидактики современного профессионального образования» (Тюмень, 2009 г.).
Результаты исследования обсуждались на семинарах преподавателей педагогических колледжей Читинской области (2004-2009 гг.), на семинарах работников образования Балейского района Читинской области (2004-2009 гг.), на курсах повышения квалификации в ЧИПКРО (2008 г.), на заседании областного Совета по опытно-экспериментальной работе (2008 г.), на заседаниях кафедры педагогики, практической психологии ЗабГГПУ (2007-2009 гг.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 254 источника, 23 таблицы, 4 рисунка, 12 приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 132 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz