Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Частно-государственное соуправление развитием регионального нефтегазохимического комплекса в системе отраслевой политики. бесплатно
9:17 AM
Скачать Частно-государственное соуправление развитием регионального нефтегазохимического комплекса в системе отраслевой политики. бесплатно
Частно-государственное соуправление развитием регионального нефтегазохимического комплекса в системе отраслевой политики

Диссертация

Автор: Ардашева, Евгения Павловна

Название: Частно-государственное соуправление развитием регионального нефтегазохимического комплекса в системе отраслевой политики

Справка: Ардашева, Евгения Павловна. Частно-государственное соуправление развитием регионального нефтегазохимического комплекса в системе отраслевой политики : диссертация доктора экономических наук : 08.00.05 / Ардашева Евгения Павловна; [Место защиты: НГОУ "Академия управления "ТИСБИ""] Казань, 2008 383 c. :

Объем: 383 стр.

Информация: Казань, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Общенаучная база диссертационного исследования: систсмно-сннсргстнчсскне основания теории развития н управления, определение состава мезоэкономнкн
11 Вклад системно-синергетических концепций в теорию развития и управления
12 Мезоэкономика как объект анализа и управления
13 Теоретический и классификационный анализ понятий «отрасль» и «регион» в экономической науке России
Глава 2 Разработка методологических основ п методического инструментария отраслевой политики (федеральный и региональный уровни)
21 Формирование структурно-функциональной, статико-динамической модели отраслевой политики Уточнение термина и дефиниции отраслевой политики
22 Классификация мер и методологические требования к отраслевой политике Компетенции федерального и регионального уровней отраслевой политики
23 Методические особенности мезоэкономического управленческого анализа в системе отраслевой политики
Глава 3 Анализ деловой и инвестиционной активности в промышленности н химическом комплексе России как среды системы региональной отраслевой политики
31 Характеристика институционально-структурных сдвигов в российской экономике в период бифуркации
32 Определение количественных ориентиров современной отраслевой политики на основе оценки динамических характеристик промышленной и инвестиционной активности в российской экономике (с использованием методов спектрального анализа и теории катастроф)
33 Факторно-кластерный анализ деловой и инвестиционно-инновационной активности химического комплекса России в системе отраслевой политики
Глава 4 Анализ опыта региональной отраслевой политики и обоснование перспективных направлений инвсстнцпонпо-стратсгпмеской программы (на примере нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан)
41 Особенности разработки инвестиционно-стратегических программ развития отраслей и комплексов
42 Постбифуркационная отраслевая политика в нефтегазохимическом комплексе Республики Татарстан: выявление институциональных инноваций
43 Управленческий анализ внутрисистемных и внешних флуктуаций в обоснование направлений инвестирования прогрессивных структурных сдвигов в нефтегазохимическом комплексе Татарстана
44 Целеполагание и описание инерционного и инновационно-кластерного сценариев развития отраслей нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан
Глава 5 Формирование основных подсистем региональной отраслевой политики н программы
51 Отраслевая политика стимулирования инвестиций в реализацию проектов и развитие отраслей регионального нефтегазохимического комплекса
52 Роль малого отраслевого бизнеса в региональном нефтегазохимическом кластере и преодолении территориальной асимметрии
53 Идентификация стратегий инновационной трансформации в нефтегазохимическом комплексе Республики Татарстан Формирование направлений региональной отраслевой инновационной политики

Введение:

Актуальность темы исследования. В современной российской экономической науке и практике наблюдается устойчивая тенденция пересмотра базовых подходов к выбору путей и инструментов модернизации экономики и институционального реформирования. В этом процессе повышается роль и значимость отраслевой политики как системы согласованного частно-государственного соуправле-ния развитием отраслей и территориально-отраслевых комплексов, которая призвана демпфировать кризисные флуктуации и резонансно усиливать переход отечественной экономики на прогрессивный вектор развития. В начальный трансформационный период отраслевая политика согласно внешним управленческим рекомендациям (так называемому Вашингтонскому консенсусу) не входила в пакет либеральных реформ, обретших, в итоге, шоковый, не градуалистский характер и оказавшихся крайне болезненными для социума, отечественного реального сектора экономики, научной сферы. Отраслевая политика носила в лучшем случае ситуативный характер, была растворена в экономической политике.
В настоящее время ситуация меняется. В практике государственного регулирования российской экономики на федеральном и региональном уровнях расширяется использование инструментария отраслевой политики. Более глубокому осмыслению подвергается опыт различных стран в области управления становлением конкурентоспособных национальных экономик, как оказалось, весьма разнородный и институционально специфичный, но одновременно во многом сходный, если соотносить его с конкретными историческими этапами. Так, в ряде институционально направленных исследований убедительно доказано на примере как развитых, так и развивающихся стран, что в переходный период их развития отраслевая политика являлась ключевым фактором в успешном решении задачи перестройки, восстановления и ускоренной модернизации экономики, существенным образом повлияв на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности.
Кроме того, на первый план современной науки выдвигаются новые научные концепции, в частности, системно-синергетические (самоорганизационные), позволяющие обогатить теории развития и управления, по-новому осмыслить роль государства в экономике и также диктующие необходимость применения гибкого управляющего воздействия в зависимости от этапов развития управляемой самоорганизующейся системы и при условии согласованности с ее природой.
В связи с этим актуальным становится формирование соответствующей методологической и методической базы отраслевой политики, адаптированной к институциональным особенностям и этапам развития российской экономики, специфике ее регионов и, вместе с тем, учитывающей мировые тенденции, что позволит избежать точечных мер, не объединенных в едином пакете институциональных реформ и отраслевой политики. Существует потребность и в научном анализе уже имеющегося опыта региональной отраслевой политики, формирование на этой основе дополнительной доказательной базы целесообразности и особенностей государственного управления отраслевыми и территориально-отраслевыми звеньями экономики. Необходимо также определение принципов разграничения полномочий и ответственности в реализации отраслевой политики на федеральном и региональном уровнях управления. Востребованным является и установление потенциала и критериев применимости отраслевой политики как фактора влияния на инвестиционно-инновационную активность мезоэкономики.
В число приоритетов современной отраслевой политики выдвигается промышленность в целом и нефтегазохимический комплекс (НГХК). На их развитие на новой технологически прогрессивной базе возлагаются надежды обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития России и ее регионов, особенно Республики Татарстан. В послании Президента РФ Федеральному собранию РФ на 2007 год заявлено о необходимости увеличения переработки природного сырья внутри страны, что предполагает необходимость формирования в рамках согласованной частно-государственной федеральной и региональной отраслевой политики стимулов к инвестированию прогрессивных структурных сдвигов в НГХК, к максимально глубокой переработке природного сырья с получением наукоемкой нефтехимической и химической продукции промышленного и потребительского назначения, и как следствие, синергетических эффектов за счет генерации спроса и предложения по длинной цепочке сопряженных территориально-отраслевых кластеров. Это не в последнюю очередь будет также обусловлено формированием долгосрочных прогнозов и инвестиционно-стратегических программ развития НГХК.
Таким образом, активизация деятельности, связанной с формированием и реализацией отраслевой политики в НГХК страны и регионов, обусловливает актуальность разработки ее научной составляющей. В свою очередь, формирование методологического аппарата отраслевого регулирования позволяет поставить на научную основу и совершенствовать практическую деятельность в этой области. Об актуальности исследований по избранной теме свидетельствует также установленная степень ее разработанности.
Степень разработанности проблемы. Поиск теорий, которые могли бы быть использованы при рассмотрении проблем развития и управления развитием различных объектов и процессов, привел к выдвижению в качестве общенаучного каркаса исследования системно-самоорганизационных концепций. Теория самоорганизации формируется в рамках таких научных направлений и школ, как синергетика (Г.Хакен), теория изменений и диссипативных структур (И. Пригожин, Г. Нико-лис, П. Гленсдорф), теория катастроф (В.И. Арнольд, Р. Гилмор, Р. Том, Г. Уитни), теория детерминированного хаоса (Г. Хакен, Е.Н. Лоренц, Г. Шустер), теория нелинейной динамики, дифференциальных уравнений, фракталов (Ф. Варела, К. Майнцер, Б. Мандельброт, Э. Моран). Методология и результаты анализа явлений самоорганизации применительно к таким сферам, как экономика, экономическая история, общественная история, политика, социология, отражены в работах Э.В Автуховича, JI.E. Басовского, В.А. Бородина, Н.К. Буровой, В.Г. Ванярхо, А. Вен-герова, В.А. Владимирова, Б.Л. Дорина, Д.Л. Дружинина, Ю. Каганова, С.П. Капицы, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, С.Ю. Малкова, О.В. Мити-ной, В.Ф. Петренко, А.А. Петрова, С.В. Шманева. Представляют интерес разработки в области синергетического менеджмента, которые развивают зарубежные и отечественные авторы - Х.-Ю. Варнеке, Э. Венгер, А. де Гиус, Д. Голдсмит, Д. Денисова, Ф. Капра, М. Келнер-Роджерс, К. Клок, Б. Кузнецов, К. Носс, П. Сендж, С. Скрипников, Н. Слонов, А. Степанов, Д. Хок, Г. Шрайэгт. Интегрированный системно-синергетический подход к анализу и управлению процессом развития (на уровне национальной экономики) разработан в монографии Е.А. Ерохиной «Теория экономического развития: системно-синергетический подход», представляющейся одной из наиболее целостных и основательных по данному кругу вопросов. Однако применительно к отраслевому и регионально-отраслевому ракурсу анализа и управления самостоятельных и крупных работ, использующих методологию сис-темно-синергетической теории, встречено не было.
Исследуя роль государства в экономическом развитии в том или ином контексте, нельзя не иметь в виду базовый диапазон теоретических позиций, восходящих к работам представителей меркантилизма, политической экономии, неоклассики, кейнсианства, неоклассического синтеза. Учитывая также, что в «мейнстриме» (к которому относят, как известно, неоклассику и неоклассический синтез) проблематика анализа развития и управления развитием мезоэкономики (включая отраслевую, региональную политику) не находит должного отражения, особое внимание обращено на институциональный подход и неоинституциональные теории «сетевого капитализма» (А. Олейник) и организаций (О. Уильямсон, К. Менар). Разработка определения и типологии мезоэкономики потребовала также обращения к работам В.Н. Ананидзе, К.А. Багриновского, Г.Б. Клейнера, Я. Корнай, В.И. Кушлина, JI.A. Николаева, А.С. Пелиха, Е. Стиглица, А.Н. Фоломьева.
Определение регионального компонента мезоэкономики, анализ специфики российских регионов осуществлялись с учетом работ Э.Б. Алаева, В.Г. Алиева, Л.Г. Байрамовой, В.И. Бутова, А.И. Гаврилова, К.И. Зубкова, В.Н. Лексина, К. Малфита, В.В. Масклакова, В.Ю. Пленкина, А.Н. Швецова, экономических словарей под редакцией А.Н. Азрилияна, Е.П. Голубкова, B.C. Каменкова, В.Н. Шимова. Вопросы формирования территориальных промышленных и инновационных дистриктов и кластеров рассматривались по Р. Акселроду, Я. Драневу, В.В. Иванову, С. Клесо-вой, П. Кругману, А. Маршаллу, К. Монро, Ф. Перру, Б.И. Петрову, Ф.Пику, К.И. Плетневу, М. Портеру, В. Сенгенбергеру, Ф. Сфорзи, И. Тюнену, ДА. Ялову. Специфика российских отраслевых бизнес-групп как компонентов мезоэкономики исследовалась с опорой на разработки С.Б. Авдашевой, В.П. Балюкевича, Я.С. Галухиной, А.В. Горбачева, И. Евсеевой, В.Е. Дементьева, Т.Г. Долгопятовой, В. Крюкова, Я.Ш. Паппэ, В. Радаева, А. Шаститко.
В области теории промышленной политики и ее связи с институциональным реформированием национальной и региональных экономик весьма содержательными, на наш взгляд, являются труды В. Анисимова, В.Д. Камаева, В. Полтеровича, В. Попова, Д. Родрика, А. Тониса. Разработки по этой теме ведутся также отдельными коллективами ученых из институтов РАН, экспертами ТПП РФ. Вопросы промполитики в части размещения производительных сил рассматривались А.А. Арбатовым, Е.Б. Ардемасовым, А.Г. Гранбергом, С.Ю. Ветлупшым, А.В. Козаковым, М.Р. Сафиуллиным, К. Мацуситой, специалистами ГНИУ «Совет по изучению производительных сил», ЦЭСИ РТпри КМ РТ.
При формировании методической базы управленческого мезоэкономического анализа и прогнозирования исходили из экономико-статистических разработок, прежде всего, таких авторов, как JI.E. Басовский, А.П. Кулаичев. Учитывался современный конкретно-прикладной опыт использования многомерных методов анализа данных в отраслевых и региональных исследованиях - работы Н.А. Заказчи-ковой, Н.Н. Райской, Е.В. Заровой, М.А.Котяковой, Г.О.Читая, О.А.Хохловой, И.С.Ульянова, М.А.Есешша, Р.А.Шмойловой, О.А.Буровой, МЛО.Карышева.
Общетеоретические вопросы прогнозирования и программирования исследованы Г.Б. Клейнером, Н.Д. Кондратьевым, Д.Ю. Миропольским, М.Н. Узяковым, Ю.В. Яковцом, инвестиционного проектирования с оценкой народнохозяйственных (макро-, отраслевых и региональных) эффектов - П.Л. Виленским, А.А. Водяно-вым, В.Н. Лившицем, С.А. Смоляком, Л.А. Стрижковой. Специальные исследования, связанные с анализом, прогнозированием, разработкой стратегий и программ развития ТЭК и НГХК в глобальном, национальном и региональном (по РТ) масштабах, представлены в публикациях В.В.Авиловой, В.Арутюнова, И. Башмакова, А. Боксермана, О.Б. Брагинского, О.А. Бучнева, М.Г. Васильева, Ш.Ш. Губаева, А.А. Дагаева, В. Двинина, O.K. Денисова, Е.Н. Жуковой, Н.И. Ивановой, В. Илюмжинова, А.А. Калинина, Э.Ф. Каминского, А.В. Карибского, Т. Кузнецовой, Б.Н. Кузыка, В.Д. Курашева, Д. Леблонда, И.И. Мазура, О.И. Масловой, А.С. Некрасова,
В.И. Проскурякова, Д. Рамазанова, Г. Родионовой, В. Рязанова, И.В. Рязанова, Е.Н. Сафонова, Т.Е. Свейтн, Ю.В. Синяка, JT.P. Сорокина, С.А. Тимофеева, В.М. Туми-на, В.А. Хавкина, А.С. Хохлова, Ю.В. Яковца. Учитывалась также пропюзная деятельность экспертов Международного энергетического агентства, мировых и российских аналитических агентств, союзов и компаний НГХК.
Установленная актуальность исследования проблем мезоэкономического управления на примере отраслевой политики в отношении территориально-отраслевых комплексов, выявленная фрагментарность в разработанности темы, но наличие богатого теоретико-методологического и методического материала, подготовленного для системной интеграции в интересах формирования нового знания, обусловили выбор объекта и предмета, постановку цели и задач исследования.
Объектом исследования являются процессы развития и управления развитием региональных межотраслевых комплексов как компонентов мезоэкономики.
Предмет исследования — отраслевая политика как система частно-государственного соуправления развитием регионального межотраслевого комплекса (на примере нефтегазохимического комплекса и его отраслей).
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в формировании на систем!ю-синергетической, институциональной и государственно-управленческой теоретической и эмпирической базе методологических основ и методического инструментария мезоэкономического анализа и управления на примере отраслевой политики с оценкой опыта, моделированием и определением направлений ее влияния на развитие и инвестиционно-инновационную активность регионального нефтегазохимического комплекса.
Поставленная цель определила задачи исследования:
• формирование общенаучной базы диссертационной работы, заключающейся в анализе и обобщении системно-синергетических теоретических концепций с получением на этой основе целостного исследовательского подхода к изучению проблем развития и управления развитием экономических систем различных типов и масштаба с учетом их статических и динамических характеристик;
• разработка объекта мезоэкономичеекого анализа и управления на основе систематизации сформированных в различных теориях взглядов на средний уровень экономической иерархии и на природу установления связей между экономическими субъектами (сетей) в условиях переходных, инвестиционно- и инновационно- активных экономик;
• определение отраслевого и регионально-отраслевого компонентов мезоэко-номики через выполнение теоретического и классификационного анализа содержания понятий «отрасль» и «региот>, их трансформации в современной российской экономической науке и практике;
• формирование методологических основ отраслевой политики с системно-синергетических и институциональных позиций с учетом особенностей мезоэконо-мических объектов и специфики частно-государственного соуправления ими;
• выделение особенностей управленческого мезоэкономичеекого анализа с адаптацией к использованию в его рамках совокупности статистических методов анализа многомерных данных и временных рядов, а также с включением синерге-тических моделей (разработанных в теории катастроф);
• приложение методической базы управленческого мезоэкономичеекого анализа к исследованию и моделированию мезоэкономических объектов и процессов разных типов и масштабов (инвестиционной и промышленной сфер национальной экономики, ее химической отрасли, НГХК региона); определение основных закономерностей и тенденций их развития с акцентом на инвестиционную и инновационную активность, что необходимо для выработай отраслевой политики на федеральном и территориальном уровнях экономики;
• анализ регионального опыта отраслевой политики и выделение институциональных инноваций в ее рамках, оказавших существенное влияние на экономическое восстановление, рост, инвестиционную и инновационную активность регионального НГХК на постбифуркационном этапе развития российской экономики;
• формирование методологических и методических основ разработки отраслевых инвестиционно-стратегических программ с апробацией рекомендаций на примере НГХК РТ;
• выполнение анализа состояния и оценка прогнозов развития отраслей НГХК РТ, а также выявление ключевых прогнозируемых средовых флуктуаций с целыо обоснования направлений инвестирования прогрессивных структурных сдвигов в комплексе, разработки долгосрочных сценариев развития отраслей и соответствующих мер отраслевой политики на различных уровнях управления;
• моделирование влияния селективной поддержки в рамках отраслевой политики приоритетным инвестиционным проектам и отраслям;
• выявление роли малого отраслевого бизнеса в инновационно-отраслевых кластерах и преодолении территориальной асимметрии;
• идентификация стратегий инновационной трансформации в НГХК РТ и формирование направлений инновационной отраслевой политики.
Соответствие содержании диссертации избранной специальности. Работа выполнена согласно паспорту специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика), содержит положения и результаты, соответствующие пунктам 5.18, 5.3, 5.9, 5.14, 5.15, 5.16, 5.17.
Теоретико-методологическая н методическая база исследования. Методологическим каркасом исследования являются развиваемые в трудах отечественных и зарубежных ученых положения синергетики, системного анализа, экономического развития и экономической политики, мезоэкономики, отраслевой и региональной экономики, инстшуционализма и неоинституционализма, инвестиционного, инновационного, финансово-экономического анализа, менеджмента, стратегического планирования, программирования и прогнозирования в сфере отраслей и региональных межотраслевых комплексов, в частности, в топливно-энергетическом и НГХК мира, РФ и РТ. Для решения поставленных задач в работе использовались общенаучные методы анализа и синтеза, единства исторического и логического, индуктивного и дедуктивного, абстракции, экономико-статистические, нашли совместное применение методы спектрального анализа и теории катастроф в исследовании динамических характеристик инвестиционной и промышленной активности российской экономики. В регионально-отраслевом анализе использованы многомерные методы анализа данных, методы интегральной сравнительной рейтинговой оценки, подходы сравнительного анализа, графический метод, приемы сводки и группировки, абсолютных и относительных величин, средних величин. Ряд экономико-математических, инвестиционных моделей и расчетов выполнялся с использованием программного обеспечения для статистического анализа STADIA и инвестиционного анализа Alt Invest (пакет «Альт-Инвест-Сумм»).
Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы Государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ, отраслевых баз данных ОАО «Татнеф-техиминвест-холдинг», материалы научно-экономической и периодической печати, отраслевых изданий и бюллетеней, сети «Интернет». В работе использовалась также информация, полученная из российской законодательной базы, стратегических и программных документов, материалов совещаний, круглых столов, заседаний рабочих групп, научно-технических советов общенационального, регионального и отраслевого характера, советов директоров предприятий НГХК РТ, конференций, в том числе международных, посвященных проблемам развития НГХК.
На защиту выносятся следующие результаты исследования:
• уточненное понятие и типология мезоэкономики, учитывающая системный и несистемный, формальный и неформальный характер мезообъектов;
• особенности содержания понятия «отрасль» с установлением его разновидностей и трансформации в современной российской экономике, идентификация системного характера отрасли и регионально-отраслевого комплекса;
• уточненное понятие «отраслевая политика», содержащее указание на ее функцию, цели, объект, субъекты и принципы, стратегическое частно - государственное взаимодействие при ее выработке, федеральный и региональный уровни реализации; структурно-функциональная, статико-динамическая модель отраслевой политики, включающая основные методологические требования, классификацию мер отраслевой политики, выявление места региональной подсистемы;
• методические особенности управленческого мезоэкономического анализа, учитывающие специфику его объекта, предмета и целей;
• подход, основанный на использовании методов спектрального анализа и теории катастроф, к анализу свойств и взаимосвязи инвестиционных и промышленных процессов в российской экономике, установленные закономерности их протекания; первичная и сокращенная система показателей, позволяющая установить закономерности состояния деловой и инвестиционно-инновационной активности химического комплекса России и его типичных классов-кластеров; понятие «мезоэкономическая институциональная инновация», введение в научный оборот ряда мезоэкономических институциональных инноваций, сформированных в системе отраслевой политики в НПХК РТ; совокупность показателей оценю! и выводов о позитивном влиянии отраслевой политики на инвестиционную активность НГХК РТ; методология формирования и рекомендуемая структура отраслевой инвестиционно-стратегической программы, учитывающая особенности частно-государственного соуправления в регионе; совокупность ключевых прогнозируемых средовых флуктуаций, имеющих принципиальное значение для формирования долгосрочной программы и отраслевой политики в НГХК РТ; алгоритм действий, методические подходы, нормативные и обобщающие количественные параметры состояния НГХК РТ как компоненты процесса сценарного прогнозирования его развития для целей отраслевой политики; результаты модельных расчетов оказания в рамках отраслевой политики селективной поддержки приоритетным инвестиционным проектам и отраслям на примере проектов создания интегрированных нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в регионе; сущность инновационной трансформации и типов ее стратегий в региональном НГХК, основанные на этом приоритеты и меры региональной инновационной отраслевой политики.
Научная новнзпа исследования заключается в следующих полученных лично автором результатах:
1. Обоснована дефиниция мезоэкономики (которая определена как совокупность компонентов национальной экономики, представляющих собой относительно устойчивые системы и совокупности субъектов микроуровня экономики) и разработана типология мезоэкономических объектов, включающая их дифференциацию, с одной стороны, на системы и несистемы, с другой стороны, на формальную (жесткую) и неформальную (мягкую) мезоэкономику. В составе «мягкой» мезоэконо-мики обосновано выделение двух групп по признаку соответствия условным стадиям развития национальной экономики — переходной от традиционного или планового общества «к рынку» и переходной от рыночного общества к постиндустриальному. «Мягкими» мезоэкономическими системами названы экономические системы, включающие в свой состав экономические субъекты микроуровня, связанные между собой гибридными связями и кооперирующиеся для достижения некоторых общих целей, но одновременно сохраняющие самостоятельность (автономность в принятии решений и права собственности на активы). Термин «гибридные связи» означает, что в мезосистемах могут одновременно существовать различные типы связей между субъектами. Анализ таких мезообъектов как регионы, отрасли, комплексы, кластеры предложено выполнять через призму выявленных типов мезоэко-номики, связи между ними, с учетом обусловленных процессом развития предпосылок, преимуществ и негативных сторон мезолокализации.
2. На основе теоретико-классификационного анализа содержания понятия «отрасль» выделено три базовых его разновидности - отрасль экономики хозяйственная, отрасль экономики чистая и отрасль рыночная. Принципиальное значение придано следующим терминологическим особенностям - необходимо четко разделять виды отрасли, поскольку первые два вида отражают отрасль как компонент не экономики вообще, а национальной экономики (или конкретного региона), тогда как третий вид отражает совокупность продавцов определенного товара, которые могут представлять любую страну; адекватным объектом государственной (федеральной и региональной) отраслевой политики является именно отрасль хозяйственная; она в современном ее виде и применительно к российским условиям может быть определена двояко - как несистема и как система. Как система отрасль выступает в том случае, если специально организуется через налаживание управления или самоорганизационные процессы, или то и другое одновременно. Показано, что в условиях переходной российской экономики химическая и нефтехимическая промышленность страны утеряла системные свойства, тогда как аналогичная отрасль региональной экономию! (в частности, Республики Татарстан) их усилила в результате реализации региональной отраслевой политики и формирования «мягкой» мезоэкономической системы.
3. Получили развитие теоретико-методологические основы отраслевой политики, а именно:
• разработано понятие «отраслевая политика» (это система стратегического частно-государственного соуправления развитием отраслей экономики и территориально-отраслевых комплексов с целыо обеспечения экономического роста и для достижения иных целей, актуальных на том или ином этапе развития, является подсистемой экономической политики и представляет собой систему мер, формируемую и реализуемую через институты взаимодействия государства и отраслевого бизнеса; региональная отраслевая политика является подсистемой региональной экономической и федеральной отраслевой политики); обоснована его корректность по сравнению с традиционным термином «промышленная политика»; разработанное определение отражает системный и динамический характер такого явления как отраслевая политика, содержит указание на взаимосвязь и единство процессов управления и самоуправления в экономике как сложной многоуровневой системе;
• предложена структурно-функциональная, статико-динамическая модель отраслевой политики, отличающаяся комплексностью и включающая такие компоненты как определение политики; ее цели и задачи; основные требования к эффективной отраслевой политике; дифференциация политики по стадиям развития объекта управления; этапы формирования и реализации; классификация мер;
• разработаны методологические требования к формированию и реализации отраслевой политики (системности, развития, резонанса и синергии с системой, наличия институциональной площадки для выработки согласованной политики и обратных связей, синергетической акупунктуры), особенностью которых является учет системно-синергетических и институциональных теоретических положений;
• дана расширенная классификация мер отраслевой политики, основаниями для которой являются уровни формирования (федеральные, региональные), форма воздействия и содержание, степень охвата объекта регулирования, источник возникновения, соответствие функциональным направлениям, значимость и срочность, масштабность и получатели наибольшего эффекта; классификация позволяет достаточно полно охватить существующий инструментарий отраслевой политики.
4. Установлены особенности управленческого мезоэкономического анализа, а именно: ориентированность на потребности управленческого звена мезоэкономического объекта, задающая требования к содержанию, используемому аналитическому инструментарию, форме представления результатов; учет неоднородного состава и масштабов мезоэкономического объекта; высокая чувствительность мезоэкономического мониторинга и анализа к качеству сводки статистических данных первичного уровня; обеспечение комплексности и гибкости системы переменных, учет показателей инвестиционной и инновационной активности; выполнение статического и динамического анализа с учетом изменений среды.
5. Предложен методический подход, основанный на совместном использовании методов спектрального анализа и теории катастроф, к анализу временных рядов инвестиций в основной капитал и промышленного производства. С использованием данного подхода в ходе эмпирического анализа дано описание периодических свойств процессов инвестиционной и промышленной динамики в российской экономике, построены модели катастроф, аппроксимирующие связь между ними, а также путем интерполяции определены зоны их особого поведения как целевые ориентиры для отраслевой политики, в том числе регионального уровня.
6. Сформирована система первичных аналитических показателей и получена сокращенная факторная система (из десяти главных компонент - эффективности и финансовой устойчивости; отдачи внеоборотных активов; внутренних инвестиций; внешних инвестиций; оборачиваемости оборотных активов; динамики продаж; нематериальных активов; масштаба деятельности; добавленной стоимости; экспорта и места предприятия в цепочке переработки сырья), моделирующая закономерности состояния деловой и инвестиционно-инновационной активности химического комплекса России, выделены типичные для отрасли пять трупп предприятий («лидеры» - функционируют на низкой и средней стадиях переработан сырья, имеют высокий уровень экспорта, включают крупные и средние предприятия, сравнительно высокоэффективны, инвестиционно- активны; «аутсайдеры» - функционируют на высокой стадии переработки сырья; имеют низкий уровень экспорта; включают преимущественно некрупные предприятия; сравнительно низкоэффективны, малоактивны в инвестиционной и инновационной деятельности); дано обоснование необходимости усиления и дифференциации отраслевой политики с акцентированием ее на факторах внутренних инвестиций, нематериальных активов, углубления переработки природного сырья, поддержки экономических субъектов завершающих наукоемких стадий технологической цепочки, в том числе за счет кластеризации.
7. Предложен термин и разработано содержание понятия «мезоэкономическая институциональная инновация», которая заключается в выстраивании новых правил игры, организационных структур, типов связей между субъектами мезоэконо-мических систем, возникает в результате конструирования (в отличие от институционального заимствования или выращивания), характеризуется управленческим и селективным характером. Обосновано введение в научный оборот реальных видов мезоэкономических институциональных инноваций, выявленных в регионально-отраслевой системе и названных автором «институт регионально-отраслевого правительства», «институт отраслевого инвестиционно-стратегического программирования», «институт внутриреспубликанской интеграции». Показано, что выделенные институциональные инновации реализованы в рамках модели отраслевой политики в НГХК РТ, которая тем самым может рассматриваться как инновационная, как особый тип сетевой организации взаимодействия субъектов отраслевой политики с установлением между ними гибридных административно-рыночно-личностных связей. Данная модель может быть включена в предложенную типологию мезоэко-номики как разновидность мезоэкономических систем постбифуркационного периода российской экономики, а также признана соответствующей системно-синергетическим требованиям к отраслевой политике.
8. Доказано позитивное синергетическое влияние региональной отраслевой политики на инвестиционную активность в НГХК РТ, для чего рассчитан и проанализирован ряд частных показателей (объем инвестиций в основной капитал; структура инвестиций через соотношение собственных и привлеченных источников, целей реконструкции и нового строительства; доля в общероссийских отраслевых и региональных промышленных инвестициях; структурные сдвиги в возрасте основных средств), а также введен интегральный сравнительный индикатор инвестиционной активности отрасли реп юна, алгоритм исчисления которого предполагает расчет коэффициентов инвестиционной активности отрасли решона и отрасли страны (отношение инвестиций к товарной продукции), нахождение их разницы и интегрирование полученных разниц за интересующий временной период.
9. Раскрыты функции и представлена целесообразная структура отраслевой инвестиционно-стратешческой программы, апробированная при подготовке Программы развития НГХК РТ на 2004-2008гт. В состав подобной программы должны входить разделы, характеризующие согласованные по отраслям и компаниям стра-тепш и инвестиционные проекты, разделы, характеризующие отраслевую политику (сырьевую, инвестиционную, инновационную, кадрово-социальную, экологическую, развитие малого отраслевого бизнеса, ресурсосбережение и проч.), каждый из которых имеет три уровня - корпоративный, репюнально-федеральный, уровень совместной реализации субъектами отраслевой политики при координирующей роли «отраслевого правительства». Тем самым в отличие от друшх типов программ отраслевые инвестиционно-стратешческие программы представляют собой слияние содержательного смысла стратепш, инвестиционной программы, отраслевой политики, что позволяет расширить состав и методолопно социально-экономического программирования.
10. Выделены ключевые средовые факторы-флуктуации, которые должны быть учтены при формировании долгосрочной инвестиционно-стратешческой программы развития НГХК РТ и отражают глобальные и российские тенденции в топливно-энергетическом комплексе, нефтепереработке, химии и нефтехимии с позиций динамики научно-технического прогресса, жизненного цикла отраслей, специфики национальных отраслевых политик:
• установлено наступление острого периода глобального соперничества стратегий добычи углеводородов (труднодоступных и нетрадиционных) и альтернативных источников энергии и топлива, поскольку для развития обоих направлений необходимы высокие и сравнительно равные по масштабам инвестиции и инновации; перспективы развития мировой нефтедобычи обусловлены постепенным «утяжелением» и исчерпанием «легкодоступных» запасов нефти, необходимостью их пополнения за счет потенциала шельфа, а также нетрадиционных источников (природных битумов, высоковязкой нефти и др.), что возможно с внедрением новейших и экологически чистых технологий при поисках, разведке, добыче (включая методы увеличения нефтеотдачи) и транспортировке, а также информационных технологий; наблюдается тенденция изменения структуры использования нефти -рост доли ее переработки в химическую продукцию; глобальные перспективы развития нефтепереработки связываются с разворачиванием двух встречных процессов социо-экономической и природно-ресурсной динамики — ухудшением качества перерабатываемой нефти и необходимостью выпуска экологически чистых видов топлив, что, резонируя, способно дать новый толчок инвестированию в создание новых мощностей, технологическому совершенствованию отрасли; параллельно предполагается волна инноваций в области создания новых и комбинированных видов двигателей, использующих альтернативные виды топлив (сжиженные нефтяные и природные газы, топлива с биодобавками, метанол, диметиловый эфир, синтетические топлива, водород и др.), что способно существенно изменить спрос на традиционные топлива; развитие инноваций по получению из природного газа моторных топлив идет более быстрыми темпами, чем химической продукции;
• к положительным факторам среды нефтехимии и химии относится сохранение благоприятной конъюнктуры на мировом рынке, но присутствие на нем российских производителей имеет ограничения, связанные с формирующимся отраслевым мировым разделением труда (между «Западом, Ближним Востоком и Азией»), основанным на национальных конкурентных преимуществах, все более жестко закрепляемым в рамках национальных отраслевых политик.
11. Обеспечено долгосрочное прогнозирование (по инерционному и инновационно-кластерному сценариям) в региональном НГХК, отличающееся следующими результатами и новыми элементами:
• предложен алгоритм действий при формировании сценариев развития регионального НГХК: агрегирование частных прогнозов (микропрогнозов); оценка установленных тенденций, взаимосвязей и структуры частных и сводных индикаторов, инерционности или оптимистичности взглядов на будущее; согласование микропрогнозов между собой, со стратегией регионального (национального) развития, с результатами анализа управляемого объекта и среды; принятие решения о выборе подходов к определению сценариев развития, которые могут различаться по отраслям; подобный алгоритм позволяет наряду с агрегатной траекторией развития компаний (которая, как правило, инерционна) иметь возможность наметить иной путь, являющийся «целевым» для отраслевой политики;
• обоснована дифференциация методических подходов при формировании сценариев развития отраслей НГХК РТ, позволяющая учесть институциональную, ресурсно-технологическую и структурную отраслевую специфику:
• в нефтедобыче и нефтепереработке использован вероятностно-проектный принцип, заключающийся в оценке вероятности реализации и степени проработанности на момент прогнозирования крупных проектов; на этой основе обоснована целесообразность поддержки в рамках федеральной и региональной отраслевой политики реализации инновационного сценария, предусматривающего добычу и переработку высокосернистой и труднодоступной нефти РТ (включая природные битумы) и ее переработку на трех современных интегрированных нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах;
• в химии и нефтехимии инерционный сценарий сформирован по принципу агрегирования прогнозов предприятий отрасли, что позволило обнаружить усиление в ней структурных диспропорций (сокращение доли средних и малых компаний, доли инновационной продукции в товарном выпуске отрасли, замедление темпов развития всех компаний после 2015г., не использование дополнительного выпуска полимеров для дальнейшей переработки в регионе); на этой основе обоснована целесообразность реализации инновационно-кластерного сценария, смоделированного по нормативно-генетическому принципу, предусматривающему раздельное моделирование групп экономических субъектов на основе предварительной их типологической группировки, введение целевых для отраслевой политики нормативных показателей (увеличение доли малого и среднего отраслевого бизнеса, сохранение удельного веса инновационной продукции в товарном выпуске химической и нефтехимической промышленности региона); выполнен расчет обобщенных показателей динамики товарного выпуска, инвестиций в основной капитал как по отрасли, так и по НГХК РТ, позволивший резюмировать потенциальную возможность прогрессивных структурных сдвигов в нем в виде роста удельного веса нефтепереработки, химии и нефтехимии.
12. На модельных вариантных расчетах в ходе процедуры инвестиционного проектирования установлен потенциал отраслевой политики в смягчении инвестиционных ограничений и стимулировании повышения мезоэкономического (кластерного) эффекта при реализации крупномасштабных региональных проектов создания интегрированных нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов.
13. Обоснована дифференциация инноваций компаний регионального НГХК на активные и пассивные по основанию «новизна и участие внедряющей компании в разработке новшеств». Активные инновации — это внедренные в компаниях технологии, в разработке которых они принимали непосредственное участие на начальной стадии (начиная с НИОКР), выполняя их либо собственными силами, либо путем финансирования работ сторонних организаций как страны базирования компании, так и других стран; это также купленные и внедренные готовые технологии, но являющиеся новыми в мире, которые ранее не были где-либо внедрены. Пассивные инновации - это внедренные покупные (заимствованные) технологии, относящиеся к числу прогрессивных в отрасли, защищенные в той или иной форме как объекты интеллектуальной собственности, но уже длительное время тиражируемые в мире. Стратегия инновационной трансформации НГХК РТ охарактеризована как преимущественно пассивная, выполняющая на современном этапе функцию придания высокой динамики роста производства и конкурентоспособности, но рассматриваемая как переходная на пути расширения использования активной инновационной стратегии. Реализация последней учтена при формировании отраслевой инновационной политики и программы и имеет потенциал реализации в рамках полноценной национальной инновационной системы, включая регионально-отраслевые подсистемы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно, будучи подготовленным на стыке и с использованием положений ряда общенаучных и специальных научных направлений, вносит вклад в развитие их методологии за счет приложения их теоретического инструментария к новому объекту и предмету исследования, выдвижения дополнительных доводов в обоснование достоверности или спорности отдельных положений, расширения методической и фактологической базы. Обособлены в самостоятельные научные направления концепции мезо-экономического анализа, прогнозирования, программирования в приложении к регионально-отраслевым объектам, а также отраслевой политики (федерального и регионального уровней) за счет систематизации знаний в этой области, уточнения понятийного аппарата, введения типологий, моделей, классификаций и подходов.
Практическая значимость работы заключается в реальной и гипотетической применимости полученных результатов при формировании отраслевой политики, реализации инвестиционно-стратегических программ федерального и регионального уровней, ориентированных на стимулирование инвестирования прогрессивных структурных сдвигов в регионально-отраслевом ракурсе. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании соответствующих тем дисциплин «Институциональная экономика», «Региональная экономика», «Экономика отрасли», «Стратегическое планирование и прогнозирование», «Статистика», «Экономический анализ», а также при формировании новых курсов, связанных с мезоэкономическим анализом и управлением, теорией отраслевой политики. Результаты диссертации вошли составной частью в учебные пособия.
Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 40 работ, общим объемом 94,6 п.л. (личный вклад автора - 67,9 пл.), из них 3 монографии, 2 учебных пособия, 11 статей в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК России («Вестник Казанского государственного технологического университета», «Вопросы статистики», «Экономический вестник Республики Татарстан», «Инновации»), 2 статьи в ведущих электронных научных изданиях («Российский экономический Интернет-журнал»), 2 статьи в сборниках научных трудов Академии наук РТ. Основные положения и выводы диссертации докладывались также на международных, всероссийских и республиканских конференциях в гг. С.-Петербурге, Скадов-ске (Украина), Казани, Нижнекамске, Томске, Твери, Челябинске, Кирове, Пензе.
Основная профессиональная деятельность автора неразрывно сопряжена с научной, а также учебной деятельностью, при этом обеспечивается их взаимное обогащение. С одной стороны, осуществляется научное обобщение результатов практической деятельности, с другой, - выполняется оформленный практикой заказ на методологическое и методическое сопровождение управленческого анализа, выработки отраслевой политики, прогнозирования, разработки инвестиционно-стратегических программ и проектов в НГХК РТ. Следует выделить использование результатов исследований автора при разработке, защите и анализе реализации Программы развития НГХК РТ на 2004-2008гг. (разработка структуры Программы, подготовка разделов «Введение», «Основные принципы, цель и задачи Программы», «Общая характеристика НГХК РТ», «Результаты промышленной политики в НГХК РТ в условиях переходного периода», «Современное состояние НГХК РТ и условий среды его функционирования», «Приоритетные инвестиционные проекты НГХК РТ и стимулирование привлечения инвестиций», «Сырьевое обеспечение в рамках внутриреспубликанской и межрегиональной интеграции», «Технологическая и инновационная политика», «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Оценка основных результатов реализации Программы и ее ресурсного обеспечения», «Контроль за ходом реализации Программы»), в подготовке очередной Программы на 2009-2015гт. (осуществляется в настоящее время), а также при разработке Программы развития и размещения производительных сил РТ на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года (выполнение анализа и долгосрочного прогноза развития отраслей «Нефтепереработка», «Нефтехимия»).
Кроме того, осуществляется текущая подготовка аналитических докладов и сопутствующих графических, справочных материалов для совещаний правительственного уровня (регионального, окружного, в том числе с участием представителей Правительства РФ), заседаний Российского союза химиков, ежегодных Международных химических саммитов (г. Москва). Разработки в области мезоанализа использованы в ходе подготовки ежеквартальных отчетных докладов о состоянии НГХК РТ, представляемых на совете директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» (ТНХИ-Х). Результаты стратегических и прогнозных исследований включались также в материалы, используемые при подготовке отраслевых подразделов Посланий Президента РТ Госсовету РТ, а также заседаний Совета Безопасности РТ по вопросам развития НГХК РТ. В конце 2005г. автор принимал участие в аналитической работе группы специалистов ОАО «Татнефть», ТНХИ-Х, Института макроэкономических исследований (г. Москва) по обоснованию проекта создания в РТ нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса для оказания поддержки его реализации за счет средств Инвестиционного фонда РФ. Проект был одобрен и получил финансовые ресурсы на создание инфраструктуры. Апробация работы подтверждена соответствующими справками о внедрении результатов.
Структура диссертации. Выбор темы, цель, задачи и методы исследования определили логическую структуру диссертации, которая состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 171 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz