Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 20 » Скачать Деятельностный подход к проектированию учебного процесса : На прим. обучения физике. Карпиньчик, Павел бесплатно
11:14 PM
Скачать Деятельностный подход к проектированию учебного процесса : На прим. обучения физике. Карпиньчик, Павел бесплатно
Деятельностный подход к проектированию учебного процесса : На прим. обучения физике

Диссертация

Автор: Карпиньчик, Павел

Название: Деятельностный подход к проектированию учебного процесса : На прим. обучения физике

Справка: Карпиньчик, Павел. Деятельностный подход к проектированию учебного процесса : На прим. обучения физике : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.02 Москва, 1998 256 c. : 71 99-13/66-6

Объем: 256 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

Ч А С Т Ь I Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я С И С Т Е М А
ГЛАВА 1 В КРУГУ ТРАДИЦИОННОЙ ДИДАКТИКИ
11 Формирование гюнятия "дидактика"
12 Содержание и функции дидактики
13 Исследовательские методы в дидактике
14 Дидактическая система
141 Понятие дидактической системы
142 Исторический пересмотр дидактических систем
15 Общая дидактика, предметные дидактики и методика --
16- РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ
1'ЛАВА 2 СТРУКТУРА ГЛАВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
21 Действие и изменение основные понятия дидактики
22 Структура учения
23 Обучение деятельность учителя
24 Содержание обучения как система действий
25 Особенности процессов учения и обучения физике
26 РЕЭОМЕ ГЛАВЫ Ч А С Т Ь II Д И Д А К Т И Ч Е С К О Е П Л А Н И Р О В А Н И Е ч
ГЛАВА 3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ --
31 Роль планирования в процессе обучения ,
32 Основные принципы дидактического планирования
33 Классификация дидактических планов —
34 РЕЭОМЕ ГЛАВЫ -
ГЛАВА 4НАПРАВЛЯЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
41 Классификация целей образования
42 Общая формулировка целей
43 Общие цели физического образования
44 Процедура кахфавлявяцего планирования
45 РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ
ГЛАВА 5 ИТОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ют
51 Операционные цели —-
52 Таксономия целей образования ill
53 Одерационадизацня целей образования —
54 Структуризация учебного материала
55 Установление щюхтраммных требований
56 РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ (^ ГЛАВА 6 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЛАН И КОНСПЕКТ УРОКА
61 Традиционные классификации уроков
62 Процедура методического планирования
63 План урока схема целей
64 Составление конспекта урока
641 Установление оптималкных внешних условий учения -—
642 Отбор дидактических средств
643 Форма записи конспекта урока
65 РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ
ГЛАВА Т ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИИ УЧЕНИКОВ
71 Раняяфование и проверка
72 Структура мвк>гоступенчатого щюверочного теста
73 План теста
74 Свойства проверочного измерения —
75 РЕНОМЕ ГЛАВЫ

Введение:

В этих условиях дидактическая система, определяемая как целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих учеников, учителя, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию, понимается поновому. Постепенно теряют свое значение дидактические системы, принудительно установленные центром и безусловно обязательные для всех школ страны. Взамен рождаются системы, конструируемые отдельными учителями для данного предмета, для данной школы, конкретного состава учеников, с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс обучения.Успешное решение всех сложных задач современного периода, возникших в области образования, возможно только при активном участии компетентных, сознающих свою ответственность учителей. Только такие учителя смогут полезно использовать свою автономию на благо учеников, пойти на встречу их стремлениям, пожеланиям их родителей, с учетом необходимости ориентации на социальный заказ школе.Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости и актуальности поиска новых интерпретаций функций дидактической системы, ее составных элементов, а особенно места и роли ученика и учителя в процессе проектирования и реализации обучения.Таким образом, возникает весьма сложная проблема разработки нового подхода к определению роли и места основных компонент сложившихся до сих пор традиционных дидактических систем, позволяющего каждому учителю самостоятельно проектировать процесс обучения соответственно потребностям, способностям и возможностям учеников, ожиданиям их родителей, удовлетворяя общественные потребности, выраженные в виде общих целей образования и в виде программы обучения.Для обоснования такого подхода и решения^ сформулированной проблемы исследований были использованы труды по общей дуздактике и методике физики таких авторов, как В.Оконь, Ч.Куписевич, К.Крушевски, Б.Немерко, В.Зачиньски, М.Савицки, Г.Бялковски и др.(Польша); И.Я.Лернер, А.М.Сохор, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, Д.И.Бугаев, А.А.ПИНСКИЙ, А.В.Усова, В.Г.Разумовский, Е.Каменецкий и др.(Россия); а также Р.М.Ганье, Х.Томас, Б.С.Блюм, Ж.Девеу, Ж.С.Брунер, Ж.Пиаже, Р.И.Арендс, и др.(3ападная Европа и Америка).1 ^^ Цель исследования: определить теоретико-методологические основы реализации деятельностного подхода к дидактическому процессу и на этой базе разработать методику и процедуры проектирования учителями оптимальных вариантов осуществления процесса обучения физике.В качестве объекта исследования выступает целостная система школьного образования в единстве его содержательной и процессуаль• ной сторон.Предметом исследования являются структура и особенности процессов учения и преподавания, методическое планирование процесса обу<* чения физике и проверки его результатов, учитывающие деятельностныи подход применительно ко всем компонентам этого процесса.Сравнительный анализ сложившихся до сих пор дидактических систем, анализ психолого-педагогической литературы, изучение практики планирования процесса обучения, а также собственный опыт, приобретенный в течение многолетнего преподавания физики в школе, наблюдения практической деятельности студентов-физиков в пединституте и анализ результатов общепольских массовых исследований достижений учеников и учителей, в которых автор принимал участие, позволили определить наиболее актуальные направления, соответствующие происходящим изменениям школьного образования и сформулировать следующую * • • й гипотезу исследования: Устранение несоответствия между функционирующей до сих пор в Польше системой образования и новыми задачами, возникшими в связи с изменениями политических, экономических и общественных отношений, обеспечение одновременно относительно высокого уровня обученности подрастающего поколения возможно, если, принимая деятельностныи подход к процессу образования: а) определить заново роль и место в процессе обучения главных элементов дидактической системы (ученика, учителя и содержания обучения); б) оснастить учителя методикой и процедурами для самостоятельного планирования процесса обучения на всех его этапах - от формулирования целей обучения, структуры отдельных занятий (уроков) до проверки результатов.Исходя из гипотезы и целей исследования, нами были выделены следующие его задачи.1, Изучить исторически сложившиеся дидактические системы для выявления тех элементов, которые сохраняют актуальное значение в современных условиях.2. Разработать деятельностную модель процессов учения, обучения и проверки достижений, а также содержания обучения с учетом специфихи учебного процесса по физике. # т 3. Определить условия и общие принципы дидактического планирования процесса обучения физике.4. Разработать процедуры учительского планирования процесса обучения на разных уровнях - направляющего, итогового и методического, а также методику проверочного измерения результатов обучения.5. Определить степень объективности учительского оценивания достижений учеников в условиях деятельностной интерпретации содержания обучения и процесса проверки его усвоения.Методологическую основу исследования составляют общие принципы теории познания; научные достижения психологии и педагогики в области изучения процессов учения и обучения; системный и деятельностный подход к анализу дидактических явлений и процессов.В ходе исследования использовались общеизвестные МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Историческо-сравнительный анализ позволил осознать тенденции изменения дидактических систем и вьщелить те их элементы, которые сохранили свою роль в новых условиях развития школы. Структурно-логический анализ дидактических процессов и явлений послужил основой для выявления их существенных свойств и на этой основе построения деятельностной модели содержания обучения, а также модели процессов учения, обучения и проверки достижений.Дидактический эксперимент, поддержанный измерением и статистической обработкой данных, подтвердил адекватность содержания учитель'IP ских контрольных работ профаммным требованиям, установленным в виде деятельности, предусмотренной для овладения учениками. Кроме того, в качестве методов исследования использовались: наблюдение, анализ школьных документов, дидактическое измерение и статистические методы.ОРГАНИЗАЦИЯ И ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ. Предпосылкой исследования дидактического процесса вообще, а особенно процесса обучения физике, был учительский опыт, приобре^* тенный автором во время многолетней (в 1960-1977 годах) работы в основной и средней школах. Систематическое изучение процесса обучения физике осуществлялось в ходе личного преподавания методики обучения физике в Высшей педагогической школе в Зеленой Гуре. Важное значение имел период 1983-1989г.г., когда автор участвовал в Общепольских исследованиях достижений учеников, учителей и школ (в рамках исследований под руководством Международной ассоциации педагогических исследований - IEA - International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В эти годы была изучена теория дидактического измерения и построена теоретическая модель анализа содержания обучения физике. В 1990-1992 годах проводилась экспериментальная работа в основных школах города Зелена Гура по объективизации проверки и оценки достижений учеников в условиях дифференциации содержания обучения по уровням требований, соответствующим школьным отметка. в последний период (после 1992 г.) исследования сосредоточились на обобщении предыдущих результатов и накопленного опыта и его представления в форме теоретической модели деятельностно понимаемого процесса обучения, в обосновании методических решений при планировании процесса обучения физике.НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ СОСТОИТ В СЛЕДУЮЩЕМ: 1. Принимая деятельность в качестве основной дидактической категории, доказана необходимость соответствующего переосмысления роли * ' и взаимосвязи основных элементов дидактической системы: ученика, учителя и содержания обучения.2. Доказана целесообразность введения трехуровневой системы планирования и контроля результатов обучения, включающая методический, направляющий и итоговый уровни.3. Разработаны методика и процедуры планирования на всех уровнях, использующих следующие дидактические инструменты: - детальную таксономию целей обучения (познавательных) и целей воепитания (мотивационных); - состав внешних условий эффективного изучения действий, принадлежащих к отдельным таксономическим категориям; - принципы дифференциации содержания обучения по уровням требований, соответствующим отдельным школьным отметкам.4. Разработана процедура планирования проверки и оценки достижений учеников, обеспечивающая адекватность проверяемых действий планированным действиям (операционным целям обучения).Теоретическая значимость исследования. Разработан принципиально новый подход к проектированию учебного процесса, ведущей идеей которого является деятельность учащегося как основополагающая дидактическая категория.Практическая значимость. Результаты исследования имеют следующие применения: - разработанные теоретические модели процессов учения, обучения, проверки и оценки достижений учащихся, а также модель анализа содержания обучения могут войти в профаммы обучения общей дидактике или предметным дидактикам в педвузах; - разработанные детальные процедуры планирования процесса обучения и методические рекомендации внедряются в профаммы повышения квалификации учителей-практиков, что поможет им успешно адаптироваться . к новым условиям работы в будущем; - применение учителями на практике разработанных в ходе исследования процедур планирования может повысить эффективность обучения. ; Л ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: 1. Теоретическое обоснование деятельностной модели процессов учения и обучения, а также содержания обучения и учительского планирования процесса усвоения содержания.2. Разработанные в ходе исследования детальные таксономии целей обучения физике (познавательных) и целей воспитания (мотивационных), необходимые для учительского планирования.3. Процедуры и методика организации направляющего, итогового и методического планирования. * 4. Модель дифференциации содержания обучения по уровням требований, и в связи с этим, система критериев оценки значения элементов содержания обучения и принципов их распределения по уровням требований.5. Обоснование процедуры и методики использования проверочного многоступенчатого измерения достижений, учащихся с целью объективизации процессов проверки и оценки результатов обучения.АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ проводилась постепенно по мере их получения на заседании Лаборатории дидактики физики и на научных семинарах Физического института Высшей педагогической школы в Зеленей Гуре. Общее направление исследования и результаты Общепольских исследований достижений учеников, учителей и школ обсуждались систематически на Общепольских семинарах по дидактическим измерениям, организованных I «I Институпом образования учителей в Варшаве (1986-1990 г.г.).Результаты, касающееся процедуры и методики планирования процесса обучения физике, были щэедставлены на учительских конференциях по методике физики, организованных институтом совершенствования учителей в Познане (1992 г.), в Гожове (1993 г.), в Зеленой Гуре (1993, 1994 г.г.) и рекомендованы для применения на практике. Разработанная концепция планирования процесса обучения вошла в вузовскую программу обучения методике физики в Высшей педагогической школе в Зеленей Гуре. Основные тезисы и тема диссертации обсуждены на заседании Лаборатории физического обучения ЕЖ Общеобразовательной школы РАО в Москве в 1995 г.Структзфа и обьем работы. Диссертация состоит из введения, семи глав, собранных в две части, заклкяения и списка литературы. Основное содержание диссертации изложено на 200 страницах, в 17 таблицах и 14 схематических рисунках. Список литературы включает 50 публикаций на русском языке и 108 на польском и английском языках. Работа снабжена 8 приложениями.Первая глава "В кругу традиционной дидактики'* содержит классическое определение дидактики, ее содержание н применяемые методы исследований, а также соотношение общей дидактики к хфедметным дидактикам и методике. Сделан пересмотр исторически сложившихся дидактических систем.Во второй главе "Структура главных компонентов дидактического процесса" выявляется истина понятий "действие" и "изменение", которые определены как основные дидактические категории, выполняющие существенную роль в деятельностннм подходе к дидактическому процессу. На этой основе построены теорети>т ческие модели процессов учения и обучения, а также трехразмерная модель содержания обучения.В третьей главе "Общие положегшя дидактического планирования" раскрывается роль планирования в дидактической деятельности учеников и учителя, определявзтся основные принципы такого планирования и проводится классификация дидактических планов, составляемых учителем.Четвертая глава содержит новую интерпретацию обших целей образования, описание процедура строения направляющего плана и методику ее применения на примере содержания обучения физике ("Заряд и электрическое поле") в VIII классе.Пятая глава посвященная разработке хфоцедуры строения итогового плана, который включает в себя операционные цели, учебный материал и програлшше требования. Но для этого надо общие цели перевести в цели операционные, разпознать структуру учебного материала и определить программноме требования.Шестая глава посвящена разработке методики и процедуры планирования отдельный школьных занятий - урока.В седьмой главе "Планирование проверки и оценки достижений учеников" выявлена истина проверочного дидактического изi мерения, опирающегося на точный анализ содержания обучения, и разработаны процедура планирования проверки и оценки результатов обучения, а также методика построения и применения измерительных инструментов (тестов).Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, которые внесли свой вклад в дело проведения исследований и завершения этой работы. Особенно хочу выразить искреннуго признательность члену-корреспонденту РАО, профессору А.А. Пинскому за очень ценные и полезные замечания и советы, а также за практическую помощь в работе над диссертацией. Всем работникам Лаборатории физического образования Института общего среднего образования РАО, а особенно заведующему лабораторией Ю.И. Дику выражаю благодарность за тщательные замечания и доброжелательную критику, которые способствовали улучшению этой работы. Выражаю благодарность профессору Б. Немерко, научные работы которого и личные указания дали направление этому исследованию. Мою жену Дуциго благодарю за снисходительность и ежедневную поддержку. т т Ч А С Т Ь I Д И Д А К Т И Ч Е С К А Я С И С Т Е М А

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 123 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz