Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 24 » Скачать Демифологизация реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Глазкова, Татьяна Александровна бесплатно
11:31 PM
Скачать Демифологизация реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Глазкова, Татьяна Александровна бесплатно
Демифологизация реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина

Диссертация

Автор: Глазкова, Татьяна Александровна

Название: Демифологизация реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина

Справка: Глазкова, Татьяна Александровна. Демифологизация реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина : диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 / Глазкова Татьяна Александровна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)] - Москва, 2009 - Количество страниц: 162 с. Москва, 2009 162 c. :

Объем: 162 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
Глава I:
Феномен демифологизации в культуре
11 Миф и логос: вектор культурно-исторического развития
12 Литература —реализм: динамика взаимодействия
13 Миф и реальность в сатире МЕ Салтыкова-Щедрина
Глава П:
Авторские стратегии демифологизации реальности в творчестве МЕ Салтыкова-Щедрина
21 Поиски художественной альтернативы сатирика в отношении мифологизированной реальности
22 «Смерть автора» в творчестве МЕ Салтыкова-Щедрина
23 Поэтика смеховой культуры у МЕ Салтыкова-Щедрина
24 «Кризис поступка», или «философия проступка»
Глава III:
Поэтика демифологизации в «Сказках» МЕ Салтыкова-Щедрина
31 «Сказки» МЕ Салтыкова-Щедрина: от мифопоэтики к демифологизации
32 Способы разоблачения действительности в «Сказках» сатирика
33 Хронотоп сказочной реальности МЕ Салтыкова-Щедрина

Введение:

Актуальность исследования. В истории культуры особый интерес вызывает проблематика демифологизации реальности, которая актуализируется в период смены культурных парадигм, резкой переоценки общепринятых ценностей.
Демифологизация — выражение, означающее разоблачение мифов окружающей действительности. Демифологизация ставит своей целью освобождение массового сознания от мифологических представлений путем активизации воли к пониманию. В целом, это основной способ реалистического освоения социальной действительности, достигаемого через объяснение причин происхождения и распространения мифов, искажающих восприятие реальности. Демифологизация дезавуирует «мифологические» идеалы и соответствующие культурные практики, выявляя социальный генезис иллюзорного мировосприятия, осмысляя обыденные представления, лежащие в основании мифов, разоблачает распространенные стереотипы мышления. В литературе и искусстве демифологизация реальности представляет собой систему художественных приемов, направленных на формирование безыллюзорного мироощущения читателя.
Творчество сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина представляет собой уникальный пример литературной демифологизации, потому что в нем обнаруживаются все названные признаки этого феномена. Вообще сатира, по сути своей, генетически связана с демифологизацией, поскольку направлена на осмеяние и, вместе с тем, разоблачение ложных, на взгляд писателя, социальных идей и псевдоценностей. Автор-сатирик вскрывает «нарывы» общественного сознания и развенчивает действительность со всеми ее пороками. A.M. Турков заметил, что одна из существенных черт духовного облика Салтыкова - «трезвое недоверие и решительное сопротивление любым, самым широковещательным теориям и "рецептам", претендующим с легкостью объяснить и разрешить "все" - насущнейшие "проклятые вопросы" действительности - и предлагающим для этого некие универсальные средства вне зависимости от самого различного жизненного "материала"»1.
Салтыков-Щедрин, являясь свидетелем своей эпохи, точно отражает быт, культуру своего времени, но одновременно с этим, наполняет свой текст творческими аллюзиями на историческое прошлое (мифопоэтическими конструкциями), позволяя, тем самым, представить общую картину социальной, политической и психологической жизни- героя, выявить новые проблемы современности. «Загадочная, запутанная среда», «действительность самая нагая и безотрадная», «ходячие абстракции», «скитающиеся призраки», «безграмотная темная ясность», «произвольные новости» - в этих восклицаниях автор усиливает систему так называемой «бессознательной реальности», которая и есть та иллюзорность и «кажимость», которая скрывается за внешней формальностью. Таким образом, автор «взламывает» параметры самой реальности, демифологизирует действительность со всеми ее атрибутами.
Анализ концептуальной демифологизирующей позиции Салтыкова-Щедрина важен для теории культуры, так как проблема демифологизации является основанием для рассмотрения культуры как «плюралистической целостности». Это актуализирует его значение в русской культуре XIX и XX веков, где особую остроту приобретает проблема разоблачения тех или иных мифов, основных способов и причин их отрицания в культуре. Исследование феномена демифологизации, в том числе в творчестве Салтыкова-Щедрина, дает возможность по-новому оценить специфику литературного процесса XIX века в условиях смены культурных парадигм и социально-исторических преобразований в России: отмены крепостного права, появления нового дворянства, разночинной интеллигенции - и выявить роль автора-сатирика, представляющего свой аналитический, безыллюзорный взгляд на мир.
1 Очерки русской культуры XIX века. T.5. Художественная литература. Русский язык. М., 2005. С.239.
Предшествующие интерпретаторы произведений Салтыкова-Щедрина концентрировались, главным образом, на отражении писателем действительности с характерным социологическим креном. Между тем, выводя в качестве своего кредо «свободное исследование русской жизни», сатирик смело экспериментировал, ставя текущую реальность на грань с фантастической, хронику факта - с ее философским обобщением, сводя сатирическое с этическим и психологическим изображением, тем самым не ослабляя, а напротив, неизмеримо расширяя возможности сатиры.
Предложенный в настоящем исследовании* подход — это еще один, как нам представляется, перспективный путь осмысления феномена М.Е. Салтыкова-Щедрина в истории русской культуры - во всей его интеллектуальной сложности, символичности и стилистической виртуозности — феномена, по нашему мнению, до конца не разгаданного и не исследованного. Поиск альтернативных путей общества в эпоху резких социальных и культурных сдвигов, предвидение крайностей всепоглощающего «бессознательного», хаотического прогресса, опасного пересмотра гуманистических норм и ценностей, стремление к сохранению духовного потенциала культуры и места человека в ней - такая позиция мыслителя и художника делает его близким современным устремлениям. Кроме того, актуальность исследования обусловливается и тематикой философского и культурологического характера, присутствующей в его творчестве. Это проблемы разумного и бессознательного, «кризиса поступка», взаимопонимания автора и читателя, отношения автора к его современности, статус иронии и «страшного смеха» как способов прояснения смысла жизни и т.п.
Одним из важных моментов в исследовании творчества Салтыкова является использование сатиры, реалистических приемов для демифологизации представлений о реальности; с помощью них автор «перекодирует» культурную семантику своего времени: парадоксально превращая высокое — в низкое, архаическое - в современное, идеологию — в повседневность, историю - в бытовые подробности, быт - в фантастику и.т.д. В такой перестановке ценностей автор углубляется, в суть каждой социокультурной проблемы, укрупняет ее параметры, выявляет противоречия и скрытые смыслы и, наконец, как ему представляется, непосредственно распознает саму действительность, во всей ее обнаженности и неприглядности, без прикрас и оправданий, без надежд и иллюзий.
Новый культурный, социально-политический опыт конца XX и начала XXI веков» позволяет переосмыслить роль М:Е. Салтыкова-Щедрина -писателя и мыслителя — в контексте истории русской культуры. Мысль об альтернативной миссии М.Е. Салтыкова-Щедрина, о неиссякаемой актуальности идей и образов сатирика в современной отечественной Л культуре уже звучала в недавних исследовательских работах . Однако, недостаточно изученной, на наш взгляд, является проблема демифологизации реальности в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, сохраняющая свою актуальность до- сих пор. Кроме того, комплексный, междисциплинарный, подход к изучению творчества Салтыкова-Щедрина, его социокультурного значения в контексте эпохи способствует серьезному переосмыслению1 всего ценностно-смыслового пространства XIX века.
Таким образом, цель исследования — представить демифологизацию в творчестве Салтыкова-Щедрина как. феномен культуры (в. рамках историко-культурного подхода). Из поставленной цели исследования вытекают и соответствующие задачи исследования:
• показать процесс демифологизации в истории культуры;
• определить демифологизирующую роль М.Е. Салтыкова-Щедрина в контексте русской культуры XIX века;
2 Кедрова М.М. Вопросы творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина в работах Г.Н. Ишука // Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в историко-литературном контексте. Калинин, 1989; Пенская Е. Проблемы альтернативных путей в русской литературе / Поэтика абсурда в творчестве А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.В. Сухово-Кабылина. М., 2000; Павлова И.Б. Судьба России в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 2006.
• выявить альтернативные пути сатирика в процессе демифологизации культуры, прежде всего, позицию автора как участника культурного процесса, диалог «автор — читатель» в творчестве сатирика, авторский подход к объяснению «кризиса поступка», природу «страшного смеха» в сатире;
• подробно проанализировать литературные «Сказки» - главный творческий итог сатирика, в которых наиболее глубоко и последовательно представлена взаимосвязь мифа и реальности, правды и вымысла, смешного и грустного, усиливающаяся в результате целенаправленной демифологизации смыслов.
Степень изученности проблемы. Понятие демифологизации в культуре представлено в отечественных и зарубежных исследованиях: Р. Барта, Ф.Х. Кессиди, Е.М. Мелетинского3. Недавнее исследование Ю.М. Дуплинской 4 является новой разработкой проблемы демифологизации, в которой подчеркивается идея «развертывания мифа» в культуре и обратный процесс - его «свертывания»; в промежутках между этими процессами возникает критическое осмысление действительности, ее культурная рефлексия. Немаловажное значение для нашей диссертации имеет исследование В. Рудневым 5 понятия «реальность» в культуре и литературе.
Об исторических типах культурного мышления и общей теории мифа говорится у А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, А.Я. Руревича, С.С. Аверинцева, В.Н. Топорова. Большую роль в развитии мифопоэтики сыграли исследования М.Л. Гаспарова, А. Лаврова, И. Приходько, А. Юловой о русской- поэзии XIX - XX вв., A.M. Минаковой, Л.В. Карасева, С.М. Телегина — о мифопоэтике романной прозы.
Проблема автора в культуре, имеющая непосредственное отношение к демифологизации, исследовалась в работах крупнейших литературоведов и
3 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика, М., 1994; Барт Р. Мифологии. М., 2004; Мапептнский Е.М. Поэтика мифа; Кессиди 0JC. От мифа к логосу. Становление греческой философии. СПб., 2003; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
4 Дуплинская Ю.М. От мифа к логосу и от логоса к мифу: дискурс современности между мифом начала и мифом заката Саратов. 2004.
5 Руднев В. Прочь от реальности. М., 2000. культурологов: М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана6 и др. Понятие «автор» широко представлено и в зарубежных исследованиях — Р. Барта, Ж. Женетта, А. Компаньона7. Понятие «автор», переосмысленное М.М. Бахтиным, вышло за пределы предмета эстетики и перешло в культурологию. Расширение изначального смысла авторства привело к продуктивному использованию понятия «автор» в бахтинской «философии поступка», где автор произведения вырастает до автора нравственно ответственного поступка. Подобное теоретическое исследование проблемы автора не только сближает литературоведение и культурологию, но и во многом проясняет смысл сатирического творчества, в частности Салтыкова-Щедрина, раскрывая происхождение введенного им понятия «антипоступок».
Вопрос о смеховой культуре, столь важный для понимания творчества Салтыкова-Щедрина, подробно рассмотрен в известных трудах М.М. о
Бахтина, Д.С. Лихачева, Л.В. Карасева . Теоретические исследования в области смеха послужили толчком для разработки понятий «страшный смех» или «смешной страх» в сатире Щедрина, являющихся, на наш взгляд, его главной стратегией демифологизации.
Представления о личности Салтыкова-Щедрина, его вкладе в литературу помогают сформировать воспоминания, статьи, биографические и литературоведческие работы известных исследователей в области щедриноведения, таких как С.А. Макашин, A.M. Турков, В.В. Прозоров, А.П. Ауэр (о природе символической образности, об особенностях поэтики сатирика). Новейшее осмысление личности и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, сквозь призму его биографических и литературных взаимоотношений с И.С. Тургеневым, представлено в монографии Н.С. Никитиной9. В исследованиях последнего десятилетия также
6 Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. СПб., 2000; Бахтин ММ. Проблемы творчества Достоевского. 5-е изд., доп. Киев, 1994.
7 Барт Р. Смерть автора. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989; Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике: в 2 т. М., 1998; Компаньон А. Демон теории (Литература и здравый смысл). М, 2001.
8 Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М., 1990; Лихачев Д.С., Патенко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси». Л., 1976; Карасев Л.В. Философия смеха. М.,1996.
9 Никитина Н.С. И.С. Тургенев и М.Е. Салтыков-Щедрин: Творческий диалог. СПб., 2004. рассматривается преемственность между сатирическими произведениями словесного искусства разных литературных эпох10.
Наконец, при изучении феномена демифологизации у Салтыкова-Щедрина необходимо обратиться к статьям и работам современных исследователей, анализирующих мифопоэтические взгляды сатирика, своеобразие его мифопоэтики.
Очевидно, что М.Е. Салтыков-Щедрин — один из тех писателей, при анализе творчества которых не только уместно, но и необходимо обращение к более широким культурным, мифопоэтическим и идеологическим контекстам. Современные исследования открывают новые пути интертекстуальной интерпретации произведений Салтыкова-Щедрина. В частности, подробно изучаются реминисценции культурных текстов в сатире писателя (например, в романах «История одного города», «Современная идиллия», «Господа Головлевы»)11. Сквозь призму, например, библейских аллюзий можно увидеть мифологический подтекст и связанные с ним инновационные формы, кодирования литературного текста. Щедрина всегда привлекала возможность передать через мифологические и литературные параллели глубину изображаемого, рассказать ту или иную современную историю, комментируя ее с точки зрения отдаленной перспективы поскольку мифологизация представляет собой способ создания современных мифов на основе уже существующих традиций, имеющих
10 сакральное значение в культуре) .
10 См. М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира XVIII -XX вв. М., 1998.
11 Гоювина Т.Н. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (литературные параллели). Автореф. дисс. канд. филологии, наук. Иваново, 1988, Колесников А.Л. Особенности переосмысления библейского архетипа «жертвы» в романах М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Автореф. дисс., канд. филологии, наук. Белгород, 2001; Назаренко М. Мифопоэтика М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»). Киев, 2002 // http://az.lib.rU/s/saItykowme/text0278.shtml. 10.08.
12 Телегин С.М. Мифологические мотивы в творчестве писателей 60-80-х годов XIX века (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков) // Литературные отношения русских писателей XIX нач. XX вв. М. 1995; Ремпель Е.А. Библейский текст и его функции в сатире Салтыкова-Щедрина: «История одного города», «Современная идиллия» // Литература и культура в контексте христианства. Ульяновск. 2002; Курнант Н.Б. Черты модерна и «состояние постмодерна» в последней книге М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»// Русская классика: между архаикой и модерном. С-Петербург. 2002.
Салтыкову-сказочнику исследователи уделяли достаточное внимание: А.С. Бушмин, Б.Я. Бухштаб, В.А. Мысляков и др. выявляли фольклорные традиции в «Сказках». В последнее десятилетие исследователи подробно изучили мифопоэтический контекст в цикле «Сказок» сатирика13. Наше исследование теоретически опирается на наиболее важные работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам сказки (А.Н.Веселовского, Ф.И. Буслаева, В.Я. Проппа, М. Элиаде, Е.М. Мелетинского, К. Леви-Стросса).
Современными исследователями подробно рассматриваются историко-культурные традиции в творчестве сатирика, поэтика его произведений, генеалогия художественных образов. Существуют научные работы, посвященные театрализации и визуализации литературных произведений Салтыкова («Господа Головлевы», «История одного города»)14.
Значительный исследовательский интерес представляют работы, в которых творчество писателя осмысленно в историко-культурном плане. По теме данного исследования концептуальное значение имеют исследования Б.В. Кондакова, монография Е.Н. Пенской, обширный философско-исторический анализ сатиры Салтыкова-Щедрина К.Г. Исупова15. В зарубежных исследованиях последних лет появились новые обширные статьи о творчестве сатирика в политическом контексте современности16.
13 Бахор Т.Л. Мифопоэтический контекст «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина // Культура и текст. Славянский мир: прошлое и современность. Сборник научных трудов. СПб - Самара - Барнаул. 2001; Тимофеева Г.Ю. Компоненты мифопоэтики и художественная модель мира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Начало. Вып. 4. М, 1988.
14 См. диссертации: Баумтрог Н.Н. Театральная выразительность в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Барнаул, 2004; Мелешкова О.А. Театральность в русской прозе второй половины XIX в.: И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, П.В. Боборыкин. Коломна, 2005.
15 Кондаков Б.В. «Демифологизация» русской культуры в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. // Типология литературного процесса и творческая индивидуальность писателя. Пермь: Изд. ПГУ, 1993; Пенская Е. Проблемы альтернативных путей в русской литературе / Поэтика абсурда в творчестве А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.В. Сухово-Кабылина. M., 2000; Павлова КБ Судьба России в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 2006; Исупов К.Г. Художественная философия истории Салтыкова-Щедрина: от исторической риторики к литературной топике и стилистике (статья первая). // Поэтика писателя и литературный процесс. Тюмень: Изд. ТГУ, 1988.
1е Reifarth G.Gegen die allmachtige Zensur. Politische Marchen von Michail Saltykov-Schedrin and Jewgeni Schwarz // Sprachkunst. Wien, 2003. jg.34. Hbd 1. Hardwick E. Among the savages// New York rev. of books. -N.Y., 2003, - vol.50, № 50, №12.
Анализ имеющейся; литературы позволяет сделать, вывод о том, что, несмотря* на большое количество исследований, посвященных конкретным аспектам творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, требуются новые разработки, касающиеся проблемы вклада Салтыкова-Щедрина в формирование культуры XIX и XX веков, его демифологизирующей роли в истории русской культуры.
В качестве основных источников для данного исследования, использовались сатирические произведения Салтыков-Щедрина, написанные с 60-х. по 80-е годы: повесть, «Запутанное дело», романы «История одного города», «Господа Головлевы», «Современная идиллия», а также «Сказки».
Гипотеза, исследования. Творчество Салтыкова-Щедрина занимает особое место в истории* русской культуры, представляя, собой, мифопоэтические конструкции, наиболее полно и разносторонне раскрывающие взаимосвязь процессов мифологизации и демифологизации реальности в сатире.
Методология диссертационного исследования определена целеполагающей установкой. Изучение демифологизации реальности в творчестве сатирика проводилась с методологией ряда монументальных исследований по истории и теории культуры. Среди работ российских ученых свое плодотворное влияние на построение теоретико-методологической базы оказали исследования: С.С. Аверинцева, М.М.
Бахтина, Ф.Х. Кессиди,.Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского ; из зарубежных исследователей демифологизации - работы Р. Барта, К. Хюбнера, С. Лангер, М. Элиаде18.
В качестве основных методов диссертационного исследования были применены:
17 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1968; Лопшан Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993). СПб 1997.
18 Барт Р. Мифологии. М., 2004; Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. СПб., 2003; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996; Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М; Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2001.
• сравнительно-исторический метод, используемый для определения-своеобразия творчества Салтыкова-Щедрина, его места и роли в культуре XIX века, выявления исторического значения деятельности литератора и мыслителя, а так же современного понимания и значения его творчества;
• кулътурфилософский метод, позволяющий рассмотреть творчество Салтыкова-Щедрина в контексте основных концепций философии культуры;
• историко-культурный метод, который исходит из первоочередной значимости для культурологического анализа литературы культурного контекста. Культурный контекст становится здесь основой для интерпретации литературных произведений; для нового видения социокультурной реальности, для формирования эксклюзивных представлений, противоположных общепринятым мнениям, массовой мифологии;
• методы интертекстуального и мифопоэтического анализа литературных произведений, позволяющие осмыслить творчество Салтыкова-Щедрина в контексте отечественной и мировой культуры, в связи с различными культурными текстами, обнаруживающими преемственность и смысловую «перекличку».
Объект исследования - художественное творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в контексте русской-культуры XIX века.
Предмет исследования - феномен демифологизации в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.
На защиту выносятся следующие положения:
• Рациональное познание мира послужило толчком к развитию демифологизации. У сатирика действительность не воспринимается в контексте привычных смыслов и ценностей. Это мир официозной праведности, который таит в себе бессмысленность. Социокультурная реальность предстает как абсурд, воображение диктует свои правила ее декодирования. Внешняя маскарадность, карнавальность официоза t становится той страшной реальностью, которая бессознательно превращается в миф. Сатирик обладает уникальной способностью выявлять и разоблачать универсальные мифы, переводить их на современный язык литературного повествования и замечать в них обыденность, приземленность или затаившийся политический «подвох». Салтыков-Щедрин расширяет возможности сатиры, с помощью которой он распознает и разоблачает то «пошехонское болото», которое «застоялось» в российской действительности.
• Важнейшая роль Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он во многом предвосхитил основные тенденции современной культуры, и, прежде всего, раскрыл важные культурологические проблемы: автор и его демифологизирующая роль в литературе, «страшный смех» как способ разоблачения современной действительности, «антипоступок», или «проступок» как основная интенция российского социума, взаимосвязь мифа и реальности в контексте существующих проблем и т.д. В' целом-пессимистический взгляд сатирика на современность созвучен настроениям культурного процесса грядущего, XX века: бессознательное, неразумное и стихийное парадоксальным образом сочетается с разумным, аналитическим в рамках единого культурного процесса и расчленяется лишь с авторских позиций, с точки зрения последовательной демифологизации.
• Актуализация понятия «автор» в творчестве сатирика является новым поворотом в осмыслении индивидуальности и неповторимости личности писателя в культуре. Проблема автора неразрывно связана с проблемой читательской аудитории. В критической ситуации культурного переворота автор, снедаемый недугами бессознательного хаоса, переживает творческий и моральный кризис. Поведение автора воспринимается в контексте трактуемой- по-своему «смерти автора». Сатирик подчеркивал, что деградация личности (автора) происходит параллельно с процессом «умаления» литературного творчества и его влияния на общество.
С точки зрения сатирика, автор должен сделать «рывок» из всепоглощающего пессимистического кругооборота жизненных препятствий, совершить нравственный «поступок» (понятие М. Бахтина) — творческий акт самовыражения в тексте — и быть способным к самокритике (т.е. отвечать за свои поступки). В целом, демифологизация в культуре и литературе стимулирует творческий потенциал художника, мыслителя. Писатель в русской литературе XIX века выступал не только как творец, но и как «властитель дум» целого поколения. Задача его состояла в том, чтобы найти в среде читателей сознательное «я» и правдиво объяснить сложившуюся ситуацию настоящего времени, тем самым воспитывать здравомыслящего читателя.
• Проблема «страшного смеха», или «смеха страха» - одна из основных авторских стратегий в сатире Щедрина. Сатирический смех, в отличие от бахтинского, карнавального, праздничного смеха - это смех демифологизирующий. Страшный смех - это один из компонентов страшной действительности, которая таит в себе смерть. Страшный смех — бессмысленный и разрушительный и одновременно с этим -рефлектирующий, критикующий, разоблачающий стереотипы и иллюзорные представления о жизни. Культура смеха сатирика - это ироническая настроенность интеллекта, релятивизирующая мир, обнаруживающая его вечную подвижность и хаос.
• Литературная сказка - это новый и универсальный продукт кризисных культурных эпох, который необходим художнику как способ самовыражения и самоутверждения. Сказка помещала человека (самого автора) в обстановку жизненных миров и позволяла распознать в них себя и способность выживать в них. «Сказки для детей изрядного возраста» предстают центром (ядром) всего творчества сатирика; выступает как итоговое произведение обобщающего характера. Литературная сказка сатирика - продукт демифологизации, — вбирает в себя все фольклорные каноны, однако не принимают их целиком, они перерастают в форму сатирической, политической сказки, трансформируются в конкретно-историческом культурном контексте. Мифопоэтические реминисценции в «Сказках» - это сознательная авторская установка. Сатирик намеренно распознает современные законы безвременья, которые остаются неизменными в «наши времена». Хронотоп «Сказок» имеет тип «закрытого» пространства, который связан с идеей нравственной остановки героя и доминированием «мертвенных форм жизни».
Научная новизна> исследования.
Диссертационная работа впервые предлагает системный, целостный культурологический подход к изучению творческого наследия Салтыкова-Щедрина. Это позволяет осветить новые грани художественного мира писателям его связи с широким историко-культурным контекстом;
• сатира как литературный жанр, раскрывается сквозь призму демифологизации и предстает как механизм обновления культуры, как средство переоценки стереотипов;
• общая тенденция творчества писателя рассматривается как индивидуальная творческая практика, демифологизирующая реальность, г распознающая и дезавуирующая массовые мифы обыденного сознания;
• сатирическое творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина раскрывается через авторские понятия-«клише»: «нагая реальность», «ходячие абстракции», «пустая утроба», «головотяпство», «бессмысленные мелькания» и т.д., отражающие явления, которые широко распространены в окружающей социальной действительности; эти явления доведены до абсурда и демифологизированы автором;
• в творчестве Щедрина выявляются смысловые концепты культуры: «страшный смех», «смерть автора», «философия проступка», получившие свою актуальность уже в XIX веке, но функциональные для последующей культуры XX века, что является важным моментом для понимания некоторых процессов «нашей действительности» (Щедрин).
Практическая значимость исследования: Основные выводы, полученные в диссертации, могут быть использованы в культурологических исследованиях истории русской культуры XIX и XX вв., в частности, национального и мирового значения культурного наследия М.Е. Салтыкова-Щедрина, особенностей его сатиры. Теоретические положения диссертации могут быть включены в более широкий контекст исследований, посвященных изучению процессов мифологизации и демифологизации в культуре, психологии и социологии общественного сознания. Материалы исследования также могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории и теории культуры, истории русской литературы XIX века.
Апробация исследования: Текст диссертации обсужден на кафедре истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета. Основные идеи диссертации представлены в докладах на ряде научных конференций:
• «От текста к контексту»: Научная конференция, 2002, Ишим;
• «Пушкинские чтения»: X международная научная конференция, 2005, Санкт-Петербург;
• «Десятые Салтыковские чтения»: Научная конференция, 2006, Киров;
Визуальные стратегии в искусстве: теория и практика»: Международная научная конференция, 2006, РГГУ, Москва;
• «Миф и художественное сознание XX в. (Миф в модерне и модерн как миф): Международная научная конференция, 2008, Москва.
Результаты диссертационного исследования, а также отдельные материалы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в 10 публикациях автора, в том числе двух - в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка использованных источников и литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 191 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz