Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся. Добрыдин, Леонид бесплатно
1:40 AM
Скачать Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся. Добрыдин, Леонид бесплатно
Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся

Диссертация

Автор: Добрыдин, Леонид Николаевич

Название: Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся

Справка: Добрыдин, Леонид Николаевич. Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Челябинск, 1998 170 c. : 61 99-13/170-1

Объем: 170 стр.

Информация: Челябинск, 1998


Содержание:

ГЛАВА
I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ S
11 Состояние проблемы дифференциации образования в школе Я
12 Уровень образованности, состояние здоровья и образовательные потребности учащихся как основание дифференциации образования
13 Условия дифференциации образования в школе на основе индивидуальных характеристик учащихся
Выводы по первой главе
ГЛАВА
II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСЛОВИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
21 Характеристика состояния образования в школе
22 Внедрение условий дифференциации образования в школе на основе индивидуальных характеристик учащихся •
23 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Необходимость разработки проблемы дифференцированного образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся обусловлена переходом к личностноориентированной модели образования, которая, в частности, предусматривает создание условий для индивидуализации образования с учетом склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья обучающихся.Правовой основой перехода является Закон Российской Федерации «Об образовании», где в принципах государственной политики в области образования закрепляется «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развишя и подготовки обучающихся, воспитанников».Таким образом, задачей сегодняшней школы является обеспечение каждому учащемуся своей образовательной траектории на основе осознания своих возможностей и имеющегося выбора содержания и форм образовательной деятельности.Проб^юма дифференциации образования рассматриваапся отечественными учеными на протяжении всего периода становления российской школы. Различные аспекты данной пробжмы раскрыты М.М.Анцибором, Н.Ф.Бунаковым, П.П.Блонским, А.А.Бударным, А.М.Гельмонтом, М.А.Даниловым, А.А.Кирсановым, М.Ривесом, А.Д.Розенталем, Г.Ф.Суворовой, Л.С.Славиной, Л.Н.Толстым, И.Э.Унт и др.В то же время такой аспект, как дифференциация образования на основе индивидуальных характеристик учащихся, изучен в меньшей степени. В частности, не до конца исследованы индивидуальные характеристики учащихся, на основе которых целесообразно осуществлять дифференциацию образования, соответственно не разработаны педагогические условия дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся.Недостаточная разработанность проблемы является в определенной мере причиной того, что в массовой общеобразовательной школе, особенно в сельской мгдлокомплектной, проблема дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся решается неэффективно.Недостаточная теоретическая обоснованность проблемы, ее неудовлетворительное решение на практике определили противоречие между социально обусловленной необходимостью дифференциации образования, основанной на индивидуальных характеристгиках учащихся, учитьюающих природные свойства и личностное развитие, и состоянием решения данной проблемы в педагогической теории и практике.Существующее противоречие определило тему нашего исследования: <^иффере1щиа]|ия образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся».Цель исследования - выделить и экспериментально проверить педагогические условия дифференциации образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся.Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.Предмет исследования - дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся.Гипотеза исследования. Дифференциация образования в общеобразовательной школе будет успешной, если: а) в ее основание положены индивидуальные характеристики учащихся; б) в индивидуальные характеристики учащихся включены достигнутый уровень образованности, фактическое состояние здоровья, проявляемые образовательные потребноста; в) образовательные условия создаются с учетом индивидуальных характеристик учапщхся.Задачи исследования: 1. Выявить состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практике.2. Уточнить состав и структуру индивидуальных характеристик учащихся, на основе которых целесообразно осуществлять дифференциацию образования.3. Выделить и классифицировать педагогические условия эффективгюгй> осуществления дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся.4. Экспериментально проверить выделенные условия дифференциации образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся.5. Подготовить к изданию методические рекомендации по проблеме дифференциации образования в общеоб^мйовательной школе. хМетодологической основой исследования явились общенаучные принципы системного и деятельностного подхода к исследованию проблем развития образования, а также комплекс предпосылочного научного знания: 1) теория деятельности - Л.С.Выгогский, В.В.Давыдов, А-Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн и др.; 2) методология и теория педагогических исследований - Н.И.Загузов, В.И.Загвязинский, А.Я.Найн, Т.И.Шамова, и др.; 3) исследование педагогических систем - В.П.Беспалько, А.Л.Браттсо, Ю,А.Конаржевский, Н.В.Кузьмина, Л.М.Фридман и др.; 4) методология и теория педагогического управления - Ю.А.Конаржевский, А-Я.Найн, М.М.Поташник, А.Д.Сазонов, Г.Н.Сериков, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.; 5) сущность и целостность педагогического процесса - П.П.Блонский, Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, А.С.Макаренко, И.Т.Огородников, В.А.Сухомлинский, И.Ф.Харламов, Т.Шацкий, Г.Й.Ш[укина, и др.; 6) системный подход и специфика системного анализа - А.М. Арсеньев, Ю.К.Бабанский, В.П. Беспалько, Н.К.Гончаров, М.А. Данилов, Г.Н.Сериков и др.; 7) индивидуализация и дифференциация обучения - П.П. Блонский, А.А.Бударный, Л.С.Выготский, АМ.Гельмонт, МАДанилов, Е.С.Рабунский, У.Д.Розенталь, И.Э.Унт, и др.; 8) личностная ориентация в образовании Ш.А.Амонашвили, Л.И.Божович, Ю.М. Орлов и др.; 9) теоретические исследош т 'iL lib вания в области физиологии человека, психолого-педагогические подходы к осуществлению здоровьесбережения участников образования - В.М.Бехтерев, И.И.Брехман, Ю.Е.Вельтищев, М.Громбах, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, Г.Сериков, А.А.Ухтомский, Н.А.Фомин и др.Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы были использованы следующие методы: 1. Теоретические: анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, научно-методический анализ учебной, программно-методической, нормативной документации в рамках задач исследования, синтез, аналогии, моделирование, системный подход и др.2. Экспериментальные: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогаческий эксперимент, метод независимых характеристик, экспертной оценки, изучения результатов учебной деятельности учащихся, педагогический мониторинг, статистическая обработка экспериментальных данных и обоснование выводов по {юзультатам исследования, анализ собственного опыта автора в качестве директора школы в системе сельского муниципального образования.Исследование осуществлялось в три этапа с 1992 по 199S гг.На первом этапе (1992-1993 гг.) проводился анализ состояния решения проблемы в области, регионе, стране. Изучался опыт решения проблемы дифференциации образования в педагогической теории и практике, изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме, разрабатывались условия дифференциации образования в ппсоле на основе ищщвидуальных характеристик учащихся, необходимая нормативно-правовая документация.На втором этапе (1994-15>96гг.) проводилась опьггао-экспериментальная проверка условий дифференциации образования в общеобразовательной школе, исследовалась эффективность условий дифференциации образования, корректировалась система управления.1Г I > I I • I: tol Ha тр<*тьем этапе (19У7-1998ГГ.) завершена опытно-экспериментальная проверка гипотезы эксперимента, уточнены условия дифференциации образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся, проведена экспертиза выполнения программы исследования по критериям результативности. Завершалось диссертационное оформление работы.Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: 1. Уточнено понятие индивидуальных характеристик учащихся; 2. Определен комплекс педагогических условий дифференциации образования; 3. Указаны признаки содержания образования вариативноиндивидуального компонента государственной? образовательного стандарта.На защиту выносятся следующие полоясения: 1. В индивидуальные характеристики учащихся, яшляющиеся основанием для дифференциации образования в общеобразовательной школе, целесообразно включить уровень образованности, состояние здоровья, образовательные потребности.2. В педагогических условиях вьщелить дидактические и воспитательные (индивидуальные и групповые): организационно-функциональные, процессуально-содержательные, управ/юнческие, итогово-прогносгаческие.Теоретическая значимость исследования пр05шляется в уточнении личностных характеристик учащихся как основы для определения условий дифференциации образования.Практическая значимость исследования: Целенаправленное проведение эксперимента на протяжении 6 лет (1992-1998гг.) показало, что дифференциация образования на основе индиввдуальных характеристик учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы позволяет существенно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.Ш. r t Выделенные педагогические условия дифференциации образования на основе индивидуальных характеристик учащихся являются содержательным основанием деятельности школы, реализующей дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.Методические материалы могут быть использованы для организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного типа.Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются избранной методологической основой, использованием комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, адекватной природе изучаемого явления, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, работой автора диссертационного исследования в качестве руководителя образовательного учреждения.Апробация я внедрение результатов исследования.Материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на Всероссийском семинаре - совещании «Пути развития профессионального сельскохозяйственного образования в регионе в условиях реформирования: опыт, перспективы» (г.Кемерово, 1998г.), межрегиональной конференции «Оценка эффективности трудового и профессионального образования» (г.Курган, 1996г,), межрегиональной конференции по проблеме профессиональной направленности молодежи (г.Челябинск, 1997г.), на итоговом заседании областной школы педагога-исследователя (г.Курган, 1997г.), на заседании кафедры педагогики Курганского государственного университета, заседании областного экспертного совета, областных семинарах по проблеме дифференциации образования.Результаты исследования внедряются в образовательную практику школ районных центров области.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Ih

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 145 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz