Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика. Мазурина, Татьяна Анатольевна бесплатно
9:39 PM
Скачать Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика. Мазурина, Татьяна Анатольевна бесплатно
Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика

Диссертация

Автор: Мазурина, Татьяна Анатольевна

Название: Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика

Справка: Мазурина, Татьяна Анатольевна. Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Мазурина Татьяна Анатольевна; [Место защиты: Всерос. науч.-исслед. ин-т техн. эстетики] Москва, 2008 172 c. : 61 09-17/56

Объем: 172 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Эволюция символики и стилистики товарного знака в историческом развитии
11 Возникновение и развитие товарных протознаков на Руси дохристианского периода и в Древней Руси
12 Особенности символики и стилистики отечественных юварных знаков XVII - XXI веков
13 Закономерности проявления признаков символики и стилистики в товарных знаках в историческом развитии
Глава 2 Символика и стилистика современного товарного знака
21 Понятия символики, стилистики и их роль в формообразовании современных товарных знаков
22 Художественно-образная и композиционная взаимосвязь символики и стилистики в товарных знаках
23 Роль символики и стилистики в формировании современных показателей качества товарных знаков
Глава 3 Современные методики проектирования товарных знаков в контексте символики и стилистики
31 Обзор существующих методик проектирования товарных знаков
32 Применение в современных методиках проектирования товарных знаков бионического и культурно-экологического подходов

Введение:

Актуальность исследования обусловлена возрастанием роли товарного знака как основного элемента стиля предприятия в позиционировании и идентификации продукции. В связи с этим товарный знак необходимо рассматривать не как обособленный, оторванный от рекламируемого объекта образ, но как непосредственную характеристику самого объекта торговой реализации, который своей узнаваемостью и новизной привлекает внимание потенциалы 1ых потребителей. Кроме того, товарный знак необходимо рассматривать как элемент национальной культуры, который активно участвует в формировании основных ее механизмов в области производства и потребления. В нем перекликаются, как минимум, четыре важных фактора культуры: искусство, наука, массовая коммуникация и бизнес. На их пересечении вырисовываются актуальнейшие взаимосвязи символов и стилей, своеобразно переплетающихся информационно-эстетических аспектов товарного знака.
Современный графический дизайн, в том числе дизайн товарного знака, отличается полнсимволичностыо и полистилистичпостыо. Однако в научных исследованиях не разработаны с должной глубиной вопросы символики и стилистики товарных знаков в их взаимосвязи и взаимовлиянии. В результате наблюдается снижение символической содержательности и стилистической определенности товарных знаков и, соответственно, четкости восприятия информации, закладываемой в них. Как следствие, возникает проблема недостаточной информативности и образности товарных знаков, что снижает уровень их эстетических и коммуникативных качеств.
В первом десятилетии XX века стала формироваться методологическая база дизайна товарного знака, началом чего явился приход во всемирный электротехнический концерн АЭГ немецкого художника и архитектора Петера Беренса, где он выступил в роли первого дизайнера. Программа, разработанная Береисом для АЭГ, по сути, одна из первых программ фирменного стиля», получивших впоследствии широкое распространение в дизайнерской деятельности. В рамках общей программы он спроектировал товарный знак, представляющий собой стилизованный сердечник электромотора. В основу фирменного стиля он ввёл принцип варьирования элементов геометрической формы, благодаря которому добивался предельной ясности в отражении технической сущности производственного процесса и социокультурной обозначенное™ вещи.
Отечественный /дизайн товарного знака развивался в рамках производственного искусства, благодаря творчеству конструктивистов А.Родчснко, Г.Клуциса, Л.Лисицкого, А.Весишта, З.Быкова и др., в работах «реклам-конструкторов» Моссельпрома, в прикладной графике.
До 1970-х годов в отсутствии конкурентных отношений рынка при планово-распределительной экономике проблемы дизайна отечественного товарного знака не представлялись значимыми. Разработки зарубежных авторов в этот период времени на русский язык, как правило, не переводились.
Первым наиболее значимым переводом па русский язык (1984 г.) можно считать книгу К.Дж. Веркмана «Товарные знаки: 'создание, психология, восприятие», выпущенную в 1974 г. в Амстердаме. В ней рассматриваются информационные свойства товарного знака (словесного, изобразительного, комбинированного), который должен создаваться с учётом психологии восприятия. Веркман рассматривает разновидности символов в зависимости от национальных традиций страны, где сформировано изображение товарного знака, и группы товаров, которые он отражает. Отдельное внимание Веркман уделяет исследованию символов, укоренённых в древних культурных традициях.
Среди отечественных разработок в области графического изображения товарного знака можно выделить учебное пособие В.М.Волошко «Принципы решений знаковых изображений» (1987 г.), в котором даются общие сведения о знаке, исследуется соотношение его условности и объясняемости, а иллюстративный материал раскрывает методику упражнений по теме «Знаковые изображения». Указанная методика широко применяется в проектировании товарных знаков.
В работе А.А.Шестимирова «Товарные знаки» (1995г.) первостепенное внимание обращается на патепто-правовые, рекламно-психологические и конструктивно-технологические аспекты создания товарного знака. Несмотря на то, что Шестимиров применил исследования Веркмана к условиям развивающегося российского рынка, всё же классификацию символов он рассмотрел па зарубежных примерах. Это обусловило необходимость исследования символики и стилистики отечественных товарных знаков. Прямое применение зарубежных теоретических и методологических положений в отечественной теории и практике графического дизайна сопряжено с трудностями, обусловленными спецификой российской социокультурной ситуации и проектной деятельности.
В учебном пособии В.Ф.Ерошкина «Промышленная графика» (1998 г.) проведён анализ истории знаковой символики товарных знаков, поэтапно рассматривается процесс создания товарного знака от предпроектных исследований до проверки на патентную чистоту. Указанное пособие нашло широкое применение в современной педагогической практике.
Работа Ю.Сокольникова «Товарные знаки. Историография. Построение. Использование. Регистрация» (2003 г.) содержит оценочные критерии, рекомендуемые для выбора лучших вариантов товарных знаков. Их изображения он подразделяет на реальные и абстрактные, в соответствии с чем рассматривает элементы их графической формы.
Большая работа в области товарных знаков проделана С.И.Серовым. В работе «Графика современного знака» (2005 г.) рассматриваются стилевые признаки товарных знаков постмодернизма; анализируются понятия контекстов» и «знакосфер», формирующих новую реальность знаков, а также влияние компьютерных технологий на способы графической подачи товарных знаков.
Среди перечисленных выше работ отсутствуют специальные исследования по взаимодействию символики и стилистики в товарных знаках, которые представляются весьма значимыми при формировании современных проектных подходов в рамках возрождения отечественной дизайнерской культуры. Исходя из вышесказанного, постановка проблемы настоящей работы представляется актуальной.
Целью исследования является раскрытие проблем взаимосвязи и взаимовлияния символики и стилистики в процессе формирования товарных знаков, а также отражение полученных результатов как в форме научного знания, так и в форме адекватных им проектных рекомендаций. Их использование в учебном процессе позволит поднять па более высокий уровень подготовку специалистов в этой области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1. Анализ понятий «символика товарного знака» и «стилистика товарного знака».
2. Выявление роли символики и стилистики как формообразующих факторов товарного знака.
3. Определение закономерностей формирования типологических признаков символики и стилистики товарного знака, исследование динамики развития символики и стилистики с учётом таких требований как:
• положительная оценка объекта рекламирования товара или услуги и выделение их из числа аналогичных с целыо привлечения внимания покупателя;
• представление объекта как соответствующего высоким стандартам и уподобление лучшим образцам, имеющимся в наличии;
• представление продукции в максимально выигрышном виде, посредством некоторого преувеличения ее достоинств.
4. Формирование современных критериев эстетических качеств товарных знаков с учётом роли символики и стилистики.
5. Выявление современных методических подходов к проектированию товарных знаков с учётом символизации и стилизации форм природы и семантического выражения национальных, региональных особенностей.
Объект исследования — товарный знак.
Предмет исследования — взаимосвязь символики и стилистики в дизайне товарного знака.
Границы исследования определяются самим предметом анализа, то есть исследованием символики и стилистики товарных знаков в их взаимосвязи, а также временным интервалом, на протяжении которого сформировалось понятие дизайна (XX - начало XXI века).
Методы исследования, теоретическая и эмпирическая база работы. В основу метода исследования положены: историко-хронологический анализ символики и стилистики товарных знаков, сопоставительный н типологический анализ их признаков, проектпо-композиционный анализ. Исследование опирается на научные определения символики и стилистики товарного знака; отбор, обобщение и оценку наиболее характерных примеров их взаимодействия.
В исследовании были применены также методы нетрадиционного корреляционного анализа и статистического анализа нечисловой информации (исследование проводилось на кафедре математических методов и моделей в экономике Оренбургского государственного университета).
Общетеоретическую базу работы составили труды в области истории, эстетики, семиотики, а также теории и методологии дизайна. Эмпирическая база исследования включает в себя около 1000 образцов товарных знаков и других зиаково-символичсских графических объектов, собранных в результате анализа и обобщения научных публикаций, а также музейных, архивных и проектных материалов. Кроме того, в анализе использованы сведения каталогов всероссийских и международных конкурсов и выставок.
Научная новизна работы определяется следующими результатами исследования:
• выявлена роль взаимосвязи символики и стилистики в формообразовании товарного знака;
• разработана типология закономерностей взаимосвязи символики и стилистики товарного знака в историческом развитии;
• выявлены художественно-образные и композиционные особенности товарного знака в символико-стилпстическом контексте;
• установлены основные критерии оценки эстетических качеств товарных знаков, позволяющие гармонично сочетать символические и стилистические средства дизайна;
• сформулированы современные методические подходы к проектированию товарных знаков: бионический и культурно-экологический.
Практическая значимость исследования. Проведенный анализ взаимосвязи символики и стилистики в товарных знаках может быть использован в научных исследованиях, в практической дизайп-деятельиости, в дизайн-образовании. Использование полученных результатов позволит достигнуть в проектной практике оптимального сочетания функциональности и художественной образности. Раскрытие характера взаимосвязи символики и стилистики товарных знаков, их художественно-образных и композиционных закономерностей в современном проектном процессе способствует возрождению, сохранению и развитию национальных культурных традиций.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты настоящей работы отражены в методических пособиях: «Дипломное проектирование по реальной тематике специальности 052400 - Дизайн специализации 052401 - Графический дизайн: учебное пособие для вузов»;' «Исследование товарного знака: методические указания к курсовому проекту № 4»; «Изобразительный товарный знак на основе природной формы: методические указания к курсовому проекту № 5»; «Законы композиции: контраст, полярность: методические указания к курсовой работе и практическим занятиям», а также в экспертной деятельности автора диссертации в Художественном совете по экспертизе качества товарных знаков и промышленных образцов и в Комитете по интеллектуальной собственности при Торгово-промышленной палате Оренбургской области, в проектной деятельности автора по созданию товарных знаков. Результаты исследования нашли отражение также в ряде научных статей и докладов на конференциях.
Структура и объем диссертационной работы. Работа содержит введение, три главы, выводы и рекомендации, список использованной литературы из 171 наименований, из них 4 - на иностранных языках. Общий объем диссертации - 176 е., из них 155 с. машинописного текста и 21 с. иллюстративного материала.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 121 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz