Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 18 » Скачать Дополнительное профессиональное образование как средство гуманитаризации процесса подготовки специалистов в техническом вузе. бесплатно
0:31 AM
Скачать Дополнительное профессиональное образование как средство гуманитаризации процесса подготовки специалистов в техническом вузе. бесплатно
Дополнительное профессиональное образование как средство гуманитаризации процесса подготовки специалистов в техническом вузе

Диссертация

Автор: Хорольская, Наталья Германовна

Название: Дополнительное профессиональное образование как средство гуманитаризации процесса подготовки специалистов в техническом вузе

Справка: Хорольская, Наталья Германовна. Дополнительное профессиональное образование как средство гуманитаризации процесса подготовки специалистов в техническом вузе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Майкоп, 2005 181 c. : 61 05-13/2315

Объем: 181 стр.

Информация: Майкоп, 2005


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические основы гуманитаризации образовательного процесса в вузе
11 Гуманизация и гуманитаризация как ведущие тенденции развития высшего образования
12 Потенциал дополнительного образования в гуманитаризации и гуманизации образовательного процесса в техническом вузе
Выводы по I главе
Глава II Моделирование дополнительного профессионального образования в аспекте усиления гуманитаризации подготовки специалистов в техническом университете
21 Факторные характеристики вуза, определяющие выбор дополнительного профессионального образования
22 Особенности построения, содержания дополнительного профессионального образования и организации образовательного процесса
23 Диагностика эффективности реализации образовательной программы дополнительной профессиональной подготовки и результаты опытно-экспериментальной работы
Выводы по II главе

Введение:

Актуальность исследования.
Высшая школа - главный фактор кадрового обеспечения всех сфер социальной жизнедеятельности, а поэтому может служить индикатором соответствия выпускаемых специалистов требованиям современной бизнес-среды. Как показывают многосторонние исследования, отмечается все возрастающее несоответствие качества профессиональных компетенций специалистов задачам быстро изменяющейся экономической, хозяйственной, культурной жизни.
Информационная (знаниевая, сервисная, инновационная) экономика, пронизывающая все сферы жизнедеятельности общества, меняет роль, место и смысл деятельности человека.
Постоянно развивающееся техническое и информационное обеспечение производства, социально-культурную сферу все более актуализирует значимость интеллектуальных, нравственных, этических, творческих потенциалов личности, многих психологических характеристик человека, в частности, его стрессоустойчивость, развитость воображения и интуиции, позитивность мышления, адаптационные возможности. Все это сказывается на профессиональной сфере и формирует требования к специалисту и одновременно качеству его подготовки.
Система образования, важнейший социальный институт, как показывают многочисленные социальные исследования, последние 15-20 лет все менее отвечает требованиям адекватной включенности субъектов в современное производство, социальное творчество и собственное развитие.
Достаточно высокая доля ответственности в этом лежит и на высшем образовании как основном факторе, обеспечивающем подготовку кадрового корпуса, компетентности и инновационной культуры специалистов, развитости их лидерских способностей и высокой степени личностной и социальной ответственности.
Указанная проблема актуальна не только для отечественной высшей школы, но и вузовской системы мира. Так, появлению важного, с образовательной точки зрения, документа «Ключевые компетенции для Европы» [С.А. Баранникова] предшествовала многоаспектная дискуссия на международном симпозиуме (март 1996, Швейцария), где констатировался факт нарастания невежества среди населения и, как следствие, кризис некомпетентности в разных сферах профессиональной деятельности с учетом нестабильности мира.
В России кризис высшего образования усугубляется радикальными социокультурными изменениями, модернизационными процессами, недостаточностью финансирования, прочностью стереотипов.
Одной из проблем современного этапа развития высшей школы является наметившаяся тенденция вымывания гуманитарного компонента из системы подготовки специалиста, которая усугубляется разрывом между технической цивилизацией и духовной культурой. В этой связи в педагогической науке и образовательной практике идет продуктивный процесс поиска средств гуманитаризации высшего образования, в особенности его технического и экономико-управленческого профилей. Научное осмысление результатов этого поиска создает предпосылки для выработки перспективных направлений повышения эффективности процесса гуманитаризации образования, цели которого интегрируют общественные запросы и личные интересы, перспективы человека.
Вопросы гуманизации и гуманитаризации особенно актуализировались в процессе появления первых результатов научно-технического прогресса и стали объектом исследования таких ученых, как 3. Бауман, М. Кастельс, Э. Тоффлер, В. Фрювальд и др.
В российской науке аналогичным проблемам посвящены работы Ю.Н. Афанасьева, В.В. Белокурова, Л.П. Буевой, А.А. Вербицкий, Н.О. Вербицкой, Ю.Г. Волкова, В.Н. Волченко, Т.П. Ворониной, А.И. Галагана,
A.О. Грудзинский, С.В. Девятова, О.В. Долженко, В.В. Ильина, Д.С. Клементьева, И.А. Колесниковой, А.Н. Кочергина, В.И. Купцова, В.Н. Розина,
B.А. Садовничего, И.Б. Федорова, Е.В. Шикина, Ю.А. трейдера и др.
Возрастание научного интереса к гуманитаризации высшего образования вообще, и технического в частности, обусловлено многими причинами. Одна из них заключается в том, что фундаментальная подготовка будущего специалиста может быть достигнута только в условиях широкой гуманитаризации технического образования, другая - в уровне культуры человека. Именно поэтому современный этап развития образования характеризуется стремлением выявить теоретические основы процесса его гуманитаризации, системно и органично вписать гуманитарные дисциплины в учебные планы и программы высшей технической школы.
Гуманитаризации высшего инженерно-технического, экономико-управленческого образования уделяют внимание Н.Г. Багаутдинова, Г.У. Ма-тушанский, М.Г. Рогов, Н.Р. Сенаторова, B.C. Сенашенко, Ю.В. Цвенгер, В.М. Шепель и др.
Одним из путей усиления гуманитаризации высшего технического образования является дополнительное профессиональное образование. Оно, применительно к высшей школе, представляет собой обучение посредством реализации дополнительных образовательных программ и услуг, создающих условия для личностного роста студентов и преподавателей, их социальной защищенности и поддержки профессиональной активности. Развитие дополнительного профессионального образования, главным принципом которого является свободный и сознательный выбор субъекта, обеспечит:
• преодоление «функциональной неграмотности» выпускников высшей школы;
• рост профессиональной мобильности, конкурентоспособности и адаптивности будущих специалистов в ходе трудовой самореализации;
• усиление гуманитаризации профессионального образования;
• накопление в обществе интеллектуального капитала;
• получение высшей школой дополнительных источников финансирования.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости разрешения противоречия между сложившейся системой профессиональной подготовки специалистов в техническом вузе и современными требованиями к уровню их гуманитарной и профессиональной культуры с учетом потенциала дополнительного образования.
Объект исследования - система профессиональной подготовки специалистов в условиях технического вуза.
Предмет исследования - организация и содержание дополнительной профессиональной подготовки как средства гуманитаризации высшего технического и экономико-управленческого образования.
Гипотеза исследования. Дополнительная профессиональная подготовка будет способствовать усилению гуманитаризации образования в техническом вузе при соблюдении следующих условий:
• обогащения гуманитарно ориентированного содержания образования;
• формирования у студентов гуманистических ценностных ориентаций с усилением их субъектной позиции;
• развития творческого потенциала личности, владеющей методами понятийно-рационального познания мира в сочетании с интуитивно-образными формами его постижения.
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели дополнительного профессионального образования, способствующей усилению гуманитаризации подготовки специалиста в условиях технического вуза.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы и педагогической практики по исследуемой проблеме уточнить функции дополнительного профессионального образования в аспекте влияния на субъектную позицию студента.
2. Выявить потенциал дополнительного профессионального образования, в частности, дополнительной профессиональной подготовки, осуществляемой с учетом:
• сопряжения «ключевых» и «базовых» компетенций с типовыми видами профессиональной компетентности специалиста;
• насыщения вузовского содержания образования гуманитарными проблемами, направленными на постижение смыслов учения (смысла достижения, смысла аффилиации, смысла доминирования).
3. Разработать модель дополнительной профессиональной подготовки. специалиста высокой профессиональной мобильности, обеспечивающую формирование у выпускников технического вуза гуманитарной культуры и гуманистических ценностей.
4. Экспериментально проверить эффективность реализуемой на практике разработанной модели.
Общеметодологической базой исследования стали положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взаимосвязи и взаимодействии объективного и субъективного, традиционного и инновационного; идеи гуманизации, гуманитаризации и демократизации образования (М.А. Балабан, Б.С. Гершунский,
В.П. Зинченко, Н.М. Крылова, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков, Г.П. Щедро-вицкий и др.).
Теоретической основой диссертационного исследования явились концепции педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, В.П. Бедерханова, Д.В. Чернилевский); теории высшего дополнительного образования (Ю.Г. Волкова, Г.У. Матушанский, М.Г. Рогов, Н.Р. Сенаторовой, B.C. Се-нашенко, Ю.В. Цвенгер, Н.Г. Багаутдинова); обучения взрослых (А.Г. Вер-шловский, А.И. Галагана, М.Г. Громкова, С.И. Змеев, Т.Г. Браже, Г.У. Матушанский, М.Г. Рогов); акмеологии (О.С. Анисимов, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); педагогики и психологии творчества (А.Ю. Козырева, А.Я. Пономарев, Г.Т. Шпарева); психологии профессионализма (А.К. Маркова и др.); теории целеполагания (E.JI. Белкин, В.П. Беспалько, Б. Блум, И.Я. Лернер и др.); теории развития личности (Р. Берне, JI.C. Выготский, А.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм); теории рефлексивного управления целостным педагогическим процессом (Ю.К. Бабан-ский, В.И. Слободчиков и др.); психолого-педагогической антропологии (Ю.С. Тюнников и др.).
Методы исследования:
• теоретический анализ (теоретическое обобщение, системный анализ, моделирование);
• диагностика (анкетирование, интервьюирование, тестирование, опрос и т.п.);
• педагогический эксперимент;
• статистическая обработка данных педагогического эксперимента.
Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явился Майкопский государственный технологический университет. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2000-2001 гг.) анализировалась литература по проблемам гуманизации и гуманитаризации высшего образования, формировались исходные методологические позиции, которые определили общие подходы к решению проблемы гуманитаризации профессиональной подготовки в техническом вузе. На втором этапе (2001-2004 гг.) разрабатывалась модель дополнительной профессиональной подготовки, обеспечивающей усиление гуманитаризации образовательного процесса в техническом вузе, проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (2004-2005 гг.) анализировались результаты исследования, оформлялась диссертация.
Научная новизна исследования определяется следующим:
1. На основе субъектно-факторного сравнительного анализа основного и дополнительного профессионального образования выявлен многофункциональный потенциал дополнительного профессионального образования.
2. Определены и обоснованы содержательные и деятельностные блоки дополнительной профессиональной подготовки в техническом вузе по специальности «Преподаватель», обеспечивающие гуманитаризацию образовательного процесса.
3. Разработана логико-смысловая модель дополнительной профессиональной подготовки, реализующая содержательные и деятельностные блоки дополнительного образования и его продуктивность.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что разработанная в ходе исследования логико-смысловая модель расширяет представления о возможностях использования дополнительного образования как одного из средств гуманитаризации процесса подготовки специалистов технического вуза.
Практическая значимость исследования заключается в апробации и экспериментальной проверке разработанной модели дополнительной профессиональной подготовки, создании комплекта дидактических и методических материалов по организации дополнительного профессионального образования (дополнительная квалификация «Преподаватель»), позволяющих целенаправленно осуществлять гуманитаризацию профессиональной подготовки в условиях технического вуза, может стать основой для подготовки учебно-методических программ и пособий.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на философские, психологические, педагогические теории; четкостью исходных методологических позиций; адекватностью методов исследования цели, объекту, предмету, задачам и логике исследования; широтой и разносторонностью экспериментального исследования; строгой аргументированностью исходных теоретических положений, логических выводов работы, положительными результатами экспериментальной проверки основных положений диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Усложнение и расширение поля профессиональной деятельности, новые требования к современному специалисту вызывают необходимость в обеспечении его общегуманитарной и функциональной компетентности, профессиональной мобильности и высокого уровня общей культуры, что достигается за счет гуманитаризации профессиональной подготовки в вузе. Она обеспечивает реализацию важнейших и взаимосвязанных целей: способствует преодолению одномерности профессиональной подготовки и позволяет заложить у студента основы гуманистического мировоззрения, осознания социальной значимости его будущей профессиональной деятельности и необходимости постоянного личностного развития.
2. Одним из путей гуманитаризации образовательного процесса в техническом вузе выступает дополнительная профессиональная подготовка, осуществляемая с учетом:
• сопряжения «ключевых» и «базовых» компетенций с типовыми видами профессиональной компетентности специалиста;
• насыщения вузовского содержания образования гуманитарными проблемами, направленными на постижение смыслов учения (смысла достижения, смысла аффилиации, смысла доминирования);
• формирование у студентов гуманистических ценностных ориентаций;
• развитие творческих потенциалов личности, владеющей методами понятийно-рационального познания мира в сочетании с интуитивно-образными формами его постижения;
3. Осуществление дополнительной профессиональной подготовки наряду с основной выступает как фактор целостного образовательного процесса в техническом вузе и способствует расширению спектра самореализации личности будущего специалиста, его психологической готовности к непрерывному образованию, способствует гуманизации внутривузовского образовательного пространства.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики» (Майкоп 2004), на ежегодных итоговых научных конференциях Адыгейского государственного университета, Майкопского государственного технологического университета, нашли свое отражение в научных статьях, тезисах и материалах конференций.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 142 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz