Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 20 » Скачать Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг.. Хабибулина, Галина Николаевна бесплатно
11:59 PM
Скачать Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг.. Хабибулина, Галина Николаевна бесплатно
Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг.

Диссертация

Автор: Хабибулина, Галина Николаевна

Название: Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг.

Справка: Хабибулина, Галина Николаевна. Духовная жизнь России в романах Д.И. Стахеева 1870-1890 гг. : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01 Елабуга, 2007 177 c. : 61 07-10/762

Объем: 177 стр.

Информация: Елабуга, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДИ СТАХЕЕВ В КРУГУ РУССКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ
ГЛАВА 2 ПОИСКИ «ГЕРОЯ ВРЕМЕНИ» В РОМАНЕ
НАСЛЕДНИКИ»
21 Купеческий мир глазами русских писателей XIX века
22 Формирование «героя времени» в раннем романе
ДИ Стахеева «Наследники»
ГЛАВА 3 «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В РОМАНАХ
СТАХЕЕВА
31 Взгляды критиков и писателей XIX века на женскую эмансипацию
32 Типология женских образов в романах ДИ Стахеева 80-х гг
ГЛАВА 4 ЦЕРКОВЬ И ВЕРА В МИРОВОЗЗРЕНИИ
Д И СТАХЕЕВА
41 Проблема церкви в русской жизни конца XIX века
42 Образы священнослужителей в романе «Обновлённый храм»
43 Обыватели города N
44 «Новый человек» в романе «Обновлённый храм»

Введение:

Имя Дмитрия Ивановича Стахеева, незаслуженно забытого в нашем литературоведении, было возвращено читателю лишь в конце XX века в некоторых отдельных публикациях его художественных текстов (1,2), а главное, в целостном исследовании жизни, личности, творчества в работах Н.М. Валеева (3-7). Двенадцать томов произведений Стахеева, изданных после его смерти, - это рассказы, повести, лирика, драматургия, 12 романов, критические статьи и многие другие публикации, а, кроме того, остались за рамками издания материалы, связанные с журналистской деятельностью писателя.
Актуальность исследования. Творчество Д.И. Стахеева (1840-1918), самобытного писателя второго ряда яркой литературной эпохи, весьма значительно по объёму и жанрово разнообразно.
Его художественное наследие, существенно обогащающее литературный процесс второй половины XIX века, исследовано далеко не полно. Оно открывается сейчас по-иному в результате обращения отечественного литературоведения к духовным пластам культуры, к религиозным и нравственным исканиям русских писателей.
Уже в середине XIX в. русская литература ощутила грядущие исторические перемены, нашедшие отражение в таких художественных образах, как Базаров (Тургенев), Раскольников (Достоевский), Болконский (Толстой). Именно эти писатели первыми выразили тревогу за судьбу человечества, когда возникла фанатичная вера в науку, в её абсолютную безупречность, когда радикально настроенные мыслители считали, что силой разума можно устранить общественные несовершенства. Однако к предупреждениям русской классической литературы о понижении духовного уровня жизни век глобальных и социальных потрясений оказался не очень чутким.
Уроки русской классической литературы до сих пор ещё не усвоены и даже не поняты вполне, современное общество на рубеже XX-XXI в. только пытается осознать их, переживая горький опыт потрясений XIX-XX в.
В последнее время наблюдается усиленное внимание к духовной стороне общества: месту женщины, значению церкви в жизни России. Эти проблемы, актуальные и на рубеже XIX-XX веков, нашли отражение в творчестве Д.И. Стахеева, чем и обоснован возрастающий интересе к наследию романиста и значению литературной деятельности писателей второго ряда, которые решали глобальные проблемы особым образом, изображая картины провинциальной жизни, «малую родину» (Иван Панаев, Николай Полевой, Николай Языков, Мельников-Печерский, Мамин-Сибиряк, Дмитрий Стахеев).
Важная черта современной литературоведческой ситуации: обращение к творчеству своих земляков. Исследователи Татарстана по существу впервые в науке открывают имена Стахеева, Каменева, Невоструева, Дьяченко, арзамасцы - Марии Жуковой, орловцы изучают не только вечных «своих» Лескова, Тургенева, Бунина, Андреева, но и в последнее время Иосифа Каллиникова.
Степень изученности темы: произведения Д.И. Стахеева высоко ценили современники, такие как Н.Н. Страхов, видевший в творчестве писателя: «. по меткости, выпуклости и юмору типов нечто гоголевское» (8, с.800); биограф романиста И. Гурвич, более других изучивший творческое наследие и жизненную судьбу писателя, обстоятельно осведомленный об отзывах критики о нем в текущей периодике, так говорит о причинах, повлекших за собою столь тягостное замалчивание стахеев-ских произведений: «Молодой писатель, очевидно, хорошо взвесив все данные своего дарования, хорошо проанализировав свои влечения, остановился на области русского быта, русских нраbob и, чтобы оставаться ее объективным и прямым художником, решил ни к какому лагерю не приставать, а ходить без партийных указок, лишь туда, куда направит его художественное чутье. Такое решение было для того времени слишком смело и не могло не оказаться чреватым весьма реальными последствиями. Критика, лучшими и всевластными представителями которой были люди прямые и последовательные, и не подумала простить Стахееву его самостоятельность и объявила ему бойкот, выражавшийся в замалчивании произведений .» (9, с.155). Согласен с Гурвичем и В. Русаков, который писал: «. Я всё больше и больше прихожу к заключению, что Стахеев далеко не оценён по достоинству и что непременно должно прийти время этой оценки.» (10, с.220). С. Крившенко в своей книге «Берег отечества» заметил: «. В произведениях Стахеева бьется живая мысль.» (11, с.146), (12), (13).
Период забвения с 1918-1980 гг. объясним философской позицией автора.
С начала восьмидесятых годов XX века Н.М. Валеев занимается литературно-краеведческими поисками. В своих трудах и исследованиях, посвящённых творчеству Д.И. Стахеева,он обозначил основы литературно-краеведческого исследования творчества писателя, дал новую методологию изучения забытого автора, открыл широкие пласты купеческой культуры, воссоздал научную биографию романиста, показал его место в литературном процессе XIX века, очертил существенно важную проблематику стахеевского творчества, ввёл в научный оборот неизвестные ранее архивные материалы. Н.М. Валеевым были инициированы исторические (Маслова) (14), филологические (Гра-хова, Данилова) диссертационные исследования последних лет.
В кандидатских диссертациях С.И. Грахова, O.JI. Данилова обратились к литературным параллелям: Стахеев и Максимов, Стахеев и Салтыков-Щедрин, анализируя раннее творчество, в центре которого были малые жанры (очерки и рассказы). В работе С.И. Граховой, в опубликованных ею статьях, стахеевское наследие исследовано с точки зрения фольклорного начала и типологии образов писателя (15). В диссертационном исследовании O.JI. Даниловой сделана попытка выявления особенностей реализма Д.И. Стахеева на раннем этапе его творчества (16).
Однако за пределами исследований остаётся деятельность Стахеева - журналиста, редактировавшего в разные годы журналы «Нива», «Русский вестник», ежедневную петербургскую газету «Русский мир», не изучены десятки искусствоведческих статей писателя, посвященных живописи, большим ценителем которой он был, лирических и драматических произведений.
В стенах Елабужского государственного педагогического университета сформировалась школа учёных, которая занимается исследованием творчества забытых писателей под руководством Н.М Валеева. В последние годы он серьёзно и глубоко изучает судьбу и творчество другого великого елабужанина, члена-корреспондента Императорской академии наук, члена Сербского учёного общества в Белграде и Югославянской академии в Загребе, профессора-археографа - Капитона Ивановича Невоструева, написавшего десятки книг по древнерусской литературе и истории русской церкви. Семитомное «Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки», - научный подвиг, оценённый первой Ломоносовской премией Академии наук. (17,18,19,20).
Елабужская земля богата талантами. В историю русской культуры и литературы возвращается ещё одно имя несправедливо забытого выдающегося сына Отечества - Виктора Анатольевича Дьяченко, создателя более двух десятков пьес, на полвека ставших основными на центральных сценах страны 1860 - 1870-х гг., несмотря на то, что это время совпало с расцветом творчества А.Н.Островского. Изучением наследия этого писателя под руководством Н.М. Валеева занимается аспирант госпедунивер-ситета А.А. Деготьков (21), (22), (23).
Подводную часть айсберга историко-литературного процесса составляют именно писатели второго ряда, подобные К.И. Не-воструеву, Д. И. Стахееву, В.А. Дьяченко.
Данная работа является первым опытом изучения духовной жизни России в романном творчестве Д.И. Стахеева.
Цель работы: описать и ввести в активный научный оборот общественно и эстетически значимые сведения о Стахееве-романисте в контексте историко-литературного процесса последней трети XIX века, уяснить своеобразие его творческой индивидуальности.
Задачи диссертационного исследования:
1) охарактеризовать круг литературных знакомств писателя, их влияние на творчество Д.И. Стахеева;
2) определить степень участия романиста в литературном процессе своего времени;
3) раскрыть значительное по объёму и творческой специфике романное наследие Д.И. Стахеева;
4) очертить основные семантические аспекты романов писателя, которые помогают понять духовную жизнь России II половины XIX века;
5) выявить концепцию личности в зрелой романистике Д.И. Стахеева и проследить её эволюцию;
Предметом диссертационной работы стали эпические произведения писателя - его романы, раскрывающие духовную жизнь России второй половины XIX века: «Наследники» (1875), «Домашний очаг» (1879), «На закате» (1881), «Законный брак», «Походы на доходы» (1880-1882), «Избранник сердца» (1883), «Студенты» (1887), «Неугасающий свет» (1889), «Обновлённый храм» (1891), «Горы золота» (1892), «Торжество правосудия» (1894), «Духа не угашайте» (1896). Акцент сделан на тех романах Стахеева, в которых наиболее зримо прослеживаются духовные искания писателя
Во второй главе основополагающим для анализа становится ранний роман Д.И. Стахеева «Наследники», написанный в 1875 году, где писатель после реформы 1861 года делает первую попытку создать глубокий образ деятельного человека-купца, в котором видит «героя времени». Однако своей цели автор достигает в зрелом романе, написанном в 1891 году, «Обновлённый храм», который является итоговым произведением. Стахеев внимательно наблюдает за сложнейшим процессом нравственного взросления купца. Зайчиков - герой, воплощающий авторский идеал человека, возрождающий храм (не только вечное нетленное создание человеческого духа, а ещё и храм духовный внутри каждого человека).
Исследуя романы, мы обратили внимание на то, что только в двух из них главные герои мужчины, а в десяти из двенадцати романах - женщины, ибо женская проблема становится одной из основных в конце XIX века. В III главе для детального анализа мы выбрали опубликованный роман «Избранник сердца», так как в нём чётко прослеживается авторская позиция, отношение писателя к эмансипации, и, наконец, в этом романе заявлено новое видение героини, борющейся за свою независимость, за право самостоятельного выбора.
Последняя глава диссертации посвящена вопросу о нравственной роли церкви и религии в русской жизни конца XIX века, который содержательно представлен в предпоследнем романе «Обновлённый храм».
В 1896 году выходит в свет последний роман Стахеева «Духа не угашайте», а в 1905 году писатель переселяется в Ялту и больше романов не пишет, а занимается мемуарами «Группы и портреты». Более подробную информацию о личности Д. И. Стахеева можно найти в монографиях Н.М. Валеева (4), (5), (6), (7).
Целая галерея лиц и сословий проходит перед нами в романах, оживляя эпоху, воскрешая забытые картины прошлого, нередко ускользавшие из поля зрения более именитых современников. Романиста упрекали в излишней детализации, растянутости сюжета, в «топтании на месте». Однако такова художественная манера и метод писателя, таков способ видения мира и людей, таково художественное своеобразие миропостижения. Современным литературоведам это даёт драгоценную возможность исследовать микросреду, в которой протекала жизнь русского общества II половины XIX века.
Научная новизна диссертации: впервые специальному изучению подвергается духовная жизнь русского общества 70-90-х гг., отражённая в романах Д.И. Стахеева, привлекается малоизученный и неизвестный ранее историко-литературный материал, что позволяет решить поставленные задачи.
Методологической базой явились монографии классиков отечественного литературоведения: М.М. Бахтина, В.В. Кожи-нова, М.Б. Храпченко; Теоретические исследования в области жанрологии, поэтики, метода и стиля: Ю.М. Лотмана, В.М. Марковича. Работы критиков XIX века: В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Н. Страхова, Н.Г. Чернышевского. В работе были применены сравнительно-типологический и системный методы изучения, принцип целостного анализа художественных произведений.
Основные положения, выносимые на защиту:
• романист был связан с русской литературой своего времени и такими её представителями, как Страхов, Толстой, Достоевский, Леонтьев, Вольф и др., ставящих перед собой вопросы будущего развития нации, ее духовного возрождения;
• в своих произведениях Д.И. Стахеев, подобно писателям второго ряда (Фофанов, Мамин-Сибиряк, Мельников-Печерский, Гаршин), отдавал предпочтение частной жизни, раскрывая при этом эпическую широту характера русского человека, его духовные первоосновы;
• романы Стахеева - живая художественная летопись, очевидное доказательство стремительной смены передовых общественных и культурных типов, воскрешённых к жизни после отмены крепостного права и определивших духовную жизнь русского общества в 70-90-е годы XIX века;
• Д.И. Стахеев, подобно русской литературе и критике последней трети XIX века, озабочен поиском нравственных решений «вечных вопросов», поэтому в его романах центральными стали проблемы «героя времени», эмансипации и «женского вопроса», значения церкви в русской жизни;
• очевидна эволюция стахеевского героя, авторский идеал - образ русского купца, верующего, созидающего жизнь, множащего духовное богатство России. Подобный герой появляется в одном из последних романов «Обновлённый храм» (1891) - Зайчиков -«маленький великий человек», хотя предпосылки к его появлению обозначены писателем уже в первом романе «Наследники» (1875).
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения могут быть учтены в историко-литературных исследованиях.
Третья треть XIX в. - переходный период в истории русской литературы. Падение художественного вкуса, эклектизм почувствовали не только старшие «метры» русской литературы (Толстой, Салтыков-Щедрин), но и писатели второго ряда, такие как Случевский, Фофанов, Стахеев.
Менялся человек. Исчезло ощущение величия личности, сужаясь до индивидуализма, стремление к общественному благу принимало ограниченный характер: великое дело служения родине заменялось теорией «малых дел». С нарастающей тревогой говорила литература и критика о катастрофическом понижении духовного уровня во всех слоях общества, в том числе и в среде интеллигенции - при внешнем уровне роста образованности.
Перед лицом этой опасности русские писатели (Толстой, Достоевский, Лесков) взывали к самосознанию человека, уповая на то, что совершенствование личности приведёт к совершенствованию общества.
Угасал интерес к жанру романа, он уходил в прошлое, как реализм исторический, на смену пришли малые жанры.
Потребности нового времени выразил Тургенев, создавая «Стихотворения в прозе», Толстой в рассказах и повестях 80-90-х гг., романе «Воскресение». Не случайно в последней трети XIX в. и появление писателей, не лишённых литературного таланта. Убеждёнными сторонниками небольшого дела, немудрёного счастья выступают: В. Бибиков, В. Тихонов, А. Луговой, И. Потапенко и др. Изображение «текущей действительности» нашло отражение в творчестве Д. Мамина-Сибиряка; непреук-рашенная «правда факта» и субъективное начало отличают произведения В. Короленко.
Романное творчество Д.И. Стахеева приходится на 70-90-е гг. XIX века. Его романы нельзя назвать универсальными. Писатель не стремился к решению глобальных проблем бытия, не включался в философские дискуссии своего времени, не создавал масштабных героев, подобных Базарову, Раскольникову. Стахеевский герой - провинциальный человек, купец, множащий материальное и духовное богатство страны.
В 70-е гг. ведущим стал тип романа, в котором центральными проблемами явились поиски «героя времени», осмысление места женщины в обществе, роли церкви в духовной жизни нации. В нём ослабляется событийность, на первый план выходит исследование сознания героя, представленного в его нескончаемой динамике и психологических нюансах. Стахеев наряду с другими русскими писателями обращается к самосознанию человека, утверждая необходимость построения духовного храма, способного противостоять пошлости жизни. Эпоха переоценки ценностей, разочарования в недавних программах спасения и обновления России отозвалась в творчестве Стахеева скептическим отношением ко всем попыткам уловить жизнь с помощью тех или иных общественных идей. Отсюда возникла неприязнь писателя к «догме» и «ярлыку».
В романах Д.И. Стахеева нет глобальных исторических событий, глубоких трагических конфликтов, как не было их в тихом течении провинциальной жизни, из которой вышли его герои. Писателя больше интересует внутреннее пространство человека. Русский романист хорошо знал и настойчиво показывал, что «потрясающие события» - меньшее испытание для человеческих отношений, чем будни с мелкими неудовольствиями.
Авторскую позицию Стахеев доносит до читателя, с помощью реминисценций из Библии, фольклорных источников, произведений современных ему писателей, героев - резонёров (Чух-лымов «Наследники», Зайчиков «Обновлённый храм» и др.).
Д.И. Стахеев, как и вся русская литература конца века, был озабочен поиском решений «вечных проблем», писатель видел в своих героях некие универсальные фигуры, сопряженные с «всечеловеческим» бытием. Противоречивость любой души, ее метания между «небом» и «землей», страстное желание обрести Истину, за познание которой любая личность платит страданием, — вот центральные мотивы его произведений.
Апробация результатов исследования осуществлена в 7 публикациях, в выступлениях на научных конференциях в ЕГПУ (Елабуга, 2002-2005 г.), на Всероссийской научно-практической конференции в МГУ «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2004); VII Ручьёвских чтениях «Литературный процесс в зеркале рубежного сознания: философский, лингвистический, эстетический, культурологический аспекты»
Магнитогорск, 2004); Международных Стахеевских чтениях (Елабуга, 2003); Толстовских чтениях (Тула, 2003); Прозоровских чтениях «Меценатство, благотворительность, предпринимательство и соц. политика государства (традиции и современность)» (Киров 2006). Сформулированные в диссертации концептуальные положения по зрелому творчеству Д.И. Стахеева апробированы в ходе чтения спецкурса по русской литературе XIX века, проведения практикумов по анализу художественного текста, в выполнении курсовых и дипломных работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из «Введения», четырёх глав, «Заключения», «Примечаний», «Библиографии».
В первой главе «Д.И. Стахеев в кругу русских писателей» объектом внимания становятся литературные связи романиста.
Необходимость обращения к данной главе вызвана недостатком публикаций о литературном окружении автора романов, без которых понять творчество невозможно. Однако мы не ставим цели рассмотреть творческие параллели, а лишь делаем попытку очертить круг общения, тем самым, включая Стахеева в культурный и духовный процессы эпохи.
Во второй главе «Поиски «героя времени» в романе «Наследники» исследовались культурно - исторические и литературные предпосылки появления этого романа «Наследники», выявлены первые попытки создания образа «героя времени». В раннем творчестве (в очерках) будущее как категория отсутствует, и это подчёркивается открытостью финала, однако уже в романе «Наследники» отчётливо видна надежда автора на таких людей как купеческий сын Чухлымов. Писатель нашёл свою нишу, не повторяя предшественников, он обратился к русской провинции, которая особенно прельщала его, и в которой он видел залог будущего возрождения России, не случайно и то, что ста-хеевский «герой времени», «наследник» - купец из провинции.
Третья глава диссертации «Женский вопрос» в романах Д. И. Стахеева» посвящена анализу системы художественных образов более поздних романов писателя, здесь рассмотрены женские образы, даны различные грани понятий «эмансипация», «феминизм», «женский вопрос».
В четвёртой главе работы «Церковь и вера в мировоззрении Д.И. Стахеева» мы обратили внимание на проблему церкви в русской жизни конца XIX века. Автор пишет о непрочности современного храма, показывает противоречие между законами (вшсаниф/и священнослужителями. Кризис русской церкви глубоко разработан в романе «Обновлённый храм» благодаря колоритным образам отца Никанора, отца Павла, дьякона Леонида и др. Каждый из этих героев создан индивидуально, с использованием разнообразных художественных средств. Им противостоит идеальный образ русского купца, верующего и созидающего жизнь.
В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются перспективы научной работы в данном направлении.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 102 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz