Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Духовно-творческий потенциал художника. Гайжутис, Альгирдас Людович бесплатно
1:32 AM
Скачать Духовно-творческий потенциал художника. Гайжутис, Альгирдас Людович бесплатно
Духовно-творческий потенциал художника

Диссертация

Автор: Гайжутис, Альгирдас Людович

Название: Духовно-творческий потенциал художника

Справка: Гайжутис, Альгирдас Людович. Духовно-творческий потенциал художника : диссертация доктора философских наук : 09.00.04 Вильнюс, 1984 367 c. : 71 85-9/102

Объем: 367 стр.

Информация: Вильнюс, 1984


Содержание:

ВЕШНИЕ
I ГЛАВА ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА
§ I Историческая обусловленность художественной профессии
§ 2 Художник и ремесленник Художник и детская творческая экспрессия
§ 3 Роль художественной школы в формировании личности художника
П ГЛАВА РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ХУДОЖНИКА
§ I Методы познания и самопознания художника Проблема поэтики
§ 2 Художник и психическое равновесие
§ 3 Возможности типологии художественных индивидуальностей
Ш ГЛАВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКИХ СИЛ ХУДОЖНИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСТВА
§ I Цель в художественном творчестве
§ 2 Ценностный характер вдохновения в художественном творчестве
§ 3 Взаимодействие духовно-творческих сил в процессе художественного творчества
§ 4 Идейно-профессиональная ответственность художника как фактор развития социалистической художественной культуры

Введение:

Актуальность и разработанность проблемы исследования. Особый интерес в развитии марксистско-ленинской эстетики представляет всесторонняя разработка проблемы художественного субъекта и творчества (в том числе природы таланта, духовно-творческого потенциала художника), его специфики и закономерностей. Она имеет непосредственную связь со многими другими теоретическими проблемами искусства, практикой социалистического реализма, марксистско-ленинской оценкой наследия художественной культуры и критикой современной буржуазной эстетики и модернизма.
Большое внимание, особенно в последние десятилетия, данной проблеме уделяют советские философыГ^Благодаря творческому применению принципов ленинской теории отражения и глубокому пониманию историзма искусства они успешно ведут ее исследование в следующих кардинальных взаимосвязанных направлениях - историко-эстетического, теоретического, критического характера. ^
Важное значение для современных исследований художественного субъекта и процесса творчества имеют труды по истории эстетических учений, вскрывающие объективную ценность различных концепций художественного творчества, таких ученых, как А.В.Гулыги, М.А.Лифшица,
A.Ф.Лосева, П.В.Соболева, В.П.Шестакова и др.
Плодотворно решают актуальные методологические проблемы художественного субъекта и творчества А.Г.Егоров, А.Я.Зись, Ю.А.Лукин,
B.И.Мазепа, М.Ф.Овсянников и др. советские философы. Все глубже и всесторонне раскрывается природа таланта, социальная и культурная его обусловленность в трудах Е.С.Громова, Н.В.Гончаренко, Д.Ф.Козлова, Б.С.Мейлаха, Г.Л.Ермаш, Е.Г.Яковлева. Вскрыты новые аспекты диалектической связи отражения и творчества в работах В.В.Ванслова, Н.Л.Лейзерова, А.А.Оганова и др. Большую научную важность имеет изучение структуры эстетического сознания, специфики эстетической й художественной деятельности и их взаимосвязи, что нашло свое отражение в книгах С.С.Гольдентрихта, А.Ф.Еремеева, Л.И.Новиковой , М.С.Кагана, Л.Н.Столовича и др., также структуры и функционирования самих продуктов художественного творчества, чему посвятили свои исследования Ю.Б.Борев, Е.В.Волкова, С.Х.Раппопорт и др.ученые.
Не меньшую актуальность имеют работы по критике современной буржуазной эстетики, биологизирующей личность художника, абсолютизирующей спонтанность (действие подсознательных механизмов и потери психического равновесия), выдвигающей идею "панкреациониз-ма" и недооценивающей особого значения отражения в искусстве, а также социальной роли и ответственности художника. Работы М.Н.Афа-сижева, Е.Я.Васина, К.М.Долгова, И.С.Куликовой, Л.Т.Левчук хорошо показывают теоретическую и практическую несостоятельность подобных концепций. Представители буржуазной эстетики сужают ее предмет: феноменологи им считают эстетическое восприятие, англо-американские семантики - природу эстетической оценки (суждения) и ее воздействие на критику и формирование "стандартов" вкуса. Они объявляют проблематику художественного творчества метафизической. Такая редукция предмета эстетики не только нежелательна, но и пагубно отражается на научном ее статусе. Тогда как эстетике принадлежит исследование художественной индивидуальности, духовно-творческого потенциала, структуры и закономерностей процесса творчества. Эстетика не только устанавливает специфику художественного творчества и закономерности его развития (на материале предшествующего опыта), но и предвосхищает их. Ее постулаты не являются априорными и находят применение в самой художественной практике.
Художник особым образом отражает действительность и создает новые художественные ценности. Любая ценность является "моментом значения какого-нибудь явления, вещи, поступка, вообще сущего для жизнедеятельности определенного человека, класса, общества; роль этого сущего в жизни" /91, с. 18/» Художественная ценность не тождественна форме, а сродни значению, качеству произведения, обусловленным специфическими человеческими потребностями и свойствами самой деятельности. Необходимо исследовать художественный субъект как в узко профессиональном, так и в широком социальном и культурном контексте.
Постановление ЦК КПСС 1979 г. "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" ориентирует советских философов на глубокий анализ и партийную оценку явлений художественной жизни. "Качество этой работы далеко не всегда отвечает возросшему образовательному и культурному уровню и запросам советских людей, недостаточно учитывает динамичность социально-экономических процессов и духовной жизни современного советского общества" /39, с. 4/. На нынешнем этапе развития марксистско-ленинской эстетики, на которое оказывает влияние НТР с динамичными процесса^-ми дифференциации и интеграции научного знания и актуализации его для общественной практики - строительства коммунистического общества, необходимо учитывать некоторые тлеющиеся недостатки в решении данной проблемы. На сегодняшний день далеко еще не все основные аспекты диалектики отражения и творчества, субъективного и объективного, природы и развития творческой личности, динамической связи врожденных и приобретенных способностей, общей и специальной одаренности художника, структуры и развития духовно-творческого потенциала получили достаточно исчерпывающий анализ. Необходимо ограничивать имеющуюся тенденцию к узкой и мелкой тематике исследовании /253, с. 452/, рассматривать закономерности художественного творчества процессуально, в форме его реального бытия, а не только в форме теоретического бытия, в системе категории /147, с. 144/. Поэтому предпринятый нами анализ духовно-творческого потенциала художника является необходимым как с научной, так и социальной (идеологической) точек зрения. Эта необходимость обусловлена следующим:
Проблема художественного творчества является фундаментальнейшей проблемой марксистско-ленинской эстетики, но она не может быть успешно решена без всестороннего исследования природы художественного субъекта, его духовно-творческих способностей, как определенного результата исторического процесса.
Конструктивное решение проблемы духовно-творческого потенциала художника невозможно вне рассмотрения его связи с самим процессом деятельности и ее спецификой. Она имеет отношение к разработке многих ключевых категорий эстетики, таких как отражение и творчество, мышление и воображение, природа таланта, соотношение биологического и социального, связь специфических и неспецифических способностей художника, типология художественных индивидуальностей. Решение этой проблемы имеет методологическое значение для искусствознания и художественной критики.
Переосмысление в области эстетики новых данных гуманитарных и "точных" наук относительно художественных способностей и творчества стимулирует гипотезы и проверку традиционных представлений о художественном субъекте. Актуализация данной проблематики способствует удовлетворению некоторых потребностей художественной культуры развитого социализма, а также идеологической борьбе против чуждой нам буржуазной элитарной и "массовой" культуры. Марксистско-ленинская эстетика всегда имела глубочайшую связь с художественной практикой и ее перспективами. О возрастающей роли искусства в условиях развитого социализма свидетельствует всенародный интерес к нему, признание особой социальной роли художника в деле воспитания всесторонней личности. Сегодня растут требования, предъявляемые к подготовке и образованию будущих художников, к идейности и цельности их творчества, к ориентированию их на создание обобщенной и целостной картины исторических свершений и характера современника. Генеральный секретарь КПСС К.У.Черненко подчеркнул, что "формировать, возвышать духовные потребности человека« активно влиять на ид ейн о-поли тич ее кий и нравственный облик личности - важнейшая миссия социалистической культуры" (47, с.47).
Для нашего исследования немалое значение имеет учет и дальнейшее углубление содержания принципа причиной обусловленности искусства. Художественные ценности зависят как от объекта, так и от субъекта, ибо они отражают особенности вещей и явлений и самого автора. Процесс отражения действительности в искусстве, как показали советские философы и психологи, "является результатом не воздействия, а взаимодействия, т.е. результатом процессов, идущих как бы навстречу друг другу. Один из них есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой - активность самой системы по отношению к воздействующему объекту" (172, с.53). Созданное художником произведение оказывает влияние и на самого автора (структуру художественной индивидуальности) и общество через актуализацию его ценностей.
Существует функциональная, а не субстанциональная причинная связь между действительностью и художественным субъектом. Последний не может развить е себе профессиональных способностей вне связи с актуальными потребностями общества.
А.Г.Егоров, М.С.Каган, М.Ф.Овсянников, С.Х.Раппопорт справедливо указывают на то, что с точки зрения причинной зависимости, необходимо говорить не только об определенной роли общества, но и об определяющей роли субъекта по отношению к художественному произведению. Имеет смысл говорить и о генетической обусловленности художественного творчества, в котором совершенствуются и приобретаются определенное единство духовно-творческие силы художника.
Марксистско-ленинская эстетика всем ходом своего развития доказала теоретическую несостоятельность пассивно-созерцательной трактовки отражения действительности в искусстве.
Предмет исследования. Предметом настоящего исследования является изучение социальных и культурных особенностей формирования художественной профессии, исторического роста ее статуса и значения для развития специфических духовно-творческих способностей художника, необходимых для создания определенных ценностей. В предмет исследования входят также анализ динамичной структуры духов -но-творческих сил, их единства и причин (психологических и социальных) разлада, а также изучение механизма образования художест -венных индивидуальностей и возможности их типологизации.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования -раскрыть и уточнить содержание категории художественного субъекта (в высшей степени сложной и концептуальной категории марксистско-ленинской эстетики) с учетом: а) творческой природы художественной деятельности, б) обратного влияния последней на весь ансамбль духовно-творческих сил художника, в) образования некоторых механизмов сознательного контроля над всем творческим процессом познавательно-ценностного характера и формирования художественной индивидуальности. Марксистско-ленинское понимание художественного процесса требует двусторонних теоретических усилий. С одной сто -роны, необходимо последовательно доказать историзм художественного субъекта и творчества, а с другой стороны, - не менее, а может быть в большей мере, всесторонне исследовать преобразователь- I ную, созидающую, творческую активность субъекта. В последние | два десятилетия советскими учеными и зарубежными марксистами осо-/ бенно усиленно разрабатывается творческий аспект искусства. Но в эстетической литературе нередко встречается безосновательное противопоставление отражения и творчества и с этим связана "гносео -логизация" его природы. Существует и другая крайность -так называемый "панкреоционизм", когда творчество рассматривается как имманентно-внутренняя духовная сила человека вне соотношения ее с общественной практикой и исторической перспективой. В этом ряду находится и абсолютизация вещественно-технической стороны искусства. Поэтому своевременны работы В.А.Малахова, С.Х.Раппопорта, В.И.Мазепы и др., в которых учитывается сущностный принцип марксистско-ленинского анализа - деятельный - и, таким образом,творчество трактуется как сознательная реализация сущностных сил и способностей человека в целенаправленном процессе преобразования мира, в котором создаются новые материальные, социально-полити -ческие, духовные ценности и стимулируется всестороннее развитие личности^
Решение обозначенной нами задачи зависит не только от усилий многих ученых, но также от общего состояния марксистско-ленинской эстетики, некоторых современных тенденций ее развития в условиях НТР. Будучи специфической философской дисциплиной, эстетика объединяет проверенные знания и существует как относительно самостоятельная их система. Последние два-три десятилетия в нее вводятся новые методы и скептичнее оцениваются те теории, которые ограничиваются метафорическим мышлением /326 с. II/.
Рнаше время большое значение приобретает наука о творчестве, которая уже вырисовывается как фундаментальная. Она не сможет не оказать своего положительного влияния на эстетическую проблематику. Чтобы глубоко понять сущность творческого акта, его закономерности и принципы развития, наконец, чтобы "управлять" им, необходимо творчество подвергнуть всестороннему анализу. Сегодня еще далеко не полностью решена задача по освобождении понимания творчества от узкого смысла, от сведения его к одной или каким-либо формам деятельности, например, искусству и науке. Никакая деятельность (в том числе эстетическая и художественная) взятая сама по себе с ярко выраженными аспектами коммуникативности, познания или оценки неозначает творческого акта, в результате которого возникает самодовлеющий продукт (новый, оригинальный, индивидуальный, неповторимый и т.д.), обладающий всеобщим смыслом (ценностью) . Возник целый комплекс проблем, решение которых необходимо искать методами и средствами многих наук и выделить разные срезы твор -чества - онтологический, психологический, социологический и др. (Б.М.Кедров). Это должно способствовать раскрытию генезиса акта творчества и выделить основные его характеристики. В любой сфере человеческого действия творчество выступает как механизм продуктивного развития, как взаимодействие ведущее к становлению, изменению, развитию. Поэтому анализ творчества включается в анализ явлений развития, в саму диалектику развития и всеобщий его крите -рий выступает как критерии развития (Я.А.Пономарев).• Это вполне относится и к явлениям художественной культуры* Здесь мы можем фиксировать момент становления, изменения, развития как в творящем, так и в творимом. Развивается сам творец, его деятельность и то, что становится произведением. Творческий акт предполагав ет развитие всей этой "цепи".Концентрируя свое внимание на личности художника, мы не склонны ее отождествлять с субъектом художественной деятельности. Она нечто больше, ибо редка и неповторима, обладает талантом, высокой степенью сознательности и понимания своих целей, идейно-профессиональной культурой и ответственностью, способностью самоутверждать и регулировать свои действия. (Творчество является действием, созиданием, поиском, открытием, но не всякая деятельность это творчество. Ее продуктивность, результативность зависит от многих факторов, но самым главным среди них является неповторимая, самобытная личность художника, без которой не возможен специфический, творческий продукт./)
Личность художника и процесс творчества желает быть полнее раскрыты, "освобождены" от представлений на уровне житейского здравого смысла, что, конечно, не плохо, но на нынешнем этапе развития эстетики явно недостаточно.(Психология и социология художественного творчества не могут исчерпать всего того многообразия факторов, в итоге которых формируется личность художника, как "сгусток" общественных отношений и ее духовно-творческий потенциал -некая совокупность актуальных потенциальностей, врожденных и приобретенных, дающих возможность совершить определенные творческие, продуктивные акты художественной деятельности на разных уровнях признанной (постоянно развивающейся) социальной полезности^)Художник - творческий процесс - произведение все это необходимым образом является той или иной функцией исторически конкретной, общественно-политической действительности и только в этом плане могут быть объяснены. Поэтому и (духовно-творческий потенциал, как некий "инструмент" для созидания специфического продукта является не функцией личности, а действительности.)Именно в этом направлении развиваются главные мысли нашего исследования.
С учетом вышесказанного на защиту выносятся следующие основные положения диссертации.
I. Историческое формирование художественной профессии и рост ее статуса обусловлен многими социальными и культурными факторами, среди которых особое значение имели разделение труда, демократизация общественной жизни, интеллектуализация культуры, а также рост свободы и самосознания личности. Таким переломным этапом в формировании личности художника было Возрождение. Имеется внутреннее родство и различия между художником-профессионалом и ремесленником, "наивным" человеком ("воскресными" художниками, одаренными детьми), которые зависят от исторически изменчивого социального и культурного контекста.
2. В развитии художественного субъекта огромную роль играют художественные школы, как социальные и культурные институты.Цель их (в условиях развитого социализма) добиваться единства развития личности, субъекта художественной деятельности, индивидуальлостность человеческого развития, предполагающая в равной мере высокий профессионализм, мастерство, глубину нравственной жизни и идейно-политических убеждений. Сегодня становится особенно актуальным поиск более высокой эффективности всей системы образования и воспитания будущих художников, оптимальных вариантов художественной педагогики.'
3. Всестороннее изучение специфики художественного субъекта и творчества требует выделить сферу поэтики разных видов искусства и разрабатывать категориальный ее аппарат, как подоснову теоретических (эстетики) обобщений. Необходимо учитывать различные способы приобретения и умножения художником эстетического опыта, самобытность "практики" создания произведений, разнообразие программ и методов художественных школ.
4. Духовноттворческий потенциал художника в виде профессиональных и социальных возможностей личности обладает внутренним единством, которого требует специфика художественного творчества^ Биопсихические причины (болезнь, симптомы психических аномалий и др.) ведут к расщеплению сознания (шизофрения, нарушение психического здоровья и т.д.). Большинство психотиков не чувствуют художественной экзальтации, а симптомы психической болезни только в редких случаях (в виду сильных процессов контррасщепления сознания) словно "сотрудничают" с некоторыми духовно-творческими сила^ качеством художественной натуры является ц& ми. Но в основном они ведут к разложению единства духовно-творческого потенциала и ослаблению интереса художника к социальной жизни, приспособлению к среде, потере работоспособности и продуктивности.
5. Динамическая природа художественной индивидуальности опосредствуется социальными свойствами личности. Личность и художественная индивидуальность имеют внутреннее родство и различие. Су -щественной особенностью развития художественной индивидуальности является образование доминант определенных духовно-творческих способностей, трансмотивация деятельности в виде духовных стремлений, ценностных ориентаций, связанных с единой проблематикой искусства, тематико-стилистической неповторимостью (оригинальностью) творчества, идейно-профессиональной ответственностью перед обществом. Существуют разные типы художественных индивидуальностей, обусловленные своеобразием духовно-творческого потенциала и культурных традиций.
Методологическая основа и методы исследования. Методологическую основу данного исследования составляют разработанные классика^-ми марксизма-ленинизма теория материалистической диалектики и принцип историзма, а также решения и постановления ХХУ1 съезда КПСС по идеологическим вопросам.
В теории марксистско-ленинской диалектики важное место занимает единство законов природы и общества, специфическое проявление этого единства в человеческом развитии. Это и есть основа для решения проблемы антропогенеза и социогенеза в их единстве. Монистическое понимание человека как целого способствует преодолению того психофизического и биосоциального дуализма, который встречается в работах буржуазных эстетиков; оно дает возможность вскрыть реальный механизм общественного и естественного в структуре и развитии ду -ховно-творческих способностей (сил) художника.
В диссертации нашли конкретное воплощение проблемно-исторический и проблемио-т еоретиче ский подход к анализируемому материалу. Их применяли при выделении важных факторов исторического формирования художественной профессии как прогрессивного явления,свидетельствующего о культурном росте общества. Мы широко использовали данные современных частнонаучных открытий и методов (психиатрии, психологии, конкретной социологии и др.) осознавая, что они плодош ворны для решения поставленной цели лишь на основе диалектико-ма -териалистической методологии. Это способствовало более синтетическому характеру некоторых наших обобщений. В исследовании нашли приложение и текстологические методы анализа разных по своему содержанию источников, в которых зафиксированы определенные мнения и суждения о творческом процессе (статьи художников по искусству, письма, дневники и т.п.).
В диссертации мы широко пользовались сравнительным и типологическим анализом. Сравнительное изучение художественных явлений продолжает оставаться объективной потребностью эстетики. Всякое определение предполагает соотнесение явления, сравнение его с аналогичными. Порой бывают столь знаменательные схождения между произведениями (далекими как во времени, так и по месту появления) и их невозможно объяснить даже самыми отдаленными общественно-культурными аналогиями. Значит, имеет смысл говорить о типологических особенностях.
В области художественного творчества существуют схождения, аналогии, совпадения, соответствия, которые невозможно объяснить только влияниями. Сравнительный и типологический анализ дает возможность научно постичь духовное родство, психологическую и социальную близость художников, определенное сходство неповторимых художественных индивидуальностей. Оно проявляется в виде некоторых особенностей поэтики художников, одинаковости идейных установок, наличия сходных точек зрения на специфику искусства и роль художника в обществе, общность эстетической концепции.
Многосторонние типологические схождения характерны не только для морфологии искусства, но и процесса творчества. Конечно, типологии имеют значение только в том случае, если они построены на общепсихологической и общесоциологической основе, носящей систематический характер.
Методологической основой данной диссертации является и применение принципа партийности для критики тенденций субъективизма и объективизма в трактовке художественного субъекта и творчества, которые характерны развитию буржуазной эстетики. Партийно-классовый подход гарантирует единство исторического и логического, преемственность художественных явлений, дает возможность показать растущую роль мировоззрения художника.
Осуществляя цели и задачи исследования, мы опирались на богатый теоретический опыт отечественной эстетики и зарубежных эстетиков-марксистов, и стремились к большей системности и синтетизму, что в конечном счете является постоянно живой, классической традицией марксистско-ленинской эстетики. Определенные духовно-творческие "силы" художника и процесс творчества, в котором они развиваются, совершенствуются, объективируются, мы анализировали в контексте взаимодействующих социальных факторов (идеологических, культурных и т.д.), которые обуславливают их, истории самого искусства (развития художественного вкуса и восприятия, критики и поэтики) и эстетики. Словом, при исследовании духовно-творческого потенциала художника учитывали сложную социальную и "чисто" эсте-, тическую его обусловленность.
Научная новизна, прикладное значение исследования. Научной новизной настоящего диссертационного исследования, вытекающей из актуальности поставленных задач, считаем следующее. I. В нашей советской эстетике проблема природы духовно-творческого потенциала художника с учетом специфики художественного творчества (познавательно-ценностного его характера) до сих пор специально не рассматривалась. Автором предложено важное и перспективное направление, которое способствует более всестороннему исследованию целостности личности художника.
2. Впервые проведены обобщения теоретического и методологического порядка, раскрыты важные аспекты становления художествш-ной профессии, соотношения художника-профессионала с представителем художественных ремесел и творческими способностями ребенка; проделан анализ социальной и культурной роли художественной школы в формировании личности художника.
3. Детально и всесторонне рассмотрены некоторые закономерности формирования художественной индивидуальности, образования доминант духовно-творческих сил (в качестве способностей и возможностей), а также биологических, психических, социальных причин, ведущих к расторжению единства и целостности последних.
4. В исследовании вскрыты новые варианты биологизации личности художника, появившиеся в последние десятилетия на основе междисциплинарных связей буржуазной эстетики и медицины, антропологии, психопатологии; подвергнуты изучению-и критическому анализу идеи "панкреационизма", самовыражения, инсайта.
5. Элементы новизны содержатся в определении категориального статуса не только духовно-творческого потенциала художника в его соотношении с исторически меняющейся спецификой творчества, но и других категорий - художественной индивидуальности, вдохновения, взаимодействия некоторых духовно-творческих сил (мышления и воображения, изобретательности, критицизма и т.д.), идейно-профессиональной ответственности. В работе теоретически обоснована гипотеза о существовании в сфере искусства различных типов художественных индивидуальностей и намечены пути их исследования.
Практическая значимость данного исследования неразрывно связана с его актуальностью и сводится в основном к следующему.
Проделанный в работе анализ духовно-творческого потенциала художника с учетом специфики искусства и его исторического развития имеет большое значение в качестве теоретического фундамента для научных исследований в области самой эстетики (для дальнейшего изучения познавательно-ценностной природы художественного творчества, отдельных способностей и таланта художника, типологии художественных индивидуальностей).
Научные результаты данного исследования важны для современной идеологической борьбы, в которой значительное место принадлежит теоретико-методологическому обоснованию идейности искусства, реалистических принципов художественного творчества, особого общечеловеческого значения социалистического реализма. Они могут оказать практическую помощь тем теоретикам, которые занимаются критикой современной буржуазной художественной культуры, эстетики, идеологии.
Рассмотренная автором проблема имеет первостепенное значение для практики воспитания и обучения будущих профессиональных художников (специальных школ, вузов), а также для воспитания и обучения, поощрения творческой инициативы тех людей, которые активно участвуют в разных сферах самодеятельного искусства, художественных ремесел. Выводы диссертации должны способствовать повышению эффективности идейно-профессиональной подготовки, формированию целостной личности советского художника, обладающего научным мировоззрением.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 111 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz