Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ. Смирнов, Евгений бесплатно
9:27 PM
Скачать Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ. Смирнов, Евгений бесплатно

Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ

Диссертация

Автор: Смирнов, Евгений Валерьевич

Название: Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ

Справка: Смирнов, Евгений Валерьевич. Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 / Смирнов Евгений Валерьевич; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана] - Москва, 2008 - Количество страниц: 184 с. Москва, 2008 184 c. :

Объем: 184 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введениеv
Глава 1 Теоретико-методологические основы проблемы духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса
11 Военно-профессиональное сознание как объект социально-философского анализа
12 Духовные ценности и их место в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России
Глава 2 Трансформация и тенденции развития духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России
21 Трансформация духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России
22 Тенденции развития духовных ценностей офицерского корпуса в современном российском обществе
Глава 3 Совершенствование процесса формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России в современных условиях
31 Модель процесса формирования системы духовных ценностей офицерского корпуса России
32 Условия и пути совершенствования процесса формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России

Введение:

Последние двадцать лет традиционные ценности в общественном сознании вытесняются чуждыми российской духовности меркантилизмом и индивидуализмом. А между тем благополучие народа определяется не столько материальными ценностями, сколько его духовно-нравственным состоянием.1 Для многих офицеров характерен нарастающий прагматизм, не подкрепленный патриотическим чувством. У части будущих военных профессионалов отсутствуют такие устойчивые ценностные ориентации, как честь, воинский долг, ответственность. Поэтому преобразования в нашей стране и Вооруженных Силах предполагают поиск новых возможностей сохранения и повышения качества офицерского состава как основной составляющей боевой готовности частей и подразделений. Офицерский корпус был и остается стержнем военной организации государства, определяющим фактором ее боеспособности и успешной деятельности.2 Армии и флоту нужны хорошо теоретически и практически подготовленные, духовно и физически закаленные, преданные своему делу военные профессионалы, способные с высокой эффективностью решать задачи по обеспечению военной безопасности государства в современных условиях.3 Только боеспособные, хорошо укомплектованные Вооруженные Силы, обладающие высоким моральным духом, могут защитить суверенитет и целостность страны.4
Современный этап развития российского общества характеризуется наличием коренных изменений во всех основных сферах общественной
1 Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Стенограмма беседы с президентом РФ Д.А. Медведевым 7 мая 2008 // www.kremlin.ru/text/appears/2008/05/ 200312 .shtml
2 Выступление Министра обороны РФ А.Э.Сердюкова на торжественном приеме Президентом РФ выпускников военных вузов 25 июня 2008 // http://mil.ru/847/851/1291/12671/index.shtml?id=46232
3 Сердюков А.Э. Поздравление Министра обороны Российской Федерации личного состава военно-учебных заведений в связи с Днем знаний и началом нового учебного года 1 сентября 2008 // http://mil.ru/847/851/1291/12671/index.shtml?id=50077
4 Путин В.В. Стенографический отчёт о заседании Государственной Думы 8 мая 2008 // www.kremlixi.ru/text/appears/2008/05/200377.shtml жизни. Это связано с переориентацией на рыночные принципы и механизмы в организации экономического производства, трансформациями в системе политического управления и государственной власти, провозглашением приоритетности демократических прав и свобод, примата общечеловеческих ценностей.
Сегодня в духовной жизни Вооруженных Сил происходят значительные изменения, нынешнее содержание ценностей общества и армии значительно отличается от существующей ранее системы социальных ценностей. Позитивные духовные связи между поколениями во многом оказались разорванными, что сказалось на формировании военно-профессионального сознания офицерского корпуса. Утеряны многие передовые традиции русской и советской армии в области обеспечения духовной составляющей военнослужащих, наблюдается обеспокоенность, прежде всего командного состава, состоянием духовно-нравственной обстановки и др. Этот комплекс сложнейших социокультурных проблем духовной жизни общества, его влияние на деятельность военной организации диктует необходимость научного осмысления и исследования духовных ценностей деятельности военной организации.
Российское общество, вступив в третье тысячелетие, переживает сложный переходный период своей истории, который сопряжен с глубокими и всеохватывающими изменениями в основных сферах жизни. Происходит не просто смена политического режима и формы государства, а реконструкция институтов отношений в обществе: экономических, политических, социальных, а вместе с ними и духовных основ бытия граждан страны. Такие перемены особенно болезненны и тяжелы в силу особенностей развития российской цивилизации, ее национальных ценностей, приверженности коллективистским формам общения и деятельности, то есть специфики российского национального характера. Глубокие изменения во всех областях жизнедеятельности российского общества сегодня особенно остро проявляются в духовной сфере, что позволяет, к сожалению, большинству отечественных и зарубежных ученых справедливо констатировать кризис духовной жизни российского общества. Он определяется как наиболее характерная черта духовной ситуации в современной России. Резкое снижение уровня нравственной культуры населения и социальная апатия, проникновение в общественное сознание сомнительных духовных ценностей ведут к негативной тенденции — переводу Российского государства в разряд периферийных социокультурных систем.
Сегодня в обществе и Вооруженных Силах все шире распространяется понимание необходимости духовного обновления армии, создания новых ценностей, норм, традиций и идеалов. В духовной жизни армии и флота происходят значительные изменения: во-первых, увеличивается число сторонников идеи возвращения к традициям русской и Советской Армии, а также соответствующего обеспечения духовной стороны деятельности военнослужащих; во-вторых, наблюдается обеспокоенность, прежде всего офицерского состава, состоянием духовно-нравственной обстановки, широким проникновением в армейскую среду низкопробных образцов культуры; в-третьих, усиливается заинтересованность общественных организаций и движений, политических партий и определенных кругов различных социальных групп влиять на состояние и процессы духовной жизни Вооруженных Сил. Этот комплекс сложнейших социокультурных проблем духовной жизни общества, его влияние на деятельность военного организма диктует необходимость научного осмысления и исследования.
Важными обстоятельствами, влияющими на духовную ситуацию в российских Вооруженных Силах, выступают военно-социальные факторы. Они связаны с трудностями военной реформы, резким сокращением численности армии и флота, отсутствием надежного механизма социальной защиты военнослужащих и членов их семей и, как следствие, - падением престижа военной службы.
Эти и другие обстоятельства заметно ухудшают морально-психологическое состояние офицерского корпуса Вооруженных сил, снижают военно-профессиональную мотивацию к добросовестному выполнению воинского долга. Отсюда вытекает настоятельная потребность в активизации позитивных факторов воздействия на духовность офицеров.
Рассмотрение проблемы духовных ценностей офицерского корпуса в современных условиях вызвано также их особой ролью в обеспечении военной безопасности государства. Это свидетельствует о том, что практика обеспечения военной безопасности государства и повышения в ней роли духовного потенциала общества и армии требуют ее научного освоения.
Вышесказанное объективно обусловливает необходимость анализа духовных ценностей офицерского корпуса, их состояния и направленности развития в новых условиях российской действительности, изучения роли и значения системы духовных ценностей в становлении, укреплении и формировании духовной безопасности личности, общества и государства в целом.
Актуальность исследования системы духовных ценностей как основы формирования военно-профессионального сознания офицерского корпуса определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, процесс глобализации распространяется на все содержание духовной жизни общества. Сегодня часто можно слышать о том, что на первое место выдвигаются общечеловеческие приоритеты, которым якобы и должно быть отдано предпочтение. Но существует и другое мнение, согласно которому приоритеты человечества не находятся в противоречии с ценностями культуры отдельных государств и народов. Более того, только при гармоничном сочетании интересов всех субъектов мирового сообщества человечество будет способно решить стоящие перед ним сложные задачи.
Во-вторых, в современной России широкое распространение получили сепаратистские и националистические движения. Национализм становится идеологией не только маргинальных групп. Руководители ряда регионов России также используют его в своей деятельности, вовлекая в неё часть офицерского состава, что не только недопустимо, но и противозаконно.
В-третьих, объективной потребностью осмысления роли новых, порой навязанных духовных ценностей в жизни общества, отражения данного процесса в сознании офицерского корпуса. Реформирование Вооруженных Сил требует повышения качества подготовки военных кадров, приведение её в соответствие с изменяющимися задачами.
В-четвертых, изменения претерпевает система самого общества и его Вооруженных Сил. В связи с этим у большинства офицеров возникла потребность пересмотра своих ценностных ориентиров, установок в интересах успешного решения стоящих перед Вооруженными Силами задач.
В-пятых, современный характер деятельности офицеров обусловливает включение в круг военно-профессиональной компоненты самых разнообразных вопросов военно-технического, служебно-боевого, социального, административно-хозяйственного характера. Для успешного выполнения задач в мирное время и боевой обстановке офицерам необходимы знания, умения, навыки и качества, соответствующие ценностям и нормам социально-политической системы российского общества.
В-шестых, недостаточная научная разработка проблемы духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса выдвигает сегодня на первый план потребность социально-философского анализа их сущности, содержания, структуры.
Таким образом, актуальность исследования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса обусловлена потребностями осмысления наиболее общих проблем военно-профессиональной культуры в условиях строительства Вооруженных Сил России на базе общечеловеческих ценностей и расширением ценностной базы регулирования воинской деятельности.
Степень разработанности проблемы. Представление об уровне социально-философского осмысления духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников.
Особую значимость для исследования духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса имеют работы, содержащие общеметодологические подходы к рассмотрению связи системы ценностей с вооруженной защитой государства, Отечества, своего народа. Такие ориентиры обозначены в работах В.Гидиринского, Б.Каверина, С.Клягина, Ю.Носкова, П.Петрия, Ю.Чернавина, П.Чижика, В.Чугунова и многих других авторов1. Ряд работ посвящен исследованию проблем сознания как сложного явления2.
1 См., например: Гидиринский В.И. Русская идея и армия.- М.:ВУ, 1997; Каверин Б.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил.-М.:ВУ, 2000; Изместьева Н. Н. Русская духовность как социально-философская проблема: Дис. .канд. филос. наук.- Пермь, 2005; Карлова JI. В. Конституирование духовности как философская проблема: Дис. . канд. филос. наук.- Томск, 2004; Архангельский А. Н. Базовые ценности: инструкции по применению. - Санкт-Петербург: Амфора, 2006; Бессонов Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: учеб. пособие.- М.: Норма, 2006; Гежа А. Г. Динамика социальных ценностей поколения 90-х гг. XX в.- Ростов-на-Дону: Терра, 2005; Казанов X. М. Ценностные ориентации в современном российском обществе.- Ростов н/Д.: изд-во Рост, ун-та, 2004; Катунина Н. С. Проблемы духовности человека: Монография.- Владимир: В ГПУ, 2003; Кузнецов В. В. Достоинство человека как духовная ценность: русская традиция: монография.- СПб.: Нестор, 2005; Матвеев П.Е. Моральные ценности. - Владимир: Изд-во Влад. гос. ун-та, 2004; Меньчиков Г. П. Неосознаваемое как ценность духовной культуры человека. -Казань: Таглимат, 2006; Руденко В.А. Модель образования XXI века: проблемы сохранения ценностей национальной культуры. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006; Смирнов JI. М. Базовые ценности России.- М.: Дом интеллектуал. Книги, 2003; Шапошников JI. Е. Российская система ценностей: XIV Рождественские православно-философские чтения.- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005; Щелина Т. Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: монография.- М.: Московский пед. гос. ун-т, 2006; Клягин С.В. Пути к духовности //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. - М.:ВУ, 2000; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность.- М.:ВУ, 2000; Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия.- М.:ВУ, 2001; Розин В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии //Вопросы философ™.- 2001.- № 2. С. 44-56;Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего.- М.:ВУ, 1997; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности,- М.:ВУ, 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства. -Монино: ВВА им.Ю.А. Гагарина, 1998 и др.
2 См.: Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского офицера. -М.:ВУ, 1988; Караева П. Т. Общественное сознание как объект социально-философского анализа: Дис. канд. филос. наук.- Черкесск, 2004; Кулакова Т. В. Ценностная структура массового сознания учащейся молодежи в транзитивном обществе (Региональный аспект): Дис. . канд. социол. наук.-Саратов, 2006; Городинский В. И. Патриотическое сознание российских пограничников в условиях глобализации (Социально-философский анализ): Дис. . канд. филос. наук.- М., 2005; Савеленко В. М. Динамика профессионального сознания курсантов высших
Следует указать на плодотворность рассмотрения вопросов жизнедеятельности офицерского корпуса в контексте воздействия на их сознание В.Ксенофонтовым, О.Рахимовым, А.Опалевым, М.Шаховым и другими1. Проблеме формирования ценностей в условиях Вооруженных Сил посвящены исследования О.Алексеенко, Г.Ашева, Г.Боговича, М.Гунибского, С.Галченко, Ю.Славинского, Г.Торгашева, А.Цыбульки, В.Чеснокова и др2. военных авиационных инженерных учебных заведений. Дис. . канд. психол. наук.-Ставрополь, 2000; Силиверстов И. В. Природа ценностного сознания (Социально-философский анализ). Дис. канд. филос. наук.- Набережные Челны, 2005 и др.
См., например: Кочкаева ,Т. Н. Ценностно-целевые приоритеты модернизации современного российского образования: Дис. . канд. социол. наук.- М., 2005; Рассадина Т. А. Трансформации традиционных русских ценностей в нравственных ориентациях россиян: Дис. . д-ра социол. наук.- М., 2005; Сысоева Г. А. Духовные ценности российской молодежи как фактор социального управления: социологический анализ: Дис. . канд. социол. наук.- Пятигорск, 2006; Нарыков Н. В., Фатальникова Е. В. Ценностный и объективистский подходы в социологическом анализе явлений культуры.- Краснодар: Краснодарский ун-т, 2006; Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: Характер и тенденции развития //Профессиональная этика военнослужащего: Матер, межд. науч. конф. - М., 1995; Опалев А.В. Духовность. Правопорядок. Нравственность (Рождественские чтения).- М., 1999; Рахимов О.Х-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера.- М.:ВУ, 2000; Шевченко О. В. Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях (Социально-философский анализ): Дис. . канд. филос. наук.- М., 2004; Янаков А. Т. Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ): Дис. . канд. филос. наук.- М., 2004.; Шахов М.Н. Демократизм и единоначалие в Вооруженных Силах (социально-философские проблемы взаимодействия). - М.: ГА ВС, 1993 и др.
Необходимо отметить, что труды данных авторов закладывают теоретические и методологические ориентиры социально-философского исследования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса Российской армии. При этом важно подчеркнуть, что малоизученными остаются вопросы о месте и роли духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса.
Таким образом, анализ литературы показывает, что выбор указанной темы исследования обусловлен ее актуальностью, определяемой совокупностью целого ряда факторов, теоретической и практической значимостью, недостаточной степенью научной разработанности.
Объектом исследования является военно-профессиональное сознание офицерского корпуса.
Предмет исследования — духовные ценности в сознании современного российского офицера и система их формирования.
Цель исследования - осуществить социально-философский анализ духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса и предложить пути совершенствования их формирования.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если органы государственного и военного управления будут осуществлять управляющие воздействия, направленные на совершенствование формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса, то будет разрешен ряд противоречий, возникающих в процессе функционирования данного феномена.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в процессе исследования решались следующие задачи: а) провести содержательный анализ военно-профессионального сознания офицерского корпуса как социокультурного феномена с
М., 1994; Цыбулька A.M. Проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей в условиях реформы Вооруженных Сил России: Автореф. дис. . канд. филос. наук.- СПб., 1998; Чесноков В.А. Ценностные ориентации личности советского офицера как объект философско-социологического анализа: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -М., 1990 и др. раскрытием сущностных характеристик и особенностей процесса его формирования применительно к современному состоянию Вооруженных Сил; б) раскрыть специфику процесса формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации; в) выявить и классифицировать противоречия процесса формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса в современных условиях; г) сформулировать и обосновать необходимые направления по совершенствованию процесса формирования системы духовных ценностей v как основы военно-профессионального сознания офицерского корпуса Вооруженных Сил РФ с целью повышения качества воспитательной работы в армии и на флоте.
Научная новизна исследования. Изучение проблемы ценностей способствовало формированию ряда положений, имеющих научную новизну. К наиболее значимым результатам можно отнести следующие:
1. Установлено, что военно-профессиональное сознание офицерского корпуса - относительно самостоятельная область его духовного мира, в которой отражены знания, интересы, ценности, мотивы, потребности, цели, средства и способы социальной активности по выполнению воинского долга по защите Отечества.
2. Выявлено, что духовные ценности военно-профессионального сознания офицерского корпуса - совокупность взаимодействующих интересов, идеалов, принципов и норм, чувств и убеждений офицеров, детерминирующих их мотивацию и оказывающих регулятивное воздействие на социальную активность личности офицера как защитника Отечества.
3. Показано, что формирование духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса опосредовано совокупностью целого ряда противоречий, которые в зависимости от этапов проявления объединены в четыре группы: а) противоречия, обусловленные состоянием и формированием системы духовных ценностей общества и государства; б) противоречия, вытекающие из специфики взаимосвязи ценностей общества и Вооруженных Сил; в) противоречия, обусловленные выполнением воинского долга и службой в Вооруженных Силах; г) противоречия формирования военно-профессионального сознания самого офицера.
4. Обосновано, что совершенствование формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса рассматривается как процесс разрешения противоречий между объективно-социальными (внешними) требованиями к личности офицера и субъективными (внутренними) личностными мотивами.
5. Совершенствование формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса Российской армии представляется сложным динамическим процессом, которому присущи единство устойчивого и изменчивого, единичного и общего, старого и нового.
Основные теоретические положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Современные условия социальной жизни, научно-технический прогресс, мощный информационный поток усложнили взаимодействие личности офицера с его социальным окружением, техникой, обусловили проблемы и противоречия, требующие серьезного философского осмысления. На основе анализа исходного понятия «сознание» с учетом особенностей воинской деятельности в результате их логического синтеза определено понятие «военно-профессиональное сознание».
Когда речь идёт о личностных военно-профессиональных качествах и военно-профессиональной деятельности личности, необходимо дифференцировать совокупность этих феноменов в соответствии с позитивной (негативной) их направленностью по отношению к вектору социально-политического развития общества.
Когда профессионализм осознаётся офицером как личная ценность и социально-политическая активность личности офицера направлена на реализацию профессиональных норм в повседневной деятельности, можно говорить о наличии военно-профессионального сознания личности офицера.
Проведенный в диссертации социально-философский анализ военно-профессионального сознания офицерского корпуса позволяет определить данный феномен как относительно самостоятельную область их духовного мира, в которой отражены знания, интересы, ценностные ориентации, цели, средства и способы социальной активности по реализации профессиональных норм и принципов выполнения воинского долга по защите Отечества.
В работе по формированию военно-профессионального сознания офицерского корпуса необходимо исходить из реального уровня развитости системы духовных ценностей современного общества. Изменения в области сознания происходят неравномерно, некоторые составляющие развиваются быстрее, некоторые уступают, но без сомнения можно отметить, что основными компонентами военно-профессионального сознания являются: а) военно-профессиональные знания; б) военно-профессиональные ценностные ориентации; в) военно-профессиональные ценностные установки; г) военно-профессиональные потребности и интересы. Необходимо заметить, что данные компоненты военно-профессионального сознания функционируют в комплексе • и согласованно. В период коренных преобразований, осуществляемых в обществе, произошло обострение ряда противоречий, возникла необходимость их скорейшего разрешения.
2. Основу социального развития личности офицера составляет приобретение социально-статусных характеристик офицера, усвоение определенных образцов поведения, системы ценностей, формирование необходимых качеств и свойств в ходе учебно-профессиональной деятельности, воспитательного воздействия и самовоспитания, т.е. процесс социализации.
Структурно социализация офицера представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, каждый из которых обладает внутренним элементным наполнением: ценностно-мировоззренческий (когнитивный, ценностный и оценочный элементы), регулятивно-коммуникативный (правовой, моральный, психологический), функционалъно-деятелъностный (умения, навыки, качества, а также совокупность форм, методов, средств). Во взаимодействии они обеспечивают вовлечение личности в военно-профессиональную деятельность и освоение соответствующих ценностей военной службы.
С учетом вышеназванных особенностей духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса можно охарактеризовать как совокупность взаимодействующих интересов, идеалов, принципов, норм, чувств и убеждений офицерского корпуса, обусловливающих их мотивацию и оказывающих регулятивное воздействие на социальную активность личности офицера как защитника Отечества.
Духовные ценности обусловливают поступки, действия, смысл и образ жизни людей, выполняя интегрирующую связь между ценностно-познавательной (ценностная оценка), ценностно-мотивационной (ценностная установка) и ценностно-поведенческой (ценностные ориентации) подсистем в системе общей детерминации личности и общества.
При раскрытии содержания духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса важно учитывать тот факт, что одной из особенностей военной службы, обусловливающей специфику его деятельности, является духовное воздействие практически на все стороны жизни, быта и деятельности Вооружённых Сил. Вместе с тем, офицер, как гражданин, придерживается тех норм и ценностей, которые действуют в обществе и которые определяют ценностные основания' его деятельности. Это, в свою очередь, определяет духовные ценности военнопрофессионального сознания офицерского корпуса, которые могут выступать в следующих видах: а) ценности-цели, б) ценности-нормы и в) ценности-качества.
Характеризуя каждую из групп духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса, следует учитывать их диалектическую взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимопроникновение друг в друга, а также условность разделяющих границ.
3. На содержание системы духовных ценностей офицерского корпуса непосредственное влияние оказывает целый комплекс противоречий, которые требуют как их учета, так и разрешения. В диссертации они с определенной долей условности могут быть сведены в следующие группы: первую группу составляют противоречия, обусловленные формированием системы ценностей российского общества и государства; вторую группу -противоречия, вытекающие из специфики взаимосвязи ценностей общества и Вооруженных Сил; третью группу составляют противоречия, обусловленные выполнением воинского долга и службой в Вооруженных Силах; четвертую группу - противоречия формирования военно-профессионального сознания офицера индивидуально-личностного характера. К первой группе относятся противоречия: 1) между направленностью и содержанием мировоззренческой модели проводимых реформ социально-экономической и политической сферах и содержанием традиционных ценностей российской культуры; 2) между необходимостью наличия национально-государственной идеологии и отсутствием ее на практике; 3) между потребностями общества в сохранении целостности и надежном обеспечении обороны страны и тенденциями военного строительства, не отвечающими целям и задачам реформирования армии, качественного отбора и подготовки военных кадров и т.д. Ко второй группе относятся противоречия: 1) между жизненной потребностью в четкой регламентации военной службы и несовершенством соответствующих правовых основ; 2) между складывающейся годами системой духовных ценностей офицерского корпуса и отсутствием научно обоснованных ценностных ориентиров и идеалов, определяющих перспективу развития личности; 3) между насущными духовными запросами, потребностями офицерского корпуса и отсутствием материально-финансовых возможностей для их удовлетворения; 4) между требованиями общества к духовно-нравственному поведению офицерского корпуса и ростом числа отклоняющихся от установленных норм их поступков и др. К третьей группе относятся противоречия: 1) между необходимостью и значимостью выполнения воинского долга и переосмыслением значительной частью офицеров собственного социального статуса, переоценкой многих воено-профессиональных ценностей; 2) между необходимостью повышения професионального мастерства офицеров и использованием их не по назначению; 3) между коллективными формами воинской деятельности и проявлением межгрупповой разобщенности офицеров по различным основаниям и др. К четвертой группе относятся противоречия: 1) между идейно-нравственным обоснованием воинского долга и трудностями в осознании объекта воинской деятельности в современных условиях; 2) между сложившейся в прошлом системой духовных ценностей офицерского корпуса и отсутствием научно обоснованных ценностных ориентиров и установок, определяющих перспективу развития личности в настоящем и др.
Разрешение этих противоречий возможно при осуществлении продуманной военно-социальной политики, обеспечении внутренней и внешней свободы офицера, которая непосредственно связана с военно-профессиональным сознанием.
Приведенный социально-философский анализ содержания противоречий духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса показал, что оно изменчиво и подвижно, в нем диалектически взаимодействуют устойчивые и относительные моменты, придавая определенную (позитивную или негативную) направленность развитию этого процесса, выявляя особенности и тенденции развития военно-профессионального сознания офицерского корпуса в современных условиях.
4. Совершенствование формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса рассматривается как процесс разрешения противоречий между объективно-социальными (внешними) требованиями к личности офицера и субъективными (внутренними) личностными мотивами, когда приводятся в соответствие цели и средства служебно-профессиональной деятельности по выполнению воинского долга, достигаются наилучшие результаты. Выбрав систему духовных ценностей, офицер в каком-то смысле предопределяет свой путь и личную позицию и тем самым задаёт спектр возможных действий. А многообразие ценностей, их взаимосвязь создала бесконечное переплетение путей и позиций, которые собственно и развивают военно-профессиональное сознание офицерского корпуса.
Совершенствование формирования духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса Российской Армии представляется сложным динамическим процессом, которому присущи единство устойчивого и изменчивого, единичного и общего, старого и нового.
Диалектический характер формирования духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса определяется: 1) развитием офицеров как носителей духовных ценностей; 2) совершенствованием средств формирования духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса; 3) постоянным изменением как объективных, так и субъективных условий и факторов протекания этого процесса; 4) активностью субъектов управляющего воздействия на офицеров и совершенствованием его механизма; 5) отражением в духовных ценностях разнородных процессов действительности (формирования, связи, развития, познания); 6) выполнением системой ценностей в процессе формирования военно-профессионального сознания офицерского корпуса определенных (в т.ч. нормирующих, регулирующих) функций в отношении воинских коллективов и их отдельных членов, которые, в свою очередь, обусловливают диалектический характер самих духовных ценностей офицера.
Анализ формирования духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса как процесса показывает, что он имеет единые, цельные, системные качества, не сводимые к свойствам отдельных, образующих его «подсистем», ему присуще наличие развивающихся элементов и частей. Это значит, что по своим особенностям процесс совершенствования духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса может иметь сложную динамическую структуру. Между его элементами существует определенная устойчивая, зависимость, согласованность и соподчиненность.
Формирование духовных ценностей осуществляется как стихийно, так и целенаправленно. В этой связи процесс совершенствования формирования духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса может выступать сознательной, специально организуемой деятельностью различных органов, институтов государства и его Вооруженных Сил по созданию необходимых условий и факторов, обеспечивающих образование устойчивых, зрелых духовных ценностей как общегражданского, так и военно-профессионального характера и их активного формирования в армейских условиях.
Деятельность субъектов управления по совершенствованию духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса Вооруженных Сил РФ требует многостороннего, комплексного подхода, а главное - знания и учета направлений их формирования в новых динамичных условиях. Их можно объединить в группы: а) направления, отражающие связь армии с обществом; б) направления, отражающие взаимосвязь потребностей и интересов офицера как личности и защитника Отечества. Среди направлений совершенствования духовных ценностей военнопрофессионального сознания офицерского корпуса в условиях развития Российской армии в диссертационном исследовании особо отмечаются: а) преемственное развитие духовных ценностей в процессе их формирования; б) возрождение национального духовного самосознания российского общества; в) обеспечение со стороны государства высокого социально-правового статуса воинской службы, повышение ее престижа и авторитета в обществе; г) осуществление права свободы совести и вероисповедания; д) самосовершенствование офицерами своего духовного мира, духовных ценностей личностного характера; е) своевременный отбор и классификация необходимых для развития военно-профессионального сознания личности офицера духовно-нравственных ценностей как со стороны государства, так и самого офицера.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей в области философии, социологии, политологии, права, психологии, государственных деятелей, материалы дискуссий, научных конференций. В диссертационном исследовании учитывались оценки и выводы, содержащиеся в выступлениях, докладах и решениях высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации, касающиеся проблем государственной политики, военного строительства, образовательной и воспитательной деятельности.
Исследование основано на положениях и выводах, категориальном аппарате философии, политологии, социологии и других гуманитарных наук.
Методологическая база исследования представляет собой синтез различных научных методов: диалектического, структурно-функционального, системного и собственно специфические методы социально-философского анализа. Для решения поставленных задач использовались методы прогнозирования, моделирования и системной практики, логического и исторического.
В плане проведённого анализа предполагалось выявление наиболее существенных, устойчивых, глубинных связей и отношений, присущих системе духовных ценностей и их военно-профессиональной составляющей. Самым активным образом использовались общенаучные методы функционального и логического анализа, метод сравнения - имеющие важное значение для комплексного научного исследования.
Методологической основой диссертационного исследования является широкий междисциплинарный синтез работ по философии, аксиологии, социологии, теологии.
Решение задач, сформулированных в диссертации, заставляет нас критически использовать аргументацию разных концепций и подходов, выделив их сильные и слабые стороны. Особое внимание уделяется феноменологическому анализу ценностей, идеалреалистическому и субъектно-объектному подходам к ценностям. Эти положения использовались нами как основания для методологического принципа системности при исследовании ценностей.
Источниковая база представлена авторефератами диссертаций, монографиями, докладами, сообщениями исследователей, материалами научных конференций, документами органов государственного и военного руководства, программными документами различных политических партий, обращавшихся к данной проблематике.
Эмпирическую базу исследования составили результаты различных социологических исследований и опросов, систематизация данных по материалам различных средств массовой информации (печать, телевидение, Интернет), обобщение эмпирического материала в виде встреч с представителями ветеранских, молодежных и других общественных организаций, беседы с различными категориями военнослужащих, результаты политологических, социологических и военно-социологических исследований, проводимых структурами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, институтами Министерства обороны Российской Федерации по проблемам, относящимся к теме исследования, также практическая деятельность штаба Ракетных войск стратегического назначения, Управления воспитательной работы РВСН.
Практическая значимость работы обусловлена главным образом научным решением проблемы, которое дает целостное представление о сущности, структуре духовных ценностей, роли и месте данного феномена в военно-профессиональном сознании, выработкой соответствующих практических рекомендаций по совершенствованию их формирования, военному строительству в условиях изменившихся политических реакций. Именно поэтому не исключено использование принципиальных идей работы в ходе разработки государственной стратегии национальной безопасности институтами России, органами военного управления.
Диссертационное исследование в практическом отношении может оказать значительную помощь военным кадрам, обществоведам вузов в изучении социально-философских аспектов строительства Вооруженных сил.
Основные теоретические положения, выводы могут быть использованы в качестве рекомендаций: органам законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней при выработке и принятии решений по вопросам развития российского общества; политическим партиям при формировании политической идеологии и политики, отвечающих реалиям российского общества; общероссийским и региональным центрам социально-политического анализа для организации мониторинга по проблеме роли национальный духовных ценностей и интересов в России; при выработке методологических основ для решения проблемных вопросов, связанных с изучением духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса; при чтении лекций в вузах по проблемам формирования духовных ценностей; при подготовке и проведении конференций, посвященных вопросам формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России.
Изложенные в диссертации положения дают возможность ознакомиться с самыми современными обобщениями социально-философской мысли по исследуемой проблеме. Можно предположить, что раскрытие темы поставило немало вопросов, изучение которых расширит и углубит социально-гуманитарные знания и внесет определенный вклад в развитие военной науки.
Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого и кафедре общих социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин Национального института имени Екатерины Великой.
Теоретико-методологические положения и идеи, развиваемые в диссертации, докладывались и обсуждались на всероссийских и региональных научных, научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях, заседаниях Управления воспитательной работы РВСН, проверялись и корректировались в процессе дискуссии со специалистами, политическими и военными руководителями. Среди них можно выделить: VI Екатерининские чтения (март 2007г.); «Психология безопасности личности в современных условиях» (февраль 2008г.); «Проблемы Вооруженных сил и российское общество: история и современность» (апрель 2008г.).
Отдельные теоретические положения, выводы и практические рекомендации были изложены автором в сообщениях на научных семинарах кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии РВСН имени Петра Великого, а также использованы в процессе преподавания курсов «Философия» и «Социология».

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 140 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz