Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Эффективность функционирования высших учебных заведений в условиях формирования рынка образовательных услуг в России. Тебуева, бесплатно
0:50 AM
Скачать Эффективность функционирования высших учебных заведений в условиях формирования рынка образовательных услуг в России. Тебуева, бесплатно
Эффективность функционирования высших учебных заведений в условиях формирования рынка образовательных услуг в России

Диссертация

Автор: Тебуева, Адима Салыховна

Название: Эффективность функционирования высших учебных заведений в условиях формирования рынка образовательных услуг в России

Справка: Тебуева, Адима Салыховна. Эффективность функционирования высших учебных заведений в условиях формирования рынка образовательных услуг в России : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Кисловодск, 2007 156 c. : 61 07-8/2198

Объем: 156 стр.

Информация: Кисловодск, 2007


Содержание:

1 Теоретические аспекты формирования и функционированиярынка образовательных услуг
11 Особенности образовательных услуг сферы высшегопрофессионального образования
12 Содержание рынка образовательных услуг и специфика егоформирования и функционирования
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСШИХУЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУСЛУГ
21 Социально-экономические характеристики современногосостояния системы высшего профессионального образования
22 Проблемные зоны функционирования высшей школы в условияхформирования рынка образовательных услуг
3 НРЕДНОСЫЛКИ НОВЫШЕНИЯКОНКУРЕНТОСНОСОБНОСТИ ВУЗОВ в УСЛОВИЯХФОРМИРУЮЩЕГОСЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУСЛУГ
31 Оптимизация продвижения услуг вуза через маркетинговыеисследования рынка труда и образовательных услуг
32 Управление качеством как фактор повышенияконкурентоспособности субъектов рынка образовательных услуг 108ВЫВОДЫ и ИРЕДЛОЖЕНИЯ 129БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СИИСОК

Введение:

Актуальность темы исследования. Интеграция РоссийскойФедерации в мировое экономическое пространство, требованиянепрерывного повышения квалификации и всестороннего образованияличности совпадают в настоящее время с формированием в развитыхстранах информационного общества, основой которого являетсяпроизводство услуг. Особое место в производстве услуг занимаютобразовательные услуги, развитие которых определяет творческийпотенциал личности и выступает ведущим фактором экономического ростаи обеспечения экономического равновесия хозяйственной системы.Изменения в социально-экономическом развитии страны и в системевысшего образования, ориентация их на рыночные отношения,формирование и глобализация рынка образовательных услуг, интеграцияРоссии в рамках Болонского процесса в общеевропейское образовательноепространство влекут за собой необходимость переосмыслениянаработанного опыта в теории и практике управления образовательнымиуслугами вузов. Если в советский период образование воспринималосьпреимущественно как социально-нравственная категория, основнымпредназначением которой было воспитание «гармонично развитогочеловека», то переход к рыночной экономике обусловил кардинальноеизменение роли образования, и особенно профессионального образования.Рыночные отношения перевели его в разряд конкретных социальноэкономических категорий, переориентировав в значительной степени наудовлетворение потребностей экономики, привели к возникновению иразвитию в стране рынка образовательных услуг.Развитие рынка образовательных услуг обуславливает изменениеусловий функционирования учреждений высшего профессиональногообразования: отказ от государственной монополии в образовании иформирование частного сектора, рост конкуренции, реорганизация4системы бюджетного финансирования, формирование рынка труда и др.Исследование изменений в сфере высшего образования в условиях рынкаобразовательных услуг в контексте происходящих объективныхкачественных и количественных изменений, а также объявленнойгосударственной нолитики модернизации образования приобретает особыйнаучный и практический интерес. Актуальность исследования усиливаетсяввиду того, что в условиях общей неразвитости институциональной средыпредложение образовательных услуг высшей школы не соответствует вполной мере потребностям общества, в частности, величине и структуретекущего и перспективного спроса на специалистов по отраслямэкономики.Степень разработанности проблемы. Проблемыфункционирования высших учебных заведений разрабатываются внескольких направлениях: научная организация учебного процесса, егосистемно-методическое обеспечение, планирование и управление всистеме высшей школы, финансирование вузов, повышение качестваобразовательных услуг и др.Методологические подходы к образованию как фактору развитиячеловеческого капитала в экономическом аспекте сформулированы вклассических работах А. Смита, А. Маршала и др. Рассмотрениеобразования как отрасли народного хозяйства - подход советскихэкономистов Струмилина, В. Щетинина и др. Вопросы формирования ифункционирования рынка образовательных услуг рассматриваются вработах российских ученых А. Андреева, О. Арзякова, В. Басаргина, Мамонтова, Е. Попова, А. Ченцова и др. С развитием рынкаобразовательных услуг все больше исследований посвященомаркетинговым аспектам функционирования высшей школы, средикоторых отметим публикации В. Афанасьева, А. Барановского, Е. Белоусовой, М. Волковой, В. Зотова, А. Панкрухина, И. Шахриманьяна, Д. Шевченко и др. Вопросы качества образовательных услуг нашли5отражение в исследованиях Г. Букаловой, А. Ветровой, Е. Гаффоровой, Л. Давыдовой, О. Кочетыговой, Г. Скока, В. Федорова и др.Однако многие вопросы функционирования и развития высшегообразования в условиях формирующегося рынка образовательных услуг, вчастности, определение направлений взаимодействия с рынком труда,разработка механизмов обеспечения конкурентоспособности, в том числечерез систему управления качеством образовательных услуг, обоснованиеструктурной перестройки деятельности на принципах маркетингаисследованы недостаточно полно. Недостаточность теоретической ипрактической проработки обозначенных вопросов, их актуальность идискуссионность обусловили выбор темы, ее объекта, предмета, цели,задач, а также структуру и содержание диссертационного исследования.Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работыявляется обоснование научных положений и практических рекомендацийпо функционированию и повышению конкурентоспособности высшихучебных заведений в условиях формирующегося рынка образовательныхуслуг.Названная цель обусловила постановку целого ряда комплексныхзадач, отражающих логику и последовательность предпринятогоисследования:• определение содержания, основных характеристик и особенностейобразовательных услуг вузов в новых экономических условияхформирования информационного общества;• исследование теоретических основ формирования ифункционирования рынка образовательных услуг как качественно новойзадающей рыночной среды функционирования высшей школы;• выявление основных закономерностей, стратегическихнаправлений и тенденций развития системы высшего профессиональногообразования, оценка ее роли в стабилизации экономики и становлениирынка труда;6• вскрытие проблемных зон функционирования высших учебныхзаведений в условиях рынка образовательных услуг;• обоснование позиции автора по определению функциональнойсферы маркетинговой деятельности вуза и трансформации егофункциональных систем на принципах маркетинга;• исследование влияния качества образовательных услуг на уровеньконкурентоспособности вуза с разработкой методики внедренияпроцессно-ориентированной внутривузовской системы управлениякачеством.Предмет и объект исследования. Предметом исследованиявыступают экономические отношения, возникающие в процессефункционирования высших учебных заведений в условияхформирующегося рынка образовательных услуг. Объектом исследованияявляются современное состояние, закономерности, формы и факторыразвития системы высшего образования в условиях транзитивнойэкономики.Методологическая и эмиирическая база исследования.Теоретическую и методологическую основу работы составилифундаментальные труды классиков экономической науки, отечественных изарубежных ученых по проблемам функционирования высшей школы иформирования рынка образовательных услуг. В диссертационномисследовании использованы законодательные и нормативные акты,программные документы, касающиеся функционирования и модернизациивысшего образования в России. В процессе исследования в зависимости отконкретных задач применялись исторический, монографический,системно-аналитический, статистический и расчетно-конструктивныйметоды.Источниками информации явились данные Госкомстата РФ,региональных комитетов по статистике, отчетные и аналитическиематериалы высших учебных заведений Ставропольского края и7Волгоградской области. Значительная часть работы основана наоригинальных материалах автора по результатам проведенныхисследований.Научная новизна результатов диссертационного исследованиязаключается в следующем:• дано авторское определение образовательной услуги, отражающееее процессуальный характер и содержание субъектно-объектныхотношений в сфере высшего профессионального образования,позволившее обособить образовательные услуги в отдельный класс услугна основе выделения специфических черт по родовым признакам;• предложены критерии классификации образовательных услуг,позволяющие систематизировать и структурировать их по форме и срокампредоставления, характеру оплаты, содержательной стороне предмета,субъектам и объектам;• определены особенности функционирования рынкаобразовательных услуг, обусловленные его реакцией на измененияконъюнктуры рынка труда и потребности личности в образовании ипозволившие смоделировать механизмы формирования спроса ипредложения на образовательные услуги высших учебных заведений;• выявлены ключевые проблемные зоны высшего образования,проявляющиеся в трансформации систем финансирования, стихийномросте рыночной составляющей, двойственности законодательства,неэффективности внутривузовского менеджмента, ухудшении кадрового итехнического потенциала, наличии коррупционного сектора, снижениикачества услуг, что дало возможность определить и смоделироватьнаправления роста эффективности функционирования высших учебныхзаведений в условиях рынка труда и образовательных услуг;• обоснован инновационный подход к определению функциональнойсферы маркетинговой деятельности вуза с учетом условий транзитивнойэкономики, перехода сферы высшего образования в ситуацию «рынок8покупателя», параллельного функционирования вуза на рынкахобразовательных услуг и труда, участия в формировании результатаоказания услуг потребителя, обеспечивающий эффективное продвижениеобразовательных услуг вуза посредством разработанного алгоритмамаркетинговых исследований;• аргументированы направления трансформации функциональныхсистем вуза (коммуникационной, управляющей, организационной итехнологической) с определением функции по всем уровням организации(управления, организации, регулирования и операций) с целью повышенияконкурентоспособности образовательного учреждения в условияхдинамичной и усложняющейся задающей рыночной среды;• разработана система и логика работ по внедрению процессноориентированной внутривузовской системы управления качествомобразовательных услуг, включающих связь системы качества с этапамижизненного цикла образовательной услуги, маркетинговой деятельностьювуза, финансовыми аспектами, образовательными технологиями и рынкомтруда, которая позволяет повысить конкурентоспособность субъектоврынка образовательных услуг.Теоретическая и практическая значимость исследования.Теоретические выводы и практические рекомендации диссертации могутбыть использованы для дальнейшей разработки проблем экономикивысшего образования в динамичной рыночной среде, при разработкецелевых программ модернизации высшего образования, а также длясовершенствования процесса подготовки специалистов с высшимпрофессиональным образованием и в деятельности отдельных вузов.Реализация предложенных практических моделей и методическихположений, методов и процедур позволит вузам проводить научнообоснованную деятельность в профессиональной образовательной сфере идобиться устойчивого положения на рынке образовательных услуг.9Материалы диссертации могут быть использованы при изучениидисциплины «Экономика высшего образования».Апробация и внедрение результатов исследования. Основныематериалы диссертации и результаты исследований докладывались иобсуждались на Всероссийских и региональных научно-практическихконференциях и семинарах в гг. Кисловодске (2004-2006), Волгограде (2005),Ростове-на-Дону (2006), Ставрополе (2005-2006).Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 7 работ,общим объемом 2,3 п.л., в том числе авторских 2,0 п.л.Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,выводов и предложений, списка использованной литературы, изложена на149 страницах машинописного текста, содержит 16 рисунков, 5 таблиц, 6приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 146 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz