Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Эволюция промыслового налога в России в XIX - XX столетиях. Уманский, Филипп Сергеевич бесплатно
10:51 AM
Скачать Эволюция промыслового налога в России в XIX - XX столетиях. Уманский, Филипп Сергеевич бесплатно
Эволюция промыслового налога в России в XIX - XX столетиях

Диссертация

Автор: Уманский, Филипп Сергеевич

Название: Эволюция промыслового налога в России в XIX - XX столетиях

Справка: Уманский, Филипп Сергеевич. Эволюция промыслового налога в России в XIX - XX столетиях : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Москва, 2005 220 c. : 61 05-8/4571

Объем: 220 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Концепция промыслового налога и его роль в налоговых системах европейских государств
11 Понятие промыслового налога
12 Преимущества и недостатки различных моделей промыслового налогообложения
13 Место и роль промыслового налога в налоговых системах европейских государств
Выводы
Глава 2 Развитие системы промыслового налогообложения в
Российской Империи
21 Становление системы взимания промыслового налога в дореволюционной России
22 Трансформация системы промыслового налога в России как источника доходов центрального бюджета
23 Участие земств и городов в доходах от промыслового налога 93 Выводы
Глава 3 Развитие промыслового налога в отечественной практике налогообложения как единый эволюционный процесс
31 Промысловый налог в рамках советской фискальной системы
32 Промысловый налог в системе межбюджетных отношений в СССР
33 Значение промыслового налога для развития отечественного бюджета и налоговой системы в целом
Выводы

Введение:

Актуальность темы работы. Вопрос о налогах, основанием для расчёта которых служат физические показатели, вновь приобрёл значимость в связи с установлением в нашей стране налога на вмененный доход. Назначение подобных налогов - упрощение порядка налогообложения определённых категорий хозяйствующих субъектов, повышение эффективности контролирующей деятельности налоговых органов, рационализация распределения поступлений по уровням бюджета, привлечение малых торговых предприятий, ранее небезуспешно уклонявшихся от уплаты налогов, к финансированию расходов бюджета. Возникла ситуация, когда общий режим налогообложения не может обеспечить рост доходов бюджета. Плательщики получают дополнительный стимул к уклонению от исполнения обязанностей по уплате налогов, нарушается принцип всеобщности налогообложения и неотвратимости наказания за нарушение налогового законодательства. Поскольку речь идёт главным образом о небольших предприятиях, сфера деятельности которых носит локальный характер, особенно актуальны эти проблемы для местных бюджетов. Кроме того, на местном уровне легче собирать налог с подобных предприятий. Наконец, и это касается уже не только мелких предприятий, необходимо найти справедливое решение, которое привлекло бы налогоплательщиков к финансированию расходов бюджета не по месту регистрации или по месту нахождения головной конторы, но и там, где они и вели собственно деятельность.
Существует значительный (как отечественный, так и зарубежный) опыт применения налогов, взимаемых в зависимости от физических показателей деятельности. Эти налоги, правда, существовали в иных экономических и исторических условиях, имели свою определённую специфику; но обращение к этому опыту позволит установить пределы эффективности действия подобных налогов и позволит уточнить принципы их построения. Небесполезен также опыт организации межбюджетных отношений в свете функционирования системы подобных налогов.
В этой связи в первую очередь может быть использован опыт промыслового налога, существовавшего как в дореволюционной и советской России, так и за рубежом, а в ряде государств1 существующего и по сей день. Более того, обобщение этого опыта может иметь значение, несводимое к указанной выше узкоприкладной цели. Уроки, которые мы можем извлечь из опыта промыслового налога, позволят,
1 В настоящее время промысловый налог (или аналогичные ему налоги) взимается в Германии, Венгрии, Люксембурге (коммунальный торговый налог на прибыль и имущество в эксплуатации), Франции (профессиональный налог), а также в ряде бывших французских колоний. выявив некоторые закономерности налогообложения как такового, проследив тенденции эволюционного развития налоговых систем, критически осмыслить нынешнее положение дел и наметить новые подходы к его оптимизации.
Изучение исторического опыта, помимо собственной ценности, связанной с расширением горизонта познанного, содержит в себе возможность актуализации опыта. При этом в центре внимания должно оказываться не многообразие случайных явлений, но их единая логическая основа, позволяющая выявить взаимосвязь этапов развития системы как целого. Рассмотрение принципиальных оснований в их эволюционном развитии обнаруживает логическую последовательность трактовок ключевых понятий налоговой системы на протяжении всего рассматриваемого периода. Тем самым обосновывается предметное единство развивающейся налоговой системы, а следовательно - возможность сравнения актуального и исторического подходов к решению возникающих в ходе её развития проблем.
Степень разработанности проблемы исследования. Работы обобщающего характера, посвященные промысловому налогу, в отечественной литературе отсутствуют. Однако в период, когда промысловый налог существовал в России, отдельные этапы его развития анализировались исследователями того времени. К числу подобных работ, носящих не прикладной, но теоретический характер, относятся книги М.М.Алексеенко, П.П.Гензеля, И.Х.Озерова, В.Н.Твердохлебова. Значительная научная работа проводилась в рамках подготовки налоговых реформ. Опорой для российских учёных служили при этом теоретические исследования зарубежных авторов, среди которых нельзя не назвать «Основные начала финансовой науки» К.Г.Рау2; перевод на русский язык этой книги был опубликован в «Сборнике сведений и материалов по ведомству Министерства финансов» за 1868 год в качестве теоретического базиса организации налоговой системы.
Существование промыслового налога в некоторых западноевропейских государствах в наше время определяет внимание к проблемам промыслового налога учёных этих стран. Но эти работы по понятным причинам не затрагивают российского опыта и могут иметь отношение к нему только в общей части, не отражающей специфику налоговой системы конкретного государства. На русском языке зарубежный опыт рассматривался только в жанре сообщений, аналитических работ в этой области нет.
Хронологические рамки исследования. Исторические рамки исследования ограничены рамками существования промыслового налога, появившегося в начале XIX века и в первой трети XX века замещённого в качестве основного
2 «Сборник сведений и материалов по ведомству Министерства финансов», т. II, №№ 4, 5 (отделение 4 «Промысловая подать»). общегосударственного налога на торговлю и промышленность налогом на прибыль и корпорационным налогом. Промысловый налог как общегосударственный налог, если рассматривать его в историческом аспекте, предстаёт как определённая фаза исторического развития налоговой системы различных государств. При этом далеко не во всех европейских странах он существовал, например, никогда не применялся промысловый налог в Великобритании и большинстве итальянских государств. Наглядно время существования этого налога в ряде государств представлено на нижеследующем графике.
График 1.
Период существования промыслового налога в ряде стран Европы. Государство
Германия Австрия Франция Россия (СССР) Годы
Анхальт
Бавария
Вюртемберг
Ганновер
Гессен
Пруссия
1850 1900 1930
• общегосударственный налог
2000 местный налог
Примечания: 1. в 1918 -1936 годах в Германии промысловый налог был закреплён за областями.
2. в СССР после 1941 года налог фактически утратил значение, хотя формально не был отменён.
Промысловый налог, сохранившись затем в ряде стран Европы в качестве местного, существенно изменил свои функции. Роль и место промыслового налога в современной рыночной экономике, безусловно, заслуживают внимательного анализа. Однако в центре внимания оказывается не столько зарубежный, сколько отечественный опыт промыслового налога, имеющий свою специфику, в том числе специфику исторических границ существования налога. В России промысловый налог в собственном смысле слова возник лишь в 60-е годы XIX века, хотя нужно сказать, что и в его предшественнике - гильдейском сборе - в поздний период существования сбора заметны некоторые признаки промыслового налога. Постепенно налог усложнялся, и к началу XX века приобрёл черты развитого промыслового налога. В его эволюции можно выделить несколько этапов, отличных друг от друга не только количественно, но и качественно.
Совершенно отличен от дореволюционного промысловый налог, существовавший в Советской России и в СССР. Наконец, в ходе налоговой реформы 1930 года стало возможным для большинства плательщиков заменить промысловый налог (и ряд других налогов) единым налогом с оборота, а оставшихся лиц, занимавшихся частными промыслами - постепенно перевести на уплату дифференцированного подоходного налога. В последний раз промысловый налог в отечественной практике приобретал некоторую значимость при его введении в присоединённых к Советскому Союзу областях Западной Украины и Белоруссии (1940 г.), что объясняется наличием в этих областях субъекта обложения - сравнительно развитого частного сектора экономики.
Таким образом, временные рамки исследования при рассмотрении отечественного опыта промыслового обложения и современного ему зарубежного ограничиваются серединой XIX - первой третью XX веков.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является исторический опыт промыслового налогообложения, существовавшего в нашей стране, в его теоретических и практических аспектах, в сравнении с некоторыми примерами из аналогичного зарубежного опыта. Отечественный промысловый налог рассматривается в работе как экономическое явление в его развитии.
Предмет исследования. Предметом исследования является эволюция промыслового налога в России как процесс изменения тех важнейших принципиальных положений, которые образуют основное смысловое ядро модели налогообложения и определяют роль и место промыслового налога в экономической, социальной и бюджетной системах. Определённым ограничением, налагаемым как целью, так и форматом работы, является исключение из круга рассматриваемых вопросов подробного количественного описания параметров действовавшего промыслового налога, а также многих частных вопросов. Этот материал будет привлекаться лишь в той мере, в которой это необходимо для характеристики налога в самих его основаниях.
Метод исследования. Методологической основой исследования является метод исторического обобщения, заключающийся в восхождении от многообразного конкретного материала, предоставляемого историографией, на уровень логической абстракции, позволяющий выявлять логические взаимосвязи явлений. Этот метод сочетается с элементами компаративного анализа, помещающего предмет исследования в расширенный территориальный и исторический контекст путём сопоставления с инвариантными и альтернативными концепциями налогообложения.
Новизна диссертационной работы. Новизна диссертационной работы связана с разработкой исторического материала, впервые вводимого в научный оборот и практически не освещенного в современной отечественной экономической литературе. Многие исторические документы и материалы впервые подвергнуты научному анализу.
В диссертации сформулированы и обоснованы следующие положения и выводы, содержащие научную новизну:
1. Впервые в отечественной экономической литературе обобщён исторический опыт промыслового налогообложения в России, выявлена логика и основные тенденции развития промыслового налога, определена специфика промыслового налогообложения в стране;
2. Обоснована социальная роль и функциональная направленность промыслового налога на различных этапах его исторического развития в России, на ряде примеров показана значимость промыслового налога в решении социальных вопросов на местном уровне. Если до 1899 года промысловый налог был неотделим от сословных оснований и поддерживал сословную организацию общества, а также способствовал ускоренному развитию торгово-промышленного сословия (за счёт низкого уровня налоговых изъятий), то после реформ, проведённых в соответствии с идеями С.Ю.Витте, повысилось его фискальное значение, но при общем увеличении налогового бремени последовательно облегчалось положение мелких предприятий. В период НЭПа основной социальной задачей промыслового налога являлось уменьшение разрыва между уровнями доходов различных групп населения. Раскрыто также социальное значение льгот, в том числе специфических льгот, действовавших в советский период, и их социальное и классовое содержание;
3. Дана оценка места и роли промыслового налога в системе межбюджетных отношений; раскрыты преимущества, которые даёт использование промыслового налога на местном уровне, в том числе в условиях современной рыночной экономики. В качестве местного налога он позволяет сочетать принципы единства налоговой системы в рамках государства и независимости местных бюджетов; предоставить местным бюджетам дополнительные источники дохода; локализовать объект обложения, являющийся деятельностью, по месту её производства (в отличие от объекта обложения -личного дохода, не локализуемого по месту его получения); снизить зависимость местного бюджета от условий конъюнктуры; обеспечить взаимодействие органов местного самоуправления и государственной власти; служит коррективом и контрольной величиной к общегосударственным налогам;
4. На материале обобщённого исторического опыта XIX и XX столетий проведена верификация ряда предположений, характеризующих промысловый налог, в частности: предположений о дешевизне сбора, лёгкости и полноте сбора, чувствительности к динамике экономического цикла, стабильности поступлений от промыслового налога, зависимости поступлений от собственного цикла развития налога («жизненного цикла»).
Практическая значимость работы связана с возможностью использования её выводов и материалов при подготовке учебных программ, лекционных курсов и методических материалов для экономических и финансовых учебных заведений. Кроме того, сформулированные в диссертации основные выводы и положения могут быть использованы для выработки теоретических основ и практических подходов к формированию налоговой системы и системы межбюджетных отношений.
Апробация результатов исследования и публикации. Диссертация обсуждалась на кафедре социально-экономических проблем экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Индустриализация России и промысловое налогообложение. // Сборник «Из опыта социально-экономического развития России в годы индустриальных преобразований (первая половина XX столетия)», Москва, ИЭ РАН, 2005, 0,6 п.л.
2. Роль промыслового налога в формировании финансовой базы местных бюджетов в дореволюционной и советской России. // «Финансы и кредит», 2005, № 14, 0,5 п.л.
3. Промысловый налог в Германии. М, "Панглосс", 2005 (в печати), 1,0 п.л.
Структура работы. Работа состоит из трёх глав, введения и заключения, содержит
185 страниц машинописного текста. Текст работы содержит 22 таблицы и 5 графиков; отдельные таблицы, схемы и графики, помещение которых в основной текст работы препятствовало бы его восприятию как связного целого, вынесены в приложения. Список литературы включает 332 наименования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 173 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz