Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 24 » Скачать Формирование ценностных ориентаций школьников в проектной деятельности : На примере архитектурно-художественных классов. бесплатно
11:36 PM
Скачать Формирование ценностных ориентаций школьников в проектной деятельности : На примере архитектурно-художественных классов. бесплатно
Формирование ценностных ориентаций школьников в проектной деятельности : На примере архитектурно-художественных классов

Диссертация

Автор: Капелева, Светлана Борисовна

Название: Формирование ценностных ориентаций школьников в проектной деятельности : На примере архитектурно-художественных классов

Справка: Капелева, Светлана Борисовна. Формирование ценностных ориентаций школьников в проектной деятельности : На примере архитектурно-художественных классов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Тюмень, 2004 244 c. : 61 04-13/2075

Объем: 244 стр.

Информация: Тюмень, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11 Ценностные ориентации личности: понятие, структура, классификация
12 Ценностные ориентации современной молодежи: содержание, иерархия, проблемы формирования
13 Проективная деятельность как разновидность творчества осуществления проективной деятельности: логико-исторический анализ
Глава
II ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ
14 Формирование ценностных ориентации школьников в процессе ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КЛАССОВ) зарубежной и отечественной педагогике гимназии г Тюмени
23 Методика организации и проведения эксперимента подготовки школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
21 Опыт архитектурно-художественной подготовки школьников в
22Содержание

Введение:

В урбанизированном обществе все большее социальное значение приобретает архитектурно-художественная и предметная среда, которая в лучших своих проявлениях не только выражает его идеологию, но и интегрирует две ее составляющие природную и искусственную. Мир архитектуры это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в национальной архитектурно-художественной и предметной среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации [10; 53; 74; 118; 138; 174; 214]. Поэтому неудивительно, что не только в Хартии Международного Союза Архитекторов, но и в базовых документах ЮНЕСКО рекомендуется введение «в школы как части общего образования {курсив мой К.) вопросов, связанных с архитектурой и окружением, поскольку ранняя осведомленность в архитектуре важна как для будущих архитекторов, так и для пользователей зданий» [260, с. 11]. Это повышает значимость архитектурно-художественной подготовки школьников в их граж:данском становлении и социализации, что нашло отражение в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике [118; 137; 138; 207; 245; 258; 261; 264; 265]. В то же время отечественные специалисты констатируют, что архитектурная подготовка в общеобразовательной школе, а такж:е в различных кружках, худож:ественных студиях, центрах эстетического развития, подготовительных курсах и т.д. с точки зрения организации, содерж:ания, форм и методов обучения не интегрирована в систему общего среднего образования и носит фрагментарный характер [15; 118; 139]. Указывая на общие недостатки, связанные с проблемами в воспитании эстетической культуры подрастающего поколения, они подчеркивают, что выпускники школ в большинстве своем имеют низкий художественный вкус, удовлетворяются пошлой коммерческой изопродукцией, хаосом и безвкусицей вещной среды, не располагают элементарными сведениями из области архитектуры и дизайна, пассивны к художественному творчеству и стремлению способствовать эстетизации быта [13; 37; 50; 84; 138; 152]. Проблема осложняется тем, что в результате непродуманной молодежной политики государства произошло отторжение молодого поколения от тех культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет наш народ [101, с. 126; 54; 148; 200; 244]. Отсутствие позитивных ценностных ориентации «приводит к кризису идентификации», когда человек теряет осознание своего предназначения в обществе. Такие состояния порождают чувства неуверенности и тревожности, психопатические синдромы, острые депрессии, психозы [83, с. 3-4; 10; 80; 166; 202; 238]. Возникающий в обществе, школеценностный вакуум, рост асоциальных и криминальных тенденций актуализирует проблему использования потенциальных возможностей архитектурно- художественной подготовки как ценностно-ориентированной образовательной системы, поскольку человек всегда оценивает среду обитания, в которой он существует. В то же время анализ деятельности различных организаций, осуществляющих такую подготовку, показывает, что они ориентированы лишь на формирование определенной системы знаний, умений и навыков; из архитектурно-художественных классов и студий выходят подростки с односторонней графической подготовкой и недостаточно развитым пространственным воображением и мышлением [138, с. 15; 161; 167; 240]. Специалисты ЮНЕСКО подчеркивают, что, несмотря на то, что «архитектура создается в поле напряжения между разумом, эмоцией и интуицией» и является «междисциплинарной областью, включающей в себя несколько главных компонентов: гуманитарные, социальные и физические науки, технологии и изобразительные искусства», в самой архитектурно-художественной подготовке школьников недостаточное внимание уделяется «архитектурной составляющей» [260, с.З].в условиях постоянных сощ1альных перемен лишь догматическое наследование общественного опыта предшествующих поколений становится во многом лишенным практического смысла [28; 36; 44]. Для современного поколения учащихся основой успешной социализации в целом, и профессионализации в частности, является деятельность, направленная на самопознание, осмысление путей и возможностей собственной самореализации, целенаправленного самоизменения. Одним из наиболее эффективных путей ее реализации является проектирование, причем как в узком смысле (создание конкретного проекта), так и в широком формирование проективной деятельности и проективной культуры как основы самореализации личности [12; 137]. Практически значимым средством архитектурно-художественной подготовки является проективная деятельность учащихся [96]. Вместе с тем, вопросам освоения учащимися проективной деятельности в условиях довузовской архитектурнохудолсественной подготовки, как отмечается в педагогических исследованиях, в настоящее время не уделяется специального внимания [61; ПО; 117; 118; 138]. Таким образом, в настоящее время обострились противоречия: между возросшей ролью системы ценностных ориентации в жизнедеятельности личности и низким уровнем их формирования у выпускников школ; между возросшими требованиями, которые предъявляют общество, государство и личность к архитектурно-художественной подготовке, объективно становящейся частью современного общего среднего образования, и низким уровнем и фрагментарным характером архитектурно-художественной подготовки выпускников общеобразовательных школ; между возросшей ролью проективной деятельности в социализации и профессионализации личности и низким уровнем ее сформированности у выпускников школ. При этом отметим, что в отечественной педагогике, несмотря на большое количество работ по художественно-эстетическому воспитанию, отсутствуют исследования влияния архитектурно-художественной подготовки (и связанной с ней проективной деятельности) на формирование ценностных ориентации школьников. Это представляется нам наиболее проблематичным, поскольку, по мнению большинства психологов, система ценностных ориентации личности непосредственно связана с ядром личности, а мотивационно-потребностная сфера в ее структуре непосредственно зависит от сформированных ценностных ориентации. Данная ситуация делает востребованным накопленный за десятилетие опыт активного применения проективной деятельности в педагогическом процессе в профильных архитектурно-художественных классах (АХК) в г. Тюмени. Таким образом, проблемой исследования является влияние проективной деятельности на формирование ценностных ориентации школьников в условиях архитектурно-художественных классов. Вышеизложенное обусловило актуальность темы нашего исследования: «Формирование ценностных ориентации школьников в проективной деятельности (на примере архитектурно-художественных классов)». Объект исследования процесс архитектурно-художественной подготовки учащихся в условиях общеобразовательной средней школы. Предмет исследования проективная деятельность как основа формирования ценностных ориентации школьников в АХК: содержание, методика организации. Гипотеза исследования проективная деятельность учащихся АХК может быть основой формирования системы их ценностных ориентации, если: она реализуется в образовательном процессе, в котором осуществляется интеграция социально и личностно ориентированного образования, использование жизненного, в т.ч. познавательного опыта и последовательное создание ситуаций предвосхищающего, констатирующего и обобщающего предпрофессионального успеха; она будет основана на поэтапной реализации модели формирования системы ценностных ориентации учащихся, учитывающей диалектическую взаимосвязь трех групп ценностей (социальных, личностных и социальноличностных), имеющих конструктивно-позитивную направленность; она реализуется в соответствии с разработанной методикой архитектурно-художественной подготовки школьников, предусматривающей: 1)

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 91 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz