Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки. Яшкова, Елена Вячеславовна бесплатно
2:05 AM
Скачать Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки. Яшкова, Елена Вячеславовна бесплатно
Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки

Диссертация

Автор: Яшкова, Елена Вячеславовна

Название: Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки

Справка: Яшкова, Елена Вячеславовна. Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Нижний Новгород, 2006 187 c. : 61 06-13/1534

Объем: 187 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I Теоретические осиования формирования цеииостного отношения к человеку в ирофессиональной подготовке студентов вуза
11 Современные исследования проблем профессиональной подготовки в вузе студентов будущих специалистов
12 Содержательный аспект базовых понятий («ценность», «ценностные ориентации», «ценностные отношения»), их учет в работе со студентами вуза
13 Педагогическая поддержка как концептуальная основа организации работы преподавателя, направленной на формирование у будущих специалистов ценностного отношения к человеку
Выводы по первой главе
Глава
II Онытно-экснериментальная работа но реализации процесса формирования ценностного отношения к человеку у студентов вуза будущих менеджеров П
1 Место и роль педагогической поддержки в структуре процесса формирования у студентов ценностного отношения к человеку II
2 Диагностика уровня сформированности у студентов вуза ценностного отношения к человеку ПЗ Программа формирования у будущих менеджеров ценностных отношений к человеку
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Модернизация образования предусматривает принципиальное обновление содержания и структуры профессионального образования, целью которого является подготовка высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, социально мобильного, комплексно и личностно подготовленного к работе в постоянно изменяющихся условиях. Жизнь в гражданском обществе требует от современного человека умения признавать и учитывать потребности и права других, толерантного отношения к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать в социуме приходить к соглашению и кооперироваться для достижения общих целей. Все эти способности и качества возможно развить в процессе профессиональной подготовки, который достаточно сложен на современном этапе, и в настоящее время актуальным представляется взаимодействие: человек и общество (другой человек). Отношение человека к другому человеку становится приоритетным в осуществлении профессиональной деятельности. Поэтому освоение основ профессиональной деятельности в сфере «человек человек» (по Е.А. Климову), так или иначе, предполагает учет образовательных стандартов, государственных нормативов и социальных норм в процессе профессиональной подготовки. Это требует обращения особого внимания на характер отношений к человеку как объекту профессиональной деятельности. Данное обстоятельство позволяет констатировать необходимость становления ценностного отношения к человеку как значимого профессионального качества у студентов будущих специалистов. Важным становится удовлетворение человеком потребностей высшего уровня: заслужить уважение со стороны значимых для него людей, реализовать через творческую профессиональную деятельность свой личностный потенциал, сформировать систему ценностных ориентации в образовательном пространстве и окружающем мире. Поэтому, к современной системе профессионального образования предъявляются требования, связанные с созданием условий для формирования ценностных отношений личности к другому человеку, готовности этой личности к самосовершенствованию и самообразованию, обеспечения высокого уровня ее профессиональной компетентности, мобильности и адаптированности в быстроменяющейся социокультурной и образовательной среде. Этой проблеме посвящены исследования Н.В. Бордовской, И.С. Батраковой, Г. Вершловского, Е.И. Казаковой, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, В.В. Шапкина и др. При перестановке ценностных акцентов, переосмыслении ценностей образования, и в целом человека в мире «механизмы личностного существования человека: рефлексия, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др.» (В.В. Сериков) становятся целями образования, а в свою очередь приобретение или овладение профессиональными функциями средством реализации этих целей. В этом случае, в первую очередь, меняется сам смысл конструирования всех функциональных элементов образовательной системы изменяются ценностно-целевой, содержательный и процессуальный аспекты подготовки специалистов. Для осуществления обозначенной проблемы сложились определенные научные методологические предпосылки. Проблема формирования ценностного сознания личности приобретает огромное значение в отечественной философии (B.C. Библер, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов и др.), психологии (Б.Г. Ананьев, Г.Е. Залесский, А.В. Кирьякова, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев), педагогике (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, А.Г. Здравомыслов, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов). Формирование в рамках учебно-воспитательного процесса вуза ценностного отношения студентов к другому человеку представляется задачей первостепенной важности.Гуманистическая парадигма обучения и воспитания в процессе профессиональной подготовки специалистов любого профиля предполагает переход от субъект-объектного к субъект-субъектному взаимодействию обучаемого и обучающему, поэтому усилия преподавателя направлены на организацию диалога, стимулирование личностного саморазвития и саморегуляции. Идея гуманизации позволяет осуществить принципиально иную направленность образования, связанную не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности. В таких условиях высшей ценностью образовательного пространства является человек, личность обучающегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаны с его развитием, созданием условий для творческой самореализации. В связи с этим, основной тенденцией развития образовательного пространства высшей школы становится изменение методологических подходов к исследованию и пониманию смысла образования, а проектирование образовательной системы характеризуется реализацией принципов вариативности, субъектной направленности, личностной центрации. В студенческие годы целостность протекания процессов личностного и профессионального развития обусловлена значимостью этого возрастного этапа в становлении жизненно-, профессионально-, социально-, личностноценностных ориентации. Деятельность педагога, направленная на самоактуализацию сущностных сил личности может быть представлена как совокупность смыслов, идей и способов деятельности. Новые цели образования и профессиональной подготовки объективно выводят на первый план особый вид деятельности преподавателя педагогическую поддержку, которая предполагает видение проблем (трудностей) студентов, готовность и способность преподавателя к их разрешению, способствует ориентации обучающегося на перспективу их собственного развития.в последние годы идея о педагогической поддержке личности, а также по индивидуализации образовательного процесса активно разрабатывается в работах педагогов и психологов. Но в данном аспекте точка зрения психологов и педагогов не всегда совпадает, поскольку в психологии чаще всего говорят о «сопровождении», а в педагогике о «поддержке» личности. Решая проблему поддержки становления свободной личности О.С. Газман и его последователи (Т.В. Анохина, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С М Юсфин и др.), отмечали, что педагогическая деятельность должна ограничиваться на уровне возрастных и индивидуальных особенностей и являться фоном, на котором разворачиваются деятельность педагога и личности к культуре. Смысл педагогической поддержки заключается в том, чтобы не прекратиться, нарушиться заложенному в каждой личности процессу самосозидания, чтобы помочь обучающемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, посодействовать в решении проблемы, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Под педагогической поддержкой понимается деятельность преподавателя по оказанию превентивной и оперативной помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с их профессиональным самоопределением, созданием ситуаций успеха (Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, А.С. Белкин, О.С. Газман, Д. Поляков, И.С. Якиманская и др.). Целевая установка педагогической поддержки личности заключается в структурировании системы отношений к другому, окружающему миру, себе на основе общечеловеческих ценностей, помощи в самостоятельном преодолении трудностей познания, осмысленности обучения, формировании личностных смыслов (в сфере обучения), поддержки потребности саморазвития на основе Я-концепции и помощи в реализации интенции на саморазвитие. Задача педагогической поддержки установление необходимого равновесия.обеспечивающего гармонию внутреннего и внешнего Я и не-Я, социального и субъектного. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного со студентом сопереживания его собственных интересов, возможностей и путей преодоления проблем (препятствий), мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в профессиональном становлении, обучении, общении и пр. Несмотря на практическую необходимость решения задач, связанных с формированием отношений человека к другому человеку, педагогической поддержкой этого процесса, нами отмечается недостаточная проработанность исследуемой проблемы в научной педагогической литературе, поскольку традиционно основное внимание педагогов (и преподавателей высших учебных заведений в т. ч.) направлено на внешние, а не на внутренние факторы развития личности и его направленность на другого человека. Таким образом, в реальной практике обнаружилось явное противоречие между необходимостью формирования ценностных отношений к человеку у будущих специалистов и отсутствием способов и средств осуществления данного процесса в условиях профессиональной подготовки студентов. Проведенное исследование показало недостаточность научных разработок, раскрывающих формирование ценностных отношений к другому человеку в системе высшего учебного заведения. Необходимость разрешения указанного противоречия обусловила актуальность данного исследования, и позволила сформулировать его проблему: каковы организационно- педагогические условия формирования ценностных отношений к человеку в профессиональной подготовке студентов вуза? Ощутимый недостаток исследований проблем педагогической поддержки студентов высшей школы в их профессиональной подготовки, малая теоретическая изученность данного аспекта с учетом особенностей студенческого возраста, определили выбор темы исследования «Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки». Цель исследования разработка теоретических основ и определение организационно-педагогических условий формирования ценностных отношений к человеку в процессе профессиональной подготовки студентов вуза. Объект исследования формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза. Предмет исследования организационно-педагогические условия формирования ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки. Гипотеза исследования. Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки возможно, если: выявлена сущность формирования ценностных отношений к человеку у студентов вуза; реализована педагогическая поддержка личности студента в образовательном процессе вуза; разработаны организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения к человеку; определено содержание и методическое обеспечение процесса формирования ценностного отношения к человеку у студентов будущих специалистов. В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования: 1. Выявить сущность формирования ценностных отношений к человеку у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. 2. Проанализировать процесс формирования ценностных отношений к человеку при возможном применении педагогической поддержки. 3. Раскрыть организационно-педагогические условия формирования ценностных отношений личности студента к другому человеку.Разработать и апробировать программно-методическое обеспечение формирования ценностного отношения к человеку у студентов будущих менеджеров на основе реализации педагогической поддержки. 6. Сформулировать рекомендации преподавателям по осуществлению в вузе педагогической поддержки студентов. Методологическими основами исследоваиия выстунили: положения гуманистической философии (Аристотель, Т. Компанелла, Сократ и др.) и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс); положения теории ценностей в философии (В. Виндельбанд, Э. Гартман, Г. Коген, П. Лапи, Г. Лейбниц, Г. Лотце, Г. Риккерт и др.); положения аксиологического (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Л.Н. Столович, Г.И. Чижакова, В. Франкл), ценностного (Т.К. Ахаян, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, И.С. Кон, В.П. Тугаринов, Д.Н. Узнадзе, Н.Е. Щуркова, В.А. Ядов и др.), системного (Л.И. Анцыферова, В.Н. Беспалько, И.В. Блауберг, М.С. Каган, Н.Г. Щедровицкий, Э.Г. Юдин), деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.П. Буева, А.Н. Леонтьев, М.А. Степанова) и личностно-ориентированного подходов в педагогике и образовании (Е.В. Бондаревская, К.Я. Вазина, М.А. Викулина, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Теоретические основы исследоваиия составили достижения отечественной педагогики и психологии: в исследовании проблем сущности и природы человека (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн); -теории отношений личности (B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев); идеи гуманного опережающего развития человека и раскрывающие педагогическую технологию, в центре которой личность обучающегося, доверие и заинтересованность в положительном результате, диалоговая концепция (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Б.М. Бим-Бад и др.); обращение к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию и общению на принципах поддержки помощи и плюрализма мнений (О.С. Газман, М.А. Викулина, Н.Н. Михайлова, СМ. Юсфин и др.);

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 131 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz