Четверг, 2024-05-09
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 20 » Скачать Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца. Монахова, бесплатно
11:23 PM
Скачать Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца. Монахова, бесплатно
Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца

Диссертация

Автор: Монахова, Елена Геннадьевна

Название: Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца

Справка: Монахова, Елена Геннадьевна. Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Новокузнецк, 2005 221 c. : 61 06-13/531

Объем: 221 стр.

Информация: Новокузнецк, 2005


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические основы формирования эстетической культуры школьников
11 Теоретические и практические предпосылки формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений
12 Содержание и структура эстетической культуры школьников
13 Исследование уровней сформированности эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений
14 Использование танца как средства формирования эстетической культуры в практике отечественного и зарубежного педагогического опыта
Выводы по 1-й главе
Глава II Организационно-педагогические условия формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца
21 Возможности спортивного бального танца в процессе формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений
22 Использование музыкальных и ритмопластических средств танца в процессе формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений
23 Взаимоотношения в паре как средство формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений
Выводы по II главе

Введение:

Недостаточная теоретическая и практическая разработка проблемы, её актуальность и практическая значимость определили выбор темы исследования - "Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца".
Цель исследования состоит в определении, обосновании и проверке на практике организационно-педагогических условий формирования эстетической культуры воспитанников учреждений интернатного типа средствами спортивного бального танца.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс формирования эстетической культуры школьников.
Предметом исследования являются организационно-педагогические условия формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца.
Гипотеза исследования. Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца будет эффективным, если:
• формирование эстетической культуры рассматривается как целостный динамичный процесс, который строится на основе принципов гуманизма, природосообразности, культуросообразности, эмоциональной насыщенности, симпатии;
• выявлены и обоснованы возможности спортивного бального танца в развитии эстетических чувств и эмоций, эстетической потребности, эстетических знаний и эстетической деятельности;
• музыкальные и ритмопластические средства спортивного бального танца, взаимоотношения в паре обеспечивают включение воспитанников интернатных учреждений в практико-ориентированную эстетическую деятельность;
• разработана и реализована "Программа по хореографии", обеспечивающая поэтапное включение воспитанников интернатных учреждений в деятельность по овладению эстетическими знаниями, развитию их эмоционально-чувственной, потребностной и деятельностной сфер.
Задачи исследования;
1. Выявить теоретические и практические предпосылки формирования эстетической культуры школьников, определить её место в общей культуре человека.
2. Определить содержание и структуру эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений, критерии, показатели и уровни её сформированности.
3. Обосновать необходимость и определить возможности спортивного бального танца в формировании эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений.
4. Разработать и проверить в эксперименте организационно-педагогические условия формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений при использовании спортивного бального танца.
5. Разработать организационно-методическое обеспечение и научно-практические рекомендации по совершенствованию формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивных бальных танцев.
Методологической основой исследования явились психолого-педагогическая теория личности как субъекта деятельности, методологические принципы системного и деятельностного подходов, комплексный подход к проблеме формирования эстетической культуры личности с точки зрения различных отраслей человеческого знания (философии, культурологи, эстетики, искусствоведения, педагогики, психологии и др.).
Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых, раскрывающие сущность эстетической культуры (М. А. Верб, Н. Б. Крылова, В. Н. Липский, В. Н. Савченко, А. Н. Семашко, У. Ф. Суна и другие); отражающие деятельностную характеристику эстетического воспитания (А. И. Буров, Ш. М. Герман, И. Ф. Гончаров, Б. Т. Лихачёв, И. Ф. Харламов и другие); исследования отечественных педагогов и психологов, посвященные проблемам социальной адаптации и реабилитации воспитанников интернатных учреждений (Г. А. Балл, Л. И. Божович, М. И. Буянов, Л. П. Выговская, В. П. Казначеев, И. С. Кон, B.C. Мухина, А. А. Налчаджан, М. М. Плоткин и другие); научные исследования, посвященные выявлению сущности хореографического искусства и его влияния на эстетическое развитие личности (Л. В. Богомолова, Э. А. Королева, С, Н. Куракина. И. В. Курис, Е. К. Луговая, Э. Л. Мартинес, Т. Г. Севастьянихина и др.).
Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов: историко-теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической литературы; обобщение философских, культурологических и психолого-педагогических взглядов и идей; анализ личных дел воспитанников, школьной документации; анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдения, изучение продуктов эстетической деятельности воспитанников интернатных учреждений; педагогический эксперимент; методы статистической обработки результатов экспериментальной работы.
Исследование проводилось с 1999 по 2005 годы и включало три этапа.
На первом, поисково-теоретическом этапе (1999-2001 г.г.) осуществлялся анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ личного педагогического опыта по обучению воспитанников детского дома-школы спортивным бальным танцам. Осуществлялось теоретическое осмысление состояния эстетического воспитания в МОУ "Детский дом-школа №74", выявление противоречий в организации образовательного процесса. Определялись методологические основы, цель и задачи предстоящего экспериментального исследования.
На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2001-2003 г.г.) уточнялись гипотеза и теоретические положения; определялись организационно-педагогические условия формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений; разрабатывались критерии оценки уровней сформированности эстетической культуры детей-сирот.
Разрабатывалась методика и осуществлялись констатирующий и формирующий этапы эксперимента, в ходе которых проверялась правильность гипотезы исследования, разрабатывалась и апробировалась программа включения воспитанников в практическую эстетическую деятельность на занятиях по ритмике, хореографии в учебное и внеучебное время. Обрабатывались и анализировались промежуточные результаты экспериментальной работы.
На третьем, заключительном, этапе (2003-2005 г.г.) проводился контрольный эксперимент с целью подтверждения итоговых выводов по исследованию в целом. Осуществлялся анализ, осмысление и описание результатов исследования; уточнялись теоретические положения, формулировались заключительные теоретические выводы; проводилось литературное оформление работы; разрабатывались научно-практические рекомендации по формированию эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение "Детский дом-школа № 74" г. Новокузнецка. В эксперименте принимали участие 240 воспитанников детского дома У-1Х классов, 26 педагогов, 47 воспитателей детского дома-школы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: - систематизированы теоретические (теоретическая разработанность основных эстетических категорий, терминов и понятий, которые были сформулированы и проанализированы с различных философских позиций; философский взгляд на прекрасное с позиции дуализма: прекрасное есть единство объективного и субъективного начал, результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты, с его эстетическими потребностями, эстетическим идеалом; антропоцентрические философские концепции, которые признают возможность и безграничность физического и духовного совершенствования человека; психологические теории "вчувствования" и деятельности; положение об эстетической деятельности, в процессе которой происходит изменение не только окружающего человека мира, но и самого человека) и практические (наличие противоречий и недостатков в существующей системе эстетического воспитания и формирования эстетической культуры школьников и, в частности, воспитанников интернатных учреждений; повышение требований общества к личности, способной воспринимать красоту природы и окружающей действительности, испытывающей потребность в привнесении красоты в окружающую действительность через эстетическую деятельность во всех сферах жизни; потребности человека в личностном развитии, в красоте отношений, в приобщении к прекрасному в природе, окружающей действительности и искусстве на всех возрастных этапах, в создании условий для самовыражения в эстетической деятельности; существующий опыт эстетического воспитания и формирования эстетической культуры школьников) предпосылки формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений;
• обоснована необходимость и выявлены возможности спортивного бального танца в формировании эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений: понимание воспитанниками необходимости эстетического развития и самореализации в практико-ориентированной эстетической деятельности; ориентация на потенциальные творческие возможности воспитанников интернатных учреждений; осознание воспитанниками необходимости развития эстетических чувств и эмоций, эстетических потребностей, эстетического вкуса через использование артистических, музыкальных и ритмопластических средств танца; превращение воспитанников в субъектов индивидуальной и коллективной эстетической деятельности;
• определены педагогические (выявление и использование возможностей спортивного бального танца; использование музыкальных, ритмопластических, артистических средств спортивного бального танца, взаимоотношений в паре; включение воспитанников в практико-ориентированную эстетическую деятельность; регулярное отслеживание уровня сформированности эстетической культуры; учет индивидуальных предпочтений и интересов воспитанников к видам искусства и художественного творчества) и организационные (разработка методического и дидактического сопровождения процесса формирования эстетической культуры воспитанников: методическое пособие, тематическое планирование, сценарии уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий; создание соответствующей материально-технической базы: специализированный класс хореографии, теле-, аудио-, видеоаппаратура, фонотека, видеотека, библиотека с необходимыми научно-методическими и справочными материалами; целенаправленное управление процессом формирования эстетической культуры воспитанников; сочетание классной, внеклассной, школьной и внешкольной работы; взаимодействие с культурными учреждениями и учреждениями дополнительного образования города: театры, музеи, дома творчества, молодежные центры, детско-юношеские центры и др.) условия, обеспечивающие эффективное формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений при использовании спортивного бального танца;
• выявлены критерии (эмоционально-чувственный, потребностный, познавательный и деятельностно-практический), показатели (наличие чувственного восприятия и проявление эстетических чувств и эмоций в практической эстетической деятельности; отношение школьника к эстетически оформленной жизни в условиях детского дома и наличие потребности в художественно-эстетической практической деятельности; наличие определенного объема, глубины, прочности и устойчивости эстетических знаний; проявление самостоятельности, инициативы и творческого подхода в процессе эстетической деятельности) и уровни у!1 ОТСИ ДМ Ш1Ь ны м ^ репродз^ктивный и креативный) сформированнооти эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений.
Теоретическая значимость исследования определяется уточнением и конкретизацией сущности понятий "эстетическая культура" и "эстетическое воспитание" (сделан акцент на деятельностный аспект данных понятий); обоснованием организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-методического обеспечения (методическое пособие "Спортивные танцы", танцевальные постановки, каталог музыкального сопровождения, видеотека, сценарии уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий), научно-практических рекомендаций по совершенствованию формирования эстетической культуры воспитанников учреждений интернатного типа средствами спортивных бальных танцев; разработке "Программы по хореографии для учащихся У-1Х классов детских домов и школ-интернатов", основанной на стилистике спортивных бальных танцев; возможности её применения учителями общеобразовательных школ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений рассматривается как целостный динамичный процесс поэтапного их включения в практико-ориентированную деятельность на основе принципов гуманизма, природосообразности, культуросообразности, эмоциональной насыщенности и симпатии. Процесс формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца способствует развитию их музыкально-эстетического кругозора, эмоционально-чувственной сферы, эстетических потребностей, эстетического вкуса, приобретению воспитанниками определенного объема, глубины и прочности эстетических знаний и повышению эффективности практико-ориентированной эстетической деятельности.
2. Эстетическая культура личности рассматривается нами как совокупность потребностей и способностей человека воспринимать, чувствовать, переживать, познавать, осваивать, оценивать и преобразовывать окружающую действительность и самого человека по законам красоты. Компонентами эстетической культуры личности являются эстетические чувства и эмоции, эстетическое сознание, эстетические знания и суждения, эстетическая деятельность.
3. Критериями сформированности эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений являются: эмоционально-чувственный (наличие чувственного восприятия и проявление эстетических чувств и эмоций в практической эстетической деятельности), потребностный (наличие потребности в привнесении эстетики во все сферы жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов, в художественно-эстетической деятельности, в приобщении к различным жанрам танцевального искусства); познавательный (наличие определенного объема, глубины, прочности и устойчивости эстетических знаний о сущности основных категории эстетики, о закономерностях искусства и эстетической деятельности); деятельностно-практический (проявление самостоятельности, инициативы и творческого подхода в процессе эстетической деятельности, сформированность готовности к художественно-эстетической деятельности, адекватность оценки и самооценки результатов эстетической деятельности в целом и танцевальной деятельности в частности).
4. Эффективность формирования эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений обеспечивается созданием организационно-педагогических условий. Педагогическими условиями формирования эстетической культуры являются выявление и использование возможностей спортивного бального танца; использование музыкальных, ритмопластических, артистических средств спортивного бального танца; включение воспитанников в практико-ориентированную эстетическую деятельность; регулярное отслеживание уровня сформированное™ эстетической культуры; учет индивидуальных предпочтений и интересов воспитанников к видам искусства и художественного творчества.
Организационными условиями являются разработка методического и дидактического сопровождения процесса формирования эстетической культуры воспитанников; создание соответствующей материально-технической базы; целенаправленное управление процессом формирования эстетической культуры воспитанников; сочетание классной, внеклассной, школьной и внешкольной деятельности; взаимодействие с культурными учреждениями и учреждениями дополнительного образования.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается опорой на методологию педагогических исследований; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам; привлечением обширного теоретического и практического материала по избранной проблеме и его разноаспектным анализом; репрезентативностью полученных данных; подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования, позитивными изменениями уровня сформированное™ эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через публикации и выступления на всероссийской научно-практической конференции в рамках выставки-ярмарки "Образование. Карьера. Занятость" (Новокузнецк, 2005г.), региональной научно-практической конференции "Здоровье - наивысшее благо!" (Новокузнецк, 2002г.), городских научно-практических конференциях "Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании" (2002). "Повышение качества образования в условиях социально-гуманитарной направленности обучения", "Эффективная организация образовательного процесса как условие решения проблемы повышения качества образования в системе коррекционно-развивающего обучения" (2005г.), городских семинарах-практикумах для руководителей учреждений общественного воспитания "Формирование устойчивой гражданской позиции и патриотизма в условиях детского дома"(2004 г.), "Повышение уровня воспитанности в условиях детского дома"(2005 г.), заседаниях кафедры и аспирантских семинарах.
Результаты исследования отражены в сборниках научных трудов "Активизация воспитания и учения школьников в процессе гуманитаризации образования" (Новокузнецк, 2003г.), "Проблемы повышения эффективности обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях" (Новокузнецк, 2004г.), "Совершенствование системы физического воспитания и спорта в условиях промышленных регионов Сибири" (Новокузнецк, 2004г.), "Реализация концепции модернизации российского образования в педагогической практике" (Санкт-Петербург, 2004г.).
Созданные методические и дидактические материалы активно используются в педагогическом процессе муниципального образовательного учреждения "Детский дом-школа №74" г.Новокузнецка, в подготовке студентов факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии. Результаты выполненного исследования и организационно-методическое обеспечение могут быть использованы в работе учреждений общественного воспитания (детские дома, школы-интернаты, дома детства, приюты и так далее), дополнительного образования (детские, юношеские и молодежные центры, подростковые клубы, дома творчества и т.п.), а также общеобразовательными учреждениями (школы, гимназии, лицеи).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (258 наименований), 17 рисунков, 24 таблиц и 10 приложений. Общий объем диссертации составляет 221 страницу, в том числе 29 страниц приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 93 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz