Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Формирование готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию. Шахторина, Екатерина Валентиновна бесплатно
2:04 AM
Скачать Формирование готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию. Шахторина, Екатерина Валентиновна бесплатно
Формирование готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию

Диссертация

Автор: Шахторина, Екатерина Валентиновна

Название: Формирование готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию

Справка: Шахторина, Екатерина Валентиновна. Формирование готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Калининград, 2000 220 c. : 61 01-13/1224-1

Объем: 220 стр.

Информация: Калининград, 2000


Содержание:

Введение
Глава 1 Готовность младших школьников к ненасильственному взаимодействию как объект исследования
11 Социально-философский аспект понятия "ненасилие"
12 Психологический аспект понятия "нeнacилиe,,
13 Педагогическая характеристика ненасилия
14 Понятие о ненасильственном взаимодействии
15 Готовность младшего школьника к ненасильственному взаимодействию п Выводы из I главы
Глава 2 Эмпирическое исследование педагогических условий формирования готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию
21 Общая характеристика организации и проведения эмпирической работы
22 Констатирующее исследование
23 Формирующее исследование
Выводы из II главы

Введение:

Сегодня в обществе и сознании миллионов россиян происходят радикальные преобразования. Многие моральные ценности, оказавшие значительное влияние на формирование характера и нравственного сознания нескольких поколений людей, подвергаются переосмыслению и переоценке. Изменяются представления наших соотечественников о нравственной ценности, философском и психологическом содержании таких моральных категорий, как долг, совесть, справедливость, честность. Социально-психологический климат в обществе в целом характеризуется уже не только ценностной разря-женностью, крайней напряжённостью и агрессивностью, повышенной тревожностью, эмоциональными перегрузками, но и обесцениванием человеческой жизни. Не исключено, что именно это послужило причиной обострения кризиса отечественной педагогики, так как любая педагогическая система обусловлена целями обучения и воспитания, отражающими потребность общества и личности в их жизнеобеспечении.
Педагогика включает также компоненты управления деятельностью и отношениями в процессе обучения и воспитания. В этой связи в последние годы приоритетным направлением в рассмотрении способов реализации таких целей стало сопоставление методов принудительного и ненасильственного взаимодействия в педагогической деятельности. Разговор об этом возникает в условиях ориентации на принципы гуманной педагогики и при наличии общей тенденции к гуманизации всего педагогического процесса. Так, и новую парадигму педагогики (т.е. своеобразное предельное основание для педагогической деятельности) предлагается строить на главных воспитательных постулатах, описывающих содержательные аспекты понятия гуманизм». Анализ психолого-педагогической литературы позволяет обозначить такие постулаты:
1. Основной функцией воспитания является человек как самоцель (А.Г. Асмолов, Г.С. Батищев, В.В. Давыдов, B.C. Шубинский).
2. Развитие личности происходит в течение всей жизни (Х.Й. Лийметс, В.А. Караковский, Л.И. Новикова).
3. В различных ситуациях воспитания необходимы ассоциативность и разностороннее сотрудничество молодого и старшего поколений (A.A. Бодалев, И.С. Кон, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова).
4. Относиться к воспитаннику следует как к субъекту собственного социального становления (В.В. Горшкова, И.С. Кон, А.И. Кочетов, Л.А. Матвеева, А.И. Раев, А.Н. Тубельский).
Под гуманизацией образования следует понимать переориентирование всей системы образования и воспитания на интересы и потребности каждого конкретного ребёнка (Н.И. Элиасберг).
Гуманизация образования означает развитие между участниками его процесса отношений, основанных на миролюбии, взаимопонимании, взаимном уважении, милосердии, демократизме, толерантности (ст. 4 «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО) и может осуществляться, лишь охватывая все основные сферы педагогической деятельности и включать как важнейшие следующие направления:
• во-первых, ориентированное на гуманистические ценности целеполагание, относящееся к деятельности всего педагогического коллектива и каждого отдельно учителя;
• во-вторых, изменение содержания образования, как за счёт введения новых гуманитарных предметов, так и путём увеличения гуманитарного компонента в содержании традиционных учебных дисциплин.
Ш.А. Амонашвили выделяет совокупность принципов, последовательная реализация которых в педагогической деятельности позволяет достигать наибольшей степени результативности целенаправленной работы по гуманизации образования: необходимо устроить окружающий мир и педагогический процесс таким образом, чтобы в них ребенок познавал и усваивал истинно человеческое, познавал себя как человека, проявлял свою истинную индивидуальность, находил общественный простор для развития своей истинной Природы, его интересы совпадали с общечеловеческими интересами, были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления. Предлагаемые положения принимаются в качестве принципов гуманной педагогики.
Одним из направлений внутри гуманной педагогики является педагогика ненасилия, где и рассматривается система построения взаимодействия участвующих в педагогическом процессе людей (воспитателей и учащихся, учителей и школьников, родителей и детей, преподавателей и студентов) на гуманной, ненасильственной основе, с отказом от принуждения. При этом под взаимодействием понимают процесс воздействия объектов или субъектов друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и связь, а под педагогическим взаимодействием - взаимное воздействие педагогов и учащихся друг на друга, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и развития (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров).
Ненасильственное взаимодействие основных субъектов педагогического процесса в той или иной мере исследовалось ещё представителями такого гуманистического направления в педагогике, как свободное воспитание (К.Н. Вентцель, М. Монтессори, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.), психологами-гуманистами (А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс, В. Франкл), а также Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонским, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким и др. Отдельные аспекты рассматриваемого процесса особенно тщательно изучались в работах Ю.М. Л
Антоняна, Р. Бэрона, Д. Левитеса, Ю.М. Орлова, Д. Ричардсон.
Можно отметить многообразие научных поисков, направленных на исследование проблемы формирования ориентированности педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми, особенностей этой модели, ненасильственной её сущности, методического обоснования процесса ненасильственного взаимодействия в педагогической деятельности. Но в течение длительного периода, с момента первых упоминаний о педагогике ненасилия как самостоятельном и целостном педагогическом направлении значительное внимание уделялось содержанию понятия «воспитание на ненасильственной основе».
• Здесь имеется в виду главным образом ненасильственное взаимодействие педагогов с детьми и школьниками. Крайне слабо изучался аспект «обучение и воспитание в духе ненасилия», который подразумевает формирование у подрастающего поколения позиции ненасилия, способности взаимодействовать на ненасильственных принципах, осуществлять особый класс действий, относящихся к просоциально-му поведению. Исследования посвящаются в первую очередь различным моделям педагогического взаимодействия, особенностям позиции ненасилия в них, формированию способности к ненасильствен
• ному взаимодействию, главным образом, взрослых и детей между собой (наиболее содержательны в этом смысле обобщения В.Г. Мара-лова и В.А. Ситарова). В то же время остаются нераскрытыми в полной мере аспекты ненасильственного взаимодействия детей друг с другом и, главное, вопросы готовности детей к подобному взаимодействию в современных социально-экономических и психологических условиях. Сказанное подтверждает анализ материалов научно-практических конференций [Москва (1990, 1992), Санкт-Петербург (1992, 1993, 1996), Белгород (1994), Киев (1991), Магнитогорск
• (1993), Нижний Новгород (1996), Череповец (1995)], акцентирующих внимание в основном на гуманистических традициях воспитания на ненасильственной основе в России и общих вопросах теории и практики воспитания в духе ненасилия.
На фоне изложенных фактов, обусловливающих актуальность настоящего исследования, очевидным становится ряд основных противоречий. Их суть заключается в следующем:
• с одной стороны, теоретическая база, обеспечивающая эффективный процесс формирования готовности к ненасильственному взаимодействию, призвана обозначить дефиниции соответствующих основных понятий; с другой стороны, понятие «готовность младшего школьника к ненасильственному взаимодействию со сверстниками» остается неразработанным;
• с одной стороны, происходит переориентация на систему гуманистических ценностей, ставящих ребёнка в центр работы школы, за основу принимается позиция ненасилия в образовании как фактор, способствующий установлению ненасильственных взаимодействий в педагогической деятельности; с другой стороны, позиция ребёнка (в первую очередь - младшего школьника) как субъекта ненасильственного взаимодействия со сверстниками изучена недостаточно;
• с одной стороны, объективно существует потребность школы в теоретическом обосновании построения педагогической деятельности по формированию готовности детей к ненасильственному взаимодействию со сверстниками; с другой стороны, в настоящее время теоретическое обоснование такой деятельности в педагогической науке отсутствует; с одной стороны, необходимо обеспечить формирование готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию со сверстниками; с другой - система педагогических условий ее формирования в теории и практике целостного учебно-воспитательного процесса не выработана.
Отмеченные противоречия и необходимость их преодоления подчеркивают актуальность диссертационного исследования, в котором предпринимается попытка решения проблемы: в чем заключается сущность готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом? Каким образом такая готовность может быть сформирована?
В соответствии с указанными противоречиями и выделенной проблемой, тема диссертационного исследования сформулирована следующим образом: «Формирование готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию».
Объектом исследования является готовность младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом, предметом - педагогические условия формирования этой готовности.
На основе обозначенных проблемы, объекта и предмета определилась цель исследования - разрешить его проблему: выявить сущность готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию со сверстниками и обосновать педагогические условия ее формирования.
В основу исследования положена следующая гипотеза:
1. Готовность младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом является основой развивающейся позиции ненасилия.
2. Позиция ненасилия - личностное образование, которое обусловливается принятием идей ненасилия как ценности.
3. Формирование готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом будет успешным, если
• формирование такой готовности осознается как одна из целей целостного учебно-воспитательного процесса;
• реализуется модель формирования готовности, включающая целевой, содержательный, процессуальный, диагностико-коррекционный компоненты;
• содержание, формы, методы формирования готовности строятся с учетом специфики младшего школьного возраста;
• в формирующую деятельность на основе субъект-субъектных отношений включены младшие школьники, а также взрослые (учителя, психологи, родители), принявшие позицию ненасилия, так как указанные педагогические условия необходимы и достаточны для формирования готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом, принятия идеи ненасилия как ценности, развития позиции ненасилия.
Из предмета, целей и гипотезы исследования вытекают его задачи:
1) выявить современное состояние проблемы исследования;
2) выявить и обосновать сущность готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию со сверстниками;
3) выделить и обосновать уровни и критерии готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом;
4) разработать и теоретически обосновать модель формирования такой готовности, включающую педагогические условия ее формирования;
5) эмпирически проверить эту модель.
Методологическими основами исследования являются: гуманистическая философия (Р.Г. Апресян, М. Ганди, A.A. Гусейнов, Б. Калликотт, M.JI. Кинг,, Н. Рерих, Ж. Семлен, JI.H. Толстой, Г. Торро, Р. Хиггинс, Д. Шарп, А. Швейцер), гуманистические психология (А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс, C.JI. Франк, В. Франкл, Э. Фромм) и педагогика (Ш.А. Амонашвили, К.Н. Вентцель, А. Комбс, М. Монтессори, Дж. Неллер, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, С. Френе, М. Дж. Холт).
Кроме того, значимыми стали исследования, посвященные изучению педагогической среды, основ установления педагогического взаимодействия (В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, A.A. Леонтьев, A.B. Мудрик, М.М. Рыбакова и др.), изучению социально-этических проблем взаимодействия (Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, А.К. Уледов и др.), исследования в области структуры ненасильственного взаимодействия (Ю.М. Антонян, Р. Бэ-рон, Д. Левитес, Ю.М. Орлов, Д. Ричардсон), формирования способности к ненасильственному взаимодействию (В.Г. Маралов, В.А. Ситаров).
В соответствии с выделенным предметом исследования при решении поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение при изучении объекта исследования и обсуждении его результатов; моделирование), эмпирические (изучение школьной документации; педагогическое наблюдение; обобщение педагогического опыта; анкетирование, беседа, интервьюирование, шкалирование, тестирование; педагогический эксперимент, опытная работа), а также квалиметрические методы осуществлении измерений.
Выделенные предмет, задачи исследования, отобранная в соответствии с намеченными методами батарея методик определили схему организации исследования. Прежде чем перейти к выявлению системы педагогических условий формирования готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию, необходимо было выяснить состояние знаний в этой области, для чего был выполнен анализ психолого-педагогической литературы (поисковый этап исследования, 1998 г.).
Продолжением работы стало изучение основных направлений формирования готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию в современной практике обучения: мы продолжили изучение литературных источников, дополнив его методами изучения школьной документации, наблюдения, анкетирования, беседы, интервьюирования, обобщения педагогического опыта (второй, констатирующий этап исследования, 1999 г.). Проделанная работа позволила убедиться в актуальности исследования, частично проверить исходную гипотезу, выяснить, какие аспекты проблемы нуждаются в дальнейшем изучении. На основе теоретического анализа была выдвинута гипотеза эмпирического исследования, которая нуждалась в специальной проверке.
Эта проверка составила следующий, формирующий этап исследования (1999 - 2000 гг.), который сопровождался применением таких эмпирических методов, как наблюдение, обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, педагогический эксперимент.
На заключительном этапе (2000 г.) была предпринята опытная работа, завершено оформление рукописи диссертации.
База исследования - муниципальные общеобразовательные учреждения (МОУ) города Калининграда: средние школы № 33, 35, 36, начальные школы № 27, 53, 54.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены целостным подходом к проблеме исследования, опорой на его понятийно-терминологический аппарат, современные научные концепции, использованием комплекса теоретических методов в сочетании с педагогическим экспериментом, обобщением научных результатов комплексного исследования.
Научная новизна исследования заключается в уточнении сущности готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом; описании блоков компонентов и уровней такой готовности; выявлении и теоретическом обосновании системы педагогических условий формирования готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию со сверстниками; описании модели этого формирования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что выдвигаемые в нем положения в определенной мере устраняют пробелы в вопросе организации процесса формирования готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом и становятся основой построения модели процесса данного формирования. Полученные результаты указывают на необходимость и возможность обеспечения педагогических условий формирования рассматриваемой готовности.
Практическое значение исследования заключается в разработке и апробации целостной модели формирования готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом, составлении и апробации программы диагностики уровня готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию со сверстниками и содержания специальных занятий по формированию такой готовности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Готовность младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом отражает уровень их развития, гарантирующий выполнение требований такого взаимодействия при принятии позиции ненасилия. Структура готовности включает три блока компонентов: теоретический (знание о ненасилии как общечеловеческой ценности, понятие о ненасильственном поведении и взаимодействии, о позиции ненасилия); психологический (эмоции, переживания, установки, система намерений, позитивная мотивация, интегральные качества и характеристики личности, обусловленные принятием позиции ненасилия); практический (проявления позиции ненасилия на уровне просоциальных действий).
2. Готовность младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом успешно формируется при реализации целевого, содержательного, процессуального и диагностико-коррекционного компонентов модели формирования готовности, построенных с учетом возрастных особенностей младших школьников.
3. Готовность младших школьников к ненасильственному взаимодействию друг с другом характеризуется уровнями готовности, адекватными их качественному состоянию.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на XXIX, XXX, XXXI научных конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов Калининградского государственного университета (1998 -2000 гг.); на Второй отраслевой межвузовской научно-технической конференции аспирантов и соискателей Балтийской государственной академии (Калининград, 1998 г.); в работе «круглого стола» «Проблемы детского чтения» отдела по культуре мэрии г. Калининграда (1999 г.); в выступлениях перед учителями школ г. Калининграда (1998 - 2000 гг.); на Первых областных «Педагогических чтениях» по дополнительному образованию (Калининград, 2000 г.), а также при чтении автором курсов «Теория и методика воспитательной работы», «Психология общения» и «Педагогическая этика» в Калининградском государственном университете в 1997 - 2000 годах; отражены в 8 публикациях автора.
Логика исследования определила его структуру. Во введении представлена общая характеристика выполненного исследования: обоснована его актуальность, выделены проблема, тема, определены объект, предмет, поставлены цель и задачи, сформулирована гипотеза, намечены этапы исследования, указана его база, описаны методологические основы и методы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Первая глава посвящена современному состоянию объекта исследования в педагогической теории и практике. Рассмотрению здесь подлежат такие вопросы, как социально-философский, психологический и собственно педагогический аспекты содержания понятия «ненасилие», ненасильственное взаимодействие как объект изучения, специфика ненасильственного взаимодействия младших школьников, а также готовность младших школьников к ненасильственному взаимодействию, имеющийся в педагогической практике опыт ее формирования. Вторая глава описывает эмпирическую проверку выдвинутой гипотезы. Заключение включает результаты осмысления комплекса вопросов, поставленных в исследовании. Библиографический список включает 252 наименования. Диссертация содержит 15 таблиц, 4 рисунка, приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 152 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz