Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 20 » Скачать Формирование и поддержание психического состояния курсантов военно-транспортного университета железнодорожных войск физическими бесплатно
11:51 PM
Скачать Формирование и поддержание психического состояния курсантов военно-транспортного университета железнодорожных войск физическими бесплатно
Формирование и поддержание психического состояния курсантов военно-транспортного университета железнодорожных войск физическими упражнениями и ментальным тренингом

Диссертация

Автор: Пристав, Оксана Викторовна

Название: Формирование и поддержание психического состояния курсантов военно-транспортного университета железнодорожных войск физическими упражнениями и ментальным тренингом

Справка: Пристав, Оксана Викторовна. Формирование и поддержание психического состояния курсантов военно-транспортного университета железнодорожных войск физическими упражнениями и ментальным тренингом Дис. канд. психол. наук : 13.00.04 СПб., 2005 c. :

Объем: стр.

Информация: СПб., 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Проблема психических состояний в условиях военно- про* фессиональной подготовки офицеров - специалистов Железнодорожных войск
11 Особенности деятельности военнослужащих Железнодорож- 11 ных войск
111 Историческая справка о деятельности Железнодорожных войск
112 Деятельность Железнодорожных войск в современных условиях
12 Проблема психических состояний в психологической науке
121 Психические состояния в военно-профессиональной деятельности
13 Пути коррекции психического состояния
131 Влияние физической подготовки на формирование и поддержание положительного психического состояния
132 Ментальный тренинг как средство поддержания положительного психического состояния
Выводы по первой главе
Глава 2 Организация и методы исследования
21 Организация исследования
22 Методы исследования
Глава 3 Факторы, определяющие надежность и эффективность профессиональной деятельности курсантов
31 Взаимосвязь психических показателей в решении учебнопрофессиональных задач курсантами
32 Взаимосвязь личностных состояний, эмоционально-волевой устойчивости и физических качеств у курсантов
321 Взаимосвязь показателей психических процессов, свойств, состояний и физической подготовки курсантов
322 Взаимосвязь показателей психических процессов, свойств, состояний, физической подготовки и эмоционально-психической напряженностью
33 Взаимосвязь различных психических состояний курсантов
Выводы по третьей главе
Глава 4 Влияние занятий по экспериментальной программе на успешность военно-профессиоанльной подготовки курсантов
41 Тренировочный эффект занятий ментальным тренингом
411 Содержание программы ментального тренинга
412 Результаты первого формирующего эксперимента
42 Тренировочный эффект занятий ментальным тренингом в сочетании с предшествующей мышечной релаксацией
421 Содержание программы ментального тренинга в сочетании с предшествующей мышечной релаксацией
422 Результаты второго формирующего эксперимента
43 Сравнительный анализ эффективности программ ментального тренинга и ее сочетания с предшествующей мышечной релаксацией
Выводы по четвертой главе

Введение:

Актуальность исследования определяется большой ответственностью и объемом военно-профессионального труда, выполняемого личным составом Железнодорожных войск РФ. Прежде всего, это касается офицерского состава, деятельность которого характеризуется высокими переносимыми ими физическими и психологическими нагрузками даже в мирное время. Это обуславливает необходимость поддержания положительного психического и физического состояния офицеров, прапорщиков, сержантов, курсантов и солдат. В психическом состоянии будущих офицеров Железнодорожных войск имеются существенные недостатки (И.М. Евдокимов, 2001; А.В. Караван, 2002; И.А. Степанов, 2002; Е.В. Курьянович, 2003; А.И. Крылов, 2004; С .Я. Шем-чук, 2004 и др.). Данный аспект обусловлен рядом противоречий: объективных — между ростом требований военно-профессиональной деятельности к офицерам Железнодорожных войск РФ и недостаточным уровнем их профессиональной подготовки, а также между декларацией о высокой ответственности офицера и реальным снижением их материального и морального статуса; субъективных - между требуемым высоким уровнем физической подготовки курсантов в Военно-транспортном университете Железнодорожных войск РФ и снижением уровня готовности к освоению специальности контингента обучающихся, между коллективным характером военно-учебной деятельности и проявляемыми личностными психологическими особенностями курсантов. Совокупность рассмотренных противоречий подчеркивает значимость изучения возможности формирования и поддержания психического состояния курсантов Военно-транспортного университета Железнодорожных войск РФ.
Это указывает на необходимость адаптации существующих методик управления психическим состоянием курсантов и исследования технологий их применения в условиях учебно-воспитательного процесса Военно-транспортного университета Железнодорожных войск РФ, выпускники которого связаны с оперативной и операторской деятельностью и должны уметь управлять своим психическим состояниям. В соответствии с требованиями директивы командующего Железнодорожных войск РФ 1997 года «О совершенствовании морально-психологического обеспечения в Железнодорожных войсках Российской Федерации» Федеральной службы Железнодорожных войск РФ необходимо проводить специальные исследования, направленные на совершенствование работы по морально-психологическому обеспечению деятельности Железнодорожных войск РФ в мирное и военное время.
К настоящему времени накоплена научно-практическая информация о способах эффективного управления психическим состоянием как извне, так и путем саморегуляции. Это разные варианты аутотренинга: аутогенная тренировка (AT), психорегулирующая тренировка (ПРТ), психосоматическая тренировка (ПСР), методика самоконтроль-саморегуляции (С-КР), ментальный тренинг и др. (А.Т. Филатов, 1979; А. Шульц, 1985; X. Линдерман, 1985; B.C. Лобзин, М.М. Решетников, 1986; В.И. Баландин, П.В. Бундзен, 1998; В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов, 2001; И.М. Евдокимов, 2001 и др.). Но проблема эффективного управления психическим состоянием не теряет своей актуальности, так как изменение техники, оружия и характера боевой деятельности обуславливают соответствующие изменения требований к военнослужащим.
В ряде ВУЗов ВВС, ПВО, СВ и др. прошли успешную апробацию методики формирования позитивного психического состояния с применением средств физической подготовки ( В.Л. Марищук, 1983; Р.А Макаревич, 1981; И.М. Евдокимов, 2001; В.Л. Марищук ,И.И. Евдокимов,2001; А.А. Горелов, 1993 г; А.В. Караван, 2002 ; Е.В. Курьянович, 2003; А.Н. Лункин, 2003 и др.). Во многих аналогичных исследованиях рассматриваются возможности применения средств физической подготовки и психологической коррекции психического состояния, достаточно полно раскрывая эту тему. Однако возможности сочетания этих групп методов не достаточно исследованы.
Изучение взаимовлияния средств физической подготовки и психологической коррекции психического состояния, а также перенос таких методик в практику различных ВУЗов, в частности, в содержание образовательного процесса Военно-транспортного университета Железнодорожных войск Российской Федерации (ВТУ ЖДВ РФ) представляется важным потому, что психическое состояние курсантов, в определенной мере, связано с общими успехами в обучении, служит неотъемлемым компонентом обеспечения высокой эффективности военно-профессиональной деятельности (Н.Д. Левитов, 1964; В.П. Симонов, 1975; Ю.Е. Сосновикова, 1975; Ю.Н. Бабанский, 1977; Б. Ананьев, 1980; В.И. Кемкин,1983; А.О. Прохоров, 1991 и др.), с адаптацией в ВУЗе (Г.Ш. Габдреева, 1981; Р.А. Макаревич, 1981; А.В. Спомичев, 1985; Б.В. Ендальцев, А.А. Нестеров, 1986; М.Т. Лобжа,1994; И.М. Евдокимов, 2001; А.Н. Караван, 2003 и др.)
В нашем исследовании широко рассматриваются вопросы формирования и поддержания психического состояния и его влияние на успехи в военно-профессиональной подготовке курсантов.
Особый интерес представляет выявление значимости физической подготовки в улучшении психического состояния курсантов, а вместе с этим и для общей их пригодности к офицерской службе в Железнодорожных войсках РФ.
Безусловно, важным являются профессиографические сведения, на основании которых возможно уточнение направленности и интенсивности педагогических воздействий в плане оптимизации психических состояний курсантов рассматриваемого военного университета Железнодорожных войск РФ, повышения их военно-профессиональной пригодности, в том числе путем применения средств физической подготовки и избранного нами ментального тренинга.
Объект исследования - психическое состояние курсантов Военно-транспортного университета Железнодорожных войск РФ.
Предмет исследования - управление психическим состоянием путем преодоления эмоционально-психической напряженности курсантов в условиях обучения в Военно-транспортном университете Железнодорожных войск РФ с применением средств специальной физической подготовки и ментального тренинга.
Цель исследования - обоснование возможности формирования и поддержания психических состояний курсантов Военно-транспортного университета Железнодорожных войск РФ физическими упражнениями и ментальным тренингом в процессе обучения.
Гипотеза исследования основана на предположении, что применение ментального тренинга и ряда упражнений специальной физической тренировки для курсантов Военно-транспортного университета Железнодорожных войск РФ, способствует улучшению их психического состояния и эффективности учебного процесса. Использование при этом специальных физических упражнений направлено на обеспечение мышечной релаксации.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности психического состояния курсантов Военно-транспортного университета Железнодорожных войск на разных курсах, проанализировав связи с результатами измерения ряда психических процессов (внимание, память), личностных свойств (самоконтроль, эмоциональная устойчивость, высокая нормативность поведения), оценок успеваемости и учебно-профессиональной деятельности;
2. Выявить возможности позитивного воздействия ментального тренинга на психическое состояние курсантов, оценить величину и значимость повышения ожидаемого положительного эффекта при сочетании его с предварительным проведением физической тренировки по формированию специальных навыков мышечной релаксации и овладению специальными дыхательными упражнениями.
3. Обосновать подход к формированию и поддержанию психического состояния курсантов, предполагающий сочетание ментального тренинга с физическими упражнениями, направленными на обеспечение мышечной релаксации.
В качестве методологической основы исследования использованы основные положения диалектики и системного подхода (В.Тугаринов,1956, 1971; Б.Ф. Ломов, 1964; В.И. Садовский, 1974; В.И.Столяров, 1975; А.И. Уемов, 1978; В.Г. Афанасьев, 1980, 1981; Н.В. Бодровская, 2001 и др.)
Теоретической основой диссертации являются материалы исследований:
• по проблемам психических состояний (Н.Д. Левитов, 1964; L.Levy, 1965; R.Lazarus, 1968; В.Е. Сосновикова, 1975; K.Starke, 1979; П.Н. Александрович, 1986; А.О. Прохоров, 1992 и др.);
• концептуальные положения личностно-деятельностного подхода (К.А. Альбуханова-Славская, 1980; Б.Г. Ананьев, 1980; Б.Ф. Ломов, 1984; С.Л. Рубинштейн, 1998; Б.С. Гершунский, 1998 и др.);
• положения теории физической подготовки военнослужащих, физического воспитания и спорта (В.В. Брынцев, 1974; В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, 1986; Р.Н. Макаров, 1988; Б.А. Ашмарин, 1990, P.M. Кадыров, 1990; В.Н. Платонов, 1990; В.Л. Марищук, Е.А. Пеньковский, 1992; Л.А. Вейднер-Дубровин и др., 1992; А.А. Горелов, 1993; А.А. Нестеров, 1996; А.А. Сидоров и др., 1996; Л.П. Матвеев, 1985, 1997; А.Н. Алябьев, 1999; С.М. Аш-кинази, 2001 и др.);
• положения общей педагогики, психологии, психологии физического воспитания и спорта, физиологии спорта (А.Ц. Пуни, 1959; В.К. Сафонов, 1967; П.А. Рудик, 1974; Ю.Н. Бабанский, 1977; Е.П. Ильин, 1978, 1987, 2002, 2004; О.А. Черникова, 1982; В.А. Щеголев, 1989; В.Л. Марищук, 1990; ДН. Узнадзе,2001; А.А. Ухтомский, 2002 и др.).
Научная новизна. В работе впервые рассматриваются сравнительные характеристики показателей психического состояния у курсантов Военно-транспортного университета Железнодорожных войск РФ; показаны связи психического состояния курсантов с межличностной проблематикой, успехами в учебной деятельности и дисциплинированностью; выявлены взаимосвязи психического состояния этих курсантов с различными показателями ряда психических процессов (внимание, память), личностных свойств (самоконтроль, эмоциональная устойчивость, высокая нормативность поведения), физической подготовленности.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что представленные данные, отражающие значимое позитивное влияние предварительного формирования специальных навыков мышечной релаксации на эффективность применения ментального тренинга для улучшения психического состояния курсантов, дополняют современную теорию морально-психологического обеспечения военно-профессиональной готовности курсантов Военно-транспортного университета Железнодорожных войск РФ.
Предложенная технология формирования и поддержания психического состояния курсантов Военно-транспортного университета Железнодорожных войск с помощью ментального тренинга, сочетающегося с физическими упражнениями, направленными на обеспечение мышечной релаксации, позволяет расширить теоретическую базу по организации и проведению психологической работы в Железнодорожных войсках РФ.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана и в реальных условиях апробирована педагогическая технология улучшения психического состояния курсантов военного учебного заведения, включающая применение ментального тренинга в сочетании с физическими упражнениями, направленными на обеспечение мышечной релаксации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На формирование и поддержание психического состояния курсантов в условиях обучения в Военно-транспортном университете Железнодорожных войск РФ значимое влияние оказывает уровень физической подготовленности, развитие психических процессов (внимание, память) и личностных свойств (самоконтроль, эмоциональная устойчивость, высокая нормативность поведения), что, в свою очередь, определяет успехи в учебе и показателях пригодности к военно-профессиональной деятельности.
2. Улучшению психического состояния курсантов в рамках образовательного процесса в Военно-транспортном университете Железнодорожных войск РФ способствует применение ментального тренинга, позитивный эффект которого значимо повышается при его сочетании с физическими упражнениями, направленными на обеспечение мышечной релаксации.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается методологической и теоретической основой, логикой научного исследования; адекватностью использованных методов исследования поставленным задачам; репрезентативностью выборки; корректностью проведенных анализов и интерпретацией полученных результатов исследования.
Апробация результатов исследования. Внедрение и апробация результатов осуществлялась непосредственно в ходе всего периода исследования в Военно-транспортном университете Железнодорожных войск РФ. Предварительные итоги исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры физической подготовки и спорта Военно-транспортного университета Железнодорожных войск РФ; кафедры теории и методики физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена; на заседании ученого совета Военно-транспортного университета Железнодорожных войск РФ. Теоретические и практические рекомендации, изложенные в диссертации, внедрены в практику психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса курсантов. Основные аспекты исследования отражены в восьми опубликованных научных работах автора.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, предложений, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 145 страницах, включает в себя 3 диаграммы, 12 таблиц, 6 схем, 10 рисунков. Список использованной литературы содержит 229 источников, из них 13 работ на иностранном языке.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 96 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz