Главная » 2014 » Август » 12 » Скачать Формирование конкурентной стратегии коммерческого предприятия. Тюлин, Сергей Вячеславович бесплатно
9:50 PM
Скачать Формирование конкурентной стратегии коммерческого предприятия. Тюлин, Сергей Вячеславович бесплатно
Формирование конкурентной стратегии коммерческого предприятия
Диссертация
Автор: Тюлин, Сергей Вячеславович
Название: Формирование конкурентной стратегии коммерческого предприятия
Справка: Тюлин, Сергей Вячеславович. Формирование конкурентной стратегии коммерческого предприятия : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Санкт-Петербург, 2007 232 c. : 61 07-8/3399
Объем: 232 стр.
Информация: Санкт-Петербург, 2007
Содержание:
Стр Введение
Глава
I Научно-практические проблемы конкурентоспособности коммерческих предприятий
11 Место и роль конкуренции и стратегий конкурентной борьбы в экономической деятельности хозяйствующих субъектов
12 Сущность конкуренции и стратегий конкурентной борьбы
13 Проблемы повышения конкурентоспособности коммерческих предприятий
14 Пути повышения конкурентоспособности коммерческих предприятий
Выводы по главе I
Глава
II Методические основы оценки конкурентных стратегий коммерческих предприятий
21 Анализ существующих подходов и методов оценки конкурентных стратегий коммерческих предприятий
22 Анализ факторов и условий, влияющих на выбор конкурентной стратегии коммерческого предприятия
23 Критерии и показатели оценки конкурентной стратегии коммерческого предприятия
24 Методика формирования конкурентной стратегии коммерческого предприятия
Выводы по главе II
Глава
III Стратегия повышения конкурентоспособности коммерческого предприятия
31 Пример оценки и выбора конкурентной стратегии коммерческого предприятия
32 Оценка экономической эффективности методики формирования конкурентной стратегии коммерческого предприятия
33 Научно-практические рекомендации по эффективному управлению конкурентоспособностью коммерческого предприятия
Выводы по главе III
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
В условиях обостряющихся проблем эффективного развития и выживания предприятий в жесткой конкурентной среде системный подход к решению важнейших комплексных стратегических задач необходимым условием ставит квалифицированный, экономически обоснованный выбор системных, стратегических целей предприятия, путей и методов их достижения, что эффективно реализуется менеджментом в процессе формирования конкурентной стратегии, адекватной имеющимся ресурсам, основным факторам и условиям внешней и внутренней сред, в целом влияющим на производственно-хозяйственную деятельность коммерческого предпри- ятия. Ненаучные подходы к оценке и повышению конкурентоспособности, волюнтаристские решения накопившихся проблем стратегического развития предприятий становятся малоэффективными и требуют своего немедленного разрешения. Изучение этой проблемы показало, что руководство коммерческих предприятий должно переориентировать стратегию управления конкурентоспособностью на требования научно-технического и социального прогресса. Именно этой проблеме и сформулированной на ее основе теме: «Формирование конкурентной стратегии коммерческого предприятия» посвящено настоящее исследование. Проблемы стратегического управления изучались в трудах многих зарубежных авторов: Альберт М., Бланк И., Делл О., Гроув Э., Грейсон Дж., Котлер Ф., Карлоф Б., Кессон Г., Мескон М., Портер М., Хедоури Ф., Хоскинг А., Швальбе X., Якокка Ли. и др. Имеется ряд публикаций отечественных авторов: Богачев В.Ф., Ильенкова Д., Кабаков B.C., Корабельников В.М., Краюхин Г.А., Пешкова Е.П., Попков В.П., Юданов А.Ю. и др. В их работах описываются российские условия, но не достаточно полно раскрываются проблемы и пути обеспечения высокой конкурентоспособности предприятия. Кроме этого, недостаточно увязано положение коммерческих предприятий на рынке с требованиями и ожиданиями потребителей и с совокупностью предпринимаемых их руководством управленческих мероприятий, что и потребовало поиска новых решений. Целью данного исследования является разработка теоретических и методических основ повышения конкурентоспособности коммерческих предприятий на основе научного подхода к выбору конкурентной стратегии через оценку ее соответствия характерным особенностям. Для достижения этой цели в диссертации были поставлены и решены следуюш,ие задачи: уточнена роль конкурентоспособности в выборе стратегии развития и управлении коммерческим предприятием; уточнена взаимосвязь жизненного цикла коммерческого предприятия и выбранной конкурентной стратегии; смоделирована зависимость жизненного цикла коммерческого предприятия от выбранной конкурентной стратегии; уточнены типовые факторы, влияющие на формирование конкурентной стратегии коммерческого предприятия; уточнены критерии и показатели конкурентоспособности коммерческого предприятия; определены преимуш,ества и недостатки типовых конкурентных стратегий коммерческого предприятия; определено соответствие конкурентных стратегий коммерческих предприятий показателям конкурентоспособности; определены стадии и основные факторы риска, влияющие на реализацию конкурентной стратегии коммерческого предприятия; разработана организационно-технологическая последовательность оценки и выбора конкурентной стратегии коммерческого предприятия сформулированы научно-практические рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью коммерческих предприятий. Объектом исследования в работе выступает система стратегического управления конкурентоспособностью коммерческого предприятия. Предметом исследования в работе являются организационно- экономические вопросы стратегического управления конкурентоспособностью коммерческого предприятия. Теоретической и методологической базой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых, практиков в области экономики, организации и управления предприятиями; методы системного анализа, принятия управленческих решений и производственного менеджмента. В качестве организационно- правовой базы были приняты действующие законы, законодательные и нормативные акты Правительства Российской Федерации и местных органов управления. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем. 1. Построена графическая модель зависимости жизненного цикла коммерческого предприятия от выбранной конкурентной стратегии. 2. Уточнены типовые факторы и показатели, влияюш,ие на формирование конкурентной стратегии коммерческого предприятия 3. Определены и разработаны таблицы преимуш;еств и недостатков базовых конкурентных стратегий коммерческого предприятия 4. Разработана матрица соответствия конкурентной стратегии коммерческого предприятия показателям конкурентоспособности. 5. Разработана методика оценки и выбора конкурентной стратегии коммерческого предприятия. Практическая значимость исследования заключается в целесообразности использования широким спектром субъектов рынка предложеНИИ, подходов, методов, показателей оценки и рекомендаций по стратегическому управлению. К их числу можно отнести: основные характеристики конкурентоспособности и их управляющее влияние на выбор конкурентной стратегии коммерческого предприятия; принципы рационального стратегического управления и организации предприятия, следование которым обеспечивает повышение его конкурентоспособности; методические рекомендации по оценке конкурентоспособности предприятия и формированию эффективной конкурентной стратегии; практический опыт по формированию и применению стратегии управления конкурентоспособностью предприятия. Внедрение и апробация результатов исследования. Основные результаты исследования прошли апробацию в учебном процессе при чтении курсов "Товароведение", "Маркетинг в предпринимательской деятельности", "Менеджмент в коммерции" и были доложены на научно- практических конференциях и семинарах в 2003 2006гг., где получили положительную оценку. Предложенная методика была успешно применена на фирме "Глорус", Результаты внедрения отражены в третьей главе исследования. Публикации. По теме диссертации опубликованы 5 работ общим объемом 1,2 п.л. Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заюгючения, списка использованной литературы и приложения. Во введении раскрыта актуальность, цель и задачи исследования, сформулированы научная новизна и основные положения, теоретические и методологические основы диссертации.в первой главе исследованы научно-практические проблемы управления конкурентоспособностью предприятия. Определены место и роль конкуренции и выбора конкурентной стратегии в экономических показателях хозяйствующих субъектов. Раскрыты сущность конкуренции и стратегий конкурентной борьбы, проблемы конкурентоспособности, стоящие перед предприятиями и пути ее повышения. Исследованы стратегии управления конкурентоспособностью предприятия, приведены классификация и виды стратегического управления, уточнены место и роль конкурентной стратегии в повышении конкурентоспособности предприятия. Определены основные направления совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия. Во второй главе исследованы существующие методические основы оценки стратегий и уровня конкурентоспособности предприятий, проведен анализ методов оценки конкурентоспособности, показателей и критериев, факторов и условий на нее влияющих. Разработана матрица соответствия стратегии предприятия и показателей конкурентоспособности. Предложена методика оценки и выбора конкурентной стратегии коммерческого предприятия, реализуемая на основе оценки конкурентоспособности. В третьей главе дан пример оценки и выбора конкурентной стратегии, варианта стратегического управления конкурентоспособностью предприятия на основе оценки типовых особенностей и характеристик, предложены механизм управления конкурентоспособностью предприятия при реализации выбранного им варианта конкурентной стратегии, а также научно-практические рекомендации по эффективному управлению конкурентоспособностью коммерческого предприятия. В заключении приводятся полученные научные и методические результаты, а также выводы о проделанной работе.