Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации : На материале учеб. работы бесплатно
9:41 PM
Скачать Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации : На материале учеб. работы бесплатно

Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации : На материале учеб. работы в кл. фортепиано

Диссертация

Автор: Шмалько, Юрий Васильевич

Название: Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации : На материале учеб. работы в кл. фортепиано

Справка: Шмалько, Юрий Васильевич. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации : На материале учеб. работы в кл. фортепиано : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 1998 134 c. : 61 98-13/336-1

Объем: 134 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ И УЧЕБНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
§1 Подбор по слуху, импровизация, их использование в современной музыкальной практике
§2 О методологии исследования музыкального мышления и восприятия
ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ)
§1 Сочинение музыки, ее исполнение, импровизация и подбор по слуху как формы музыкально-речевой деятельности Функциональные формы музыкальной речи
§ 2 Развитие музыкального мышления учащегося ( психологический и дидактический аспекты )
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОЦЕССОВ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И ИНТОНИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ В
УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ
§1 Исследование устной музыкально-речевой деятельности в условиях стихийного подбора по слуху
§ 2 Исследование методов обучения и развития устной музыкальной речи в интонировании

Введение:

Перемены в общественной жизни не могут не оказывать своего влияния на содержание, формы и методы образования и воспитания подрастающего поколения. В наши дни, в связи с обострившимися проблемами духовности, особую роль играет музыкальное воспитание молодежи. Необходимым условием решения названных проблем является постоянное совершенствование работы всех звеньев системы музыкального образования и прежде всего тех, которые осуществляют подготовку учителей музыки в школе.
Первостепенное значение в подготовке учителя музыки приобретают вопросы активизации его музыкального мышления как одного из основных факторов успешной деятельности на поприще "полпреда" музыкального искусства. На первый план здесь выходит поиск специальных педагогических методов формирования музыкального мышления учащегося, выделение в этих целях учебной деятельности, практически отражающей процесс рождения воплощения музыкальной семантики. Искомый вид деятельности необходим и как недостающее синтезирующее начало, компенсирующее общую аналитическую направленность учебного процесса. Решение этой проблемы стало бы реальным воплощением идеи развивающего обучения учащегося-музыканта (Г.М.Цьшин).
Вопросы подбора по слух}' и импровизации неоднократно поднимались в музыкальной педагогике, но - в учебно-методическом плане. При этом, и импровизация, и подбор по слуху рассматривались и рассматриваются как отдельные умения (навыки), что свидетельствует об осмыслении лишь внешней стороны явления. В результате остается неясной взаимосвязь данных видов творческой музыкальной деятельности и процесса музыкального мышления, их взаимовлияние, общие психологические закономерности. Разработка данных вопросов является необходимым исходным этапом поиска педагогических методов формирования музыкального мышления учащегося.
Объектом данного исследования является интонационно-смысловой аспект подбора по слуху и импровизации учащегося-музыканта. Предмет исследования - возможности использования в учебных целях взаимосвязи процесса формирования в сознании учащегося интонационной музыкальной семантики и ее воплощения в условиях подбора по слуху и импровизации. Цель исследования состоит в разработке совокупности педагогических методов формирования музыкального мышления учащегося, основанной на моделировании данного психического процесса в специальной учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Подвергнуть анализу общетеоретические, дидактические аспекты подбора по слуху и импровизации, выявить степень разработанности проблемы.
2. Вскрыть общие психологические закономерности известных видов музыкального творчества ( в т.ч. и подбора по слуху) с точки зрения интонационной концепции музыки Б.В.Асафьева, теории отражательной и познавательной деятельности ( C.JI. Рубинштейн), психологии знаковой деятельности ( JI.C. Выготский) в целях выявления вида деятельности, наиболее подходящего для моделирования процесса музыкального мышления в условиях обучения музыке.
3. Дать психологическое и дидактическое обоснование разрабатываемого подхода к использованию подбора по слуху в совокупности с импровизацией в качестве основы методов формирования музыкального мышления учащегося.
4. Провести экспериментальное исследование предложенной в настоящей работе совокупности методов формирования музыкального мышления учащегося.
Исходя из цели данного исследования, мы выдвигаем следующую гипотезу.
Все виды музыкального творчества так или иначе влияют на музыкальное мышление , но целенаправленное педагогическое воздействие на формирование музыкального мышления учащегося осуществимо лишь на базе специально выделенной и организованной в соответствии с дидактическими принципами деятельности. Теоретическое исследование в этих целях психологических закономерностей подбора по слуху и импровизации целесообразно проводить на основе целостной концепции музыкального мышления и в условиях методологической опоры на принципы теории отражательной, познавательной деятельности человека. В этом случае музыкальное мышление можно представить себе как психический процесс художественного отражения действительности в интонировании и посредством интонирования (в асафьевском понимании этого слова).
Музыкальное мышление, как и любой психический процесс, существует в виде деятельности. Предполагается, что таковой является музыкально-речевая деятельность как процесс воплощения музыкально-слуховых представлений в структурах музыкальной речи. Музыкально-речевая деятельность мыслится как единая психологическая основа всех видов музыкальной деятельности, в том числе и подбора по слуху. Необходимо отметить наличие двух форм музыкально-речевой деятельности : устной и письменной. Предполагается, что психологические закономерности подбора по слуху и импровизации целесообразно рассматривать в единстве - как устную музыкально-речевую деятельность. При этом, подбор по слуху как этап развития музыкального мышления учащегося в устной музыкально-речевой деятельности, генетически предшествует этапу импровизации в составе этой деятельности.
Предполагается, что основой целенаправленного педагогического воздействия на формирование музыкального мышления учащегося является подбор по слуху в совокупности с импровизацией, если рассматривать их как единство - устную музыкально-речевую деятельность - воплощение процесса музыкального мышления.
Методологической основой настоящего исследования является интонационная концепция музыки Б.В.Асафьева, труды музыковедов в области теории музыкального языка (Л.А.Мазель), музыкальной семиотики (В.В.Медушевский), теория отражательной и познавательной деятельности (С.Л.Рубинштейн), психологические исследования речевой деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия), исследования психологии искусства и знаковой деятельности (Л.С.Выготский), а также труды современных дидактов о взаимосвязи обучения и развития ( Л.В.Занков), о развитии мышления в обучении (И.Я.Лернер), о проблемной ситуации в обучении (А.М.Матюшкин), о методологии педагогического исследования (Г.П.Щедровицкий) и другие.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования проявляется в том, что предметом психолого-педагогического анализа впервые стала взаимосвязь процесса музыкального мышления учащегося и его музыкально-речевой деятельности. При этом, подбор по слуху рассматривается в диссертации в совокупности с импровизацией; рассматривается не как результат научения, а в качестве обусловленной познавательными и духовными потребностями деятельности учащегося - воплощения процесса его музыкального мышления. В соответствии с этим выдвигается и обосновывается понятие "музыкально-речевая деятельность" как единая психологическая основа музыкального творчества в целом. Обосновывается дифференциация данного понятия, в результате которой выделяется "устная музыкально-речевая деятельность" как адекватное воплощение интонационной природы процесса музыкального мышления. Тем самым обосновывается возможность осуществления интонационного анализа музыкальной семантики произведения непосредственно в интонировании и использования его в обучении музыке. В целях разработки критерия отбора учебного материала выдвигается и обосновывается понятие "функциональные формы музыкальной речи (устная и письменная)".
Практическая ценность исследования состоит в разработке психологически обоснованной совокупности педагогических методов формирования музыкального мышления учащегося, в осуществлении на практике идеи моделирования процесса музыкального мышления в учебной деятельности.
Разработан специальный критерий уровня овладения устной музыкальной речью, выделены и описаны условные этапы развития устной музыкальной речи, отражающие процесс формирования музыкального мышления учащегося. Разработаны специальные методические приемы обучения устной музыкальной речи, в том числе: постепенный переход в интонационном анализе музыкального произведения от подбора по слуху к импровизации элементов его фактуры, затем - к импровизации в жанре этого произведения; разработаны принципы организации специального учебного материала на основе интонационного родства музыкальных тем. Вышеотмеченное позволяет по-новому и более эффективно использовать в учебном процессе подбор по слуху и импровизацию. Ознакомление с жанрами популярной бытовой, народной и прикладной музыки способствует изучению ранее не задействованных в музыкальной педагогике областей музыкальной культуры.
Апробация диссертации проводилась на кафедре музыкальных инструментов и кафедре эстетического воспитания Московского педагогического государственного университета, на музыкальном отделении московского учебно-педагогического комплекса "Маросейка"№7, в классах преподавания фортепиано Московской школы-лаборатории № 1732 Северо-Восточного окружного управления образования.
На защиту выносятся следующие положения гипотезы.
1. Направленное педагогическое воздействие на процесс формирования музыкального мышления учащегося наиболее целесообразно осуществлять на основе взаимодействия процесса становления музыкально-слуховых представлений и их воплощения в музыкальной речи. Предполагается, что модель такого взаимодействия можно организовать, используя подбор по слуху и импровизацию, если рассматривать их как единый вид деятельности, отражающий собственно процесс формирования музыкально-слуховых представлений в интонировании - устную музыкально-речевую деятельность. Тогда учебный процесс перестает быть ограниченным изучением навыка пассивно-механического воспроизведения музыкальной фактуры произведения по слуху, или овладением импровизацией как самоцелью. Направленный на постижение интонационного смысла музыки средствами музыкальной речи, он получает качественно иную степень глубины и непосредственно связывается с формированием музыкального мышления учащегося.
2. Формирование музыкального мышления учащегося в процессе устной музыкально-речевой деятельности происходит поэтапно. Эти этапы, характеризующиеся различными методами работы, условно можно обозначить как подбор по слуху, импровизация на материале подобранного произведения, импровизация в жанре (стиле) подобранного произведения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 126 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz