Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 18 » Скачать Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности. Гатальский, Владимир бесплатно
0:06 AM
Скачать Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности. Гатальский, Владимир бесплатно
Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности

Диссертация

Автор: Гатальский, Владимир Дмитриевич

Название: Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности

Справка: Гатальский, Владимир Дмитриевич. Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.05 Москва, 2001 176 c. : 61 02-13/362-8

Объем: 176 стр.

Информация: Москва, 2001


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3-
Глава I НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОСУГА И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
11 Досуг как предмет педагогики и смежных наук 14
12 Формирование нравственно-эстетической культуры личности средствами досуга 37
13 Специфика реализации воспитательного потенциала свободного времени молодежи 70
Глава И ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
21 Обеспечение оптимальной взаимосвязи служебной деятельности и досуга96
22 Профессиональная адаптация молодых воинов на разных этапах службы как основа отбора содержания и форм свободного времяпрепровождения126
23 Формирование умений и навыков рациональной организации досуга144

Введение:

Актуальность темы исследования.
Осуществляемая ныне реформа Вооруженных Сил Российской Федерации решает широкий комплекс задач, предусматривающий их приведение в соответствие со сложившимися в стране к началу XXI века социальными, научно-техническими, военно-стратегическими, организационно-управленческими требованиями. Государство и общество видят сегодня необходимость коренного преобразования структуры Вооруженных Сил, их технической оснащенности, профессионального мастерства личного состава, системы управления частями и подразделениями, взаимодействия родов войск, нравственно-психологической готовности военнослужащих к выполнению своего гражданского долга. Личностные качества солдата, матроса, милиционера в формирующемся информационном обществе XXI века становятся факторами национальной безопасности, и это предопределяет настоятельную потребность с первых дней воинской службы создать им такую культурную среду, которая максимально стимулировала бы развитие их физических сил, интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно-эстетических качеств.
Многовековая история русской армии позволила сложиться оправдавшим себя традициям военно-технической и тактической подготовки солдат и офицеров. С начала XIX века благодаря утвердившейся системе взаимного обучения и реализации иных форм общекультурного развития солдат, армия стала существенным фактором преодоления неграмотности и малограмотности населения. Особую роль в духовной жизни страны играл офицерский корпус, в первую очередь офицеры флота, неотъемлемыми качествами которых выступали высокий интеллект, эстетическая культура, непреложное следование кодексу чести. Русский офицер, как правило, был начитан, мог поддержать беседу, умел отлично танцевать, владел шпагой, словом, кистью, музыкальным инструментом, обладал умениями и навыками организации досуга.
Все эти качества, естественно, закладывала семья, но они закреплялись и развивались в военно-учебных заведениях, культивировались непосредственно в воинских частях и подразделениях.
К сожалению, после 1917 года, когда на командные посты Красной Армии пришла масса людей, не получивших необходимой общекультурной подготовки, многие традиции, связанные с обеспечением воинской культуры, в том числе культуры досуга, были утеряны. Еще хуже обстояло дело с рядовым составом. Если в 30-80-е годы среди солдат, матросов и милиционеров осуществлялась определенная культурно-просветительная работа, способствовавшая духовному наполнению их свободного времени, то в последнее десятилетие, когда Вооруженные Силы РФ переживали глубокий кризис, проблемы поддержания боеспособности, решения элементарных экономических вопросов и преодоление «дедовщины» оттеснили культурно-досуговую деятельность на задний план. А между тем, эффективность реформы Вооруженных Сил, в первую очередь, зависит от людей, от их гражданской и нравственно-эстетической позиции, от их психологической готовности к реализации новых социальных требований, от их профессионализма и культуры, соответствующих критериям информационного общества XXI века.
Степень разработанности проблемы.
Теория досуга представляет важное направление современной философии, социологии, экономики, культурологии, социальной психологии, педагогики. В трудах отечественных и зарубежных ученых с достаточной полнотой раскрыта сущность досуга как социально-педагогической категории, отражающей деятельность человека в свободное время, обеспечивающую рекреацию и его дальнейшее физическое и духовное развитие.
Усилиями С.Г. Струмалина, Г. А. Прудынского в 20-50-е годы, а в последствии М.А. Ариарского, В.И. Бестужева-Лады, Д.М. Генкина, Б.А. Грушина, А.Д.Жаркова,Г,А. Евтеевой, Т.Г.Киселевой, Ю.Д Красильникова, Ю.Н. Кротовой, Н.Ф. Максютина, Б.Г. Мосалева,
И.А. Новиковой, Б Д. Парыгина, В.С.Садовской, Э.В. Соколова, Ю.А.Стрельцова, В.Я. Суртаева, А. А. Сукало, Б.А. Титова, В.Е. Триодина, В. А.Ддова и ряда других исследователей в России были теоретически осмыслены и практически решены многие социально-экономические, социологические, социально-психологические и культурологические аспекты досуга. Эта деятельность активно перекликалась с исследованиями зарубежных ученых (Т. Фридман, Э.Д. Дюмазедье, М. Каплан, Д. Келли, Н. Миллер, Т.Парсонс, С. Паркер, К. Роберте и др.), которые выявили специфику досуга разных групп населения, определили взаимосвязь профессионально-трудовой и культурно-досуговой деятельности, обосновали пути и средства духовного обогащения свободного времяпрепровождения людей. Однако, при обилии публикаций по проблемам досуга, в них преобладали экономические, социологические, социально-психологические аспекты и явно недостаточно были представлены проблемы педагогики. .Чрезвычайно мало научных работ по методологии и методике формирования культуры досуга. А между тем, сегодня не столько важно показать значимость досуга (это ясно каждому), сколько необходимо раскрыть механизм постижения культуры досуга, технологию овладения досуговой квалификацией.
Самой уязвимой в исследованиях проблем досуга остается организация свободного времени военнослужащих. При всей ее актуальности, в 90-е годы XX века не появилось ни одной научной публикации, в которой раскрывались бы педагогические аспекты формирования досуговой культуры солдата, матроса или милиционера.
Глубокое противоречие, сложившееся между объективной необходимостью эффективно использовать не только рабочее, но и свободное время для формирования личностных качеств рядового состава современной армии, флота и подразделений Министерства внутренних дел и реальным уровнем решения этой задачи, обусловило целесообразность социально-педагогического теоретико-эмпирического исследования, цель которого - разработать систему формирования культуры досуга молодых военнослужащих.
Из этой цели вытекали задачи:
1. Определить нравственно-эстетический потенциал досуга и условия его реализации.
2.Раскрыть специфику формирования нравственно-эстетической культуры личности средствами досуга.
3.Выявить состояние организации досуга в различных родах войск.
4.Обосновать пути и средства формирования досуговой культуры военнослужащих.
5.Разработать и внедрить социально-педагогическую программу формирования досуговой квалификации молодых военнослужащих.
Изучение теории и истории проблемы, многолетний опыт службы в Вооруженных Силах и данные поисково-констатирующего этапа исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу, исходящую из того, что формирование молодого воина, отвечающего требованиям информационного общества ХХЗ века, не может более ограничиваться рамками общекультурного развития и военно-технической подготовки, а должно, наряду с ними, включать и формирование досуговой квалификации как неотъемлемого качества личности.
За полтора-два года пребывания в Вооруженных Силах молодой солдат, матрос или милиционер может сформировать в себе досуговую культуру, однако методика решения этой задачи принципиально отлична от методики формирования общекультурного уровня и профессионального мастерства.
Усвоение традиционных воинских качеств строится по вектору от требований общества - к личности, которую вовлекают в систему сложившихся знаний, умений и навыков. Овладение досуговой квалификацией идет от личности, ее наклонностей, способностей, дарований и иных особенностей - к обществу, которое она может обогатить своим социально-культурным творчеством. Формирование воинского мастерства строится на принципах безусловной обязательности, постижение культуры досуга - на принципах педагогики сотворчества, в рамках которой и офицер, направляющий педагогический процесс, и молодой солдат выступают субъектами культурно-досуговой деятельности.
Объектом исследования послужили молодые военнослужащие армии, флота и милиции, вовлеченные в различные формы культурно-досуговой деятельности.
Предметом исследования стал социально-педагогический процесс формирования культуры досуга молодых солдат, матросов и милиционеров.
Базой исследования стали подразделения Ленинградского военного округа, Балтийского флота и Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности в армейской, флотской и другой военной среде может быть эффективно решено, при условии системного подхода, предполагажщего взаимосвязь и взаимодействие военных учреждений культуры с обучением и воспитанием военнослужащих основам воинского мастерства;
• включения молодого военнослужащего с первых дней службы в процесс занятий самодеятельным художественным творчеством;
• поэтапного включения военнослужащих в мир культуры, соответствующего основным этапам их служебно-профессиональной адаптации;
• целенаправленной педагогической деятельности руководителей воинских коллективов по перестройке сложившихся форм общественной организации досуга;
• возрастании роли педагогики свободного времени, как объекта научного знания, культуро-созидающего потенциала досуга.
Методология исследования строилась на синтезе психолого-педагогических (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, С.Г. Вершловский, JI.C. Выготский, Б.С. ГершунскиЙ, ЛИ. Новикова, З А. Малькова, Г.Н. Филонов и др.) концепций воспитания и философско-культурологических (М. Вебер, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Э. Кассирер, Л. Уайт и др.), исходящих из восприятия личности как высшей ценности общества.
Принципиальное значение имел вывод исследования Э.В. Соколова о том, что деятельность человека в свободное время обладает внутренней целевой доминантой, выражающей стремление личности к реализации ее сущностных сил, целостности в развертывании свободной деятельности, предопределяющей специфику культуры досуга.
Исследование опиралось на обоснованные Г.А. Евтеевой уровни использования свободного времени и классификацию культурно-досуговых занятий, детерминированных возрастом, образованием, характером профессионально-трудовой деятельности и спецификой интересов и потребностей личности.
Значительную роль в раскрытии социально-культурного потенциала досуга сыграл анализ теоретических, методических и прикладных выводов исследований, сложившихся в Западной Европе и США научных школ (В. Бужински, Ж. Дюмазедье, М. Каплан и др.), определивших структуру и тенденции развития свободного времяпрепровождения разных групп населения. Преодолению утвердившихся в последние десятилетия стереотипов неадекватного восприятия зарубежного опыта обеспечения общественного досуга способствовало изучение практики функционирования культурных центров имени Дж. Кеннеди в Нью-Йорке и имени Ж. Помпиду в Париже, центров отдыха и развлечений в США, Канаде, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Западной Европе.
Методология и методика исследования исключали прямолинейное истолкование связи общественной организации досуга и качественных изменений в уровне культуры личности, не позволяли ограничиться поиском одновариантных решений, диктовали необходимость учета самых разнообразных факторов социально-культурного и психолого-педагогического влияния. Мы рассматривали объект анализа в естественной взаимосвязи с окружающей действительностью, в единстве со всей системой духовной жизни общества, с учетом специфических особенностей центров досуга как важных звеньев этой системы. Комплексный подход к проблеме позволил рассматривать личность в ее реальных взаимосвязях и отношениях одновременно как члена ряда коллективов в труде, в учебе, в семье, в быту и на досуге. Мы стремились обозреть социально-культурные процессы в сфере досуга как единый комплекс, как систему, в структуре которой функционирует интересующее нас конкретное звено.
С точки зрения отдельного человека и культуры в целом, значение занятий на досуге чрезвычайно велико, ибо они включают каждого в систему культурных ценностей, помогают их освоению, служат целям гармонического развития личности. Однако досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна просматриваться цель. Удовлетворение одной потребности порождает новую потребность, поэтому изменения в методике, работа в сфере досуга должна строиться на принципе: от простого к сложному, от физических упражнений - к удовлетворению духовных потребностей, от индивидуальных занятий — к общественным, от пассивности - к активному творчеству.
По мере духовного роста человека, обогащается и его досуг и, если нет условий для его поступательного развития, это приводит к негативным последствиям. Именно в условиях неразвитости конструктивных начал досуговой деятельности свободное времяпрепровождение превращается в фактор антикультуры, порождает условия для пьянства, наркомании, разврата и других антиподов образа жизни любого цивилизованного общества. Методика исследования строилась на совокупности взаимодополняющих методов социологического, социально-психологического и, в первую очередь, педагогического анализа.
В ходе исследования был применен комплекс психолого-педагогических методов, включающих в себя целенаправленное наблюдение, анализ и обобщение опыта работы воинских подразделений и культурно-просветительных учреждений, изучение их документации, а также отчетов о нравственно-психологическом состоянии личного состава, собеседование, интервьюирование, анкетирование.
Исследование осуществлялось на базе органов и подразделений Ленинградского военного округа, Балтийского флота, Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургского Дома офицеров, Дворца кулыуры милиции и их филиалов. В исследованиях совместно с диссертантом приняли участие инструкторский состав этих клубных учреждений и слушатели военно-учебных заведений (в общей сложности более 40 человек), которые под руководством диссертанта, с помощью анкетного опроса, индивидуальных и групповых бесед, личных наблюдений анализировали состояние культурно-просветительной работы на различных этапах адаптации молодых военнослужащих и реальные возможности использования их свободного времени как резерва гармонического развития личности.
При помощи вышеперечисленных методов, сил и средств была изучена и проанализирована деятельность 12 воинских подразделений и 30 коллективов воинской художественной самодеятельности.
Программированное научное наблюдение было направлено на систематическое изучение интересов, запросов, увлечений молодых военнослужащих, затем проводилось сравнение с их реальными занятиями на досуге. Это позволяло выявить степень соответствия духовных потребностей и возможностей их реализации. Особое внимание было уделено анализу отношения молодых солдат, матросов и милиционеров к проведению культурно-массовых мероприятий в свободное время и их личного участия в подготовке и проведении своего досуга. Этот метод позволил определить степень эффективности проводимых мероприятий и увидеть молодого воина не только как потребителя культурных ценностей, но и как его созидателя. В ходе наблюдения удалось отследить диалектику развития личности под воздействием различных форм и методов культурно-просветительной работы, а главное, определить степень влияния референтной служебной деятельности на содержание и формы досуга и степень воздействия культурно-досуговой деятельности на качество несения воинской службы. Наблюдение велось по единой программе, предусматривающей целевые установки личности, формы проведения досуга, число участников культурно-досуговой деятельности, время и место наблюдения, а также способы фиксации данных.
В процессе исследования (на стадии поисково-констатирующего и формирующего социально-педагогического эксперимента) было проведено 242 собеседования с молодыми военнослужащими 1-го и 2-го года службы; осуществлен анкетный опрос 1140 солдат, 880 матросов, 560 милиционеров; изучено более 400 планов, сценариев, справок, отчетов и иных документов, характеризующих организацию досуга в подразделениях и клубных учреждениях; 16 раз информация диссертанта о ходе исследования и выявленных в нем фактах была предметом обсуждения с руководителями воинских частей, членов Военного Совета Балтийского флота, Ленинградского военного округа, Главного управления МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Достоверность исследования обеспечена соответствием методики научного анализа поставленным целям и задачам, широтой и однотипностью базы научного поиска, длительностью и разносторонностью опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования проявилась в обосновании социально-педагогической концепции формирования культуры досуга молодых военнослужащих, основанной на идее необходимости овладения ими досуговой квалификацией с той же непреложностью, последовательностью и ответственностью, как и военно-тактическим мастерством.
Исследование позволило определить принципиально новый подход к методике формирования культуры досуга военнослужащих, выявив ее отличие от принятой в классической педагогике методики обучения основным общекультурным знаниям и воинскому мастерству.
Особая значимость этой методики заключается в том, что она, как свидетельствуют итоги исследования, в полной мере может быть распространена за пределы Вооруженных Сил и использоваться в любой сфере обучения и воспитания.
Практическая значимость исследования выразилась в научно-методических рекомендациях по совершенствованию системы нравственно-эстетического воспитания молодых военнослужащих во всех родах Вооруженных сил Российской Федерации; внедрении в практику воинских подразделений методики поэтапного включения солдат, матросов и милиционеров в мир культуры, соответствующего основным этапам их служебно-профессиональной адаптации.
Рекомендации получили одобрение Военных Советов Ленинрадского военного округа, Балтийского флота и Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Апробация исследования осуществлялась посредством публикаций автора и их общественных обсуждений; в форме 16 докладов диссертанта на Военном Совете Ленинградского военного округа и научно-практических конференциях специалистов, с помощью цикла лекций, прочитанных в системе повышения квалификации офицеров армии, флота и милиции. г*
На защиту выносятся следующие положения;
1. Социально-педагогическая концепция формирования культуры досуга молодых военнослужащих, исходящая из идеи необходимости обеспечить формирование культуры досуга солдат, моряков и милиционеров с той же непреложностью, последовательностью и стабильностью, с каковой это осуществляется в системе их обучения основам воинского мастерства.
2. Методика формирования культуры досуга молодых военнослужащих, принципиальная особенность которой проявляется в том, что, в отличие от системы социализации и овладения военно-тактическими знаниями, умениями и навыками, она отталкивается не от требований социума и критериев воинского мастерства, а от свойств конкретной личности, ее способностей, наклонностей, дарований.
Эта методика в полной мере может быть распространена за пределы Вооруженных сил и использоваться в любых образовательно-воспитательных структурах.
3. Принцип педагогического сотворчества как норма взаимоотношений солдат и офицеров, направляющих воспитательный процесс формирования культуры досуга в воинских подразделениях, в условиях которого оба выступают субъектами социально-культурного творчества.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 126 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz