Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Формирование партнерских отношений в предпринимательской деятельности : Вопросы теории и практики. Масленников, Валерий Владимирович бесплатно
5:46 AM
Скачать Формирование партнерских отношений в предпринимательской деятельности : Вопросы теории и практики. Масленников, Валерий Владимирович бесплатно

Формирование партнерских отношений в предпринимательской деятельности : Вопросы теории и практики

Диссертация

Автор: Масленников, Валерий Владимирович

Название: Формирование партнерских отношений в предпринимательской деятельности : Вопросы теории и практики

Справка: Масленников, Валерий Владимирович. Формирование партнерских отношений в предпринимательской деятельности : Вопросы теории и практики : диссертация доктора экономических наук : 08.00.30 Москва, 1998 319 c. : 71 99-8/193-9

Объем: 319 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

Введение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ В БИЗНЕСЕ
11 Место фирмы в современной экономике
12 Роль межфирменных связей в развитии предпринимательства
13 Сущность и природа партнерства в бизнесе
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПАРТНЕРСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
21 Понятие сети предприятий и их организация
22 Формы бизнес-альянсов предпринимателей
23 Стратегические союзы предпринимательских фирм
ГЛАВА 3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ
31 Формирование альянсов в крупном бизнесе
32 Особенности формирования партнерских связей в малом предпринимательстве
33 Взаимодействие предпринимателей крупного и малого бизнеса
ГЛАВА 4 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПАРТНЕРСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
41 Взаимоотношения участников производственно-сбытовой цепочки на рынке
42 Стратегии работы малых предприятий в составе дилерских и дистрибуторских сетей
43 Бизнес-инкубаторы как форма бизнес-партнерства

Введение:

Актуальность исследования определяется тем, что переход нашей страны к рыночной экономике неизбежно влечет за собой коренное реформирование отношений между субъектами экономики. Меняются не только сами субъекты, но и формы их взаимодействия друг с другом. Российская экономика находится в начале своего экономического возрождения на новой рыночной основе. Процесс реформирования экономики активно развивается, создаются новые связи и взаимоотношения между субъектами рыночной экономики как внутри страны, так и с зарубежными фирмами, многие из которых активно действуют на российском рынке. Происходит постепенный процесс включения России в мировую экономику.
Российские предприятия активно ищут новых партнеров, чтобы получить дополнительные возможности выхода на новые рынки сбыта или получить доступ к новым источникам сырья. Поэтому возрастает роль партнерских отношений, которые создают гибкую систему связей, обеспечивающих выживание фирмы. В ближайшие годы масштабы таких партнерских отношений расширятся.
Одним из позитивных результатов первого этапа рыночных реформ в России является решение проблемы разгосударствления экономики, в результате чего появились реальные субъекты предпринимательства, активно развивается многоукладный сектор. Самостоятельность, которую приобрели предприятия, облегчила диалог между ними и повысило в связи с этим роль их взаимоотношений. Именно возможность самостоятельно формировать партнерские отношения со своими контрагентами во-многом отличает рыночный характер экономики. Исследование выявило отставание теории партнерства в бизнесе, что тормозит развитие межфирменного взаимодействия малых предприятий, адекватное рыночным условиям.
В этой новой экономической среде многие фирмы терпят поражение в бизнесе потому, что не имеют четкой и скоординированной политики формирования партнерских отношений. Нет, в частности, понимания того, насколько тесными должны быть такие связи и каким образом должны осуществляться. Требуется такая организация бизнеса, которая бы отвечала требованиям адаптивности и открытости к инновациям. Способность легко приспосабливаться к рыночным и технологическим изменениям привела к изменению организации бизнес-процессов.
Экономический успех реформирования экономики будет, во-многом, зависеть от выстраивания субъектами рыночной экономики взаимоотношений, свойственных рынку, и реструктуризации действующих фирм. Имеет значение также разнообразие форм собственности и организационно-правовых форм предприятий: до перестройки в административной системе партнерские отношения являлись редким исключением, а не общим правилом.
Межфирменное сотрудничество предпринимателей в развитой экономике является довольно стройной системой, в которой соглашения об объединениях (сотрудничестве) предпринимателей выступают инструментом цивилизованного саморегулирования предпринимателями условий своей деятельности. В России эта система саморегулирования находится в стадии становления. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, рыночное хозяйство России проходит специфическую стадию зарождения в рамках административно-командной экономики, при которой старые хозяйственные связи разрушены, а рыночные еще не сформировались. Поэтому российские предприниматели еще не овладели искусством выживания с опорой на партнерские отношения, характерные для западных компаний.
Стабилизация рубля и усиление конкуренции на российском рынке со стороны отечественных и зарубежных компаний приводят к необходимости реструктуризации связей малых фирм со своими партнерами. Новыми факторами становятся необходимость реального повышения эффективности взаимодействия с партнерами, оптимизация издержек. Поэтому стихийность развития межфирменного сотрудничества заканчивается. По мере усложнения российского рынка будут возрастать количество и относительная цена правильного формирования партнерских отношений, способных помочь предпринимателю оценить и адекватно отреагировать на очередное изменение ситуации на рынке. Выжить и развиваться только за счет государственных субсидий (пусть даже на возвратной и платной основе) малое предпринимательство уже не может. Основной объем вложений в бизнес осуществляется за счет собственных и привлеченных средств предприятий.
Именно малый бизнес, ориентированный на рост, имеющий предпринимательское содержание и неконсервативную направленность способен кардинально изменить экономическую ситуацию. Правда, для этого нужны и изменения на макроуровне.
Концепция исследования основывается на том, что первая фаза становления отечественного предпринимательства, почти полностью связанная с торгово-посреднической деятельностью, во многом завершена. На очереди новая фаза - с акцентом на промышленно-производственную деятельность, соединение с финансовым бизнесом. Однако, поскольку первые всходы предпринимательской деятельности малых предприятий были получены в торговле и посреднической деятельности, то важно исследовать развитие торгового (коммерческого, посреднического) предпринимательства и пути инвестирования (перелива капитала) в сферу производства.
Исследование показало необходимость привести организационно-правовые формы партнерства в соответствии с требованиями рыночной экономики. Для этого необходимо четко определить организационно-правовой статус органов, координирующих партнерство, повысить меру ответственности сторон и усовершенствовать механизмы реализации соглашений, достигнутых субъектами рыночных отношений.
Объект исследования. Объектом исследования послужили российские и зарубежные фирмы, развитие которых отличается новаторским характером, инновационностью и характеризуются предпринимательской ориентацией.
Предметом исследования в работе является межфирменное взаимодействие субъектов предпринимательской деятельности, основанное на партнерских отношениях. В диссертации анализируются основные направления формирования и развития партнерских отношений, их роль в повышении конкурентоспособности предпринимателей.
Цель работы состояла в том, чтобы разработать теоретическую базу и практические направления организации партнерства предпринимательских фирм в рыночной экономике России.
Для достижения этой цели решались следующие задачи исследования:
• раскрыть типологию изучаемого явления - партнерских отношений в предпринимательской деятельности фирм, функционирующих в разных отраслях экономики;
• определить особенности партнерских связей и их воздействие на трансформации принципов рыночных отношений во взаимоотношениях между фирмами;
• исследовать природу и систематизировать факторы, которые влияют на формирование партнерских отношений предпринимателей крупного и малого бизнеса;
• показать способы эффективного включения малых предприятий в систему рыночных отношений;
• разработать рекомендации по формированию бизнес-партнерства в различных сферах деятельности малых фирм.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды зарубежных и российский ученых в области предпринимательства и малого бизнеса, теории фирмы (организации), стратегического управления, маркетинга, логистики: Р. Акофф, И. Ансофф, К. Бэлл, П. Верхан, П. Дру-кер, Р. Кантильон, Б. Карлофф, У. Кинг, Д. Клиланд, Т. Коно, Ф. Котлер, Р. Коулз, П. Линч, А. Маршалл, К. Менар, Дж. Обэр-Крие, Н. Рэкхем, П. Са-•муэльсон, Ф. Тейлор, Дж. Тиммонс, Р. Фишер, Ф. Хайек, П. Хейне, А. Хос-кинг, В. Хойер, А. Чандлер, И. Шумпетер, У. Шэн, Блинов А.О., Бусыгин А.В., Градов А.П., Кошкин В.И., Крутик А.В., Мельник А.Н., Разумнова М.И., Стерлин А.Р., Тулин И.В., Шамхалов Ф.И., Швандар В.А., Шулус А., Ясин Е.Г., Яковлев В.М. и др.
В процессе работы проанализирована практика работы с партнерами зарубежных и российских предпринимателей в сфере товародвижения и производственной деятельности, а также изучены литературные источники и текущие публикации. Отношения между фирмами до сих пор рассматривались как разновидности их производственно-хозяйственной деятельно-?сти: хозяйственные связи по поставками продукции, научно-технические связи, финансово-кредитные отношения и т.п. Такое деление было положено в основу большинства исследований по взаимоотношениям субъектов рыночной экономики. Если рассматривать отдельные элементы взаимоотношений между фирмами изолированно друг от друга, то мы увидим широкий круг проблем, по каждой из которых существует своя серьезная библиография. Однако, отсутствуют комплексные исследования, объединяющие на единой основе различные виды межфирменного взаимодействия.
В настоящее время зарубежные специалисты активно разрабатывают вопросы партнерства в бизнесе, которое формируется как область экономической теории, разрабатываются современные подходы и взгляды. Как-уже отмечалось, проблемы партнерства в бизнесе не раскрыты в трудах отечественных ученых-экономистов. В отечественной литературе термин "партнер" чаще всего применяется к бизнесу лишь для характеристики организации договорной работы или как умение вызвать доверие партнеров с целью налаживания контактов (коммуникабельность, ведение переговоров), особенно применительно к внешнеэкономической деятельности.
Отсутствие глубоких теоретических исследований партнерства в ?бизнесе как перспективного пути развития межфирменных отношений стало, по нашему мнению, одной из главных причин неэффективной работы многих предприятий России в переходный к рынку период. Большинство исследований, посвященных предпринимательству, сосредоточены на раскрытии их общей концепции. При этом основное внимание уделяется следующим проблемам:
• роль и место предпринимательской деятельности в рыночной экономике;
• критерии отнесения к субъектам предпринимательской деятельности;
• льготы предоставляемые государством малому предпринимательству;
• государственная поддержка малого бизнеса;
• организация работы и управление предпринимательской фирмой;
• поиск источников финансирования развития предпринимательской фирмы на разных стадиях жизненного цикла;
• создание и развитие предпринимателем собственного дела и т.п.
Перечисленные проблемы являются особенно важными с точки зрения становления предпринимателей в условиях России. Однако приоритет-?ность проблем ведения предпринимательской деятельности изменяется по мере развития экономики. В настоящее время, на наш взгляд, на первое место выходят вопросы углубления взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности с партнерами по бизнесу. В связи с этим в диссертационной работе анализируется состояние делового партнерства как стратегии экономического развития предпринимательства, которая адаптируется к различным условиям деятельности бизнеса в России. В связи с этим исследование построено на эмпирических исследованиях взаимоотношений предпринимательских фирм с партнерами.
Научная новизна работы (основной научный вклад соискателя). Диссертация является первым комплексным исследованием проблем партнерства в бизнесе в рыночной экономике. По итогам исследования получены следующие результаты, которые выносятся на защиту:
• исследовано изменение роли фирмы в современной экономике, что дало возможность определить объективную необходимость реформирования межфирменных связей;
• показана роль межфирменного сотрудничества и многоуровневая система межфирменных отношений, позволяющая фирмам находить компромисс между жесткой и гибкой структурой управления взаимодействием с внешней средой;
• выявлено экономическое содержание понятия "партнерство в бизнесе", которое пронизывает все уровни межфирменного сотрудничества и основано на принцйпах доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы;
• раскрыты теоретические основы партнерских отношений как комплексного явления, опирающегося на предпринимательство, маркетинг, логистику, теорию организации и стратегическое управление. Автором подробно изучается и вводится в практический оборот самостоятельное экономическое понятие - "партнерские отношения", "бизнес-партнерство";
• определены факторы формирования и развития партнерских связей в бизнесе, что позволило проследить эволюцию и выявить основные тенденции развития бизнес-партнерства в России на современном этапе;
• предложен комплексный подход к целенаправленному формированию внешней среды деятельности предпринимателя с опорой на бизнес-партнерство, в связи с чем исследовано понятие бизнес-альянсов, предпринимательских союзов и организация предпринимательских сетей;
• сформулированы принципы организации партнерских отношений в предпринимательской деятельности, обеспечивающие целенаправленное .формирование эффективного экономического поведения крупных и малых предприятий;
• проанализирована практика и тенденции развития бизнес-партнерства в экономике России, что позволило определить факторы, мешающие раскрытию потенциала предпринимательских фирм в межфирменном взаимодействии;
• обобщены и сформулированы основные стратегии работы предпринимателя в составе сети фирм, использующие особую роль посреднических фирм в управлении товарными и финансовыми потоками на товарном рынке;
• разработан организационно-экономический механизм взаимоотношений участников производственно-сбытового цикла, позволяющий объединить интересы партнеров и обеспечить их эффективное взаимодействие;
• обоснованы рекомендации по использованию партнерства государства, предпринимателей, инвесторов, местных органов власти и других партнеров в рамках бизнес-инкубаторов, обеспечивающих на основе самофинансирования деятельности поддержку предпринимателей на начальной стадии их жизненного цикла.
Личный вклад автора в получение научных результатов заключается: в постановке и обосновании целей исследования, выборе объекта исследования, определение совокупности взаимосвязанных задач исследования и их решении; • в исследовании партнерства в предпринимательской деятельности, позволяющих обосновать необходимость новых подходов к организации межфирменного взаимодействия; в разработке концепции предпринимательских сетей в бизнесе; в создании и доведении до практической реализации механизма партнерства в предпринимательской деятельности в условиях становления рыночных отношений в России.
Практическая' значимость исследования состоит в том, что автором предлагается новый подход к формированию и развитию партнерских взаимоотношений различной глубины. Использование предлагаемой в диссертации концепции построения бизнес-партнерства позволит предпринимателям получать доступ к ресурсам стратегических партнеров, правильно распределять риски, повысить эффективность и устойчивость их деятельности. Для экономики в целом партнерство в бизнесе позволяет снизить неплатежи между фирмами, увеличить поступления от предпринимательских фирм в бюджеты разных уровней, повысить инвестиционную активность в экономике.
Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе при преподавании курсов "Основы предпринимательства" и "Посредническое предпринимательство" Государственного университета управления им.С.Орджоникидзе.
Материалы исследования использованы при выполнении фундаментальной НИР в области экономики - научного гранта высшей школы "Концепция и организационно-экономический механизм взаимодействия малых предприятий в производственной сфере", который диссертант получил от Министерства общего и профессионального образования на 19971998 гг.
Апробация работы. Результаты исследований докладывались в 1996 -1997 гг. на международной научной конференции "Наука управления на пороге XXI века" (Москва, ГАУ, 1997); первой межотраслевой научно-методической и научно-практической конференции "Логистика в современных условиях развития экономики РФ" (Москва, 1997); Всероссийской научно-практической конференции "Экономическая реформа в России итоги и перспективы" (Москва, ГАУ, 1997), Четвертой российско-китайской международной конференции по управлению (Москва, ГАУ, 1996); Всероссийской конференции "Проблемы управления - 1996" (Москва, ГАУ, 1996).
Материалы диссертационного исследования использованы в 19941997 гг.: в практической работе организации взаимодействия службы занятости населения с предпринимателями в рамках финансовой поддержки малого бизнеса (территориального подход); в работе Ассоциации социально-деловых центров России; в работе торгово-финансовой группы "Партия"; в процессе реструктуризации (реинжиниринге) предприятий фосфорной подотрасли Республики Казахстан, подотрасли минеральных удобрений Российской Федерации (отраслевой подход).
Предложения автора по концепции центров развития бизнесе приняты в качестве методических материалов и практически в работе Департамента Федеральной1 службы занятости населения по Московской области, а также при разработке методологии работы центров развития бизнеса в рамках российско-канадского проекта "Будущее городских сообществ".
Публикации. Общий число публикаций составляет более 70 наименований объемом более 170 печатных листов, в том числе 6 монографий.
Основные печатные труды, опубликованные по теме диссертации, представляют 23 работы объемом 87,55 пл., в том числе выполненные лично диссертантом - 16 печатных работ объемом 56,25 п.л.
Основные положения диссертации опубликованы в работах:
Монографии, учебные и справочные пособия
1. Партнерство в бизнесе (опыт теории и практики). - М.: Менеджер, 1997. (12 пл.).
2. Предпринимательские сети в бизнесе. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.(11 пл.).
3. Организация посреднического предпринимательства на товарном рынке. - М.: ГАУ, 1997. (4,5 п.л.)
4. Договорные отношения предприятий. - Гл. в кн. Справочник директора. - М.: ИНФРА-М, 1996. (3 п.л).
5. Деловое партнерство: хозяйственные связи предпринимателей (справочник). - М.: Финансы и статистика, 1993. (17 пл.).
6. Управление хозяйственными связями в экономике СССР.- Глава в учебном пособии "Хозяйственный механизм управления экономикой СССР". Под ред. П.Г.Бунича. - М.: Экономика, 1991. (8 п.л.).
7. Хозяйственный механизм предприятия. Самофинансирование и самоснабжение.- Раздел главы в учебном пособии "Хозяйственный механизм управления экономикой СССР". Под ред. П.Г.Бунича. - М.: Экономика, 1991. (0,45 п.л.).
8. Арендный подряд (справочное пособие). - М.: Экономика, 1991. (15,0 пл., в соавторстве).
Научные статьи, тезисы докладов и пр.
9. Организация производственно-сбытовой цепочки на рын-ке//Маркетинг, специальный выпуск, № 5, 1998. - 1,5 п.л.
10. Формирование партнерских отношений крупного и малого производственного предпринимательства/в сб. Наука управления на пороге XXI века. - М.: ГАУ, 1997. (0,15 п.л.).
П. Роль бизнес-планов в стратегии развития малого предприятия. - в сб. Логистика в современных условиях развития экономики РФ. - М.: Брандес, 1997. (0,25 п.л.).
12. The features of financing for socially important projects of employers/in Collection of science articles of the Forth Russian-Chinese International Conference on Management, october, 1996, Moscow, Russia. (0,1 п.л.).
13. Развитие партнерских отношений предпринимателей/в сб. Проблемы управления - 1996. - М.: ГАУ, 1996. (0,1 п.л.).
14. Становление посреднического предпринимательства в России/в сб. Экономическая реформа в России - итоги и перспективы. - М.: ГАУ, 1993. (0,1 п.л.).
15. Конкурсная технология экспертизы и рейтинговой оценки проектов предпринимателей. - М.: ГАУ, 1997. (4 п.л.).
16. Технология организации конкурсов социально-значимых проектов работодателей, создающих дополнительные рабочие места//изд. второе, переработанное. - М.: МОЦЗН, 1997. (3,7 п.л., в соавторстве).
17. Будущее городских сообществ. Российско-канадский проект. - М.: МОЦЗН, 1997. (3 п.л., в соавторстве).
18. Организационно-экономический механизм осуществления лизинговой деятельности службой занятости. - М.: МОЦЗН, 1997. (2,3 п.л., в соавторстве).
19. Организация инвестиционной деятельности социально-делового центра (организационно-методическая документация). - М.: МОЦЗН, 1997. (2,5 п.л., в соавторстве).
20. Автоматизированное рабочее место специалиста службы занятости "Отбор проектов для финансирования и сопровождение договоров с предпринимателями". - М.: МОЦЗН, 1997. (2,0 п.л., в соавторстве).
21. Озерский социально-деловой центр. Стратегия развития. - М.: МОЦЗН, 1997. (2,8 п.л., в соавторстве).
22. Программа курса "Посредническое предпринимательство". - М.: ГАУ, 1997. (0,8 п.л.).
23. Планы практических занятий по дисциплине "Посредническое предпринимательство". - М.: ГАУ, 1997. (0,5 п.л.).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 173 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz