Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 12 » Скачать Формирование предприимчивости у старшеклассников в школьном предпринимательстве. Жадаев, Юрий Анатольевич бесплатно
10:00 PM
Скачать Формирование предприимчивости у старшеклассников в школьном предпринимательстве. Жадаев, Юрий Анатольевич бесплатно
Формирование предприимчивости у старшеклассников в школьном предпринимательстве

Диссертация

Автор: Жадаев, Юрий Анатольевич

Название: Формирование предприимчивости у старшеклассников в школьном предпринимательстве

Справка: Жадаев, Юрий Анатольевич. Формирование предприимчивости у старшеклассников в школьном предпринимательстве : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Волгоград, 2001 239 c. : 61 02-13/1347-X

Объем: 239 стр.

Информация: Волгоград, 2001


Содержание:

Введение С
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования предприимчивости у старшеклассников С
11 Сущность предприимчивости как качества личности старшеклассника С
12 Уровни сформированности предприимчивости старшеклассника С
• Выводы первой главы С
ГЛАВА 2 Процесс формирования предприимчивости у старшеклассников как качества личности С
21 Средства формирования предприимчивости в педагогической теории и практике общеобразовательной школы С
22 Организация и содержание процесса формирования у старшеклассников предприимчивости С
Выводы второй главы С

Введение:

Под влиянием рыночных отношений, утверждающихся в нашей стране, происходят важные изменения в характере и содержании труда. Все более значимым становится умение работать инициативно и предприимчиво, действовать расчетливо и эффективно. Преуспеть в условиях рыночной экономики сможет лишь тот, кто научился определять цель деятельности, прогнозировать варианты ее достижения, выбирать наиболее рациональный и нравственно оправданный путь продвижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из временных неудач и возникших трудностей. Такие требования к развитию личности продиктованы самой жизнью. Это придает особую важность адаптации молодежи к современным условиям жизни еще в школе. В этой связи одной из наиболее актуальных задач системы образования является воспитание предприимчивой личности, готовой к принятию самостоятельных решений, отстаиванию своей точки зрения, умеющей жить и работать в условиях возрастающей экономической и социальной ответственности.
В настоящее время трудно сказать, что современная школа воспитывает преуспевающий, инициативный, предприимчивый тип личности. Школа выпускает малоинициативных юношей и девушек с низким уровнем подготовки к выполнению трудовых функций, с большим трудом адаптирующихся в рыночной экономике. Современная молодежь не всегда способна правильно оценить нетипичную, проблемную ситуацию и выработать эффективное решение. Об этом свидетельствует ряд публикаций (Вульфов Б.З. (44), Зарецкая И.И. (84), Лихачев Б.Т. (127), Чернер C.J1. (237) др.). Подготовка молодежи к жизни и труду в новых, непривычных для большинства россиян, условиях рынка признается учеными наиболее слабым звеном в системе педагогического образования (Ю.К. Васильев (40), С.В. Жизнин (82), В.И. Крупнов (82)). Это обстоятельство подтверждается и результатами нашего исследования: около 84% из 555 обследованных старшеклассников имеют низкий и средний уровни развития предприимчивости, и лишь 16 % - высокий и высший.
Социологический опрос, проведенный C.J1. Чернер, показал, что среди ожиданий старшеклассников от будущей профессиональной деятельности наиболее часто из предложенных пятнадцати факторов выбиралось обеспечение хорошего заработка (100% девятиклассников и 77,3% десятиклассников); профессиональной карьеры (соответственно 95% и 81,8%). Но при этом самые низкие ранги старшеклассники отвели таким ожиданиям, как возможность принятия самостоятельных решений (23% девятиклассников и 26% десятиклассников), возможность руководить людьми (только 12,5% и 9% соответственно) (237).
Причины низкой сформированности предприимчивости заложены в недостаточном внимании школы к проблеме формирования у школьников предприимчивости, слабой подготовленности учителей к решению данной проблемы, отсутствии методических рекомендаций для учителей, а также недостаточной взаимосвязи организуемого школьного предпринимательства и учебного процесса.
Исследования посвященные проблеме формирования предприимчивости определили следующие направления.
1.Разработка категории предприимчивости как качества личности, определение ее функций, структуры, признаков, уровней сформированности в личности (Д.В. Коняев (103), В.Н.Кузин (117), Н.В. Чигиринская (239), М.Н. Умутбаев (222) и др.).
2.Изучение соответствия предпринимательской деятельности такому качеству личности, как предприимчивость. Многие исследователи, как у нас в стране, так и зарубежном (А.И. Агеев (3), М. Вудкок (43), П.Ф. Друккер (68), A.M. Омаров (155), Д. Френсис (43) и др.), отмечают, что предприимчивость является неотъемлемой характеристикой предпринимательской деятельности. Исследователь Д.В. Кузин (118) в определении предприимчивости указывает, что данное качество личности содержит элементы новизны и реализуется в предпринимательской деятельности, ориентированной на поиск, обоснование, принятие и реализацию высокоэффективных решений.
3.Обучение основам предпринимательской деятельности (Т.В. Корнилова (104), В.А. Райзберг (192), С.К. Рощин (200), М.Н. Руткевич (202), В.Д. Симоненко (212) и др.).
4.Исследование возможностей школьных объединений в подготовке учащихся к разным аспектам предпринимательской деятельности: освоение приемов самоорганизации умственных действий, мотивации поведения, возможностей ориентации в проблемных ситуациях, планирование действий (Т.П. Афанасьева (15), П.П. Якобсон (261) и др.), развитие познавательно-творческой активности учащихся в экономическом аспекте (А.Ф. Аменд (5), Ю.К. Васильев (40), Б.А. Райзберг (192), И.А. Сасова (207) и др.).
5.Выявление условий обучения школьников предприимчивости, в частности освещение вопросов активизации содержания, форм и методов экономического образования (Н.В. Борисова (34), Н.Н. Михайлова (143), А.С. Прутченков (187), Е.А. Хруцкий (234) и др.).
Выполненные научные исследования имеют особенности, которые в дальнейшем определили нашу научную проблему. Во-первых, преобладает функциональный подход к изучению предприимчивости, когда изучаются лишь отдельные аспекты этого качества. Во-вторых, педагогические процессы формирования разных аспектов предприимчивости рассматриваются без взаимосвязи друг с другом. В-третьих, процесс формирования предприимчивости строится лишь на основе усвоении теоретических экономических понятий, без реализации их в практической предпринимательской деятельности.
Приведенные особенности и состояние дел в школьной практике обострили противоречие между потребностью общества в предприимчивой личности, способной принимать оптимальные решения в изменяющейся ситуации, и недостаточной разработанностью педагогического процесса ее формирования. Причинами тому могут являться неоднозначность в понимании сущности предприимчивости как качества личности и несогласованность в подходах к ее формированию.
На основании всего вышеизложенного проблема исследования состоит в осмыслении основных характеристик педагогического процесса формирования предприимчивости у старшеклассников.
В связи с этим тема исследования «Формирование предприимчивости у старшеклассников в школьном предпринимательстве».
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в старших классах средней школы.
Предмет исследования - процесс формирования предприимчивости у старшеклассников.
Цель исследования - выявление научных основы формирования предприимчивости у старшеклассников в школьном предпринимательстве.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование предприимчивости как качества личности у старшеклассников будет эффективным по сравнению с массовой практикой, если :
1) в основу построения педагогического процесса будет заложено наше понимание предприимчивости как качества личности старшеклассника;
2) логика постановки задач и построения системы средств будет определена в соответствии с логикой развития предприимчивости;
3) будет организовано школьное предпринимательство, соответствующее специфике предприимчивости старшеклассников.
Проблема, цель, объект и предмет исследования предопределили необходимость решения следующих задач:
1. Уточнить научное понимание предприимчивости как качества личности и выделить показатели ее сформированности.
2. Определить уровни сформированности данного качества.
3. Выявить средства формирования предприимчивости у старшеклассников в теории и практике общеобразовательной школы и характеристики школьного предпринимательства как ведущего средства.
4. Выявить особенности построения процесса формирования предприимчивости старшеклассников.
Методологическую основу исследования составили :
На общефилософском уровне - философское представление о деятельностной и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития; гносеологические основы моделирования как метода научного исследования (Н.М. Амосов (6), Б.А. Глинский (52), Б.С. Грязнов (58)); философские подходы к определению содержания понятий и категорий «качество», «уровень развития», «целостность», «направленность», «необратимость» и др.
На общенаучном уровне - идеи системного подхода (В.П. Беспалько (28), Ф.Ф. Королев (105), Э.Г. Юдин (259) и др.); концепции целостного подхода (B.C. Ильин(89), В.В. Краевский(111)); основы деятельностного подхода к развитию личности (JI.C. Выготский(45), А.Н. ЛеонТъев(125), С.Л. Рубинштейн(201)).
На конкретно-научном уровне - концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов (59)); проблемного обучения (М.И. Махмутов (136)).
Методы исследования определены его целью, предметом, задачами и логикой. Для установления искомых зависимостей и проверки исходных предположений в работе использован комплекс методов, включающий анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, моделирование, изучение и обобщение передового опыта и др. В ходе исследования осуществлялись констатирующий и формирующий эксперименты, опрос педагогов, учащихся, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, анализ продуктов жизнедеятельности учащихся, ранжирование.
Достоверность полученных результатов обоснована исходными методологическими принципами, применением комплекса методов исследования, сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом, методами математической обработки материалов опытного исследования, количеством участников констатирующего и формирующего экспериментов, практической апробацией полученных результатов в практике работы педагогов школ г. Волгограда.
Новизна полученных результатов состоит в том, что впервые предприимчивость определена как способность личности принимать оптимальное решение в нестандартной, постоянно изменяющейся ситуации; уточнена теоретическая модель предприимчивости; раскрыты основные характеристики школьного предпринимательства в контексте педагогического процесса формирования предприимчивости, показана ее связь с обучением учащихся разным школьным предметам.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены компоненты и признаки сформированности предприимчивости, разработаны четыре уровня принятия оптимального решения и на их основе выявлены уровни сформированности предприимчивости. Обоснована адекватность социального предпринимательства специфике предприимчивости старшеклассников. Раскрыты особенности и основы построения процесса формирования предприимчивости как качества личности старшеклассника. Выявлены возможности предметов общеобразовательного цикла в формировании предприимчивости. Результаты исследования могут послужить базой для разработки таких проблем, как нравственность школьного бизнеса и его границы, мотивация школьников к участию в предпринимательской деятельности, критерии и оценка качества организации школьной предпринимательской деятельности и др.
Практическая ценность работы заключается в том, что использование разработанных автором положений, включающих совершенствование педагогических задач, средств, методов и форм на каждом этапе организации экспериментального процесса, позволяет получить более высокий результат в формировании предприимчивости у старшеклассников, чем в массовой школе. Определены средства диагностики сформированности предприимчивости у старшеклассников (анкеты, опросники, тесты). Составлены обобщенные монографические характеристики старшеклассника для оценки уровней сформированности предприимчивости.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на аспирантских семинарах кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, обсуждались и получили одобрение на заседании теоретического семинара при кафедре общетехнических дисциплин; регулярно докладывались на межвузовских конференциях студентов и молодых ученых Волгоградской области (г. Волгоград, 1998-2000 гг.); на Всероссийской научно-практической конференции «Реализация государственной молодежной политики как условие социализации молодежи» (г. Волгоград, 1999); на годичных собраниях ЮО РАО и региональных психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона» (1999-2001гг.); на научно-практической конференции «Опыт инновационных преобразований в педагогической науке и практике (на основе концепции личностно ориентированного образования)» (г. Волгоград, 2000 г.).
Внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования внедрены в практику школ № 78, 98 гимназии №12 социально-экономического профиля, технико-экономического лицея № 7, г. Волгограда, Каменской средней школы Городищенского района Волгоградской области.
Положения выносимые на защиту.
1 .Предприимчивость определяется как способность личности принимать оптимальное решение в нестандартной, постоянно изменяющейся ситуации. Под оптимальным понимается решение, которое учитывает основные аспекты ситуации (экономический, нравственный, правовой). Способность сориентироваться в сложной, многоаспектной проблемной ситуации, найти оптимальный выход, и составляет суть предприимчивости личности. В структуре предприимчивости выделены стержневое связующее ядро - способность принять оптимальное решение и три взаимосвязанных компонента: деятельностно-волевой, эмоциональный, рациональный.
2. Компонентный состав рассматриваемого личностного качества определил выбор основных признаков (самостоятельность, целеустремленность и нестандартность), степень проявления которых в деятельности по принятию оптимального решения выступает показателем сформированности предприимчивости у старшеклассников.
3.Процесс формирования предприимчивости у старшеклассников осуществляется как четкая последовательность четырех взаимообусловленных этапов: от формирования отдельных компонентов предприимчивости низкого уровня до целостного проявления качества на высшем уровне сформированности. Ведущими средствами, наряду со школьным предпринимательством, организованным на принципах самоуправления, являются: на первом этапе формирующего процесса -анализ конкретных производственно-экономических ситуаций, на втором -учебные ролевые игры, на третьем - деловые и производственные игры, на четвертом - метод творческих предпринимательских проектов.
4.Процесс формирования предприимчивости у старшеклассников наиболее эффективен, если организован в тесной взаимосвязи с общеобразовательным процессом.
Базой исследования являлись следующие общеобразовательные учреждения: гимназия №12 социально-экономического профиля, технико-экономический лицей № 7 г. Волгограда, Каменская средняя школа Городищенского района Волгоградской области.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 1996г. по 2001 год и состояло из трех этапов.
На первом (1996-1997г.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, уточнялись сущностные характеристики предприимчивости как качества личности; выявлялись критерии ее сформированности у старшеклассников, определялось содержание понятий и категорий, таких как «качество», «уровень развития», «целостность», «направленность», «необратимость» и ДР
На втором этапе (1998-1999г.) по выявленным показателям сформированности предприимчивости составлялись обобщенные монографические характеристики старшеклассников, разрабатывались уровни предприимчивости, выполнялся анализ массовой практики с целью выявления дидактических средств и условий, способствующих формированию предприимчивости у старшеклассников. Проводился констатирующий эксперимент для выявления реального уровня сформированности предприимчивости в массовой школе.
На третьем этапе (2000-2001 г.) экспериментально выявлялись основы процесса формирования предприимчивости. Анализировались результаты формирующего эксперимента, обобщались результаты работы, оценивалась эффективность разработанной системы средств, корректировалась их система, уточнялись выводы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения (10 е.), двух глав (60 е., 124 е.), заключения, библиографии (264 источника), 11 приложений. Текст рукописи иллюстрирован 2 диаграммами, 3 схемами, 8 таблицами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 129 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz