Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Формирование профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач : На материале бесплатно
9:04 PM
Скачать Формирование профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач : На материале бесплатно

Формирование профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач : На материале обучения иностранному языку

Диссертация

Автор: Мондраева, Елена Захаровна

Название: Формирование профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач : На материале обучения иностранному языку

Справка: Мондраева, Елена Захаровна. Формирование профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач : На материале обучения иностранному языку : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Калининград, 2002 207 c. : 61 03-13/1789-3

Объем: 207 стр.

Информация: Калининград, 2002


Содержание:

Глава 1 Профессионально важные качества менеджера как предмет педагогического исследования
11 Сущность профессионально важных качеств менеджера: понятия, характеристики
12Особенности формирования профессионально важных качеств в высшей школе
121 Теория и практика формирования профессионально важных качеств в высшей школе
122 Вероятностный подход в профессиональном образовании
123 Ситуативный подход к формированию профессионально важных качеств менеджера
124 Интерактивные методы обучения как средство осуществления вероятностного подхода
Выводы по первой главе
Глава 2 Дидактические условия формирования профессионально важных качеств менеджера на основе вероятностного подхода
211 Особенности работы преподавателя на первом этапе по формированию профессионально важных качеств менеджера
212 Особенности работы преподавателя на втором этапе по формированию профессионально важных качеств менеджера
213 Особенности работы преподавателя на третьем этапе по формированию профессионально важных качеств менеджера
22 Организация и методика экспериментальной части исследования, и интерпретация его результатов
Выводы по второй главе

Введение:

Эффективность выполнения молодым специалистом своих профессиональных обязанностей напрямую зависит от целого комплекса факторов, прежде всего от качества образовательного процесса, деловых качеств и склонности к выполняемым функциям. Важную роль здесь играют также косвенные факторы - высокие темпы развития информатики и связанное с этим нарастание потока информации, возросшая динамика производственной и социальной жизни (развитие и смена технологий в промышленности, структурные изменения в экономике, миграция населения, трансформация социально-культурного контекста). В таких условиях выпускник учебного заведения оказывается невостребованным или неподготовленным к требованиям, которые предъявляют ему работодатель и социальное окружение. В полной мере это относится к менеджеру. Многочисленные учебники по курсу менеджмента дают различные определения, как процесса управления, так и менеджера.Наиболее типичное определение управления: это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Понятия "руководитель", "лидер", "менеджер" рассматриваются как с позиции управления и различия в содержании их деятельности (М. Мескон, У. Беннис, Ф. Селзник, В. Врум, П. Йотон и др.), так и с позиций психологии (К. Бэрд, Р. Стогдил, Дж. Максвелл и др.). Обобщая собранные данные, делаем вывод о том, что эффективные менеджеры проявляет себя как талантливые, компетентные, активные, уверенные в себе, социализированные адепты организации, противостоящие глупости, бездарности и социальной неразберихе, способные принимать неординарные решения в неопределенной ситуации. Для того, чтобы выпускник высшего учебного заведения мог добиться успеха и преуспеть в своей профессиональной деятельности, необходимо формировать профессионально важные качества еще в вузе.Если руководитель обладает определенными знаниями структурных элементов управленческой деятельности и способен выделить из общего контекста труда основные компоненты, то такое знание предполагает выявление востребованного практикой интегрированного знания, используя которое он сможет продуктивно решать управленческие задачи.Рассматривая руководителя как главный системообразующий элемент, обладающий творческой индивидуальностью, который формирует цели своей управленческой деятельности и труда подчиненных, обладает информацией, средствами и другими возможностями для реализации управленческих функций и всех обязанностей в соответствии с должностным статусом. (К.А Абульханова-Славская). Основываясь на том факте, что цель вузовского обучения - подготовка специалиста, способного применять полученные знания и умения на практике, эти знания и умения необходимо отрабатывать в квазипрофессиональных ситуациях (А.А. Вербицкий). Заранее запланированная деятельность (Н.Ф.
Талызина), в которую войдут специалисты, способствует усвоению любых знаний и обеспечивает достижение целей.Проанализированный опыт указывает на то, что для развития индивидуальности будущих менеджеров, для достижения поставленной цели - выпуск всесторонне развитого специалиста, необходимо применять вероятностный (прогностический) подход в обучении и воспитании.Ученые отмечают, что вероятностный подход, применяемый при построении учебно-педагогических ситуаций, имеет наиболее эффективный результат при рещении жизненных задач, которые призван решать будущий специалист. Методологической основой при выделении педагогических задач как вероятностных являются труды отечественных ученых О.С. Гребенюка, Б.Ф. Ломова, Н.Ф. Талызиной. Вероятностный подход позволяет прогнозировать предполагаемые результаты I деятельности с учетом разнообразия факторов, влияющих на деятельность.Вероятностный подход в области обучения и воспитания менеджеров изучен слабо и до настоящего времени не проводилось специального исследования, позволяющего выявить его эффективность в процессе формирования профессионально важных качеств менеджеров.Подготовка специалистов в области управления требует широкого использования активных форм обучения, приближающих учебный процесс к организационно-производственным ситуациям. К их числу относятся деловые игры, практические упражнения, тренинги и др. Решая задачи обучения управлению, необходимо, в первую очередь, использовать те методы обучения, которые предоставляют студенту возможность для • самореализации, самоорганизации, самовоспитания, побуждают к активным действиям, позволяют идентифицировать себя с учебным материалом, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать свое поведение (Л.С. Выготский, Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, Х.-Е Майхнер и др.).В нашей стране многие исследователи и практики-педагоги работают в этом направлении. Основой для них являются как признанные психологические, так и педагогические теории, также используется обширный эмпирический опыт инновационного обучения. В повышении качества образования и усвоении социального опыта большими технологическими возможностями обладает деятельностная теория усвоения социального опыта (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Нечаев и др.). Анализ этого опыта работы позволяет отметить, что интерактивные методы обучения, в том числе и ролевые, деловые игры, рассматриваются, в основном, с позиции знаково-контекстного обучения. Эффективность, как деловой игры, так и других интерактивных методов обучения объясняется тем, что они моделируют реальную ситуацию. Таким образом, используя активные методы обучения, преподаватель отрабатывает ситуацию, в которую, возможно, попадет будущий специалист. Такой подход в педагогической литературе называют вероятностным (прогностическим) и он представляется наиболее продуктивным и методологически оправданным. Особенно эффективным данный подход является при формировании внутреннего психического опыта человека, что стоит в основе формирования его индивидуальности.Кроме того, формирование профессионально важных качеств менеджеров ранее не рассматривалось в единстве с развитием сфер индивидуальности человека - интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной, сферы саморегуляции (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк). Теоретически разрабатывая условия формирования профессионально важных качеств менеджеров, необходимо предусмотреть приемы и средства, учитывающие принципы педагогики индивидуальности.Анализ современной философской, социальной, психологопедагогической, методической литературы, а также результаты эмпирических исследований, позволили обозначить требующее дальнейшего углубленного изучения противоречия между необходимостью более широкого использования развивающего потенциала вероятностного подхода, в частности вероятностных педагогических задач, в условиях высшей школы и отсутствием данных о влиянии вероятностного подхода на развитие и формирование профессионально важных качеств менеджеров; не разработанностью дидактических условий и средств, реализующих вероятностный подход в формировании профессионально важных качеств менеджеров.Указанное противоречие привело к необходимости разработки вопросов, связанных с изучением условий формирования профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач: В чем сущность профессионально важных качеств менеджеров? Каковы проблемы формирования профессионально важных качеств менеджеров в высшей школе? В чем заключается сущность вероятностного подхода? Какова эффективность применения вероятностного подхода как средства формирования профессионально важных качеств менеджеров в условиях высшей школы? Суть решаемой проблемы исследования: при каких дидактических условиях и какими педагогическими средствами возможно обеспечить формирование профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач? Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать возможность и целесообразность использования вероятностных педагогических задач для формирования профессионально важных качеств менеджеров.Объект исследования: процесс формирования профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач.Предмет исследования: дидактические условия формирования профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач.Гипотеза: формирование профессионально важных качеств менеджеров может быть педагогически эффективным при условиях: П знание специфических особенностей профессионально важных качеств менеджеров; П знание сущности вероятностного подхода; D реализации вероятностного подхода к обозначению педагогических задач формирования профессионально важных качеств менеджеров; П комплексного подхода к развитию интеллектуальной, эмоциональной, волевой и экзистенциальной сфер будущих менеджеров; П реализации взаимосвязи использования вероятностного подхода и комплексного использования интерактивных методов обучения и ситуативного подхода.Задачи исследования: 1. Выявить психолого - педагогические основы деятельности современного менеджера.2. Определить состояние проблемы развития и формирования профессионально важных качеств менеджеров в теории и практике высшего образования.3. Разработать модель профессионально важных качеств менеджера.4. Выявить номенклатуру вероятностных педагогических задач формирования профессионально важных качеств менеджера и соответствующих педагогических средств для их решения.5. Разработать и экспериментально проверить дидактические условия формирования профессионально важных качеств менеджера на основе решения вероятностных педагогических задач.Методологичекской базой исследования являются: системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, Ю.А. Конаржевский, Л.И. Новикова, B.C. Ильин и др.); личностный и деятельностные подходы (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцифирова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л. Рубенштейн); вероятностный подход (Б.С. Гершунский, О.С. Гребенюк, В.И.Загвязенский, Б.Ф. Ломов, Л.Ф. Спирин, Л.М. Фейгенберг); андрогагические принципы образования взрослых (Н.Ф. Вишнякова, П. Джарвис, СИ. Змеев, P.M. Смит). I » Теоретической базой исследования являются современные концепции высшего образования (П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др.); концепция педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, В.И. Р1льин, Ю.М.
Орлов); теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин и др.).В исследовании использовались методы: теоретические (анализ проблемы и предмета исследования, системный и деятельностный подход, моделирование); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование).Исследование выполнялось в течение 1999 - 2002 гг. и включало в себя следующие этапы.На первом этапе (1999 - 2000гг,) осуществлялась разработка замысла исследования, проводился анализ теории и практики высшего педагогического образования, выделялись объект и предмет исследования.Полученные данные позволили определить научный аппарат исследования и обосновать его методологическую и теоретическую базы.На втором этапе (2000 - 2001гг.) был проведен теоретический анализ предмета исследования; была разработана технология, способствующая формированию профессионально важных качеств менеджеров в вузе; проведена экспериментальная работа, которая подтвердила состоятельность решаемой проблемы.На третьем этапе (2002г.) был проведен анализ и обработка данных теоретической и эмпирической частях исследования, обобщение диссертационного материала, его литературная обработка; обсуждение основных выводов в педагогических коллективах вызов; на материалах исследования разрабатывались методические пособия.На защиту выносятся следующие положения: • психолого-педагогическими основами профессиональной деятельности современного менеджера являются: степень его готовности к результативному выполнению своих должностных обязанностей, способность формировать цели своей управленческой деятельности и труда подчиненных; • модель профессионально важных качеств менеджера включает в себя блок психических свойств в основных сферах индивидуальности (интеллектуальная сфера — креативность мышления; эмоциональная сфера - адекватная самооценка; экзистенциальная сфера — уверенность в себе; волевая сфера — инициативность; мотивационная сфера - потребность в достижении успеха; сфера саморегуляции - высокий уровень субъективного контроля; предметно - практическая сфера умение соотносить свои действия с выбранной ролью в обществе и блок личностных свойств (ответственность, зрелость); • формирование профессионально важных качеств менеджера в единстве с развитием индивидуальности студентов обеспечивается использованием вероятностного подхода к обозначению педагогических задач; номенклатура вероятностных педагогических задач формирования профессионально важных качеств менеджера включает в себя четыре группы: первая группа - задачи, направленные на развитие креативности (интеллектуальная сфера) студента; вторая группа - задачи, направленные на развитие адекватной самооценки (эмоциональная сфера); третья группа - задачи, направленные на развитие инициативности (волевая сфера); четвертая группа - задачи направленные на развитие уверенности в себе, ответственности, зрелости (экзистенциональная сфера). • дидактическими условиями формирования профессиональных качеств менеджера на основе решения вероятностных профессиональных задач выступают: номенклатура педагогических целей и задач; диагностические методики определения уровня сформированности профессионально важных качеств менеджера; средства решения вероятностных педагогических задач.Научная новизна исследования состоит в новом подходе к процессу формирования профессионально важных качеств менеджеров, включающем: • определение совокупности профессионально важных качеств менеджера; • описание модели профессионально важных качеств менеджера, включающей в себя личностные качества в единстве с психическими свойствами индивидуальности в интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной, предметно-практической и экзистенциональной сферах; • обоснование номенклатуры вероятностных педагогических задач формирования профессионально важных качеств менеджеров в единстве с развитием индивидуальности студентов; • разработку целей формирования профессионально важных качеств менеджера в единстве с развитием сфер индивидуальности; • разработку системы средств решения вероятностных педагогических задач формирования профессионально важных качеств менеджера; • определение комплекса диагностических методик измерения уровня сформированности.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесены принципиальные изменения в представления о процессе формирования профессионально важных качеств менеджеров за счет расширения представлений о педагогических средствах целенаправленного формирования профессионально важных качеств менеджеров в единстве со сферами индивидуальности студентов; выявлены возможности вероятностного подхода в формировании профессионально важных качеств менеджеров, состояш;ие в развитии креативности, адекватной самооценки, инициативности, уверенности в себе, высокого уровня субъективного контроля, умения соотносить свои действия с выбранной целью, ответственности, зрелости.Практическая значимость исследования. Практическое значение исследования состоит в разработке и апробации дидактических условий формирования профессионально важных качеств менеджеров на основе решения вероятностных педагогических задач. В данном исследовании разработаны практические рекомендации по формированию профессионально важных качеств менеджеров на основе ситуативного подхода и с применением интерактивных методов обучения. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания в высшей школе на экономических факультетах.Обоснованность и достоверность научных положений, выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций; опорой на концепции педагогики индивидуальности; целостным подходом к проблеме исследования; применением методов и приемов, адекватных предмету исследования; обобп],ением экспериментальной работы по исследуемой теме.Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования проходили апробацию в Калининградском государственном университете на экономическом факультете. Основные положения диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры английского языка гуманитарных факультетов (секция английского языка экономического факультета), на кафедре менеджмента, в педагогическом коллективе Калининградского морского лицея при БГА, на международной конференции "Педагогика индивидуальности как основа становления и развития открытой образовательной системы" (г.Калининград, 2002г.).Результаты исследования использованы при разработке курса преподавания английского языка на экономическом факультете (специальность - менеджмент), а так же при разработке методов преподавания на специальном отделении экономического факультета Калининградского государственного университета.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 141 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz