Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников. Толкачева, Тамара бесплатно
6:53 AM
Скачать Формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников. Толкачева, Тамара бесплатно
Формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников

Диссертация

Автор: Толкачева, Тамара Михайловна

Название: Формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников

Справка: Толкачева, Тамара Михайловна. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Толкачева Тамара Михайловна; [Место защиты: Оренбург. гос. ун-т] - Оренбург, 2009 - Количество страниц: 219 с. Оренбург, 2009 219 c. :

Объем: 219 стр.

Информация: Оренбург, 2009


Содержание:

Введение
1 Теоретические аспекты формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников
11 Профессиональная готовность будущего учителя к гражданскому воспитанию учащихся начальной школы как педагогическая проблема
12 Педагогическая сущность формирования готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников
13 Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию учащихся начальной школы
Выводы по первой главе
2 Опытно-поисковая работа по формированию профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников
21 Основные этапы, процедура и методы исследования
22 Опыт реализации педагогических условий профессиональной готовности будущих учителей к гражданскому воспитанию младших школьников
23 Динамика формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию учащихся начальной школы
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. XXI век ознаменовался для России активным формированием гражданского общества и правового государства, признанием прав и свобод человека. Становление правового государства предусматривает образованность, высокий уровень самосознания граждан, их активное участие в жизни общества, развитое чувство собственного достоинства. Соответственно социально-политические изменения в стране предъявляют новые требования к подготовке учителя, призванного воспитывать общественно-ориентированную личность с активной гражданской позицией.
В сложившихся условиях педагогическое образование предполагает формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию учащихся на начальном этапе обучения, предоставляющем наиболее благоприятные возможности для формирования гражданских качеств личности, основанном на учете психологических особенностей младших школьников. В связи с этим необходима научно обоснованная система формирования профессиональной готовности будущего учителя к воспитанию гражданственности как качества личности младшего школьника.
Научное обращение к проблеме формирования профессиональной готовности будущего учителя к воспитанию гражданственности учащихся начальных классов усиливается отсутствием описания структуры, специфических характеристик, теоретической разработанности критериев и учебно-методического обеспечения данного процесса. Соответственно, необходимы эффективные способы формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников как профессионально и личностно значимому качеству.
В науке имеется фонд знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Идея гражданского воспитания затронута в трудах философов античности Платона и Аристотеля. В работах социологов С.И. Григорьева, А.А. Давыдова,
Т.И. Заславской, B.C. Нерсесянца и других ученых охарактеризовано развитие гражданского общества, гражданские права, обязанности, роли, статус и гражданская позиция личности. Проблема формирования качеств гражданина рассмотрена в трудах К.Д. Ушинско-го, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева-, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлин-ского, а также современных исследователей Л.И. Аманбаевой, А.С. Гаязова, А.М, Князева, Н.А., Савотиной. Гражданское воспитание школьников на разных этапах обучения средствами, народной педагогики отражено в работах С.М. Болховитина, В.А. Голованова. Специфике социализации сельских школьников посвящены работы Р.А. Акбашева, А.Н. Хузиахметова, А.П.Чернявской. Проблема воспитания сельского младшего школьника конкретизирована в исследованиях М.В. Воропаева, А. Муханбетжановой, А.Ф. Ахматова, З.Я. Якубова.
Воспитание гражданственности как важного интегративного личностного качества представлено* в трудах современных ученых А.В. Иващенко, И.В. Суколенова, Н.М. Таланчука. Разработке подходов к гражданскому воспитанию учащейся молодежи посвящены работы О.В. Солодовой, А.Ф. Шамич. Исследование аксиологизации образования представлено в работах А.В. Кирьяковой, Г.А. Мелеке-сова, Н.Д. Никандрова, Н.В. Янкиной. Проблемы теории и методики профессионального образования отражены в трудах Г.В. Белой, В.Г. Гладких, В.В.Кузнецова, П.Ф. Кубрушко, А.В. Кострюкова, Л.Б. Соколовой. Единство личностного и профессионального развития раскрыто в ' работах В.И. Загвязинского, В.Г. Рындак, В.Д. Шадрикова. Особенности формирования профессионально-личностных качеств современного специалиста охарактеризованы в трудах И.Д. Белоновской, Т.В. Ежовой, Н.С. Сахаровой, А.П. Тряпицыной. Проблема подготовки будущего учителя раскрыта в исследованиях А.К. Марковой, Л'.Мл Митиной, В.П. Бездухова. Формирование готовности учителя начальных классов к воспитанию школьников охарактеризовано П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию описана в работах Г.Р. Ахметжановой, Н.А. Вахру-шевой, Д.Н. Дементьева, О.П. Песоцкой, Л.Б. Самойловой, Н.М. Шибановой.
Анализ фонда научных знаний по исследуемой проблеме позволяет констатировать, что проблема формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников в.вузовском образовании и педагогической науке до настоящего времени глубоко не рассматривалась.
Актуальность исследования определяется рядом противоречий:
• между усилением значимости гражданского воспитания младших школьников и недостаточной профессиональной готовностью учителя к его осуществлению;
• между потенциалом образовательного пространства вуза по формированию профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников и неэффективной реализацией имеющихся возможностей в процессе профессиональной подготовки педагога;
• между потребностью образовательной практики в квалифицированных педагогах, формирующих гражданственность младших школьников, и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса.
Проблема исследования заключается в определении эффективных способов формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников.
Актуальность проблемы, её недостаточная научная разработанность и выявленные противоречия определили выбор темы исследования: «Формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников».
В исследование введено ограничение: рассмотрение проблемы ориентировано на формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших сельских школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов в вузе.
Предмет' исследования: процесс формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами была сформулирована гипотеза исследования. Профессиональная готовность будущего педагога к гражданскому воспитанию младших школьников - интегративное качество личности, которое характеризуется активностью и потребностью будущего учителя в формировании гражданственности младших школьников как социально-нравственной ценности, знанием сущности и содержания гражданского воспитания, умениями, обеспечивающими эффективность данного процесса. Процесс формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников будет результативным, если обеспечивается совокупность педагогических условий:
• актуализируется мотивационно-ценностное отношение будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников как свободное сознательное принятие данной деятельности в качестве приоритетной .ценности;
• обогащается содержание учебных дисциплин общекультурными, психолого-педагогическими, методическими знаниями, отражающими специфику муниципальной социально-образовательной среды;
• применяются практико-ориентированные задания по формированию гражданственности младших школьников в аудиторной и внеаудиторной деятельности;
• реализуется комплексное учебно-методическое обеспечение данного процесса в соответствии со структурными компонентами профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников.
Задачи исследования:
1 Уточнить педагогическую сущность понятия «профессиональная готовность будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников».
2 Выявить специфические особенности профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников. •
3 Определить уровневые критерии и показатели сформированное™ профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников.
4 Разработать модель формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников.
5 Разработать научно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной готовности будущего .учителя к гражданскому воспитанию младших школьников.
Методологическую основу исследования составили диалектическая теория познания и её положения о целостном, всестороннем рассмотрении явлений и процессов в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленности; философские принципы единства теории и практики, исторического и логического анализа, научной достоверности и объективности при рассмотрении изучаемых фактов и явлений.
Теоретической базой исследования являются:
• на философском уровне: концепция философии и методологии образования (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Г.П. Щедровицкий); учение о человеке как активном субъекте познания (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, C.JI. Рубинштейн); теория становления человека как субъекта собственной жизнедеятельности (К.А. Абуль-ханова-Славская, B.C. Библер, М.С. Каган).
• на общенаучном уровне: основные положения теории деятельности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина), идеи лич-ностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, A.M. Новиков, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); теория ориентации личности на социально и личностно значимые ценности (Т.К. Ахаян, А.Г. Здравомыслов, А.В. Кирьякова).
• на конкретно-научном уровне: современная теория профессиональной подготовки учителя (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Ку-люткин, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин); концепции формирования ценносТно-мотивационного отношения студентов к педагогической профессии (О.А. Абдуллина, А. А. Деркач, Е.А. Климов, А.И. Щербаков); идея подготовки студентов к воспитательной работе в сельской школе (JI.B. Байбородова, П.А. Жильцов, А.Е. Кон-дратенков, М.И. Рожков); концепции гражданского образования (Б.З. Вульфов, А.Я. Соколов, Г.Н. Филонов).
Методы ? исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись методы теоретического анализа, обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, собеседование, моделирование, статистическая обработка полученных результатов.
База исследования: Акбулакский филиал Оренбургского государственного университета, муниципальные школы п. Акбулак. Исследованием было охвачено 542 человека: 367 учащихся младших классов, 124 студента, 51 учитель.
Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе, теоретико-поисковом (2000-2002гг.), уточнялся методологический аппарат исследования, конструировалась гипотеза, осуществлялся анализ теоретических и эмпирических источников по проблеме, проводился констатирующий эксперимент, выявлялся первоначальный уровень готовности будущих учителей к гражданскому воспитанию младших школьников.
На втором этапе, экспериментальном (2002-2005гг.), выявлялись сущность, структура и компоненты профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников; осуществлялась апробация педагогических условий формирования профессиональной готовности будущих учителей к гражданскому воспитанию младших школьников; определялись уровни, критерии и показатели сформированности профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников; проводился формирующий эксперимент.
На третьем этапе, аналитическом (2005-2008гг.), анализировались и обобщались данные опытно-поисковой работы, проверялась выдвинутая гипотеза, обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования:
• определена педагогическая сущность понятия «профессиональная готовность будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников» как интегративного качества личности, которое характеризуется активностью и потребностью в формировании гражданственности младших школьников как социально-нравственной ценности, знанием содержания гражданского воспитания, умениями, обеспечивающими эффективность данного процесса;
• раскрыты специфические особенности гражданского воспитания как процесса формирования гражданственности младших школьников, составляющего интегративное личностное качество, основанное на определенной системе гражданских отношений к государству, обществу, себе и другим, правам и обязанностям гражданина;
• разработана модель формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников, представленная в единстве цели, содержании и реализации выявленных педагогических условий;
• определены уровневые критерии и показатели сформированное™ профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников, составляющие диагностический инструментарий исследуемого процесса, позволяющий объективно оценить его результаты;
• выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие формирование профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к гражданскому воспитанию младших школьников: актуализируется мотивационно-ценностное отношение будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников; обогащается содержание учебных дисциплин общекультурными,. психолого-педагогическими, методическими знаниями, отражающими специфику муниципальной социально-образовательной среды; применяются практико-ориентированные задания' по формированию-гражданственности^ младших школьников в аудиторной.и внеаудиторной деятельности; реализуется комплексное, учебно-методическое обеспечение данного1 процесса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: обогащены имеющиеся научно-педагогические представления-о- теории профессионального образования будущего специалиста1 разработанными педагогическими условиями формирования, профессиональной; готовности к гражданскому воспитанию младших школьников;, расширены, педагогические знания о содержании процесса формирования профессиональной' готовности будущего учителя: к гражданскому воспитанию младших школьников, отражающие новые аспекты совершенствования; профессиональной подготовки учителя в вузе. .
Практическая значимость исследования:
• цикл дисциплин «Педагогика», «Методика преподавания общественных дисциплин» у студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» обогащен- содержанием процесса воспитания гражданственности;
• разработано и внедрено в образовательную практику вуза, комплексное учебно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной; готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников, включающее учебно-методическое пособие: «Гражданское воспитание младших школьников», программу и содержание спецкурса по формированию профессиональной готовности будущего учителя; к гражданскому воспитанию* младших школьников «Особенности гражданского воспитания в сельской малокомплектной школе», ситуационные и мотивационные задания к практическим занятиям; комплект заданий, вопросов, тестов для самоподготовки и самоконтроля, которые могут использоваться в процессе подготовки будущих учителей в вузе и в системе постпрофессионального образования.
Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций, представленных в исследовании, обеспечены: объективностью методологических позиций; концептуальной непротиворечивостью; реализацией теоретических и эмпирических методов, адекватных цели исследования; проведением опытно-поисковой работы; репрезентативностью выборки; качественным и количественным анализом экспериментальных данных; обработкой результатов исследования методами математической статистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1 Профессиональная готовность будущего педагога к гражданскому воспитанию младших школьников — интегративное качество личности, которое характеризуется активностью и потребностью в формировании гражданственности младших школьников как социально-нравственной ценности, знанием сущности и содержания гражданского воспитания, умениями, обеспечивающими эффективность данного процесса. Структура рассматриваемой готовности включает три взаимосвязанных компонента: мотивационно-ценностный, содержательный и процессуальный.
2 Эффективность реализации модели формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников в процессе профессиональной подготовки обеспечивается совокупностью необходимых и достаточных педагогических условий:
• актуализируется мотивационно-ценностное отношение будущих учителей к гражданскому воспитанию младших школьников как свободное сознательное принятие данной деятельности в качестве приоритетной ценности; - обогащается* содержание учебных дисциплин общекультурными, психолого-педагогическими, методическими знаниями, интегриг рующимис специфику муниципальной? социально-образовательной среды; . '
• применяются практико-ориентированные задания по формированию гражданственности! младших школьников в аудиторной и внеаудиторной деятельности;
V - используется комплексное, учебно-методическое обеспечением, включающее: учебно-методическое пособие «Гражданское воспитание, младших школьников», программу и содержание спецкурса по формированию профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников «Особенности гражданского воспитания; в сельской малокомплектной школе», ситуационные и< мотивационные задания к практическим занятиям, комплект заданий, вопросов, тестов для самоподготовки и самоконтроля; - ' способствующее качественному усвоению знаний, выработке практических умений осуществления процесса: гражданского воспитания младших школьников.
• 3. Модель' формирования профессиональной• готовности будущих учителей к гражданскому воспитанию младших: школьников включает: цель, принципы, критерии, уровни, этапы и конечный' результат процесса.
4. Критериально-диагностический инструментарий оценки эффективности предложенной: модели формирования .готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников представлен, критериями и показателями: а) субъектность (показатели: гражданская; позиция, социальное поведение, интерес к гражданскому воспитанию, осознание общественного* долга по гражданскому воспитанию младших школьников, стремление получить и применить профессиональные знания, умения и навыки в данной деятельности); б) нормативность (показатели: уровень общекультурных, психолого-педагогических, методических и специальных знаний); в) процессуальность (показатели: проективные, коммуникативные, диагностические умения).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Акбулакском филиале ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», общеобразовательных школах п. Акбулак и Акбулакского района Оренбургской области.
Ход и результаты исследования обсуждались на конференциях различного уровня: международных (Оренбург, 2001; Санкт- Петербург, 2002, 2004); Всероссийских (Оренбург, 2002-2007; Тольятти, 2002, 2003; Москва-Челябинск, 2003; Челябинск, 2003); региональных (Орск, 2007; Уфа, 2008), а также отражены в журналах «Профессиональное образование. Столица» и «Начальная школа», докладывались на заседаниях учебно-методического совета филиала.
Личный'вклад автора состоит:
• в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников;
• в разработке модели процесса формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников;
• в обосновании педагогических условий процесса формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников;
• в создании профессионально-ориентированных заданий, методики отбора их содержания и использовании в подготовке будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников;
• в разработке и внедрении в образовательную практику учебно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников;
• в организации и проведении опытно-поисковой работы по формированию исследуемого качества, систематизации и педагогической интерпретации полученных данных.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Основной текст диссертации иллюстрирован таблицами и схемами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 131 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz