Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 12 » Скачать Формирование у будущего учителя технологии понятийно-терминологической основы электрорадиотехники. Радченко, Николай Евгеньевич бесплатно
9:26 PM
Скачать Формирование у будущего учителя технологии понятийно-терминологической основы электрорадиотехники. Радченко, Николай Евгеньевич бесплатно
Формирование у будущего учителя технологии понятийно-терминологической основы электрорадиотехники

Диссертация

Автор: Радченко, Николай Евгеньевич

Название: Формирование у будущего учителя технологии понятийно-терминологической основы электрорадиотехники

Справка: Радченко, Николай Евгеньевич. Формирование у будущего учителя технологии понятийно-терминологической основы электрорадиотехники : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Славянск-на-Кубани, 2004 136 c. : 61 05-13/683

Объем: 136 стр.

Информация: Славянск-на-Кубани, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЭЛЕКТРОРАДИОТЕХНИКИ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
11 Термины и понятия как язык науки и как объект изучения
12 Термины и понятия электрорадиотехники в содержании технологической подготовки будущего учителя
13 Информационно-технологический потенциал электронных средств обучения
ГЛАВА 2 ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОРАДИОТЕХНИКИ
21 Раскрытие сущности терминов и понятий при помощи мультимедийного комплекса
22 Системное усвоение терминов и понятий при проведении лабораторного практикума с использованием визуально-лабораторных комплексов
23 Контроль и самоконтроль усвоения терминов и понятий с применением компьютерных технологий

Введение:

Актуальность исследования. В настоящее время важность технологической подготовки признаётся во всём мире. Она включена в систему образования многих развитых стран. Разработан ряд как национальных, так и международных проектов повышения её качества. Научный компонент технологической подготовки определён ЮНЕСКО ещё в 80-е годы. Она обеспечивает научную и политехническую грамотность, включающую в себя следующие элементы:
• индуктивные и дедуктивные методы познания, основанные на вербальном, ассоциативном и пространственном мышлении (81);
• интеллектуализацию любых видов труда (М. Тапун);
• синтез и анализ реальности с прогностикой будущего, позволяющей заглянуть в наше мышление на многие десятилетия вперёд (72);
• приоритет элитарного образования на основе взаимосвязи учения и труда, информатизации всех видов трудовой деятельности (35);
• исследовательский подход к изучению профессии и профессиональной подготовке кадров, предполагающий анализ производственных процессов, производственных операций, физико-технических и химических свойств материалов, раскрытие их научных основ (М.А. Данилов, Н.В. Иванкова, И .Я. Лернер, Б.Е. Райков, М.Н. Скаткин, К.П. Ягодовский).
Уже в настоящее время современное общество вступило в эпоху информационной цивилизации, законом которой является вседоступность информации. Каждый человек получает возможность оперативного доступа к самой новейшей информации в любое время и из любого источника. В таких условиях модель образования, основанная на запоминании, уступает место модели, ориентирующей на приобретение и систематизацию информации, её анализ, оценку объективности, оптимальное и творческое использование в конкретных условиях для решения конкретных задач (39). Информационное общество в настоящее время начинает жить под девизом: «Информация + технология + творчество». Но оперирование информацией в любом аспекте зависит от системы приобретённых знаний, с одной стороны, и развития мышления - с другой.
Знание - это система представлений об окружающем мире, человеке и его деятельности. Мышление - высшая форма отражения окружающей действительности, позволяющая представлять и понимать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности их развития (125). Близко к этому определение, представленное в современной психологии JL Д. Столяренко. Он квалифицирует мышление как «наиболее обобщённую и опосредствованную форму психического отражения, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами» (118, с. 43). На этой основе автором выделяется две стадии мышления: допонятийное и понятийное.
Допонятийное мышление построено на суждении (по сходству, различию, аналогии). В нём ведущую роль играет запоминание, а главной формой доказательства является наглядный пример, реальный факт.
Результатом понятийного мышления является целостное развитие интеллекта индивида, а единицей такого мышления служит понятие. Понятийное мышление составляют следующие элементы: мотивация (стремление решить проблему), анализ проблемы, поиск решения (выбор оптимального варианта), логическое обоснование решения в виде идеи, реализация решения проблемы, практическая проверка данного решения, его оцййрамках этой концепции даётся следующее определение понятия: «Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными» (118, с. 47).
Современное общество непрерывно развивается, что требует постоянных изменений в образовании. Всё более актуальной становится проблема качества современных образовательных систем и, в частности, управления качеством подготовки специалиста в высшей школе.
Профессиональная подготовка в любом направлении требует развития профессионального мышления, что предполагает овладение индивидом конкретными понятиями. Профессиональное мышление включает в себя целый ряд видов мышления, в зависимости от его направленности на специфику будущей или реально выполняемой деятельности. Педагогическая деятельность на уровне изучения технологии требует развитого аналитического мышления, которое включает в себя такие операции, как анализ и умозаключение, обобщение (типизацию и систематизацию информации). Это обеспечивает не только понимание усваиваемой информации, но и возникновение творческой идеи, умение объективно оценивать чужую речь и мысли, их анализ и оценку. В профессиональной педагогике такой подход интенсивно исследуется учёными (19, 28, 35, 44, 48, 56). Наиболее изучена взаимосвязь профессионального мышления и профессионального самосознания, «которое позволяет человеку отражать внешний мир, познавать внутренний мир и определённым образом относиться к себе. Осознание себя полагает внутреннюю целостность, постоянство личности» (118, с. 63).
Учёными установлено, что самый оптимальный путь развития профессионального сознания и самосознания - это формирование аналитического мышления на базе усвоения понятий. Однако пути усвоения понятий различны. Одно из современных направлений формирования понятий - использование новейших электронных средств обучения и компьютерных образовательных технологий. Анализ научной литературы показал, что все изыскания в этом аспекте практически осуществляются в рамках модели образования, основанной на формальном знании. Это частично оправдано тем, что научная и технологическая подготовка будущих учителей становится основой их профессиональной компетентности, которая включает следующие основные компоненты:
• научную эрудицию и связанное с ней научное мировоззрение;
• аналитическое мышление, готовность и способность использовать его для организации производства, регулировки деловых отношений, нахождения оптимального решения любой практической задачи;
• способность в интересах дела применять научные достижения в практической деятельности;
• чувство новизны и готовность к творчеству в избранной сфере трудовой деятельности;
• синтез знаний из различных областей в целях рационализации производства;
• овладение содержательной и процессуальной сторонами своей профессиональной деятельности (профессиональная опытность);
• готовность к изменению области трудовой деятельности на базе постоянного научного и технологического самообразования;
• постоянное деловое, трудовое, профессиональное, личностное самосовершенствование.
Такая система профессиональной подготовки и составляет её технологическую сущность. Технологическое образование в современных условиях становится всё более обязательным для всех профессий и специальностей. В науке подчёркивается необходимость овладения концептуальными знаниями для всех, кто в качестве основной своей специальности выбирает технологию (34). П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.Г. Калашников, В.В. Лукин, П.А. Поляков, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко отмечают, что основаниями технологии, которая большинством исследователей представляется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека, являются фундаментальные знания и умения, компетентность в естественных дисциплинах и, прежде всего, абстрактное мышление. Поэтому технологическая подготовка включает в себя широкое использование научных, нравственных, эстетических ценностей, общекультурное развитие в интересах творческого развития специалиста. Это обусловлено тем, что технология во всех её проявлениях перестала быть только практическим применением науки. Широкое и глубокое её проникновение во все сферы человеческой жизни и деятельности обязывает иметь обучающимися, как минимум, базовые понятия и знания технологии, являющейся частью культуры современного общества. Но стержнем технологической подготовки является формирование у молодёжи качественно нового мышления, понимания того, как развивается мир высоких технологий (34). Всё это обуславливает необходимость освоения теории технологии и тех процессов, в которых она реализуется.
В связи с этим в базисный учебный план общеобразовательной школы включена образовательная область «Технология», которая является продолжением трудового обучения школьников на современном уровне интеграции гуманитарного, естественнонаучного и технического знания для формирования у них технолого-экономического мышления и технической этики. И одноимённая программа, согласно которой предполагается научно-технологическое осмысление молодёжью производственной и социокультурной среды. Поэтому встал вопрос о специальной подготовке учителя технологии и предпринимательства, владеющего необходимыми знаниями, умениями и навыками.
В её содержание, наряду с блоками учебного материала по технологии обработки конструкционных материалов и информационным технологиям, входит изучение электрорадиотехники, включающей электротехнику, радиоэлектронику, радиотехнику, промышленную автоматику. Фундаментальной основой учебной дисциплины «Электрорадиотехника» служит её понятийно-терминологическая основа, формирование которой начинается ещё в общеобразовательной школе при изучении физико-математических дисциплин. Однако подготовка выпускников в этом аспекте, по данным федеральной предметной комиссии по физике слабая (2004 г. А.В. Быков, М.Ю. Демидова, А.В. Засов, О.Ф. Кабардин и др.). Это негативно сказывается в дальнейшем при обучении в вузе (122). Особые затруднения вызывает усвоение понятий и терминов электрорадиотехники, для лучшего изучения которых могут, применяются электронные средства обучения в наибольшей мере соответствующие информационно-технологическому потенциалу её разделов. Электронные средства обучения - это системы и устройства современной электроники, применяющиеся как для рецептивного, так и для интерактивного обучения (53). Анализ научных публикаций показывает, что электронные средства обучения позволяют создавать мультимедийные комплексы, применяемые в образовательных целях (116).
Изучению научных понятий уделяли внимание многие учёные. Ими обоснованы способы выделения существенных свойств понятий при изучении школьниками отдельных учебных дисциплин (Л.Я. Зорина, П.И. Пидка-систый, Н.Ф. Талызина, Ю.Н. Кулюткин, Н.А. Шайденко, Т.И. Шамова), доказаны их межпредметный характер (И.М. Кантор, Б.Б. Комаровский), исследована роль абстракций в образовании понятий (Д.П. Горский, Ю.А. Петров). Раскрыты теоретические основы формирования научных понятий у учащихся (И.Г. Пустильник, Г.И. Саранцев), охарактеризован процесс становления системы понятий информатики в школьном образовании (А.С. Лесневский). Указанные направления исследований касаются методологических аспектов формирования понятий и особенностей данного процесса в общеобразовательной школе. Относительно вузовского обучения проблема формирования понятий как взаимосвязанной системы исследована лишь частично. Сделаны обобщения терминологического языка педагогической науки с семантических и исторических позиций (Б.Б. Комаровский), намечен логико-методологический каркас понятийной системы педагогики (И.М. Кантор), раскрыта роль научных понятий в формировании диалектического мышления студентов (Г.И. Железовская), проведена их классификация по содержательному основанию при изучении компьютерной графики (Г.В. Черемных).
Понятия и термины электрорадиотехники представлены в естественно-математических науках в ряду общенаучных терминов (Эрл Д. Гейтс, В.Г. Герасимов, В.Г. Грановский, А.С. Касаткин). Однако подходы к их изучению не раскрыты. Не рассмотрена и их уровнево-функциональная выраженность в аспекте приобретения конкретной специальности. Не выявлена возможность освоения понятий на основе интеграции информации с использованием электронных технических средств. Отсюда возник ряд противоречий: между нарастанием объёма учебной информации и ограниченными сроками её усвоения студентами; требованием государственного образовательного стандарта к интеграции знаний и несформированностью у студентов системы взаимосвязанных понятий изучаемых технико-технологических дисциплин; интегративным характером понятийно-терминологической основы учебного курса «Электрорадиотехника» и способами её усвоения в педагогическом вузе; широкими возможностями современных вычислительных и мультимедийных средств и ограниченностью их применения в образовательных целях.
Разрешение этих противоречий сопряжено с проблемой поиска научно-методических основ построения системы обучения с применением аудиовизуальных технологий, обеспечивающих качественное усвоение студентами профессиональных знаний и опыта. Недостаточная разработанность в науке, данной проблемы, рост социальных ожиданий к подготовке учителя технологии, востребованность практикой эффективного применения современных электронных средств обучения обусловили тему нашего исследования: «Формирование у будущего учителя технологии понятийно-терминологической основы электрорадиотехники».
Объект исследования: теоретическая подготовка будущих учителей технологии на основе усвоения терминов и понятий науки.
Предмет исследования: процесс формирования понятийно-терминологической основы электрорадиотехники у будущих учителей технологии.
Цель исследования: технологическое обеспечение процесса формирования понятийно-терминологической основы электрорадиотехники.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятийно-терминологической основы электрорадиотехники как языка науки, объекта дидактики и перспективного учебного достижения студентов.
2. Раскрыть информационно-технологический потенциал аудиовизуальных электронных средств обучения при усвоении будущим специалистом терминов и понятий.
3. Разработать технологию обучения терминам и понятиям электрорадиотехники на основе информационных дидактических средств.
Гипотеза исследования. Поскольку электрорадиотехника как интегрированная учебная дисциплина содержательно определяется включёнными в неё фундаментальными науками, то формирование её понятийно-терминологической основы у студентов, вероятно, предполагает усвоение трёх видов понятий разного уровня абстракции и обобщения: исходных (перенесённых из фундаментальных наук); базовых (на которых основана её теория); связующих (опорных в её разделах) и адекватную им дифференциацию информационно-технологического потенциала электронных средств обучения.
Это потребует, скорее всего, разработки и применения дидактической технологии разноуровневого синтеза, что, предположительно, приведёт в соответствие содержание и способы теоретической подготовки будущего учителя с современными требованиями интеграции знаний и одновременного овладения современными аудиовизуальными комплексами при освоении технико-технологических дисциплин.
Методологическая основа исследования. Методологию исследования составляют теория познания окружающей действительности с помощью фундаментальных обобщений, согласно которой термины и понятия являются фундаментом теории (И.Р. Блауберг, Э.Г. Юдин, И.С. Добронравова, Л.Я. Зорина, В.И. Кремянский, Н.Ф. Морозов), идея продуктивности интеллекта в представлении профессиональной информации на основе понятийного мышления (А.В. Брушлинский, Д.П. Горский, В.В. Давыдов, З.И. Калмыи кова, И.М. Кантор, В.А. Петровский, В.М. Полонский), субъектной позиции студента в образовательном процессе, отражающей ценности профессии (Ю. К. Бабанский, Н.М. Сажина, Т.И. Шамова и др.).
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение массового педагогического опыта, ретроспективный анализ опыта преподавания автором электрорадиотехники, моделирование дидактических объектов, прямое наблюдение, анкетирование, диагностическая беседа, констатирующий и формирующий эксперименты, компьютерное тестирование, математические методы обработки полученных данных.
Этапы исследования:
1 этап (1998 - 2000 гг.) - изучение литературных источников, содержательный анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030600 - Технология и предпринимательство, учебных программ, учебников и учебных пособий по базовым дисциплинам, выявление возможностей электронных средств обучения и визуально-лабораторных комплексов при изучении студентами терминов и понятий в опыте работы преподавателей электрорадиотехники в педагогических вузах, определение аппарата исследования и его опорных позиций, проведение констатирующего эксперимента.
2 этап (2000 - 2002 гг.) - разработка программы формирующего эксперимента, включающей проектирование технологии обучения студентов терминам и понятиям на основе применения мультимедийного комплекса, специализированных визуально-лабораторных комплексов и системы тестов для компьютерного контроля и самоконтроля и её реализацию.
3 этап (2003 - 2004 гг.) - анализ и обобщение результатов исследования, уточнение, оформление теоретических положений и выводов в виде научно-методических рекомендаций и их внедрение в широкую практику.
База исследования: Армавирский и Курский государственные педунивер-ситеты, Славянский-на-Кубани государственный пединститут. Всего в эксперименте проняло участие 142 студента факультета технологии и предпринимательства и 27 преподавателей технических дисциплин в различных вузах.
Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием его целей и задач системным основополагающим позициям общенаучной методологии, методологии педагогической науки и практики; использованием комплекса взаимодополняемых методов исследований; количественным и качественным анализом фактологии; положительной динамикой результатов опытно-эксперементальной работы, непосредственно осуществляемой соискателем; репрезентативностью и статистической значимостью выборки; взаимосвязью контроля и самоконтроля в усвоении студентами учебного материала на основе объективных диагностических компьютерных технологий.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения и результаты эксперимента докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр общетехнических дисциплин и физики, теории и методики профессионального образования, педагогики и психологии Славянского-на-Кубани государственного педагогического института, Армавирского государственного педагогического института, методологических семинарах Кубанского государственного университета (2001 -2004), на XI Всероссийской конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2001), Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодёжи» (Пенза, 2002), межвузовской научно-практической конференции «Методологические и методические проблемы высшего образования» (Армавир, 2002), IV и V Всероссийских научно-практических конференциях «Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий» (Славянск-на-Кубани, 2002, 2003), Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы подготовки учителя в современных условиях» (Славянск-на-Кубани, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: личность и профессия» (Краснодар, 2003).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• теоретически и экспериментально обоснован общедидактический информационный мультимедийно-рецептивный подход к профессиональной подготовке будущего учителя технологии, суть которого состоит в изучении терминов и понятий в различных плоскостях абстракции и их адекватном восприятии и усвоении на основе направленного вариативного сочетания современных технических средств;
• представлена классификация понятий электрорадиотехники по степени их абстракции, востребованная современным общим и профессиональным образованием;
• установлены уровни усвоения понятий соответственно логической последовательности их изучения в процессе учебно-лабораторного эксперимента в вузе;
• технически реализована идея применения электронных аудиовизуальных средств обучения в формировании у студентов понятийно-терминологической основы электрорадиотехники с ориентацией на разноуровневое качество её усвоения;
• разработана информационно-технологическая модель учебной деятельности студента на основе усвоения понятий с использованием средств мультимедиа широкого дидактического назначения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в дидактику высшей школы введены новые концептуальные положения о понятийно-терминологической основе электрорадиотехники: её содержании, видовой характеристике системы понятий в зависимости от интеграции с фундаментальными и смежными специальными дисциплинами: исходных, базовых, связующих; критериях и совокупности диагностических методик выявления уровней её усвоения; ведущих противоречиях, разрешение которых определяет активное использование научной терминологии в различных видах деятельности; информационно-технологическом потенциале электронных средств обучения; вариативных алгоритмах изучения терминов и понятий соответственно дискретной динамике; технологическом обеспечении процесса их формирования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке тестовых методик контроля и самоконтроля усвоения терминов и понятий электрорадиотехники; наглядном представлении структурной схемы мультимедийного комплекса и методики его применения при проведении лекционных занятий, оптимально сочетающей возможности электронных средств обучения; раскрытии инвариантов созданных автором визуальных лабораторных комплексов для оптимизации изучения электрорадиотехники; разработке лабораторного практикума, обеспечивающего усвоение терминов и понятий электрорадиотехники в соответствии с образовательным стандартом и системы алгоритмов в рамках технологии разноуровневого синтеза: проведения экспертизы научного понятия, его формирования, усвоения системы понятий с помощью мультимедийного комплекса.
Личное участие автора в получении научных результатов. Разработаны концептуальные положения диссертации, связанные с организацией и осуществлением электрорадиотехнической подготовки будущего учителя технологии, обоснованы условия оптимального изучения терминов и понятий электрорадиотехники и осуществлена экспериментальная проверка их усвоения. Автор принимал непосредственное участие в проведении лекционных, лабораторно-практических занятий, научно-практических студенческих и региональных конференций, создании материально-технической и учебно-методической базы факультета технологии и предпринимательства, непосредственно осуществлял педагогический эксперимент.
Положения, выносимые на защиту:
1. Термины и понятия электрорадиотехники обладают общими свойствами научных понятий любой области знания и имеют свою специфику. Последняя заключается в том, что они выражают типологизированный мыслеобраз; существуют в виде развёрнутого применительно к практике научно-смыслового определения; представляют собой предельный уровень абстракции в силу невозможности непосредственного наблюдения обозначаемых эмпирических объектов; всегда отражают движение познания от эмпирического к теоретическому, ограничивающая функция которого обусловлена сферой их практического использования. Педагогическая направленность этих свойств определяет их информационно-обобщающую, объективно-познавательную, субъектно-развивающую и операционально-исследовательскую функции в технологической подготовке студентов. Их реализация в единстве определяет перспективу учебных достижений и профессионально-личностный рост будущих специалистов.
2. Формирование понятийно-терминологической основы оптимально осуществляется электронными средствами обучения с ориентацией на следующие их дидактические возможности: а) оперативное практическое использование инте-гративных информационных и технологических ресурсов микроэлектроники, оптики и связи в содержании профессионального обучения; б) унификацию учебной информации на основе её представления в цифровом виде; в) технологи-зацию дидактического процесса за счёт единого целевого назначения взаимосвязанных вербальных и мультимедийных средств.
3. Усвоение студентами терминов и понятий электрорадиотехники осуществляется на двух уровнях: теоретико-ориентированном и практико-направленном. Первый предполагает поэтапное накопление сущностных характеристик исходных и базовых понятий, раскрывающих их значимость в системе научного знания данной дисциплины; второй - систематизацию базовых и связующих понятий электрорадиотехники, их объединение с родственными понятиями других дисциплин для уточнения сферы их применения. В совокупности они составляют основу технологии разноуровневого синтеза.
4. Дидактическая технология разноуровневого синтеза включает: инновационные формы и методы изучаемого процесса; поэтапный анализ базовых понятий учебной дисциплины, реализуемый в понятийно-интегрированых лекциях и лекциях интенсивной рецептивной направленности средствами мультимедиа; системное усвоение последовательно вводимых уточняющих и связующих понятий электрорадиотехники, позволяющее реализовать занятие-эксперимент по установлению логической взаимосвязи между практическим выполнением действий и их теоретическим обоснованием.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В ней представлены 14 таблиц, 15 рисунков, список литературы содержит 134 наименования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 129 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz