Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Формы авторского повествования в прозе А.П. Чехова конца 80-х - 900-х гг.. Моргулева, Ольга Михайловна бесплатно
1:38 AM
Скачать Формы авторского повествования в прозе А.П. Чехова конца 80-х - 900-х гг.. Моргулева, Ольга Михайловна бесплатно
Формы авторского повествования в прозе А.П. Чехова конца 80-х - 900-х гг.

Диссертация

Автор: Моргулева, Ольга Михайловна

Название: Формы авторского повествования в прозе А.П. Чехова конца 80-х - 900-х гг.

Справка: Моргулева, Ольга Михайловна. Формы авторского повествования в прозе А.П. Чехова конца 80-х - 900-х гг. : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01 Москва, 2005 184 c. : 61 05-10/863

Объем: 184 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

Глава 1 «Персонаж» как форма авторского повествования в прозе Чехова
§1 Речевые характеры персонажей (художественно-поэтический, лексико-семантический и синтаксический аспекты)
11 Социально-бытовая составляющая речевого портрета (речь людей из народа, интеллигенции, духовенства; женская речь)
12 Психо-эмоциональная составляющая речевого характера
13 Идеологическая составляющая речевого портрета
14 Морально-этический аспект раскрытия характера персонажа
§2 Косвенная форма функционирования повествовательной категории персонажа
§3 Скрытое, или завуалированное присутствие сознания персонажа в тексте повествователя
Глава 2 Точка зрения и повествовательная перспектива в поздней прозе Чехова
§1 Способы раскрытия персональной точки зрения
§2 Речевые средства, формирующие персональн>то точку зрения
Глава 3 Категория «повествователя» в поздней прозе Чехова
§1 Субъективный повествователь
11 Повествователь-персонаж, рассказчик
12 Повествователь-наблюдатель
§2 Объективный, или нейтральный, повествователь Его особенности и способы проявления в прозе Чехова

Введение:

В современном литературоведении - как отечественном, так и зарубежном - все большее внимание уделяется изучению проблем повествования.Категории современной теории повествования сформировались большей частью в рамках русского формализма и Московско-тартусской школы (В.Шкловский, Б.Томашевский, Ю.Лотман, Б.Успенский), Теорию повествования также разрабатывали такие ученые, как В.В.Винофадов, В.Пропп, А.Веселовский, М.Бахтин (В.Волошинов), О. Фрейденберг.В 60-х — 80-х годах исследования велись в основном в двух направлениях: общеметодологические поиски были представлены в работах 1 '7 1 В.В. Виноградова , Б.О. Кормана , В.Б. Катаева ; конкретные способы анализа художественной структуры произведения в связи с формами авторского повествования рассматривались в работах А.П. Чудакова"*, Л.М.Цилевича^, С Е .Киселева Л.Ф. Внутренняя организация произведения. — В кн.: Проблемы художественной формы социального реализма. В 2-х тт. Т.2. - М., Наука, 1971; Ким Л.Л. Малисова В.Н. Традиционные типы повествователей в русской прозе и синтаксическая организация текста художественного произведения. — Научные труды Ташк. гос. Ун-та.Вып 412. Вопросы узбекской и русской филологии. 1971; Нестеренко А.А. Об изучении позиции писателя в художественном произведении (на примере творчества Л.Н.
Толстого). - Вестник Моск.Ун-та. Сер 10. Филология. 1966, №2; Проскурина Ю.М. Повествователь-рассказчик в прозе первой половины 1950-х годов. — В кн.: Метод и мастерство. Вып. 1. Русская литература. - Вологда. 1970; Николаева Н.В. Образ автора в повествовании Л.Н. Толстого (50-е годы). - Вестник Моск.Ун-та, Сер. 10. Филология.1966, №1. в 80-е - 90-е годы наметилась тенденция анализировать способы повествования в их связи с идейно-художественными задачами писателей^.Исследование повествовательных форм происходило в основном на сюжетнокомпозиционном и образном уровнях. Функционирование повествовательных категорий на речевом уровне большей частью оставалось вне поля изучения.Открытой остается проблема классификации категорий повествования, как и проблема единой терминологии. Слова «автор», «повествователь», «образ автора», «авторское сознание» исследователи понимают по-разному.А.П. Чудаков, например, выделяя в повествовании субъектный и объектный уровни, не разделяет понятия «повествователь» и «рассказчик», используя их как синонимы, и не уточняет, что имеет в виду под словом «автор». У других исследователей термин «повествователь» применяется как к автору, так и к рассказчику. Тем не менее, все чаще поднимается вопрос о необходимости более четкого разграничения субъектов повествования. «Анализ повествования, прежде всего, предполагает выделение, определение субъекта повествования, т.е. субъекта той речи, которая не передана персонажам произведения» . Проблема классификации типов повествования оказывается, таким образом, связана с проблемой классификации субъектов повествования.Одним из первых исследователей, указавших на важность изучения форм авторского повествования, был В.В.Виноградов. В 1930 г. он писал, что «изучение языка литературно-художественных произведений определяется, с одной стороны, как учение о композиционных типах речи в сфере литературного творчества и об их лингвистических отличиях, о приемах ^ Тихомиров СВ. Сознание героев в произведениях Чехова. Дисс. канд. филол. наук. - М. 1995; Секачева Е.В. Проблема личности в творчестве А.П.Чехова 80-х гг. Автореф.дисс, канд.филол.наук. - М., 1981; Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение.Дисс канд.филол.наук. - М., 1975. построения разных композиционно-языковых форм ; с другой стороны, как учение о типах словесного оформления замкнутых в себе произведений как особого рода целостных структур», «учение не о структуре художественных единств, а о структурных формах речи, которые наблюдаются в организации литературных произведений»".Выявить особенности той или иной формы повествования - значит установить отношения между повествовательными категориями «автор» — «повествователь» — «персонаж». Необходимо определить, через кого дано в тексте восприятие реальности, через призму чьего сознания мы воспринимаем и оцениваем явления действительности, воспроизводимые в тексте. В прозаическом тексте «важно, чью точку зрения он отражает и выражает, поэтому разные субъективные и субъектно-речевые планы повествователя, рассказчика, персонажей, в соотношении которых проявляется художественное содержание произведения, могут играть решающую роль»'^. «Описать взаимоотношения речи повествователя и речи персонажей (или вообще прямой речи), включенной в повествование, - это и значит установить речевую структуру данного повествования» .Изучение особенностей повествовательной структуры непосредственно связано с определением авторской позиции, с присутствием авторской модальности в тексте или, в терминологии В.В. Виноградова, образа автора. В результате анализа особенностей форм повествования выявляются и особенности художественного метода писателя.Проблемы повествования, пересекающиеся с проблемами определения авторской позиции, присутствия авторского голоса, авторской воли особенно остро встают при исследовании творчества А.П. Чехова. " Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М., 1980. - 70. '^ Барлас Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова. - РнД. 1991. -С.32. '•^ Чудаков А.П. Поэтика Чехова. - М., 1971. - 7.Актуальность работы связана с важностью и необходимостью изучения форм авторского повествования (во многом новаторских) в прозе Чехова, выделения основных субъектно-речевых планов и анализа их взаимодействия как основы художественного метода писателя.Поздняя проза Чехова производит впечатление совершенно беспристрастного повествования, в котором, тем не менее, отчетливо присутствует авторское отношение к изображаемым событиям. Чехову удалось соединить, на первый взгляд, несоединимые вещи: объективность и глубоко личное, субъективное восприятие изображаемой действительности. Все это приводит к усложнению повествовательной структуры и созданию многоплановой системы точек зрения, которая проявляется в одновременном присутствии в тексте двух голосов, двух сознаний. Своими новаторскими приемами в сфере авторского повествования, позволяющими заглянуть во внутренний мир персонажей, погрузиться в особенности их мышления, Чехов предвосхитил модернистские формы психологизма, дал импульс развитию новой литературы.Прочтение чеховских произведений часто связано с двумя крайностями: с неумением услышать за голосами героев и повествователей голос автора и выделить его нравственную позицию, что приводит к оценке чеховского творчества как безыдейного, не несущего никакой утверждающей идеи, и, наоборот, с попытками за каждым персонажем и рассказчиком видеть самого Чехова и приписывать автору высказывания и мысли его персонажей, что также искажает подлинный смысл произведений. Поэтому необходимо исследовать повествовательные формы на речевом уровне, а не только на сюжетно-композиционном, изучать «голоса» персонажей и повествователей, присутствующие в тексте. С этим связана и проблема поиска авторской позиции в произведениях Чехова, которая проявляется в способах авторского повествования, в речевой деятельности персонажа, повествователя и собственно автора, в способах организации и взаимодействия их речи в ткани произведения.Проблемы, связанные со структурой повествования, давно привлекают внимание чеховедов. Наибольший вклад в изучение чеховского повествования сделал А.П. Чудаков. В своем фундаментальном исследовании «Поэтика Чехова» (1971) он сформулировал основную задачу, решение которой необходимо для анализа чеховской прозы. «Описать взаимоотношения речи повествователя и речи персонажей (или вообще чужой речи), включенной в повествование, - это и значит установить речевую структуру данного повествования» . А.П. Чудаков в своей «Поэтике Чехова» наметил перспективу исследования прозы Чехова в аспекте повествовательной структуры, которая стала магистральным направлением в чеховедении последнего десятилетия, В нашей работе формы авторского повествования исследуются на материале прозы Чехова конца 80-х - 900-х годов.При исследовании творчества Чехова зрелого периода исследователи обычно ограничиваются произведениями 90-х — 900-х годов. Именно в это время происходит окончательное формирование чеховского художественного метода. На творчество этого периода особенно повлияла поездка на Сахалин, впечатления от которой отразились как на сюжетно-композиционном уровне, так и на художественно-поэтическом. Однако при анализе повествовательной структуры чеховский произведений становится очевидно, что между ранними и поздними произведениями писателя нет резкого и принципиального разрыва.Многие художественные приемы, характерные черты чеховского художественного метода, проявляющиеся на повествовательном уровне, в формах авторского повествования, можно найти уже в ранних произведениях («Дачница», «В вагоне», «Барон» и других). В этих рассказах можно встретить ^* Чудаков А.П. Поэтика Чехова. - М., 1971. - 6. первые попытки персонализации повествования, восприятие и передачу событий сквозь призму сознания одного из персонажей. В ранней прозе появляются и первые сложные повествовательные формы, т.н. «гибридные конструкции» - несобственно-прямая речь и несобственно-авторское повествование. К концу 80-х годов чеховский творческий метод совершенствуется, усложняется. Система художественных приемов, которая была намечена уже в ранней прозе, на протяжении второй половины 80-х годов активно развивается, совершенствуется и в поздних произведениях писателя получает свое окончательное становление.Прозе Чехова этого периода свойственна глубина и неоднородность повествования. Среди повествовательных соотношений наиболее развернутым и значимым является взаимосвязь и взаимодействие повествователя и персонажа. В связи с этим актуализируется проблема точки зрения и повествовательной перспективы. Для понимания произведений становится важным, чье восприятие определяет взгляд на мир, сквозь призму чьего сознания происходит изображение лиц и событий.Творчество писателя конца 80-х - 900-х годов отличается яркими новаторскими приемами, творческими, художественными поисками, в том числе и языковыми. В это время формируется новая художественная манера, художественный метод, отличающийся идейно-тематической целостностью и языковым мастерством. Основой этого метода можно назвать отсутствие прямого авторского вмешательства, что проявляется большей частью в безличной повествовательной манере от 3-го лица, и полное проникновение во внутренний мир персонажа. Виртуозная обработка писателем языкового материала привела к тому, что основной и наиболее объективной характеристикой персонажей становится их речь.Сам взгляд автора на мир пластичен, многогранен, и поэтому герои его произведений не являются носителями каких-то четких и постоянных авторских идей. Чеховские персонажи могут быть носителями определенных жизненных ролей, своего рода проводниками одного голоса или одной темы, могут быть точкой пересечения определенных тем и мотивов, присутствующих в тексте, что отражается на речевом уровне. Но чеховские персонажи не являются прямым отражением авторской позиции, а могут лишь косвенно на нее указывать.В произведениях Чехова исследуемого периода обнаруживается тенденция к объективности повествования и авторской отстраненности. Чехов стремится избежать субъективизма, назидательности, он не оценивает предметы и явления изображаемого мира, а лишь показывает их, что проявляется большей частью в способах авторского повествования, в речевом оформлении образа автора, в системе повествовательных категорий автора — повествователя- персонажа, их взаимодействии в художественном целом.Стремление писателя к максимальной объективности привело к персонализации повествования. Произведения Чехова конца 80-х - 900-х гг., а особенно его последние рассказы («На святках», «Архиерей», «Невеста») являются яркими примерами глубокого проникновения в сферу персонажей.Художественное мастерство писателя в конце творческого пути позволило создать объемные, сложные для анализа и интерпретации произведения, в которых нет ни одного случайного языкового факта, где провести четкую границу между повествователем и персонажем крайне трудно.Исследователи прозы Чехова уже не раз отмечали такие характерные черты художественного метода автора, как свободное обращение с точками зрения в авторском повествовании, включение сознания персонажей в авторский голос, невозможность провести четкую грань между словом персонажа и словом автора^ .^ «Чаще всего основной текст (как вместилище сознания героя) включает в себя () сознание более высокое - сознание '^ Чудаков А.П. «Поэтика Чехова». М., 1971; Катаев В.Б. Образ автора в прозе Чехова.Дисс. канд.филол.наук. - М., 1965; Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П.Чехова). - Тверь, 2001. автора». О невозможности разграничения голоса автора и голоса персонажа говорили и другие исследователи. Однако до сих пор не было представлено определенной классификации способов авторского повествования в прозе Чехова, не было изучено соотношение основных композиционно-речевых форм, не были выделены конкретные речевые средства, с помощью которых происходит персонализация повествования и введение сознания персонажа в текст повествователя, а также не было установлено и соотношение исследуемых категорий: автор - повествователь — персонаж как основных повествовательных категорий.Научно-исследовательская новизна заключается в самом подходе автора диссертации к проблеме форм авторского повествования в прозе Чехова. На основании анализа речи персонажей и повествователя, изучения их функционирования и взаимодействия в тексте произведений (в первую очередь на речевом уровне — лексико-семантическом, синтаксическом и стилистическом) мы получили возможность выделить основные особенности художественного метода писателя, а также выйти на более глобальные проблемы, связанные с авторской модальностью, присутствием в тексте произведения авторской позиции, авторской оценки персонажей и их поступков.Целью нашего исследования является изучение форм авторского повествования в поздней прозе Чехова и определение ключевых особенностей творческого метода писателя.Этим определяются и основные задачи работы: - изучить способы функционирования в тексте основных повествовательных категорий: персонажа — повествователя — автора; '^ Скибина О.М. Проза Чехова 1896-1903 гг. Проблемы поэтики. Автореферат дисс. канд.филол. наук. М. 1984, с. 14. - проанализировать взаимодействие в тексте произведения этих субъектноречевых планов, выявить способы введения сознания персонажа в текст повествователя; - определить основные художественные приемы, направленные на объективность повествования, с одной стороны, и усиление персонализации, с другой; - выявить способы формирования персональной точки зрения и основные речевые средства, указывающие на субъективную точку зрения персонажа; - выработать типологию повествователей в поздней прозе Чехова; - рассмотреть возможности присутствия в произведении авторского взгляда и выявить основные речевые средства или приемы, помогающие обнаружить в тексте голос автора.Концепция работы: Поздняя проза Чехова характеризуется объективностью и персонализацией повествования, что проявляется в первую очередь в переосмыслении и тщательной разработке писателем повествовательных категорий автора - повествователя — персонажа. С одной стороны, писатель детально разрабатывает повествовательную категорию персонажа. Основной характеристикой героя становится его речь, что приводит к созданию индивидуальных речевых характеров. С другой стороны, стремление к объективности повествования и введение в текст воспринимающего сознания героя приводит к созданию многоплановой системы точек зрения, в которой совмещаются голоса повествователя и персонажа. Это выражается в сложной и неоднородной системе композиционно-речевых форм (прямая речь, косвенная речь, несобственнопрямая речь, несобственно-авторское повествование, чистый текст повествователя), каждая из которых обладает собственными лексикосемантическими и стилистическими особенностями и возможностями.Существуют и определенные речевые средства, которые персонализируют повествование и указывают на присутствие в тексте повествователя сознания персонажа.В качестве материала исследования привлекаются тексты произведений Чехова конца 80-х — 900-х гг., а также письма писателя.Методологической основой исследования являются традиционные литературоведческие методы — конкретно-исторический, сравнительный и типологический, а также методы лингвистического анализа текста.Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в курсах и спецсеминарах по истории русской литературы XIX века. И поскольку в современном литературоведении отмечается повышенный интерес к проблемам авторского повествования, предлагаемый подход к изучению художественного произведения может получить развитие в дальнейших работах по истории русской литературы и в теоретических исследованиях.Апробация работы.Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на конференциях «Молодые исследователи Чехова — 3» (Москва, МГУ, 1998), «Чеховские чтения в Таганроге» (Таганрог, ТГПИ, 2000), «100 лет после Чехова» (Ярославль, ЯГПУ, 2004), «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (Москва, Mill У).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 142 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz