Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Государственная политика регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации: региональный аспект. Абязова, Юлия бесплатно
1:53 AM
Скачать Государственная политика регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации: региональный аспект. Абязова, Юлия бесплатно
Государственная политика регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации: региональный аспект

Диссертация

Автор: Абязова, Юлия Анатольевна

Название: Государственная политика регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации: региональный аспект

Справка: Абязова, Юлия Анатольевна. Государственная политика регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации: региональный аспект : диссертация кандидата политических наук : 23.00.02 Казань, 2005 194 c. : 61 05-23/368

Объем: 194 стр.

Информация: Казань, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§11 Предпринимательство: сущность понятия, основные подходы, особенности взаимодействия с властными структурами
§ 12 Особенности государственного регулирования малого бизнеса в РФ
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Чувашской Республики и Республики Марий Эл)
§ 21 Общая характеристика структуры малого предпринимательства и нормативно-правового обеспечения на региональном уровне поддержки и развития малого бизнеса
§ 22 Финансово-кредитная и инвестиционная политика, инфраструктура поддержки малого предпринимательства
§ 23 Информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, создание новых рабочих мест

Введение:

Актуальность темы исследования.
Значение и роль малого предпринимательства в экономическом, социальном и политическом развитии любого общества трудно переоценить. Как показывает опыт ряда развитых стран, представители малого и среднего бизнеса являются гарантами социально-экономической и политической стабильности общества и государства, так как в совокупности они образуют средний класс - цементирующую силу современных постиндустриальных обществ. Значение среднего класса с социально-экономической позиции состоит в том, чтобы сглаживать противоречия между содержанием труда различных профессий, выполнять роль амортизатора между высшим и низшим классом; в политическом плане, отдавая предпочтение той или иной партии на выборах, средние слои способствуют формированию политической элиты, а если еще учесть незначительный разброс интересов среднего класса вокруг центра политического спектра, он становится оплотом политической стабильности и залогом эволюционности общественного развития. Таким образом, государство, ориентированное на экономический рост и демократию, должно быть заинтересовано в создании сильного среднего класса, а значит в развитии малого и среднего предпринимательства.
На сегодняшний день развитие малого предпринимательства в Российской Федерации сдерживается макроэкономическими условиями: несовершенством системы налогообложения; нестабильностью бюджетного финансирования федеральных и региональных программ малого предпринимательства; неразвитостью механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствием механизмов самофинансирования; отсутствиехМ надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей; организационными проблемами взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами; административными барьерами на пути развития малого предпринимательства. Государственная политика регулирования малого предпринимательства призвана решить все эти проблемы.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без целенаправленной государственной политики в этой сфере развитие малого предпринимательства невозможно.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой, экономический и налоговый климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но расти, набирать силу. Государственная политика регулирования малого предпринимательства представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование такого климата.
Усилия федерального центра сосредоточены на разработке основных направлений государственной политики, тогда как от регионов зависит наиболее эффективное проведение ее в жизнь, что требует максимального использования потенциала субъектов.
Достигнутый в настоящее время в Российской Федерации уровень развития предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
Поэтому представляется актуальным исследование эффективности государственной политики регулирования малого предпринимательства, проводимой в нашей стране. Исследование особенностей государственной политики регулирования малого предпринимательства на местах, анализ опыта зарубежных стран, может способствовать разработке комплексной программы мероприятий, которая позволит создать эффективный механизм развития малого бизнеса как в Российской Федерации в целом, так и в отдельно взятых ее субъектах.
Степень научной разработанности темы.
При изучении вопроса о сущности предпринимательства, обращает на себя внимание то обстоятельство, что теоретико-методологические проблемы исследования предпринимательства еще не получили должного освещения в отечественной научной литературе. Следует отметить, что и среди западных ученых нет однозначного подхода к определению сущности предпринимательства как научной категории. До сих пор не разработана теория предпринимательства, хотя попытки к ее созданию неоднократно предпринимались. Определению критериев отнесения того или иного субъекта хозяйственной деятельности к разряду предпринимателей, трактовке понятия «предпринимателя» и «предпринимательства», разработке понятийного аппарата посвящены работы Р.Кантильона, И.Шумпетера, Г. Пинию, Ж.- Б. Сэя, Людвига фон Мизеса,' К.Фримена, П.Дракера, Б.Карлофа, Р. Хизрича, А.Хоскинга1.
Советская научная литература вообще не затрагивала данную проблему, поскольку она находилась вне рамок предмета социалистической политэкономии.
Процессу развития малого предпринимательства в России ученые стали уделять внимание относительно недавно (с начала 90-х годов 20 века). Становление малого бизнеса в нашей стране проходило очень болезненно, чем и объясняется направленность большинства исследований, проводимых в этой области. Большое внимание российские ученые уделяют проблемам, которые
Изучением механизма государственного регулирования и государственной поддержки малого бизнеса занимается группа авторов, в которую входят С. Смирнов, М. Блинов, В.Андреев, А. Шулус, Ф.Шамханов, А.Б. Пикулькин, В. Радаев, И.П. Попова3.
Анализу правового регулирования малого предпринимательства посвящены работы Н. Немчинова, А. Белова, И.Фаминцева, Е. Макаровой, Г.Гаджиева, В. Лаптева, А.Билецкого, Г.Долгопятовой, Е. Марченковой, А.Кострова, А. Ерицяна и др4.
Многие ученые уделяет большое внимание предпринимателям как особому слою российского общества, находящегося на данном этапе трансформации. Изучаются предпринимательская среда современной России, условия ее функционирования, взаимоотношения государства и бизнеса в посткоммунистической России, создается социальный портрет
Развитие малого предпринимательства неразрывно связано со становлением среднего класса. Проблемам становления и развития среднего класса в России в отечественной литературе посвящены работы В.Х.Беленького, А.С. Орлова, JI.A. Беляева. Обоснованию фундаментального значения среднего класса для общества посвятили свои работы З.Т.Голенкова, J1.M. Романенко, П.Б. Бирюков6. Из западных социологов, рассматривавших эту тему, можно выделить Э.Гидденса, П.Сорокина и др.
Вопросу государственной поддержки малого бизнеса посвящен ряд диссертационных работ. Однако, следует отметить, что в основном работы рассматривают проблемы малого предпринимательства с экономической (В.А.Морозов, С.А. Иванов, А.А. Бекоева, А.А. Сиванков, Г.П. Гуров, Г.И.Саляхова)8, либо социологической (В.В. Фурсова, Д.Р.Вахитов, Р.Р.Набиуллин, А.Н.Борисова)9 точек зрения. Работ с политологическим
7 См. Гидденс Э. Социальная и классовая структура // Социологические исследования. — 1994. - № 5; Сорокин П. Социальная и культурная мобильность. В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.
8 См. Морозов В.Л. Тенденции развития малого бизнеса в социально-экономической системе (политэконом нческий анхлиз): Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01. - Казань, 1997; Иванов С.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в условиях нестабильности внешней среды: Автореф. дис. д-ра. экон. наук: 08.00.01. - СПб, 2001; Бекоева А.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в переходный период: Автореф. дне. канд. экон. наук: 08.00.01. — М., 2000; Сиванков А.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в сфере платных услуг региона: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01. - М., 2000; Гуров Г.Г1. Тенденции развития малого предпринимательства в современной России и его государственная поддержка: Автореф. дне. канд. экон. наук: 08.00.01. — Ростов-на-Дону, 1998; Саляхова Г.И. Государственная поддержка малого бизнеса в рыночной экономике: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01. - Казань, 2001.
9 См. Фурсова В.В. Становление класса предпринимателей в условиях формирования рыночных отношений: дис. на соиск. канд. социолог, наук. - Казань, 1995; Вахитов Д.Р. Инновационная деятельность как фактор становления современного предпринимателя: дне. на соиск. канд. социолог, наук. - Казань, 1995; Набиуллин P.P. Государственное регулирование предпринимательства в условиях трансформации российского общества: Автореф. дис. канд. социолог, наук: 22.00.08. - Казань, 2002; Борисова А.Н. Государственная поддержка малого предпринимательства: специфика региональных приоритетов (опыт Республики Татарстан): Автореф. дис. канд. социолог, наук: 22.00.08. - Казань, 2005. уклоном на исследуемую тему очень мало (К.В.Лунякин)10, что говорит о слабой изученности механизмов государственной политики в области регулирования малого бизнеса.
Вопрос о взаимоотношениях власти и бизнеса на региональном уровне остается также недостаточно исследованным. В отношениях «власть-бизнес» акцент делается либо на пробле*мах предпринимателей при работе с чиновниками (так называемые административные барьеры), либо на вопросах несовершенства правового регулирования сферы предпринимательской деятельности. В связи с этим ранее проведенные научные исследования не дают полной картины состояния и динамики властно-предпринимательских отношений ни в России, ни в регионах. Восполнение указанного пробела предстает как актуальная научная проблема, разрешению которой посвящено данное исследование. Цель и задачи днссертацнонногЬ исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить региональные особенности государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства на примерах Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Чувашской Республики и Республики Марий Эл.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дифференцировать и раскрыть понятия «государственная политика», «предпринимательство» и «предприниматель».
2. Раскрыть содержание и формы взаимодействия государственной власти и предпринимательства.
3. Разработать индикаторы оценки эффективности государственной политики регулирования малого предпринимательства.
4. Провести сравнительное исследование государственной политики регулирования малого предпринимательства в четырех субъектах
10 Лунякин К.В. Социально-политическая функция малого предпринимательства и его государственная поддержка в России: Автореф. дне. канд. полит, наук: 23.00.02. - 1999.
Российской Федерации: Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике и Республике Марий Эл.
5. Исследовать основные структуры, институты и механизмы, включенные в процесс формирования, функционирования и развития региональной государственной политики в сфере предпринимательства.
6. Проанализировать систему разграничения полномочий между «федеральным центром» и регионами в области регулирования малого бизнеса.
Объектом исследования являются региональные власти и субъекты малого предпринимательства как участники отношений власть-бизнес.
Предметом исследования является политика региональной власти, направленная на регулирование малого предпринимательства (на примере четырех субъектов Российской Федерации: Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Чувашской Республики и Республики Марий Эл).
Теоретико-методологические основы исследования. Методологической основой реализации цели и задач исследования стали системный подход и сравнительный метод. Использование системного подхода позволило рассматривать процесс развития малого предпринимательства в тесной взаимосвязи с проводимой государственной политикой в данной сфере.
Сравнительный метод применялся для анализа региональных особенностей государственного регулирования малого бизнеса. Для проведения сравнения были разработаны специальные индикаторы, позволившие дать оценку эффективности проводимой государственной политики в рассматриваемых субъектах Российской Федерации.
Теоретической основой исследования явились традиции либерализма, 'неолиберализма, теоретические основы социального рыночного хозяйства ("фрайбургская школа", неолиберализм гуманистической традиции, социал-либерализм).
Эмпирическая база и методы исследования. В работе были использованы результаты эмпирического исследования по теме «Состояние малого предпринимательства и его государственная поддержка в г.Казани», 'которое проводилось в период с 3 апреля по 15 мая 2002 года группой сотрудников кафедры политологии Казанского государственного университета. В исследовании использовались метод экспертной оценки и массовый анкетный опрос.
В работе также использованы результаты «Исследования эффективности действия норм Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и отношения субъектов малого предпринимательства к направлениям его совершенствования в 5 регионах», реализованного Автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП). В исследовании были использованы два основных метода: анкетирование и экспертная оценка.
Помимо этого в диссертации использованы данные вторичных исследований о развитии регионального малого бизнеса, основанных на статистическом материале: анализ источников финансирования региональных программ поддержки предпринимательства, ранжирование регионов по душевым доходам и по уровню развития малого предпринимательства, данные о долевом соотношении отраслевой структуры I регионов.
Научная новизна исследования состоит в следующем: уточнены понятия «государственная политика», «предпринимательство», «предприниматель»; определены содержание и формы взаимодействия государства и предпринимательства, основные направления государственного регулирования малого бизнеса; проанализирована система разграничения полномочий между «федеральным центром» и регионами в области регулирования малого бизнеса; разработаны индикаторы для проведения сравнительного анализа политики регионов, непосредственно касающиеся отношений «власть-бизнес»; выявлена региональная специфика государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса; осуществлен сравнительный анализ нормативной правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной политики, инфраструктуры, отраслевой структуры малого предпринимательства, кадрового и информационного обеспечения малого бизнеса по четырем регионам; обоснована неэффективность проводимой в регионах политики поддержки и развития малого предпринимательства; на основе сравнительного анализа политики регионов в регулировании сферы малого предпринимательства сформулированы некоторые рекомендации по повышению эффективности мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса в рассматриваемых субъектах Российской Федерации, такие как: установление упрощенных процедур регистрации прав на землю, имущество и т.п., лицензирования, оформления кредитов и т.д.; преодоление эффекта «распыления бюджетных средств» путем принятия и финансирования максимум одной, наиболее социально значимой, целевой программы и др.
Научно-нрактическая значимость диссертации состоит в том, что в ней дан анализ особенностей региональной государственной политики регулирования малого предпринимательства на опыте Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Чувашской Республики и Республики Марий Эл, обоснованы оптимальные формы взаимодействия региональной власти и малого предпринимательства. Изучение проблем, обозначенных в диссертации, имеет и прикладной характер. Основные положения исследования могут быть использованы при дальнейшем анализе проблем предпринимательства, при разработке Государственных программ в области поддержки и развития малого бизнеса.
Положения, выносимые на защиту:
1. Экономические, политические, социальные интересы средних слоев, ядро которых составляют представители малого и среднего бизнеса, стали определять политику развитых стран. Они являются цементирующей силой современных постиндустриальных обществ, причем проявляют себя в качестве таковой в различных сферах. В политическом плане для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их оплотом политической стабильности и залогом эволюционности общественного развития. В области социальных отношений - это среда, которая уменьшает противоречия между традиционно-признанными классами. С социально-экономической позиции средний класс выражает тенденцию к сокращению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни.
2. Современная государственная политика регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации является недостаточно эффективной. В первую очередь это выражается в несовершенстве законодательства (ключевой закон, регулирующий предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, нуждается в существенных изменениях), декларативности многих направлений развития малого предпринимательства (преодоление административных барьеров, усиление кадрового и информационного обеспечения, помощь в создании малых предприятий, предоставление налоговых льгот, развитие субподряда, вывод малого бизнеса за рамки национального рынка, региональное оздоровление), слабости финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого бизнеса.
3. На сегодняшний день наблюдается некоторый дисбаланс интересов власти и бизнеса: власть заинтересована в развитии частнопредпринимательских инициатив, что выражается в интенсивно разрабатываемых и принимаемых программах по поддержке и развитию малого бизнеса. Однако, усилия государства направлены лишь на развитие приоритетных направлений предпринимательской деятельности. В то же время представители бизнеса не имеют в своем арсенале достаточно сильных рычагов давления на власть, что выражается в проблемах, которые не преодолеваются годами, и с которыми предпринимателям приходится сталкиваться каждый день в своей практической работе (несовершенство налоговой системы, кредитно-финансового, кадрового, информационного обеспечения и т.п.).
4. Можно выделить две модели взаимодействия государственной власти и бизнеса, характерные для России постперестроечного периода. Причем, эти модели неразрывно связаны с политическими режимами, которые были установлены на разных этапах трансформационного периода (олигархическая - 1991-1995 гг. и интервенционистская (характерна для нынешнего режима - период с 2000 г.).
5. На сегодняшний день наблюдается тенденция сращивания бизнеса и властных структур. Происходит это потому, что властные структуры обладают ресурсами (экономическими, финансовыми, информационными), которые необходимы предпринимателям для развития бизнеса. Наладив отношения с представителями госаппарата, бизнесмен снижает уровень риска ведения своего дела: он получает доступ к достоверной, в большинстве случаев опережающей информации, возможность получения льготных кредитов или займов, приоритеты в размещении государственного заказа и т.п. Представители властных структур, выступая в качестве «консультантов», получают денежное вознаграждение, создают себе условия для высокооплачиваемой работы в случае ухода с должности и т.п. Эти тенденции усиливают коррумпированность властных структур, но предприниматели сами не стремятся на сегодняшний день пресекать подобного рода отношения.
6. Анализ региональной отраслевой структуры малого предпринимательства показывает, что наибольший интерес для предпринимателей представляет непроизводственная сфера (торговля, общественное питание, строительство, транспортные услуги). Это говорит о том, что региональная экономика находится все еще в стадии трансформации. Бизнесмены предпочйтают вкладывать средства в быстро окупаемые, не трудоемкие, не капиталоемкие отрасли, тогда как промышленность и производственная сфера продолжают оставаться в упадке.
7. Развитие малого бизнеса в регионах носит стагнирующий характер. Индикатором эффективного регионального развития малого предпринимательства выступает число созданных новых малых предприятий. В рассматриваемых нами регионах этот показатель меняется незначительно и крайне медленно.
8. Власть в российских регионах имеет возможность поддержки малого предпринимательства за счет собственных ресурсов. Региональные органы власти располагают широкими возможностями влиять на экономические структуры и финансовые институты на подведомственной территории через прямое и непрямое участие в уставном капитале, лицензирование и сертифицирование определенных видов деятельности, использование различных инспекций и т.п. В результате субъект получает до 100% дополнительных доходов, не подпадающих под отчетность перед «федеральным центром». Однако, на развитие регионального предпринимательства расходуются мизерные суммы, не адекватные потребностям региона. ,
9. Регионы не в полной мере используют свой потенциал для проведения эффективной государственной политики в области развития малого бизнеса (не созданы условия для рационального использования земельных ресурсов, производственных площадей, внедрения новых технологий, слабо реализуется возможность налогового стимулирования предпринимательских I структур).
Апробации исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе на третьей межрегиональной научно-практической конференции «Коммуникация: бизнес и производство, политика и управление», проходившей в Нижнем Новгороде в феврале 2002 г.; Шестых Вавиловских чтениях «Россия и мировое сообщество в поисках новых форм стабильности», состоявшейся в г. Йошкар-Ола в ноябре 2002 г.; на Всероссийской конференции «Российской лицо PR», проводившейся в Нижнем Новгороде в феврале-марте 2003 г., а также на страницах сборников .научных трудов, посвященных современным проблемам международных отношений и политологии (Казань, 2002-2004 гг.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, четырех приложений. Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цель и задачи исследования. В первой главе работы рассматриваются современные тенденции взаимодействия государства и предпринимательства в Российской Федерации, раскрывается содержание базовых понятий: государственная политика, предприниматель, предпринимательство. Во второй главе проводится сравнительный анализ государственной политики регулирования малого предпринимательства в четырех регионах Российской Федерации: Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике и Республике Марий Эл. В заключении излагаются основные выводы диссертационного исследования, высказываются некоторые предложения по повышению эффективности мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса в рассматриваемых субъектах Российской Федерации. В приложениях приводятся результаты исследований, касающихся анализа проблем малого предпринимательства в Российской Федерации.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 96 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz