Четверг, 2024-05-09
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Государственные расходы и их роль в экономической политике России в переходный период. Воробьев, Андрей Станиславович бесплатно
9:40 PM
Скачать Государственные расходы и их роль в экономической политике России в переходный период. Воробьев, Андрей Станиславович бесплатно
Государственные расходы и их роль в экономической политике России в переходный период

Диссертация

Автор: Воробьев, Андрей Станиславович

Название: Государственные расходы и их роль в экономической политике России в переходный период

Справка: Воробьев, Андрей Станиславович. Государственные расходы и их роль в экономической политике России в переходный период : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Санкт-Петербург, 2000 219 c. : 61 01-8/981-9

Объем: 219 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2000


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И
ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В ЭКОНОМИКЕ
11 Основные теоретические подходы к определению роли государства и государственного сектора Ю
12 Государственные расходы в системе макроэкономического регулирования
121 Основания государственного вмешательства
122 Масштабы государственного вмешательства
123 Стандартные макроэкономические модели бюджетно-налоговой политики
124 Напряженность в налогово-бюджетной сфере и опыт индустриально развитых стран
13 Институциональные основы управления государственными расходами
14 О роли государства в переходной экономике
141 Основные характеристики переходной экономики
14 2 Переходные процессы и теория экономической эволюции
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
21 Экономическая политика России в период первой индустриализации (1861-1914 годы)
22 Особенности бюджетной политики в условиях централизованного планирования
221 Стратегия экономического развития
222 Институциональная структура и организационные основы налогово-бюджетной политики СССР
223 Количественные и качественные характеристики налогово-бюджетной политики СССР
224 Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
225 Попытки реформирования экономики СССР 60 -80-х годов и их последствия
23 Государственные расходы и реформирование экономики России в 90-е годы
23 1 Стратегия перехода
23 2 Институциональная структура и организационные основы налогово-бюджетной политики России в переходный период
233 Количественные и качественные характеристики налогово-бюджетной политики России в переходный период
234 Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
24 Перспективы бюджетной политики России 186 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Идея эксполярности экономической жизни, то есть «мирного сосуществования» различных экономических форм в рамках одного хозяйства (причем, такого сосуществования, при котором эти формы действуют в одной, а не в разных, экономической плоскости, взаимно полагая друг друга) признается многими учеными, но, несмотря на это, она еще не получила адекватных экономических очертаний. Эта идея является, скорее, вводным замечанием к последующему изложению «чистой» экономической теории, в которой реальная экономика освобождается от «несвойственных» ей черт. Именно в таком варианте эта идея присутствует в большинстве учебников по экономике. Так, например, П.Самуэльсон и У.Нордхауз подчеркивают, что «. ни одна из современных экономических систем не является чисто рыночной или чисто командной. В мире никогда не было стопроцентной рыночной экономики.»1. Более того, свидетельствуют ученые, «. Во всех промышленно развитых странах рынок определяет большинство индивидуальных цен на товары и объемы их производства, в то время как правительство определяет курс всей экономики принятием программ налогообложения, государственных расходов и регулирования. Две составные - рынок и правительство - необходимы для устойчивого функционирования экономики. Управлять современной экономикой без них - все равно что аплодировать одной рукой»2. Авторы известного в России учебника С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи полагают, что «. командная экономика и экономика свободного рынка представляют собой нереалистичные, крайние случаи. Они интересны главным образом потому, что помогают нам понять функционирование реальных экономических систем, представляющих собой сложную смесь этих крайностей.
В смешанной экономике государство и частный сектор. играют важную роль для общества в целом. Экономические системы всех стран являются смешанными, хотя одни тяготеют больше к командным, в то время как друтие опираются в основном на рыночные методы»1. Авторы не менее известного учебника К.Макконнелл и С.Брю заявляют: «Экономика Соединенных Штатов ближе к чистому капитализму, но с существенными отличиями. правительство играет активную роль в нашей экономике (экономике США А.В.), способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном объеме или вовсе не поставляются рыночной системой, модифицируя распределение доходов и т.д. В отличие от характерного для чистого капитализма широкой рассредоточенности экономической власти среди множества мелких единиц, американ
1 Samuelson P., Nordhaus W. Economics New-York: McGraw-Mill, 1992. P. 21.
2 Там же. P. 48.
Фишер С , Дорнбуш Р., Шмалензи Р Экономика М.: Дело, 1993. С 12 ский капитализм породил мощные экономические организации в форме крупных корпораций и сильных профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику»1. Л.И.Якобсон, автор отечественного учебника по теории государственных финансов, базирующегося на трудах таких известных американских экономистов как Э.Б.Аткинсон и Дж.Э.Стиглиц, Р. и П. Месгрейвы и других, отмечает: «Современный мир - это мир смешанных экономик. Основную массу товаров и услуг в нем производят и реализуют частные предприятия, стремящиеся к извлечению прибыли. В то же время немалую роль играют некоммерческие организации, которые не получают прибыли либо не рассматривают ее в качестве определяющей цели своей деятельности. Многие некоммерческие организации, а зачастую и некоторые предприятия находятся в собственности государства. Вместе с тем государство в существенной мере влияет на деятельность и тех предприятий и некоммерческих организаций, которые ему не принадлежат. Воздействие государства на них осуществляется с помощью правового регулирования, кредитно-денежной политики, налогообложения и программ общественных расходов»2.
Большинство западных и многие отечественные экономисты, анализируя место и роль государства в современной экономике, исходят из следующих ограничений, налагаемых на модель экономики общественного сектора: государство, подобно предприятиям и некоммерческим организациям, функционирует в рыночной среде, а потребность в его участии в экономической жизни возникает в тех и только тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и использования ресурсов; цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятий и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия; государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реализации своих целей (налоги, государственные расходы).
Исходя из этих ограничений, формулируются и причины активного воздействия государства на экономическую жизнь. К первой группе причин относятся так называемые изъяны рынка. Под изъянами понимается неспособность рынка успешно решать ряд задач на основе
1 Макконнелл К, Брю С. Экономикс. М: Республика, 1995. Т 1 С 48.
2 Якобсон Л И. Экономика общественного сектора Основы теории государственных финансов М : Аспект Пресс, 1996. С П добровольного обмена между независимыми друг от друга обладателями прав собственности. Эти задачи подразделяются (условно, конечно) на два типа. К первому относится достижение неподвластных рынку Парето-улучшений, то есть такого изменения в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния одного индивида без ущерба для уровня благосостояния других индивидов. При этом подразумевается, что исходное распределение ресурсов между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию.
Ко второму типу задач относится перераспределение доходов и имущества в соответствии с принципами социальной справедливости в целях сглаживания остроты социальных конфликтов, грозящих дестабилизацией всего экономического организма. Очевидно формальное противоречие первой и второй задач, ибо перераспределение предполагает улучшение положения одних индивидов в ущерб интересам других. Однако, как полагают современные теоретики общественного сектора, это противоречие не имеет разрушительных последствий в связи с тем, что, во-первых, государство призвано функционировать только в зоне изъянов рынка, во-вторых, характер государственного вмешательства должен точно соответствовать специфике конкретных изъянов и, в-третьих, необходимо постоянно сопоставлять изъяны рынка с возможными изъянами государства.
Актуальность темы исследования. Вопросы, связанные с местом, ролью и функциями государственных расходов, составляют одно из центральных звеньев современной экономической теории. Однако интерес к ним не только не ослабевает, но и усиливается в связи с анализом переходных процессов в экономике. Необходимость подобного исследования диктуется причинами как теоретико-познавательного, так и практического характера. Актуальность этой темы приобретает особую значимость на фоне определенного теоретического противостояния эволюционно-институционального подхода, с одной стороны, и функционального - с другой. Насущность этих вопросов определяется также противоречивостью бюджетной политики России последних лет.
Эти соображения обусловливают необходимость комплексного исследования специфики государственных расходов в переходной экономике как с точки зрения макроэкономического регулирования, так и с точки зрения их институ циональных основ.
Степень разработанности проблемы определяется тем, что применительно к современной экономике России проблемы бюджетно-налоговой политики интенсивно исследуются с начала 90-х годов. При этом основное внимание уделялось макроэкономическим аспектам бюджетно-налоговой политики. С различных позиций подходят к трактовке воздействия государственных расходов на экономику С. Глазьев, Е. Гайдар, А. Илларионов, В. Пешехонов, Н. Расков, В. Рязанов и др. В связи с усложнением функций государства в переходной экономике особую значимость приобретают работы, в которых анализируются конкретные причины, исходные условия и последствия того или иного варианта бюджетно-налоговой политики. Подобного рода анализ содержится в трудах Д. Головачева, М. Дмитриева, М. Делягина, С. Меньшикова, В Сумарокова и др. Институциональные аспекты бюджетно-налоговой политики рассматриваются в работах Л. Абалкина, Д. Львова, Дж. Стиглица, В. Танзи. Микросоставляющая институциональной проблематики касается вопросов управления государственными расходами, принципов и механизмов, которые при этом используются. В этом плане можно сослаться на труды У. Бока, Дж. Миллера, А. Премчанда.
В то же время пространство для научных исследований остается еще значительным. Прежде всего, наблюдается недостаточная комплексность анализа механизмов государственного регулирования, что предопределяется использованием конкурирующих, а, порой, и взаимоисключающих теоретических подходов. Отсюда возникает необходимость уточнения методологических принципов. Кроме того, остается еще недостаточно изученным регулятивный потенциал государственного бюджета в специфических переходных условиях, особенно это касается взаимосвязи бюджетно-налогового регулирования и денежно-кредитной политики.
Следует учесть и еще одно существенное обстоятельство. Исследования макроэкономических последствий бюджетно-налоговой политики и их институциональных основ осуществляются практически независимо друг от друга. В то же время конкретные результаты действий государства в бюджетно-налоговой сфере находятся в непосредственной зависимости от условий, механизмов и принципов их осуществления, т.е. от институциональной среды. Такая разорванность теоретического знания резко сужает границы его практического использования, выталкивая экономическую теорию из экономической политики. Отсюда возникает необходимость более внимательного изучения институциональной структуры государственных расходов и ее взаимосвязи с эффективностью последних.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный теоретический анализ государственных расходов в переходной экономике, определение их места и значения в современной системе государственного регулирования, а также выработка отправных пунктов реформирования бюджетно-налоговой системы России.
Для реализации указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить, обобщить и систематизировать основные теоретические подходы к роли государства и государственных расходов в экономике.
2. Выявить тенденции в области государственных расходов на основе обобщения опыта различных стран.
3. Исследовать возможности применения основных макроэкономических моделей применительно к условиям переходной экономики России.
4. Исследовать институциональные основы управления государственными расходами.
5. Выявить исходное состояние бюджетной сферы России накануне реформ и на этой основе сформулировать основные ограничители бюджетной политики в переходной экономике России.
6. Проанализировать количественные и качественные характеристики бюджетно-налоговой политики России с точки зрения их соответствия целям и задачам реформ.
7. Выявить отправные точки для структурных реформ в бюджетно-налоговой сфере.
Предмет исследования - тенденции в развитии бюджетно-налоговой политики, а также условия ее эффективного осуществления.
Объект исследования - переходная экономика России. В центре внимания находится стратегия бюджетно-налоговой политики, а также институциональные основы, в рамках которых она осуществляется.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составили результаты исследований представителей отечественной и зарубежной экономической мысли по проблемам государственного регулирования, экономической политики, управления государственными расходами и переходной экономике. В работе широко применяются эволюционно-институциональный и функциональный подходы к предмету. Используются также методы статистического анализа, графического и алгебраического моделирования.
Статистическую и фактологическую базу исследования составили официальные материалы Госкомстата РФ, Центрального Банка РФ, Министерства Финансов РФ, а также данные независимых источников.
Научная новизна исследования заключается в следующем: проведена классификация стратегических и тактических задач бюджетной политики на основе >волюционно-ипетиту ционального и эволюционного подходов; выделены новые качественные причины объективной обусловленности роста государственных расходов (закона Вагнера) для второй половины XX века, связанные с необходимостью поддержания социально-экономической стабильности в обществе, потребностью регулирования структуры совокупного спроса, важностью поддержания высокого качества «человеческого капитала»: эффективность бюджетно-налоговой политики увязывается с институциональным анализом системы управления государственными расходами, который включает в себя не только законодательные нормы и ограничения, но и механизмы формирования политики расходов, а также взаимоотношения в рамках административных структур; обоснована приоритетность для переходной экономики бюджетной политики по сравнению с кредитно-денежной, которая объясняется необходимостью стимулирования частной деятельности за счет совершенствования экономической и административной инфраструктур; в качестве базового условия повышения эффективности российской экономики выдвинута необходимость институциональных реформ в рамках самого государственного сектора. Сформулированы основные принципы реформирования бюджетной системы России.
Теоретическая и практическая значимость работы. Комплексное изучение системы государственных расходов, системный подход к исследованию механизма ее функционирования позволили выделить основные направления бюджетной политики России в контексте экономической стратегии, а также определить перспективы такой политики.
Теоретические положения и выводы работы могут быть использованы для анализа специфики государственного регулирования в условиях переходной экономики, а также при выработке различных направлений бюджетной политики. Некоторые выводы могут быть учтены при разработке программы реформирования бюджетной системы.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебных целях, в качестве пособия для студентов, изучающих экономическую теорию.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 88 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz