Список использованной литературы...........................................75
Введение
Государственный долг - это сумма задолженности государства по кредитным операциям. В зависимости от рынка размещения, валюты, в которой выпущены и размещены займы, государственный долг может быть внутренним и внешним. В зависимости от срока погашения он может быть капитальным и текущим.
Государственный долг возник прежде всего вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги.
Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.
Понятие государственного долга имеет отношение к дефициту только федерального бюджета, которым распоряжается правительство. К местным бюджетам он отношения не имеет, сальдо которых может быть положительным, а федеральный бюджет в это время может иметь дефицит.
Утверждения о том, что большой внутренний государственный долг может вызвать банкротство правительства, являются неверными. Например, в 1988 г. в США внутренний государственный долг составил 2600,0 млрд. долл, или 53% от валового национального продукта. Отсюда нельзя сделать вывод, что экономика США не обеспечивает высокий жизненный уровень американцам и находится на грани экономического краха.
Правительство может легко справиться с этим долгом, поскольку долг можно лишь рефинансировать, а не погашать, т.е. правительство может продать новые облигации и использовать выручку для выплаты сумм погашаемых (прежних) облигаций. К тому же правительство (через законодательные органы) имеет право установить налоги (новые или более высокие) и осуществлять эмиссию денег. Все это также представляет резервы для погашения долга.
Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг - наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
Внешний государственный долг складывается из различных частей: из займов у иностранных государств, из отрицательного сальдо от оборота внешней торговли.
Внутренний долг - это долг государства своему населению. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом её внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни,последствия которых могут быть значительными. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.
Государственный долг тесно связан с бюджетным дефицитом, так как, во-первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа
величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование национальной экономики? Обычно в государственном долге видятся две опасности: банкротство нации и опасность переложения налогового бремени на будущие поколения.
По поводу первой "опасности" можно отметить следующее: никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования; взимания новых налогов (с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых денег.
Что касается второй "опасности", то специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе. В большинстве случаев - внутренний долг это только отношения между гражданами страны.Он является одновременно и государственным кредитом.
В современной экономической науке существуют две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий.
Большинство экономистов считают, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы, а именно - рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия.
Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче.
Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе.
В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.
В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.
В-пятых, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал.Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
В-шестых, можно отметить и чисто психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.
Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государственный долг называется традиционной и является, в общем-то, господствующей.
Но есть и другая точка зрения - точка зрения "рикардианской школы", в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный долг могут и не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д.
"Нейтральность" бюджетного дефицита и государственного долга является следствием того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может и не повлиять на рост расходов потребителей.
Это утверждение вытекает из теории поведения потребителей, в соответствии с которой потребители при выборе линии поведения учитывают не только текущий интерес, но и интерес будущего, т.е. будущий доход.
Список литературы
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристь, 2001, 2002.
2. Акопова Е. С., Воронцова О. Н., Гаврилка Н. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Власть", №9/2002, Сергей Колчин, статья "Внешний долг
России"
4. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник / Под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова. М.: Мастерство, 2004.
5. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. М.: Ось-89, 1999.
6. Внешнеэкономическая деятельность предприятия /
Под ред. Л. Е. Стровско-го. М.: ЮНИТИ, 1999.
7. Гофман Н. Ф., Маховикова Г. А. Основы внешнеэкономической деятельности. СПб.: Питер, 2004.
8. Грис Т., Леусский А., Лозовская Е. Мировая экономика / Под ред. Л. С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2001.
9. Н. Грегори Мэнкью "Макроэкономика"- издательство
Московского Университета ,1994г.
10. Дадалко В. А. Международные экономические отношения. Минск: Арлита -Маркетинг - Менеджмент, 2004.
11. П.Дегтярева О.М., Полякова Т.П., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Дело, 2005.
12. "Деньги и кредит", №6/2001, А.Ю. Симановский, статья
"Государственный долг: бремя цивилизации"
13. Диденко Н. И. Мировая экономика. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.
14. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. - М.: Экономика, 2003.
15. История мировой экономики / Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. ЮНИТИ, 1999.
16. Информационный бюллетень внешнеэкономической деятельности / Под В. П. Помаза. СПб.: Синтез-Полиграф, 2004.
17. Капустин М.Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки. ДЭКА, 2003.
18. Корольчук А. К., Гурко С. П. Мировая экономика. Минск: ИП "Экоперспектива", 2004.
19. Кузякин А. П., Семичев М. А. Мировая экономика. Учебное пособие. М.: Проспект, 2004.
20. Ломакин В. К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 2004.
21. Международные экономические отношения. Учебник / Под ред. Н. И. Ливенцова. М.: ЛИТМО, 2001.
22. Международные экономические отношения / Под ред. В. М. Рыбалкина. М., 2001.
23. Международные экономические отношения / А.И. Евдокимов. М.: ТК Велби, 2003.
24. Мировая экономика / Под ред. И. П. Николаева. М.: ЮНИТИ-Диана, 2003.
25. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
26. Постников С. Л., Попов С. А. Мировая экономика и экономическое положение России. М.: Финансы и статистика, 2001.
27. Раджабова 3. К. Мировая экономика. Учебник. М.: Инфра-М, 2002.
28. Россия: интеграция в мировую экономику / Под ред. Р. Н. Зименкова. М.: Финансы и статистика, 2002.
29. Финансы: Учебник. Под ред. проф. С.И. Лушина, проф.