Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 30 » Скачать Гуманитаризация учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования средствами национально-регионального бесплатно
6:25 AM
Скачать Гуманитаризация учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования средствами национально-регионального бесплатно

Гуманитаризация учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования средствами национально-регионального компонента : на примере Республики Татарстан

Диссертация

Автор: Султанова, Венера Рафаковна

Название: Гуманитаризация учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования средствами национально-регионального компонента : на примере Республики Татарстан

Справка: Султанова, Венера Рафаковна. Гуманитаризация учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования средствами национально-регионального компонента : на примере Республики Татарстан : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Нижний Новгород, 2007 226 c. : 61 07-13/1912

Объем: 226 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2007


Содержание:

Введение
Глава
I Теоретико-методологические осиоваиия формирования иациоиальио-региоиальиого комиоиеита в условиях гумаиитаризации и гуманизации ередиего ирофессиоиальиого образования
11 Философско-педагогические основания содержания национально-регионального компонента стандарта образования
12 Соотношение федерального и национальнорегионального компонентов стандарта среднего профессионального образования
13 Взаимосвязь принципов гуманизации, гуманитаризации и интеграции среднего профессионального образования
14 Национально-региональный компонент как проблема формирования современной культуры межнациональных отношений
Выводы по первой главе
Глава
II Реализация иациоиально-региональиого компоиеита содержаиия гумаиитариых и еоциальноэкоиомических дисциилии в средних ирофеесиоиальиых учебных заведениях Рееиублики Татарстан
21 Проектирование и разработка содержания национально-регионального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях
22 Формы и методы реализации национальнорегионального компонента содержания гуманитарных и социально-экономических дисциплин среднего профессионального образования
23 Опытно-экспериментальная работа по реализации национально-регионального компонента содержания гуманитарных и социально-экономических дисциплин среднего профессионального образования
Выводы по второй главе
Заключение Библиографический еииеок
Приложения Юб

Введение:

Изменения, происходящие в российском обществе в последнее время, глубоко отразились и на такой чуткой и отзывчивой сфере общественной жизни как образование. Поворот к демократизации, гуманизации, правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной политики в области образования, особенно профессионального. Переход к рынку, необходимость диверсификации экономики выявили острую нехватку квалифицированных рабочих кадров в стране. Особые надежды в решении этой проблемы правительство возлагает на среднее профессиональное образование (СПО). В современном обществе выявляются следующие тенденции развития СПО: рост заинтересованности и участия социальных партнеров в его модернизации, децентрализация профессионального образования как фактор повышения его доступности, тесно связанная с конкретными потребностями работодателей и социальных партнеров, индивидуализация образования посредством создания и освоения технологий, преимущественно ориентированных на индивида, преодоление ассиметрии между технократическим и гуманитарными аспектами образования. В связи с возрастанием востребованности среднего профессионального образования главным критерием деятельности учебного заведения становится качество выпускника, будущего специалиста. Для этого необходимо менять стратегию развития СПО, определяющим принципом которой должен стать принцип интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки. Переход к личностно ориентированному образованию должен сопровождаться гуманитаризацией и гуманизацией образования.заявленными в Законе РФ «Об образовании». В связи с этим циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин придается особое значение, так как именно он формирует жизненные социокультурные ценности, механизмы поведенческой деятельности. Следует также иметь в виду, что в условиях глобализации образовательных процессов происходит активный процесс гомогенизации культуры, в ходе которого Россия усваивает далеко не лучшие стереотипы. Поэтому ведущей задачей отечественного гуманитарного образования является при сохранении и развитии мирового и национального опыта повышение качества гуманитарного образования студента средней профессиональной школы до уровня, позволяющего успешно конкурировать на мировом рынке образовательных услуг. Многонациональность и поликультурность российского общества стали основанием для включения в содержание образования национально-регионального компонента как его неразрывной части. Как отмечено в Национальной доктрине образования Российской Федерации, система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России. Поставленные задачи решает национально-региональный компонент. Проблемы исследования национальной составляющей в системе образования можно встретить в научных трудах известных русских философов Н.А Бердяева, И.А. Ильина, П.А. Сорокина, B.C. Соловьева, Н. Булгакова, Н.О. Лосского, Л.П. Карсавина, Л.Н. Толстого. Вопросы теории и практики национального и межнационального образования нашли отражение в трудах русских и татарских просветителей И.И. Ильминского, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Блонского, Н.Г. Чернышевского, С И Гессена, В.П. Вахтерова, Ш.Марджани, К.Насыри, Х.Фаизханова, И.Хальфина, Т.Яхина, З.Хади, Ф.Амирхана, Р.Фахрутдинова, Д. Валиди, Ф.Карими. Концепция стандартизации образования, разработанная учеными И.Байденко, Б.С. Гершунским, B.C. Ледневым, В.В. Судаковым, А.Н. Лейбович, М.В. Рыжаковым, И.П. Смирновым и позволяет достаточно подробно вникнуть в суть государственного образовательного стандарта. Регионализации образования посвящены работы В.В. Судакова, Е.А. Корчагина, В.Ф. Башарина, А.В. Салихова. Пониманию вопросов культурно-образовательной политики и культурно-образовательной среды помогают работы Е.П. Белозерцева, Д.А. Пряхина, Л.И. Мещеряковой, поликультурной и национальной школы работы Г.В. Мухаметзяновой, Г.Н. Волкова, Г.И. Ибрагимова, Е.С. Тюнникова, Г.Ф. Хасановой, Ф.Ф. Харисова и др. Ученые РАО В.И. Байденко, Л.А. Гаранин, P.M. Мансуров, В.И. Порошин, М.В. Рыжаков, О.Ю. Стрелова подробно рассмотрели педагогические основы формирования и разработки национально-регионального компонента общего среднего образования. Разработкой вопросов личностно ориентированного образования занимаются Н.А. Алексеев, Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская. Проблемам гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса посвятили работы М.Н. Берулава, М.М. Бахтин, Л.А. Волович, Ф.М. Кадырова, М.И. Надеева, З.Г. Нигматов, Л.В. Хазова и др. Вопросы межнациональных отношений, диалога культур, толерантности исследовали B.C. Библер, В.П. Комаров, С М Михайлова, М.М. Бахтин. Несмотря на достаточное количество публикаций по анализируемой проблеме, приходится констатировать, что у исследователей отсутствует единое понимание сущности национальнорегионального компонента содержания образования, общих подходов к его формированию на уровне Российской Федерации, что приводит к содержательным проблемам его реализации, обособлению этнорегиональных образовательных систем. Поэтому проблема проектирования национально-регионального компонента содержания гуманитарных и социально-экономических дисциплин среднего профессионального образования требует специальных исследований. Как показывает опыт средней профессиональной школы Республики Татарстан, эффективное внедрение национальнорегионального компонента затруднено рядом факторов: отсутствием научно-обоснованных методических рекомендаций по эффективному использованию регионального и краеведческого материалов, согласованности между учебными дисциплинами федерального и национально-регионального компонентов, интересных и красочных учебников, журналов, видеоматериалов, электронных носителей по истории и современной жизни Республики Татарстан. Также недостаточно учитываются принципы поликультурного образования, слабо выражен принцип диалога культур. В государственных стандартах существует проблема определения в его содержании количественного соотношения общемирового, отечественного и национального компонентов. Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью гуманитарной подготовки студентов среднего профессионального образования средствами национально-регионального компонента и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в ее сущностном, системном и концептуальном смысле. Это общее противоречие детерминировано несоответствием между: установкой на новый социально-педагогический статус гуманитарной подготовки и цикла гуманитарных предметов в ССУЗах различных типов и профилей и недостаточной разработанностью данной проблемы, как в теоретическом, так и в методическом аспекте; возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях; наличием в практике работы средних специальных учебных заведений опыта внедрения государственных образовательных стандартов и недостаточной разработанностью национальнорегионального компонента содержания гуманитарных и социально-экономических дисциплин; ориентацией на личность молодого специалиста как гражданина, патриота Отечества, неповторимого индивида, творчески мыслящего интеллигентного человека и использованием в учебном процессе традиционных форм и методов, не раскрывающих личностный потенциал студента. Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной нроблемы: каковы возможности гуманитаризации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования Республики Татарстан средствами национально-регионального компонента? Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Гуманитаризация учебного процесса ередних профессиональных учебных заведепий ередетвами пациональпо-регионального ликп Татарстан)». Объект исследования Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс средних профессиональных учебных заведений. Предмет исследования Предметом исследования является гуманитаризация учебного процесса средних профессиональных учебных заведений Республики Татарстан средствами национально-регионального компонента. Цель исследования: выявить и обосновать психологопедагогические условия гуманитаризации учебного процесса компонепта (па примере Респуб- средних профессиональных учебных заведений Республики Татарстан средствами национально-регионального компонента. Задачи исследования В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Разработать методику отбора и структурирования со- держания национально-регионального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин средних профессиональных учебных заведений. 2. Выявить психолого-педагогические условия внедре- ния национально-регионального компонента в содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин средних профессиональпых учебных заведений Республики Татарстан. 3. Спроектировать и разработать содержание национальнорегионального компонента Республики Татарстан с целью реализации его в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений. Гипотеза исследования В процессе исследования была выработана следующая гипотеза: национально-региональный компонент гуманитарных и социально-экономических дисциплин повыщает качество гуманитарной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений, способствуя адаптации, социализации и повыщению их культуры; эффективно содействует подготовке компетентных специалистов среднего звена; является важным фактором закрепления молодых специалистов на территории республики, если: разработать методику отбора и структурирования содержания национально-регионального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин; выявить психолого-педагогические условия внедрения национально-регионального компонента в содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин; спроектировать и разработать содержание национальнорегионального компонента с целью реализации его в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Методологические основы исследования Методологическими основами исследования выступили положения теории познания в философии (Аристотель, Р.Декарт, Э.Кант, Платон, Э.А. Тайсина и др.) и психологии (К.Роджерс); положения системного (В.П. Беспалько, М.С. Каган и др.), деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Козлова, А.Н. Леонтьев, И.В. Павлов и др.), аксиологического (З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.) и личностно ориентированного подходов в педагогике и психологии (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). Теоретическая база исследования Теоретическую базу исследования составили философские, культурологические, педагогические, психологические идеи и концепции содержания образования. В исследовании мы опирались на фундаментальные работы, носвященные вопросам педагогического образования (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский); содержания образования (B.C. Леднев, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин); теоретическим основам духовно-нравственного развития личности (Л.С. Выготский, А.А. Реан); прогнозирования, моделирования и проектирования образовательных систем (В.Ф. Габдулхаков, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Ю.С. Тюнников); теории обучения (И.Лернер, М.Скаткин); теории профессионального образования (Л.А. Волович, Г.И. Ибрагимов, А.А. Кирсанов, Е.А. Корчагин, Т.В. Лопухова, М.И. Махмутов); гуманитаризации и гуманизации образования (М.П. Архипова, Р.Ш. Маликов, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов). Методы исследоваиия Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: ретроспективный анализ философской, педагогической литературы; теоретико-методологический анализ педагогической литературы; изучение и обобщение инновационного педагогического опыта; изучение нормативных и программных документов, характеризующих систему среднего профессионального образования; изучение и анализ опыта внедрения в учебный процесс средних специальных учебных заведений Государственного образовательного стандарта и национально-регионального компонента; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование преподавателей и студентов с последующим анализом результатов; математические, статистические методы; педагогический эксперимент, обработка и анализ результатов исследования. Источниковедческая база исследования Источниковедческой базой исследования послужили Законы об образовании РФ и РТ, программно-методические документы, правительственные постановления и решения, учебники и учебно-методический комплекс, передовой опыт преподавания гуманитарных дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях республики, материалы педагогической и общественной периодики. Экспериментальная база исследования Экспериментальной базой исследования послужил Мензелинский сельскохозяйственный техникум (ФГОУ СПО «МСХТ»). Организация н этаны нсследовання На первом этапе (2001-2002 гг.) анализировались теоретические источники по проблеме исследования, выявлялся опыт внедрения национально-регионального компонента, определялся понятийный аппарат, выдвигалась гипотеза исследования, уточнялся методический замысел, подбирался инструментарий исследования, разрабатывалась программа и методика осуществления эксперимента. На втором этапе (2003-2004 гг.) проводился формирующий эксперимент на основе внедрения в учебный процесс в форме сквозного включения национально-регионального компонента в дисциплины «Основы философии», «Основы экономики», «ОсН В социологии и политологии», разработанного автором фаОЫ культативного курса «Республика Татарстан: проблемы и перспективы развития»; составлялись анкеты, вопросники с целью изучения уровня гуманитарной подготовки студентов, их отношения к национально-региональному компоненту. На третьем этапе (2005-2006 гг.) осуществлялись поэтапный анализ и оценка результатов работы, математическая обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, их интерпретация, формулирование выводов и оформление диссертационного исследования. Научная новизна нсследования Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Разработана методика отбора и структурирования со- держания национально-регионального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин средних профессиональных учебных заведений. 2. Выявлены психолого-педагогические условия вне- дрения национально-регионального компонента в содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин средних профессиональных учебных заведений Республики Татарстан. 3. Спроектировано и разработано содержание нацио- нально-регионального компонента Республики Татарстан с целью реализации его в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Теоретическая значимость исследования Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятий «национально-региональный компонент Республики Татарстан», «национально-региональный компонент дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов»; разработке методики отбора и структурирования национальнорегионального компонента содержания гуманитарных и социально-экономических дисциплин; разработке теории и методических рекомендаций внедрения национально-регионального компонента в содержание гуманитарных и социально-экономических дисциплин средних профессиональных учебных заведений с применением инновационных форм. Практическая значимость исследования Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный факультативный курс «Республика Татарстан: проблемы и перспективы развития» может быть использован в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений; теоретические положения, содержащиеся в работе, инновационные методики, методические рекомендации по включению национально-регионального компонента в дисциплины гуманитарного и социально-экономического циклов могут быть использованы в работе средних специальных учебных заведений, а также в системе повышения квалификации преподавателей. Апробация и внедрение результатов исследования Апробация и внедрение результатов исследования осуш,естБлялись в ходе пропаганды разработанных теоретических положений и практических рекомендаций, анализа и обсуждения результатов исследования в процессе преподавания общественных дисциплин учащимся Мензелинского сельскохозяйственного техникума Республики Татарстан, Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на ежегодных августовских конференциях ССУЗ, педагогических советах, научно- методических семинарах техникума; Республиканской августовской конференции педагогов (2005 г,). Основные положения исследования получили отражение в монографии, научных статьях и тезисах научно-практических конференций и сборниках научных трудов. Достоверность и обоснованность результатов исследования Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием адекватных цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на теоретические положения философских, обществоведческих, историко-педагогических исследований, целенаправленным анализом учебно-воспитательного процесса средних специальных учебных заведений, научной и практической апробацией автором основных идей и полученных результатов в практике преподавания, использованием их в научных трудах. Основные ноложения, выносимые на защиту 1. Методика отбора и структурирования содержания национально-регионального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин средних профессиональных учебных заведений, которая включает совокупность функций, задач, принципов, форм и методов его разработки. 2. Психолого-педагогические условия реализации национально-регионального компонента гуманитарной подготовки, учитывающие содержание гуманитарного образования и воспитания, базирующихся на инновационных технологиях (личностно-ориентированной, информационной, технологии сотрудничества); преемственность федерального и национальносоциально- регионального компонентов стандарта; экономические, политические, исторические, культурные и другие особенности развития республики; интеграцию гуманитарной и профессиональной подготовки; уровень развития студентов, достаточный для формирования их ценностных ориентации. 3. Содержание национально-регионального компонента гуманитарных и социально-экономических дисциплин средних профессиональных учебных заведений, которое углубляет гуманитарную подготовку студентов за счет изучения особенностей и традиций республики. Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, СПИСОК_ЛИТЕРАТУРЫ (210 наименований), 9 приложений, 17 таблиц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 152 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz