Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Идея преображения в русской духовной культуре. Макаров, Денис Владимирович бесплатно
9:33 PM
Скачать Идея преображения в русской духовной культуре. Макаров, Денис Владимирович бесплатно

Идея преображения в русской духовной культуре

Диссертация

Автор: Макаров, Денис Владимирович

Название: Идея преображения в русской духовной культуре

Справка: Макаров, Денис Владимирович. Идея преображения в русской духовной культуре : диссертация доктора культурологии : 24.00.01 / Макаров Денис Владимирович; [Место защиты: Государственная академия славянской культуры] - Москва, 2009 - Количество страниц: 375 с. Москва, 2009 375 c. :

Объем: 375 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ПРЕОБРАЖЕНИЕ - ИДЕАЛ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
11 Человек в православной антропологии
111 Учение о сотворении человека
112 Грехопадение и состояние несовершенства
113 Спасение
12 Преображение — христианский идеал
13 Событие Преображения и его толкование
131 Значение Преображения
132 Природа света
14 Свидетельства о свете
15 Воздействие нетварного света па человека
16 Сюжет и идея Преображения в русской иконописи
17 Антиномичность преображения
18 К пониманию категории преображения
Глава 2 ЧЕЛОВЕК В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
21 Человек в центре культуры
22 Христианский и народный годовые круги
221 Зимний цикл
222 Весенний цикл
223 Летний цикл
224 Осенний цикл
23 Между Небесным Царством и утопией: пути русской духовной культуры (к проблеме «Москва - третий Рим»)
24 Православная антропологическая модель в смене художественных эпох (поиски преображающей силы в Новое время)
Глава 3 ИДЕЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
31 Идея преображения и покаяния в теме маленького человека: от А С Пушкина к И С Шмелеву
32 Преступление и покаяние Раскольннкова
Преступление и наказание» Ф М Достоевского)
33 Открытая возможность преображения в рассказе А П Чехова «Ионыч»
34 Проблема человека в библейской прозе Л Н Андреева
35 Образ Христа и идея преображения в поэме А А Блока «Двенадцать»
351 Образ Христа
352 Пророческий смысл поэмы
36 Грядущая Пасха в романе МА Булгакова «Мастер и Маргарита»
361 Название, эпиграф, структура романа
362 Проблема человека
363 Неверие и вера Булгакова
364 Маргарита, Мастер и Евангелие от Воланда
365 Зачем Воланду роман о Пилате
366 Булгаков и постмодернизм
367 Грядущая Пасха
37 Идея преображения в творчестве И С Шмелева
371 Эволюция световых образов
372 Роман И С Шмелева «Лето Господне» идеальный образ России
373 Радость - главное чувство героев И С Шмелева

Введение:

Двадцатый век (и в том числе рубеж ХХ-ХХ1 веков) - стал трагическим для судеб русской духовной культуры. Именно в этот период наше общество, как никогда раньше, оказалось оторванным от своих духовных корней, с особой силой разрушались исконные ценности и традиции. Это привело к значительным потерям в области духовной культуры и, практически, к полной утрате национальной идентичности1.
Забвение национальных традиций и традиционной культуры любого народа в любой стране является невосполнимой потерей для всего человечества. Сегодня, когда всем стало понятно, что нельзя допускать вымывания «высокосложных и уникальных образцов национальной культуры», актуальными задачами становятся изучение традиционных национальных культур и «реинтерпретация прежнего опыта на основе взаимообогащающего диалога с другими» [211].
Российское общество переживает сейчас антропологический кризис, который охватил уже не только экономическую и демографическую, но и социокультурную сферу. Несомненно, что он «идеологически укоренен в тотальном экономизме, потребительстве и утилитаризме (культ богатства, власти, престижа, карьеризма, физической силы и т. п.)» [21] и является следствием разрыва с предшествующей духовной традицией.
Необходимость возрождения традиционной культуры (в том числе и как средство выхода из современного духовно-нравственного кризиса) сейчас начинает осознаваться обществом как одна из актуальных задач. Ученые современности определяют этот процесс еще и как «процесс
1 Не случайно уже в течение ряда лет в гуманитарных научных центрах России ведутся интенсивные исследования духовных принципов, способных оздоровить общество. Например, на базе Российской Академии Наук проводятся всероссийские научные конференции по проблемам национальной идентичности и демографического кризиса. См. сборники: Национальная идентичность России и демографический кризис / Материалы Всероссийской научной конференции (20-21 октября 2006г.). - М., Научный эксперт, 2007.; Национальная идентичность России и демографический кризис / Материалы II Всероссийской научной конференции (15-16 ноября 2007г.). — М., Научный эксперт, 2008. наследования культуры» [211]. Это, действительно, насущная, актуальная задача нашего времени. Не случайно, например, XII Всемирный Народный Собор, проходивший в Москве в феврале 2008 года, избрал своим лозунгом выражение: «наследие - ключ к будущему».
В культурологическом понимании, субъектом культуры «всегда выступает личность», а объектом — «индивид, который, только будучи включенным в мир культуры, овладевая накопленным человечеством культурным богатством и сам создавая культурные ценности, становится личностью» [492]. Вопросы становления личности находятся в самой сердцевине культурного процесса и должны находиться в центре внимания культурологии. И если мы утверждаем, что в XX веке в России прервалась преемственность культурной жизни, и полностью изменился процесс духовного производства, то мы также должны согласиться и с тем, что кардинально изменился и итоговый «продукт» культуры - личность. Именно с этим связан современный антропологический кризис - в отрыве от своих духовных корней выросло уже не одно поколение. Поэтому, на сегодняшний день, процесс возрождения (наследования) культурных традиций настолько актуален, насколько же и затруднителен.
Как вернуться к утраченным истокам? Каким образом восстановить связь поколений и возродить культурную жизнь, чтобы «субъект культуры» (личность) снова воспитывал и помогал «объекту культуры» (индивиду) становиться личностью. С чего начинать? Какими нитями, и где надо начинать сшивать разорванное полотно?
Как справедливо отмечено М. М. Шибаевой, «вследствие заметного повышения в последние годы интереса политиков, экономистов, юристов, психологов — а уж культурологов-то особенно - к причинно-следственным связям глобализации в целом и применительно к перспективам развития этнических культур в частности, все более ощутимой становится потребность раскрытия, осмысления и интерпретации механизмов и форм воплощения «духа народа» (Вундт) и «космо-психо-логоса» (Гачев) каждого из народов в артефактах и текстах родной культуры» [545]. Поэтому, прежде всего, необходимо выявить основную движущую силу1 русской культуры - дух народа, созидающий конкретные культурные формы. По мнению автора данной работы, такой идеей является идея преображения, изучению бытования которой в русской духовной культуре посвящена диссертация. Вышесказанным определяется актуальность темы исследования.
Также актуальным для современного культурологического, философского и антропологического познания является постановка системы вопросов, формирующих новые императивы в понимании человека и культуры. Изменения, которые происходят в современном мире, обусловливают необходимость критического переосмысления не только многих существующих культурных и исторических воззрений, но и поиска новых своеобразных концептуальных подходов к пониманию человека. Без этого невозможна разработка новой парадигмы социально-общественного развития. Фактически это задача построения «генетики» культуры, которая могла бы «не только описывать (культуру — М. Д.), но и прогнозировать ее развитие» [495]. Иными словами, выявление базисных структур, ответственных за формирование, сохранение и передачу культуры (опыта человеческой деятельности), изучение факторов, расшатывающих эти структуры, оказывающих мутационное воздействие, а также изучение последствий такого развития как реальной истории культуры. Данная работа призвана внести свой скромный вклад в решение этой глобальной задачи. Вспоминая известные слова Ю. М. Лотмана: «Как историк я предпочитаю изучение прошлого малодостоверным прогнозам будущего», автору более продуктивным представляется сконцентрироваться на исследовании и объяснении историко-культурного процесса. Действительно, как верно отметил М. Н. Громов, «одним из наиболее действенных способов сущностного постижения современной
1 Иными словами, абсолютную идею.
России и перспектив ее развития является глубинное ретроспективное рассмотрение всей более чем тысячелетней отечественной истории. /./ Чем шире временные и пространственные рамки изучения, тем больше возможностей открывается для объективного рассмотрения, прогнозирования и в какой-то степени управления протекающими процессами» [94]. Таким образом, изучение духовной культуры прошлого (выявление своеобразия ее путей и движущего ее духа) может стать ключом (паролем) будущего.
Современные кризисные отношения человека и природы, человека и общества, человека и человека требуют смены парадигмы культуры. Признание этой необходимости «ведет к изучению нетехногенных путей развития и преображения человека, раскрывающих его внутренний потенциал» [21].
Путь духовного преображения на протяжении веков был традиционным путем развития русской духовной культуры. И сейчас идея преображения чрезвычайно актуальна1. Ее культурологическая значимость состоит не только в самоценности уникального православного дискурса, но также и в способности, придавать новый (возвращая к традиционному) смысл поискам «вечного» и «внутреннего человека». Выявление смысложизненных антропологических ориентиров «на основе коренных идей, ценностей и смыслов, лежащих в глубине отечественной Традиции» [523], сегодня составляет необходимый элемент современного культурологического (и в целом гуманитарного) знания.
В этом плане исследование идеи преображения и ее бытования в русской духовной культуре расширяет горизонт современной теории человека, служит защите идеалов русской культуры, тем самым выполняет культурно-гуманистическую функцию и помогает преодолеть один из главных духовных недугов современности - «отсутствие метафизического смысла существования» [523].
Диссертация в целом посвящена широкой проблеме: человек в русской культуре. Конкретно же ее содержание предопределено выявлением в русской духовной культуре (в основном, на материале художественной литературы) значения христианской идеи преображения человека как определяющей духовно-культурной доминанты.
В настоящее время аксиоматическим представляется утверждение, что определяющей традицией в формировании русской духовной культуры является христианство. Данная работа раскрывает ее основополагающую, христианскую по истоку, ценностную категорию — идею преображения человека. Она стоит в центре русской культуры, в ней пересекаются и объединяются основной «сюжет» и главная «тема» (в терминологии Д. С. Лихачева) русской культуры и литературы: «Древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни» [229].
Несомненно, что исследование духовной культуры народа (и особенно идеи преображения) следует начинать с религии, как с первоистока духовности. Религия Руси - православие — всегда играла определяющую роль в формировании главных жизненных ценностей (представлений о цели и смысле жизни, счастье), ценностей межличностного общения (честность, доброжелательность, гостеприимство), мировоззренческих, моральных, эстетических и других, тем самым, являясь одним из главных факторов формирования русской духовной культуры.
Конечно, необходимо понимать, что своеобразие русской культуры не исчерпывается влиянием православия. Большое значение имеет также народное творчество, во всех его изводах, отразившее особенности языческого мировидения. Определенную прививку получила русская культура в последние столетия и от западно-европейской культуры (начиная с реформ Петра I, и даже несколько ранее). Но с исследованием влияния на русскую духовную культуру и литературу данных традиций — язычества и западно-европейской культуры -дело обстоит более или менее благополучно. В советское время на исследования подобного рода не существовало запрета. Православие же долгое время относилось к закрытым темам. Многолетнее замалчивание духовной христианской тематики в русской культуре и литературе создало ощущаемый всеми вакуум, который должен быть заполнен в настоящее время. Можно утверждать, что культурология и смежные науки, в том числе литературоведение, лишь с конца 1980-х годов активно обратились «к христианской, прежде всего православной, интерпретации» [292] истории русской культуры и литературы.
Степень научной разработанности темы. С точки зрения основной задачи исследования — экспликации идеи преображения в историческом пути русской духовной культуры — можно констатировать, что принятый аналитический ракурс разработан лишь в отдельных своих аспектах (в некоторых работах, вполне основательно), но не целиком.
Концепт преображения лежит в самом центре христианского понимания смысла человеческой жизни: «Идеал православия есть не прогресс, но преображение» [156]. Новый Завет говорит о преображении человеческого естества неоднократно, и древнее христианство (как в Византии, так и на Руси) жило идеалом преображения. Это достаточно хорошо отражено в многочисленных творениях греческих и русских православных писателей. Поэтому в работе не ставилось задачи анализировать всю имеющуюся религиозную литературу, ограничившись лишь наиболее яркими авторами. В частности, преображение является одной из ключевых идей у священномученика Дионисия Ареопагита, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Григория Синаита [87], преподобного Макария Египетского [254], святителя Григория Паламы [86] и ряда других. Из православных русских писателей и богословов к теме преображения обращались святители Филарет Дроздов, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, священномученик Илларион Троицкий [156], архимандрит Софроний Сахаров [408] и многие другие. В разделе, посвященном свидетельствам о Фаворском свете, особое внимание уделено запискам Н. Мотовилова о преподобном Серафиме Саровском, опубликованным Сергием Нилусом, а также личному свидетельству архимандрита Софрония Сахарова, сотаинника и ученика преподобного Силуана Афонского.
О важности категории преображения в русской духовной культуре писали такие отечественные мыслители XIX - XX вв., как Н. А. Бердяев [2637], о. Сергий Булгаков [51-56], Б. П. Вышеславцев [75], о. Василий Зеньковский [146-147], И. А. Ильин [158-162], А.Ф.Лосев, В. Н. Лосский [239-241], И. О. Лосский, С. А. Рачинский, В.В.Розанов [373-375], В.С.Соловьев, А. Белый, о. Павел Флоренский [451-454], о. Георгий Флоровский [458-460], С. Л. Франк [459-462] и многие другие.
У Н. А. Бердяева преображение - одна из важнейших категорий мысли. Он определял центральную идею христианства и главную цель бытия мира именно через идею преображения: «Для христианского сознания центральной является не идея прогресса и развития, а идея просветления и преображения. /./ Преображение жизни мира в вечную жизнь есть последняя цель». И смысл культуры Бердяев выявлял тоже через категорию преображения: «Истинная цель и есть преображение культуры в бытие, символов в реальности, т. е. наиреальнейшее преображение жизни, просветление мира» [30].
О. Сергий Булгаков также использовал данную категорию в своих построениях. Он считал, что «мир созревает для своего преображения творческой силой Божества», а идея Преображения — «мечта о Новом Иерусалиме, предчувствие спасения мира и всеобщего воскресения и преображения глубоко залегла в душе и у тех, которые отвергли веру в Спасителя» [53]. И так глубоко эта идея находится в русской душе, что даже революционно-демократическая «интеллигенция жаждет того, что может дать лишь Преображение, хотя по слепоте своей и ждет этого от революции» [51].
С. Л. Франк в работе «Русское мировоззрение» определил основную идею русского духа (суть русской духовной культуры) как идею Преображения: «Русский дух, так сказать, насквозь религиозеи. Он, собственно, не знает ценностей помимо религиозных, стремится только к святости, к религиозному преображению» [459].
Б. П. Вышеславцев в работе «Этика преображенного эроса» пришел к выводу, что «в конце концов Эрос есть жажда воплощения, преображения и воскресения, богочеловеческая жажда, жажда рождения Богочеловека, этого подлинного "рождения в красоте", жажда обожения и вера, что "красота спасет мир" (Достоевский), и это сказало христианство, ибо оно есть религия абсолютно желанного. И оно сказало то, чего искал и что предчувствовал Платон, ибо "рождение в красоте" есть, конечно, воплощение и преображение» [75].
Андрей Белый ясно видел, что русское искусство и особенно литература проникнуты идеей преображения: «Русская литература XIX столетия - сплошной призыв к преображению жизни» [25].
Но вот вопрос о путях и способах преображения мира и человека решался по-разному. Значительное число русских мыслителей полагало, что главным фактором преображения мира должна стать историческая деятельность человека, т. е. преображение — дело самого соборного человечества. Например, Н. Федоров считал, что преображение (и воскресение мертвых) будет достигнуто силами земной науки. Вл. Соловьев и Н. Бердяев полагали, что окончательное преображение мира должно стать результатом не научных или других технических действий, а творчески-духовных (теософия, теургия, теократия). Русские космисты понимали преображение человека как космоэволюционный процесс, главными средствами которого являются утончение материальной инфраструктуры путем подчинения «низшей природы человека его высшему началу - разуму и духу» [21].
Но были и философы, которые приближались к классическому христианскому пониманию проблемы преображения. Например, Л. Шестов, в своих поздних работах, признавая, что освобождение от оков действительности требует постоянных усилий каждой отдельной личности, считал, что сам акт преображения является делом Бога, а не человека, что это не плод труда, а дар Свыше, и человек может обрести этот дар только за счет единства с Богом. Взгляд о. Сергия Булгакова также близок догматическому. Основной смысл его позиции выражен в статьях «Основные проблемы теории прогресса», «Апокалиптика и социализм» и др. По Булгакову, «деятельность совокупного человечества (Софии) есть необходимое условие грядущего преображения, исторический процесс «подготовки» мира к преображению, но само оно должно осуществиться актом божественной воли, прерывающим человеческую историю и никаким образом не вытекающим из нее» [529].
У большинства означенных авторов идея Преображения присутствует в интерпретациях русской культуры и истории как аксиома, не подвергающаяся сомнению и, поэтому, не выделяемая как тема для отдельного исследования.
В массиве российской (советской) индивидуально-авторской литературы те или иные аспекты изучаемой темы получили разработку у таких исследователей-классиков культурологии, как Д. С. Лихачев [229231], А.МЛанченко [337-338], Ю.МЛотман [244-246], В.В.Иванов [151], Б. А. Успенский [439], а также у их младших современников, следующих тем же традициям и стандартам научной работы, — А. С. Демина, Б. Ф. Егорова и других [104, 131].
В поколении культурологов, активно работающих сегодня, присутствует широкая панорама проблем, так или иначе соприкасающихся с нашей проблемой. Например, в работах В. К. Егорова [132—134] или И. В. Кондакова [191]. Актуальные для культуры переходного («перестроечного») типа проблемы (на обширном историко-культурном материале) поставлены у Н. А. Хренова [466], А. И. Шендрика [491-492]; проблематика национальных (отечественных) ме1 дальностей систематически исследуется в работах В. С. Жидкова и К. Б. Соколова [141].
В работах И. К. Кучмаевой [211-217], рассмотрены теоретико-методологические проблемы наследования культуры, представлен реальный историко-культурный контекст событий данного процесса как в России, так и в Западной Европе.
Значительный вклад в преодоление неоправданного скептицизма в отношении самостоятельности древнерусской мысли внесли работы М. Н. Громова [89-96].
Изучению восточно-христианской линии развития русской эстетики посвящены работы В. В. Бычкова [59, 522]. В частности, в последней своей книге («Русская теургическая эстетика», 2007) автор показывает, что в рамках характерного для русской культуры эсхатологического подхода к художественному творчеству проявляется понимание художника как боговдохновляемого теурга, призванного выйти за пределы искусства и начать творить (преображать) самую жизнь людей и все бытие по эстетическим законам. На основе принципов: метафизического смысла красоты, всеобъемлющего символизма, духовности, художественности, софийности искусства, теургизма.
Особенности православной иконописи, в частности, влияние исихазма на русскую икону, рассмотрены в работах Л. А. Успенского [440], И. К. Языковой [514], Г. Круга [203].
Вопросам становления и развития отечественной культурфилософской рефлексии, эстетико-художественным проблемам, а также феномену этнокультурного разнообразия посвящены работы М. М. Шибаевой [495, 545-546].
Проблемы эквивалентного выражения христианских этико-духовных ценностей в эстетике и поэтике русской литературы нашли воплощение в работах В.Котельникова, М. М. Дунаева [113-118], И. А. Есаулова [136-138], В. И. Мельника [291-297], А. М. Любомудрова [249-252], В. С. Непомнящего и др.
Становление локальных культурологических исследований российской провинции (на материалах Среднего Поволжья) рассмотрено в работах В. А. Гуркина [98].
В последние годы внимание ученых привлекали многие православные категории (в их влиянии на культуру), например, «соборность», «пасхальность» и другие. Однако, цельной работы, посвященной значению идеи преображения, создано пока не было. А ведь именно эта категория, по мнению автора данной работы, является универсальной и определяющей для русской духовной культуры. Если категория «пасхальности», значение которой убедительно раскрывает И. А. Есаулов [136], несомненно, является определяющим архетипом русской культуры, то идея преображения — важнейшим ее концептом1. И если духовный драматизм путей русской культуры,
1 В данном исследовании исходим из определения концепта данного Ю. С. Степановым: «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека /./, тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, который сопровождает слово. /./ В отличие от понятий, концепты не только мыслятся, они переживаются. Они - предмет эмоций, симпатий и антипатий, а поМ.М.Дунаеву[118], действительно, определяется колебаниями между «Небом» и «землей», то движущей силой культурно-исторических процессов (в обоих направлениях) является идея преображения, понимаемая, в каждом случае, по-разному, с разными, так сказать, векторами и, соответственно, с разными приемами и методами осуществления.
Исследовательская проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью возрождения традиционной культуры и неготовностью общественного сознания к восприятию этого феномена в его духовной значимости и полноте.
Гипотеза исследования. Обращение к вопросам возрождения и наследования культурных традиций (путем экспликации идеи преображения в русской духовной культуре) открывает возможность увидеть характер исторической трансформации исследуемого предмета, помогает выявить специфику взаимодействия религиозного, эстетического и нравственного сознания, способствует «реабилитации» традиционного для русской культуры понимания идеи преображения как доминирующей в русском духовно-культурном сознании.
Цель исследования состоит в экспликации идеи преображения в историческом пути русской духовной культуры, выявлении ее значения и моделировании на этой основе нового понимания механизма взаимодействия религиозного и эстетического сознания, который, в свою очередь, предстает как мощное средство духовно-нравственного и социального преображения мира.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить значение и специфику понимания идеи преображения в христианской традиции и православной антропологии, внести уточнения в терминологическое определение категории преображения. иногда и столкновений». См. кн. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М., 1997. - С. 40.
2. Отметить своеобразие христианской идеи преображения путем сравнения языческого и христианского представления о годовом круге и череде праздников и обрядов.
3. Уточнить содержательную сущность понятий Небесного Царства и утопии, как они сложились в отечественной духовной традиции, а также выявить своеобразие путей русской духовной культуры, определяемых напряжением, создающимся между данными ее полюсами. На данном материале показать, как менялось направление духовной интенции общества.
4. Рассмотреть процесс смены художественных эпох в контексте православной антропологической модели (под углом зрения поисков преображающей силы) от эпохи к эпохе. Выявить, как изменялись представления о путях и средствах преображения мира и человека.
5. В целях выявления внутренней движущей силы процессов русского культурного развития провести культурологическую реконструкцию исторического пути русской духовной культуры в контексте идеи преображения (с использованием православной антропологической модели как основного кода в смене художественных эпох).
6. Исследовать бытование идеи преображения в русской духовной культуре (на материале художественной литературы XIX - XX вв.: от А. С. Пушкина до И. С. Шмелева).
Объектом исследования является русская духовная культура (фольклор, православная письменность, религиозное искусство, общественно-политическая, философская мысль и художественная литература). Однако, в связи с рядом причин, оговоренных ниже, а также по необозримости всего материала, был сделан акцент, прежде всего, на художественной литературе.
Предмет исследования - идея преображения в историческом пути русской духовной культуры, а также ее художественное воплощение в отечественной словесности второй половины Х1Х-го — первой половины ХХ-го веков.
Основным материалом для анализа является словесная культура. Причина такого выбора заключается в том, что в силу ряда исторических причин, давно отмеченных исследователями, именно литература в России, взяла на себя роль синтезирующего духовного и цивилизирующего фактора. Именно в словесно выражаемой культуре — художественной литературе — происходили процессы выработки новых идей богословского, философского, общественно-политического и другого характера. В частности, отличительной чертой русского философствования является «тесный союз с литературой и искусством, где философские идеи воплощались не в виде понятийно-логических и системообразующих конструкций, но путем художественно-пластических образов» [96, с. 56]. Русская литература как органическая часть русской духовной культуры является художественным (образным) выражением духовных оснований русского мира. Она является отражением и выражением духа народа. В ней отразились черты русской ментальности и духовности. Учитывая, что идея преображения занимает ведущее место в христианской концепции человека, а художественная литература (особенно с середины Х1Х-го и, практически, до конца ХХ-го века) играла определяющее значение в русской духовной культуре, в работе сделан акцент именно на изучении бытования идеи преображения в отечественной художественной литературе XIX - XX вв., а именно в произведениях А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, А. А. Блока, М. А. Булгакова, И. С. Шмелева.
Методологическую и теоретическую основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области истории и теории русской культуры и литературы, православия, русской религиозной философии, в особенности последних двух десятилетий, а также деятелей русской эмиграции. В основном, это работы М. М. Бахтина, И. А. Ильина, С. Л. Франка, Н. А. Бердяева, С. С. Аверинцева, Д. С. Лихачева, И. К. Кучмаевой,
М. Н. Громова, В. И. Мельника, В. С. Непомнящего, Л. А. Успенского, М. М. Дунаева, И. А. Есаулова, А. М. Любомудрова, О. Н. Сорокиной, а также прот. Василия Зеньковского, о. Сергия Булгакова, архиепископа Иллариона Троицкого, свящ. Павла Флоренского, прот. Георгия Флоровского, и др. В работах этих авторов русская культура, литература и философия исследуются в контексте христианских идей и понятий, в системе христианских оценок.
Специфика научного метода, применяемого в диссертации, определяется необходимостью выработки нового подхода к исследованию культуры и литературы. Суть данного подхода заключается в «христианской, прежде всего православной, интерпретации» [292] истории русской культуры и литературы. Это подход, «вытекающий из постулата существования различных типов культур, типов ментальностей искусства» [138]. Например, М.М.Бахтин, рассматривая образы Рабле, указывал, что они не литературны, что они «у себя дома» [19] в русле развития народной смеховой культуры. Здесь намечен плодотворный подход к проблеме эквивалентного выражения этико-духовных ценностей в эстетике и поэтике. Касаясь материала в некотором роде противоположного тому, который положен в основу книги М. М. Бахтина, тем не менее, был использован самый принцип исследователя. В попытках определить национально-духовное своеобразие русской духовной культуры при помощи экспликации одного из ее основных концептов — христианской идеи преображения, прежде всего, необходимо было эксплицировать тот тип культурной традиции, в котором она оказалась бы «у себя дома».
В работе был применен междисциплинарный подход: сочетание культурологических и филологических методов позволило наиболее полно и объективно рассмотреть концепт идеи преображения в русской духовной культуре. В качестве методов, использованных в процессе проверки гипотезы исследования и разрешения поставленных задач, использовались следующие: сравнительно-исторический, типологического и системного анализа.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем: впервые систематизировано понятие концепта преображения в русской духовной культуре и уточнено его значение для русской культуры; выявлено основное значение идеи преображения в христианской традиции, православной антропологии, показано христианское антиномичное понимание категории преображения человека, отраженное как в православной письменности, так и в иконописи; уточнена содержательная сущность понятий Небесного Царства и утопии, а также выявлено своеобразие путей русской духовной культуры, определяемых напряжением, создающимся между данными ее полюсами; рассмотрен процесс смены художественных эпох в контексте православной антропологической модели; исследовано бытование концепта идеи преображения в русской духовной культуре (на материале литературы XIX - XX вв.: от А. С. Пушкина до И. С. Шмелева), на данном материале установлено, что идея преображения является структурообразующей и универсальной в русской духовной культуре; эксплицирован концепт «идея преображения» в историческом пути русской духовной культуры и на этой основе смоделировано новое понимание механизма взаимодействия религиозного и эстетического сознания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Преображение человека — христианский идеал, венец духовно-нравственных устремлений православной культуры. При этом понимание преображения в христианстве антиномично. Светоносное и освящающее действие благодати неразделимо с покаянием и смирением преображающегося человека.
2. До христианской эпохи русской духовной культуре еще чужда идея духовно-нравственного преображения. Народный круг календарных обрядов несет идею вечного круговращения природы, не знает выхода за ее пределы. Христианский же годовой круг проникнут идеей личного преображения. Его задачей является подготовка человека к переходу в вечность (Царство Небесное), куда он должен войти уже очищенным, освященным. Человек в культуре Древней Руси устремлен к духовному преображению. В древнерусском искусстве: литературе и иконописи дается изображение преображенного человека — святого.
3. Начиная с XVI века (теория Москва - третий Рим) в русской культуре начинает изменяться вектор основной духовной интенции: построение идеального православного государства (первая русская утопия), стремление изукрасить землю, превратить ее в подобие рая на земле, преобразить уже не только духовно-нравственную природу человека, но и окружающий мир - явить Царство Небесное видимым образом. В ХУН-ом — Х1Х-ом веках стремление к преображению внешнего мира усиливается. XIX век характеризуется начинающейся борьбой между идеями духовного и внешнего преображения. В культуре рубежа ХХ-ХХ1-го веков (например, в русском символизме) духовное преображение мира и человека становится основной художественной задачей, однако, понимаемой уже в духе модернизма: как поиск индивидуального пути (вне соборного единства Церкви) к преображению. Но в широком российском общественном сознании к началу XX века христианская идея преображения окончательно трансформируется в стремление к внешнему изменению мира, прежде всего социальному. При этом предполагается, что изменения коснутся и духовной сферы человека.
4. В процессе секуляризации русской духовной культуры внутри нее идет поиск собственно человеческих сил для развития. Поочередно такими силами становятся все онтологические составляющие человека: разум, чувства, воля, социальные и биологические начала. В результате к концу XIX века человечество особенно остро осознает свое несовершенство, общее нравственное падение, как результат погружения в стихию плотской чувственности. Чтобы исправить положение, общество (в лице наиболее активных деятелей: философов, поэтов, ученых и политиков) прилагает великие усилия, пытается создать силою своего творчества новые, модернизированные средства преображения: произведения искусства, науку, технику, государственную систему, которые были бы способны осуществить возрождение человека и мира. Но, к сожалению, эти великие порывы эпохи модернизма оборачиваются отчуждением, социальными и техногенными катастрофами, тоталитаризмом.
5. После всех разочарований XX века (в Европе - с середины ХХ-го века — значительно раньше, чем в России), в эпоху постмодернизма наблюдается отказ от попыток пересоздания мира и человека, ставится под сомнение само существование реальности, которая заменяется множеством знаковых систем, внутри которых человеку и предлагается создать свой собственный гиперреальный (виртуальный) мир. Этот мир не нуждается в преображении, так как он сразу создается таким, каким его хочет видеть человек. В этом мире (опять же, только виртуально) осуществляются все мечты и чаяния человека. Таким образом, идея преображения претерпевает еще одну трансформацию, и ее энергия направляется уже не на изменение внешнего мира, а на создание мира виртуального.
6. Идея преображения в ее духовном смысле является универсальной и структурообразующей в русской художественной культуре. В частности, у русских классиков Х1Х-го-ХХ-го веков (А.С.Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, А. А. Блока, И. С. Шмелева, М. А. Булгакова) идея преображения занимает главное место. Конечно, проявляется она у каждого автора по-своему.
7. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» занимает особое положение в духовной культуре начала ХХ-го века. Это своего рода пророчество на все ХХ-ое столетие, а может быть еще и на ХХ1-Й век. Блок действительно предсказал самые важные события в судьбе России: трагедии невинных жертв репрессий, застойные годы, перестройку, современные и, возможно, еще грядущие экологические проблемы, наступление эпохи отсутствия традиционных ценностей. Итоговый образ финала поэмы - Христос в «белом венчике из роз» (т. е. расцветшем терновом венце) выражает авторскую мысль о том, что чаемое человечеством преображение осуществится. В этом главное пророчество Блока и основная идея его поэмы.
8. Идея преображения также является основной идеей романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», вокруг которого в настоящее время идут богословские споры. Хронотоп романа, рассмотренный в контексте христианской культурной традиции, ясно показывает, что, по мысли Булгакова, грядет итоговое пасхальное преображение мира. И после явления Христа зло больше не сможет оставаться на земле. Исследование поэтики романа, с указанной точки зрения, также показало, что автор хотел предупредить современников не только о негативных сторонах авторитарной власти и ангажированного искусства, но и об опасности духовного, а вслед за ним и нравственного ослепления человечества, становящегося все менее способным различать истину и ложь в силу утраты традиционных культурных ценностей и религиозных ориентиров.
9. В творчестве русских писателей и религиозных философов ХХ-го века, в среде русской эмиграции, идея преображения возрождается в своем традиционном христианском виде. В частности, в прозе И. С. Шмелева она является основной идеей человека. В лице И. С. Шмелева русская литература возвращается к своим истокам - древнерусским христианским традициям, воссоздавая образ преображенного человека.
10. Культурологическая реконструкция исторического пути русской духовной культуры в контексте идеи преображения (с использованием православной антропологической модели как основного кода в смене художественных эпох), проведенная в данном исследовании, позволила сделать вывод о том, что внутренней движущей силой процессов развития русской духовной культуры является идея преображения человека и мира. Драматизм же этого процесса в том, что понимание преображения разными деятелями в разные эпохи было и остается различным. Начавшийся в ХУ1-ом веке и продолжавшийся до рубежа XX—XXI вв. процесс переосмысления и трансформации главной идеи русской духовной культуры - идеи преображения (в плане отказа от признания Божественной благодати преображающей силой, и изменения основной интенции общества от стремления к Небесному Царству - к осуществлению земных утопий) — привел русского человека к утрате духовной целостности и чувства национальной идентичности. Поэтому только возвращение к традиционным, «классическим» (домодернистским) христианским миросозерцанию и жизненной практике, в которых идея преображения занимает главенствующее место, способно духовно возродить современного человека.
Практическая значимость работы определяется новизной научного подхода к исследованию русской духовной культуры и литературы и состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских лекционных курсах и семинарских занятиях по культурологии и истории отечественной литературы, а также в практике школьного преподавания.
Апробация результатов исследования осуществлялась в форме докладов и сообщений на заседаниях кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры, кафедры филологии, издательского дела и редактирования Ульяновского государственного технического университета, на международных конференциях («Национальные культуры и их роль в формировании культурного пространства России», г.Иркутск, 2006; «Русское зарубежье - духовный и культурный феномен», г. Москва, Университет Натальи Нестеровой, 2006 г.; «Кирилло-Мефодиевские чтения», г. Даугавпилс, 2006, 2007 гг.; «Русская словесность в поисках национальной идеи», г. Волгоград, 2007 г.; «Литература в контексте современности», г. Челябинск, 2007 г.; «Крымские международные шмелевские чтения», г. Алушта, 1997-2007 гт. «Литература и культура в контексте христианства», г. Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, 1998-2008 гг. и др.), на всероссийских конференциях («Национальная идентичность России и демографический кризис», г.Москва, Российская Академия наук, 2006, 2007 гг.; «Духовный потенциал русской классической литературы», г.Москва, Московский государственный областной университет, 2006 г.; «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», г.Арзамас, 2006 г.; «Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее», г.Самара, Самарская Православная Духовная Семинария, 2006 г.; «Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт XX -начала XXI вв.», г. Саратов, 2007 г.; «"Русская идея" как идея единства народов России», г. Ульяновск, УлГТУ, 2008 г.; и др.).
На основе материалов исследования соискатель подготовил курс лекций «Человек в русской культуре (идея преображения)», который был прочитан в Ульяновском государственном техническом университете. Также данные материалы были использованы при чтении лекций курса «Художественная культура России и Поволжья» в Ульяновском государственном педагогическом университете.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры и рекомендована к защите.
Основные результаты исследования были опубликованы в ведущих научных рецензируемых журналах.
По теме диссертации опубликовано 56 научных работ общим объемом около 57 п. л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Библиографический список содержит 563 наименования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 131 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz