Четверг, 2024-05-09
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе. Асташкина, Надежда Викторовна бесплатно
10:55 PM
Скачать Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе. Асташкина, Надежда Викторовна бесплатно
Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе

Диссертация

Автор: Асташкина, Надежда Викторовна

Название: Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе

Справка: Асташкина, Надежда Викторовна. Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2000 203 c. : 61 01-13/972-0

Объем: 203 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В 16 НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ
11 Политико-правовые и социально-экономические предпосылки для индивидуализации высшего профессионального образования
12 Понятие индивидуальности и ее проявления в жизнедеятельности человека
13 Современные образовательные технологии: особенности и возможности использования в педагогическом процессе
Выводы
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «
21 Психолого-педагогические основы индивидуализации высшего гуманитарного образования
22 Индивидуально-личностные технологии как основа 140 реализации индивидуализации высшего гуманитарного образования
23 Качество как критерий индивидуализации образования в 154 негосударственном вузе
Выводы

Введение:

В современном образовании все явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о переходе этой системы в новое качественное состояние. Это обусловлено, с одной стороны, использованием современных интеллектоемких технологий, информационных продуктов, квалифицированных специалистов с ориентацией образования на утверждение сущностного личностного начала в человеке.
Формирование нового типа общественного устройства -информационного общества - принципиально изменяет роль информации и знаний в социальном и экономическом развитии. В информационном обществе основной экономической деятельностью становится производство информации и знаний в социальном и экономическом развитии, т.е. информация и знания приобретают ключевые позиции в экономическом развитии. Экономист Д. Белл называет информацию и теоретическое знание стратегическими ресурсами постиндустриального общества, которые представляют поворотные пункты современной истории. В новой экономике фундаментальными характеристиками работников становятся приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, ориентация на их обновление и развитие. Личность получает в информационном обществе новые возможности для самореализации и развития, поэтому ей необходим индивидуализированный характер образования. Такое образование позволит человеку постоянно повышать свою квалификацию, менять при необходимости профессию и удовлетворять свои потребности в самообразовании в условиях системы непрерывного образования.
Современная система непрерывного образования в нашей стране определяется развитием инновационных процессов, характеризующихся научной обоснованностью и адекватных целям, задачам, условиям экономического, национально-политического, научно-технического, культурного развития нашего общества. Непрерывное образование осуществляется как общественно-исторический процесс и как личностный процесс. Наличие личностных процессов непрерывного образования является неотъемлемой характеристикой образовательного целостного общественно-исторического процесса. Эта характеристика впервые стала целевой для системы образования, ориентированной на целостный период индивидуальной человеческой жизни. Принципиальное значение для понимания нового этапа в развитии системы образования приобретает использование для ее оценки такого сугубо индивидуального показателя как период индивидуальной жизни, который только и можно рассматривать как мерило непрерывности индивидуального образования (Н.В. Путилина).
Негосударственные вузы ориентируют свою деятельность на реализацию национальной доктрины образования в Российской Федерации, которая является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития до 2025 года. Одним из ожидаемых результатов реализации доктрины является качество образования, достигаемое на основе индивидуализации образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности.
В настоящее время образование невозможно без обращения к личности и без рассмотрения личностного существования человека. Содержание современного образования обретает качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида. Это требует перехода к целостной педагогике личности, основанной на новой методологии. В этих условиях образование выступает как гуманитарная система с особыми закономерностями функционирования и развития, когда педагогическая реальность - это приобщение человека к смыслу, а не только к знанию.
В качестве регулятива педагогического познания при этом выступает целостный образ человеческого бытия, возможностей образования в развитии сущностных сил человека, к которым относятся познание мира и преобразование самого себя. Личностная ориентация образования придает ему качественно новый личностный смысл.
Проблема развития личности занимала классиков (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и современной психологической науки (Л.И. Анциферова, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин и др.). Педагогику личности создавали многие известные педагоги (Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, М.В. Кларин, В.В. Сериков и др.). Развитие личности представляется как некоторое самоконструирование индивидом своего внутреннего мира. При этом происходит непрерывный поиск и обоснование смысла деяний и жизни личности вообще. Отсутствие поиска смысла ведет к обезличиванию индивида и к утрате жизненного смысла.
Личностный подход в образовании, провозглашенный главной тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет однозначного понимания (В.И. Гинецинский, В.В. Давыдов, B.C. Ильин, М.В. Кларин, А.П. Тряпицына, Г.А. Цукерман и др.). Синтез различных интерпретаций личностного подхода может обеспечить переход к новым системам и технологиям образования (В.В. Сериков).
Все большее внимание в педагогике привлекает проблема личностно ориентированного образования, которое ориентировано не на формирование личности с заданными свойствами, а на создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций человека. Концепции личностно ориентированного образования основываются на фундаментальных исследованиях природы педагогического знания (В.В. Краевский), целостности образовательного процесса (B.C. Ильин, И .Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.И. Никитин и др.), специфики педагогической деятельности (В.Н. Звягинский, И.А. Колесникова, В.А. Сластенин), личностно развивающих функциях обучения (H.A. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бочкина, З.И. Васильева, А.П. Тряпицина), механизмах образования личностного опыта (Л.И. Анциферова, В.В. Давыдов, Т.А. Ковалев, A.B. Петровский, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.), а также на опыте эмоционально-целостного отношения к миру (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), опыте ценностно-ориентационной деятельности (B.C. Леднев).
Исходя из того, что личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, субъектом и инициатором любого процесса своего образования, личностно ориентированное образование использует три базовые технологии: технология задачного подхода, технология учебного диалога, технология имитационных игр. Триада задача-диалог-игра образует базовый технологический комплекс личностно-ориентированного обучения (В.В. Сериков).
Образование в современном его понимании практически не рассматривает способность к духовной самоорганизации, т.е. к становлению человека индивидуальностью, в качестве предмета цели, содержания образовательной деятельности. Традиционно образование не стремилось приобщить человека к высшим смыслам и одним из высших принципов духовной жизни, по словам Г. Гессе, было стирание индивидуальности. Неопределенность этой области, отсутствие однозначного ее понимания приводит к абстрактной формулировке таких целей личностного образования типа «развитие творческой индивидуальности».
Ориентация образования на индивидуальность, как и личностная ориентация образования признаны потребностью времени, но пока отражаются в большей части работ и в массовом педагогическом сознании на уровне обыденных представлений. Индивидуальность выступает мерой полноты, завершенности, сформированности личности и ее Формирования. Она требует творческих видов деятельности, дифференцированного подхода, самовоспитания и т.д. (H.H. Верцинская). Развитие личности - это становление ее индивидуальности (В.В. Сериков).
Проблема индивидуальности в психологии рассматривается в работах А. Адлера, К. Юнга, Г. Олпорта, B.C. Мерлина, К.К. Платонова, представителей индивидуальной психологии и др. В них наблюдается тенденция к целостному, интегральному, междисциплинарному исследованию человеческой индивидуальности. В духовной жизни индивидуальное определяется ценностями и идеалами, которые регулируют становление и развитие индивидуальности. Индивидуальность имеет ряд интегральных характеристик: индивидуальный стиль деятельности, индивидуальный стиль общения, индивидуальный интеллект, уникальный смысл жизни и др.
В философии и педагогике проблеме индивидуального подхода в обучении и развитию индивидуальности посвящены немногие исследования (В.И. Гинецинский, Г.Т. Дилигенский, A.JI. Журавлев, A.A. Кирсанов, Ю.М. Орлов, С.Е. Рабунский, И.И. Резвицкий, В. Хессе, A.B. Чечулин и др.). Имеются диссертационные исследования, изучающие природу и механизмы развития личности и индивидуальности, личностно развивающие ситуации в пространстве развития личности обучаемого и другие проблемы (H.H. Верцинская, И.Н. Емельянов, A.B.
Зеленцова, Л.М. Перминова и др.). Если в отношении личностно ориентированного образования можно констатировать наличие нескольких научно обоснованных концепций, то в отношении индивидуализации образования и развития индивидуальности человека в процессе воспитания и обучения можно отметить отсутствие подобных педагогических концепций, соответствующих требованиям современного образования.
В связи с этим возникают противоречия между тенденциями развития современного российского общества и функционированием непрерывного образования как личностного процесса, между потребностями общества в индивидуализации образования и формировании индивидуальности, с одной стороны, и неразработанностью в педагогической науке подходов к решению возникающих при этом задач, с другой, объективная необходимость индивидуализации образования в негосударственном вузе и отсутствие соответствующих образовательных технологий. Данные противоречия обусловили проблему исследования. С учетом выявленных противоречий и был сделан выбор темы исследования «Индивидуализация высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе».
Объект исследования - негосударственное высшее гуманитарное образование.
Предмет исследования - индивидуализация образования в негосударственном гуманитарном вузе.
Цель исследования - изучить сущность, возможности и условия индивидуализации высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе и определить основные пути ее эффективной реализации.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза, предполагающая, что в негосударственном вузе существуют оптимальные возможности и условия для индивидуализации образования, ориентированные на использование индивидуального подхода в обучении и на развитие индивидуальности студента с помощью индивидуально-личностных образовательных технологий.
Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
1. Выявить политико-правовые и социально-экономические предпосылки индивидуализации высшего профессионального образования.
2. Обосновать совокупность положений, составляющих научно-теоретическую основу индивидуализации высшего гуманитарного образования.
3. Построить структурно-функциональную модель процесса индивидуализации гуманитарного образования в негосударственном вузе.
4. Разработать научно и экспериментально обоснованные педагогические технологии индивидуализированного гуманитарного образования в негосударственном вузе.
5. По результатам исследования разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию гуманитарного образования в негосударственных вузах страны.
Методологию исследования составляют положения, разработанные современной наукой о едином, глобально-развивающемся мире, все явления в котором связаны друг с другом, а также исследования по философии образования (Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко и др.); философские работы, раскрывающие диалогический характер социокультурной деятельности (М.М. Бахтин, B.C. Библер и др.). Особую роль в проведении исследования имел системно-целостный подход к индивидуальности, аксиологический, междисциплинарный и другие подходы, взаимодействующие в рамках научной методологии. В исследовании использованы принципы единства теории и практики, принципы единства сознания и деятельности.
Теоретическую базу работы составляют общепризнанные концепции современной психологии (Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, М.А. Холодная и др.) и педагогики (С.И. Архангельский, И.Г. Безуглов, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, С.И. Гессен, В.И. Гинецинский, В.В. Горшкова, И.И. Ильясов, A.A. Кирсанов, М.В. Кларин, В.Г. Максимов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, М.И. Поташник, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.И. Субетто и др.).
Существенную роль при разработке модели индивидуализации образования в негосударственном вузе сыграли труды в области новых информационных технологий и открытого образования (А.Н. Тихонов и его исследовательская группа: А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, А.Д. Иванников, О.П. Молчанова; В.П. Тихомиров и его исследовательская группа: Ж.Н. Зайцева, Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин, Л.Г. Титарев, A.B. Хорошилов, В.В. Ярных).
Специфика исследования и задачи исследования обусловили использование следующих методов:
1. Качественные - изучение научной литературы по педагогике и смежных с нею наук, теоретический междисциплинарный анализ и синтез при изучении и обобщении научных источников, включая диссертации по проблеме.
2. Количественные - статистический метод и метод моделирования при разработке концепции индивидуализации высшего гуманитарного образования, эмпирические методы.
3. Экспертиза образовательных программ и стандартов, отчетов и учебных работ.
4. Смешанные - прямое и косвенное наблюдение, сравнение опыта преподавания, беседы, интервью, анкетирование, экспертные оценки.
Исследование проводилось с 1996 года по 2000 год в три основных этапа:
Первый этап - поисковый. Начало исследования относится к 1996-1998 гг. В этот период проводилось изучение философской, педагогической, психологической, управленческой и другой литературы с целью выработки теоретических основ исследуемой проблемы и определение предмета исследования. На данном временном промежутке также изучалась деятельность негосударственных вузов по развитию личности и индивидуальности студентов, осуществлялось также изучение учебной деятельности студентов, разрабатывалась методика исследования, уточнялась рабочая гипотеза. Проводился отбор уже имеющихся в научной литературе параметров индивидуализации образования.
На втором этапе (1998-1999 гг.) осуществлена корректировка рабочей гипотезы и общей программы исследования, разработана программа научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы по индивидуализации образования в Гуманитарном институте (г. Москва). Произведена апробация рабочей гипотезы и концепции индивидуализации высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе.
Третий этап (1999-2000 гг.) - завершающий. На основе полученных данных и их анализа сформулированы социальнопедагогические условия эффективной реализации индивидуализации высшего гуманитарного образования. Результаты исследования внедряются в филиалах Гуманитарного института. Теоретическое обобщение результатов исследования находит системное отражение в статьях, тезисах и монографии, отражающих авторские подходы к решению проблемы индивидуализации высшего образования в негосударственном вузе, в экспериментальных и образовательных программах, разработанных на основе исследования, проведено литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• разработана концепция индивидуализации высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе;
• выявлены и обоснованы пути индивидуализации образования;
• разработан компонент содержания высшего гуманитарного образования, необходимый для индивидуализации процесса обучения и воспитания;
• определены и обоснованы основные составляющие педагогической технологии для реализации индивидуализации образования;
• конкретизированы важные для педагогики понятия: «индивидуальность», «индивидуализация образования», «индивидуально-личностная технология», «сущностное знание», «индивидуальный стиль деятельности», «уникальный смысл жизни» и др.;
• использовано качество обучения как критерий индивидуализации образования;
• в педагогическую науку введены новые материалы, источники, категории.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют сформулировать принципиально новые подходы к решению проблемы индивидуализации высшего профессионального образования в целом и высшего гуманитарного образования в негосударственном вузе, в частности. Разработанная концепция индивидуализации высшего гуманитарного образования и рекомендации по ее использованию дополняют теоретические исследования по изучению предметных областей и методов деятельности системы образования России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы вносят существенный вклад в развитие современного высшего образования. Разработанные на основе выполненного исследования научно-практические рекомендации могут быть использованы в научно-исследовательских программах, в педагогических проектах по совершенствованию систем образования; в подготовке и переподготовке преподавателей; в содержании курса «Педагогика». «Культура общения», а также в системе управления образованием.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам, природе изучаемого исследования. Использование методов моделирования и педагогического эксперимента, воспроизводимость результатов исследования и репрезентативность полученных экспериментальных данных дополняются количественным и качественным анализом, соответствием полученных результатов базису системного описания и научным представлениям социально-педагогической концепции развития образования в современных, постоянно меняющихся социально-культурных условиях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Индивидуализация образования является специфическим социокультурным и педагогическим феноменом, детерминированным социально-историческим типом общества, отражающим проблемы системы российского образования в целом:
• возрастание роли знаний, информации;
• растущую открытость образования в России;
• все большее проникновение в образование принципа диалога;
• психологизацию образования и все более заметное проникновение в нее личностно ориентированных подходов;
• использование новых информационных технологий.
2. Гуманитарное знание как сущностное знание должно быть представлено в содержании высшего гуманитарного образования как компонент, реализующийся в определенном модуле индивидуально-личностной технологии.
3. Индивидуализация образования имеет психологический и педагогический аспекты. Психологический аспект ориентирован на развитие индивидуальности студента. Педагогический аспект обуславливает определенные требования к образовательному процессу и к содержанию образования.
4. Образовательная среда вуза должна создавать необходимые условия для индивидуализации обучения и воспитания студентов: условия для индивидуации, условия для развития личности и условия для индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования.
Основные идеи и результаты были представлены и получили одобрение на международных форумах и симпозиумах (Москва, 2000, Нижний Новгород, 2000, Хайфа, 2000), на республиканских, региональных и научно-практических конференциях (Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, 1998-2000 гг.).
Результаты исследования отражены в пяти публикациях, в том числе в одной монографии. Материалы исследования внедрены в учебный процесс Гуманитарного института (г. Москва).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 130 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz