Пятница, 2024-05-10
Главная » 2014 » Сентябрь » 24 » Скачать Инфракрасная спектрометрия Венеры и Марса с космических аппаратов.. Засова, Людмила Вениаминовна бесплатно
11:33 PM
Инфракрасная спектрометрия Венеры и Марса с космических аппаратов.

Автор: Засова, Людмила Вениаминовна

Название: Инфракрасная спектрометрия Венеры и Марса с космических аппаратов.

Справка: Засова, Людмила Вениаминовна. Инфракрасная спектрометрия Венеры и Марса с космических аппаратов. : диссертация доктора физико-математических наук : 01.03.04 / Засова Людмила Вениаминовна; [Место защиты: Московский государственный университет] Москва, 2008 209 c. :

Информация: Москва, 2008

ВВЕДЕНИЕ 3 ЧАСТЬ I ИК-СПЕКТРОМЕТРИЯ ВЕНЕРЫ: ВЕНЕРА 15 И ВЕНЕРА ЭКСПРЕСС
ГЛАВА 1 ИК-спектрометрия на Венере15 и метод самосогласованного восстановления температурного и аэрозольного профиля
11 ИК-спектрометрия как метод исследования средней атмосферы Венеры
12 Фурье-спектрометр на Венере 15 Описание эксперимента
13 Анализ спектров, полученных ФС В-15 29 131 Характер наблюдательных данных
132 Широтные вариации яркостной температуры
133 Основные типы спектров
14 Алгоритм самосогласованного восстановления температурных и аэрозольных профилей
141 Постановка задачи
142 Метод релаксации 54 143 Газовые функции пропускания 59 1 4 4 Облака 64 145 Модельный учет аэрозольного поглощения
15 Результаты восстановления
151 Температурные поля и температурные профили
152 Модификация модели VIRA
16 Термические приливы в мезосфере Венеры
17 Строение и состав облачного слоя
18 Двуокись серы и «неизвестный УФ» поглотитель 127 Основные результаты Главы
ГЛАВА 2 Нетепловые эмиссии в спектре Венеры по измерениям VIRTIS на Венере Экспресс
21 Нетепловые эмиссии молекулярного кислорода 127 и 1 58 мкм в спектре Венеры
211 Свечение атмосферы Венеры на ночной стороне
212 Эксперимент VIRTIS, надирные и лимбовые моды наблюдений
213 Обнаружение эмиссии Ог 158 мкм 22 "Отождествление эмиссий гидроксила в мезосфере Венеры Основные результаты Главы
ЧАСТЬ II ИК-СПЕКТРОМЕТРИЯ МАРСА: IRIS НА МАРИНЕР 9 И ПФС МАРС ЭКСПРЕСС
Глава 3 ИК-спектрометрия с использованием спектрометра-интерферометра IRIS на Маринере 9
31 Задача самосогласованного восстановления температурного профиля и аэрозольной оптической толщи 178 311 Особенности методики восстановления профилей в применении к Марсу
312 Аэрозоль в атмосфере Марса и его оптические свойства
313 Экспериментальные значения сечения экстинкции пыли
32 Атмосфера Марса в области Tharsis
33 Температура атмосферы в зависимости от содержания пыли в процессе затухания пылевой бури на примере Hellas
34 Строение ночной полярной атмосферы
35 Облака из водяного льда над областью Tharsis в афелии Марса 222 Основные результаты Главы
Глава 4 Планетный Фурье-спектрометр миссии ЕКА Марс Экспресс
41 Описание эксперимента и особенности метода восстановления
411 Планетный Фурье-спектрометр (ПФС)
412 Особенности метода восстановления параметров атмосферы
42 Строение атмосферы Марса в полярной области, температурные инверсии
43 Температурные профили над полюсом ночью Конденсация С02 в атмосфере
44 Атмосфера в низменных районах Марса (Hellas и Valles Marineris)
45 Облака из водяного льда в атмосфере Марса
Основные результаты Главы

Диссертационная работа посвящена дистанционному зондированию атмосфер Венеры и Марса с космических аппаратов в инфракрасной области спектра.
Изучение Марса и Венеры, планет, близких к Земле по своим свойствам, имеет большое значение для понимания процессов, происходящих не только на этих планетах, но и на Земле, позволяет понять прошлое и будущее нашей планеты, и важно с точки зрения сравнительной планетологии и экологии Земли. В отличие от звездных систем, наблюдаемых на разных стадиях эволюции, мы исследуем нашу планетную систему в одном экземпляре и в данную эпоху, и можем лишь сравнивать планеты между собой. Марс имеет почти такой же, как и Земля, наклон экватора к плоскости орбиты, такую же смену сезонов, температура Марса на экваторе летом сравнима с земной, на Марсе, как и на Земле, наблюдаются облака из водяного льда и пылевые бури, аналогом которых могут служить пылевые бури в земных пустынях. Венера имеет приблизительно тот же радиус, что и Земля, получает примерно то же количество тепла (от Солнца на Венеру поступает в два раза больше энергии, но альбедо ее облачного слоя также в два раза превышает среднее значение альбедо Земли). Сернокислотные облака Венеры имеют земной аналог: в стратосфере Земли они обнаружены на высоте около 20 км, являясь результатом индустриальных выбросов.
Несмотря на сходство характеристик, климат этих двух планет сильно отличается от земного: Марс - сухой и холодный, Венера - горячая, но также с малым содержанием воды. Атмосферы обеих планет состоят главным образом из углекислого газа (96.5%) и азота (3.5%). На Земле углекислый газ является лишь малым компонентом.
Планета Венера была, в сущности, заново открыта космическими аппаратами. До начала космической эры Венеру считали планетой с умеренным климатом, похожей на Землю. Из наземных радионаблюдений в сантиметровом диапазоне была оценена температура поверхности, равная 400С, и, после подтверждения Маринером 2, который обнаружил потемнение диска к краю, стало ясно, что измеряется именно температура поверхности, а не нетепловое излучение атмосферы. И только на советских посадочных 3 аппаратах Венера 7 и 8 были впервые измерены температура и давление на поверхности. Благодаря полетам космических аппаратов мы знаем, что это совсем иной мир. Мощная атмосфера с давлением 90 атм. у поверхности, избыток первичных (нерадиогенных) инертных газов, раскаленная (до 735К) поверхность, разогретая парниковым эффектом, атмосферная суперротация (скорость зонального ветра достигает 80-140 м/с), резкий дефицит воды, глобальный облачный покров со сложной структурой, криосфера вместо термосферы на больших высотах, отсутствие собственного магнитного поля (и вследствие этого совсем не такая, как у Земли, структура ионосферы и зоны обтекания солнечным ветром), сложная геоморфология - все это делает Венеру не похожей на Землю.
Дистанционное зондирование является одним из ведущих методов изучения атмосфер Земли и планет. Этот метод особенно эффективен в тепловой ИК-области спектра, где присутствуют сильные полосы поглощения газов и аэрозоля. Для Венеры и Марса он позволяет восстанавливать вертикальные температурные профили, исследовать пылевые и конденсационные облака (на Марсе) и сернокислотные облака (на Венере), содержание и профили газовых составляющих.
Восстановление параметров атмосферы из спектра является обратной задачей теории переноса излучения. В случае земной атмосферы накоплен огромный статистический априорный материал по температурным профилям, и задача может сводиться к решению системы линейных уравнений для ДТ по отношению к семейству априорных температурных профилей (Кондратьев и Тимофеев, 1970; Rodgers 2000; Васильев и Мельникова, 2002). Качество решения сильно зависит от качества априорной информации. Этот метод успешно используется для Земли. В случае Марса и Венеры такая климатологическая информация практически отсутствует.
В настоящее время получили большое развитие модели общей циркуляции атмосферы Марса, которые позволяют сформировать априорную базу температурных профилей. Прежде всего, это Европейская модель EMGCM (Forget et al., 1999; Lewis et al., 1999). Примером ее использования являются работы Grassi et al. (2005a,b). К недостаткам такого подхода можно отнести зависимость получаемых результатов от модели. В случае Венеры создание моделей общей циркуляции вообще находится в зачаточном состоянии. В 4 методе, представленном в диссертации, априорная информация берется не из моделей, а непосредственно из измеренного спектра.
В атмосферах Марса и Венеры всегда присутствует аэрозоль, оказывающий существенное влияние на профиль полосы СОг 15 мкм, а следовательно, и на восстанавливаемый температурный профиль. Полосы поглощения аэрозоля, в свою очередь, зависят от температурного градиента. Отсюда следует необходимость одновременного самосогласованного восстановления профилей температуры и аэрозоля.
С начала космической эры планета Венера была предметом активных исследований, проводившихся при помощи как космических аппаратов, включая посадочные, орбитальные и пролетные, так и наземных наблюдений (Мороз и др., 2002; Huntress et al., 2003). В 60 - 80-е годы были впервые получены фундаментальные сведения о поверхности Венеры и ее атмосфере, породившие в то же время множество вопросов о строении, составе, физико-химических процессах и динамике атмосферы и причинах ее отличия от земной. В 2006 году, после затянувшегося перерыва в исследованиях Венеры, аппарат Европейского Космического Агентства Венера-Экспресс открыл новый этап ее исследования.
Среди задач, решаемых космическими аппаратами, исследующими Венеру, особую роль играет изучение средней атмосферы Венеры (мезосферы) на высотах 55 - 100 км. На этот слой приходится около 70% всей энергии солнечного излучения, поглощаемого Венерой. Большая часть этой энергии поглощается в верхнем облачном слое, 58-68 км, в спектральной области 0.32-0.5 мкм «неизвестным УФ-поглотителем» (Pollack et al., 1979, 1980; Zasova et al.,1981; Esposito et al., 1997; Krasnopolsky et. al.,1989, 2006). Необычное распределение поглощенной энергии в узком слое атмосферы приводит к генерации солнечных термических приливов, играющих важную роль в поддержании суперротации (Schubert et al.,1983; Gierasch et al., 1997) -важнейшей особенности глобальной атмосферной динамики и одной из загадок Венеры. Исследование термической структуры атмосферы играет ключевую роль для понимания феномена суперротации.
Информация о термической структуре мезосферы базировалась в основном на акселерометрических экспериментах на Венерах- 8, 11-14
Авдуевский и др. 1979,1983; Avduevsky et al., 1983; Черемухина и др., 1974) и 5 экспериментах по радиопросвечиванию на КА Пионер-Венера (Kliore and Patel, 1980, 1982; Kliore 1985, 1997), Kliore et al., 1985, Венерах-9, 10, 15, 16 (Yakovlev et al., 1987a,b, 1991) и Магеллане (Jenkins, 1994; Hinson&Jenkins, 1995). Кроме того, по наблюдениям с ИК-картирующим радиометром на КА Пионер-Венера (Taylor et al., 1980, 1983; Schofield et al., 1982, 1983), имевшем 6 каналов в полосе 15 мкм, были получены температурные профили, охватывающие достаточно большой интервал широт, но имеющие весьма низкое вертикальное разрешение. На основе перечисленной выше информации в рамках Международной Референтной Модели'Атмосферы Венеры VIRA (Kliore et al., 1985; Seiff et al, 1980, 1983, 1985) была построена температурная модель средней атмосферы для пяти широтных зон.
Инфракрасная спектрометрия в тепловой области является важным, и, как будет показано в работе, весьма результативным методом исследования средней атмосферы Венеры и верхнего облачного слоя, поскольку излучение в спектральной области 5-50 мкм формируется в основном как раз в интервале высот 55-100 км. Впервые для Венеры этот метод был реализован в эксперименте «Фурье-спектрометр» на Венере-15 (ФС В15). (Moroz et al., 1986; Эртель и др., 1984, 1985; Oertel et al., 1987, 1989).
Хотя Венера-15 работала на орбите в октябре-декабре 1983 г. полученные с ее помощью результаты важны и сегодня, особенно если принять во внимание, что планетный Фурье спектрометр, установленный на Венере-Экспресс, не функционирует.
Особый интерес представляет исследование свечения атмосферы на ночной стороне Венеры. Впервые эмиссии кислорода на ночной стороне в атмосфере Венеры были открыты при измерениях на Венерах-9, 10 в видимой области спектра (система полос Герцберг II) (Краснопольский- и др: 1976; Krasnopolsky, 1983). Интенсивное и сильно переменное инфракрасное свечение 02 (1А—>32) на 1.27 мкм наблюдается в атмосфере Венеры с 1975 года (Connes et al., 1979 а,в; Crisp et al., 1996, Mills, 2007). На ночной стороне оно возникает в результате рекомбинации атомов кислорода, которые образуются на дневной стороне при фотолизе СОг и СО. Большая часть образовавшихся атомов кислорода заносится на ночную сторону глобальной циркуляцией в верхней мезосфере и нижней термосфере Венеры. Изучение ночного свечения кислорода важно для понимания фотохимии, а также является эффективным методом исследования циркуляции верхней мезосферы на высотах около 100 км, характер которой до сих пор слабо изучен (Bougher&Borucki, 1994; Bougher et al., 2006). В настоящей диссертации будут также описаны методика и результаты обнаружения другой молекулы - ОН - в атмосфере Венеры, присутствие которой играет большую роль в происходящих фотохимических процессах в мезосфере этой планеты.
Важные результаты были получены и при обработке и интрпретации инфракрасных спектров высокого разрешения другой планеты — Марса по наблюдениям с космических аппаратов.
Первым интерферометром, с помощью которого исследовался Марс, был прибор IRIS на КА Маринер-9 в 1971 году. Аппарат приблизился к Марсу во время глобальной пылевой бури. Много работ было посвящено обработке и интерпретации результатов этого эксперимента (Conrath et al. 1972, 1973, 1975; Hanel et al.,1972; Toon et al. 1977; Clancy et al., 1995, 1996; Fenton et al.,1997; Christensen, 1998), однако при этом изучалась либо температура атмосферы (без учета или с грубым учетом некоторого «модельного» аэрозоля, причем, как правило, после осаждения пыли), либо атмосферная пыль, но для некоторого заданного модельного температурного профиля.
Пыль и конденсационные облака из водяного льда и углекислоты оказывают существенное влияние на климат Марса. Благодаря радиационным эффектам облака (аэрозоли) могут приводить как к выхолаживанию атмосферы за счет излучения, так и к нагреву в результате поглощения, солнечного излучения и перехвата инфракрасного излучения нижележащих слоев атмосферы и поверхности. Другой важной задачей; решаемой методом-ИК спектроскопии, является изучение полярных районов Марса, где в зимний сезон конденсируется до 1/3 марсианской атмосферы.
В последние годы несколько американских космических аппаратов исследовали или продолжают исследовать Марс: MGS, Mars Odyssey, роверы Spirit и Opportunity, MRO. Основная задача этих миссий (за исключением MRO) заключается в исследовании поверхности и в отождествлении областей, перспективных с точки зрения поиска существования современной или палеожизни. На изучение атмосферы Марса нацелен ряд экспериментов на борту другого космического аппарата -- ЕКА Марс-Экспресс. Одним из них является Планетный фурье-спектрометр (ПФС).
Несмотря на огромный объем информации, полученной американскими аппаратами об атмосфере, температуре, облаках, пыли (Smith et al. 1999, 2000, 2002, 2003, 2004а,в; Pearl et al. 1999; McCleese et al., 2007; Zurek et al.2007 и др.), измерения ПФС занимают особую нишу: ПФС дает уникальную возможность получать с полярной орбиты меридиональный разрез поля температуры в координатах широта - высота и аэрозольную оптическую толщу вдоль трассы. Температурный профиль и аэрозольная оптическая толща восстанавливаются из одного и того же спектра, так что климатические условия на Марсе изучаются локально.
Целью работы является исследование физических свойств атмосфер
Венеры и Марса на основе данных ИК-спектрометрии, полученных на космических аппаратах. Работа включает создание нового направления в интерпретации данных ИК-спектрометрии в тепловой области самосогласованного восстановления температурного и аэрозольного профилей из единичного спектра (т.е. локально и без привлечения модельной информации), реализацию предложенного метода для атмосферы Венеры (на 8 основе измерений ФС на Венере-15) и Марса (на основе данных экспериментов IRIS на Маринере-9 и ПФС на Марс-Экспресс), а также исследование нетепловых эмиссий в ИК-спектре Венеры по данным картирющего спектрометра VIRUS на КА Венера-Экспресс.
Новизна работы
• Создано новое направление в интерпретации данных ИК-спектрометрии планет - методика самосогласованного восстановления температурного и аэрозольного профилей, с использованием всего ИК-спектра в наблюдаемом спектральном интервале, включающем как полосы поглощения СОг, так и аэрозольные полосы поглощения (концентрированной серной кислоты в атмосфере Венеры и водяного льда и пыли в атмосфере Марса). Возможность применения методики обусловлена успешным решением проблемы расчета функций пропускания СОг с помощью быстрого алгоритма, позволяющего практически с точностью полинейных расчетов (line-by-line) производить интерполяцию свернутых с инструментальным контуром функций пропускания СОг, а также с применением быстрых итерационных методов решения уравнения переноса и с использованием всей измеренной спектральной области в процессе восстановления.
• Методика применена к данным ИК - спектрометрии на Венере-15. В результате впервые построена модель мезосферы Венеры (58 - 100 км), параметры которой зависят не только от широты, но и от местного времени; впервые восстановлены вертикальные аэрозольные профили (в терминах эквивалентных частиц) в верхнем облачном слое в зависимости от широты и времени суток; впервые получено широтное распределение содержания SO2 -газа, являющегося фотохимическим предшественником серной кислоты.
• Методика применена к ИК спектрам Марса, полученным интерферометром IRIS на Маринере-9. Впервые показана возможность самосогласованного восстановления аэрозольной оптической толщи и температурных профилей, имеющих сложную форму (с инверсией). Это относится в первую очередь к спектрам полярных областей. Впервые продемонстрировано, что температурные профили и аэрозольная оптическая толща могут быть самосогласованно восстановлены и для условий пылевой бури. Было показано, что по характеру полос поглощения водяного льда может быть оценен размер частиц в облаках.
• С помощью предложенной методики с использованием данных мониторинга ПФС на КА Марс-Экспресс, который работает на полярной орбите с 2004 года, были получены температурные профили и оценена аэрозольная оптическая толща вдоль каждой орбиты и определены локальные условия в зависимости от местного времени и сезона: локальные пылевые бури, вечерние туманы, утренние дымки, облака и др.
• По инфракрасным спектрам, полученным с помощью картирующего спектрометра VIRTIS на Венере-Экспресс, отождествлены новые эмиссии в верхней мезосфере Венеры: 02 (a1Ag, v'=0)->02 (X3I,v"=1), 1.58 мкм< и ОН полосы Мейнеля (2-0) 1.44 и (1-0) 2.8 мкм, впервые в спектре другой планеты. Молекула гидроксила в атмосфере Венеры обнаружена впервые.
Апробация работы и публикации
Всего по теме диссертации опубликовано более 60 работ. Список 46 наиболее важных из них приведен в конце автореферата.
Результаты докладывались на семинарах по Физике планет в ИКИ, а также на большом количестве международных конференций: Генеральных Ассамблеях COSPAR (на каждой, начиная с 1992г.), сессиях Европейского Геофизического Союза (EGU), Департамента Планетных Наук Американского Астрономического общества (DPS AAS), Европейских Планетных Конгрессах (Europlanet), конференциях ESA, посвященных Марс-Экспресс, конференции ESA «Венера-Экспресс и наземные наблюдения Венеры», Совещаниях рабочей группы «Атмосфера Марса - моделирование и наблюдения»; Конференциях LPI (USA), на многих других совещаниях.
За последние 5 лет (2003-2007) сделано более 30 докладов на конференциях, включая доклады с соавторами.
Положения, выносимые на защиту
1. Создана методика самосогласованного восстановления температурных и аэрозольных профилей в атмосферах планет по данным ИКспектрометрии на основе использования быстрого интерполяционного алгоритма расчета газовых функций пропускания и быстрого итерационного
10 метода решения уравнения переноса. Методика представляет собой новое направление в интерпретации данных ИК-спектрометрии планет .
2. В результате применения разработанной методики по данным ФС на Венере-15 создан банк температурных и аэрозольных профилей для мезосферы Венеры. Эти данные не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Усовершенствована Международная Референтная' Модель Атмосферы Венеры - VIRA: построена модель средней атмосферы, зависящая от местного времени - VIRA-2, которая используется как референтная для Венеры-Экспресс.
3. Обработка данных ИК-спектрометрии атмосферы Венеры на борту Венеры-15 привела к следующим наиболее важным выводам: а) впервые показано, что основные температурные вариации в атмосфере Венеры имеют характер термического прилива, а также получено широтное и высотное распределение гармоник приливных волн - от суточной до 1/4 суточной в пределах 58 - 95 км высоты; б) впервые получены вертикальные профили облаков на высоких широтах Венеры и показано, что суточные вариации положения верхней границы облачного слоя в большом интервале широт носят солнечно-связанный, приливный характер. Впервые показано, что концентрированная серная кислота является основным компонентом облачного слоя Венеры на всех широтах -- от экватора до северного полюса. По данным Венеры-Экспресс показано, что и на южном полюсе Венеры основной компонент облачного слоя -также серная кислота; в) обнаружены полосы SO2 в ИК-спектре и впервые получены вертикальные профили S02 в области высот 60-70 км в зависимости от широты.
4. С использованием разработанной методики по данным эксперимента IRIS на Маринер-9 решена задача самосогласованного восстановления температурных профилей и аэрозольной оптической толщи в атмосфере Марса. В частности: а) получены температурные профили над вулканами и показано развитие температурной инверсии на склоне вулкана вблизи вечернего терминатора; б) получены температурные профили в низменности Hellas при изменении содержания пыли в атмосфере во время затухания пылевой бури;
11 в) впервые восстановлены ночные температурные профили в северной полярной области в зимний сезон.
5. Применение разработанной методики к данным ПФС на Марс-Экспресс позволило получать для каждой орбиты меридиональный разрез температурного поля в координатах широта-высота. При этом были получены следующие результаты: а) впервые обнаружена температурная инверсия на высоте 10 - 20 км в полярном воротнике (северном и южном) в зимний сезон, она связана с нисходящей ветвью ячейки Хэдли и коррелирует с присутствием облаков из водяного льда; б) восстановление температурных профилей в ночной атмосфере над полюсом позволило выделить области возможной<конденсации С02. С этими, областями коррелируют волновые структуры на одновременно полученных изображениях ОМЕГА Марс-Экспресс, которые связаны с неустойчивостью процесса конденсации и испарения льдов С02 и Н20 к вариациям температуры; в) впервые получены сезонные и суточные вариации температуры и аэрозоля в Valles Marineris, Hellas, на вулканах, в полярных областях.
6. На основе данных VIRUS (КА Венера-Экспресс) впервые в атмосфере другой планеты отождествлены полосы свечения гидроксила ОН (ИК-полосы Мейнеля). Обнаружена молекула гидроксила в атмосфере Венеры, которая может играть важную роль в стабильности ее атмосферы, состоящей из С02. Впервые в спектре другой планеты отождествлена эмиссия 02 (0-1) на 1.58 мкм. По отношению интенсивности эмиссий 02 1.27/1.58 оценено отношение вероятностей переходов Aoo/Aoi= 64 с точностью 10%. (В земной атмосфере эти эмиссии никогда не наблюдались одновременно). Обе эмиссии и 02 (0-1) и ОН по интенсивности и вертикальному профилю строго коррелируют с 02 (0-0) 1.27 мкм.
Научная и практическая ценность работы
Работа представляет собой завершенный этап исследования свойств атмосфер двух планет с использованием имеющихся результатов зондирования атмосфер с помощью ИК-спектрометров. Созданная методика позволяет получать параметры атмосферы - температурный и аэрозольный
12 профили - локально из одного и того же спектра, без привлечения модельных данных, и использовать полученную информацию для восстановления вертикального профиля или оценки содержания малых составляющих атмосферы. Банк температурных и аэрозольных профилей, восстановленных нами по данным ФС Венеры-15, остается уникальным до настоящего времени и применяется как референтный для Венеры-Экспресс и для моделирования термических приливов и суперротации атмосферы (совместно с Университетом Колорадо, США).
Методика, разработанная автором, используется в настоящее время для интерпретации ИК-спектрометрии ПФС на КА Марс-Экспресс и VIRTIS на КА Венера-Экспресс. Она данные позволяют исследовать условия в атмосфере Марса локально, в разное время суток, над различными областями планеты -от вершин вулканов до впадин и полюсов.
Разработанный автором метод может быть использован и в будущем, для изучения атмосфер планет и других тел, обладающих газовой оболочкой. Прежде всего, планируется его использование для интерпретации данных миниатюрный фурье-спектрометра АОСТ и картирующего фурье-спектрометра TIMM в рамках проекта Фобос-Гоунт, 2009г., миниатюрного фурье-спектрометр MIMA на марсоходе миссии ЕКА Экзо-Марс, 2013г. (автор является соруководителем экспериментов MIMA и TIMM).
Открытие существования молекулы ОН в атмосфере Венеры, имеет большое значение для изучения фотохимических процессов в атмосферах Венеры и Марса и для понимания механизмов восстановления атмосфер, состоящих из С02, активно разрушающихся под воздействием солнечного УФ излучения.
Личный вклад автора состоит в постановке задач и разработке нового направления в интерпретации данных ИК-спектрометрии планет в тепловой области спектра, отождествлении новых нетепловых эмиссий Ог 1.58 мкм и ИК-полос Мейнеля ОН (открытие молекулы гидроксила в атмосфере Венеры). Все результаты, выносимые на защиту, получены автором или при определяющем вкладе автора.
Содержание работы
Работа состоит из введения, двух частей, четырех глав, 20 параграфов и заключения, списка цитируемой литературы из более чем 300 наименований. Полный объем диссертации 290 страниц.

Просмотров: 98 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0