Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 18 » Скачать Институционально-экономический механизм регулирования и модернизации функционирования предприятий сферы жилищно-коммунальных бесплатно
1:02 AM
Скачать Институционально-экономический механизм регулирования и модернизации функционирования предприятий сферы жилищно-коммунальных бесплатно
Институционально-экономический механизм регулирования и модернизации функционирования предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг

Диссертация

Автор: Макареня, Татьяна Анатольевна

Название: Институционально-экономический механизм регулирования и модернизации функционирования предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг

Справка: Макареня, Татьяна Анатольевна. Институционально-экономический механизм регулирования и модернизации функционирования предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг : диссертация доктора экономических наук : 08.00.05 / Макареня Татьяна Анатольевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т] - Ростов-на-Дону, 2009 - Количество страниц: 453 с. ил. Ростов-на-Дону, 2009 453 c. :

Объем: 453 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2009


Содержание:

1 Экономические и институциональные основы формирования организационно-хозяйственного механизма регулирования процессов функционирования и развития сферы жилищно-коммунальных услуг в рыночной среде
11 Теоретические основы исследования системы управления сферой услуг
12 Концептуальное обоснование функциональной роли жилищно-коммунальных услуг в современной системе отраслей и сфер
13 Воспроизводственные императивы и социальная значимость многоуровневого регулирования деятельности сферы жилищно-коммунальных услуг в рыночных условиях
14 Экономический базис и институциональная среда формирования механизма регулирования развития современной сферы жилищно-коммунальных услуг
2 Регулирующее воздействие федеральных органов управления на функционирование сферы жилищно-коммунальных услуг
21 Система регулирования развития сферы жилищно-коммунальных услуг федерального уровня: условия формирования, тенденции развития и совершенствования
22 Эволюция процесса реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг в России: от программ рыночной трансформации до приоритетного национального проекта
23 Детерминированность эффективности деятельности институциональной среды жилищно-коммунальных услуг рациональностью управленческих решений хозяйственных органов федерального уровня
3 Организационные и инструментально методические средства регулирования сферы ЖКУ на региональным уровне
31 Региональные рынки услуг ЖКХ: условия формирования, принципы организации
32 Методические подходы к оценке эффективности предоставления жилищно-коммунальных услуг компаниями регионального уровня
33 Региональное администрирование в формате клиентоорентированной модели регулирования процессов предоставления услуг газо-, электро- и теплоснабжения
4Экономический механизм регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг в системе менеджмента муниципального образования
41 Система муниципального управления деятельностью предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг: планирование, методы и стратегии
42 Обоснование многоуровневой модели экономического механизма регулирования развития сферы жилищно-коммунальных услуг
43Программно-проектный инструментарий формирования и реализации приоритетных направлений развития сферы жилищно-коммунальных услуг муниципального образования
5 Институциональный потенциал совершенствования деятельности предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг на локальном рынке
51Организационно-экономический механизм межфирменного взаимодействия бизнес-структур на локальном рынке жилищно коммунальных услуг
52 Предпринимательская среда и специфика деятельности управляющих компаний на рынке ЖКУ крупного города
53Моделирование процесса функционирования системы жилищного обслуживания населения города предприятиями малого бизнеса

Введение:

Актуальность темы исследования определяется все возрастающим значением сферы услуг в целом и сектора жилищно-коммунальных услуг в условиях модернизации экономики России, особенно в период глобального финансового кризиса и усиливающейся социальной направленности развития экономики России, их ролью в повышении жизненного уровня населения страны. Для России проблемы развития системы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) приобретают особую значимость в связи с высоким уровнем износа жилищного фонда, критическим состоянием объектов инженерной инфраструктуры, низким качеством предоставляемых услуг. Реформирование системы ЖКХ как элемента сферы услуг предполагает создание и эффективное использование механизма и инструментария ее управления и регулирования. С этой точки зрения значимость и актуальность избранной для исследования проблематики определяется рядом факторов.
Во-первых, недостаточным развитием организационного и институционального базиса механизма регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг в современной российской экономике на всех уровнях управления, что актуализирует необходимость разработки теоретико-методологического обоснования управления сферой ЖКХ в условиях инновационной трансформации экономики и формирования сервисного менеджмента.
Во-вторых, практика перехода от административных методов управления социально-экономической системой в целом и системой ЖКХ — в частности, к рыночным, экономико-ориентированным методам в условиях современной России показала, что такой переход не дал положительного эффекта. Это определяет необходимость дальнейшего совершенствования и развития механизма управления и регулирования системы ЖКХ, прежде всего на федеральном уровне.
В-третьих, система управления предоставлением жилищно-коммунальных услуг имеет многоуровневый, иерархический характер. В современных условиях наиболее слабыми звеньями в это системе является региональный и муниципальный уровни в силу недостаточности, а иногда и полного отсутствия теоретически обоснованных и эффективно действующих механизмов и инструментов менеджмента процессов предоставления услуг электро-, тепло-, газоснабжения. Это определяет необходимость исследовательского внимания к данному сектору проблем управления ЖКХ.
В-четвертых, регулирование сферы ЖКХ на рыночных условиях, появление структур различных форм собственности, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги на рынках крупных городов, функционирование управляющих компаний обусловило возрастающее значение анализа межфирменного взаимодействия, создания модели системы жилищно-коммунального обслуживания населения на локальных рынках.
Эти и другие обстоятельства определяют исследовательский потенциал проблемы формирования и функционирования институционально-экономического механизма регулирования предприятий сферы ЖКХ на разных уровнях управления и делают решение задачи теоретико-методологического и прикладного обоснования такого механизма весьма важным и обоснованным.
Вышеперечисленные. аргументы в пользу актуальностипроблематики, избранной для диссертационного исследования, подтверждают ее актуальность и значимость.
Разработанность темы исследованияСистемный характер формирования институционально-экономического механизма эффективного развития системы предоставления жилищно-коммунальных ' услуг предопределяет соответствующую направленность теоретико-методических ипрактикоориентированных исследований ученых, работающих в области данной проблематики. Результаты этих исследований представлены обширным спектром публикаций по разнообразным институционально-рыночным аспектам исследуемой проблемы, которые по содержательной направленности условно можно сгруппировать следующим образом.
Постановки проблемы институционализации процессов рыночной трансформации экономики, представляющие фундаментальную теоретическую основу для оценки современного и перспективного развития сферы услуг, сформулированы в контексте теории институционализма: М. Вебера, Г. Мюрдаля, В. Ольсевича, и др. Особенности российских условий развития институциональной среды, в которой развивается сфера услуг, конкретизированы российскими учеными-экономистами: О. Иншаковым, А. Олейником, В Полтеровичем, В. Тамбовцевым, А. Шастико и др. Проблематика институционального проектирования трансформационной экономики, в том числе на региональном уровне, представлена в работах Н. Гринберга, В. Игнатова, А. Кобилева, О. Мамедова, И. Савона. Исследованию проблем эффективного функционирования и разработки инструментария регулирования сферы услуг посвящены работы современных российских ученых JI. Кухтиновой, Е. Мустафаевой, С. Песоцкой, Т. Прокофьевой, А. Семина, И. Христофоровой и др. и зарубежных ученых Д. Бейтсон, J1. Берри, Б. Ван Лоой, Э. Гамессона, Р.Ван Диердонка, Г.Мак-Дугалла, В. Джонс-тона, С.Десмета, А. Керина, Ф Котлера, К. Лавлока, Э. Ланжар и др. Отсутствие системного подхода к ее анализу не позволило в достаточной степени решить теоретико-практические проблемы повышения качества предоставляемых услуг, адаптации используемых в зарубежной практике инструментов к реалиям отечественной экономики, управления и регулирования функционирования сервисных систем и др.
Вопросам теории управления посвящено множество работ. Исследования российских ученых, занимающихся вопросамиэффективного управления социально-экономическими системами, нашли отражение в работах Р. Баззел, И. Бородушко, О. Виханского, В. Житкова, В. Лукашевича, А. Наумова, Г. Клейнера, М. Корнейчука, А. Махотаевой, Д. Петросяна, И. Прангишвили, JI. Царфина и др. Среди представителей южнороссийской научной школы, занимающихся изучением вопросов управления в сфере услуг можно выделить - И. Морозова, 3. Мустафаеву, В. Федько и др. Заслуживают внимания публикации зарубежных ученых Р. Акоффа, М. Альберта, С. Бира, А. Гольдергера, П. Друкера, П. Клейна. В то же время теории управления конкретными сервисными системами, оценки эффективности управления не уделяется должного внимания.
Как подчеркивалось, управление и регулирование системы ЖКХ осуществляется не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Это напутствовало изучению работ, посвященных теоретическим и практическим аспектам развития и регулирования экономики, в том числе сферы услуг. В этой связи были проанализированы работы Г. Ахинова, Е. Жильцова, В. Долятовского, А. Черникова и др. Вопросам повышения эффективности управления региональной экономики посвящены работы Н. Кетовой, Д. Костоглодова, Н. Кузнецова, А. Лаврова, В. Лексина, В. Овчинникова, В. Садкова. А. Швецова и др. Однако, вышеуказанные авторы не рассматривают аспекты значимости жилищно-коммунального хозяйства в региональной экономике.
Исследованию теоретических и практических проблем системы жилищно - коммунального хозяйства посвящены работы ряда российских и советских ученых: В. Авдеева, П. Аксенова, С. Алексеева, Н. Белоусовой, Е. Васильевой, А. Голуба, А. Губиной, В. Занадворова, А. Занадворовой, Е. Иша, В. Лившица, Е. Малышева, Ю. Симионова, Е. Струковой, Ф. Таги-Заде, Л. Чернышева, А. Шарафутдиновой и др.
Исследованием эффективного функционирования муниципальной экономики занимаются выдающиеся российские ученые М. Боровская, В.
Бузырев, А. Денисов, А. Кобилев, С. Носков, Н. Пешин, И. Сигов, Э. Уткин и др. Результатом их исследования является разработка эффективных инновационноориентированных инструментов и механизмов функционирования экономики городов. Однако в их работах не нашли должного отражения проблемы развития отдельных сфер муниципальной экономики.
Таким образом, значительная теоретико-методологическая база исследования избранной проблематики сочетается с явно недостаточным вниманием к вопросам функционирования такой специфической сферы национальной экономики, какой является система жилищно — коммунального хозяйства, к проблемам ее управления и регулирования на всех уровнях и взаимодействия управляющих систем.
Актуальность, недостаточная разработанность теоретических основ управления и регулирования сферы услуг, практическая значимость вопросов, связанных с эффективностью управления процессами функционирования иерархической социально-экономической системы предоставления жилищно - коммунальных услуг, объективная потребность в разработке организационно - экономических инструментов управления этой системой обусловили выбор темы диссертации.
Цель и задачи исследованияЦель диссертационной работы заключается в разработке концептуальной модели институционально-экономического механизма управления и регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг, расширении и уточнении концептуально-методологических основ теории управления сервисной иерархической системой предоставления социально-значимых благ, представленные жилищно-коммунальными услугами, определении методов, алгоритмов и технологий принятия управленческих решений, создании эффективного организационно-экономического механизма регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг на всех уровнях иерархической системы управления.
Достижение поставленной цели предопределило логику ведения исследования и необходимость решения следующих задач:1. Расширить и уточнить с позиции системно-структурного анализа теоретические подходы к управлению иерархической сервисной социально-экономической системой предоставления жилищно-коммунальных услуг, для чего:- исследовать теоретико-концептуальные основы управления сферы услуг в разрезе жилищно-коммунальных услуг в рамках клиентоориентированного подхода и концептуально обосновать роль и место жилищно-коммунальных услуг в общей системе услугового комплекса;- выявить воспроизводственные императивы и показать социальную значимость регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг на различных иерархических уровнях экономических отношений экономики России;- определить экономический базис и институциональную среду и разработать организационно-экономический механизм регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг, базирующийся на кастомизации процесса предоставления услуг.
2. Концептуально обосновать регулирующее воздействие федеральных органов управления на функционирование рынка жилищно-коммунальных услуг посредством решения следующих задач:- выявить и исследовать тенденции формирования, условия предоставления и регулирования системы ЖКУ на федеральном уровне и проанализировать эволюционную динамику процессов реформирования жилищно-коммунального комплекса России;выявить действенность решений управленческих структур федерального уровня с позиции целеориентированного подхода к оценке эффективности.
3. Исследовать организационно-экономические, методические и административные аспекты регулирования жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне и обосновать методические подходы к оценке эффективности предоставления ЖКУ в результате воздействия управляющего решения, для чего:разработать с позиции целеориентированного подхода методические подходы к оценке эффективности предоставления жилищно-коммунальных услуг на уровне субъекта Федерации;- определить методы и принципы регионального регулирования процессов предоставления газо-, электро- и теплоснабжения на региональных рынках.
4. Разработать экономический механизм управления сферы ЖКУ на муниципальном уровне:- разработать и обосновать методы планирования и стратегию управления названной сферы и разработать экономический механизм регулирования сферы ЖКУ, учитывающий характер воздействия многоуровневых органов управления.
5. Предложить механизм повышения эффективности деятельности предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги на локальных рынках, путем:- создать организационно-экономический механизм межфирменного взаимодействия бизнес-структур на таких рынках;обосновать инновационную организационную структуру управленческих компаний на локальном рынке ЖКУ и определить перспективы развития малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Объектом исследования является система предоставления жилищно - коммунальных услуг, регулируемая управленческими структурами разного иерархического уровня: федерального, регионального и муниципального, опосредуемая деятельностью институтов,способствующих повышению качества жилищно-коммунальных услуг, и эффективности экономического взаимодействия между предприятиями-поставщиками услуг и потребителями.
Предмет исследования - организационно-экономические и институциональные основания взаимодействия рыночных субъектов и субъектов регулирования сферы ЖКХ, предпосылки, принципы, методы и механизмы управления и регулирования системы предоставления жилищно-коммунальных услуг со стороны органов власти всех уровней и возникающие в результате этого взаимоотношения между поставщиками и потребителями услуг.
Исследования проведены в рамках Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг:- проблемы разработки и совершенствование теоретических методов управления сферой жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пп. 15.103. - совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка;- развитие организационных и методических аспектов регулирования и развития федерального, регионального и локального рынков жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пп. 15.111 - формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг;- формирование механизма повышения эффективности деятельности рыночных структур, предоставляющих ЖКУ на локальном рынке в соответствии с пп. 15.117 — повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения, концепции и гипотезы, сформулированные в рамках теории управления (в том числе ее классической и неоклассической школ), общей теории систем (системология и системный анализ), теории организации, выбора стратегии, общественного обслуживания,устойчивого развития социально-экономических систем,институционализма и неоинституционализма, теории маркетинга, государственного регулирования (государственная политика предоставления социально значимых услуг), изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития сферы услуг, методов управления.
При этом использовались следующие методы исследования: логический, анализа и синтеза, сравнительного сопоставления, экспертных оценок, моделирования, эвристический, графический, аналитический, экономико-математического моделирования и группировки, построения «дерева целей», анализ макро- и микроэкономической динамики, ситуационный, структурный и динамический анализ. В работе использованы также программно-прогнозные, расчетно-аналитические, программно-целевые методы, табличная и графическая интерпретация эмпирико-фактологической информации. Адресно-селективноеиспользование функционально-эвристического потенциала частных методов обеспечило достоверность и обоснованность результатов диссертационной работы.
Инструментально-методической аппарат базируется на использовании системно-функционального подхода к объекту анализа. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов диссертационного исследования осуществлялись на основе общенаучных, общеэкономических и специальных методов анализа: системного, структурно-функционального, ситуационного, монографического, параметрического, сочетания качественной и количественной оценки, экономического, логического, статистического анализа, а также инструментария экономического моделирования, прогнозирования, маркетинга и государственного регулирования.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют официальные статистические данные Росстата и органов государственнойстатистики регионов Российской Федерации, в том числе Ростовской области, статистических сборников, ежегодников, бюллетеней, ведомственных справочников, содержащие официальные фактические материалы по Ростовской области, материалы социологических обследований, проведенных автором в г. Таганроге, а также материалы монографий, статей российских и зарубежных экономистов в периодических изданиях по фундаментальным вопросам управления, маркетинга, рынка, теории услуг, практики функционирования сферы жилищно — коммунального хозяйства.
В диссертационном исследовании были использованы методические, справочные, инструктивные материалы, материалы форумов и научно-практических конференций.
Нормативно-правовая база диссертационного исследования представлена рядом законодательных актов: Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства и законами Российской Федерации и ее субъектов, нормативно-правовым актами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Ростовской области, государственными и региональными программами социально-экономического развития. Репрезентативность использованной в диссертации информации и нормативно-правовой базы, наряду с применением аналитического инструментария, является аргументом, подтверждающим обоснованность теоретико-методологических результатов исследования и представленных практических рекомендаций.
Логика исследования отражает процесс научного познания, начиная с концептуально-методологического уровня изучения общей проблематики экономики и управления сферой услуг в условиях инновационной модернизации экономики России с учетом особенностей современного этапа ее развития и обусловленных ею теоретико-эмпирических задач в этом секторе экономики, переходя далее к системно-функциональномуанализу функционирования регулирования системы жилищно-коммунальных услуг на федеральном, региональном и муниципальном уровне, формулировке ее предметно-содержательной характеристики, а затем к модельному обоснованию клиентоориентированной концепции развития сферы жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающей согласование интересов населения как потребителей услуг, бизнеса и управленческих структур, ответственных за организацию предоставления социально-значимых благ, и далее к разработке научного аппарата и определенных средств решения проблемы повышения эффективности управления и регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг на локальном рынке с использованием концепции клиентоориентированного предоставления услуг, обеспечивающей консенсус партнерских позиций субъектов рынка.
Концепция диссертационного исследования состоит в научном обосновании системы управления и регулирования сферой жилищно-коммунальных услуг, функционирующей в условиях рынка, как сложной организационно-хозяйственной экономической системы, согласно которой в современных условиях развития социально-экономических систем в целом и иерархической системы предоставления жилищно-коммунальных услуг в частности обоснованы и разработаны теоретические основы и методы организации и управления на всех уровнях иерархии управленческих структур: федеральном, региональном и муниципальном начиная от общих аспектов управления продвигаясь к управлению и регулированию на определенных уровнях. Исходя из этого, предпринимаемое дальнейшее развитие теории и методологии нацелено на повышение эффективности функционирования иерархической системы предоставления жилищно-коммунальных услуг путем разработки экономических, организационных и институциональных основ организационно-экономического механизма регулирования в рамках клиентоориентированного подхода функционирования современной сферыуслуг ЖКХ. Регулирующее воздействие федеральных и региональных органов власти состоит в использовании организационно-административных и экономических методов влияния на функционирование рынка жилищно-коммунальных услуг, базирующихся на использовании новых инструментов, оценить эффективность которых возможно с позиции целеориентированного подхода оценки эффективности организационных и методических аспектов регулирования на федеральном уровне и с позиции системы менеджмента качества. Разработка институционально-экономического механизма регулирования системой ЖКХ как составляющей системы менеджмента муниципального образования целесообразна при функционировании механизма повышения эффективности деятельности бизнес-структур, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги на локальном рынке.
Положения, выносимые на защиту:1. Сферу жилищно-коммунальных услуг можно рассматривать как сервисную иерархическую систему предоставления населению социально значимых благ, как элемента системы экономики общественного сектора, функционирование которого нуждается в концептуальном методологическом обосновании регулирования со стороны государства. Специфика предмета исследования, состоит в том, что система предоставления жилищно-коммунальных услуг - сложная, иерархически организованная, кастомизированная сервисная система, предоставляющая социально-значимые блага, в рамках которой формируются специальные и экономические отношения между органами государственной и муниципальной власти, хозяйствующими субъектами и населением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2. Управление развитием сферы услуг ЖКХ экономики современной России представляется целесообразным рассматривать с позиции каскадированного клиентоориентированного управления как методологии управления, обеспечивающей синергетический эффект впроцессе совершенствования управления. Каскадированный подход позволяет охватить все уровни иерархии: макро-, мезо- и муниципальный уровень; клиентоориентированное управление - сформировать кастомизационный подход в предоставлении жилищно-коммунальных услуг в рамках услугового комплекса для конкретной группы потребителей и в индивидуализации коммуникаций с клиентами.
3. Институциональная среда регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг включает существовавшие ранее и новые институты в системе организации и управления ЖКХ: рыночные институты на макро-, мезо- и микроуровне; общественные институты, институты власти, призванные способствовать эффективному развитию сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг как современной сервисной клиентоориентированной системы, которая формирует систему экономических отношений в процессе предоставления социально-значимых благ.
4. Необходимость регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг можно рассматривать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, определяется следующими факторами: во-первых, особой значимостью жилищно-коммунальных услуг, направленных на удовлетворение базовых физиологических потребностей и потребности в безопасности человека; во-вторых, усилением социальных аспектов экономического развития России в современных условиях глобального экономического кризиса; в-третьих, наметившимися тенденциями монополизации рынка жилищно-коммунальных услуг.
5. Использование адаптированной к системе жилищно-коммунального хозяйства аддитивной функции полезности, построенной на основе целевых индикаторов линейной модели: численности работающих в сфере ЖКХ, доли жилищного и коммунального хозяйства в совокупной валовой добавленной стоимости, доли ЖКХ в совокупной среднегодовой численности работающих, жилищного фонда на душунаселения, удельного веса ветхих и аварийных строений, среднего размера тарифа на жилищные и коммунальные услуги на одного человека, размера дотаций на льготы и субсидии на семью, что обеспечивает оценку эффективности управленческих решений структур федерального уровня на основе целеориентированного подхода, как наиболее актуального в условиях модернизации экономики страны.
6. Оценка современных теорий управления (доказательный менеджмент, сервисный менеджмент) и теорий неоклассической школы управления, эволюции развития системы жилищно-коммунальных услуг позволили выделить институционально-экономический механизм регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг, включающий: механизм обоснования и формирования тарифов, механизм установления нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и затрат, механизм регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг муниципального образования и механизм взаимодействия с клиентами; инструментами которого являются организационные, экономические, имущественные, технологии управления взаимоотношениями с клиентами и частно-государственное партнерство, региональная система менеджмента качества, система ценообразования, что позволяет учитывать современный уровень развития техники и технологии, разноуровневую систему регулирования и формирования тарифов, социально-экономический уровень развития территории, повысить эффективность управленческих решений в системе ЖКХ и формировать клиентоориентированный подход в управлении предоставлением жилищно-коммунальных услуг.
7. Эффективное региональное регулирование рынка жилищно-коммунальных услуг возможно строить на: организационно-административных и экономических методах, используя в качестве инструментов частно-государственное партнерство; принцип «золотого сечения» в структуре собственности предприятия, в структуре расходов наЖКХ консолидированного бюджета РФ, регионального бюджета и бюджета муниципального образования; использовании системы менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001 (аутентичного ему национального стандарта - ГОСТ Р ИСО 90012001), разработанной для предприятий, предоставляющие однотипные услуги на уровне региона с использованием модели оценки эффективности предоставления как со стороны клиента так и со стороны предприятия. Это дает возможность реализовывать каскадированноеклиентоориентированное управление со стороны государства системой предоставления ЖКУ.
8. Разработанную и адаптированную для каждой группы регионов методику ценообразования на жилищно-коммунальные услуги необходимо включать в систему менеджмента качества предприятий, что позволяет непрерывно осуществлять процесс ориентации на клиента; учитывать климатическую зону региона; величину города; вид жилищно-коммунальных услуг (жилищные, услуги водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, так как каждая услугу оказывается на различных рынках по типу конкуренции), вид потребителя (население, коммерческие, бюджетофинансируемые организации); время пиковых загрузок; объемы потребляемых услуг.
9. Сегментирование рынка жилищно — коммунальных услуг, в частности, крупного города позволяет выделить группы потребителей, для которых необходимы услуги соответствующего ассортимента, качества и уровня цен. Методика сегментации реализует кастомизированный подход в предоставление ЖКУ, которая включает: проведение аналитической работы, в том числе с использованием опросного метода; выявление «ниши» конкретного предприятия на рынке ЖКУ; определение возможных объемов оказания услуг с учетом географических, демографических, поведенческих и других принципов сегментирования; организацию оказания услуг в соответствии с выявленными потребностями ипрогнозами; разработку стратегий их сбыта. Это создает возможность регулирования и развития локального рынка жилищно-коммунальных услуг.
10. Предложенный институционально-экономический механизм регулирования деятельности предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ на муниципальном уровне, как составляющая менеджмента муниципального образования, включает использование частно-государственного партнерства, позволяющего сохранить муниципальную собственность на объекты ЖКХ и привлечь долгосрочные инвестиции в эту сферу, систему ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, с учетом климатической зоны, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени развития жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства жилищного фонда, уровня конкуренции на локальном рынке и среднего размера тарифа на жилищно-коммунальные услуги в стране.
11. Программно-проектный метод управления системой предоставления услуг ЖКХ на муниципальном уровне обеспечивает комплексность, системность и научность планирования развития системы предоставления жилищно-коммунальных услуг, и позволяет формировать целеориентированную модель развития ЖКХ муниципального образования, на эффективность которой оказывают влияние топливно-энергетические ресурсы, расселение, социально-экономическое состояние, нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, состояние строительной и энергетической базы, состояние окружающей среды, интенсификация производства, научно-технический прогресс, национальные проекты и планы развития ЖКХ страны, а также — состояние и развитие инженерной инфраструктуры, генеральный план муниципального образования, состояние ЖКХ, деятельность Федеральной службы по тарифам, Федеральной комиссии по тарифам, органа исполнительной власти регионального уровня по регулированию тарифови реализовывать управленческие решения на основе: единства планирования развития экономики страны, региона, города и муниципального хозяйства, что позволит эффективно развиваться системе в условиях посткризисного периода экономики страны.
12. Повышение эффективности развития сферы малого бизнеса возможно в результате реализации модели системы жилищного обслуживания населения города с выделением инициирующего модуля, включающего институциональную среду федерального уровня, формирующая нормативно-правовую базу для развития благоприятной среды для малого бизнеса на уровне государства, развития сферы услуг в системе сфер и отраслей народнохозяйственного комплекса, стратегию социально-экономического развития муниципального образования, стратегию развития системы ЖКХ на муниципальном уровне и оценку тенденций развития системы ЖКХ на макро-, мезо- и муниципальном уровне и результирующего, позволяющего выделить национальные приоритеты развития в сфере ЖКХ, создание благоприятной среды для развития малого бизнеса, региональные тенденции и закономерности развития малого бизнеса на муниципальном уровне, формирование среды малого бизнеса на локальном рынке жилищно-коммунальных услуг и реализация эффективных моделей развития малого бизнеса в сфере локального рынка.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методологических подходов к обоснованию императивов организации и менеджмента системы предоставления жилищно-коммунальных услуг в условиях посткризисного формирования инновационной экономики России с целью совершенствования организации, управления в сфере жилищно-коммунальных услуг; формирования механизма повышения качества жилищно-коммунальных услуг, эффективности регулирования рынка услуг ЖКХ со стороны федеральных органов власти, методов регионального администрирования,обусловленные низкой эффективностью органов регулирования, неэффективностью организационно-экономического механизма взаимодействия бизнес-структур локального рынка жилищно-коммунальных услуг и отсутствием программно-целевого метода реализации приоритетных направлений развития ЖКХ муниципального образования; в обосновании рыночных и государственных регуляторов в сфере жилищно-коммунальных услуг; в повышении эффективности использования рыночных инструментов в сфере жилищных и коммунальных услуг.
Реальное приращение научного знания состоит в следующем:- разработан алгоритм и инструменты исследования, базирующиеся на положениях теории систем, управления и организации, которые адаптированы применительно к сфере жилищно-коммунальных услуг как социально значимых с учетом ее функционирования в условиях инновационной трансформации экономики России. Развитие теории управления иерархической сервисной системой выразилось в формировании принципов каскадированного клиентоориентированного управления и регулирования в этой системе. Принцип каскадированности предполагает иерархичность системы регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг на макро-, мезо-, муниципальном и микроуровнях. Клиентоориентированность системы управления проявляется в организационно-экономических условиях кастомизации предоставления услуг, предполагающей упорядочение клиентской базы, сегментации рынка услуг ЖКХ, разработку стратегий долгосрочных контактов с клиентами и управление ими, реинжиниринг бизнес-процессов.- сформированы экономический базис и институциональная среда организационно-экономического механизма управления и регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг, которые обеспечивают рост ее адаптации к изменчивой экономической среде. Сочетание в рамках организационно-институционального базиса институтов рынка, власти,хозяйствующих и общественных институтов позволяет результативно управлять сферой жилищно-коммунальных услуг как сложной экономической, организационной и инфраструктурной системой, преодолевать рассогласования в ее развитии.обоснован институциональный и экономический базис регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг с позиций концепции экономики общественного сектора, включающий систему экономико-правовых взаимоотношений между бизнес-структурами ЖКХ, субъектами власти и сложившиеся институты управления - собственников, управляющих компаний и общественных объединений. Определена объективная необходимость и социальная значимость регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном; обоснованы функциональные императивы каждого уровня управления: федерального - формирование концептуальных государственных направлений развития ЖКХ с элементами программно-целевого управления по критическим значениям ключевых параметров; регионального - регулирование развития региональных рынков жилищно-коммунальных услуг в общей системе рынков; муниципального -реализации программы развития ЖКХ муниципального образования;- определены границы государственного воздействия и основные элементы обеспечения институциональной устойчивости рынка жилищно-коммунальных услуг с позиции теории неоинституционализма, экономики общественного сектора и мотивации в рамках каскадированного клиентоориентированного управления как инновационного подхода, выражающегося в индивидуализации предоставления услуг ЖКХ;- адаптирована применительно к сфере ЖКХ аддитивная модель функции полезности для оценки эффективности государственного регулирования системы предоставления ЖКУ на региональном уровне. С позиций целеориентированного подхода оценку эффективностиуправленческих решений предлагается осуществлять с использованием следующих ключевых количественных индикаторов: численность работающих в сфере ЖКХ; доля жилищного и коммунального хозяйства в совокупной валовой добавленной стоимости; доля ЖКХ в совокупной среднегодовой численности работающих; размер жилищного фонда на душу населения; удельный вес ветхих и аварийных строений; средний размер тарифа на жилищные и коммунальные услуги на одного человека; размер дотаций на предоставление льгот и субсидий на семью;- разработан комплексный организационно-экономический механизм регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг на макро-, мезо- и микроуровне, который включает механизмы: обоснования и формирования тарифов; установления нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и затрат; регулирования сферы услуг ЖКХ муниципального образования и механизм взаимодействия с клиентами. В качестве инструментов регулирования предлагается использовать организационные, экономические, имущественные инструменты, технологии управления взаимоотношениями с клиентами и государственно-частное партнерство;- определены тенденции, факторы и условия развития системы предоставления жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне как результат реформирования жилищно-коммунального хозяйства, которые повлияли на разработку модели региональной системы менеджмента качества в рамках международного стандарта ISO 9001 (аутентичного ему стандарта национального стандарта - ГОСТ Р ИСО 9001-2001) для предприятий, предоставляющие однотипные услуги ЖКХ. Модель включает группы ключевых количественных и качественных индикаторов: финансовой деятельности (кредиторская и дебиторская задолженность, финансовые показатели, инвестиции в ЖКХ, рентабельность; эффективности ключевых бизнес-процессов (степень износа, потери услуг в сетях передачи, уровень затрат, производительностьзатрат, показатели «обучение и рост» (инновации, интеллектуальный капитал); индикаторы ценности в представлении потребителя (качество услуги, «послепродажного обслуживания», административных и коммерческих отношений, легкость в доступе информации). Эти индикаторы разработаны в рамках системы менеджмента качества для предприятий-поставщиков жилищно-коммунальных услуг, позволяющей ориентироваться на требования клиентов;предложены методы регионального регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг: организационно-административные создание федерального тарифного комитета с целью установления контрольных параметров единой системы тарифного регулирования и регламентирующих документов по регулированию деятельности естественных монополий со стороны органов исполнительной власти субъекта Федерации; координация деятельности региональных и муниципальных органов по регулированию тарифов со стороны Федеральной службы тарифов; клиентоориентированной модели регионального регулирования системы предоставления жилищно-коммунальных услуг; экономические - использование дифференцированных тарифов по регионам в рамках климатической зоны и типам потребителей, использование правила «золотого сечения» в системе межбюджетных отношений, структуре собственности предприятий и дифференциаций тарифов по регионам; контроль за системой ценообразования на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями;- разработана методика пошагового клиентоориентированного ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, адаптируемая для каждой группы регионов, включаемая в систему менеджмента качества предприятий, деятельность которых регулируется на региональном уровне, и учитывающая климатическую зону региона, величину города, вид жилищно-коммунальных услуг (жилищные услуги, услуги водо-, тепло-,газо-, электроснабжения), тип потребителя (население, коммерческие организации, бюджетофинансируемые организации), мощность предприятий ЖКХ муниципального образования, уровень дохода потребителей;адаптированна методика сегментации, позволяющая кастомизировать предоставление ЖКУ на муниципальном уровне и включающая в себя: проведение аналитической работы, в том числе с использованием опросного метода; выявление «ниши» конкретного предприятия на рынке жилищно-коммунальных услуг; определение возможных объемов оказания услуг с учетом географических, демографических, поведенческих и других принципов сегментирования; организацию оказания услуг в соответствии с выявленными потребностями и прогнозами относительно их предоставления; разработку стратегий их сбыта, что позволяет осуществлять регулирование и развитие локального рынка жилищно-коммунальных услуг;предложен организационно-экономический механизм регулирования деятельности предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ на муниципальном уровне, включающий использование государственно-частного партнерства, позволяющего сохранить муниципальную собственность на объекты жилищного и коммунального хозяйства и привлечь долгосрочные инвестиции на модернизацию основных фондов, и механизма ценообразования с учетом климатической зоны, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени развития ЖКХ города, уровня благоустройства жилищного фонда, уровня конкуренции, а также современного уровня цен, среднего размера тарифа на жилищно-коммунальные услуги в стране, что позволяет кастомизировать процесс формирования цены на локальном рынке;- обоснован адаптированный к системе ЖКХ пошаговый алгоритм стратегического программно-проектного планирования на основе которого разработан стратегический план развития системы ЖКХ муниципальногообразования (на примере города Таганрога) как подсистемы муниципального и городского хозяйства с выделением факторов развития жилищно-коммунальной сферы муниципального образования, позволяющий реализовать целеориентированную модель развития ЖКХ муниципального образования и городского хозяйства. Он включает этапы: разработка стратегической концепции развития жилищного и коммунального хозяйства страны и муниципального образования; формирование стратегии развития муниципального образования; доведение основных положений стратегии до субъектов муниципального образования; разработка, согласование, утверждение и корректировка необходимых документов;- предложена организационно-экономическая модель развития сферы малого бизнеса на локальном рынке жилищно-коммунальных услуг с выделением инициирующего модуля, формирующего институциональную среду на федеральном уровне развития малого бизнеса, определяющего региональные доминанты его развития и стратегии развития малого бизнеса муниципального образования, и результирующего модуля, обосновывающего приоритеты развития ЖКХ, создание в этой сфере благоприятной институциональной среды для развития малого бизнеса на локальном уровне и включающего эффективные модели развития малого бизнеса, разработанные на примере предприятий крупного города России;- выявлены процессы эффективного функционирования малых предприятий ЖКХ: формирование условий креативности; свобода предпринимательства; развитие конкуренции; внедрение индустрии нововведений; использование благоприятной институциональной среды; формирование наиболее эффективных механизмов межфирменного взаимодействия и интеграции субъектов крупного, среднего и малого бизнеса; мониторинг и оценка эффективности функционирования малого бизнеса на территории муниципального образования, региона; сегментирование рынка жилищно-коммунальных услуг; кастомизацияпроцесса предоставления услуг; клиентоориентированность системы предоставления услуг и системы тарифов на услуги; формирование и развитие программ поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит:- в обосновании авторской позиции по расширению и уточнению категориального аппарата, развитии теоретической и методологической базы организации и управления системой предоставления социально значимых услуг в условиях модернизации российской экономики;- в разработке автором институционально-экономического механизма повышения эффективности и качества жилищно-коммунальных услуг;- в формировании эффективных инструментов по развитию регулируемых федеральных, региональных и муниципальных рынков жилищно-коммунальных услуг;в обосновании механизма повышения эффективности использования рыночных инструментов в сфере жилищно-коммунальных услуг.
Научные положения и результаты исследования существенно развивают систему теоретических и практических методов, обеспечивающих эффективное функционирование жилищно-коммунального хозяйства, и позволяют сформировать систему институциональных и организационно-экономических механизмов регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Теоретические выводы и предложения могут использоваться субъектами органов власти в процессе совершенствования форм и методов управления системой жилищно-коммунального хозяйства, а модельные разработки, приведены в диссертации, - при формировании и оценке государственных программ развития ЖКХ страны и регионов.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанный в работе модельный инструментарий организации и управления системой предоставления жилищнокоммунальных услуг, регулирования рынка этих услуг на федеральном, региональном и муниципальном уровнях может быть использован органами государственной власти и менеджментом предприятий ЖКХ в целях повышения их конкурентоспособности.
Практическое значение для системы муниципального хозяйства и муниципального управления имеют предложения по развитию системы взаимоотношений бизнес-структур на локальном (муниципальном) рынке ЖКУ на базе государственно- частного партнерства.
Результаты работы могут использоваться для:- построения системы делового сотрудничества предприятий — поставщиков услуг, а в дальнейшем - при разработке документов законодательного, нормативного, программного характера, определяющих направления формирования рыночной инфраструктуры в сфере жилищно-коммунальных услуг;- практики работы органов власти при разработке проектов и подпрограмм социально-экономического развития регионов;взаимодействия органов исполнительной власти регионов, муниципальных образований с предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги;- разработки локальных стратегий, систем и механизмов устойчивого роста предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ;- выбора рекомендаций, направленных на совершенствование систем управления устойчивым развитием предприятий жилищно-коммунального хозяйства в практике их организационной, методической и консалтинговой деятельности;- подготовки и переподготовки специалистов экономических служб и руководителей предприятий и ведомств;- учебного процесса для студентов экономических специальностей вузов по дисциплинам: «Основы жилищно-коммунального хозяйства»,«Система государственного и муниципального управления», «Региональная экономика и управление», «Муниципальное управление».
Апробация результатов разработки проблемы. Выводы ирезультаты работы внедрены в ряде управлений администрации и предприятий г. Таганрога.
Основные теоретические положения, выводы и практические рекомендации автором в опубликованных работах, докладывались на международных, общероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах, научных сессиях и форумах.
Результаты исследования докладывались автором на Международных научно-практической конференциях (г. Волжский, 1999 г., Краснодар, 2004 г., 2007 г., Санкт-Петербург, 2005 г., 2006 г. 2007 г., Ставрополь, 2005 г., Пенза, 2006 г., Ростов-на-Дону, 2006 г., Новочеркасск,2007 г., Иркутск 2008 г.), всероссийских научно — практических конференциях (Санкт-Петербург, 2007 г., 2008 г., Белгород, 2007г., Саранск, 2008 г., Махачкала, 2007 г., Казань, 2007 г., Шахты, 2006 г.), а также на симпозиумах и семинарах, посвященных социально — экономическим проблемам развития России в условиях реформирования экономики в городах Москва, Ростов-на-Дону, Пенза, Новосибирск и на конференциях профессорско-преподавательского состава Таганрогского государственного радиотехнического университета и ТТИ ЮФУ в 2007,2008 гг., профессорско-преподавательского состава Южного федерального университета, 2008 г., Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы реализации национальных проектов развития экономики России» (г. Сочи) 2008 г. и др.
Материалы диссертации используются при чтении лекций, проведении практических занятий, организации тестирования в рамках учебного процесса по ряду дисциплин на факультете управления вэкономических и социальных системах ФОУ ВПО Технологического института в г. Таганроге Южного Федерального Университета.
Публикации результатов исследования. Основное содержание диссертации и результаты исследований изложены в 57 публикациях, в том числе в 2 индивидуальных и 1 коллективной монографиях, изданных научными издательствами, 14 научных статьях в журналах, рекомендованных ВАК России, серии статей в центральных и региональных научных изданиях, индивидуальном и коллективном учебном пособии общим объемом около 89,2 п.л., из них лично авторских вклад составляет 58,5 п.л.
Структура диссертационной работы определяется поставленной целью и соответствует логической последовательности решения определенных автором исследовательских задач. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка, включающего 315 наименований, работа изложена на 444 страницах, содержит 58 рисунков, 28 таблиц, 24 приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 139 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz