Введение 3 1. Социальная психология групп 5 2. Организационная структура коллектива 11 3. Совместные формы производственной деятельности 12 4. Психологическая совместимость как фактор формирования социально-психологического климата в коллективе 18 Заключение 21 Список литературы 22
Введение
Одной из глобальных проблем современного развития экономики России, а также большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. Подходы к этой проблеме разнообразны. Несомненно, огромное внимание уделяется структуризации методов и систем кадрового отбора, размещению, комплектации, оптимизации, обучению и выдвижению кадровой составляющей организации. При становлении рыночной экономики в отечественной практике должны учитываться все перечисленные аспекты. Одной из важнейших задач службы управления персоналом является анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений. Нельзя недооценивать значимость данной проблематики, ведь от качества работы отдельных групп и зависит, в конечном итоге, экономическая эффективность предприятия или организации. Благодаря достижениям психологии и социологии удается повысить эффективность деятельности организации. «Среди инноваций в данной сфере решение таких важных вопросов, как оптимальная численность профессиональных групп (первичных коллективов, бригад, отделов), формирование команды; их функциональная структура; психологическая совместимость членов коллектива; мотивация труда, в том числе управленческой деятельности и т. д.». Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих. Социальная психология не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают, прежде всего, в малых группах. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирования и развития общественно-психологических явлений и процессов, протекающих в этих общностях людей. Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности — экономические и социальные — и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения. В конечном итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески. Цель данной работы – провести теоретическое и практическое исследование группы. Задачи: изучение психологии групп; изучение форм совместной деятельности; исследование психологической совместимости людей, действующих в коллективе; изучение социально-психологического климата в коллективе. Объектом исследования выступает коллектив аптеки «Ромашка». Практическая значимость данной работы – исследование деятельности и социально-психологического климата коллектива позволит сделать выводы о работе организации в целом и дать рекомендации по улучшению этой деятельности.
Заключение
Хорошо подобранный трудовой коллектив компании должен представлять команду единомышленников и партнеров, способных осознавать и реализовывать замыслы руководства. Инновационный характер деятельности современной компании, приоритетность вопросов качества услуг изменяют требования к работнику, повышают значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это уже привело к существенным изменениям в принципах, методах и социально-психологических вопросах управления персоналом. Проведенный анализ деятельности коллектива аптеки «Ромашка» позволяет сделать следующие выводы. Трансформация управления персоналом должна быть направлена, в первую очередь, на реализацию политики мотивации, которая нацелена на расширение сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей. Это побуждает работников к развитию своих способностей, интенсивному, продуктивному и творческому труду. Перестройка мотивации коллектива позволит форсировать процесс нововведений, поможет улучшить положение фирмы на рынке, более эффективно задействовать возможности сотрудников, выступающих в качестве сплоченной команды единомышленников. В этом случае способность фирмы устоять перед неблагоприятным воздействием изменений внешней сферы возрастет многократно.
Список литературы
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Гардарика, 1996. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Просвещение, 2001. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. – СПб.: Питер, 2002. Красовский Ю. Управление поведением на фирме. - М.: Инфра – М, 2004. Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2001. Маршал А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 2000. Машукова Н. Менеджер по обучению. Каким ему быть? // Служба кадров, 1999. - № 7. Современный менеджмент: теория и практика / Под ред. А. Г. Комарова, Г. Г. Муфтиева. — СПб.: Питер, 2004. Управление персоналом организации. / Под ред. Мишина Н.С. – М.: Инфра – М, 2003. Уткин Э.А. Курс менеджмента. – М.: Зерцало, 2000 Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону: Стела, 1998.