Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 28 » Скачать Историко-культурологический анализ нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России. бесплатно
3:13 AM
Скачать Историко-культурологический анализ нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России. бесплатно
Историко-культурологический анализ нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России

Диссертация

Автор: Шестова, Светлана Михайловна

Название: Историко-культурологический анализ нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России

Справка: Шестова, Светлана Михайловна. Санкт-Петербург, 0 160 c. :

Объем: 160 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 0


Содержание:

Введение
Глава I Теоретико-методологические основы охраны и использования памятников истории и культуры
11 Общественное сознание в векторе государственно-правовой охраны памятников истории и культуры
12 Термины и понятия, используемые в нормативных актах об охране и использовании памятников истории и культуры
13 Памятник как,предмет охраны и использования
14 Классификация памятников истории и культуры
Глава II Становление и развитие российского законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры
21 Становление правосознания в отношении сохранения памятников истории и культуры в России X - XVI веков
22 Нормативные акты о сохранении памятников истории и культуры в России XVII - начала XX веков
23 Советское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры
24 Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации об охране памятников истории и культуры
25 Тенденции развития федерального законодательства в области сохранения памятников истории и культуры
Глава III Понятие и сущность охраны и использования памятников истории и культуры
31 Неразрывность понятий «охраны» и «использования» памятников истории и культуры
32 Основные принципы охраны и использования памятников истории и культуры
33 Государственные функции по охране и использованию памятников истории и культуры

Введение:

Актуальность темы исследования. В последние годы с началом проведения административной реформы (2002 год) контроль над учетом, хранением и использованием памятников истории и культуры был значительно ослаблен. Сокращение числа квалифицированных кадров реставрационных профессий, разрушение системы реставрационных организаций привело к резкому ухудшению состояния значительной части памятников. К невосполнимым потерям влечет также незаконная торговля предметов, имеющих культурную ценность. По данным Росохранкультуры1 годовой объем незаконной торговли культурными ценностями, в том числе похищенными из музеев, исчисляется в несколько миллиардов долларов. Особенно отмечается получившая широкое распространение деятельность «черных археологов».
В России на протяжении длительного времени формировалось общественное сознание в отношении охраны и использования памятников истории и культуры. Конвенция ООН (1972 год) «Об охране всемирного культурного и природного наследия» стала основой для принятия одноименных Закона СССР (1976 год) и Закона РСФСР (1978 год) «Об охране и использовании памятников истории и культуры», оформивших системный подход к делу охраны и использования памятников истории и культуры. Особенностью современного российского законодательства, регулирующего отношения, связанные с охраной и использованием памятников истории и культуры, является его дробность по направлениям: охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; музейное дело; архивное дело; библиотечное дело; народные художественные промыслы; вывоз и ввоз культурных ценностей; объекты культурного наследия и т.д. Такое положение сложилось вследствие ориентации законодателя на Закон Российской Федерации (1992 год) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее
1 Росохранкультура. Публичный доклад. М., 2007. С. 24.
Основы), как на базовый (статьи 4 и 35 Основ). С принятием Федерального закона (2002 год) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» утратило силу значительное число статей Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Затем, в соответствии с Федеральным законом (2004 год) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», была отменена статья 35 Основ, устанавливавшая обязанности государства по сохранению памятников истории и культуры. Таким образом, целостность системы нормативного правового регулирования охраны и использования памятников истории и культуры была утрачена.
В настоящее время предпринимаются меры по совершенствованию законодательства о культуре. Однако для создания связанной целостности норм в рассматриваемой области необходима разработка специального закона, концептуально созвучного Закону РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», вместе с тем, учитывающего новые виды общественных отношений.
Актуализация данного вопроса определяется изменениями культурной, политической и экономической ситуации в стране, изменениями общественных отношений и общественного сознания (правосознания), трансформацией форм собственности на памятники истории и культуры, что в целом обостряет проблему их эффективной охраны и рационального использования.
Цель и задачи диссертационного исследованияю. Цель диссертационного исследования — на основе изучения исторического опыта развития общественного сознания создать целостную картину становления и развития общественных отношений, связанных с охраной и использованием памятников истории и культуры и выработать направления совершенствования их нормативного регулирования.
Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач: - изучить историю вопроса об охране и использовании памятников истории и культуры в России;
• раскрыть сущность государственной охраны и использования памятников истории и культуры;
• определить критерии системного нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в современной социокультурной ситуации;
• выявить государственные функции и определить принципы государственной охраны и использования памятников истории и культуры; - проследить формирование ключевых понятий, применяемых в историко-культурологических исследованиях и нормативных актах и сравнить их с терминами, применяемыми в международных актах;
• определить критерии классификации памятников истории и культуры на основании полученных результатов анализа нормативных актов.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с охраной и использованием памятников истории и культуры.
Предмет исследования - социокультурная среда формирования общественного сознания и развития нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России.
Источннковой базой исследования послужили договоры Древней Руси, «Русская правда», Судебники, Уложения, указы, распоряжения русских царей и российских императоров. Из числа изданных актов, в работе использованы те, которые были включены в официальные сборники и собрания (в ПСЗ, СУ, СЗ РФ и т. п.). Для раскрытия темы диссертации поиск и реконструкция утраченных актов не потребовались.
В работе использованы декреты, постановления, циркуляры, распоряжения и законы, принятые с 1917 по 1978 годы.
Проведен анализ действующих законов: Конституции Российской Федерации, гражданского, уголовного, административного, водного, лесного, земельного, градостроительного и других кодексов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также конвенций и соглашений, принятых ООН (ЮНЕСКО), модельных законов СНГ и МПА СНГ и иных нормативных актов, регулирующих или затрагивающих вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Из общего количества рассмотренных актов анализ проведен примерно 180 актов.
Хронологические рамки исследования определены с X века и до начала XXI века, что обусловлено необходимостью изучения особенностей социокультурных процессов формирования правосознания в России, без которого невозможны анализ и определение последовательности и прогрессивности развития российского законодательства в области охраны и использования памятников истории и культуры.
Методы исследования - логический, аналитический, сравнительно-исторический, сравнительного правоведения, системный, структурно-функциональный, нормативного моделирования.
В работе используется системный подход к нормативным источникам и проведение на его базе культурологического, исторического, правового анализа общественных отношений и правосознания в области охраны и использования памятников истории и культуры.
Культурологический метод анализа нормативных источников необходим для обеспечения понимания и объяснения положений, содержащих смысловое значение культурной ценности памятников, выявления причин трактовки понятий: «памятники истории и культуры», «объекты культурного наследия», как имущественного комплекса в деле их охраны и использования, установления сущностного значения считываемой человеком информации, содержащейся в памятниках истории и культуры. Применительно к формированию общественного сознания культурологический анализ позволяет оценить мотивированность граждан к преобразованиям и дальнейшему совершенствованию законодательства в области охраны и использования памятников истории и культуры.
Исторический метод - для изучения становления и развития общественного сознания и нормативного регулирования отношений, связанных с сохранением культурного наследия в России.
Метод правового анализа состоит в определении эффективности российского законодательства на каждой стадии его развития.
В совокупности используемые методы позволяют раскрыть необходимость системного подхода к делу охраны и использования памятников истории и культуры и выработки общегосударственной концепции нормативного регулирования.
Теоретической основой диссертации послужили научные труды, посвященные общим вопросам изучения культуры и культурного наследия Ю.М. Лотмана, Э.А. Баллера, М.С. Кагана, Э.В. Ильенкова, Б.С. Ерасова и других ученых. А также труды, посвященные актуальным для данного исследования проблемам культурологи: H.A. Бердяева, Ю.Н. Солонина, А.И. Арнольдова, Ю.В. Перова - поискам определения понятия термина «культура», П.В. Боярского, A.M. Кулемзина - относительно вопросов, касающихся сущности «памятниковедения» и охраны памятников, Н.В. Майоровой, A.B. Работкевича - вопросам государственной политики в области охраны и использования памятников истории и культуры, К.Е. Рыбака - вопросам международных правовых аспектов музейного дела и охраны памятников, а также С.Н. Иконниковой и В.П. Коблякова, А.К. Уледова, И.Е. Фарбера и многих других.
Теоретическую значимость для исследования имеют труды правоведов: Е.А. Лачиной- в отношении правовой охраны памятников природы, истории и культуры, Н.В. Михайловой - в части исследования понятия «историко-культурного наследия», институализации права и другие.
Основную базу диссертационного исследования в области истории культуры составили научные труды: JI.B. Беловинского — относительно истории русской материальной культуры, М.Е. Каулен - относительно исследования нематериальных объектов культурного наследия, Н.Г. Самариной - по вопросам определения методов исследования источников, Н.И. Решетникова — по проблемам учета и хранения музейных предметов, Э.А. Шулеповой, A.A. Сундиевой - по вопросам, связанным с историей организации музейного дела, а также многих других, в отношении определения дефиниций ключевых терминов, используемых в деле охраны и использования памятников истории и культуры.
В области природопользования актуальны труды: A.JI. Мазурова - по вопросам, связанным с определением места природных памятников в системе мероприятий, осуществляемых государством в деле охраны и использования памятников культуры.
Степень научной разработанности темы. Вопросы взаимосвязи истории формирования и развития общественного сознания (правосознания) и нормативного регулирования охраны и использования памятников культуры с древних времен и до современного периода в России не проводились.
Исследования нормативного правового регулирования охраны и использования памятников культуры в основном касались аспекта уголовно-правовой охраны памятников истории и культуры (Е.А. Лачина, О.В. Давлетшина и др.) и административно-правовой охраны объектов культурного наследия (А.К. Вахитов). Вопросы, касающиеся раскрытия сущности правового регулирования охраны и использования памятников истории и культуры и проведения сравнительного правового анализа нормативных актов, освещены недостаточно.
История развития российского законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры широко рассматривалась в трудах ученых историков и музееведов. Главным образом, она исследована с точки зрения влияния государственной политики на общественные отношения в разные исторические периоды (A.B. Работкевич, Н.В. Майорова, М.А. Киндзерская, М.А. Полякова, Э.А. Шулепова и др.). Системный и сравнительно-исторический анализы нормативных актов раскрыты недостаточно.
Основные понятия, используемые в области охраны культурного и природного наследия, разработаны в трудах юристов (Н.В. Михайлова, О.В. Давлетшина и др.), географов (Ю.Л. Мазуров, Ю.А. Веденин и др.) и культурологов (A.M. Кулемзин, П.В. Боярский и др.).
Определение ключевых терминов и понятий, используемых в деле охраны памятников культуры, и классификация памятников истории и культуры нуждаются в уточнении.
Научная новизна работы состоит в том, что проведено комплексное исследование нормативных актов с древних времен и до настоящего времени, специально посвященное социокультурным аспектам развития нормативного регулирования в области охраны и использования памятников истории и культуры. По мнению автора важным и необходимым в современной социокультурной ситуации является вывод о том, что государственный институт сохранения памятников истории и культуры в России формировался с X века. Автор также отмечает, что правосознание основателя первого музея в России Петра I было преемственным и формировалось на основе методов государственного управления царя Алексея Михайловича.
Проведен историко-правовой сравнительный анализ законодательства СССР и РСФСР, федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. В аспекте рассматриваемых проблем проводились системные исследования нормативных актов, содержания и сущности охраны и использования памятников культуры, теоретической обоснованности и практической целесообразности реанимации Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
На основе анализа истории развития нормативных актов и развития правосознания, как социокультурного феномена, может быть выработана федеральная концепция системного регулирования общественных отношений, связанных с охраной и использованием памятников истории и культуры, и могут быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства в части установления основных функций и принципов осуществления охраны и использования памятников истории и культуры, а также контроля над эффективной охраной и рациональным использованием памятников истории и культуры.
К важным результатам исследования можно отнести классификацию памятников, произведенную путем обобщения функциональных характеристик и конкретизации их назначения.
Автор проводит анализ понятия памятника, имеющего культурную ценность, определяет его место в неимущественных отношениях.
Положения, выносимые на защиту. Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать теоретические и практические положения, выносимые на защиту:
1. Институциализация сферы охраны культурного наследия представляет собой процесс определения и закрепления правовых норм, приведение их в государственную систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения общественной потребности сохранения культурной памяти.
2. Государственная охрана и использование памятников истории и культуры рассматривается как исторически сложившийся социальный институт, устойчивая форма организации деятельности социума, направленного на реализацию моральных и этических норм, обеспечивающих сохранение и актуализацию культурного наследия.
3. Основные принципы государственной охраны и использования памятников истории и культуры включают в себя: всеобщность - охват всего национального культурного наследия народов Российской Федерации; всесторонность - всесторонний учет интересов общества различных социокультурных страт; доступность - рациональное использование памятников истории и культуры; системность - организация эффективной системы охраны и использования и контроля над охраной и использованием памятников истории и культуры.
4. Предметом государственной охраны является содержащаяся в памятниках информация, представляющая культурную ценность для развития современного общества. Информация, содержащаяся в памятниках истории и культуры, может рассматриваться в качестве товара, но она не является имуществом.
4. Необходимость включения понятия памятника истории и культуры в российское законодательство об их охране и использовании обусловлена развитием правосознания и общественных отношений.
5. Выявление и учет всего национального культурного наследия и анализ его состава предполагают классификацию памятников и определение их места в системе культурных ценностей народов России. Главным критерием классификации памятников культуры является их происхождение. Памятники подразделяются на памятники истории, памятники народного творчества, памятники индивидуального (коллективного) творчества и памятники природы.
6. Развитие современного нормативного регулирования общественных отношений не носит системного и методичного характера, вследствие чего необходимо создание системообразующего федерального закона взамен устаревшего Закона Российской Федерации «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
7. Структура федерального закона должна отражать систему государственной охраны и использования памятников истории и культуры, охватывающую все виды памятников и формы их использования.
Теоретическая и практическая значимость. В работе предложен системный подход к определению понятий «памятник истории и культуры» и «государственная охрана и использование памятников истории и культуры» в связи с процессом институализации нормативного регулирования, обоснованы принципы классификации памятников истории и культуры, выявлена взаимозависимость развития общественного сознания (правосознания) и социокультурной среды, выявлены пробелы в законодательстве, нечеткие положения нормативных актов.
На основе результатов теоретических исследований и анализа нормативных актов автором намечены возможные пути совершенствования законодательства об охране и использовании памятников культуры.
Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов лекций по музееведению и по охране памятников истории и культуры, а также в законотворческой деятельности.
Результаты проведенного исследования могут служить основой для дальнейшего исследования актуальных вопросов охраны и использования памятников истории и культуры.
Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры музееведения Московского государственного университета культуры и искусств.
Основные положения диссертации опубликованы автором в следующих работах:
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии
1. Развитие законодательства об охране памятников истории и культуры // Обсерватория культуры. М., 2008. № 4. Наследие. С.56-61. (0,3 а.л.).
2. Правосознание в Древней Руси // Обсерватория культуры. М., 2008. № 4. Телескоп. С.56-59.(0,2 а.л.).
Другие публикации
3. Современное законодательство о культурном наследии // Время культуры и культурное пространство: Сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции. Москва: МГУКИ, 2000. С. 59-60. (ОД а.л.).
4. Проблемы толкования терминов, используемых в действующем законодательстве Российской Федерации о культуре // Созидательная миссия культуры: сб. ст. мол. уч. / М.: МГУКИ, 2002. Вып. 2. - С. 210-213. (0,2 а.л.).
5. Охрана памятников монастырской культуры // Святые и святыни северорусских земель: сб. науч. ст./ Каргополь: Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей, 2002. С. 211-214. (0,2 а.л.).
6. Охрана и использование памятников истории и культуры: Сборник нормативных правовых актов. Москва: МГУКИ, 2004. - 243 с. (30,2 а.л.).
7. Организация музейного дела в регионе // Справочник руководителя учреждения культуры. М., 2008. № 4. С. 16-32. (0,2 а.л.).
8. Организация музейного дела в регионе // Справочник руководителя учреждения культуры. М., 2008. № 5. С. 23-37. (0,8 а.л.).
9. Охрана и использование многоквартирных домов, признанных объектами культурного наследия // Справочник руководителя учреждения культуры. М., 2008. № 9. С.53-54. (0,1 а.л.).
Отдельные положения настоящего исследования излагались автором на семинарах и лекциях при осуществлении преподавательской деятельности на кафедре музееведения в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ) (1999-2007 гг.) и курсах повышения квалификации музейных работников, а также при подготовке аналитических материалов и заключений на проекты федеральных законов и иных нормативных актов по вопросам сохранения культурного наследия народов Российской Федерации в период прохождения государственной службы в Министерстве юстиции Российской Федерации (1995-2001 гг.), в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (20012008 гг.) и Министерстве культуры Российской Федерации (2008-2009 гг.).
Структура работы. Цель, задачи и методы исследования обусловили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 135 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz