Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Изучение особенностей восприятия сказок детьми младшего дошкольного возраста бесплатно
9:29 AM
Скачать Изучение особенностей восприятия сказок детьми младшего дошкольного возраста бесплатно
Тип: Курсовая работа
Предмет: Психология
Тема: Изучение особенностей восприятия сказок детьми младшего дошкольного возраста
Страниц: 42  
Формат: doc  

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей восприятия сказок детьми младшего дошкольного возраста 6

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме восприятия 6

1.2. Особенности развития восприятия в младшем дошкольном возрасте 13

Глава 2. Изучение особенностей восприятия сказок детьми младшего дошкольного возраста 19

2.1. Исследование особенностей восприятия сказок детей младшего дошкольного возраста 19

2.2. Рекомендации по развитию восприятия младших дошкольников в процессе знакомства со сказками 29

Заключение 36

Список литературы 37

Приложение 39

Введение

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Изучением сказки занимаются философы, раскрывающие ее смыслы как формы духовного опыта человечества, филологи, а также фольклористы, этнографы и историки, привлекаемые тем, что подобно археологическому культурному срезу, сказка многослойна, в ее композиции, образах, деталях, языке можно обнаружить исторические свидетельства и элементы различных эпох, находящихся в едином временном сказочном пространстве, а также представители многих других дисциплин.

Тема сказки была объектом споров и дискуссий на протяжении всей истории существования психологии как самостоятельной области науки. Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием воспитывающего, развивающего, психодиагностического, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознается в широких кругах психологов, однако, и на сегодняшний день нельзя сказать о том, что он максимально востребован, что может объясняться неоднозначностью решения вопроса о его сущности, масштабах в исследовательском и теоретическом планах.

В последнее время внимание к этой теме все больше обусловлено как раз все возрастающими потребностями психолого-педагогической и психотерапевтической практики при слабом собственно исследовательском интересе.

В психолого-педагогическом аспекте сказка выступает средством развития различных компонентов речевой деятельности (Л.И.Березовская, Л.Я.Бирюк, Н.И.Луцан, В.В.Любашина, Ю.А.Руденко, Е.С.Трифонова, Л.И.Фесенко), творческих способностей (О.Н.Пищухина), морально-нравственного (Э.М.Садыкова, А.А.Шапорева, М.И.Гагарин,) эстетического (В.В.Пабат, И.И.Филатова), гуманистического (С.А.Литвиненко), национального (Е.В.Беляева) воспитания.

В практической психологии сказка широко используется в качестве психотерапевтической технологии с целью преодоления внутренних и межличностных конфликтов [4] (И.В.Вачков, А.В.Гнездилов, Х.Дикманн, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ю.Соколов и др.).

В исследованиях ученых-дефектологов А.К.Аксеновой, В.Я.Василевской, В.В.Воронковой, М.Ф.Гнездилова, Г.М.Гусевой, Н.П.Кравец, В.-В.А.Озолайте, В.Г.Петровой даны методические рекомендации по работе с литературным текстом, в частности, со сказкой. Ученые отмечают наличие некоторых трудностей в понимании умственно отсталыми школьниками содержания сказки, указывают на их причины.

Недостаточно изученной остается проблема восприятия сказки детьми младшего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучить особенности восприятия сказок детьми младшего дошкольного возраста.

Объект исследования - восприятие детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности восприятия сказок детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития восприятия.

2. Рассмотреть закономерности развития восприятия в младшем дошкольном возрасте.

3. Рассмотреть значение сказок в развитии личности ребенка младшего дошкольного возраста.

4. Исследовать уровень восприятия детей младшего дошкольного возраста.

5. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей по развитию восприятия в процессе ознакомления со сказками.

Методы исследования - теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование), методы обработки данных.

База исследования - МДОУ детский сад №9 г. Челябинска, II младшая группа.

Список литературы

1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424 с.

3. Дубовис Д.Н., Хоменко К.Е. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А.В.Запорожца // Вопросы психологии. - 1985. - №5. - С.117-122.

4. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком- дошкольником литературного произведения: Тезисы докладов. - М., 1978. - С.73-76.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок: Практическое пособие. -- М.: 2001. - 215 с.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006. - 434 с.

7. Крупник Е.П. Психологические особенности восприятия образа // Психологический журнал. - 1985. - Том 6, №3. - С.150-153.

8. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. - М.: 1999. - 172 с.

9. Кульчинская Н.Л. Методика формирования художественного восприятия у детей 4-10 лет и проверка ее эффективности с помощью точных методов // Восприятие изобразительного искусства школьниками. - М.,1988.

10. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. - СПб., 2000. - 168 с.

11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возврасте. Учебное пособие для ВУЗОВ. - М.: Академия ИЦ, 2003. - 144 с.

12. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М.: 1994.

13. Мир детства и традиционная культура: Сборник научных трудов и материалов / Сост. С.Т.Айвазян. - М.: 1994. - 89 с.

14. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. - 276 с.

15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.

16. Оклепдер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М.: 1997. - 127 с.

17. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М.: Педагогика, 2004. - 278 с.

18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: 1994. - 106 с.

19. Хухлаева О.В. Тропинка в мое "Я". - М.: 2001. - 178 с.

20. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. - М.: 2001.

21. Эльконин Б.Д. Детская психология. Учебное пособие. - М.: Академия. 2004. - 383 с.

22. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - М: Учпедгиз, 2006. - 456 с.

23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: 1989.

Примечания

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 136 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz