Глава 2. Изучение перспективы трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности…………………………………………………………20
§ 1. Подготовка исследования……………………………………………..20
§ 2. Анализ результатов……………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...27
Приложение 1……………………………………………………………………30
Приложение 2……………………………………………………………………34
Введение
В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда.
Современный этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества. Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны - несоответствием профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым современным рынком труда.
В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств, обеспечивающих конкуренто-способность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры. Такие задачи, как развитие личности специалиста, подготовка его к мобильному и адекватному поведению на рынке труда, не всегда решаются достаточно успешно, что усугубляет трудности трудоустройства после окончания вуза.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, анализу их жизненных планов, организации процесса трудоустройства в условиях модернизационных преобразований в России, а также изменений, происходящих в мире, которые носят глобальный характер.
Взаимодействие системы образования и рынка труда связано не только с востребованностью специалистов определенной квалификации и профессии, но и с отношением молодого поколения к труду в целом. Падение социальной ценности труда приводит к снижению престижа ряда важных для общества профессий. В настоящее время ряд исследователей отмечает обострение диспропорции между профессиональными ориентациями молодежи и реальными потребностями рынка труда, а также изменение традиционной иерархии ценностей, приводящее к замене утративших актуальность экстравертивных мотивов, направленных на общество и других людей, на интровертивные.
Описанные проблемы, характерны не только для коммерческой области применения социологии. В то же время именно поведение старшекурсников и выпускников является чрезвычайно важным: сейчас, на этапе формирования рынка, они определяют во многом его будущее. Анализ противоречий между ожиданиями и предложением сторон на рынке даст возможность вскрыть наметившиеся проблемы, а также помочь соискателям сформировать сценарии наиболее эффективного взаимодействия.
Социокультурные проблемы трудовой молодежи, в том числе студенчества, освещались в работах В.И. Герчикова, Я.В. Дидковской, Н.А. Лоншаковой, А.В. Меренковой, И.А. Пашинян, Р.Г. Гуровой, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др.
Объект данного исследования - студенты-социологи пятого курса МАРГТУ (25 человек).
Предмет исследования - условия трудоустройства выпускников социологов.
Целью данной работы является изучение основных аспектов трудоустройства выпускников социологов, студентов пятого курса.
В соответствие с заявленной целью в работе разрешаются следующие задачи:
1. Дать характеристику рынка труда и трудовой социализации современной студенческой молодежи;
3. Провести эмпирическое исследование перспектив трудоустройства студентов с учетом их будущей специальности;
4. Проанализировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: большая часть выпускников социологического факультета МАРГТУ не имеет реальной трудовой перспективы по месту жительства. Лучшие шансы трудоустроиться имеют те, кто начал подрабатывать еще в студенческие годы и имеет опыт работы.
Методы исследования: анализ социологической литературы, характеризующей основные понятия, такие как труд, рынок труда и образовательные услуги, социальная мобильность, профессиональная мобильность, профессиональные притязания, материальные притязания. В ходе эмпирического исследования был использован метод анкетного опроса.
Теоретическая значимость и возможности применения результатов. Полученные в ходе исследования результаты можно будет использовать для оптимизации учебного плана в целях повышения конкурентоспособности выпускников социологов на местном рынке труда.
База исследования: социологический факультет МАРГТУ.
Список литературы
1. Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. М., 2004.
2. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2004. 407 с.
3. Атаманова Р. И. Поиск работы М,2001
4. Багдасарьян Н. Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социс. 2003. 11.
5. Баумгартен Л. И снова о реформе образования // Управление персоналом. 2002. 5
6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. М.: Юрист, 2002 г.
7. Вишневский Ю.Р., Банникова Л.Н., Дидковская Я.В. Исследование проблем профессионального самоопределения студенчества Свердловской области Свердловск: Уральский государственный технический университет, 2003
8. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов / Социс- 3.- 2004.
9. Деражне Ю. Профессиональная карьера женщин.//Человек и труд. 11, 2003 г.
10. Дмитриев Ю.А. Все выпускники имеют работу / ЭКО- 5.-2005.
11. Дудковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов / Социс - 7.- 2005.
12. Егоров О. Профильное образование: проблемы и перспективы // Народное образование. - 2006. - № 5. - С. 32-36.
13. Зборовский Г.Е, Орлов Г.П. Введение в социологию. Екатеринбург, 2002
14. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2003. 7.
15. Зерчанинова Т.Е. Выпускники профессиональных образовательных учреждений и рынок труда // Чиновник. 2005. 2(12)
16. Карташов С. А., Одегов Ю. Г., Кокорев И. А. Трудоустройство. Поиск работы М, 2002
17. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное
31. Синягин А., Фролкин П. Выпускники вуза: перспективы трудоустройства / Человеческие Ресурсы. 2001. 3
32. Соломенчук В. Интернет. Поиск работы. Учеба. Гранты М,2000
33. Социологическое исследование "Студент-2005" Екатеринбург, Уральский государственный технический университет, 2005
34. Тощенко Ж. Т. Предмет и структура социологии труда // Социс. 2003. 2.
35. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность/ Отв. ред. В. Н. Шубкин. М., 1984.
36. Федотова Н. Профессиональный потенциал выпускников вузов // Человеческие ресурсы. 2002. 1-2
37. Чистякова С., Радичев Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению // Народное образование. - 2006. - № 9. - С. 152-156.
38. Щербина А.В. О первоочередных мерах по созданию механизма содействия выпускникам вузов в трудоустройстве // Вестник Московской Городской Думы. 2002. 11
39. Эфендиев А.Г. Кондрашова М.В. Московское студенчество 1995-2000гг. - социальная ситуация, тенденции, перспективы // Мир России 2004. №1.
40. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы М.: Речь, 2004-256с.