Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 18 » Скачать Компетентностно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности. Бородин, бесплатно
0:16 AM
Скачать Компетентностно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности. Бородин, бесплатно
Компетентностно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности

Диссертация

Автор: Бородин, Юрий Иванович

Название: Компетентностно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности

Справка: Бородин, Юрий Иванович. Компетентностно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Самара, 2006 203 c. : 61 06-13/1440

Объем: 203 стр.

Информация: Самара, 2006


Содержание:

Введение
1 Теоретические основы повышения качества подготовки специалистов среднего звена для легкой промышленности
11 Историография развития подготовки специалистов
12 Анализ содержания подготовки специалистов среднего звена для легкой промышленности
13 Социокультурные и психолого-педагогические условия подготовки современных специалистов для легкой промышленности
14 Моделирование технологии сквозной подготовки специалистов для легкой промышленности на основе профессиографического и компетентности© -ориентированного подходов
Выводы к первой главе
2 Проектирование сквозной подготовки специалиста для легкой промышленности
21 Проектирование и компетентностно-ориентированный подход в среднем профессиональном образовании;
22 Командный подход к проектированию содержания подготовки специалистов для легкой промышленности
23 Оптимизация средств и методов формирования профессионально важных качеств и профессиональных компетенций сквозной подготовки специалистов
24 Опытно-экспериментальная апробация сквозной технологии подготовки специалистов в Самарском техникуме легкой промышленности
Выводы ко второй главе

Введение:

Актуальность исследования обусловлена требованиями, предъявленными новыми экономическими условиями к специалистам легкой промышленности, которые должны не только владеть системой профессиональных знаний, но и быть способными к индивидуальной творческой деятельности, самообразованию и повышению своего интеллектуального и культурного уровня.
Между тем современная подготовка специалистов легкой промышленности основана на узко профессиональном подходе, она не развивает комплекс индивидуальных качеств личности, не учитывает часто меняющиеся задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Общество заинтересовано в специалистах нового типа, ориентированных на нужды тех, кто будет пользоваться продукцией их профессиональной деятельности.
В последние годы сформулирована новая парадигма образования, в рамках которой качество подготовки специалиста будет определяться тем, насколько развиты у выпускников профессиональных учебных заведений компетенции — способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять знания адекватно решаемым проблемам.
Понятие «компетентность» и «компетенция» все чаще стали употребляться вместо понятия «профессионализм». Компетентностно-ориентированный подход в СПО предполагает в качестве цели подготовки специалиста — овладение им способностями и навыками, которые необходимы для эффективного выполнения рабочих функций на рабочем месте.
Необходимость реализовать эту цель четко предписывает и Федеральная программа развития СПО.
Для СПО сегодня можно отметить ряд недостатков, которые тормозят процесс сформировывания конкурентоспособных специалистов, а именно:
• трансляция теоретических и практических знаний, не предусматривающих формирование личностных свойств специалиста, необходимых ему для плодотворной работы;
• отсутствие сквозной программы подготовки специалиста и как следствие, рассогласованность целей образовательного процесса;
• опора на знаниецентристскую парадигму и недостаточное применение культуроцентристской педагогики;
• неразработанность диагностических методик определения уровня сформированности ключевых и профессиональных компетенций специалистов среднего звена;
• отсутствие методики формирования и определения профессиональных компетенций специалистов легкой промышленности.
Эти недостатки подтверждают актуальность исследования возможности СПО формировать профессиональные компетенции (ПК) и профессионально важные качества (ПВК) для полноценности развития личности будущих работников легкой промышленности, кроме того, положение дел в СПО усугубляется противоречиями:
• между многокомпонентной структурой ПВК специалиста и отсутствием технологии формирования и развития этих качеств;
• между давно назревшей необходимостью разработки компетентностно-ориентированного подхода в СПО и преобладанием на практике традиционных методов обучения;
• между потребностью построения модели опережающей подготовки специалистов среднего звена для легкой промышленности и недостаточной разработанностью новых подходов к проектированию содержания, технологий и методик системной диагностики в учебных заведениях среднего специального образования.
Выявленные недостатки и сформулированные противоречия определили проблему исследования: какой должна быть педагогическая технология подготовки специалистов легкой промышленности, отвечающая всем психолого-педагогическим нормам и обеспечивающая возможность формировать профессиональные компетенции и готовить конкурентоспособных выпускников техникума.
Недостаточная разработанность данной проблемы и настоятельная необходимость ее решения побудили автора к выбору темы исследования в следующей формулировке: «Компетентностно-ориентированная технология подготовки конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности».
Цель исследования. Подготовка конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности путем формирования у них профессиональных компетенций и профессионально важных качеств.
Объектом исследования является система подготовки специалистов для легкой промышленности (в Самарском техникуме легкой промышленности).
Предметом исследования является компетентностно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что повышение качества профессиональной подготовки специалистов легкой промышленности возможно, если:
• разработаны профессиограммы специалистов легкой промышленности и определены ПВК на их основе, формирование которых возможно в процессе обучения в ССУЗе;
• структура и содержание учебного процесса организованы в соответствии с моделью компетентностно-ориентированного подхода на основе принципов системности, оптимальности, модульности;
• при разработке целей, содержания, технологии и диагностического инструментария использовать квалиметрическое проектирование сопряженное с параметрами обученности и сформированное™ ПВК. Для достижения поставленной цели, в соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования в работе поставлены задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу и на основе профессиографического подхода оценить возможность современной психолого-педагогической и квалиметрической науки для формирования профессиональной компетентности (ПК) и профессионально важных качеств (ПВК) у выпускников ССУЗов.
2. Разработать модель подготовки специалистов для легкой промышленности на основе профессиографического и компетентностно-ориентарованных подходов, обосновать набор ПК и ПВК, определяющих конкурентоспособного выпускника техникума легкой промышленности.
3. Разработать сквозную программу, спроектировать компетентностно-ориентированную технологию подготовки специалистов для легкой промышленное™ с востребованными ПВК.
4. Провес™ анализ и экспериментальную проверку эффективности предложенной модели и спроектированной компетентностао-ориентированной технологии для подготовки специалистов в Самарском техникуме легкой промышленности.
Методологическую основу исследования составили: диалектаческий метод познания; системно - синергетический подход к изучению педагогических явлений и процессов; квалиметрия образования; учение о ведущей роли деятельности в формировании специалиста, о единстве теории и практаки; интеграция теоретической, психолого-педагогической и практической готовноста педагога к повышению профессионализма; учение о развитии, определяющем движение от старого состояния к качественно новому.
Теоретическую основу исследования составила:
• теория системного подхода (В .Г. Афанасьева, П.К. Анохин, И.В.
Блауберг, А.Н. Богданов, А.А. Малиновский, В.Д. Могилевский, Н.Н.
Моисеев, Д.М. Мехонцева, Б.Р. Юдин, В.А. Якунин и др.);
• теория самоорганизующихся систем (В.И. Андреев, А.И. Бочкарев, В.Г.
Виненко, В.М. Нестеренко, Н.М. Таланчук, Г. Хакен и др.);
• теория развивающего обучения (Н.А. Алексеев, Ю.К. Бабанский, Л.С.
Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин и др.);
• теория профессионального образования (П.Р. Атутов, А.П. Беляев, B.C.
Безрукова, А.Л. Бусыгина, В.А. Гусев, А.К. Маркова, А.А. Вербицкий,
В.М. Монахов, Н.М. Новиков, Е.Л. Осоргин);
• квалиметрия образования (В.П. Беспалько, О.А. Горленко, Н.А.
Селезнева, Ю.К. Чернова, В.В. Щипанов и др.);
• теория профессиографического проектирования (Е.М. Бодокия, В.И.
Гарбер, Е.М. Иванова, О.П. Кислякова, В.В. Козача, Н.И. Котельников,
Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.В. Мишина, О.Е.
Романова, К.К. Платонов, О.В. Толмачева, А.И. Фукин);
• теория компетентностно-ориентированного подхода (В.Н. Байденко,
В.В. Башев, Н.Б. Будик, И.Н. Гришанова, И.В. Гервальд, И.А. Зимняя,
Е.Е. Колней, А.А. Пинский, А.Э. Птицын С.Ш. Палферова, Р. Уайт, М.
Стобарт, С.Е. Шилов и др.).
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы; изучение состояния вопроса в существующей теории и практике; моделирование и проектирование; педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов; внедрение результатов исследования и методических рекомендаций в педагогическую практику.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились средние профессиональные учебные заведения: Самарский техникум легкой промышленности, Самарский государственный профессионально-педагогический колледж, Самарский авиационный техникум и др.
Этапы исследования.
На первом этапе (2000-2002гг.) изучалась научно-педагогическая литература, анализировалось состояние проблемы подготовки специалистов в СПО. Эмпирическим путем определялись ПК и ПВК для специалистов легкой промышленности выявлялись теоретические предпосылки, способствующие повышению конкурентоспособности выпускников ССУЗов. Проводился анализ тенденций в области профессионального образования, формировался аппарат исследования.
На втором этапе (2002-2004гг.) проектировалась программа исследования, обосновывались инновационные подходы к проектируемой педагогической технологии, разрабатывались модели, методики, и системная диагностика формирования ПК и ПВК у студентов Самарского техникума легкой промышленности в ходе применения сквозной подготовки специалистов легкой промышленности.
На третьем этапе (2004-2006гг.) осуществлялось внедрение в педагогическую практику СТЛП профессиографического проектирования содержания и компетентностно-ориентированных технологий, обеспечивающих формирование ПК и ПВК, проводилась экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной педагогической технологии, проводилась апробация полученных в исследовании выводов и велось, внедрение результатов в практику ССУЗов Самарской области.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
1. Соответствием методов исследования его целям и задачам.
2. Проверкой соответствия теоретических положений исследования результатам внедрения авторских подходов в практику организации учебного процесса.
3. Репрезентативностью объема выборки исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась на научнопрактических конференциях:
• 12-я Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» в 2005г. (Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург);
• «Повышение качества образовательного процесса в рамках заочной формы обучения» «Всероссийской научно-методической конференции» 2005г. (Самарский государственный педагогический университет, г. Самара);
• «Концепция развития СПО и ее роль в обеспечении экономики Самарской области квалифицированными кадрами», Всероссийской научно- методической конференции «Инновационные технологии управления, обучения и воспитания студентов в многоуровневом профессиональном и профессионально- педагогическом образовании» в 2005 г. (Самарский государственный профессионально- педагогический колледж);
• Всероссийская научно-практическая конференция «Рынок труда и качество профессионального образования» в 2005 г. (Пензенский государственный университет);
• VIII Всероссийская конференция-семинар «Проектирование, контроль и управление качеством продукции и образовательных услуг» в 2005 г. (Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, г. Москва, Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани).
• Всероссийская научно-методическая конференция «Создание действенной системы студенческого самоуправления» 2005 г., (Самарский государственный профессионально - педагогический колледж, в г. Самара).
• Всероссийская научно практическая конференция «Рынок труда и качество профессионального образования» в 2005 г., г. Пенза.
• Международная научно-практическая конференция «Управление качеством в современной организации» в 2006г., г. Пенза Внедрение результатов. Результаты исследования внедрены в практику работы Самарского техникума легкой промышленности, Самарского государственного профессионально-педагогического колледжа, Самарского авиационного техникума и др.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. На основе теории профессиографического проектирования определены компоненты профессиограммы специалистов легкой промышленности (трудограммы, психограммы, социограммы) и выявлены ПВК, необходимые для успешной деятельности выпускника.
2. Выявлены пути и условия формирования профессиональных компетенций в ССУЗах, сформулированы концептуальные положения компетентностно-ориентированного проектирования (системная, сквозная подготовка, профессиографическое проектирование содержания, квалиметрический подход и самооценочная деятельность).
3. Разработана компетентностно-ориентированная модель подготовки специалистов легкой промышленности и технология ее реализации для СТЛП.
4. Определена структура готовности к профессиональной деятельности и конкурентоспособности выпускника техникума легкой промышенности на основе изучения голоса потребителей и совокупность ПВК и профессиональных компетенций в соответствии с моделью развития личности.
5. Разработана системная диагностика формируемых ПК и ПВК с помощью надежных, валидных и эффективных квалиметрических процедур.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем предложена методика проектирования и корректировки содержания сквозной подготовки специалистов на основе профессиографического подхода и технологии формирования базовых профессиональных компетенций для повышения уровня конкурентоспособности выпускников, позволяющая повысить теоретический уровень управления качеством подготовки специалистов среднего звена.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что разработанные авторские модели, методики и технологии могут быть использованы не только при подготовке специалистов для легкой промышленности, но и для других специалистов в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и даже послевузовского образования.
На защиту выносится:
1. Методика выделения профессиональных компетенций и профессионально важных качеств для специалистов легкой промышленности на основе профессиограмм и экспертных технологий.
2. Модель сквозной подготовки специалистов в ССУЗах на основе профессиографического подхода, декомпозиции компонентов структуры социального опыта, значимых аспектов компетентного поведения конкурентоспособной личности и его профессионально важных личностных качеств. В результате формируется и интегральное качество личности, названное конкурентоспособностью специалиста.
3. Технология проектирования компетентностно-ориентированной подготовки конкурентоспособного специалиста и системная диагностика ПК и ПВК на основе мониторинга и эффективных квалиметрических процедур.
Структура работы определялась задачами исследования, их логической связью и взаимообусловленностью. Диссертация объемом 203 страницы включает в себя введение, две главы, заключение, 10 приложений, библиографический список литературы из 174 источников и содержит 19 иллюстраций и 16 таблиц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 130 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz