Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 24 » Скачать Концепции глобального образования и особенности их реализации в практике российских школ. Черникова, Наталья Васильевна бесплатно
11:33 PM
Скачать Концепции глобального образования и особенности их реализации в практике российских школ. Черникова, Наталья Васильевна бесплатно
Концепции глобального образования и особенности их реализации в практике российских школ

Диссертация

Автор: Черникова, Наталья Васильевна

Название: Концепции глобального образования и особенности их реализации в практике российских школ

Справка: Черникова, Наталья Васильевна. Концепции глобального образования и особенности их реализации в практике российских школ : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ростов-на-Дону, 2005 167 c. : 61 06-13/65

Объем: 167 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ К ГЛОБАЛЬНОПРОБЛЕМАМ 12-61 12-24 ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11 Проблема интерпретации терминов «глобализация», «глобализм», «глобалистика» в современной науке
12 Проблемы глобального образования в документах и деятельности межправительственных и неправительственных международных организаций
13 Глобальное образование как категория отечественной и зарубежной педагогики
14 Проблема цели в концепциях глобального образования
Глава
II РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ГЛОБАЛЬНОГО 62-140 71-87 87-96 -125 -109 34-48 24-34 ПОДХОДА 4-11 ОБРАЗОВАНИЯ В ПИЛОТНЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ШКОЛАХ
21 Принципы глобального образования
22 Подходы к построению ориентированной школе
23 Организация учебного процесса в глобально-ориентированной пжоле ,ф
24 Реализация концепций глобального образования в теории и практике отечественной школы
241 Особенности реалюации содержания глобального образования в системе отечественных Ассоциированных школ ЮНЕСКО
242 Реализация концепции глобального образования в деятельности Российского Центра по проблемам глобального образования зд1ебного плана в глобально243 Концепция глобального образования в интерпретации представителей петербургской научной школы
25 Экспериментальное обоснование введения элективных курсов в школьную программу с целью активизации основных параметров глобального мышления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ 114-125 -

Введение:

Актуальность исследования. Система образования и воспитания всегда чутко реагировала на все процессы, происходящие в обществе, будь то какие-либо изменения в политической, экономической, социальной, культурной или духовной жизни. Появление в последние годы различных педагогических систем и концепций обусловлено, прежде всего, потерей ценностно-смысловых ориентиров в образовании. В поисках таких ориент1фов многие педагога пришли к пониманию и принятию идей формирования у подрастающего поколения некоего целостного мировосприятия окружающей действительности, чзства причастности ко всему, что происходиг в мире, ответственности за судьбу планеты, установления гармоничных отношений с природой, обществом, миром в целом и самим собой. На фоне глобализации мировой экономики, создания многочисленных международных политических и общественных организаций, глобальных информационных сетей обостряются и современные глобальные проблемы, несущие угрозу самому существованию человечества. К таковым относят проблемы экологического характера (истощение озоноюго слоя, загрязнение морей и океанов, вым1фание отдельных представителей флоры и фауны, истощение природньис ресурсов и пр.), социального характера (демографическая проблема, межнациональные конфликты, 1физис культуры и нравственности и пр.), а также ядерную угрозу и терроризм. В контексте исследования мировых тенденций развития современного общества в качестве ведуыщх называются глобализация, интеграция и интернационализация. Ученые во всем мрфе изучают эти процессы, связанные со значительными технологическими и социальными изменениями последней четверти XX века. Процессы глобализации и интернационализации охваты(Щ вают все сферы человеческой жизни, в том числе и образование. Одним из вариантов гуманистического ответа на глобальные вызовы современности являются концепции глобального образования, которые исходят из той основополагающей идеи, что современная школа существует в быстро меняющемся, но взаимосвязанном мире, и что она призвана воспитать у учащихся новое, целостное видение этого мира и места человека в нем. Несмотря на то, что в России интерес к глобальному образованию появился позднее, чем на Западе, различные аспекты воспитания глобально-ориентированной личности «человека мира» легко прослеживаются в работах Коменского Я.А., русских философов-космистов Соловьева B.C., Бердяева Н.А., Вернадского В.И., Булгакова Н. Современный подход к глобальному образованию был сформулирован в 70-е гг. XX века американским учешлм Хенви Р. в виде пяти «измерений» (принципов) [135], конкретизировался в документах наднациональных общественньгс организаций (ООН, ЮНЕСКО, Европейский Союз и др.), адаптировался к отечественным реалиям в праьсгике международных глобальноориентированных образовательных учреждений. В настоящее время проблемы глобального образования находятся в зоне исследовательского интереса российских ученых Алексашина И.Ю. [1, 2, 3], Гершунский СБ. [18, 19], Данильченко В.М. [31], Дроздова Г.Г. [35], Зарецкая Л. [24], Зорина Т.Е. и Спасская Е.Б. [40,41], Колкер Я.М. и Устинова Е.С. [46,60], Лиферов А.П. [57, 58, 59], Льгсенко В. [62], Пушная М.П. [82, 83], Тарасов СВ. [101], Федотова Н.Н. [112], Федотова О.Д. [113] и др. В настоящее время уже существуют модели глобально-ориентированных образовательных учреждений, развивающих в учебно- воспитательном процессе идеи глобального образования (Санкт-Петербург, MocicBa, Рязань, Сочи, Воронеж, Ростов-на-Дону), разработано содержание учебных интегрированных курсов, апробированы инновационные образовательные технологии [3, 26, 46,70,76]. В советский период (1965 г.) под эгидой ЮНЕСКО были созданы инновационные школы, реализуюпще программу формирования глобального сознания и получившие статус Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Были предприняты попытки создать отечественные теоретические концепции глобализации в логике идей инкультурации, воспитания «человека Вселенной», образования человека, мыслящего глобально и действующего локально, и др. Однако они не являются широко известными инновационными практиками, хотя потенциально содержат значительный формирующей потенциал. Интерес представляет российская национальная модель глобального образования, предложенная Лысенко В. [62], которая предполагает создание особого типа общеобразовательной школы, основанной на духовных ценностях русской iQbTypbi И открытой культурам всех народов России и мира. По мнению Лысенко В., школа глобального образования это гуманистическая школа, и в качестве российского варианта такой школы автор предлагает модель пушкинской школы. В качестве объекта изучения в ней выступают не учебные предметы, а проблемнопознавательные темы или эпистемы. Более того, в российской педагогике пять принципов глобального образования по Хенви Р. были дополнены шестым принципом, сформулированным Капраповой P.M., как вьфажающим супщость русских культурных традиций. «От совершенствования самого себя к совершенствованию мира» [27, с. 42]. Именно в данном принципе, по мнению его автора, локальное и глобальное обретает духовно-личностную сущность. Проблему исследования определяет противоречие между объективной необходимостью учитывать актуальные тенденции в теории и практике образования, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство, и недостаточной изученностью в отечественной педагогической науке современного состояния и основных тенденций развития концепций глобального образования. Объект зарубежная и отечественная педагогика XX-XXI вв., рассмотренная в контексте современных глобагшзационных тенденций образования. Предмет особенности концепций глобального образования и их дидактических проекций как отражение тенденций к глобализации современного образовательного процесса в школе. Гипотеза исследования определить особенности и возможные направления реализации современных концепций глобального образования в условиях перехода к профильной школе можно, если: if установить исходные идейно-теоретические истоки отечественных концепций глобального образования и проследить динамику их развития; применить наднациональный масштаб рассмотрения феномена глобализации в его педагогической проекции; использовать потенциальную возможность поддержки изучения профильного предмета в рамках элективных курсов, содержание которых имеет кроссдисциплинарную направленность и адекватное методическое обеспечение, ориентирует на осознание неоднородности восприятия событий, происходящих в М1фе, и стимулирует учащихся к изменению масштаба их оценки. Цель исследования выявление концептуальных основ глобального образования и специфшо! их реализации в инновационной практике российской школы конкретизируется в следуюпщх задачах:; 1. Определить идейные истоки и теоретико-методологические основания отечественных и зарубежных концепций глобального образования; 2. Выявить и классифицировать ведущие концепции глобального образования в зарубежной и отечественной педагогике, охарактеризовать их цели и принципы; 3. Установить основные дидактические подходы к реализации концепций глобального образования в глобально-ориентированной школе; 4. Разработать содержание и методические основания элективного курса, способствующего формированию основ глобального мышления, как варианта реализации школьного компонента совремевшого Федерального базисного учебного плана. Методологической основой исследования являются: принщшы научного познания (системный подход, принцип исторического и логического, взаимосвязи политики, экономики, кулыуры и образования); современные философские, социально-экономические, педагогические концепции, обосновывающие генетический, исторический и сущностный подход к изучению педагогически значимых явлений таких ученых, как Бим-Бад Б.М. [9], Богуславский М.В. [10], Кларин В.М. [45], Корнетов Г.Б. [10], Кохановский В.П. [50], КраевскийВ.В. [52], Полонский В.М. [80], Равкин З.И. [84]. положение о том, что тенденции и закономерности исследуемого объекта могут бьпъ выявлены на основе динамики его понятийно-категориального ряда, разработанное такими учеными, как Бережнова Е.В. [8], Полонский В.М. [80], Федотова О.Д. [114].Спещ1фика исследования определила использование теоретических методов: научная абстрающя, анализ, синтез, интерпретация, сравнение, концептуализация, абстрагирование, генерализация, моделирование. Из эмпирических методов использо- вались наблюдение и эксперимент. Из специальньк: методов были использованы сравнительно-исторический метод, позволяющий сравнивать и сопоставлять взгляды теоретиков на рассматриваемую проблематику, вьщеляя в них сходства и различия; историко-типологический метод, позволяющей классифицировать педагогические воззрения прошлого и настоящего; ретроспективный метод, позволяющий рассматривать практику глобально-ориентированной школы, двигаясь от ранних форм к более поздним, а также метод контент-анализа. Источниками исследования являются нормативные документы и правовые акты в области образования, программно-методические материалы, труды и опьгг современных педагогов по теории и практике глобального образования, научные исследования по проблемам педагогического науковедения и сравнительной педагогики, педагогическая периодика, раскрывающая философские, психолого-педагогические, дидактические и институциональные аспекты исследуемой проблематики, информационные ресурсы организаций и центров, диссертационные исследования и научные отчеты, программы развития образования, справочники, словари, энциклопедии, тезаурусы, материалы научных симпозиумов и конференций. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно дает целостную панораму состояния и динамики развития концепций глобального образования; позволяет классифшдаровать научные школы в области глобального образования по концепту целей; помогает выявлять тенденции развития теоретических основ современной педагогики, ориентируясь на особенности глобальных тенденций в образовании; I» способствует решению задач модернизации отечественного образования тем, что служит основой поиска новых моделей формирования у учащихся целостного восприятия мира на основе идей глобального образования.(4 Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выявлены ведущие зарубежные концепции глобального образования и определено их влияние на становление отечественной теории и практики глобального образо- вания; установлена специфика использования понятийно-терминологического аппарата концепций глобального образования; охарактеризованы основные педагогические подходы к реализации исходных положений глобалистики в зарубежной и отечественной школе; определены ведуище принципы и специфика цели педагогической деятельности при реализации различных концепций глобального образования. предложена концепция элективного курса, формирующего целостное мировосприятие в контексте развертывания содержания актуальных проблемно- познавательных тем кросс-дисциплинарного характера. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и выводов при разработке инновационных программ образовательных учреждений, в дальнейшей исследовательской практике. Материалы диссертации могут быть использованы в практике перехода российской школы к модели профильного обучения, в вузовских лекционных курсах по педагогике, спецкурсах, спецсеминарах, а также в системе повьппения квалификации педагогичесюос кадров и послевузовского образования. Обоснованность и достоверность научных положений и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций и теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных цели, задачам, логике исследования, его построением на основе фонологического, индуктивного и дедуктивного подходов. Основные положения, выносимые на защиту 1. Идейным фундаментом концепций глобального образования является постепенно вырабатывающееся общее понимание основных принципов жизнеустройства, связанное с признанием всеобщности социального бытия вне рамок национальногосударственных образований. Становление взаимозависимого экономического мира и трансформация общественного устройства трактуются как предпосылка подготовки молодого поколения к жизни в условиях динамичного развития преобразующихся глобальных систем (рыночных, технологических, общественных, информационных, экологических, коммуникационных) путем приобщения к общечеловеческим ценностям в процессе усвоения трансдисциплинарных знаний. 2. В зарубежной педагогике можно выделить две противопоставленные парадигмы при реализации концепций глобального образования: парадигму глобальной взаимозависимости и международного взаимопонимания и парадигму глобальной экономической конкуренции. В рамках этих парадигм представляется важным отнощение педагогов к определению целей глобального образования, что определяет качественное своеобразие их педагогических воззрений. На основании концепта цели выделяются следующие направления реализации зарубежных концепций глобального образования: неомеркантипистское, тюрашстическое, дэюенератстское. 3. В России теоретическое оформление и практическая реализация концепций глобального образования проходит преимущественно в рамках исследовательской деятельности транснациональных гуманитарных организаций и построенных по их образцу отечественных центров, осуществляется эксклюзивно в формах экспериментальных педагогических проектов по развитию глобального мышления. К числу концепций, активно реализуемых в нашей стране, относятся: концепция достижимой глобальной перспективы рСенви Р., Лиферов А.П., Колкер Я.М., Демидова Н.И.], концепция воспитания глобально мыслящего и локально действующего гражданина мира [Ассоциированные школы ЮНЕСКО], концепция формирования гуманистического планетарного сознания [Алексашина И.Ю., Зорина Т.Е., Спасская Е.Б., Ильющенко-Крылова Т.В., Тарасов СВ.]. 4. Образовательные программы школ, реализующих концепции глобального образования, построены в логике требований принципов холизма, гуманизма и планетар1 ных измерений человеческой деятельности. В них реализуются междисциплинарный, мультидисциплинарный и интеграционный подходы наряду с новым метапредметным подходом. 5. Ассоциированные школы ЮНЕСКО наиболее полно реализуют мировоззренчески значимые позиции наднациональных организаций ООН и ЕС, охватывая четыре ведущих направления: реализация прав человека, экологическое образование, сохранение культурного наследия и диссеминация деятельности ООН. 6. Формирование у учащихся представлений о мире как о едином целом, состоящем из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, возможно не только в учебных заведениях, имеюпщх статус глобально-ориентированных. Такое формирование возможно на базе средней общеобразовательной школы в рамках профильного обучения посредством элективных курсов, имеющих кросс-дисциплинарный характер и содержательно затрагиваюищх глобальные проблемы современности, побуждая учащихся к поиску максимально возможньос путей их решения. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось с помощью публикаций по теме и выступлений на научно-практических конференциях в 2003-2005 гг. в г. Ростове-на-Дону и г. Новошахтинске. Апробация элективного курса осуществлялась на базе МОУ Лицей 1 (Классический при РГУ) в классе 10 а (гуманитарный профиль) в 2003-2004 учебном году; МОУ СОШ 1 и МОУ СОШ 24 (г. Новошахтинск) в 2003-2005 учебном году. Материалы исследования использовались при чтении курса «Дидактика личностно-ориентированного образования» для магистров второго курса экономического фа10льтета Ростовского государственного университета в 2004-2005 учебном году. Структура диссертации определена логикой исследования и изложением его результатов. Диссертация состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 150 наименований (из них 21 на английском языке, 1 на не мецком) и 3 приложений. Объем основного текста диссертации составляет 159 страниц, содержит 9 рисунков, 7 таблиц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 122 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz