Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Конституционно-правовой статус Парламента Канады : проблемы теории и практики. Кочнева, Александра Александровна бесплатно
9:10 PM
Скачать Конституционно-правовой статус Парламента Канады : проблемы теории и практики. Кочнева, Александра Александровна бесплатно

Конституционно-правовой статус Парламента Канады : проблемы теории и практики

Диссертация

Автор: Кочнева, Александра Александровна

Название: Конституционно-правовой статус Парламента Канады : проблемы теории и практики

Справка: Кочнева, Александра Александровна. Конституционно-правовой статус Парламента Канады : проблемы теории и практики : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.02 / Кочнева Александра Александровна; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.] Москва, 2007 204 c. : 61 07-12/2461

Объем: 204 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

Введение
Глава I Парламент Канады: теоретические основы института, этапы становления
§ 1 Теоретические основы Парламента Канады
§ 2 Основные этапы становления и развития канадских законодательных учреждений
Глава II Современный конституционно-правовой статус Парламента Канады
§ 1 Компетенция Парламента Канады
§ 2 Порядок формирования палат Парламента Канады
§ 3 Структура Парламента Канады
§ 4 Процедуры в Парламенте Канады

Введение:

Актуальность темы исследования
В отечественной науке конституционного права, особенно в последние годы, проблемам парламентаризма уделяется повышенное внимание. Это обусловлено особой ролью парламента в общественно-политической жизни нашей страны, активизацией его законодательной и контрольной деятельности, а также сложностью и нередко противоречивостью отдельных сторон развития парламентских институтов.
Поскольку российский парламентаризм в нашей стране сравнительно молод, многие его аспекты (модель разделения властей, соотношение президентской, полупрезидентской и парламентской республик, роль политических партий и др.) составляют предмет активной дискуссии и требуют выработки по ним взвешенных политических решений.
Вот почему необходимым направлением в российском конституционном праве является обращение к богатому и разнообразному опыту тех зарубежных демократических правовых государств, которые имеют давно сложившуюся и продолжающую развиваться парламентскую систему. Несомненный интерес в этом смысле представляет опыт парламентаризма в Канаде, где общенациональный Парламент функционирует с 1867 года.
Канадский опыт уже сам по себе заслуживает изучения в связи с особой ролью страны в мировом сообществе. Канада входит в «восьмерку» ведущих индустриально развитых стран; по результатам международного опроса, обнародованным в 2007 г. британской корпорацией ВВС, занимает первое место в рейтинге государств с наиболее положительным имиджем.
Кроме того, в вопросах государственного и общественного устройства Канада имеет много общего с Россией. Будучи федерацией, Канада занимает огромную территорию, большая часть которой расположена в неудобных для проживания местностях. Один из субъектов канадской федерации (франкоязычная провинция Квебек) является национально-государственной единицей в отличие от девяти англоязычных провинций. В канадской федерации проживают коренные малочисленные народы, создавшие ряд форм территориального самоуправления и получившие представительство в федеральном Парламенте.
Конституционно-правовой статус Парламента Канады, в свою очередь, может представлять для нашей страны практический интерес» поскольку характеризуется постоянным усилением демократических тенденций, рациональным распределением компетенции и полномочий между федеральным Парламентом и законодательными органами субъектов канадской федерации, решением сложных этнических, социальных и языковых проблем, своеобразием многих институтов.
Но если канадский федерализм изучен более или менее основательно, то канадский Парламент почти не исследован. В российском научном обороте почти полностью отсутствуют современные канадские источники по парламентаризму (монографии, статьи, нормативно-правовые акты), в связи с чем некоторые публикации, затрагивающие статус Парламента Канады, зачастую оперируют уже устаревшими сведениями.
Все вышеперечисленное обуславливает интерес к современному канадскому парламентскому опыту и определяет актуальность изучения и самостоятельного творческого использования в российских условиях тех сторон канадского парламентаризма, которые могут оказаться созвучными вопросам, активно обсуждаемым российской наукой конституционного права.
Степень научной разработанности темы
Конституционно-правовые аспекты становления и развития парламентских институтов в Канаде затрагивались российскими канадоведами Л.В.
Кошелевым, О.С. Сороко-Цюпой, В.А. Тишковым1 и др. в работах, посвященных истории канадского государства.
В той или иной степени конституционно-правовой статус Парламента Канады исследовался в монографиях С.Ю. Данилова, А.И. Лидина, В.Е. Шило о государственном механизме Канады. О роли канадского Парламента в федерально-провинциальных отношениях говорится в работах Е.В. Белоусовой, Я.Е. Борисова, И.М. Денеки, И.Н. Ившиной, Т.Н. Тимашовой, A.A. Мелкумова3 и др.
Особую ценность представляют коллективные монографии сектора Канады Института США и Канады4, затрагивающие в рамках анализа современного политико-экономического развития канадской федерации вопросы эволюции ее партийной системы и влияния парламентских институтов на федеративные отношения.
Анализ отдельных аспектов конституционно-правового статуса Парламента Канады, связанных с вопросами избирательного права, дан Н.М. Касаткиной5.
Единственным же комплексным исследованием по теме диссертации до настоящего времени остается работа проф. A.A. Мишина «Парламент Канады»6. Но за шестнадцать лет со времени ее опубликования конституционно-правовой статус Парламента Канады во многом изменился, как и наши подходы к оценкам западного парламентаризма.
1 См.: Данилов С.Ю. История Канады. - М.: Издательство «Весь мир», 2006; Сороко-Цюпа О.С. История Канады. - М.: Высш. шк., 1985; Тишков В.А., Кошелев JI.B. История Канады. - М.: Мысль, 1982.
2 См.: Данилов С.Ю., Шило В.Е. Политико-государственный механизм современной Канады. Сравнительно-историческое исследование. - М.: Наука, 1991; Лидии А.И. Государственный строй Канады. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1960.
3 См.: Белоусова Е.В. Канадский федерализм: правовые концепции и политическая практика. Автореф. дис. на соис. учен. стел, к.ю.н. - М., 1991; Борисов Я.Е. Канадский федерализм. Автореф. дис. на соис. учен. степ. к.ю.н. - М., 2000; Деиека И.М. Канадский федерализм: взаимоотношения федерального центра и провинций. Монография. - М.-Пятигорск: Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2004; Ившина И.Н. Становление и развитие канадского федерализма. Дис. на соис. учен. степ. к.ю.н. - СПб, 2004. Тимашова Т.Н. Канадская модель федерализма. - М.: Изд-во «Анкил», 2002; Мелкумов A.A. Канадский федерализм: концептуальный аспект. Дис. на соис. учен. степ, д.п.н. - М., 2003.
4 См.: Канада - 2000: Очерки канадской современности / Отв. ред. В.И. Соколов. - М.: Ин-т США и Канады, 2001; Канада: взгляд из России / Отв. ред. В.И. Соколов. - М.: «Анкил», 2002.
5 См.: Касаткина Н.М. Избирательная система и выборы в Канаде // Современные избирательные системы. Вып. 1: Великобритания, Канада, Мексика, Польша. - М.: РЦОИТ: Норма, 2006.
6 См.: Мишин A.A. Парламент Канады. // Парламенты мира: Сб. - М.: Высш. шк., Интерпракс, 1991.
Таким образом, поскольку глубокие исследования конституционно-правового статуса Парламента Канады в современный период отсутствуют, можно констатировать, что проблемы канадского парламентаризма и, в особенности, современные тенденции развития института Парламента в Канаде, не получили должного и полного отражения в российской литературе.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являются конституционно-правовые аспекты истории развития института Парламента в Канаде, его современного статуса, а также основные тенденции развития канадского парламентаризма.
В качестве предмета исследования выступают конституционно-правовые предписания, судебные прецеденты и конституционные соглашения, устанавливающие компетенцию Парламента Канады, порядок ее реализации, порядок формирования и организационную структуру Парламента Канады.
Цели и задачи исследования
Цели исследования заключаются: в анализе особенностей конституционно-правового регулирования института Парламента в Канаде; в установлении основных тенденций его развития; в выявлении положительного опыта канадского парламентаризма, который может быть полезен для России.
В рамках указанных целей были определены следующие исследовательские задачи:
• анализ теоретических основ канадского парламентаризма;
• исследование истории становления первых представительных органов на территории современной Канады, а также дальнейшей эволюции института канадского Парламента; изучение конституционно-правовых норм, регламентирующих современный статус Парламента Канады.
Методологические основы диссертационного исследования
Для достижения целей и реализации задач диссертационного исследования в работе был использован широкий круг методов, как общенаучных, так и специальных, таких как: сравнительно-исторический метод, сравнительно-правовой, метод системного анализа конституционно-правовых норм, формально-юридический, статистический метод и др.
Теоретическая основа исследования
Теоретическую основу исследования составили труды уже перечисленных выше отечественных специалистов, а также С.А. Авакьяна, A.C. Автономова, И.А. Алебастровой, М.В. Баглая, И.А. Дудко, С.Ю. Кашкина, В.А. Кикотя, Е.И. Козловой, Б.С. Крылова, O.E. Кутафина, В.И. Лафитского, Ю.И. Лейбо, В.В. Маклакова, H.A. Михалевой, Б.А. Страшуна, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина.
Особое внимание при исследовании проблем канадского парламентаризма диссертантом было уделено трудам таких видных канадских ученых-государствоведов как Дж. Берджеми, Дж. Лемко, Р. Лэндс, П. Малкольмсон, Р. Майэерз, П. Монахан, Д. Смит, Дж. Стэнли, Е. Форси, К. Френке и др.
Эмпирико-правовая база исследования
Нормативную базу исследования составили конституционные акты Канады (как действующие, так и не имеющие в настоящий момент юридической силы, но позволяющие проанализировать процесс формирования института Парламента в Канаде), судебная практика Верховного Суда Канады по вопросам парламентаризма, законодательные акты Парламента Канады, регламенты его палат, а также конституции ряда зарубежных стран, оказавших влияние на развитие канадского парламентаризма.
Эмпирическая основа исследования представлена ежегодными отчетами палат Парламента Канады, заключениями комитетов палат, содержанием парламентских дебатов. Значительную помощь в подготовке исследования оказали материалы, размещенные на официальных сайтах государственных органов Канады в сети Internet.
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой выполненное на новом уровне комплексное исследование современного конституционно-правового статуса Парламента Канады.
В диссертации подробно проанализирована история зарождения первых представительных органов на территории современной Канады, всесторонне исследована компетенция Парламента Канады, порядок формирования его палат, внутренняя организация и парламентские процедуры, используемые в Парламенте Канады. Кроме того, диссертантом рассмотрены и введены в научное обращение положения нормативно-правовых актов, закрепляющих особенности правового статуса Парламента Канады, а также широкий круг зарубежных исторических и правовых трудов по данной проблематике.
Положения, выносимые на защиту
В результате проведенного исследования диссертантом выдвинуты на защиту следующие положения, содержащие элементы научной новизны:
1. В отличие от Великобритании, где парламентаризм сформировался под влиянием внутренних причин, в Канаду он был привнесен извне и сверху.
2. В канадской доктрине разделение властей имеет некоторые своеобразные черты, поскольку оно означает, прежде всего, независимость судебной власти и ее четкое отделение от исполнительной и законодательной властей. Подчеркивая это обстоятельство, канадская доктрина, по-видимому, ставит судебную власть на первое место, что в определенной степени характерно для американского доктринального толкования разделения властей. Между законодательной и исполнительной властями в Канаде, в свою очередь, не существует разделения в классическом понимании.
Фундаментом парламентской системы Канады выступает концепция ответственности законодательного органа - Парламента (главным образом, демократически избранной Палаты общин) перед народом.
Активные интеграционные процессы в Северной Америке в настоящий момент не оказывают глубокого влияния на суверенитет канадского Парламента. Однако не исключено, что со временем существование НАФТА7 сможет способствовать развитию политико-правовой составляющей этих процессов, которая найдет свое отражение и в развитии статуса канадского Парламента.
3. • Своеобразие канадского парламентаризма предопределили колониальное прошлое страны, творческое использование положительного опыта Франции, Великобритании и США, а также «внутриканадские» факторы, важнейшим из которых стал федерализм.
4. На состояние компетенции Парламента Канады значительно повлияли общие тенденции развития конституционного права (такие как демократизация, децентрализация, интернационализация, расширение круга общественных отношений, ставших предметом правового регулирования). В результате чего о современном содержании полномочий Парламента Канады следует судить, обращаясь не только к писаной, но и к «живой» Конституции страны.
5. Многие вопросы, изъятые Конституцией Канады из исключительной учредительной компетенции федерального Парламента и требующие участия, в том числе, и провинциальных легислатур, длительное время стоят в Канаде на повестке дня. Тем не менее, сложность процедур конституционных изменений сдерживает скорейшее разрешение таких вопросов. Об этом свидетельствует
7 НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA / «североамериканское соглашение о свободной торговле») - экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. ряд неудачных попыток конституционных реформ, предпринятых в Канаде после 1982 г. Самостоятельную же деятельность Парламента Канады по принятию конституционных изменений ввиду наличия большого числа предметных ограничений также нельзя признать достаточно эффективной. Поэтому власти Канады ищут альтернативные пути для более активной реализации федеральным Парламентом самостоятельных учредительных полномочий.
6. Двухпалатная структура Парламента Канады была вызвана к жизни как примером Парламента унитарной Великобритании и потребностями самой Канады, так и мировым опытом бикамерализма, который, в принципе, является необходимой характеристикой многих федеративных и унитарных государств. Двойственная основа канадской федерации (две преобладающие нации и тринадцать территориальных единиц в ее составе), как, впрочем, и действующая жесткая процедура внесения поправок в ее конституционные акты в значительной степени исключают превращение общенационального Парламента Канады в однопалатный орган.
7. В статусе Парламента Канады определенную роль играет наличие в составе канадского населения автохтонного элемента. Равные избирательные права граждан туземного происхождения, включение их представителей в число лиц, избираемых от провинций в Палату общин и назначаемых в Сенат канадского Парламента, их активное участие в парламентских процедурах существенно дополняют общую картину структуры и деятельности федерального Парламента Канады.
8. Правовое регулирование выборов в Палату общин Парламента Канады в значительной степени соответствует общим тенденциям демократического развития. Для канадского законодателя характерно стремление к экспериментам, в частности, повышающим эффективность и доступность для граждан избирательного процесса, быстрое реагирование на возникающие проблемы.
9. Уникальный порядок формирования канадского Сената опирается на принципы, не во всем свойственные современным демократическим правовым государствам (назначаемость сенаторов главой Кабинета, их несменяемость, равное представительство в Сенате регионов - групп провинций при неравном представительстве самих провинций). Тем не менее, действующий порядок благоприятствует расширяющемуся осуществлению ряда демократических и правовых тенденций: повышению женского представительства и представительства коренного населения; повышению профессионального уровня и общественной активности сенаторов и др. В формировании и деятельности Палаты общин эти тенденции выражаются в несколько меньшей мере.
10. В последние десятилетия премьер-министры Канады, по всей видимости, использовали правомочие назначать сенаторов не только в интересах правящей партии, но ориентировались также на потребности канадских граждан в адекватном представительстве их разнообразных интересов в верхней палате Парламента. Выразителями таких интересов в современном канадском обществе являются многочисленные общественные организации и группы давления, поддерживающие кандидатуры потенциальных сенаторов.
11. Организационная структура Парламента Канады весьма эффективна и направлена на лучшую реализацию каждой из его палат возложенных на них функций. Этому немало способствуют: четкость в распределении обязанностей между всеми их звеньями, особая роль партийной составляющей организационной структуры, призванной координировать деятельность парламентариев, высокий профессионализм должностных лиц Парламента Канады.
12. Практика законодательного регулирования лоббизма в Канаде, преследующая цель сделать деятельность лоббистов прозрачной для канадской общественности, может представлять определенный интерес и для Российской Федерации, где подобные проблемы тоже существуют.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Обобщенный в диссертационном исследовании опыт канадского парламентаризма может быть учтен в процессе совершенствования конституционно-правовой регламентации российских парламентских институтов.
Нормативно-правовой материал, статистические данные и фактологическая база, содержащиеся в работе, могут быть полезными для государственных органов, учреждений и общественных организаций, имеющих отношение к российско-канадским связям.
Сформулированные в работе положения и выводы могут быть использованы в преподавании ряда юридических и исторических дисциплин («Истории государства и права зарубежных стран», «Конституционного права зарубежных стран» и др.), при подготовке учебных программ, методических рекомендаций, учебников и учебных пособий.
Апробация результатов исследования
Диссертация подготовлена на кафедре конституционного (государственного) права зарубежных стран Московской государственной юридической академии.
Основные идеи и выводы работы отражены в четырех научных публикациях, подготовленных диссертантом.
Структура исследования
Структура диссертационного исследования определена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографии.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 107 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz