Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 12 » Скачать Коррекция и оптимизация отношения к учебной деятельности у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. бесплатно
9:49 PM
Скачать Коррекция и оптимизация отношения к учебной деятельности у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. бесплатно

Коррекция и оптимизация отношения к учебной деятельности у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Диссертация

Автор: Петрова, Елена Эмировна

Название: Коррекция и оптимизация отношения к учебной деятельности у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Справка: Петрова, Елена Эмировна. Коррекция и оптимизация отношения к учебной деятельности у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03 Новосибирск, 2003 254 c. : 61 03-13/1549-1

Объем: 254 стр.

Информация: Новосибирск, 2003


Содержание:

Введение
Глава I Современные аспекты изучения отношения 15 школьников к процессу учения
11 Дидактические основы формирования отношения к 19 учебной деятельности младших школьников
12 Проблемы активности личности детей с ЗПР в процессе 28 ^ обучения и ее влияние на отношение к учебной деятельности
13 Школьная дезадаптация как следствие нарушения поло- 36 жительного отношения младших школьников с ЗПР к процессу обучения
Выводы к I главе
Глава II Экспериментальное изучение отношения млад- 49 * ших школьников с ЗПР к процессу обучения
21 Организация и методы исследования
22 Влияние учебно-познавательных мотивов и потребно- 72 стей на отношение к учению младших школьников с
23 Роль средовых факторов в структуре отношения млад- 81 ших школьников с ЗПР к учебной деятельности
Выводы ко II главе
Глава III Организация процесса обучения в структуре 96 формирования положительного отношения младших школьников с ЗПР к учебной деятельности
31 Методолого-теоретические основы построения ком- 96 плекса коррекционно-развивающих мероприятий, влияющих на оптимизацию отношения детей с ЗПР к О процессу учения
32 Организация образовательного пространства как уело- 111 вие эффективности коррекции нарушений в системе отношений у детей с ЗПР
33 Качественный анализ изменения компонентов отноше- 126 ния младших школьников с ЗПР к учебной деятельности в результате коррекционной работы
Выводы к III главе

Введение:

Предметом изучения современной коррекционной педагогики являются педагогические условия обучения детей с отклонениями в развитии (Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова, 2001; И.А. Зайцева, B.C. Кукушин, 2002).
В частности, необходимым и своевременным сегодня становит-^ ся изучение факторов риска в деятельности школьников, отстающих в учении, специфики развития познавательных процессов, мотиваци-онной сферы и разработки коррекционных методов, способствующих формированию социопсихологического статуса ребенка, соответствующего требованиям школьного обучения.
Актуальность: Среди неуспевающих школьников начальных классов почти половину составляют дети, которые не являются ум* ственно отсталыми, но по разным причинам отстают в психическом развитии от сверстников (И.Ф. Марковская, 1995).
Факторы школьной неуспеваемости и задержки психического развития тесно связаны между собой и являются актуальными в современной коррекционной педагогике (О.А. Дробинская, М.Н. Фиш-ман, 1996).
Изучение особенностей развития детей, имеющих задержку р психического развития, является социальной проблемой, тем более, что количество рождающихся детей с ослабленным здоровьем, составляющих "группу риска" по возникновению отклонений в развитии, с каждым годом увеличивается (О.Н. Усанова, 1995; И.Ф. Марковская, 1995; Т.Н. Осипенко, 1996; Н.К. Корсакова; Ю.В. Микадзе; Е.Ю. Балашова, 1997).
Значимыми на современном этапе являются вопросы изучения индивидуальных различий у детей, так как на общие закономерности О гетерохронии развития (В.В. Лебединский, 1985; JI.O. Бадалян, 1987) накладываются различия в темпах морфофункционального созревания отдельных мозговых зон у детей (Д.Н. Исаев, 1976; J1.H. Поперечная, 1978; Д.А. Фарбер, 1990). Проблема изучения индивидуальных различий у детей тесно связана с запросами современной педагогической практики (И. Унт, 1990), т.к. с одной стороны, перед педагогами и психологами стоит задача дифференциации и индивидуализации образования (А.Г. Асмолов, 1996), с другой стороны, проблема индивидуальных различий тесно связана с проблемой пограничных состояний, в том числе и трудностей обучения (J1.H. Винокуров, 1973).
Недоразвитие или замедленное созревание определенных систем мозга приводят к недоразвитию личностных компонентов учебной деятельности (А.О. Дробинская, 1999). Эти дети испытывают большие сложности при освоении учебной программы и адаптации к школе.
Серьезной проблемой современной школы является тенденция к общему снижению интереса школьников к учебной деятельности, что становится причиной стабильной неуспешности в процессе обучения и накопления отрицательных эмоций по отношению к школьной ситуации (О.А. Дробинская, М.Н. Фишман, 1996).
Многообразие школьных трудностей, которое возникает в процессе обучения детей, имеет различные причины, сложность выявления которых в многофакторности и неоднозначности.
По мнению В.Ф. Шалимова, Г.Р. Новиковой, стойкие трудности в обучении младших школьников обусловлены медико-психологическими причинами, которые условно можно разделить на 4 группы:
• состояние интеллекта или умственных особенностей ученика;
• астенические состояния, то есть повышенная истощаемость и утомляемость;
• эмоционально-стрессовые состояния (психоэмоциональные перенапряжения), переходящие в невротические расстройства (психологическую дезадаптацию);
• возрастная несформированность психических процессов, которые являются психологической базой для формирования учебных навыков (В.Ф. Шалимов, Г.Р. Новикова, 2000).
Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками развития внимания, эмоционально-волевой регуляции, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности (Г.Ф. Кумарина, 1995; А.О. Дробинская, 1999; В.Ф. Шалимов, 2000).
Количество детей, которые оказываются не в состоянии усвоить программный материал, уже в начальной школе постоянно увеличивается и по данным различных авторов колеблется от 20 до 40% (С.Г. Шевченко, 1993; Г.Ф. Кумарина, 1995, Е.А. Ямбург, 1997). Причем, дети с задержкой психического развития составляют среди неуспевающих школьников от 4 до 6%, остальные входят в так называемую «группу риска». Динамические наблюдения за развитием этих детей показали, что в зависимости от условий (благоприятных или неблагоприятных) эти дети или реабилитируются, или совсем «выпадают» из школьной ситуации (исследования лаборатории кор-рекционной педагогики НИИ общей педагогики АПН в 1986- 1990 г.).
Анализ качественных особенностей процесса учения неуспевающих школьников находит отражение в работах Л.В. Занкова, Т.В. Егоровой, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской.
Значительный вклад в разработку проблемы формирования и становления учебной деятельности внесли: В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Н.Г. Морозова, JI.B. Тарасов, А.В. Усова, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин.
Имеющиеся исследования причин неуспеваемости младших школьников (Е.Ю. Балашова, П.П. Блонский, Т.А. Власова, И.А. Зайцева, Н.К. Корсакова, B.C. Кукушин, Ю.В. Микадзе, Р.В. Овча-рова, М.С. Певзнер, B.C. Цетлин) показывают, что психические явления возникают только в процессе взаимодействия человека с миром, причем его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей в ходе взаимодействия (C.J1. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, 1979). То есть, отношения в функционально-динамической структуре личности оказывают непосредственное влияние на субъективные условия развития активности личности, формирование ее свойств, стиля поведения, интересов (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн).
Целый ряд исследований посвящен проблеме формирования отношения к учению как к определяющему фактору развития личности в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В Давыдов, Л.В. Занков, Л.С. Славина, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин), т.к. в этот период учебная деятельность является ведущей и именно в ней формируются основы характера ребенка, его взгляды, убеждения и ценностные ориентации.
Факторы и условия формирования положительного отношения младших школьников к учению раскрываются в работах К.Е. Андреевой, В.Ю. Дороховой, А.И. Епифанцевой, Е.И. Кирилловой, А.И. Липкиной, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой.
Освещение некоторых аспектов содержания обучения младших школьников и выявление условий, создающих у них внутреннее стремление к учебной деятельности, представлено в работах A.M. Арсеньева, Б.П. Есипова, И.Т. Огородникова.
Изучению проблемы обучения и воспитания детей с ЗПР посвящены работы Н.А. Никашиной (1972), В.И. Лубовского (1972), О.А. Дробинской, М.Н. Фишмана (1996), О.В. Алмазовой (1997).
Анализ теории и практики показал, что при обучении таких детей в условиях коррекционно-развивающего подхода становится возможным как нормализация самооценки, так и формирование положительного отношения к учению, которое проявляется в появлении интереса к учебным предметам, заинтересованности в результатах работы, адекватном реагировании на оценку и т.д. то есть, на современном этапе возникает необходимость постановки и решения вопроса о новом подходе к формированию положительного отношения младших школьников с ЗПР к учебной деятельности (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, JI.C. Славина, Г.И. Щукина).
Более детальный анализ работ, посвященных данной тематике, позволил выявить факт, что недостаточно изучены показатели, из которых складывается положительное отношение к учению детей с ЗПР и условия, способствующие формированию и коррекции данного отношения в младшем школьном возрасте.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем специфику отношения к учебной деятельности младших школьников с ЗПР, своеобразие нарушений отношения младших школьников к учению, провоцирующих стойкие явления дезадаптации, а также возможность создания специальных условий обучения детей с ЗПР с целью формирования интереса к учебным предметам, повышения уверенности в себе и изменения общего отношения к учению.
Вышеизложенные положения позволили сформулировать противоречия, возникшие в практике обучения детей с ЗПР: перспективы психического развития, эффективность обучения и воспитания детей с ЗПР находятся в противоречии с современными концептуальными подходами к организации коррекционно-развивающего обучения; процесс формирования положительного отношения к учению младших школьников с ЗПР не соответствует психофизиологическим особенностям этой категории детей.
Проблема исследования заключается в необходимости совершенствования процесса психолого-педагогической коррекции и оптимизации отношения к учебной деятельности детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников с ЗПР.
Предметом исследования - коррекция и оптимизация отношения к учебной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста в процессе обучения.
Целью исследования является разработка и апробация комплекса психолого-педагогических условий, форм и методов по формированию полож^5льного отношения к учебной деятельности у младших школьников с ЗПР на основе изучения современных аспектов учебной деятельности детей с ЗПР.
В качестве рабочей гипотезы диссертационного исследования было принято предположение о том, что коррекция и оптимизация отношения младших школьников с ЗПР к учебной деятельности будет более эффективной:
• если в процессе обучения будут учитываться факторы, влияющие на систему отношений ребенка (психофизиологические особенности развития, психолого-педагогические условия обучения);
• если в процессе учебной и внеучебной деятельности учащихся будет реализован комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, оптимизирующих отношение к учению.
Исходя из цели и гипотезы были определены следующие задачи:
1. Провести анализ закономерностей нарушений отношения учащихся с ЗПР к процессу учения в современной психолого-педагогической литературе.
2. Выявить условия, факторы, механизмы формирования положительного отношения к учению у детей с ЗПР.
3. Разработать комплекс адекватных психолого-педагогических форм и методов коррекции нарушений отношения к учебной деятельности у учащихся начальных классов с ЗПР.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили принципиальные положения науки о психологической структуре личности, единстве социального и биологического, в обусловленности ее развития, содержащиеся в трудах Б.Г. Ананьева, J1.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова; теории соотношения интересов и мотивов в учебной деятельности (Л.И. Божович, Л.А. Гордон); педагогические теории оптимизации учебно-познавательной деятельности младших школьников (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Г. Морозова, Л.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин).
В соответствии с поставленными задачами использованы следующие методы исследования:
• организационные методы (сравнительное изучение отношения учащихся начальных классов к учению, лонгитюдное наблюдение за процессом оптимизации системы отношений младших школьников);
• теоретические методы (изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы, касающейся изучения проблемы формирования положительного отношения младших школьников с ЗПР к учебной деятельности);
• эмпирические методы (анализ педагогической документации, анамнестических данных, изучение социального статуса, индивидуальное обследование учащихся, анализ деятельности младших школьников, констатирующий и формирующий эксперименты); - методы математической обработки, качественный и количественный анализ полученных данных: вычисление средних показателей, стандартного отклонения, определение критерия Стьюдента для установления достоверности различий.
Опытно-экспериментальной базой послужили общеобразовательные школы города Новосибирска № 4, № 12, № 13, № 90, негосударственное образовательное учреждение «Аврора». В эксперименте приняли участие 145 учащихся младших классов, из них 95 детей с задержкой психического развития и 50 детей с нормой развития.
Научная новизна исследования:
1. Выделены критерии определения степени сформированности положительного отношения младших школьников с ЗПР к учению, на основе чего определены группы детей с различными типами отношения и дано их описание.
2. Разработан и экспериментально апробирован комплекс психолого-педагогических мероприятий коррекции и оптимизации отношения младших школьников с ЗПР к процессу учения.
Теоретическая значимость исследования заключается в доказательстве эффективности психолого-педагогической коррекции отношения младших школьников с ЗПР к учебной деятельности с учетом их психофизиологических особенностей и специфики механизмов нарушений в системе отношений, которые стали составной частью комплекса коррекционных мероприятий по оптимизации отношения учащихся к учению.
Практическая значимость: 1. Разработан комплекс коррекционно-восстановительных мероприятий может оказать практическую помощь психологам и педагогам в решении проблемы оптимизации положительного отношения к учению у младших школьников с ЗПР.
2. Результаты исследования используются для оптимизации учебной деятельности детей с ЗПР в рамках образования в школах г. Новосибирска.
3. Методические материалы диссертации применяются в рамках системы профессиональной подготовки учителей начальных классов, школьных психологов, и в системе повышения квалификации работников образования.
Достоверность и надежность научных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций диссертации, репрезентативностью и статистической значимостью опытных данных.
На защиту выносятся:
1. Система изучения механизмов нарушений отношения младших школьников с задержкой психического развития к учебной деятельности.
2. Комплекс психолого-педагогических мероприятий по коррекции и оптимизации отношения к учебной деятельности младших школьников, обеспечивающий учет их психофизиологических особенностей и социальной ситуации развития.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПР О (Новосибирск, 1998, 1999, 2001), Международной конференции «Педагогические и медицинские проблемы валеологии» (Новосибирск, 1999), Всероссийской конференции «Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» (Новосибирск, 2002), в ходе Межрегионального симпозиума «Медицинские и педагогические проблемы валеологии» (Новосибирск, 1996), на региональной научно-практической конференции «Развитие вариативного образования» (Новосибирск, 1997). Основные результаты исследования излагались в лекциях студентами филиала МПГУ в г. Новосибирске и работникам образования в ходе повышения квалификации и переподготовки специалистов по направлениям «Специальная психология», «Педагогика и психология».
Организация исследования.
Диссертационное исследование проводилось поэтапно в течение 1997-2002 г.
Первый этап (1997-1998): определение теоретической и методологической основы исследования, подбор диагностических методов, уточнение схемы исследования, изучение специальной литературы, посвященной проблеме оптимизации отношения к учебной деятельности у младших школьников с отклонениями в развитии.
Второй этап (1998-1999): проведение констатирующего эксперимента по выявлению закономерностей нарушений отношения младших школьников с ЗПР к процессу учения.
Третий этап (1999-2001): формирующий эксперимент, включающий разработку и апробацию комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по оптимизации отношения к учебной деятельности у младших школьников с ЗПР.
Четвертый этап (2001-2002): контрольный эксперимент, проведение качественного и количественного анализа результатов исследования, оформление выводов и рекомендаций.
В исследование были включены две группы учащихся младшего школьного возраста:
• экспериментальная группа детей с диагнозом «задержка психического развития» (различной этиологии) 95 человек;
• контрольная группа условной нормы развития - 50 человек.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 431 источник, в том числе 9 на иностранном языке, приложения, включающего 17 таблиц, 13 рисунков и описание условий, форм и методов коррекционной работы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 81 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz