Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 12 » Скачать Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в переходный от старшего школьного к студенческому бесплатно
9:47 PM
Скачать Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в переходный от старшего школьного к студенческому бесплатно
Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в переходный от старшего школьного к студенческому период обучения

Диссертация

Автор: Зобков, Александр Валерьевич

Название: Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в переходный от старшего школьного к студенческому период обучения

Справка: Зобков, Александр Валерьевич. Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в переходный от старшего школьного к студенческому период обучения : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Владимир, 2004 214 c. : 61 04-19/768

Объем: 214 стр.

Информация: Владимир, 2004


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологический анализ проблемы саморегуляции учебной деятельности учащихся юношеского возраста
11 Индивидуальные особенности саморегуляции деятельности
12 Личностно-деятельностный подход к регуляции деятельности
13 Психологические особенности учащихся юношеского возраста
14 Методы и организация исследования
Глава 2 Исследование структурных и содержательных характеристик саморегуляции учебной деятельности в переходный период обучения от старшего школьного к студенческому
21 Анализ психорегуляции учебной деятельности учащихся юношеского возраста с позиции психологической теории деятельности
22 Исследование структурной организации механизма саморегуляции объективных проявлений отношения учащихся к учебной деятельности в переходный период обучения от старшего школьного к студенческому
23 Исследование качеств личности учащихся, обеспечивающих им разработку стратегии самовоспитательной работы
24 Исследование роли ценностей в саморегуляции деятельности учащейся молодежи
25 Исследование динамики структурных компонентов механизма психической регуляции учебной деятельности учащихся в переходный период обучения от старшего школьного к студенческому
Глава 3 Психолого-педагогический эксперимент по формированию личностных, компонентов саморегуляции учебной деятельности учащихся юношеского возраста
31 Обоснование формирующего эксперимента
32 Программа и результаты формирующего эксперимента

Введение:

Актуальность исследования. В психологической науке, в ее теоретических и практических отраслях проблема саморегуляции учебной деятельности недостаточно изучена и освещена. Следует признать, что практически отсутствуют работы, раскрывающие роль целостного личностного механизма саморегуляции учебной деятельности учащихся: целеполагания, самооценки, уверенности, качеств личности характеризующих эмоционально-волевую, морально-нравственную, интеллектуальную, коммуникативную сферы, результативности. Исключение составляют работы К.А. Абульхановой-Славской, О.В. Дашкевича, В.А. Зобкова, O.A. Конопкина, В.И. Моросановой, В.Э. Чудновского. Причем содержание вышеперечисленных работ не затрагивает переходный этап в развитии учащихся от старшего школьного к студенческому возрасту. Особенно слабо в литературе представлены средства и методы психолого-педагогической работы по формированию целостного личностного механизма психической регуляции учебной деятельности.
Современное состояние разработки проблемы подсказывает необходимость проведения комплексного структурно-генетического исследования, ориентированного на выявление динамики становления личности учащегося от старшего школьного к студенческому периоду обучения, на определение места и роли целостной совокупности личностных факторов в регуляции учебной деятельности на этапе перехода от школьного к студенческому возрасту. Это и обусловило выбор данной темы исследования -«Личностно-деятельностные компоненты саморегуляции учебной деятельности в переходный от старшего школьного к студенческому период обучения».
Методологическая основа исследования базируется на общефилософском принципе объективности, требующем глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемого явления; диалектике как общем методе познания, предлагающей целостное всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи; системном подходе, как общеметодологическом принципе науки; на принципе историзма, предлагающем генетический объективный подход к изучению явлений, а также на основе следующих подходов, концепций:
• личностно-деятельностного подхода Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна,
A.Н. Леонтьева;
• теории учебной деятельности В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Ю.П.Поварёнкова, Д.Б. Эльконина;
• теоретических концепций психической регуляции деятельности, воли, эмоций, отношений, мотивации, разработанных в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, В.К. Вшпонаса, О.В. Дашкевича, В.А. Зобкова,
B.А. Иванникова, O.A. Конопкина, В.Н. Мясшцева, В.Э. Чудновского, В.Д Шадрикова.
Объект исследования — индивидуальные и коллективные формы учебной деятельности учащихся переходного периода обучения от старшего школьного к студенческому.
Предмет исследования - личностно-деятельностные компоненты механизма саморегуляции отношения учащихся юношеского возраста, охватывающего переходный период обучения от школьного к студенческому.
Гипотеза исследования - структура личностно-деятельностных компонентов саморегуляции учебной деятельности претерпевает изменения от школьного к студенческому периоду обучения (1 курс), переходя от системной целостности к образованию отдельных подструктур, что и будет указывать на кризистность 1-го года обучения в вузе.
Можно надеяться, что целенаправленная организация учебной деятельности учащихся с учетом личностно-деятельностных компонентов саморегуляции, позволит поднять продуктивность учебной деятельности, решить воспитательные задачи становления мотивационно-смысловой сферы личности учащегося, обеспечить успешную социальную адаптацию студентов-первокурсников к изменившимся социальным условиям обучения.
Цель исследования - разработать модель механизма саморегуляции учебной деятельности учащихся переходного от старшего школьного к студенческому периода обучения.
В рамках исследования с учетом цели, гипотезы, объекта и предмета исследования, нами решались следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ актуального состояния следующих научных проблем: а) индивидуальных особенностей саморегуляции учебной и профессиональной деятельности; б) личностно-деятельностного подхода к регуляции учебной деятельности; в) психологических особенностей учащихся юношеского возраста;
2. Выявить структуру объективно-деятельностных характеристик (проявлений) отношения учащихся к учебной деятельности, участвующих в её саморегуляции в динамике от старшего школьного к студенческому периоду обучения, выявить общие для переходного периода и специфические для каждого этапа обучения доминирующие и подчиненные саморегуляционные объективные проявления; выявить структуру объективных проявлений отношения учащихся к учебной деятельности, участвующих в её саморегуляции, на этапную (через один год) и отдалённую перспективу.
3. Изучить временные границы основных ценностей и качеств личности учащихся, участвующих в саморегуляции учебной деятельности.
4. Выявить структуру психологического «механизма» саморегуляции учебной деятельности учащихся в динамике от школьного к студенческому этапу обучения.
5. Разработать комплекс психолого-педагогических средств, обеспечивающих эффективную саморегуляцию учебной деятельности и социальную адаптацию студентов первокурсников к новым условиям обучения и апробировать его в условиях формирующего эксперимента.
Методы исследования подбирались таким образом, чтобы изучить целостный процесс психической регуляции учебной деятельности учащихся в его динамике от 11-го класса к 1-му курсу обучения в ВУЗе. Исследовательская работа проводилась в условиях естественного, лабораторного и формирующего эксперимента.
Исследование осуществлено в 2001-2004 гг. В нем приняли участие учащиеся 11-х классов СШ №15 г. Владимира и студенты 1-го курса Владимирского государственного педагогического университета. Общее число испытуемых - 119 человека. Из них 49 - школьники, 70 - студенты.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что подвергнут специальному комплексному изучению процесс саморегуляции отношения учащихся юношеского возраста к учебной деятельности в переходный от школьного к студенческому период обучения;
• выявлены и проанализированы структурные механизмы саморегуляции объективно-деятельностных проявлений отношения учащихся юношеского возраста к учебной деятельности;
• определены временные границы основных ценностей учащейся молодежи и выявлена роль последних в саморегуляции отношения их к учебной деятельности;
• выявлены саморегуляционные качества личности учащихся юношеского возраста; характеризующие её с идеальной стороны и со стороны требований современного общества, необходимые для проведения воспитательной работы.
• разработана модель целостного личностного механизма саморегуляции учебной деятельности учащихся юношеского возраста на заключительном школьном и на первом студенческом этапах обучения;
• разработана и апробирована программа формирования мотивационной составляющей механизма саморегуляции учебной деятельности студентов-первокурсников.
Теоретическая значимость определяется вкладом в общепсихологическое знание, а также в возрастную и педагогическую психологию по проблеме саморегуляции учебной деятельности учащихся юношеского возраста в переходный от старшего школьного к студенческому период обучения. В частности, выявлена структура объективно-деятельностных проявлений отношения, а также структура целостного личностного механизма саморегуляции учебной деятельности учащихся юношеского возраста на разных этапах обучения: на школьном и вузовском; выявлены основные ценности и качества личности, участвующие в саморегуляции жизнедеятельности учащихся; средства коррекции личностных компонентов механизма саморегуляции учебной деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты обогащают теоретический фонд современного знания по психологии саморегуляции деятельности человека; имеют значение для решения проблем организационно-педагогического характера при модернизации школьного и вузовского образования на современном этапе. Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических вузов, факультетов психологии, для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей.
Достоверность результатов исследования обеспечивается его общетеоретической ориентацией на ведущие концепции отечественной психологии, использованием комплекса методов многостороннего изучения личности в сочетании с объективно-психологическим анализом деятельности, результатами апробации формирующей программы, привлечением современных методов статистической обработки данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в исследовании материалы и результаты апробированы:
• в процессе экспериментально-педагогической работы автора со школьниками и студентами ВГПУ;
• в публикациях по теме исследования (14 публикаций); в сообщениях на заседаниях кафедры общей и педагогической психологии ВГПУ (2001-2004г.г.); в докладах на конференциях и конгрессах различного уровня (г. Кострома-2001-2004г.г., г. Ярославль -2002, г. Иваново-2003 г., г. Владимир-2002-2004 г.г., г. Казань-2004 г., г. Уфа-2004 г.).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 91 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz