Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 12 » Скачать Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности. Челнокова, Анастасия Викторовна бесплатно
10:04 PM
Скачать Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности. Челнокова, Анастасия Викторовна бесплатно
Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности

Диссертация

Автор: Челнокова, Анастасия Викторовна

Название: Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности

Справка: Челнокова, Анастасия Викторовна. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 / Челнокова Анастасия Викторовна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького] - Пермь, 2009 - Количество страниц: 188 с. ил. Пермь, 2009 188 c. :

Объем: 188 стр.

Информация: Пермь, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КРЕАТИВНОСТЬ: ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ И
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ, ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
11 Проблема креативности в психологической науке: личностные и когнитивные аспекты
111 Современные представления о креативности
112 Креативный потенциал личности
113 Креативное мышление
12 Я-концепция и мотивы достижения как детерминанты креативности
121 Креативность под углом зрения Я-концепции
122 Мотивационный ресурс креативности
123 Совместные вклады Я-концепции и мотивов достижения в креативность
13 Пол как фактор креативности
131 Некоторые современные тенденции исследований пола: различия и сходство между женщинами и мужчинами
132 Исследования креативности в связи с полом
133 Пол в креативности: прямые сравнения и структурный подход
14 Проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования
141 Проблема
142 Цель и задачи исследования
143 Объект и предмет исследования
15 Предпосылки и исследовательские гипотезы
151 Полимодальный подход к Я-концепции и мотивам достижения с позиций концепции метаиндивидуального мира
152 Метаиндивидуальная модель креативности
153 Пол как предиктор креативности
154 Исследовательские гипотезы
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
21 Общая схема исследования
22 Участники
23 Методики
231 Креативный потенциал личности
232 Креативное мышление
233 Полимодальное Я
234 Полимодальные мотивы достижений
24 Процедура, исследовательский дизайн, анализ данных
241 Процедура
242 Исследовательский дизайн
243 Анализ данных
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
31 Вклады полимодального Я и полимодальных мотивов достижения в креативность
311 Модель личностно-мотивационных факторов креативного потенциала личности
312 Модель личностно-мотивационных факторов креативного мышления
313 Интегративная модель личностно-мотивационных факторов креативности
32 Пол как фактор детерминации креативности
321 Прямые сравнения креативности девушек и юношей
322 Модели личностно-мотивационных факторов креативности девушек
323 Модели личностно-мотивационных факторов креативности юношей
324 Интегративные модели личностно-мотивационных факторов креативности девушек и юношей
ОБСУЖДЕНИЕ
ВЫВОДЫ

Введение:

Инновации (нововведения и связанные с ними изменения) являются важным ресурсом развития современного общества. Креативность как способность ставить новые задачи и находить для них нестандартные решения является существенным фактором формирования культуры инновационного мышления, важным человеческим ресурсом инновационной деятельности. В связи с этим создание социальной среды, направленной на стимулирование и развитие творческого мышления и креативного потенциала личности, представляется одной из важнейших социальных и образовательных задач. Для ее решения последовательные и развернутые научные исследования, направленные на углубление знаний о креативности, следует продолжать и развивать. В настоящей работе предпринята попытка сделать очередной шаг в изучении этого феномена.
Актуальность проблемы. В своей работе, посвященной проблемам личности, творчества и искусства, JI. Я. Дорфман, В. М. Петров и К. Мартиндейл отмечают: «Мы не можем претендовать на понимание человеческой психики и сознания до тех пор, пока не поймем, как психика и сознание функционируют наилучшим образом. Конечно, любой человек может что-то запоминать или забывать: тысячи исследований выполнены в этой области, и многое здесь уже в достаточной степени известно. Теперь нужно обратить, внимание на то, как немногие люди способны создавать величайшие творения искусства или великие научные теории» (2002, с. 11—12). Действительно, проблема творчества и креативности как способности к творчеству составляет важный предмет современной психологической науки. Креативность, являясь одним из наиболее сложных и интегративных явлений, вовлекает в себя по существу всю совокупность психических процессов и структур, в «особом преломлении» отражая наиболее значительные проблемы психологии (Е. А. Валуева, 2007; Д. В. Ушаков, 2005). Исследования творчества имеют богатую традицию в отечественной (Д. Б. Богоявленская, 2002; А. В. Брушлинский, 1996; Б. А. Вяткин, 2005; В. Н. Дружинин, 1995, 2005; М. С. Егорова, 2000; Д А. Леонтьев, 2004; А. М. Матюшкин, 1993, 2003; В. С. Мерлин, 1991; В. А. Моляко, 1994; В. М. Петров, 2006; А. Н. Поддъяков,
2006; Я. А. Пономарев, 1983, 1988, 1994; С. Л. Рубинштейн, 1999; А. И. Савенков, 2000; И. Н. Семенов, 2005; Б. М. Теплов, 1985; Д. В. Ушаков, 2005, 2006; М. А. Холодная, 1993, 1996, 2002; В. Д. Шадриков, 1983, 1996, 2002; М. Г. Ярошевский 1985) и зарубежной (Т. М. Amabile, 1983, 1996; F. Barron, 1969, 1981; М. Csikszentmihalyi, 1997; 1999; Е. De Bono, 1992; Н. J. Eysenck, 1993, 1995; J. P. Guilford, 1967; C. Martindale, 1999, 2002; R. J. Sternberg, 2002) психологической науке. В последнее время в отечественной психологии заметно возрос интерес и собственно к проблемам креативности (И. С. Аверина, Е. И. Щеблано-ва, 1996; Д. Б. Богоявленская, 2002; Е. А. Валуева, 2007; А. Н. Воронин, 2006; В. А. Гасимова, 2004; JL Я. Дорфман, 2002-2007; Г. В. Ковалева, 2002; Т. И. Порошина, 2000; О. М. Разумникова, 2002, 2005; И: Г. Соснина, 2000; М. Т. Таллибулина, 2003; К. А. Торшина, 1998; Д. В. Ушаков, 2004; В. С. Юрке-вич, 2002). Однако, несмотря на большой объем исследований, ряд фундаментальных проблем креативности остается недостаточно изученным как теоретически, так и эмпирически.
Креативность является сложным и многомерным феноменом, который проявляется также в плане индивидуальности (личности) и когнитивных процессов. В последнее время в, этой области исследований наметились интегративные тенденции. О. М. Разумникова с сотр. (1999, 2005, 2007) обнаружили взаимодействия личностных и когнитивных характеристик субъектов, различающихся, по степени оригинальности мышления. R. R. МсСгае (1987), изучая^ взаимодействие различных параметров дивергентного мышления с характеристиками личности, пришел к выводу о том, что в исследованиях креативности правомерным является совмещение этих двух планов, исследования. Тем не менее работ интегратив-ной направленности весьма немного, а потому проблема интеграции личностного и когнитивного планов изучения креативности остается актуальной, требует новых и дополнительных исследований.
В этом русле следует отметить недостаточность разработки проблемы взаимосвязей- Я-концепции и мотивов достижения с креативностью. Данные ряда исследований свидетельствуют о том, что Я-концепция.связана с креативностью и может рассматриваться в качестве одного из ее источников (Г. В. Ковалева, 2002; R. В. Cattell, 1979; М. Csikszentmihalyi, 1997; Н. J. Eysenck, 1995;
H. G. Gough, 1979; M. A. Runco, 1999). Во многих работах подчеркивается значимость мотивации достижения для творческих успехов (Ю. Д. Бабаева, 1997; Т. О. Гордеева, 2006; А. А. Деркач, 2004; А. И. Савенков, 2000; К. А. Хеллер, 1997; В. S. Bloom, 1985; J. S. Renzulli, 1986; R. J. Sternberg, 1996, 2002 и др.). В литературе также имеется большое количество данных о тесных связях Я-концепции и мотивов (S. М. Andersen & S. Chen, 2002; A. Bandura, 1999; Н. Heckhausen, 1982; Е. М. Skaalvik, 1997 и др.). Более того, согласно некоторым представлениям происхождение мотивов восходит к Я-концепции (L. Gaertner et al., 2002; С. Martindale, 1980; Т. Pyszczynski et al., 2004). Поэтому правомерно Я-концепию и мотивы достижения в качестве факторов креативности рассматривать как относительно самостоятельную проблему. Однако исследования Я-концепции и мотивов достижения в контексте их возможных совместных вкладов в креативность не проводились. Эта проблема остается открытой и требует изучения.
В данной работе проблема вкладов Я-концепции и мотивов достижения в креативность изучается с позиций многоаспектного (полимодального) подхода к Я-концепции и мотивам достижения- (JI. Я. Дорфман, 2004, 2008) и продолжает линию исследований взаимоотношений Я-концепции и когнитивных процессов (В. А. Гасимова, 2004, 2008; Е. В. Дудорова, 2004; Г. В. Ковалева, 2002; О. П. Феногентова, 2002; С. А. Щебетенко, 2004), Я-концепции и креативности (JI. Я. Дорфман, 2002, 2005; Г. В. Ковалева, 2002; И. В. Смирнова, 2002). Однако в рамках концептуальной модели полимодального Я и полимодальных мотивов достижения личностные и когнитивные аспекты креативности совместно не изучались. В данной работе предпринята попытка восполнить этот пробел, что также определяет ее актуальность.
Проблема вкладов пола в креативность является наименее изученной и наиболее запутанной. В исследованиях креативности в связи с полом выделяются две независимые традиции: прямые сравнения* креативности у женщин и мужчин (J. Ваег, 1998, 1999) и исследования возможных предикторов креативности у женщин и мужчин по отдельности (О. М. Разумникова, 2004; О. М. Разумникова, О. С. Шемелина, 1999; И. В. Смирнова, 2002; Н. J. Eysenck, 1995; С. Martindale &
0. Vartanian, 2000; О. Razumnikova, 2005; О. М. Razumnikova, N. V. Volf &
1. V. Tarasova, 2007). Данные, полученные в русле этих разных традиций, являются мало связанными и противоречивыми, поэтому необходимы дальнейшие исследования половых особенностей креативности. Новым поворотом в исследованиях вкладов пола в креативность может быть постановка вопроса о том, каковы совместные вклады Я-концепции и мотивов достижения с креативностью в связи с полом. Изучение этого вопроса является актуальным для понимания половых различий и полового сходства по креативности.
Целью исследования является изучение личностно-мотивационных и половых особенностей креативности.
Объектом исследования являются личность и мышление.
Предметом» исследования являются» взаимосвязи Я-концепции и мотивов достижения с креативным потенциалом- личности и креативным мышлением и своеобразие этих взаимосвязей в зависимости от пола.
Методологической и теоретической основой исследования являются системный подход (Б. А. Вяткин, 2008; Кузьмин, 1982; В. С. Мерлин, 1986), концепции метаиндивидуального мира и полимодального Я, метаиндивидуальная. модель креативности (JT. Я. Дорфман, 2006, 2007).
Теоретическое значение. В работе соотнесены отечественная^ зарубежная теоретические традиции в исследованиях креативности. Работа развивает современную теорию креативности, дополняя ее представлениями, о вкладах Я-концепции и мотивов достижения в креативный потенциал личности и креативное мышление, вводит представления об интегративных личностно-мотивационных механизмах креативности.
Научная новизна работы характеризуется следующим. Впервые построена интегративная модель вкладов личностно-мотивационных факторов» в креативность. Обнаружено сходство в изменениях креативного потенциала личности и креативного мышления в зависимости от их личностно-мотивационных детерминант. Впервые установлено, что мотивы достижения являются опосредующими звеньями в связях Я-концепции с креативностью. Впервые выявлены сходство и различия во вкладах Я-концепции и мотивов достижения в креативность; в зависимости от пола.
Были;поставлены четыре задачи исследования:
1. Выяснить вклады Я-концепции и мотивов достижения в креативный потенциал личности и креативное мышление.
2. Построить интегративную модель личностно-мотивационных детерминант креативности.
3. Определить вклады» пола, в креативный, потенциал личности и креативное; мышление.
4. Построить- интегративные: модели личностно-мотивационных детерминант креативности у девушек и юношей:
Исследовательские гипотезы; На основании анализа литературы и в соответствии с задачами исследования; были выдвинуты следующие исследовательские гипотезы::
1. Субмодальности полимодального Я выступают в качестве- детерминант, а. субмотивы полимодальных мотивов стремления, к успеху и * избегания неудачи -в; качестве медиаторов креативного потенциалашичности:
2. Субмодальности' полимодального Я выступают в качестве детерминант, а субмотивы полимодальных мотивов стремления к успеху m избегания неудачи -в качестве медиаторов креативного мышления:
3. Субмодальности полимодального Я выступают в качестве детерминант, а субмотивы полимодальных мотивов стремления к успеху и избегания неудачи в качестве медиаторов одновременно и креативного потенциала личности и креативного мышления.
4*. Между девушками иг юношами - имеет, местом сходство5 по»степени выраженности у них креативнош потенциала личности >и креативного мышления. 5: Субмодальности полимодального: Я и субмотивы полимодальных мотивов достижения по-разному производят вклады; в креативный потенциал личности и креативное мышление девушек и юношей.
Участники. В-исследовании приняли участие 142 студента физического факультета Пермского государственного педагогического университета — 64 юноши и 78 девушек, возраст в диапазоне от 16 до 22 лет (М = 18.17, SD = 1.70).
Методики. Креативный потенциал личности измерялся Контрольным каталогом прилагательных Хоуга (Н. G. Gough & А. В. Jr. Heilbrun, 1983), креативное мышление - тестом «Необычное использование предмета» (Alternate Uses Task) (И. С. Аверина, Е. И. Щебланова, 1996; J. P. Guilford, 1967; М. A. Wallach & N. Kogan, 1965). Полимодальное Я* измерялось «Пермским вопросником Я» (Л. Я. Дорфман, 2008), полимодальные мотивы стремления-к успеху и избегания неудачи — «Пермским вопросником полимодальных мотивов стремления к успеху и избегания неудачи» (Феногентова, 2002). Вопросники характеризовались конструктной валидностью и надежностью. Тесты на креативность мышления и вопросники предъявлялись участникам исследования» в случайном порядке в ходе групповых сессий.
Исследовательский дизайн и анализ данных. Применялись корреляционный и Ex post facto дизайны. В'рамках корреляционного дизайна данные подвергались конфирматорному факторному анализу и путевому анализу в терминах структурных линейных уравнений. Строились, структурные модели вкладов полимодального Я и полимодальных мотивов* достижения в креативный-потенциал личности и креативное мышление и половых особенностей этих вкладов. В рамках Ex post facto дизайна при помощи однофакторного дисперсионного анализа проводились прямые сравнения степени выраженности креативного потенциала личности и креативного мышления у девушек и юношей.
Практическое значение и. внедрение. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при'чтении курсов психологии творчества, общей психологии и психологии личности на факультетах психологии педагогических университетов и институтов искусства и культуры. Материалы диссертации могут быть использованы при проведении дальнейших исследований творчества и креативности. Результаты исследования- успешно внедрены в курс лекций и семинарских занятий «Психология творчества» в
Пермском государственном институте искусства и культуры, а также, в курс «Общей и педагогической психологии» в рамках повышения- квалификации учителей общеобразовательных учреждений в Пермском Центре образовательных программ.
Апробация> работы. Основные положения диссертации докладывались на XX и XXIV Мерлинских чтениях (Пермь, 2005, 2009), международном конгрессе по креативности и психологии искусства (Пермь, 2005); четвертом съезде Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, 2007), научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» (Санкт-Петербург, 2007). Материалы диссертации докладывались и обсуждались» на кафедре .психологии и педагогики Пермского государственного института искусства', и культуры (2006, 2007, 2008). По теме исследования опубликованы 1 статья.в-журнале «Образование и наука» (2008), включенном? bs список, изданий;, рецензируемых ВАК, 2 главы в-коллективной монографии; 2Статьи и 4 тезиса докладов^.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Креативность - это интеграгивный феномен,.складывающийся из креативного потенциала личности и креативного мышления. Креативный потенциал личности и креативное мышление' интегрируются не прямо; а опосредованно^ через их личностно-мотивационные детерминанты.
2. Полимодальное: Я' выступает в. качестве детерминанты, креативности, а полимодальные мотивы достижения?— в роли медиаторов между полимодальным Я и креативностью.
3. Вклады полимодального Я и полимодальных мотивов достижения в креативность, носят дифференцированный характер. Преимущественные вклады в креативность, производят субмодальности полимодального Я и субмотивы полимодальных- мотивов достижения; в которых выражаются; склонности к автономности и обладанию.
4. Девушки и юноши не отличаются- между собой по степени выраженности у них креативности. ,
5. Различия в креативности между девушками и юношами обнаруживаются,в структурном^ плане и на уровне личностно-мотивационных детерминант. В креативность девушек производят вклады их субмодальности полимодального Я и субмотивы полимодальных мотивов достижения, выражающие склонность к обладанию, в креативность юношей — их субмодальности полимодального Я и субмотивы полимодальных мотивов достижения, выражающие склонность к автономности.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, обсуждения, выводов, списка литературы, 9 приложений. Работа изложена на 188 страницах, содержит 10 таблиц, 9 рисунков. Список литературы насчитывает 297 наименований, из них 181 - на английском языке.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 223 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz