Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Лингводидактические основы обучения орфографии методом исторического комментирования. Лысова, Ольга Васильевна бесплатно
9:23 AM
Скачать Лингводидактические основы обучения орфографии методом исторического комментирования. Лысова, Ольга Васильевна бесплатно
Лингводидактические основы обучения орфографии методом исторического комментирования

Диссертация

Автор: Лысова, Ольга Васильевна

Название: Лингводидактические основы обучения орфографии методом исторического комментирования

Справка: Лысова, Ольга Васильевна. Лингводидактические основы обучения орфографии методом исторического комментирования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Уфа, 2005 282 c. : 61 06-13/673

Объем: 282 стр.

Информация: Уфа, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1Влияние исторической фонетики на формирование русского правописания: исторический комментарий фактов современной русской орфографии
§ 1 Факторы, поддерживающие традиционное правописание современного русского языка
§ 2 Структура слога в историческом развитии
21 Закон открытого слога
22 Монофтонгизация дифтонгов и дифтонгических сочетаний
23 Преобразование сочетаний *tort, *tolt, *tert, *telt
24 Изменение начальных сочетаний * ort, * oit
25 Закон слогового сингармонизма
§ 3 Исторические процессы в области гласных звуков
31 Отражение чередования долгих и кратких гласных звуков индоевропейского языка-основы в чередованиях гласных современного русского языка
32 Судьба носовых гласных и связанное с ней чередование звуков в современном русском языке
33 Падение редуцированных в древнерусском языке и явления, связанные с этим процессом
34 Переход е в о(е)
35 История Ъ
36 Аканье
§ 4 Исторические процессы в области согласных звуков
41 Категория твердости-мягкости согласных
42 Смягчение заднеязычных *g, *k, *ch
43 Смягчение согласных в результате воздействия [j] и вызванные им чередования согласных звуков в современном русском языке
44 История шипящих [ж], [ш] и аффрикат [ч], [ц]
Глава 2 Лингвометодические основы использования исторического комментирования в обучении орфографии на уроках русского языка
§ 1 Принципы современной русской орфографии как основа методики обучения правописанию
§ 2 Методы усвоения орфографии в современной методике преподавания русского языка
§ 3 Методические принципы использования исторического комментирования в обучении орфографии
§ 4 Система упражнений, связанных с использованием исторического комментирования на уроках русского языка
§ 5 Результаты эксперимента по использованию исторического комментирования в обучении орфографии

Введение:

I Общая характеристика работы
Настоящая диссертация выполнена в русле современных проблем лингводидактики и содержит результаты исследования, предметом которого явился историко-лингвистический комментарий фактов современной русской орфографии и включение его в виде исторического комментирования в школьный курс русского языка.
Актуальность исследования определяется рядом факторов в условиях модернизации российской системы образования. Новый стандарт образования предусматривает формирование высоко образованной и компетентной личности, г способной к самореализации и саморазвитию; отмечается необходимость усиления культурологического аспекта формирования личности школьника, основанного на возрождении национально-культурных традиций.
Между тем наблюдается низкий уровень культуры речи, снижение орфографической грамотности школьников. В какой-то мере это связано с полным отсутствием исторического подхода к обучению русскому языку, в том числе орфографии. Необходимость историко-лингвистических экскурсов в программе и учебниках русского языка становится все более настоятельной в связи с проблемой гуманизации образования, задачей которой является формирование и воспитание подлинно образованного и грамотного человека, достойного гражданина своей страны, знающего и уважающего историю и традиции народа, что невозможно без знания его языка, культуры и истории.
В связи со сказанным правомерной представляется гипотеза, согласно которой историко-лингвистические знания являются предпосылкой формирования у школьников лингвистического мышления, способствуют повышению орфографической грамотности на основе осознанного усвоения исторических (традиционных) написаний.
Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы историко-лингвистического комментария при изучении орфографии и попытке подойти к ее решению в новом, актуальном и ранее не изученном аспекте: связать преподавание орфографии русского языка в школе с историей языка, разработать дидактический материал, который в своем содержании охватывает как теоретические основы, так и систему практических упражнений и творческих заданий по овладению орфографией.
Целью предпринятого исследования является определение научно-методических основ историко-лингвистического комментирования на уроках русского языка в общеобразовательной школе, способствующего ф совершенствованию орфографических навыков учащихся и развитию их лингвистического мышления.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть «так называемые ограничения и нарушения морфологического принципа орфографии», связанные со слоговым принципом графики и историческими чередованиями звуков; разработать к ним лингво-исторический комментарий;
2) связать изучение фактов истории русского языка с вопросами современного состояния фонетики, орфографии и графики;
3) сформулировать принципы включения исторического комментария в школьный курс русского языка; определить оптимальные методы и формы преподавания и изучения историко-лингвистического материала на уроках русского языка;
4) разработать систему упражнений, включающую историческое комментирование современных языковых явлений в области фонетики, графики и орфографии с использованием разнообразного дидактического материала.
Эти задачи соответствуют лингвистической и лингвометодической направленности диссертационного исследования, в котором наряду с описанием системы фонетического строя древнерусского языка в развитии и сопоставлении с ? современным русским языком ставится проблема формирования лингвистической компетенции учащихся и предлагается ее решение в рамках «Программы по углубленному изучению русского языка как родного для 5-11 классов», разработанной под руководством проф. Л.Г. Саяховой и проф. Т.Н. Дорожкиной.
Предметом исследования являются традиционные написания, обусловленные историческими изменениями в фонетике русского языка, объектом изучения - исторический комментарий к некоторым правилам орфографии современного русского языка и методика его использования на уроках русского языка как родного.
Теоретической базой исследования послужили научные труды т отечественных и зарубежных славистов и историков языка: В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Вал. Вас. Иванова, Вяч. Вс. Иванова, В.В. Колесова, A.M. Селищева, A.A. Реформатского, A.A. Шахматова, Н. Ван-Вейка, А. Мейе и других.
В трудах этих ученых рассматриваются многие факты современного русского языка, являющиеся результатом языковых процессов, которые происходили в нем в течение веков, фиксируется внимание на тех явлениях языка, которые не могут быть поняты с точки зрения современных закономерностей русского языка, поскольку они имели место в далеком прошлом, а значит, могут быть объяснены лишь всей совокупностью лингво-исторического развития языка.
Развитие орфографической науки, методики и психологии обучения правописанию имеет прочную базу предыдущих изысканий, у истоков которых лежит учение М.В. Ломоносова о связи русского правописания с произносительной стороной речи, об опоре его на словообразовательные элементы слов, о важности учета морфологического («словопроизводственного») принципа, обеспечивающего осмысленное отношение к письменной речи (чтению и письму). Эти идеи рассматриваются в трудах по теории орфографии XIX - ХХв.в. лингвистами Я.К. Гротом, И.А. Бодуэном де Куртенэ, Д.Н. Ушаковым, А.Н. Гвоздевым, А.Б. Шапиро, В.Ф. Ивановой, В.Г. Ветвицким и др.
Работы Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова и других ученых положили начало разработке теоретических и экспериментальных основ методики орфографии.
В 40-60-е годы ХХв. начала складываться методика обучения орфографии на основе правил. Большинство исследователей (М.В. Ушаков, A.M. Пешковский, A.B. Текучев, М.М. Разумовская и др.) отмечают, что ведущей тенденцией в современной методике преподавания русской орфографии и психологии ее усвоения учащимися является теоретическое направление, разрабатывающее идею обучения правописанию сознательным путем: на основе определенных знаний, с помощью правил. Именно в русле этого направления сложился школьный курс орфографии.
Таким образом, накоплен богатейший интересный материал теоретического и практического характера, позволяющий судить о высоком уровне современной ф историко-лингвистической славяноведческой науки, теории и методики обучения правописанию. Можно говорить и о реальных исследованиях, направленных на разработку и создание историко-лингвистической учебной литературы. Так, в ряде методических работ (например, в трудах А.И. Павлович, В.В. Иванова и З.А. Потихи, Р.И. Тихоновой и др.) дается исторический комментарий к некоторым разделам школьного курса русского языка. Но в настоящее время перечисленные источники в целом не обеспечивают потребности учителя в историческом языковом материале, необходимом для формирования у учащихся целостного представления о системе языка, о характере исторических процессов в языке, обусловивших его современное состояние. На сегодняшний день в школе ощущается острая необходимость в подобного рода методической литературе с * исторической составляющей.
Основными методами исследования послужили: сравнительно-исторический метод, сочетающий в себе сравнение фактов разных эпох в развитии русского языка и изучение языковых процессов в тесной связи с анализом истории русского народа (А.Х. Востоков, И.И. Срезневский и др.); методы лингвокультурологии как нового направления в лингвистике, изучающего вопросы этнокультурной специфики языкового сознания и различных аспектов языка (В.В.Воробьев, Ю.Е.Прохоров, В.М. Шаклеин); метод описания личности, выраженной в языке, то есть языковой личности (Ю.Н. Караулов); метод усвоения орфографии, с лежащим в его основе орфографическим навыком - сложным 4 речевым процессом, в формировании которого участвуют не только зрительное восприятие и запоминание слов, но и слуховой образ слова, речедвигательные представления и двигательные восприятия (память пишущей руки) (Л.В. Щерба,
Н.С. Рождественский и др.); экспериментальный метод при выявлении уровня историко - лингвистической компетенции учащихся и учителей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Существование в системе современного правописания большого количества написаний, являющихся «реликтами» прошлых лет («так называемых ограничений и нарушений морфологического принципа»), требует обращения к истории русского языка.
2. Использование исторического комментирования на уроках русского языка, раскрывающее динамику фонетических процессов праславянского и древнерусского языков, создает предпосылки для сознательного усвоения орфографии русского языка, поскольку история языка даже самых отдаленных его периодов продолжается в современном его состоянии.
3. Интегрирование преподавания русского языка в школе с его историей, описание целостной системы фонетического строя древнерусского языка в сопоставлении с современным русским языком; объяснение исторических основ языка в доступной, интересной форме с использованием разнообразного дидактического материала будут способствовать формированию у учащихся навыков нормативного и целесообразного использования языковых средств в различных ситуациях общения на основе глубокого знания системы языка в синхронном и диахроническом аспектах. Освещение процесса развития языка, объяснение обусловленности существующих орфографических явлений формируют грамотность учащихся в процессе практической деятельности.
4. Разработанная в диссертации система заданий и упражнений, включающих изучение практического материала в области истории фонетики русского языка, будет способствовать развитию лингвистического мышления школьников, совершенствованию их орфографической грамотности, формированию их образного мышления и творческого воображения.
Теоретическая значимость исследования состоит в лингвометодическом осмыслении исторических процессов в фонетике русского языка и их влияния на формирование русской орфографии с целью отбора и систематизации наиболее значимых исторических явлений как объекта исторического комментирования на уроках русского языка при изучении орфографии.
Практическая значимость диссертации заключается в разработке ф исторического комментария к школьному курсу русского языка по фонетике, орфографии и графике. Результаты исследования могут способствовать повышению орфографической грамотности на уроках русского языка в рамках «Программы по углубленному изучению русского языка как родного для 5-11 классов», будут полезны при проведении факультативных занятий, олимпиад, предметных недель и т.д. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов по историческому комментированию для студентов-филологов, а также соответствующего элективного курса для учащихся.
Апробация работы
Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедр русского языка и методики его преподавания, общего и сравнительно-исторического языкознания, Щ современного русского языкознания Башкирского государственного университета. Основные результаты исследования апробированы на уроках русского языка как родного в 5-6 классах школы №4 г. Благовещенска в 2004-2005г.г.
Основные положения исследования были изложены в докладах и сообщениях на республиканских, межрегиональных и межвузовских конференциях (2003-2005г.г.): межвузовской научной конференции «Система языка в статике и динамике» (Уфа, 2003г.), республиканской научно-практической конференции «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» (Уфа, 2005г.), межрегиональной научно-практической конференции «Выявление и развитие одаренности учащихся в рамках личностно-• ориентированного образовательного процесса» (Уфа, 2005г.). По теме диссертации опубликовано 7 статей и учебно-методическое пособие для учителя «Исторический комментарий в обучении орфографии». Результаты работы нашли отражение на страницах методической газеты для учителей-словесников «Русский язык. Первое сентября» (Москва, изд-во «Просвещение») в статьях «Откуда есть пошла славянская письменность», «Глава о полногласии/неполногласии» (№10, 2005. - С.11-19); «Если хочешь познать истину, начни с азбуки» (№12, 2005. - С.28-31).
Цель и указанный круг задач обусловливают структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Каждая глава завершается выводами. В списке использованной литературы представлены 143 наименования научной и специальной литературы, 8 наименований словарей. В приложении приводятся фрагменты учебного пособия «Исторический комментарий при обучении орфографии на уроках русского языка».

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 139 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz